Информация для тех, кто думает о самостоятельной поездке на Эльбрус.
Каков ваш Эльбрус?
Для кого-то это канатка, для кого-то Приют 11, для кого-то скалы Пастухова, для меня седло, для кого-то вершина, обе или траверс. Для кого-то это как дом, для кого-то пространство для вылазок, а для кого-то последнее пристанище. Кем он будет для вас - решать не только вам, но вы уж пострайтесь повлиять своими действиями на это решение в лучшую сторону.
Рис. 1. Проход по снежным мостам через трещины без связок - это правильно?
Бета-версия памятки для "покорителей" и любителей горных пейзажей об опасностях Горы, а также о ее южном склоне как относительно разумном варианте для самостоятельного посещения. Работа на маршрутах уже содержит серьезный риск, даже если вам так совсем не кажется, поэтому необходимо иметь опыт многодневного пребывания в горах до появления на льдах Эльбруса. Консультируйтесь для выяснения интересующих вас подробностей лично с профессионалами, однако объема ваших навыков может не хватить для воплощения услышанного в жизнь.
Правильный ответ на вопрос под рисунком - использовать транспорт.
Предварительный горный опыт: походы. Опасности рельефа - наличие участков, где проблематично передвигаться (подвижные камни, мокрая земля и т.д.) или находиться (крутой склон, брод через горную речку и т.д.). Внезапные природные опасности – камнепады, селевые потоки, грозы, разлив горных речек после дождей, туман в незнакомом месте, неприятен град. В горах надо где-то жить.
Вариант с ночевками в палатке. Можно попробовать пожить в верховьях реки Баксан (поднявшись в ущелья Сылтран, Мукал, а с пропусками в погранзону - Адыл-Су, Адыр-су). Выбирать место под палатку - целая наука, ищите в походах ранее использованные места стоянок. В палатках возможен пожар, можно задохнуться: от угарного газа при работающем осветителе/горелке в палатке, а также если засыплет снегом вход и вы сами израсходуете воздух... Потратьте на походы от 5 дней и больше, десяти дней уже хватит. Желательно, чтобы на 3 день похода у вас были ночевки на высоте 3000 м. Вопрос путешествий изучайте тщательно, как насчет тактики походов, так и информацию по маршрутам. Есть книги, разные форумы, полезны и интересны подробные отчеты о походах, кое-что есть на Риске. Ходить лучше хотя бы с одним напарником.
Вариант с гостиницами или съемным жильем. Самое простое и одновременно скучное - жить в районе Терскола, делать прогулки на Чегет, или по трассе вдоль канатной дороги с Азау до «Кругозора» или «Мира», также на «ледовую базу», в ущелье Ирик-чат. Интересно провести несколько ночей с северной стороны Эльбруса в домиках турфирм, занимающихся восхождениями. Оттуда можно гулять к источникам Джилы-су, подниматься пешком по тропам до высоты 3400 м (лунная поляна) с возвратом вниз мимо «грибов». Выше к лагерям на 3800 м идти не стоит, так как тропы там не очень, можно заблудиться, в непогоду оттуда тяжелее удрать, легче заночевать там и спускаться утром, но мест может не быть. Район Эльбруса с севера грозоопасный, как-то на Лунной поляне рисковчанина ударило молнией, а коровы, пасущиеся гораздо ниже, в окрестностях поляны Эммануэля, уходят с хребтов в преддверии грозы, и аналогично следует поступать людям. Да и для палаточников Эльбрус с севера неплохой вариант - заночуйте на «Аэродроме», около 2800 м. Аккуратнее при подъеме туда, обе тропы вдоль речки - со странностями.
Позаботьтесь об одежде и снаряжении для передвижения в горах и ночевок на высотах вплоть до «приюта» на Эльбрусе самостоятельно. В горах на высоте от 3000+ метров вы будете летом попадать в позднюю осень и даже под снег/град с учетом температур и силы ветра, выше 4000+ (Эльбрус) зима может временами показаться суровой, время возврата в тепло может быть сколь угодно длительным. Для ночевки на высоте, где почти нигде нет обогрева, нужен спальник. Изучите вопрос приготовления пищи в местах проживания.
Посещение склонов Эльбруса. ЛЕТОМ, то есть июнь-август.
Этап первый: прибытие на место, начало акклиматизации. Стартовая высота «бочки» 3800 м. Туда вы тоже можете подняться пешком, а после ночевки на «бочки» или «Мире» можете подниматься на высоту «приюта» 4100 м. Правильно ехать на «приют» от «бочек» на ратраке или снегоходе, в связи с закрытыми трещинами (см. абзац А) и опасностью непогоды (абзац Б). После подъема на «приют» выбирается место для стоянки – ночлег в зданиях или в палатке. От «приюта» можно прогуляться до высоты 4300-4400 м (верхний край двойной каменной гряды). Рядом находятся гостиницы и стоянка МЧС. Не уходите за края каменной гряды, не идите посередине гряды в метель, иначе можно не заметить, когда она закончится, держитесь камней, передвигаться по гряде в каком-то смысле безопаснее, так как там нет провалов и промоин от ручьев, хотя есть подвижные камни. При плохом самочувствии, или если появился быстрый пульс, желательно принять решение о спуске на «бочки», а лучше на станцию канатной дороги «Мир», при этом до «бочек» ехать на ратраке/снегоходе (см. абзацы А,Б,Д, чтобы понять, почему).
Рис. 2. Упрощенная схема передвижения по маршрутам, вид сверху. Зеленым показан подъем с 4100 до 4350 м, синим с 4350 м до 4700 м, красным с 4800 м до 5000 м. Время прохождения зависит от многих факторов, поэтому на карте нет масштаба расстояния. Черными стрелками показаны ошибочные направления спуска с маршрута.
Ниже представлены опасности, подстерегающие восходителя на маршруте, и важные замечания. Они разбиты по абзацам, пронумерованным по буквам алфавита от "А" до "И".
А. Трещины в леднике. По этой мясорубке с холодильником целая глава набралась. Начинаются трещины через 150м от «бочек» и расположены далее по маршруту, присутствуют в большом количестве при сходе вбок с натоптанной тропы. Трещины бывают открытые и закрытые «снежными мостиками», они могут быть произвольного профиля, шириной до нескольких метров и глубиной с небоскреб. Последствия попаданий в трещины – почти всегда травмы, реже инвалидность, смерть. Коварство закрытых трещин состоит и в их незаметности, ведь мало того, что снежные мосты могут непредсказуемо обрушиться при нагружении, еще и неясно, когда ты находишься на мосту. Негативные факторы: рельеф трещины, невозможность покинуть трещину при травме, а также без снаряжения, низкие температуры, утопление в ряде случаев. Панацеи против трещин нет никакой, их могут пересекать ратраки и чуть с меньшей гарантией - снегоходы на скорости. Впрочем, есть слухи о провалившемся в трещину ратраке на Эльбрусе. Альпинисты умеют передвигаться в связках, но известно множество историй о серьезном травмировании альпиниста, ходившего в связке (обычно веревка была не в натяжку). Что будет без веревки... воспользуйтесь услугами YouTube, трещина по-английски crevasse, падение - fall. Одиночкам и новичкам нужно пользоваться ратраками/снегоходами между «бочками» и «приютом». Пустить неподготовленного человека к трещине - то же самое, что подпустить ребенка с гвоздиком к розетке. Нормальные люди на этом месте прервут свое чтение, ну а для остальных - длинные размышления на тему перехода снежных мостов в абзаце с красноречивой пометкой "Ж" )).
Б. Внезапная смена погоды и потеря ориентации из-за нее или смены времени суток, после чего вы приходите к трещинам (см. выше) или обрывам над трещинами. Прогноз погоды со snowforecast обычно сбывается, но нужен свежий прогноз. Правильный прогноз - одна из самых важных вещей для таких районов, как Эльбрус. Выход наверх можно осуществлять только при свежем, надежном хорошем прогнозе погоды на ближайшее время (4-6 часов как минимум). Выход наверх при плохом прогнозе - шаг в сторону форс-мажорных обстоятельств. Есть опасность замерзания при смене погоды, полезно знать, как случаются обморожения, какие у них признаки, какие последствия; температура может упасть ниже нуля на часы, а на солнце по ощущениям временами можно гулять в майке. Пальцы на ногах мерзнут первыми «на ура». Метель приводит к тому, что безопасно передвигаться по маршруту станет невозможно, поскольку видимость слишком мала. Погода меняется очень быстро, типичное время - полчаса, бывает и быстрее. В сильную метель за счет отсутствия ориентиров человек может с непривычки петлять, против этого поможет навигатор с загруженной картой. Есть опасность отказа навигационного оборудования, особенно, если это программа для GPS на смартфоне (он может разрядиться, да и в заряженном состоянии не очень полезен – из-за слабого приемника смартфон может соврать на 100 метров, это путь в трещину). Также некоторые навигаторы не видят спутники в снегопад, это старые приборы. Навигатор должен быть включен сразу при выходе на маршрут! В некоторых режимах батареи навигатора могут разрядиться, пройденный вами трек может забыться, но комплект запасных батарей поможет хотя бы узнать свое местоположение. Заранее изучите руководство по навигатору. Навигатор нужно настроить так, чтобы система координат оказалась потом понятной спасателям и они пришли по вашему звонку куда нужно.
В. Солнечный свет сделает кожу гуляющего облезлой, а глаза - ослепшими. Требуются специальные солнцезащитные очки и маска, не мешающая дышать, подойдет хороший солнечный крем (SPF 30-50).
Этап второй. Подъем до скал Пастухова. Выполняется выход наверх после ночевок на 3800-4100 хотя бы раз, а лучше два-три раза и до этого уже со свежим опытом горного похода. Маршрут проходится с высоты 4350 м до 4700-4800 м, но в правила безопасности включен и вариант подъема на этапе для «маньяков» - до 5000м, ибо большего количества абзацев осилить невозможно. Соответственно, нужно четко отработать второй этап и безаварийно спуститься вниз. Если человек не был до этого в походе или не имеет горного стажа в несколько лет, ему будет достаточно подъема до высоты 4350 м, второй этап уже чреват попаданием на опасные ледовые поля. Типичная ошибка при спуске - 2 (см. карту рис. 2), а от ошибки 1 может предостеречь характерный рельеф, если давать легкий дрейф вправо без энтузиазма.
Опасности - абзацы А-Д ("АД"!), также читаем рекомендации Е-И.
Далее много важной информации.
Г. Плохая погода и ее последствия. Дополнения к проблемам с ориентированием, описанным в «Б». На верхней части маршрута к началу Косой полки возможен сход лавин после снегопадов. Порывы ветра могут сбивать с ног. Возможны грозы, хотя на этих высотах они более вероятны с севера, есть опасность удара молнии в металлические предметы и через них в хозяина этих предметов. Есть опасность замерзания при смене погоды, температура может упасть до -10 уж точно (на 5000 можете поймать и серьезнее морозец), не забываем и об охлаждающей силе ветра на открытом участке. Без проверенной теплой одежды наверх не выходим. С навигатором все должно быть в порядке, заряд батарей должен быть полным. На тропе, пока погода хорошая, оцените точность показаний навигатора, нужно, чтобы вы могли выйти не менее, чем за 50(лучше 100-200) метров по записанному треку к пометке на снегу с точностью не хуже 10 метров. Если это не получается, аккуратнее относитесь к идее вернуться в лагерь по навигатору. В непогоду даже у современных навигаторов может ухудшаться точность показаний. Нехорошо, если вы отделитесь от других людей, но такое может случиться. Надежный вариант ориентирования - по вешкам. Вешки проставлены не везде и не одинаково равномерно. Можно потерять ближайшую вешку в сильную пургу, даже если вешки проставлены аккуратно. Заранее проверяйте по пути наверх, везде ли проставлены вешки. Кстати, можно захватить маленьких вешек сантиметров минимум по 40, с красными флажками, и проставить их самостоятельно там, где вешек не окажется. Вешки может забить в снег ратрак, так что не стоит на них особо полагаться и пренебрегать остальными средствами обеспечения безопасности. Далее, ратрак - немаленькая машина и водитель ее может спокойно срезать часть пути по трещине, так что след ратрака менее надежен, чем вешки. Не пытайтесь срезать путь при любой погоде, он кривой не просто так. На спуске работает принцип стрельбы: чем с более близкого расстояния стреляешь, тем меньше «промажешь» при той же угловой ошибке. Чем дальше забрел наверх, тем сильнее уведет вбок на спуске в непогоду. Сильная метель на высоте порядка 5000 м должна случаться в среднем хотя бы раз за время вашего посещения Горы. Далее речь пойдет о холодной дневке на высоте при потере тропы, см. абзац с красноречивой пометкой "Ж".
Д. Проблемы со здоровьем. С 4000 м (возможно и значительно ниже), кроме замерзания в непогоду, из-за нехватки кислорода могут проявляться симптомы горной болезни, сопровождающиеся болями в голове, вялостью, помутнением сознания, неадекватностью, быстрым пульсом и т.д. Изучите тему поподробнее, здесь она не представлена. Можно ослабить симптомы горной болезни и даже избежать их появления до определенной высоты (для каждого индивидуально) за счет акклиматизации – высотной адаптации, т.е. постепенного набора высоты посещаемых мест. Ходить нужно по протоптанным тропинкам, в присутствии людей. Эйфория частое явление, не поддавайтесь порыву задержаться, погулять вне тропы, махнуть наверх. Самодовольство, увеличившееся на фоне горных красот в хорошую погоду во время успешной прогулки, здорово опьяняет само по себе, а сопротивляться этому вынуждена ослабевшая на фоне гипоксии голова. После эйфории следуют усталость и вялость тела. Если не прекращать перегружать организм высотой, могут развиться отек мозга или отек легких – почитайте, что это такое, хотя с этими зверями вряд ли грозит встреча на предлагаемом маршруте, время их развития в среднем около суток. У некоторых изредка случается что-то вроде «белой горячки» с галлюцинациями, некоторые при этом впадают в насилие. Горная болезнь всегда сильнее задевает, чем кажется наблюдателю. К опасностям горной болезни относится также выражение «себя загнать». Только в горах можно не просто устать, а даже нанести вред сердечно-сосудистой системе, поэтому в случае любой опасности не стоит ускоряться более, чем сможете, на значительное время. Более серьезное развитие горной болезни может случиться у любого, это не особо зависит от занятий спортом на равнине, хотя обычно спортсменам легче, если нет травм и себя не перетруждать на высоте. Единственное лекарство от гипоксии – кислород. Т.е. срочный спуск вниз минимум на километр. Если в городе после попадания в ЧП вы можете оказаться в больнице через час, то на Эльбрусе в лучшем случае в тот же день, а обычно на следующий. Не выходите в отсыревшей обуви на маршрут, получите не обморожение, так простуду, а простуда на высоте не лечится, нужно будет спускаться вниз. Сотрудники МЧС не имеют права оказывать пострадавшему медицинскую помощь, для этого нужен врач.
Е. Расписание дня. С утра при хорошей погоде и свежем, хорошем прогнозе делается выход наверх. Старайтесь выйти вслед за теми, кто идет на вершину и лучше, чтобы на маршруте уже светало. К примеру, на скалы Пастухова выходить можно в 5-6 утра, на Косую в 4-5. Несмотря на короткий период темноты (в это время используйте яркий фонарик), вы имеете преимущество - более крепкие снежные мосты над трещинами, подмерзшие за ночь, что несколько повышает ваши шансы на успешное возвращение. Следы ратрака, вдоль которых можно подниматься, пока также четкие. Выезд в 2-3 ночи на ратраке с покорителями Эльбруса и последующий спуск в темноте нежелательны, поскольку на незнакомом маршруте важно иметь хороший обзор местности. После 12 дня подниматься по маршруту не следует, прервите подъем, передохните, перекусите и спускайтесь к месту стоянки. Это должно стать жестким правилом. Обычно до 15-16(изредка 17) часов еще есть шанс встретить возвращающихся сверху людей, так что не впадайте в отчаяние, если что-то на спуске пойдет не так. Поскольку реже бывает вариант, что с утра погода плохая, а вечером светит солнышко - из графика выпадают некоторые дни, не укладывающиеся в предложенную схему. В пасмурный день можно поупражняться в физической работе - например, сложить стенку из камней вокруг площадки для палатки, или копать снег. Спортсмены-высотники рекомендуют нагрузки на высоте для улучшения акклиматизации, но не увлекайтесь слишком и не переутомитесь накануне выхода, также избегайте простуд.
Рис. 3. Кажущаяся близость объектов в горах - опасная иллюзия гор, как и закрытые ледники. За полчасика такое расстояние пробежит разве чемпион, обычным людям требуется несколько часов. Ниже скал Пастухова заметно выполаживание, на котором можно заплутать, не ощущая, что идешь на спуск в том же направлении. Вероятно, на этой площадке будут и сбои со связью. В непогоду на таких участках неуверенно себя почувствовать может даже опытный альпинист.
Ж. - Экстремальная ситуация :))))
Трещины от «Бочек» до «Приюта», и несколько общих фраз об остальных местах. Речь пойдет об участке ниже «приюта», там часто ходят без связок (см. заглавное фото на рис.1), вопреки знанию о порочности и последствиях подобной практики. Кстати, снег на этой тропе находится в наиболее теплых условиях и мостики меньше живут, чем на больших высотах. Пользуйтесь нижеследующей информацией 0 раз, максимум 1, если припрет. Переходят мосты, ступая мягко, чтобы не пробить ударом ступни, но не мешкая, чтобы не задерживаться. Прыжок через закрытую трещину чреват недооценкой размеров снежного моста и его обрушением при перегрузке. Мост явно небезопасен, если легко протыкается палкой без кольца(тем более с кольцом!), но необходимая толщина моста не может быть вами надежно оценена. Принято переходить трещины там, где проложена тропа и непосредственно по тропе. С одной стороны, каждый человек вырабатывает ресурс мостика, с другой стороны мостик, по крайней мере, не обрушился под предыдущим человеком. Автору неясно, стоит ли в сезон минимума снега ступать на мостик точно след-в-след, или же на пол-стопы сбоку. При проверке на протыкание палкой действующего моста на тропе вы можете ухудшить его прочность. Известны случаи, когда человек оставался на поверхности при проваливании у края трещины, упав на лед (обычно же мост ломается посередине), или разведя руки в стороны при неполном обрушении моста. Эти чудеса вышибают слезу (после изучения кучи информации о более типичных исходах инцидентов с обрушением мостов), а надеющиеся спастись таким образом - смешанную реакцию. При несчастном случае рядом с группой альпинистов (вместе с любителями ходить по трещинам нечего!) существует возможность вызова спасателей, хотя номера телефонов МЧС имеются далеко не у всех. Альпинисты стараются прокладывать тропы по наименее опасному пути. При уходе от тропы обычно чаще попадаются трещины, состояние мостов через них труднее поддается оценке. Это актуально, прежде всего, на маршруте выше 4350 м. Зону гигантских трещин под Косой полкой называют «трупосборником» за то, что туда нередко попадают при срыве, но наш маршрут почти все время отделен от нее понижением рельефа наподобие обрыва, хотя после возвращения с подъема на 5000 м туда теоретически можно забрести, если слишком отклониться вправо (ошибка 1). Участок при спуске (по левую руку) опаснее, поскольку скачок рельефа не выражен и можно выйти на ровное ледовое поле, трещины в котором не сильно бросаются в глаза издалека, но их достаточно (ошибка 2). С тропы от «бочек» на «приют» тоже можно свернуть вправо, и там будет располагаться поле трещин. Люди, осознанно уходящие с маршрута в сторону после прочтения этого полотенца, приравниваются к желающим совершить самоубийство, по мучительности значительно более ужасное, чем известное харакири (агония может длиться часами). Более-менее регулярное спасение при обрушении моста происходит при правильно организованной страховке, которая не является секретом, но требует детального изучения и множества повторений. Эта статья не относится к категории учебных материалов, да и изучать такую технику очень желательно под руководством инструктора по альпинизму, не можете найти такого - обратитесь к опытному гиду за денежки, вам также придется раскошелиться на многочисленные аксессуары. Минимум времени на серьезное обучение - неделя, если вы не гении. Все равно, когда мост обрушится, вы ушибетесь и, возможно, получите перелом. А недавно в связке на другой горе упал первым и погиб высотный гид. Стоит ли оно того?
Холодная дневка при ненадежном ориентировании. Имеет смысл сберечь пол-термоса горяченького чайку для таких случаев на спуске. Самая выгодная точка остановки для защиты от ветра - за камнями скал Пастухова, наиболее верная для ускоренного спуска - у последней обнаруженной вешки, при прояснениях погоды можно спускаться вниз, также мимо вас может проехать ратрак и подобрать вас. Блуждать по склону в одиночку никакого смысла нет, теплые вещи иметь приоритетнее. С холодом вы сможете дольше успешно бороться, чем с последствиями падения в трещину. Если вы забрели в зону трещин, не нужно их преодолевать, пытаясь сократить дистанцию до точки финиша. С этого момента и отход назад от трещин становится опасным для заблудившегося – он мог уже пересечь несколько снежных мостов. Время посоветоваться с МЧС по телефону, при этом показания навигатора на много часов сократят поиски. Шашлычный шампур или палка без кольца, вводимые под снег рядом с вами, помогут убедиться, что вы садитесь пережидать непогоду не на снежном мостике (стержень будет упираться в лед). Если льда нет - аккуратно отползайте туда, откуда пришли. Для остановки на склоне нужны теплые вещи в рюкзаке, такие, как спальный мешок, небольшой коврик. Рюкзак при ожидании может прикрывать зону поясницы от ветра, чтобы не поморозить почки. При отсутствии спальника охлаждение под действием ветра ослабляет даже заворачивание в полиэтилен, который на горе не растет (захватите хотя бы плотных больших мешков из супермаркета). Несколько слоев полиэтилена уменьшат опасный на ветру конвективный теплообмен. Не создавайте сопротивления ветру, сидя спиной во весь рост, но и не засыпайте, вам нужно шевелить конечностями. Есть шанс соскользнуть после обматывания в ветрозащитный кокон - воткните что-то ниже своего пути сползания, например, палки без колец. Выспитесь перед выходом хотя бы часов 6-7. Периодически проверяйте доступность связи, ставьте себе будильники на мобильном, чтобы не отрубиться от однообразных впечатлений (лучше, чтобы в комплекте была неубиваемая Nokia с новеньким аккумулятором, помимо любимых смартфонов).
З. Основные правила передвижения. Чувствуете одышку – делаете паузу. Лучший темп движения – равномерный, замедленный, чтобы не останавливаться раньше, чем через час. Выше Пастухова подъем осуществляется медленно, зигзагом, требуются как минимум трекинговые палки, нельзя использовать обувь со скользкой подошвой. Здесь неплохо придутся кошки, для комфортного передвижения они даже необходимы, но при падении и торможении ими на склоне можно легко свернуть голеностопный сустав, а тормозить надо трекинговыми палками в руках или ледорубами. Кошки есть в прокате в пос. Терскол. Советы по использованию кошек можно найти в библиотеке или в Интернете, а позже получить на горе. Практиковаться нужно несколько дней. чтобы научиться в них ходить. На спуске ниже Пастухова кошки можно будет снять. Никогда не торопитесь идти наверх, всегда торопитесь, если есть условия, вернуться вниз. Вероятность неудачи при повторении совершенных ошибок накапливается. Если вы не последовали один раз какому-либо правилу техники безопасности, во второй раз ему следуйте, не думайте, что вы умнее авторов этих правил. Хождение между «Бочками» и «приютом», например – это игра в лотерею в том или ином смысле, даже если проигрыши редки.
И. Люди. Взаимодействие с ними. Никто не гарантирует, что вы встретите адекватных людей, полагайтесь на себя и свои силы. Не стоит рассчитывать на чью-либо помощь. Человека легко могут оставить одного на маршруте даже при наличии договоренности о совместном передвижении (поэтому с самого начала не давайте себя «загнать» и держите свой темп, так легче будет управиться самому в случае необходимости). Несмотря на вышесказанное, наиболее надежно находиться недалеко от других людей, ведь тогда для вас могут вызвать спасателей. Поэтому не стоит выходить на гору вечером, зная, что там заведомо никого не будет, даже в хорошую погоду. Сотрудники МЧС живут около «приюта» на каменной гряде. Отметьтесь у сотрудников МЧС и пообщайтесь с ними перед прогулкой до Пастухова и к началу Косой (только не ломитесь к ребятам ночью, вам нужны потом невыспавшиеся спасатели?). Имейте при себе средства связи с полностью заряженными аккумуляторами и забитыми номерами МЧС, заранее должны быть выяснены зоны устойчивой работы мобильной связи. Не помешает телефон с 2 сим-картами разных операторов, или пара-тройка трубок, заранее выясните, что ловится на тропе. Поскольку вы можете оказаться без связи на каком-то участке, проверяйте, откуда еще можно позвонить, пока идете - посматривайте на индикатор связи с базовой станцией на вашем мобильном. Деликатный момент - тучи, снегопад способны ослаблять радиосигнал. Звонить в МЧС пора, если прошло более получаса или когда вы стали подмерзать, а решения вы самостоятельно принять не можете. Не стесняйтесь спрашивать проходящих мимо людей, особенно спускающихся вниз. Не рассчитывайте, что кто-либо обязательно сообщит о вашем бедствии в МЧС вместо вас. Будьте внимательны по отношению к происходящим вокруг вас событиям и к состоянию своего организма (это требует некоторых постоянных усилий, обычно человек застревает в одной из крайностей). Сбитый настрой часто приводит к ошибкам, и это почти не зависит от предыдущего горного опыта, просто более опытный человек поимеет свои проблемы на более сложном маршруте.
Этап 3 – для «маньяков». Восхождение к началу косой полки на 5000 м. Изначально выполняете вариант 2, до него нужно выполнить вариант 1, оба раза переночевать. Список важных сведений: абзацы от А до И. Ни в коем случае нельзя, крайне не рекомендуется, не имея ночевки на «бочках» хотя бы, делать сразу начало Косой, незадачливого альпиниста «поведет» от высотного воздействия на здоровье. Также на маршруте прибавляются трудности с ориентированием - можно постепенно уйти к трещинам как при дрейфе влево (ошибка 2 рис. 2), так и при дрейфе сразу вправо (ошибка 1), в отличие от скал Пастухова. Тропа, по которой придется идти, труднее читается в непогоду: ратраки заезжают сюда реже. Этот вариант уже вполне рискован. Принимать решение о выходе следует после изучения информации о наличии вешек. Прогноз должен быть очень хорошим, свежим, за 3 часа до выхода, с Приюта доступен Интернет. Крайне желательно накануне изучить маршрут до скал Пастухова, подняться на них, оценить свой темп, осмотреться по сторонам. На третий день этот маршрут для реально нетерпеливых. Можно сходить сперва пару раз до Пастухова, а затем уже сходить выше. Если до этого была ночевка в палатке на конце скал спасателей (4350 м), вот еще более разумный вариант акклиматизации.
Этап 4 – «я озверел, на вершину быстра!». Выше начала Косой полки все гораздо менее предсказуемо и более рискованно. Возможны срыв, потеря ориентиров, обморожение/замерзание, обострение развития горной болезни (нужно понимать свою незащищенность от возможности ночевать на седловине в буран или при травме), потери сил, воли и мотивации, при срывах - травмы с возможностью утери способности к самостоятельному спуску и даже с ограничениями по времени ожидания помощи, отравление вулканическими газами, удар молнии, редко лавины. Характерное технически сложное место – предвершинный «ключ» на рельефе, особенно трудный для новичков при спуске. При сильных порывах ветра там могут потребоваться альпинистский опыт у руководителя и плоды предварительных тренировок участников. Неопытный восходитель может вскарабкаться с трудом наверх, а потом уже придется спускаться с высоким риском без навыков и советчика. Исход почти любого несчастного случая наверху – обморожение/травма/горная болезнь(постепенно прогрессирующая) и потеря способностей к самостоятельному передвижению. От сильной непогоды, ступив на Косую, не скроешься по причине необходимости уверенно преодолеть ту же Косую и более высоко расположенные уже пройденные наверх трудные участки в обратном порядке, но в некомфортных или даже очень неудобных условиях. Люди в метель пройдут мимо лежащего восходителя в 10 (да и 5) метрах и просто его не заметят, а он их не услышит из-за ветра, притом глотку сорвет задолго до их визита, и это если он еще будет в сознании. Кроме сотрудников МЧС мало кто ему поможет, а группа МЧС-ников живет временами на седловине, но не всегда, рассчитывать на это самодеятельным восходителям нельзя. Вследствие этого не рекомендуются самостоятельные попытки подъема на Эльбрус без компетентного руководства, строго не рекомендуются они же без предупреждения сотрудников МЧС, пик глупости - делать это все сразу без экипировки или предварительных многодневных тренировок. Можно попробовать нанять гида/инструктора после похода к началу Косой и спуска, если все еще тянет на вершину. Это будет дешевле многодневной платной программы у тех же гидов, и еще дешевле затрат на разгребание свалившихся на голову неприятностей при несчастном случае. Изучите вопрос дополнительного страхования экстремальных видов спорта (альпинизм) и историю выплат компании при наступлении страхового случая - платный полис будет не лишним.
Этап 5. Более тесное взаимодействие с горой. Восходитель вроде бы прошел все испытания, он здоров, бодр, вроде это не горняха и его тянет на вершину. Как вариант – ночевка на высоте 4700-4800 м? Вариант более жесткий, чем в районе Приюта. Нужен предварительный горный опыт как минимум в пару лет, с походами в палатках недели по две. Опасности стоянки - задохнуться от засыпания снегом палатки или угарного газа при работе светильника/горелки, также замерзание и горная болезнь. Возможно, сильно обострится простуда, даже при легких ее симптомах ночевка запрещена. Ну и остается опасность убрести в сторону трещин из дури. Нужен напарник и палатка, вмещающая двоих. Не забываем накрывать теплые спальники легким, чтобы он брал на себя осаждение конденсата. Два человека - уже относительно надежная команда. Соответственно, напарник должен быть не балластом, а иметь равные возможности. Требуется заблаговременное изучение вопроса акклиматизации, крайне желательно это сделать до поездки. Предыдущие ночевки – не менее одной на верхнем краю каменной гряды (4350 м) с отличным самочувствием поутру. Обязательное требование – хороший прогноз погоды, заряженные мобильники, регистрация в МЧС, консультации о целесообразности геройства - там же. Не нужно ставить палатку на предполагаемое место прибытия ратрака ночью. Для откапывания площадки у камней потребуется прочная лопатка. Также потребуется надежно закрепить оттяжки палатки. Палатка нужна крепкая, иначе ветер может ее легко порвать. Если ночевка пройдет удачно, спуск вниз начинать не позднее 12 часов дня. Если горняха припрет, а прогноз хороший - уедете на ратраке часа в 2-3 ночи, когда на скалы очередных покорителей привезут, если не отрубитесь или не замерзнете, поэтому ночевать там в одиночестве рискованно. Палатку лучше будет скомкать и забрать прямо перед посадкой в ратрак, ведь каждые 5 минут на морозе при недомогании неблагоприятны для здоровья. Заранее договоритесь, что один следит за другим и не бунтуйте, не ходите в одиночку гулять от палатки дальше нескольких метров. При желании восхождения на Гору после хорошо проведенной ночевки можно договориться с гидом, вы уже будете иметь приличную акклиматизацию. Надо только спуститься в Терскол и разгрузить организм на сутки, а потом уже вновь подняться на «бочки». Есть сомнения в том, что на вершину вообще стоит ходить «для галочки». «Косая» уже напряжна, там в течение двух часов каждый шаг надо проверять, чтобы не укатиться вниз, и это все на фоне недосыпа. Вот такие ощущения у человека, две зимы с удовольствием тренировавшего хождение в «кошках» на ледяных горках, замерзших речках и водопадиках с верхней страховкой. Налетевшая непогода вскроет казавшиеся легкими недостатки без того трудоемкого маршрута.
Немного мути и горняшечного тумана. Как раз на Пастухова года три с половиной назад собиралась симпатичная молодая парочка на ночевку с целью акклиматизации перед Горой, по собственному плану, мы обменялись с ними улыбками и парой добрых слов. Согласно моим воспоминаниям, в тот же приезд кого-то со слухов могли там откапывать, не исключено, что двоих, а также может я их потом живыми встретил, последнее сомнительно из-за моего графика. Скорее всего, откопали кого-нибудь еще, а я шелохнулся, не тех ли, но вместо проверочки насочинял себе про то, что мы еще раз виделись. Нормально так?)) Поэтому прогулка в поле зрения людей вас не обязательно спасет. Вдруг, пока кто-то играет в ящик, окружающие отложат свои наблюдения за ним в долгий ящик? Внизу мы поступаем полуавтоматически, но наш автоматизм лучше вписывается в созданную людьми реальность, а наверх мы приходим с теми же навыками пешехода, тогда как от нас требуется больше сознательности на каждом шаге и к себе и к окружающему миру.
Статья содержит минимум необходимой информации. Статья описывает хождение по опасному снежно-ледовому рельефу. Предупреждений недостаточно, авторы(я и те, кто комментировал создание этого опуса) снимают с себя всякую ответственность за ваши действия. Склад ума читателя, возможно, требует тщательного изучения предмета с примерами на практике, тогда формат статьи на несколько страниц ему противопоказан. У кого-то сыграет здоровье, или окажется маловато способностей к ориентированию на местности, будет отсутствовать опыт длительного хождения по пересеченке, может, наконец, сбивать с толку зимняя обстановка, привычная для рыбаков и лыжников. Прогнозы временами не сбываются. Сильный буран может положить человека на склон или уронить вниз. Далее список ошибок, совершаемых в отсутствии опытного руководства. Желание заполучить гору минимумом усилий приводит к принятию решений с массой недочетов. Упрямство на почве завышенной самооценки может завести в тупик и помочь выбиться из сил. Всплеск любопытства в сочетании с энтузиазмом настолько же опасны, как и предыдущие пороки. Никакая статья или диссертация не заменит опытного спутника. Старайтесь помнить про серьезность всех горных напастей и контролировать себя. Даже выполняющему все правила временами крупно не везет.
Область на южном склоне Эльбруса не является принципиально недоступной для толковых начинающих, но текст этот составлен не как инструкция (потребуются талмуды), а как напоминание, что же нужно начать изучать, входя в высокие горы. В художественных фильмах замерзшие на фоне снега могут выглядеть довольно смешно, спасибо Джеку Николсону за этот кадр:
Рис. 4. Кадр из фильма "Сияние". Конец, настигший обезумевшего гражданина. Снимок сделан утром.
В реальности погибшими, как правило, оказываются замечательные, приятные, сильные и способные к спорту люди. В год гора дает порядка 10 мертвых тел и не факт, что нет еще нескольких пропавших без вести в трещинах. Есть много покалечившихся на Горе, с ампутациями и тому подобным. Уважайте эту Гору с ее красотами, пьянящим воздухом и опасностями. Уносите с собой все принесенное на Гору.
Как повелось на святой Руси,
Hо чтобы коротко и по делу -
Да что вы, Бог меня упаси!
Коротко и по делу вот здесь: http://www.risk.ru/blog/207365, но там для самых маленьких.
Что обнадеживает, когда сам читаю свой опус, уже легче, чем в начале процесса.
Мне и самому было интересно для себя упорядочить мысли насчет таких мест хождения. С одной стороны, уже не новичок, с другой - восходятел так и лезет наружу. Чтобы гадить уже не себе, а другим через текст)) Долго втискивал себя в рамки, чтобы убрать на второй план "бюджетный" вариант для новичка ломиться на Приют пёхом, а также с трудом выдрал идею из головы - в непогоду ломиться на Приют сверху ударными темпами. Как бы надо, я так и буду делать, скорее всего, но... кто как ориентируется на местности, в каких условиях, дело тонкое. Из обоих моментов и сложился странный абзац "Ж". Это образец размышлений для совсем нуба, просто в качестве примера, вышло длинненько, но я уж его таким и оставил.
Я, честно говоря, не готов обсуждать часами, лучше буду писать мемуары про месяцы в Южной Америке на джипе. А свое мнение высказал на видео, сейчас дописываю про тренировки. Руки дойдут, в пятый раз напишу про безопасность и все такое новую статью.
---
Памятка для туристов, собирающихся подняться на Эльбрус по канатной дороге.
Солнечный свет на высоте содержит много ультрафиолета, т.е. вызывает сильный загар и вреден для глаз. Требуются качественные солнцезащитные очки и хороший крем (SPF 30-50).
Необходима теплая одежда на случай ухудшения погодных условий, если вы собираетесь находиться наверху полчаса или дольше.
Два места для безопасных прогулок после подъема до верхней станции канатной дороги. Первое – это рядом со станцией канатной дороги, по грунту, а не по снегу/льду. Второе безопасное место – промежуток между так называемыми «скалами спасателей», на которых расположен так называемый «Приют» и пост МЧС. Добираться туда следует только транспортом, поскольку участок ледника до «Приюта», и вообще все снежно-ледовые поля Эльбруса, содержит трещины, присыпанные снегом. Трещины могут быть произвольного профиля, шириной до нескольких метров и глубиной с многоэтажку, они могут быть незаметны под снегом. Последствия попаданий в трещины – почти всегда травмы, инвалидность, смерть. Негативные факторы: рельеф трещины, невозможность покинуть трещину при травме, а также без снаряжения, низкие температуры, утопление в ряде случаев. Внезапная смена погоды при попытке прогуляться между станцией канатной дороги и «Приютом» значительно увеличивает шанс попадания в трещину.
Что можно сделать, находясь на «скалах спасателей»? Договорившись с водителем транспорта, подняться до конца скал (высота 4300-4400 м.н.у.м., набор высоты приблизительно 200 м) и спуститься обратно к транспорту при хорошей погоде и хорошем свежем прогнозе (см. сайт snowforecast.com). Между скалами вероятность проваливания под лед минимальна, хотя следует избегать глубоких промоин. В случае ухудшения погоды обязательно приступайте к возвращению, для этого выберите ближайшую к вам каменную гряду «Скал спасателей», подойдите ближе к ней, чтобы не потерять ее из виду, спускайтесь вдоль нее до ближайшего здания (это будет либо «приют», справа при спуске, либо вагончики МЧС, слева). Передвижение непосредственно по камням безопаснее с точки зрения ориентирования, но подвижные камни могут привести к травме при неудачном шаге, и торопиться не нужно. Не пытайтесь срочно самостоятельно покинуть «Приют» пешком, даже если вы опаздываете куда-либо. На «Приюте» и в МЧС есть люди, которые вам посоветуют, как безопаснее вернуться к «бочкам».
Почему нельзя пытаться сразу зайти выше: во-первых, маршрут в горах идется раз в 5-10 дольше, чем кажется. Из-за отсутствия многодневной высотной тренировки проявит себя «горная болезнь» на фоне недостатка кислорода - ограничение внимания, сосредоточенности, самоконтроля, человек переходит от эйфории к стадии упадка сил, позже может развиться обострение с изменениями в мозгу и легких, требующее срочных реанимационных мероприятий для спасения жизни. Рельеф делается жестче, на нем случаются: срывы с травмами и возможным попаданием в очень глубокие трещины, потеря тропы, обморожение/ замерзание и т.д. Статистика гибели в среднем 10 человек в год. Если есть желание подняться выше – ищите гида и обращайтесь к нему.
Но, что бы не оставлять пустой комментарий, я докину немного медиа по солнечному свету Кавказа, что бы человек не видевший сего, смог бы сравнить.
Фото с пушкой - дорога на Джантуган (на ВЦСПС) + фото в Азовском море. Обе фотки сделаны одной и той же камерой.
Разница в Солнышке чувствуется, правда?
Ну что бы иметь некоторое представление о том что можно и нельзя на Эльбрусе.
И в интернет исполнения будет иметь некоторый успех
Но я не осилил такое количество букв
Прошлый текст, зайдите туда, я его обрезал реально до 2 страничек, 2/5 из которых запугайка чтоб на вершину не ходили, то есть сама памятка для заехавших на бочки - почти страница.
Но тут... тут мяяясо. Жесть. Ночевки на Пастухова. Нахрен такие СОВЕТЫ (все "инструкции" в голову лезут, простите) без сопровождающих мыслей в коротком виде. Это альпинистам все пофигу. Я думаю не порезать ли этап 5 нахрен.
И что кружку чая дадут достаточно беспроблемно, а вот на просьбу понести рюкзак могут и послать.
Любой может стать неадекватным.
Я бы написал что-то вроде: "во избежание ненуных проблем заведомо держите в голове неадекватность (в той или иной степени) абсолютно всех, кто находится с вами на горе, а остальное пусть будет приятной неожиданностью. Помните, что здесь вы никому не нужны и вас могут оставить на тропе, либо даже бросить на ней в любом физическом/психологическом состоянии. Никакие спонтанные договорённости (с коммерческими гидами, ведущими СВОЮ группу, случайными попутчиками, или соседями по ночёвке в вагончике) нельзя считать гарантией того что вам окажут помощь в трудную минуту. С большой вероятностью помощь могут оказать в объеме, не мешающем собственным планам на восхождение/спуск (дать кружку чаю, ответить на вопрос о погоде наверху и т.п.). Плохая погода, позднее время или иная кризисная ситуация резко снижают вероятность оказания даже минимальной помощи, тем более не стоит надеяться на то что первая же проходящая мимо группа организует спасательные работы. В лучшем случае они предупредят спасателей, в худшем - просто пройдут мимо."
Что касается "точки невозврата", она же точка поворота, то я бы поставил всё-таки 12 и не позже - учитываем что новички в целом идут гораздо медленнее - что вверх, что вниз.
1.Пункты Б и Г содержат дублирующую информацию (можно ориентироваться по фразе "на солнце можно гулять в майке", она практически идентична), где-то ее можно выкинуть, а оставить скорее в пункте про погоду.
2. Еще в п. Г я бы выкинул информацию о прощупывании в метель палкой следов ратраков - даже если получится (а это отдельный вопрос не для всякого - отличать след ратрака от просто намёрзшего бугра в пургу), всегда по закону Мерфи наткнешься на след "нерейсового" ратрака который проехал хрен его знает где. Ему-то трещины пофигу, а вот человека уведет далеко.
3. Пункт Е. Я бы его сильнее структурировал, перенеся информацию о "гулянии в людском присутствии в п "взаимодействие с людьми" (и дав ссылку не него в тексте п. Е
Анализ начиная с п Ж - чуть позже
Только что поправил историю про загадочное воспоминание об исчезнувшей парочке. Хороший артефакт для тех, кто мечтает о ярких впечатлениях с горы во всех подробностях. У меня яркое впечатление - усилие воли на Косой полке и, собственно, почти все.
Поэтому больше на снаряжение переключился - сейчас вот поставил целью оттестить фарадеевские ботинки и написать хороший развёрнутый отзыв.
1. Далеко не так очевидны как наличие одежды и обуви. Лично наблюдал людей которые припёрлись на Эльбрус сходу. так вот, одёжка-обувка у них была (как минимум понимание о том что их напрокат взять можно) а вот понятия о подготовке и тем более акклиматизации - ни малейшего. Конец вполне очевиден...
2. Даже для того кто понимает что походить в окрестностях надо, совсем не очевидны варианты и маршруты - про Эльбрус в сети выше крыши, а вот про одно/двух/трёх дневные выходы по его окрестностям - на порядок меньше. Надо иногда долго и мучительно ковырять. А несколько ключевых названий-точек в статье - и круг поисков сужается в разы.
3. Как раз именно походики могут вскрыть явные косяки (где же как не на практике) подготовки и снаряжения и заставить пересмотреть свою точку зрения на будущий успех.
Один мой знакомый был пьян, но на следующий день пришлось ехать регистрировать машину. Пока он лежал без присмотра на ступеньках МРЭО с него сняли телефон. Продолжалось это не один десяток минут. Нельзя было сказать, по какой причине человек лежит на ступеньках административного здания, прямо на входе в него.
Другой раз, два байкера, при поездке в соответствующую забегаловку за городом, соревновались в езде. Один был на спортбайке, а второй на туристе. Первый проскочил скопление автомобилей на посте, легко заложив ряд виражей, а второй ткнулся в автомобиль и повредил себе артерию на ляжке (с подобной травмой время жизни не более пяти минут). Спас проезжающий мимо некто, кто быстро оценил происходящее. Напарник уехал в город, поскольку не знал как по сотовому вызвать скорую. Менты с палками и друние водители безучастно толкались вокруг, рассматривая теряющего кровь раненного, в исступлении, что ли (?).
Видели в каком состоянии спускался с Нанга-парбат Месснер?
Представьте, что в городе появилось вдруг вот такое чмо, с черными пальцами... хорошо, если не добьют.
***
А это потому, что менты дальше простых люлей ниче сами не выносят, набрали много простых ребят. Нервы-с, малограмотность. Недавно одна няня зарезала младенца, так ее не пристреливали целый час, а она еще и провоцировала.
Представьте, что в городе появилось вдруг вот такое чмо, с черными пальцами... хорошо, если не добьют.
***
Почитайте еще, как кто-то на Ленина зимой пошел лет цать назад и обратно какой ехал, кажется Афанасьев, но ручаться не могу, на маунтине статья.
ЗЫ Та статья мне попадалась, читал.
Максимум, что может самый подготовленный человек - это в нужных местах перетянуть и правильно уложить. Но что бы спасти конечность, этого может быть мало. Иногда речь идет о десятках минут, не более.
Я бы почитал и потренировался на чем ни будь, как штопать порванные крупные артерии на живом человеке, что бы он не стал мертвым в кратчайшие сроки. Остановка кровотечений и т.д. В общем, краткая, грязная, военная хирургия.
ЗЫ Был один доктор, который вынужден был вырезать сам себе аппендицит. Мне разок пришлось вышкребать остатки зуба из челюсти, самостоятельно.
Чтобы кровоток был сильнее, можно попробовать сделать протез артерии, но там будет точно тромб ниже по течению и все насмарку.
Маленький порез реально сшить ниткой и сверху пройтись суперклеем, подсушив место шва.
Конечно, в нашем мире, лучше не брать на себя ответственность и дать помереть. Да, так надежнее, но вдруг себе придется что либо штопать?
2 Если крупную артерию подорвало, как в случае с мотоциклистом и обломками пластика, что воткнулись в ногу, то там такая дыра, что вряд ли её нужно как либо расширять. Ну, разве что, если нет требуемых инструментов и все скользкие части нужно в руках как то держать, тогда доступа нужно больше, возможно... Но это все частности, при чем, я не берусь об этом судить.
Но все таки, резано-колотые раны возможны везде, в море, в горах и т.д. и если нет такого человечка рядом, то это смерть в подавляющем большинстве случаев.
Это все диванная хирургия, с сосудами пока дела не имел, тьфу-тьфу.
Короче за Эльбрусом в мои статейки (а если честно, лучше в горы), за хирургией к Хоттабычу.
С артерией - поизучайте это дело, поищите видики, пообщайтесь с докторами, и айда к мужику, который корову убить собирается. Перед смертью корову можете пооперировать. Сутки проживет - вы уже молодец. Нет - прикончите. Жалко корову конечно, и вряд ли с человеком так легко будет. Для начала даже оперировать не надо, нужно изучить анатомию и понять при разделке, где артерии, потом их повырезать, попробовать делать протез участка просто на свежем материале. Ну а потом enjoy your суд за убийство, если человека не спасете! Сейчас даже МЧС не делает мед.процедур по этой причине - запрещено неквалифицированное мед. вмешательство. Не знаю, помогает ли такое от черных трансплантологов, те наверное улики убирают.
про доктора в горах вот, еще и каменты читните http://www.risk.ru/blog/207383
Хирургия, насколько я начал понимать - это такая штука, которая не меняется со временем. Хирург учится, растет, умирает и, нужен опять следующий. Насколько он смог вырасти, настолько высок хирургический уровень.
Я никогда не стану доктором, просто по возрасту ))))
Позанимаюсь как ни будь, примитивом каким ни будь, позже, точно не в несколько следующих месяцев.
Статью не осилил , но собирающимся на Эльбрус обязательна к прочтению.
Но советы постараюсь запомнить, спасибо за труд их изложить. Сюда просто туристическая элита не заходит, брезгуют, а так уже вскрыли бы нашу безграмотную сущность и покрыли бы в профилактических целях слоем ила, вроде того, что в районе сброса сточных вод в водоем откладывается.
В статье своей рекомендую именно тебе почти в самом конце 7 строк про горняшку, отдельным пунктом. Есть более длинный пункт про горняшку, "Д", хочешь, можешь осилить и как медик "с улыбкой похерить".
ЗдорОво, кстати.
***
Сантехнические вообще-то, я энциклопедий не читал))))
1 Видели что-то, не особенно ведь скроешь.
2 Знаний нет никаких, даже энциклопедических.
3 К практике ничего не применяется, так, вечерний треп в основном )))
Я тут интереснее вещь откопал. В комментариях не обсуждаем))) щадим нервы врачей и потенциальных пациентов.
После войны за это дело брались банкиры - совершенно беспринципные люди. Если вы помните, много фильмов было снято, с целью развития ажиотажа. В это кинули огромные деньги и, по моему пока ещё никто не заявил, что найден способ разморозки без последствий. Замораживают кого то и хранят, ожидая возможности, что когда нибудь научатся размораживать.
Морскую рыбу обрабатывают с одной целью - убить паразитов. Кушать её и так можно.
Один из способов убийства паразитов, после жгучих маринадов и термообработки - заморозка рыбы.
Якутский ученый, доктор медицинских наук, профессор Медицинского института СВФУ Рево Алексеев уверяет: многих из привезенных в морги с заключением "погиб от переохлаждения" можно спасти.
Были же уже попытки И создать группу в вк и просвещать не посвященных во все тонкости восхождения на гору, а сколько споров было на риске.
Но реально, кто сейчас ознакомился, только те кто на риск заходят.
И они не являются никакой панацеей.
Есть конкретные места (участки ледников), которые в конкретное время безопасны. Это может быть известно, если в этих местах лет 50 ходили группы и не было никаких климатических изменений. Зависит от района.
(касательно Эльбруса ничего не могу сказать, у всего есть своя специфика)
Думаю, что на подобных аппаратах нежданчики будут всегда особенно неприятными, с учетом того, что на снегоходах все любят ровный снежок, а не лабиринт из твердых перемычек
(гонялся когда то с электричкой)
***
На маршруте шире трещин обычно нет. Иначе ратраки обвалили бы мосты. Метр-два самые опасные.
Интересные у вас эксперименты)
P.S. я пока абзац по трещинам раздул немного, сразу решил описать опасные участки.
ЗЫ Только что пробежал пять километров + пять прошел = нормально так, можно и повторить в принципе.
Рекомендация сидеть на коротком поводке не пути ратрака - это пять! Лучше ее выкинуть в принципе, а то ведь может найтись особо одарённый, который так и поступит, несмотря на предупреждение о НС... И кроме того, обычно люди имеющие в снаряжении ледобуры, не нуждаются в подобных рекомендациях, при этом даже если новичок вдруг имеет ледобур (например нашел по дороге), им нужно еще уметь пользоваться, поскольку неправильно завёрнутый ледобур выполняет свою функцию чуть более чем никак, при этом в целом вреден, поскольку создаёт иллюзию безопасности. Кроме того, в основном на летнем Эльбрусе всё-таки снег и фирн, поэтому если уж делать себе точку опоры на случай несъезжания, то для новичка это может быть забитый "по уши" ледоруб (их на гору всё же чаще берут), или палки со снятыми кольцами, как вариант - снежный якорь из того же ледоруба, палок или просто подходящей шмотки. На мой взгляд более актуально. Вместо полиэтилена стоит упомянуть "космическое одеяло", благо сейчас его купить сравнительно несложно.
Спальник я с собою брал, когда шел на седло, а поскольку рассчитывал на вершину, и ледоруб, и веревка для дюльфера, и карабин, и репшнур и ледобур был. Неудобно малость, все под 8 кг вышло, там запасные внутренники для башмаков (эти пригодились, так как башмаки сдуру не посушил во время сна), зато нагрузочка хоть какая.
А вот такое уже большая редкость. Скажу больше - самодеятельные восходители не только спальник, но и пуховку с собой не всегда берут, зато часто волокут громоздкие фотоаппараты и прочую, совершенно бесполезную с точки зрения выживания (но важнейшую для них) муть. Часто можно встретить людей даже без ледорубов, прущихся по Косой, что совсем за гранью здравого смысла.
***
Это почти всегда так. Гиды часто успевают сбегать за сорвавшимися. Так-то по Косой можно с палочками рассекать, но есть дибилы, ходящие там без кошек, а также лауреаты премии Дарвина, ходящие с одной палкой и без кошек.
Еще был силач, затащивший туда гирю. Спальник 2,5 кг при нем явно не присутствовал.
А с чего бы мне шутить? Люди без ледорубов - отнюдь не исключение. А вообще на горе встречаются просто феерические, хм.... экземпляры. Не, я тоже немалую часть маршрута шел с палочками, но ледоруб нес и менял палки на него на Косой, на подъеме с седловины и вообще там где реально улететь.
Встречаются без кошек, в кроссовках (и даже босиком...), без рюкзаков, типа "напогулять" и так далее
У меня нет и никогда не было белой фуражки с якорем, а ледоруб появился раньше ботинок.
Одна знакомая никогда не ходит с палками, привыкла пользоваться ледорубом, палки в руки не берет.
Так что...
Я вот тоже немало лет ходил только с ледорубом, потом попробовал палки, теперь пользуюсь и тем и тем, чётко разграничив функционал
Новичкам (как и не очень новичкам, но кто не знает) следует это знать.
Механика сильных ветров, через перегиб, подобна лейке, в которой медленный массивный поток, постепенно превращается в узкую быструю струю.
Чем больше площадь лейки, тем больше объема должно пролиться через её узкое горлышко. Аналогично, чем больше гора, тем больший объем сгребется у неё на перегибе, увеличив при этом скорость. Так незначительное движение воздуха, но по всей стене, превращается в ураган на перегибе.
Этот эффект имеют даже не самые крупные, по сегодняшним меркам, здания. Внизу нет вроде ветра, на крыше вроде нет ветра, но через само здание перекатывается постоянный, достаточно сильный дульник.
В близи морей, океанов, крупных заливов, существуют бризы, они и без того бывают мощные, а через перегиб ещё сильнее увеличат свою скорость.
Мне отписали по почте, как на Тупунгато раздербанило в хлам палатку.
Видео по теме, без термической активности, но с погодными эффектами.
Чуть проще нарисовано
Чуть лучше нарисовано, но много испанского
Примерно так. Очень много пафоса, но вот только кругосветка напоминает "кругосветку" вокруг Северного полюса при поездке на атомном ледоколе к этому самому полюсу.
Для меня критерием служит следующий прискорбный факт - большинство людей, узнав тем или иным способом что я альпинист, первым делом задаёт идиотский вопрос: "А на Эльбрусе был?", - и с нетерпением ждут ответа. Последнее время стал прикалываться, отвечая что-то типа "не бывал", или вовсе "а где такой находится?" и наслаждаясь реакцией собеседника, прежде всего густым как битум разочарованием из серии "да разве ж ты альпинист, ыыыыыы..." После этого, ежели не надоело, можно заняться троллингом, доказав, что всё-таки альпинист и наблюдать вторую серию в виде разрыва шаблона и рушащегося мировоззрения: "настоящий альпинист и никогда не бывал на Эльбрусе, как же так-то?!"
В общем смех смехом, а жизнь жизнью, обычно приколы заканчиваются демонстрацией эльбрусских фото, причём самые упоротые пытаются кричать: "Это фотошоп!!!", что изрядно веселит тех присутствующих, что в теме, или уже подверглись такой экзекуции ранее.
Про кругосветку - это если долго сидеть на каком ни будь морском ресурсе, то со временем начинаешь замечать забежавших абсолютных новичков, которые начинают сходу строить планы на кругосветку, рисуют от руки яхту которую они собираются сделать месяца за два-три и т.д. При этом у многих окружающих происходит нервный тик, больше от постоянства подобного явления.
Но с морем проще, в море не так просто выйти как кажется. А с Эльбрусом видимо дело обстоит гораздо хуже в этом плане.
Знакомое явление, и очевидно в той или иной степени свойственное любому роду деятельности. Тут всё зависит от мотивации и безбашенности конкретного индивидуума. Даже в случае кругосветки - стоит вспомнить эпопею Гвоздева, там ведь было полное отсутствие средств и вполне успешные проекты.
А Эльбрус еще манит и своей феноменальной доступностью (формальной, а не фактической, но кого это волнует). Если бы его место занимали Дых-Тау или Шхара, вот тогда баланс был бы реалистичнее. Но... так уж получилось
Дед - это не человек с рынка, и не офисный работник, которому в голову стукнуло.
Я тоже брежу длительными походами на мелкой таре, но, среди вышеперечисленных достоинств, которыми обладал сей пожилой мореплаватель, я не могу много, например бороться с россией.
Эльбрус наверное действительно слишком доступный. Сколько бы я не озвучивал слово ВЦСПС, но никто не подхватит его, поскольку на ВЦСПС нужно работать, фактически ничего не получив взамен, с точки зрения ленивого человека, который не хочет работать, но хочет быть кем то сразу, каким то крутым альпинистом, дней за пять.
Соглашусь со старшими - Эльбрус - показатель твоего нормального здоровья, что у тебя все хорошо, что на Эльбрусе можно сделать акклиматизацию для ещё чего ни будь, что он обладает рядом особенностей.
И тем не менее его достижения можно назвать эпическими. Насколько я знаю, обстоятельства его первой кругосветки не воспроизвёл никто (и воспроизведет ли когда-то - хрен зна...)
но хочет быть кем то сразу, каким то крутым альпинистом, дней за пять.
Здесь аналогия с финансовой пирамидой - человек хочет быть богатым - и сразу, но можно пролететь, только на горе цена пролёта - жизнь или инвалидность.
на Эльбрусе можно сделать акклиматизацию для ещё чего ни будь
Именно. Пересекался там с человеком который готовился к семитысячникам. Целью была седловина и не выше, но... ежедневно. В таком режиме - для наших реалий идеальный вариант.
А чего тут озвучивать? Его интервью на ютубе лежат. Журналы и телепередачи за него не брались и не берутся потому, что он рассказывает про российские реалии через слово.
Так он ещё и многое умолчал, например про происхождение фразы "лодка должна быть построена у нас, нашим умом, за наши деньги, выйти должна под нашим флагом, из нашего порта и, вернуться должна в наш порт.."
Гвоздев - это антиреклама не только гос. но и людей живущих здесь вообще. Такие как Гвоздев являются нормальным явлением во всем мире, но в россии они ущемляют ощущение чувства собственного достоинства у многих.
А так - да, его уважают, некоторые делают вид, некоторые хотят как то выделиться, другие искренне.
(мое мнение)
Именно. Пересекался там с человеком который готовился к семитысячникам.
Это же из разряда профессионального. Нельзя сказать про таких, что они на спортивных машинах выехали в город кататься.
Это же из разряда профессионального.
Я к тому что Эльбрус уникален тем что интересен (летом) либо как тренировочная площадка, либо нубам. Середина очень мала
В любом случае, как по мне, там все красоты и все интересное в стороне от классического маршрута
Размер конечно имеет значение ))))
Может еще и то что массив как-то торчит пупырём среди намного более низких гор. В Безенгах например хоть и ненамного ниже горы, но как-то теряются среди себе подобных.
В любом случае, как по мне, там все красоты и все интересное в стороне от классического маршрута
А вот здесь согласен полностью. Классика напрягает хотя бы толпами народу и кучей транспорта, идёшь как по городской улице, одни выхлопные газы.
***
Вы прям психолог. Дело в том, что буквально чувства другому человеку просто так ущемить вряд ли возможно. А ощущения - за милую душу.
с моей точки зрения, изюмительно.
Передо мной погранцы извинялись, вслух говорили, что законы - дерьмо, после того, как слегка отымели за то, что я просто плавал у себя дома на каяке. Если бы за это пологалось расстреливать на месте, то они с легким сожалением убили бы, за зарплату и пенсию, в старости рассказывали бы, какой плохой был строй в стране. под лозунги о свободе и демократии, вертикали какой ни будь.
***
Так ощущение и чувство разные вещи. Можно ощущать, будто бы у тебя чувство есть. Я и говорю - забавно от вас это прочитать, вы вроде всякой хреновиной типа самокопания брезгуете.
А вообще, не до этого сейчас. Это отголоски старых ещё эмоций. Я пришел к тому, что каждое государство стоит своего внутреннего порядка.
***
Я на лыжах в школе много бегал, затем перед Эльбрусом уже гулял много по озеру, в берцах и кошках при -20, и понял, что спальник кошернее, при запирании особенно))))))) так-то по уму и лопатку надо было бы, но я ступил, зато вовремя повернул обратно.
Про трещины. Мнение опытного туриста.
Связки не будет. Народ тут консервативный. Они перед тем как на пять тысяч пойти, гор 10 сходят, от низенькой, до той, на которую прицелились. Растянется это месяца на два, не менее. На шесть тысяч я пока не встречался ни с кем, кто бы здесь ходил.. пока.
Хреново носится даже половина от того, что хотелось бы иметь.. палатки даже не имею, одна кастрюлька на все, и всё равно тяжело, если дней на 7..10 в горы забуриться.
Ну и плюс ко всему, заблудиться же можно. Это вообще элементарно. Мне просто пока ещё везет, что я даже ночью из ущелья выхожу с трех тысяч.
А консерватизм - это здорово!
На некоторые подшивалась подошва от вибрам, некоторые шли чисто под кошки ))
А от экипировки и снаряги никуда не деться. Тут уж или платить деньгами, или платить собой, середина есть, но уж как-то слишком редко.
Я сейчас вижу много простых гор, где тем не менее можно заблудиться и блукать дня три, если повезет и если с головой все в порядке и она думает хоть иногда.
Эльбрус - достаточно сложная гора. Сложная ещё тем, что не закрыта ни с какой стороны, со всеми погодными вытекающими. В Андах я пока не встретил ничего подобного.. но здесь четырехтысячники - рядовые горы, сильно торчат только шеститысячники.
Сан Рамон, впритык к Сантьяго. 3253 метра, есть снежные склоны, нет льда, есть скальные участки. При спуске можно допустить ошибки в некоторых местах и выйти на сбросы. Вылезти оттуда неподготовленому человеку будет проблематично, в особенности если появилась паника.
В эти выходные вышел на эту гору два раза подряд за один день (в воскресенье), делал эти ошибки на маршруте, было место, когда охреневал от того, как можно было в это место зайти, ведь все вроде просто..
Фигня, когда шел на него по второму кругу, поймал холодную на вершине, поскольку мои напарники на гору не пошли, а остановились на полпути, на гребне, с некоторыми моими вещами...
Фигня, утром я их нашел и они пошли на вершину, я поспал и пошел вниз, а над головой уже кружил вертолет -- на Сан Рамоне пропал мужчина с ребенком (с сыном). Вестей пока нет. Лучший вариант - он забыл отметитьсья на выходе из парка.. худший - кто либо из них улетел. Если улетел ребенок, то папа поперся за ним и тоже ушел. Если улетел папа, то это вообще трындец, даже не хочу и представлять эту ситуацию...
Гора простая относително, нет на ней ничего такого, что есть на Эльбрусе. А право, ну, есть виртуозные музыканты например, но кроме обладания даром нужно ещё попотеть во время учебы..
Маршрут на Эльбрус - единичка, не требующая на первый взгляд особенного опыта... люди, не пробовавшие тот же ВЦСПС, или какую ни будь двоечку в Адыл/Адыр-су, думают, что восхождение на Эльбрус будет и по силам, и достаточно крутым выходом в горы, круче, чем двоечка в адыл/адыр-су. Поскольку ехать на него нужно черт знает куда, то едут на него, а не на какую ни будь Виа-тау.
А все просто, вообще никакой сложности нет ни в чем ))
ЗЫ если серьезно, то все просто -- не нравится, не общайся. Здесь у меня есть все шансы не общаться, если мне не нравится. Заходишь в группу, не нравится - выходишь из неё. В РФ это сложнее, в РФ некуда выходить, а здесь есть куда.