Хрустальный пик-2014: Пик Ленина по маршруту Скурлатова, соло
Вид на маршрут Скурлатова 1967 года из Ачик-Таша.
Я люблю "Хрустальный пик" за возможность пообщаться с интересными людьми. Такими как Алексей Тюлюпо.
Алексей в этом году "погулял" в районе пика Ленина, в одиночку. О чем мы с ним и поговорим...
На Риске о восхождении:
Не по классике на пик Ленина. Сольный первопроход пятой категории в тех же краях
К сожалению, Алексей ходил без фотокамеры, так что из иллюстраций - общие снимки и фото из другой поездки в горы. Но беседа не становится от это менее интересной.
Плюс, если что-то из вас пересекался с Алексеем на пике Ленина в этом сезоне и вдруг у вас есть его фото - добавляйте в комменты или присылайте мне - добавлю в пост! Заранее спасибо:))
Алексей во время восхождения на Кзылташ
На вопросы Риск.ру отвечает Алексей Тюлюпо
- Алексей, пик Ленина – гора, несколько «затоптанная» тысячами пар ботинок. Однако на ней до сих пор остался простор для приключений. Но многие ли альпинисты, приезжающие туда, готовы идти не по натоптанному?
На мой взгляд, вопрос готовности вторичен по отношению к вопросу о желании и мотивации. В конце концов, если человек не готов, ничто не мешает ему над этим работать. Просто люди ставят перед собой совершенно иные цели. Например, в этом сезоне на пик Ленина по классике взошли ребята, только что вернувшиеся с ЧР в Каравшине. Вот уж у кого хватило бы сил и техники пробежать ЛЮБОЙ маршрут на Ленина. Но что толку, если они хотели только проверить себя на высотную выносливость и поставить куда-нибудь галочку: «взошел на семитысячник».
Я ни в коем случае не хочу сказать, что они в чем-то не правы. Приехав туда после целого лета тренировочных сборов и соревнований, я бы тоже, наверное, захотел зайти на вершину в расслабленном режиме и максимально надежно. На самом деле, в день их штурмового выхода, погода была ужасная, и если бы они шли не по классике, могли и не подняться.
Но это отдельный случай. Большинство на Ленина составляют клиенты турфирм. И здесь подъем по тропинке выгоден всем участникам действа. Клиенты получают максимальные шансы добраться до вершины за относительно небольшие деньги – классический пример эффекта масштабов производства (как бы ни было отвратительно рассуждать об альпинизме в терминах экономической теории). Гиды получают предельно халявный, безопасный и стабильный заработок. Мне это все очень противно, но, будучи частью этой системы, я не имею права ее осуждать.
- Почему ты решил работать в это лето там? Чем тебе нравится этот район?
Сам я ничего особо не решал. Мне уже давно хотелось сходить на высоту и, когда выдалась такая возможность, я ей тут же воспользовался. Просто я весь прошлый год работал у Юры Ермачека, и он пригласил меня работать на Ленина гидом, зная, что высотного опыта у меня нет. За это ему большое спасибо, конечно – обычно народ работает на высоте в первый сезон «за вершину», а я даже зарплату получал. Просто я достаточно серьезно тренировался в Дугобе, и он, наверное, решил, что высота у меня должна «пойти». (Хотя и выговаривал мне иногда, что на сборах тренироваться нельзя – вдруг спасы? Но может быть, тогда я действительно слишком упирался – пробежка на вертикальные полкилометра утром, перед восхождением – это слишком).
Но что-то я отвлекся… Район не нравится совершенно. Один из двух, в которые я никогда бы не хотел вернуться. Я лазать люблю, а там все очень печально в этом смысле.
Вид на пик Ленина с тропы, недалеко от 4400
- Восхождение на Ленина для тебя было «первопроходом», хоть и оказалось маршрутом Скурлатова! По каким принципам выбирал линию?
На самом деле, я с самого заезда думал о траверсе Партсъезда-Ленина, хотя не знал еще даже названия первой вершины – очень впечатляюще смотрится. Если бы знал, что так хорошо дастся высота, прошел бы его, поднявшись на Партсъезда по классике – думаю, дня за 3-4 управился бы.
Маршрут Скурлатова – то, что осталось от задумки про большой траверс, на нем тоже нужно траверсировать весь массив Ленина. Кроме того, было видно, что трещин на маршруте быть не должно (я немножко нервничаю, когда приходится ходить по закрытым ледникам без связки). И вообще, это же самый логичный путь на вершину, который наблюдаешь всю дорогу с Ачик-Таша до первого лагеря.
- Ты в посте писал, что линия понятная, и все-таки дай, пожалуйста, общую информацию по маршруту? Ориентировочную хотя бы.
Ох, да я уже все забыл. Кажется, если считать пик Комплексный самостоятельной вершиной, и заканчивать там маршрут, то это будет нормальная ледовая 4А, вроде Плотникова в Ала-Арче, только длиннее раза в полтора и по гребню, на котором встречаются выполаживания. Кстати, ее можно было бы ходить для акклиматизации, только спуски там паршивые: либо куча дюльферов по пути подъема, либо выходить на скалы Липкина через закрытый ледник, подрезая весь склон.
Потом – скальный траверс, который можно обойти по льду – и то и другое тянет на 4 категорию. Дальше экшн заканчивается – полтора километра высоты приходится набирать по скучным снежным полям – сложнее, чем на классике только потому, что тропить надо в одиночку.
- В чем состоят основные трудности этого маршрута?
Да нет там никаких трудностей. Как раз тот случай, когда все трудности несешь в своей голове. Это было мое первое высотное восхождение, и мне было действительно психологически очень непросто. Всю дорогу мучился вопросами, как пойдет высота, правильно ли продумал тактику восхождения. Оказалось, высота пошла отлично, а тактику продумал отвратительно.
- Какое ощущение оставил после себя маршрут?
Как я уже сказал, технически маршрут не представляет проблемы. Но мой личный скачек к нему был огромным: первый высотный опыт, в одиночку, по неизвестной линии. Так что я был очень доволен пройденным маршрутом. А потом мысль, которая с самой вершины присутствовала на задворках сознания, всплыла, и отравила всю радость победы. Мысль о том, что я реально могу намного больше, но… просто не судьба.
Массив пиве XIX партсъезда. Путь подъема справа. Спуск - слева
- Второй маршрут – на массив XIX Партсъезда – почему именно эта вершина и эта линия?
Склон на Партсъезда казался мне единственной стеной в районе. Честно говоря, выдвигаясь на подход, я очень надеялся, что по крутизне участков он будет сложнее Барбера на Свободную Корею, или хотя бы наравне с ним. Тогда это было бы действительно серьезно. Но я выдавал желаемое за действительное – по мере подхода стало видно, что это – ледовая 5А, не больше. Тем не менее, говорят, что с учетом гребня и высоты, на 5Б потянет.
- Опять же – интересуют общие сведения о маршруте.
Честное слово, все, что помнил, написал в рассказике, а сейчас уже совсем позабыл, что там да как. Опять же, в техническом смысле – ничего экстремального, и если бы не раскисший острый снежный гребень, я бы даже не напрягся.
- Что было самым сложным в этом предприятии?
На самом деле, в истории моих горовосхождений не так много моментов резкого качественного роста. Таким было участие в ЧР 2009 на Ергаках, когда нам в двойке с напарником пришлось лезть очень непростые пятерки (проблема была в том, что я только весной того же года закрыл ВТОРОЙ разряд, а напарник был ненамного опытнее.) Восхождения этого лета были преодолением того же порядка.
- Почему соло?
Конкретно на этих двух восхождениях? Причины две. Первая – было не с кем: гиды деньги зарабатывают, клиенты хотят на вершину, да так чтоб наверняка. Ни тем, ни другим некогда заниматься подобными глупостями. Вторая – прохождение соло позволяет радикально увеличить вызов маршрута. В двойке с напарником моего уровня, в тех же погодных условиях, эти две горы не оставили бы в моем сознании значительного отпечатка. Проходя их в соло, мне пришлось бороться со страхом, постоянными сомнениями, взвешивать каждый свой шаг… В общем, использовать и развить именно те навыки, которые требуются на предельно сложных восхождениях, независимо от того, соло это или осада командой в десяток-другой человек.
- В чем для тебя суть и смысл соло?
Я на этот вопрос очень по-разному всегда отвечаю. Прошу не ловить меня на слове)))
Если бы я не ходил соло, то за последние два года из спортивных восхождений мной были бы схожены… дай бог памяти… Ага, только 4Б «Дискавери» на Корону. 6А на Свободную Корею в январе прошлого года была пройдена только потому, что я приехал в Ала-Арчу, не задумываясь о том, найдется ли там напарник. Дело в том, что я инструктор альпинизма, и уже второй год почти весь сезон работаю на сборах.
Большинство людей, с которыми я могу ходить, работают на цивильных (относительно))) работах, и ездят в горы летом. Остается лететь в Непал или Индию, но, во-первых, я столько не зарабатываю, а, во-вторых, народ предпочитает ходить более бюджетно летом в Киргизии.
Если кто-то думает, что я сознательно поехал на Ленина, чтобы залезть в одиночку на этот сугроб, имея возможность полезть в хорошей команде на, скажем, северную стену Хан-Тенгри, то он сильно ошибается.
Ходя соло, я могу поддерживать психологическую готовность к сложным восхождениям, и даже немного развиваться в альпинизме – надеюсь, до лучших времен.
В сухом остатке, Алексей сходил:
- 5А на пик Ленина по маршруту Юрия Скурлатова 1967 года, соло. Маршрут уже почти позабытый, хотя, по его мнению, это самая логичная линия на горе. Судите сами по фото....
- Первопроход на пик 19 съезда (ориентировочно 5945 м), вероятно, 5Б.
Все подробности описаны здесь!
Алексей Тюлюпо о себе
Заниматься альпинизмом я начал в маленьком туристическом клубе при Томском политехническом университете, в возрасте 14 лет. На тот момент, самым крутым альпинистом там был паренек с третьим разрядом, так что не могу сказать, что прошел какую-то серьезную школу. Потом были поездки раз в году на сборы, в учебные отделения случайного состава и со случайными инструкторами. Больше ездить не получалось, хотя и очень хотелось.
Но зато в то время я довольно активно занимался скалолазанием. Жаль, что хорошей скалолазной школы в Томске тоже нет, так что дорасти в этом деле получилось только до первого разряда. Но, к счастью, этого уровня вполне достаточно, чтобы лезть большинство технических маршрутов, а так как я в последнее время переориентировался на высоту, то моих 7а онсайт хватает выше крыши.
Как-то между делом участвовал в соревнованиях по ледолазанию, и даже съездил разок на этап кубка России, закрыл первый разряд. В последнее время, почти полностью отказался от технических тренировок, занимаюсь развитием функционалки и ОФП, с расчётом на то, чтобы за пару месяцев до выезда в горы успеть вернуться к прежней форме.
На сборах мне с самого начала ходить не нравилось. Как-то, в Туюксу, мы с отделением сходили за 20 дней две горы, и мне пришлось проситься к соседям, чтобы сходить еще 2Б, и закрыть третий разряд. Поэтому, как только мне исполнилось 18 лет и стало можно выезжать за границу без сопровождающего, я собрался и уехал ходить в Туюксу. С тех пор привык ходить в горы с очень разными и мало знакомыми людьми, ведь выбирать не приходилось – жил в вагончике ЦСКА и присоединялся, к кому получалось. Там же начал ходить соло. Кстати, на первые свои тройки вылез в одиночку. А надо сказать, что техника соло восхождений тогда была освещена еще хуже, чем сейчас, и я сам выдумал, что страховаться можно Шантом. И только пару лет назад до меня дошло, что не предназначен этот девайс для серьезных срывов – получается, лазал я тогда без страховки, думая, что она у меня есть. Так что да, фактически, школы я никакой не прошел, но в этом были и свои плюсы – над каждым техническим приемом приходилось думать самостоятельно, читать все, откуда можно было узнать что-то новое про технику альпинизма.
Школу инструкторов прошел в 2010 году, работать начал в 2012 году на барнаульских сборах. С тех пор по 6-8 месяцев проводил в горах, работая инструктором или гидом.
Значительных восхождений у меня не так уж много. Когда ходишь в одиночку или со случайным напарником, естественно, можешь проходить маршруты намного менее сложные, чем в хорошей команде. Так что, шестерка у меня всего одна – Свободная Корея, по Ручкина. Зато пятерок – штук 40 (около 50, если с крымскими считать.)
Официально у меня первый разряд. Но когда кто-нибудь спрашивает про спортивную квалификацию, и я понимаю, что он хочет знать, насколько серьезно я занимаюсь альпинизмом, каков мой реальный уровень в этом деле, обычно говорю, что я мастер спорта. И дело не в понтах, просто, как показывает опыт, если сказать правду, люди выносят в корне неверное суждение о квалификации и о том, сколько времени и сил я трачу на альпинизм.
Фотографии из архива Алексея
Оставайтесь с нами! Следите за презентациями номинантов!
Информация о премии
Напоминаю, что вручать премию мы будем на торжественном вечере Федерации альпинизма России 6 декабря в Санкт-Петербурге.
Где там годосовалка? )))
Удачи Алексею!
Можно было бы представить публике героя - далеко не все представляют, кто он, что он, откуда и зачем...
Алексей все время подчеркивает, что ничего интересного он в этих восхождениях не нашел, все просто, скучно даже, "залез на сугроб"...
Так ли это или поза - разбираться даже не хочу, но странно, что при таком отношении к себе и этим восхождениям, вершине, его выдвигают аж на Золотой ледоруб России.
Ну, и ходить соло без фотоаппарата тоже странновато.
Человеку, лишённому тщеславия, фотоаппарат для соло не нужен.
PS
молодой человек, я около пятнадцати лет по приглашению организаторов работал в жюри таких конкурсов, как "Лучшее восхождение в России", "Золотой ледоруб России", "Стальной Ангел", и имею куда как полное представление о том, как и за что там выдвигают (да и про фотоаппарат в контексте тщеславия тоже).
PPS Но в последние годы отказался от участия и вышел из жюри во всех конкурсах подобного плана.
Стен там достаточно. Только вблизи Луклы: Гонгла, Кусум Кангуру, Кьесар (43), Кангтега, Мера, пик 41, Омбигайчен. А если средств хватит, то и семитысячники Чамланг и Барунцзе. Докажите свою состоятельность на этих стенах, можете замахиваться на большее.