4810. Пока незачёт.

Пишет aleks, 15.09.2012 15:01

на подходе к 4810

В августе этого года двойка молодых московских спортсменов (Александр Иванов и Александр Юркин) предприняла попытку совершить первопроход на пик Одесса (4810). Планировалась совершенно новая линия по Северо Западной стене. В итоге 2/3 маршрута было пройдено, но из-за отсутствия лимита времени альпинистам пришлось разворачиваться, не доходя до вершины. Ребята не унывают и в будущем планируют приехать на эту гору и закончить проект.
Как это было - рассказ одного из участников событий:

В этом году решил съёздить в один эдакий район на Памире-Алае - Каравшин, в который давно уже хотел попасть. А тут возможность сама пришла в руки. Саня Иванов из альпклуба МГУ предложил залезть вдвоём на стену 4810. А какой альпинист не слышал про эту стену?!!!
Не раздумывая, согласился!

И вот ранним июльским утром мы троём – я, Саня и Юля Бесчастнова прилетели в киргизский город Ош.
Все колориты Азии начались уже в аэропорту. Куча народа, давка, плачущие дети, «таджикская очередь» и тп. Багаж ссыпали в руки пассажиров прямо с грузовика.

Нас встретили сотрудники «Аксай тревавел» и погрузили в микроавтобус. Саня уже несколько раз ездил в Каравшин и со всеми был знаком.

За разговорами и полусном через 7 часов езды благополучно попадаем в горы. Конечный пункт цивилизации – посёлок Ворух. Это таджикский анклав, дальше за ним опять Киргизия.

За Ворухом вверх по ущелью пограничная застава, где у нас проверяют пропуска и пропустили проехать ещё дальше 3-4 км.

Впереди 50 км трекинга до базового лагеря. Саня с Юлей закидывают рюкзаки на плечи и бодрым, даже я бы сказал очень бодрым шагом, энергично двигают вперёд. Я типа тоже. Поначалу за ними как-то успевал, но потом начал безнадёжно отставать. Дальше я всю дорогу тащился один, как подбитый пёс, по выжженному солнцем ущёлью, по камням, песку и проклинал экстремальные виды спорта, особенно горный туризм. 35 кг рюкзак пил пот, скрипел, давил, стягивал до синяков и угнетал моё юное слабое тельце. Дневное солнце жарило без остановки. ООООООО!!!!!!

дорога по ущелью

До первого нормального источника воды – 13 км, там будет и перекур и чистая вода. Вода в речке не в счёт – она там текла очень мутная и грязная.

По пути попадались одиночные бесхозные урюковые сады с деревьями полными маленькими абрикосиками. Я позволял себе в таких местах кидать рюкзак, залазил на деревья и лакомился сочными плодами. На этом и держался:)

Вот и место перекура, где догоняю ребят. Они расслабленно лежат в теньке, попивая холодную водичку, и заедают её дикой вишней.

4810. Пока незачёт. (Альпинизм, альпиндустрия, венто, фаисм, нпф баск)

по пути встретился мне вот такой зверило!!!

Стартуем дальше. Опять по сторонам унылое, прожаренное солнцем ущелье с грохочущей по середине рекой.

Меж тем вечерело. Ребята опять усвистали вперёд. Почти в темноте я дополз до нашей предполагаемой ночёвки у старой разбитой погран заставы. Поужинали чем бог послал и легли спать. Палатки не ставили, тк было тепло и ничего не предвещало дождь.

Следующий день был копией первого. Тоже ущелье, тоже солнце. И где то вдалике ребята. Ближе к полудню картинка началась меняться. Дошёл до полузаброшенного посёлка Нижний Каравшин. Отсюда, а точнее ещё раньше, уже были видны красавицы вершины – 4810, 1000-летие Руси и прочие. После Нижнего Каравшина, где ещё жило пару семей, дальше вверх был полностью заброшенный посёлок Верхний Каравшин. От него дорога пошла круто в гору. Это была самая тяжёлая часть пути.

4810. Пока незачёт. (Альпинизм, альпиндустрия, венто, фаисм, нпф баск)

показались вершины 4810, 1000-летия Руси, пик Котова....

Но каждая дорога когда то заканчивается, вот и я дополз до Базлага.

В этом году здесь было уже много народа – иркутяне, казанцы, украинцы, томичи, испанцы и пр. Ещё ждали заезда красноярской сборной. Тур контора «Аксай» впервые здесь тоже сделала свой базовый лагерь – они завезли большие палатки, еду, генератор и пр. К ним можно было ходить и кормится – 40 баксов стоил дневной рацион.

У наших ребят здесь уже было всё на мази – тенты, кухня с большой газовой плитой, свой «гена». Для продуктивного отдыха висел слеклайн, вечерами смотрели фильмы на нубуках.

Базовый лагерь в Каравшине

Погода в первые дни как то не обрадовала! Было холодно и мокро! Все рассказы о тёплом и жарком Каравшине оказалась МИФОМ!!! :(((((

В базлаге ходили в пуховках и прятались под тентом. В это время команда Савельева Игоря заливалась водой и засыпалась снегом на пике Слесова. Мы им не завидовали!

По плану у нас с Саней и его женой Аней была разминочная 6А Овчаренко на 4810. Собственно, во второй день пребывания мы пошли в цирк 4810 закидывать снарягу, акклиматизироваться и смотреть маршруты.

Потрясающая картина величественных стен встретила нас в цирке. 1000-летие Крещения Руси, 4810, Усен, Асан – вот это стены. Если бы не прошлогодние впечатления о каракорумских стенах – был бы разрыв мозга!:)

Бодренько осмотрев всё, отфотографировав и закинув палатку с барахлом, мы вернулись обратно на "зелёнку".

просмотр будущих линий маршрутов

Далее последовало неудачное восхождение на 6А, где после 2,5 верёвок нас залило водой, засыпало снегом по колено. Приняли стратегическое решение - залезть можем, но время уйдёт много, маршрут не в лучшем состоянии.

Мы с Саней переключились на основной наш объект – первопроход, а Аня с Юлей и двумя гарными хлопцами Димой Виноградовым и Саней Шумбасовым полезли на Асан по маршруту Погорелова 6А.

Савельев меж тем спустился с Слесова и начал с парнями мутить тоже первопроход на 4810.

У нас с самого начала начались какие то загвоздки. В первый день обработки, когда поднялись в цирк 4810, мы были ошеломлены! Стена была вся белая! Какой то нахрен зимний альпинизм! Первую верёвку обрабатывали под струями стекающей снежно ледовой массы! БРРРРР!!!!

реальная зима........

лагерь под стеной

В следующие дни погода немного устаканилась.

Потихоньку обрабатывали стену верёвка за верёвкой. Перед отрывом сделали отдых в базовом лагере. Там было хорошо и тепло!

горная кулинария

В этот день ребята пекли настоящие пироги с картошкой, капустой, курагой итп. Вкуснотища неописуемая!
Картину только немного портили коровы. Эти казалось бы мирные производители молока и мяса, оказались настоящими исчадиями ада! Они приходили по утрам и вечерам, ломали и сжирали всё что им попадалось от продуктов до носков, стирающихся в тазике, обкладывали все своими неблагопахнущими лёпёшками и уходили. Немного спасало от них - ограждения из верёвки.
Так посидев денёк, рванули наверх и пошли в отрыв. В этот день довесили ещё одну верёвку и поставили платформу. Это был конец 6ой верёвки нового маршрута. Началась размеренная стеновая жизнь.

наша взлётная полоса!

монтаж первого лагеря на стене

Обрабатываем, перетаскиваем, шмотки, ставим лагеря. Саня был на этой стене 3 раза и характер рельефа ему знаком не по наслышке. А для меня новость. Я оказался не готов морально, технически и технологически. Постоянная вертикаль, монолитные стенки без единой зацепки, или наоборот хороший рельеф под лазание, но без возможности организовать страховку, частые нависающие карнизы от 10 см до 2х метровых – в таком количестве это всё было для меня впервые! Приходилось бить дырки под скайхуки и шлямбура. Били в основном под скайхуки 6мм, а шлямбура 8 мм. Под платформу использовали 10 мм болты.

море-океан скал

Поскольку наш маршрут был первопроходом, то дело шло медленно. В день получалось пролезть максимум 2 -2,5 верёвки. Это если не вмешивалась погода. Первую неделю на стене было солнечно, тучки подбегали только к обеду, но из них ничего не сыпалось. Вообще солнца на стене было мало – экспозиция северо-западная, солнцем освещалось только после часу дня, а к этому времени набегали уже лёгкие тучки. Было как то завидно смотреть на соседние вершины – Асан, Усен, 1000-летие – там солнышко чаще присутствовало, почти всё время!

над горой парили грифы

Работали на стене в «овощном режиме». Это определение придумали братья Нефёдовы еще в 2009 в Ергаках на ЧР. Смысл такой: один день лезет один клаймбер, на следующий день другой. Кто на страховке – тот «овощ». Он сидит на станции на скамеечке, тихонечко дремлет, страхует, одет во все кожурки как на Северный полюс, кушает, пьёт и знает, что его сегодня не потревожат. Он зреет, на следующий день он «прорастает» и уже лезет весь день.

А на стене у нас каждый день нелепые потери какие то – то камыч свалится, то лесенки с крюконогов, то пакет со сникерсами….

Саня

Первопроход это дело ответственное: при прохождении надо правильно и логично выбрать направление, максимально использовать имеющийся рельеф, чтоб со стороны линия была красивая итп, поэтому приходилось не просто лезть вверх, но и много обдумывать, стратегировать и обсуждать. Самым популярной вечерним занятием было тисканье пачки фоток стены и обмозговывание дальнейшего пути. Просто тупо вверх лезть не хотелось, долбить дырки и фигачить щлямбура - это было нецелесообразно ни по времени ни по трудозатратам. Старались максимально привязываться к рельефу.

Вот уже установили третий лагерь. Вверх обрабатываем 2 верёвки. Погода последние дни стоит средне паршивая – в первой половине дня ясно, во второй половине облачно, вечером гроза со снегом.

4810. Пока незачёт. (Альпинизм, альпиндустрия, венто, фаисм, нпф баск)

вот такие приколы с утра на верёвках

Спасает платформа – в любой момент можно спрятаться! У других это было хуже: по связи мы слышали что как раз в это время на Асан по 6ке Погорелова лезли наши парни из клуба Демченко Рома Брык и Вова Меншиков. Им досталось по полной - в один день на подъёме их застала гроза с градом и на спуске припекло! Но ребята оказались молотками - не лыком шиты - достойно сходили маршрут в запланированные сроки!
Команда Игоря Савельева в это время, отказавшись от 4810, штурмует 1000-летие Крещения Руси по 6А Потанькина, их и тоже потрепала непогода. Тем не менее весь 40ка верёвочный маршрут Игорь пролез свободным лазанием – это очень круто, респект и уважуха ему за то!
А у нас дела начинают пахнуть керосином:(

4810. Пока незачёт. (Альпинизм, альпиндустрия, венто, фаисм, нпф баск)

тяжёлые думы о вечном....

Начинаем понимать, что можем не успеть к сроку. А срок отъезда у нас обусловлен отлётом самолёта и переходом из базлага в Ворух.

Обдумываем все варианты, все не в нашу пользу. Работы осталось перенести платформу выше ещё, обработать 3 верёвки стены и 4 верёвки относительно простой крыши. Нужно дополнительных 2 дня. Которых у нас нет.....

на закате

Тяжело, тяжело принимаем решение спускаться вниз.
Но чудес на свете не бывает и приходится валить вниз. Сматываем сверху верёвки, ночуем и валим. От нашего места напрямую к леднику 11 дюльферов по 50-60 метров.

В итоге на ровной земле – леднике оказываемся во второй половине дня.

Там нас встречают ребята, помогают забрать груз, платформу и многочисленное барахло.
За что им огромное спасибо!
Вообще спасибо всем кто помогал, ждал и болел за нас на этом восхождении!
Большая благодарность за помощь Федерацию альпинизма и скалолазания Москвы и спонсоров НПФ "Баск", компанию "Альпиндустрия" и "Венто".

Санек, пока гора стоит, к ней всегда можно вернуться!

это точно!:)

Санечек! Не переживай! Хороший альпинист- живой альпинист! Вы еще столько маршрутов находите!

С-З стена п. 4810 - для зрелых мастеров. Долбить ее по 2 веревки в день не вариант (даже для первопрохода). Либо некорректно выбрана нить маршрута, либо недостаток квалификации восходителей.

Санчо, не спорь, "Васек" на 4810 каждый год по два первопрохода мочит :)

а вы сколько веревок в день долбите?

Спасибо за интереный рассказ, думаю что пупырь будет ваш!!!

Все будет) А рассказ классный!

о! прикольно!:) это ж мы лезем!:) спасибо за фотку!

"очень интересно, а по вашему, сколько будет долбить верёвок в день двойка "зрелых мастеров" на первопроходе 6Б уровня по С-З стене 4810 притом, что выбрана корректная линия, но без здоровенных полок под ночёвки типа как на Крицуке? Есть ли примеры подобного на 4810?"

Да такие примеры есть - "американский маршрут" на п. Асан (правее Тимофеевской 6-ки)
Первопроход двойкой - 4 ночевки.
2 веревки за день - это если сплошное беспросветное ИТО .
P.S. Да, в Каравшине мной пройдено 9 маршрутов 6 к.тр.

а каких маршрутов, если не секрет?

o! оказывается не троль! Это другое дело!
Если вы прошли 9 шестёрок в Каравшине, то должны понимать, что ставить СЗ стену Асана наравне с СЗ стеной 4810 очень неправильно! Перепад меньше и высота, а так же как выяснилось и погода разная. Посмотрите маршрут "американцев" на Асане и поводите пальцем по фоте 4810 между Русяевым и Вороновым до крыши.

Асан

Мы пили чай вечером на полке под стеной Асана с этими американцами :-) позвав их в гости, мы лезли Погорелова они ПП
Не коректно сравнивать этот маршрут и 4810
Да и не совсем первопроход по расказам там пролезали минимум две команды, хотя за достоверность не ручаюсь это с чужих слов.

Показали бы линию...
Было бы понятно о чем речь...

Все-таки наверное логично-интересные линии на 4810 уже пройдены...

Так они специально скрывают, что бы линию не уперли. Санек там небось перила везде развесил и высотные лагеря оставил. В следующем году за день сходит:)

Сейчас нет смысла, что то конкретно показывать - маршрут не схожен.
"логично-интересные линии на 4810 уже пройдены" - это не так, стена очень большая (не Морчека) и логичные линии нехоженные ещё есть.

Это верно. Приезжайте на следующий год и доделайте маршрут, пока свежо в памяти. Тогда и нарисуете. Удачи!

Не обижайтесь, парни. Я ведь, что хотел сказать-попытка сделать первопроход, сама по себе вызывает уважение. Но ценность нового маршрута еще в том как он пройден и будут ли его ходить после тебя. При современном уровне снаряжения любой терпеливый кмс или даже 1р способен пройти техническую стену , вопрос КАК! Два американца месяц!! лезли на Халф Дом по новому маршруту ради строчки в гайд бук. Оно нам надо? Шлямбурные и скайхучные дорожки никому не интересны.

Вопрос очень спорный, будет или нет пользоваться популярностью маршрут. Вопрос затрагивает много аспектов современного бигвольного восхождения, можно даже копнуть под весь советско-российско-снгшный альпинизм на фоне мирового! Но мы этого не будем делать, тк предмета для обсуждения нет - маршрута пока ещё нет!
Засим откланиваюсь!

Судя по тому, как и что ходят на СЗ стену 4810, очень даже интересны.

Туда в основном все лезут за 6Б на шару, на десяток прохождений Крицука кто-то еще что-то пролезает.

А места на 4810 еще много, и рельеф тоже найдется.

Не согласен с названием поста - "Не зачёт". Как раз в этом и есть главный зачёт - приняли решение и вернулись живые и невредимые, значит всё ещё впереди. И первопроход тоже...

Даешь "Московский" маршрут в следующем году!

Ну не знаю...
Между м-тами Воронова и Русяева, будет вариант...
Как маршрут Иголкина...

Логика маршрута не прослеживается...

Это тоже не критика, ни в коем случае, а попытка разобраться...
Несмотря на то, что стена большая, новых лазательных маршрутов, не получится....

наверное...

А какие там старые лазательные?

Русяева. Линн Хилл с Алексом Лоу пролезли.

Тем не менее, они есть :-) только про многие маршруты у нас мало или нет инфы, когда перво или варианты по нашим маршрутам делают.
Общался с португальцем, он очень интересовался Каравшином. Расказывал про своих знакомых чехов которые пролезли два маршрута лазаньем с веревками до 7с на 4810.

На СЗ стену 4810?

Вот хорошее фото с сайта www.stolby.ru

а вот здесь хорошо виден рельеф...

взято с сайта www.alpindustria.ru

Получается вариант м-та Воронова ,основная часть стены фактически полностью совпадает.

Ну так это фотки из Красноярской экспедиции 2008 г. Они Воронова как раз и лезли