Байки спасателей в День спасателя

Пишет Николай Дроботенко, 24.09.2013 00:39

Не всем ведомо, но факт остаётся фактом - дата 17 сентября уже несколько лет, с 2008 года, является Днем спасателя Украины. Многие же из моих друзей имеют номерной жетон и удостоверение «Спасательный отряд», поскольку еще с советских времён подняться выше определённой ступени в альпинизме без прохождения специальных сборов по проведению спасработ было невозможно - в квалификационных требованиях для выполнения норматива КМС по альпинизму наличие жетона «Спасательный отряд» являлось уже обязательным.

Посему в этот день хочется шепотом, не всерьёз, но все же поздравить членов своей альпинистской братии – ребята, с праздничком вас, собственно!:)

Многим не раз пришлось применять свои знания и навыки на практике - в горах, на равнине, оказываясь невольными свидетелями ЧП либо сознательно выходя на спасработы в качестве волонтёров. Но все мы в «обычной жизни» были инженерами, математиками, архитекторами, геологами, научными работниками и т.п. И лишь единицы посвятили себя спасслужбе на профессиональной основе. О паре таких «боевых единиц» - карпатских спасателях Жене Чизмаре и Володе Щербине я и хочу поведать в этот праздничный для них день. Конечно же, в праздник речь пойдёт не о трагедиях, а о курьёзах.


Часть первая. Завязка истории.

Традиционно мои приезды в Карпаты связаны с горнолыжным сезоном. С сезоном ски-тура. Но в этом году судьба привела меня в село Пилипец, под Боржавский хребет, летом. И так уж совпало, что именно в этот период на горе Гемба, возвышающейся над посёлком, проводились международные соревнования по парапланерному спорту «Кубок Карпат – 2013». В результате в течение нескольких дней небо над Пилипцом украшали парящие разноцветные купола. А бригада спасателей с Женей Чизмаром во главе каждый день дежурила на гребне Гембы в полной готовности прийти на помощь спортсменам в случае любого ЧП. С гребня парни спускались в Пилипец лишь к вечеру, с окончанием всех полётов.

В один из таких вечеров, привычно распахивая калитку Жениной «штаб-хаты» и бросая в мобильный: «Жека, я уже во дворе!», в ответ мне послышалось: «Мы в Изках!». Я замер. Изки – село в 10 километрах от Пилипца. И ничего хорошего внеплановое нахождение Жени в Изках сулить не могло по определению. Может, ослышался? Но Женя продолжил: «Один парапланерист совершил аварийную посадку на крутой склон – подозрение на перелом таза и повреждение внутренних органов. Ребята его уже транспортируют. Но мы ещё ищем второго - поляка, который упал в здешний лес, и до сих пор не можем найти. Когда буду – не знаю!»

От таких известий вечер в мгновение стал для меня мрачен. Я невольно глянул на горизонт, за линией которого где-то в лесах шарил Жека со своими ребятами. Часы показывали около девяти вечера. Как пишут классики русской литературы: «Смеркалось...».


Часть вторая. «Разбор полётов».

Через сутки мы сидели в Пилипце с Женей и, по традиции, «разбирали» происшедший с поляком случай. Картина вырисовывалась следующая.

Поляку повезло чрезвычайно:
- он плюхнулся в густой лес тридцатиметровых смерек, не напоровшись ни на один сук;
- он не был задушен захлестнувшимися за ветви стропами;
- он врезался в зелёное крепкое дерево, а не сухостой, который обвалился бы вместе с ним и просто прибил.
В общем – наш герой после посадки, которую на последней секунде осуществлял уже явно зажмурившись, обнаружил себя подвешенным за стропы практически на тридцатиметровой высоте в гуще ветвей огромной смереки. С царапинами, но без травм. Почти целым и практически невредимым. К слову, смерекой называется подвид ели, отличающийся внушительностью размеров и фантастической разлапистостью ветвей. Именно такое тридцатиметровое карпатское дерево было доставлено два года назад в Ватикан в качестве подарка - новогодней ёлки, к празднованию наступающего тогда 2012 года. Паковать «ватиканскую» ель к отправке поручили тогда опять же команде спасателей под руководством альпинистов – Сережи Долиная, Жени Чизмара и Володи Щербины. И, по их свидетельству, это было одной из тех неординарных задач, которые даются очень непросто. Ползая по растущему дереву, нужно было по всей его высоте притянуть все ветви к стволу, чтобы образовать плотный кокон. А к кокону придумать и сделать вертолётную верёвочную подвеску. И лишь после этого ель предстояло спилить под зависшим над ней «на привязи» вертолётом, который сразу же вертикально её и поднял (заваливать «подарочное» дерево было категорически запрещено). В итоге для притягивания к стволу средних и, особенно, нижних толстенных ветвей парням пришлось к каждой ветке приторачивать веревочный полиспаст (!). Это была тяжеленная работа. Физически. Впрочем, мы отвлеклись – речь сейчас не о елях для Ватикана. Посему вернёмся к поляку, висящему в ветвях дерева под селом Изки на высоте тридцати метров. Но я нарочито продолжу называть это древо смерекой, а не банальной елью, дабы не выпадать по мере повествования из особого карпатского колорита.

Поляк оказался бойцом. Из висячего положения ему удалось самостоятельно подтянуться за ветви и достать до ствола. Затем - влезть повыше, ослабить натяжение строп и освободить себя от системы. И тут пригодилась верёвка, которую он всегда брал с собой именно для таких случаев, но не применял ещё никогда. Не знакомый с техникой альпинизма вообще, наш герой всё же сообразил, что если обвязаться верёвкой и перебросить её через ветвь, то можно, крепко сжимая в руках переброшенный её второй хвост, самого себя опускать вниз. А верёвка будет скользить через ветвь сверху. Так, страхуя себя, он и начал свой спуск. Всё шло хорошо, пока верёвка не кончилась. А до земли еще метров десять. Став на ветвь посреди дерева и продёрнув конец верёвки, наш герой проделал ту же процедуру вторично. И, наконец, встал на землю. Только тут, отойдя от ствола и задрав голову вверх, он смог оценить результат своего «присмеречивания» – его новенький, купленный в аккурат перед соревнованиями, параплан стоимостью в две тысячи евро был намотан на ветвях трёх (!) деревьев на высоте более тридцати метров. Удручающую картину дополняло макраме из запутанных в ветвях строп. И тут чудесное спасение отошло для героя на второй план. Ему страшно стало жаль параплан...


Часть третья. (Тут, как в немом кино, должны следовать титры: «А в это время...»)

... А в это время растянувшаяся цепью и неистово орущая «Маа-рек!!!» группа спасателей прочёсывала ущелья Боржавы. Марек не отзывался. Причём Женю, как руководителя группы, обескураживало одно обстоятельство. Ему сообщили координаты поляка Марека, которые тот считал со своего GPS-навигатора и сообщил организаторам соревнований. Но вбив цифры в свой навигатор, Женя получил точку в совершенно ином районе - Тячевском, практически в сорока километрах от ориентировочного места ЧП. Это не укладывалось в голове. Поскольку по свидетельству других парапланеристов, видевших сверху аварийную посадку поляка, тот должен находиться где-то здесь, в лесу, у села Изки! Что-то было не то с показаниями навигаторов. Вопрос «У кого глюк?» оставался открытым. И парни вслепую пошли прочёсывать лес, визуально указанный другими спортсменами, не взирая на показания GPS.

Свистопляска с координатами разрешилась уже с наступлением темноты, когда в Изки подъехала группа участников соревнований из Польши – друзья пропавшего. Согласно навигаторам поляков, до места приземления их коллеги было... около трёх километров. И тут Женя, приставив к польскому навигатору свой, понял, в чём дело. В навигаторах спасателей настройка координат была в градусах и минутах. А у поляков – в градусах с десятыми, сотыми и тысячными долями градуса. Цифры-то они дали, а вот о формате предупредить не сложилось... Чертыхаться хотелось очень...

... Менее чем через час пропавший был найден. И около полуночи доставлен в село Пилипец - к месту проведения соревнований.


Часть четвёртая. Утро.

На следующее утро поляк совершил невозможное – он так растряс организаторов соревнований и взбудоражил спасслужбу слёзной, но настойчивой просьбой снять развешенный на деревьях его параплан, что в конце концов начальство «сверху» попросило Женю помочь гостю в этом вопросе.

Отправив свою группу дежурить на гребне Гембы (соревнования-то продолжались), Женя поехал вызволять польский скарб, взяв в помощь лишь одного человека, коллегу с альпинистским опытом - Володю Щербину. Ну и поляка Марека – как уж тут без него. Задача казалась несложной. На часть дерева уже ведь польская верёвка провешена – её специально не сдёрнули с вечера, предвидя дальнейший сюжет. Вверх с зажимами влезть по верёвке – сущая ерунда. А дальше ветки идут уже чаще – там и до купола доберёмся. Так думалось Жене. Но отыскав заветное дерево по навигатору, Женя, Вова и Марек застыли от изумления – верёвки... не было! Но это ещё не всё. Дерево с одной стороны было уже подпилено, а с другой в стволе зиял вырубленный топором сектор. Смерека покачивалась, потрескивала, но стояла. Однако всем своим видом демонстрировала полную готовность рухнуть от любого порыва ветра. Особо этим зрелищем был впечатлен, понятное дело, Марек, две тысячи евро которого по-прежнему были развешены на трёх тридцатиметровых стволах. «Я туда не полезу!!» - твёрдо заявил непонятно кому Женя, уперев взгляд в подрубленный комель смереки. И в этот момент нужно было увидеть ставший несчастным взгляд Марека, в котором читалось всё...


Часть пятая. «Мы что, не сможем ЭТО сделать!?!»

... Под взглядом Марека устоять было невозможно. Кроме того, профессиональный азарт: «Мы что, не сможем ЭТО сделать!?!», взял верх над изначальной эмоцией. И внутри созрело решение – лезть на соседнюю смереку (на ней всё равно запутано одно крыло параплана), а с неё делать «маятник» на подрубленную, обеспечив себе страховку с нетронутого топором дерева.
Для людей, предпочитающих иные виды активности, нужно пояснить - что называется «маятником» в альпинизме. Для этого есть смысл прибегнуть к визуализации термина. Мультфильмы, в которых мартышки, раскачиваясь на лианах, перелетают с дерева на дерево, наверняка видели все. Вот это и есть классический «маятник». Но есть одно «но». В мультфильмах кто-то заботливый подвешивает лиану всегда в «правильном» месте. Она свисает откуда-то сверху как раз посередине между деревьями. С такой точкой подвеса беззаботным приматам, безусловно, чрезвычайно удобно раскачиваться и скакать по всем джунглям. Но давайте представим, что бы произошло, если б лиану в мультфильме закрепили непосредственно на стволе одного дерева, а нужно было прыгнуть на следующее. Оттолкнувшись, бедное животное с высокой степенью вероятности вернулось бы к месту старта, шмякнувшись о ствол спинкой. Но Женя – карпатский спасатель. Он закрепил верёвку на одном дереве и таки «смаячил» на подрубленное второе. Куда уж там бэтмэнам, белкам-летягам и обезьянам...
Кроме того, Женя с Вовой решили в нескольких местах привязать одну смереку к другой. Не факт, что верёвочные оттяжки бы выдержали, «если что». Но психологически стало спокойнее...


Часть шестая. «Я ещё стартануть успею!»

Работа по вызволению параплана заняла почти четыре часа. С тянущейся от соседнего дерева страховочной верёвкой было катастрофически неудобно ползать между ветвей - она постоянно цеплялась, тормозила и клинила. Выпиливание каждой стропы из десятка веток, ползая вниз-вверх по стволу, занимало дикое количество времени. Каждый порыв ветра вызывал ощущение, будто подрубленная смерека начинает падать. Женя пилил – Вова страховал. Периодически менялись, и к художественному выпиливанию приступал Вова. А за всем этим, нервно кусая губы, снизу наблюдал поляк Марек, поскольку с тридцати метров создавалось полное впечатление, что парни пилят ножовкой не ветки, а его новенький параплан. И конечно же перепиливают родные, но, увы, намотанные намертво на ветви смерек, стропы. Ну, в общем, пилят в клочья сложенные в стопку его две тысячи евро.

Когда Володя и Женя, вымотанные, через четыре часа сползли вниз со смятым комом в руках, переполняемый эмоциями польский спортсмен даже зааплодировал. А расстелив параплан на траве - ахнул. Ни единого пореза ткани. Ни одного повреждённого стропа. Марек с пристрастием обследовал каждый сантиметр купола - ни-че-го! В буре чувств он готов был расцеловать уставших спасителей своего любимца. Но вдруг, спохватившись, нервно задал вопрос: «Который час??». Время приближалось к обеду. «Вниз, ребята! Побежали вниз!! Едем скорей в Пилипец, я сегодня еще стартануть успею!!». Для Жени и Вовы наступила немая сцена...


В заключение.

«Ну и что тут такого?» - спросит особо угрюмый читатель. «История как история. В чём изюм-то?».
Действительно, ничего особого. Разве что несколько цифр. Прыгающему по ветвям Володе Щербине в этом году исполнилось 60 лет. Жене Чизмару – 61. А парапланеристу, поляку Мареку... 65. Таким образом, суммарный возраст участвующих в приключении трёх молодых людей (пусть кто-нибудь аргументированно возразит!) составил почти 200 лет. И это не считая возраста злополучной смереки...

К чему это я всё написал, собственно... Ах, да. Вспомнил. С праздником вас, друзья! С Днём спасателя!

212


Комментарии:
Может возникнуть резонный вопрос – почему поздравление опубликовано не в День спасателя, а с недельной задержкой. Тут сугубо техническая причина, связанная с моей регистрацией на сайте. В Фейсбуке я поздравил друзей день-в-день. А на Риске смог заметку выложить лишь сейчас, увы. Так что прошу уж простить, друзья. Ещё год - до следующего 17 сентября, уже ждать не стал :-) Хотя, признаюсь, де-факто эта заметка – вторая. Первая – «Лавина на Боржаве, январь 2013» по согласованию со мной была выложена моим другом Максом Панковым (maxtreme), ещё до моей здесь регистрации. Эта же заметка - первая, выложенная собственноручно. «Первый блин», так сказать :-)

0
Уволок на http://paraplan.ru/forum/post/1456040

8
Спасибо!
Душевный рассказ!

10
здоровья и долгих лет Жене Чизмару и всем карпатским спасателям! И спасибо ему за нашего Белку (Диму Беляева - январь 2013, Боржава).

7
Спасибо, за хороий, позитивный рассказ! И с наступившим праздником всех спасателей!!

4
Эти люди (спасатели Чизмар, Долинай, Щербина) дают нам пример жизненных сил и энергии! Глядя на них, находящихся всегда в отличной форме, хочется и самому что-то делать! А сколько раз они водили наших детей на вершины Боржавы!...

4
Спасибо за душевный пост ко Дню Спасателя! Спасатели, с праздником!

1
У меня вопрос о справедливости. Поляк Марек заплатил спасателям за рискованную и тяжёлую работу по снятию парашюта? На его месте я заплатил бы.

Ну, я думаю, на этот вопрос должны были бы отвечать уже сами ребята. Есть определённая этическая грань, которую я не хотел бы переступать - прошу понять правильно. Но то, что Марек – молодец, свидетельствует даже мелочь – вернувшись в Польшу, он уже оттуда прислал Жене и Вове по замечательной, супер-пупер, сверхострой и суперпрочной, брендовой... ножовке по дереву ))) С выдвигающимся полотном, которое полностью прячется в рукоять. Женю, кстати, искренне порадовал такой презент. Когда тащишь носилки с пострадавшим через лес, первому нужно быстро ножовкой обрезать мешающие продвижению ветки. Обрезал – подвесил ножовку на пояс. Обычная болтается с открытыми зубьями. А эта в сложенном состоянии травмировать не может никак. Говорит – очень удобно. У них даже на такие вещи свой взгляд.

-7
Показать комментарий

Прошу простить, но кто Вам сказал, что я писал весёлый рассказ? Я задумывал его как трагическую историю о варварском отношении Homo sapiens к популяции карпатских смерек. Кстати, Вас слово «смерека» не очень смущает? Скажу по секрету – изначально я планировал употребить слово «ель», но родилось опасение, что в комментариях появится профессиональный лесоруб и оставит гневный коммент.

А вообще Вы мне открыли глаза. Лишь сейчас я понял, почему на меня презрительно посмотрели рабочие-сталевары, когда я, рассказывая им о горовосхождениях, назвал стопперы, гексы, френды, крючья, карабины и пр. просто альпинистским железом. Намётанным взором на слайдах они явно различили дюраль и титан. Мой рассказ о технических и климатических сложностях, трагедиях, курьёзах и неописуемых красотах гор в мгновение стал, как Вы изволили выразиться, «журнолажей». Это же немыслимо – называть дюраль и титан... железом!?
И тут пришли Вы. Действительно, ну как вообще смеют спасатели а также автор статьи (как изящно Вы изволили выразиться – «нафига») называть параплан парашютом, правда? Ерунда, конечно, что параплан – это ПАРАшют ПЛАНирующий (надо же?), такова этимология слова. И не важно, что в «Части первой» с названием «Завязка истории» чёрным по белому выписано: «... проводились международные соревнования по ПАРАПЛАНЕРНОМУ спорту». То есть русло повествования было сразу чётко определено. Спасатели лезли на смереку, в ветвях которой было запутано (цитирую) «КРЫЛО парашюта». А в заключительной части ясно сказано - «ПАРАПЛАНЕРИСТУ, поляку Мареку... 65». Вы правы - это вопиющее безобразие, что после каждого употреблённого слова «парашют» я не писал «планирующий». Мне думалось (позвольте ещё раз воспользоваться Вашим замечательным словом) – «нафига»! Ведь и так в контексте изложения всем всё предельно понятно. Ан нет. Есть такие, оказывается, кому ничего не понятно. Ну вот вообще.

Также отдаю должное Вашей непосредственной любознательности: «если парашют, то что приключилось с парапланом?» Прошу простить за встречный вопрос – а с каким? Их там много летало. Цитирую: «...в течение нескольких дней небо над Пилипцом украшали парящие разноцветные купола». Если Вы уточните – какой именно параплан Вас заинтересовал, я обязательно расскажу, что с ним случилось.

0
Так как у парапланеристов помимо "планирующего" купола есть и аварийный парашют на случай если основной откажет то все таки правильнее писать "параплан" вместо "парашюта".
Мне как человеку знакомому с этим прекрасным видом спорта при прочтении статьи это немного резало глаз)


6
есть еще Мужики в наших селениях! Молодцы!
С праздником! в 60 и с новой ножовкой жизнь только начинается! ;)

8
За пропавшей веревкой и подпиленным деревом чувствуется присутствие некой третьей силы, тема которой не раскрыта :)))

4
Спасатели просто невероятные МОЛОДЦЫ!!! И не только упомянутые в данной статье. Спасибо всем спасателям на Боржаве за работу которую они самоотверженно выполняют!

2
Коля, это действительно супер!!!!!

Кстати, насчет путаницы с показаниями ЖПС- это извечная головная боль.
два недели как вернулся с командировки- аналогичный случай. Наш ЖПС выдает в одной форме. а ЖПС, установленный на корабле- в другой. Выясняется это ессесно, в последний момент. Пересчет пеленгов, координат и обратных пеленгов в условиях реального времени и при дрейфе судна превратился в жуткую нервотрепку.
(Ведущему конструктору при этом было 82!)

Еще раз спасибо за статью
Женя Карпенко
Киев
ПС можешь кинуть свой электронный адрес на
yevgen.karpenko@n-c.com.ua
есть вопрос по лавинам в Карпатах

Женя, давай с "личным" переместимся в "личные сообщения" - я туда отписал :-)

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru