К вопросу проведения международных соревнований в скальном классе.
К сожалению, не смогу быть на конференции «Опыт, проблемы и перспективы развития международного соревновательного альпинизма», но хотелось бы высказать свое частное мнение. Попутно это мнение и по вопросам повышения уровня лазания альпинистов, затронутым в статье «Смена парадигмы в российском альпинизме - ждет ли нас ренессанс?» и комментариях к ней. Как и А.Кленов не берусь и не хочу дискутировать на тему о необходимости соревнований в альпинизме: «если процесс не запретишь, то его надо возглавить и пустить в нужное русло».
III Саммитом руководителей и уполномоченных представителей национальных альпинистских организаций принято решение о проведении в 2012 году международных соревнований в скальном классе (1-9 октября Крым, Украина. Отв. национальная ФАиС Украины). Но при этом упущен вопрос терминологии: что подразумевают в федерациях – членах ЕААС под термином «скальный класс»? А подразумевают разное!
На сайте ФАР определения «скального класса» я не нашел, но наблюдая за развитием соревнований в этом классе в России и читая отчеты о соревнованиях в этом классе http://www.alpfederation.ru/journal/rock_cup, пришел к выводу, что в России сейчас скальный класс – синоним термина «скалолазание», вынуждено используемый ФАР после выделения из ФАиС России спортивного скалолазания в отдельную федерацию. И виды соревнований в этом классе - от индлазания с верхней страховкой до трэда включительно. Но без восхождений.
Слава Богу, в Украине пока эти явления называется своими именами: скалолазание - скалолазанием, горовосхождения – альпинизмом. Поэтому и в термин «скальный класс» мы вкладываем другой смысл. Для нас эти соревнования обязательно с горовосхождениями.
Для прихода к общему знаменателю, в ЕААС до обсуждения организационных вопросов по проведению соревнований необходимо выработать общее мнение членов ЕААС по классам соревнований в альпинизме и по терминологии.
Касательно скального класса у меня такие предложения.
Отнести к этому классу стенные восхождения на вершины высотою до 2900 м над уровнем моря. Таких стен в мире много: Крым, Ергаки, Кодар, большая часть Скалистого хребта Кавказа, стены у оз. Рица, Татры, Румынские Карпаты, Балканы, Пиренеи, скальные стены Гренландии, «Рораймы» венесуэльские, Эль-капитан наконец, и многие другие горы и вершины мира. Такие восхождения обычно не требуют ледово- снежной подготовки альпиниста. Но требуют высокого уровня скалолазания. Это направление занимает как бы погранично- промежуточное место между скалолазанием и альпинизмом. Нельзя объять необъятное: нельзя готовить «универсального альпиниста» для работы и на сложных скалах, и на крутом льду и на «высоте», рассчитывая на будущие высокие достижения. Для высоких достижений, как и в любом спорте, необходима ранняя специализация. Из хороших скалолазов хорошие высотники получались (Бершов, Туркевич и др.), но из высотников технари – примеров не знаю.
Поэтому для подготовки альпинистов в этом классе необходимы учебные программы, коренным образом отличающиеся от существующих общепринятых в России и в Украине учебных программ. В скальном классе бессмысленно и опасно на этапе НП тащить на стену (пусть даже «единичку») отделение из 10 человек с одним инструктором, устраивая на стене с новичками «перильный паровоз»: такие восхождения должны совершаться «в двойках». Но так как на каждого новичка не найдешь по инструктору, то это должны быть восхождения с более опытным альпинистом (например – имеющим положительный многократный опыт восхождений на категорию выше опять же с более опытным напарником). Ну а для безопасного восхождения без инструктора новичку тридцатью (30 «дома» + 3 «в горах») «ознакомительными» часами скальной подготовки не обойтись: необходимо минимум сто часов разностороннего обучения на скалах: выход на определенный уровень лазания (для крымской «единички» «Сюрприз» или «Левый Тележенко» это Фр 5а), «от простого к сложному»: вначале с верхней страховкой, затем по спортивным коротким трассам, затем – коротким трэдовым, мультипитчи соответствующие для обучению работы в связке, самоспасение в двойке и пр. И только обучив и убедившись в достаточном уровне подготовки (приемом зачетов), инструктор выпускает обучаемого на восхождения данного уровня с «опытным» товарищем. Поэтому и требования к инструкторам в этом классе должны быть иными.
Проекты учебных программ для подготовки в скальном классе альпинистов- скалолазов и инструкторов альпинизма мы разработали, и надеемся принять их в Украине в ближайшем будущем. Если кому интересно – поделимся.
Такой подход, надеюсь, уже на уровне крымских «пятерок» подымет уровень свободного лазания до 7а – 7b, вместо ИТО А1-А2.
Теперь о соревнованиях. Международные и национальные соревнования в этом классе должны быть «рычагом управления», определяющим приоритеты в данном классе альпинизма, направляющем технику и стили в нужное русло путем поощрения избранного "приоритета" и наказания «отстойных» техник и стилей. Для выработки этих приоритетов необходима экспертно- аналитическая группа, способная оценить критически новые и старые направления, стили, техники и указать федерации приоритетные направления. На основании этого решения коллегия судей должна разработать Правила соревнований и регламент. Спасибо М.Левину «за Школу» - хотя несколько поменялось её содержание. Так как Школа определяет обычно порядок выбора маршрутов восхождений, а от выбора маршрутов значит многое, то она и должна быть тем самым «рычагом управления», воплощающим в жизнь вышеизложенное.
Приведу пример. Решив постепенно повысить уровень свободного лазания у альпинистов- спортсменов Украины, мы «стимулируем» это решение увеличением штрафов за использование ИТО на Школе. А сложность маршрута «связок» Школы постепенно повышаем. Члены сборной команды Украины по альпинизму получают стипендии, поэтому попасть в сборную не только почетно, но и матподдержка какая-никакая идет. А в сборную попадают по результатам чемпионатов. Вот и работают ребята над собою, «повышают» свой уровень. За несколько лет таким образом «подняли планку» у лучших с 6а до 7а.
Школа у нас состоит из двух видов:
1. индлазание (с нижней страховкой, иногда – по спортивному маршруту, иногда – со своими точками по трассе, частично оборудованной для подстраховки судейскими крючьями). Срыв или другое нагружение своей или судейской точки – остановка движения, результат по максимальной высоте.
2. «связки» - со своими точками по трассе, частично оборудованной для подстраховки судейскими крючьями. Срыв или другое нагружение своей точки – штраф, судейской – остановка движения. ИТО на своей точке – штраф, на судейской – остановка движения. Иногда вводим в трассу маятник. На станции – одна точка судейская, вторая – своя. Спуск в трассу не входит. Время важно для показавших одинаковый технический результат, для остальных важнее сам технический результат (суммарный пройденный связкой путь, сумма штрафов).
Восхождения – не марафон, но и не спринт. В марафоне проверяется выносливость «на гране фола». Но все чаще участниками тактически выбираются маршруты далеко не самые сложные из предлагаемых. Так выгоднее. То есть поощряется выносливость на средних маршрутах, но не поощряется умение проходить сложные маршруты. В спринте – то же «на грани фола», но только из-за нарушения безопасности из стремления пройти маршрут очень быстро. То есть поощряется «сложность», но «скоростью» автоматически поощряется нарушение безопасности.
Поэтому, мы обычно предлагаем совершить 2-4 (количество определяется регламентом) сложных восхождения с объявленным рейтингом, но время, отведенное для этого вида, дается с запасом на непродолжительную непогоду. Так, как участниками выбираются восхождения максимально сложные из свободных, то это требует полной самоотдачи и выносливости. Судится сложность маршрута (рейтинг), отклонение от заявленного графика движения, отклонение от маршрута, замеченное нарушение безопасности, «техничность» прохождения (скорость, стиль – но не как самоцель, приводящая к нарушению безопасности – за это как говорилось, свой штраф).
Таким образом, избегаются недостатки как марафона, так и спринта.
Это в общих чертах, без подробностей. В таком формате и хотелось бы провести международные соревнования в Крыму в скальном классе. А новые места для этих соревнований в Крыму еще есть: это и долина р.Кокоз-су (Кокозки) у с.Соколинное см. фото в начале статьи: Сююрюкая, Орлиный залет, Седам- кая, утес Сторожевой рядом в каньоне, или Ильяс-кая в верхней, средней и нижней (Ласпинская скала) части и пр.
P.S. А.Погорелову: Спасибо за приглашение, но не получается: строю базу Горной Школы в Крыму.
78
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Я так понял по твоим предложениям, сама концепция соревнований еще не выработана, т.е какие виды будут разыгрываться?
Чтобы быть последовательным надо бы убрать слово "вершины", как и наверное слово "восхождение на". Какая там вершина у Марчеки, Эль Капитана или Рораймы? Кто туда ходил?
То есть они наверное конечно есть, вышие точки какого-то там плато, но целью все же является прохождение маршрута и стены а не достижение вершины.
Чем и отличается стенной альпинизм.
Второе, что меня постоянно смущает - это постоянное введение новой терминологии, когда есть принятая общеспортивная для всего мирового сообщества. Например :спринт - это короткая дистанция вне зависимости от того как она проходится бегом, бегом с препятствиями, бегом на лыжах или на коньках. Марафон - длинная дистанция. Именно дистанция. И отталкиваться в определении дистанций нужно от длины а не скорости, а в альпинистских обсуждениях скального класса мы снова начинаем трактовать по своему международные термины.
Теперь другая сторона медали. Горы одной высоты в разных горных системах могут абсолютно различаться по рельефу, погодным условиям, необходимым для восхождения качествам альпиниста и пр. Эль-капитан и стены Баффиновой Земли близки по абсолютной высоте и перепаду стен (длине дистанции), но на первом восходители страдают от жары, а на вторых - от холода. Это речь о скальных стенах. Но кроме скал на горы, равные по высоте, есть маршруты снежно-ледовые, например - а это уже другие качества.
Поэтому, то,что хорошо в географии, плохо в альпинизме. Нельзя сравнивать условия восхождений, например, на горы, относимые Вами к одному классу (от 4500 м - высочайшие горы): на Монблан и на К2.
Систематизация, принятая в СССР, была в общем то обоснованной. Классы скальный, технический, снежно-ледовый, высотно-технический и высотный объединяли сравнимые по характеристикам маршруты.
Но еще В.Абалаков в "Побежденных вершинах" не помню какого года в статье "Большие возможности малых гор" писал, что восхождения на стены в Западном Саяне (Ергаки, однако) - самый что ни на есть альпинизм. И таких гор, малых по высоте (до 3000 м), имеющих крутые стены, не требующих ледовой подготовки альпиниста, в мире много. Поэтому я и предлагаю выделить их в скальный класс, а более высокие отнести к техническому и высотному.