Кто же изобрел лавинный датчик. Или мат часть к завтрашней вечеринке. :-))
Кто же изобрел лавинный датчик.
Журнал РИСК все выяснил за кружкой пива с директором фирмы ORTOVOX Геральдом Кампелем (Gerald Kampel)
Случилось это в 2007 году, во время выставки в немецком городке Фридрисхафен.
Материал Лианы Даренской, Перевод Николая Скавинского.
Опубликовано в 29 номере журнала "РИСК онсайт". :-)
Ищите на стенде журнала в Гостином дворе.
Журнал РИСК все выяснил за кружкой пива с директором фирмы ORTOVOX Геральдом Кампелем (Gerald Kampel)
Случилось это в 2007 году, во время выставки в немецком городке Фридрисхафен.
Материал Лианы Даренской, Перевод Николая Скавинского.
Опубликовано в 29 номере журнала "РИСК онсайт". :-)
Ищите на стенде журнала в Гостином дворе.
РИСК: В России лавинное оборудование Ortovox, в частности лавинные маяки, очень популярно. Все знакомы с вашей продукцией, но мало кто знает историю компании.
Какие устройства предшествовали лавинным маякам? И какова история лавинного спасательного оборудования?
ORTOVOX: Все довольно просто. Первым спасательным устройством был лавинный шнур. Он представлял собой длинный шнур, примерно 40 м длиной, к которому через каждые 5–10 м были прикреплены кусочки металла. При попадании в лавину шнур должен был указать, в каком направлении искать. В действительности шнуры были не очень эффективны, они легко запутывались и могли быть погребены вместе с вами. Шансы на успех равнялись шансам на провал. Когда я был молод, то сам пользовался таким шнуром.
В то время не было возможности самостоятельно откопать из лавины попавшего в нее товарища, можно было рассчитывать только на организованную помощь, а на это уходило очень много времени.
Но появление лавинных маяков дало такую возможность. Первый лавинный маяк был изготовлен в 1971 году в США. Фактически это был еще не лавинный маяк, а просто радиомаяк. Его создателем был Джон Лоутон, я знал его лично – отличный лыжник. Его маяк работал на частоте 2,275 кГц. Настолько низкая частота, что сигнал можно было услышать. Впоследствии австрийцы делали лавинные маяки, работавшие на этой частоте.
В 1976 году швейцарской компанией, работавшей на армию, был разработан новый лавинный маяк, работавший на частоте 457 кГц. Изначально его создание держалось в секрете. Это был действительно хороший лавинный маяк, но дальность приема сигнала была крайне невысока.
Швейцарские маяки доставляли много проблем туристам и ски-туристам. Вдобавок к небольшому радиусу поиска, они еще и плохо согласовывались друг с другом. В 1980 году я обучался ски-туру вместе с немецким альпинистским клубом, и тогда в первый раз увидел лавинные маяки. Нам тогда сказали, что нужно использовать одновременно два маяка из-за того, что тогда лавинные маяки передавали и принимали сигнал на разных частотах – 2,275кГц и 457кГц.
– Бог мой, это же стоит кучу денег! Я с трудом могу позволить себе один маяк, – воскликнул я.
Но инструктор сказал, что использование двух маяков обязательно.
– А разве нельзя создать маяк, который будет и передавать, и получать сигнал на обеих частотах?
– Парень, это невозможно! Если ты сделаешь это, то разбогатеешь!
В то время у меня было собственное бюро по инженерному консультированию, я производил инженерные расчеты для различных компаний. Я понимал, что в принципе создание подобного устройства не должно представлять собой большой проблемы.
– Хорошо, попробую разбогатеть.
В моем бюро работал только я один. Я никогда не думал о расширении компании, не хотелось брать на себя ответственность. Но вышло иначе. Когда я задумался о разработке нового лавинного маяка, то понял, что в одиночку этот проект трудно реализовать и попросил помощи у разработчиков и инженеров, с которыми сотрудничал ранее.
Нам потребовалось меньше года, чтобы разработать устройство, работающее на двойной частоте.
6 октября 1980 года состоялась первая презентация нового лавинного маяка на леднике Штубаи. Там были представители немецкого альпинистского клуба, спасательных служб Германии и Австрии, а также австрийского альпинистского клуба. Я сильно переживал из-за того, что не мог сменить дату презентации, ведь, честно говоря, у нас еще не все было готово. Мы работали всю ночь, и закончили работу лишь под утро, я даже закурил от волнения. Мои друзья продолжали работу, а я пошел домой, часик поспал, потом они принесли мне готовый образец.
– У нас все еще есть проблема – радиус поиска не превышает 15 м.
– Забей. Я хороший продавец, никто и не заметит, – ответил я.
Когда мы представили наш лавинный маяк, он сразу же нашел своих покупателей. Я даже не думал, что из этого можно сделать бизнес. По моим расчетам, было бы неплохо продать тысячу маяков за первый год-два.
К концу октября мы полностью завершили разработку лавинного маяка, первые десять его образцов к концу года я раздал для тестирования инструкторам и гидам, в январе мы уже начали поставлять нашу продукцию. К апрелю 1981 года было продано 2500 лавинных маяков, и они до сих пор работают.
Я не хотел быть производителем, мне нравилась работа инженера. И нравилось продавать маяки. Я спросил своих конкурентов, хотят ли они со мной сотрудничать в производстве лавинных маяков. Они посмеялись надо мной, сказав, что теперь смогут и сами все сделать.
Прошло три года, в течение которых они трижды обанкротились. Я же за два года занял лидирующие позиции на рынке, которые сохраняются и до сегодняшнего дня. К концу следующего года я продал 6 или 8 тысяч маяков, а рекорд продаж – 35 тысяч маяков в год. Для такого маленького рынка это очень неплохой результат.
Мне стало ясно, что теперь, когда все стали использовать двойную частоту, от нее можно отказаться в пользу одной частоты. Десять лет спустя, в начале девяностых, мы стали разрабатывать стандарты. Сначала австрийские, затем немецкие и впоследствии даже европейские. В 1985 существовал лишь австрийско-немецкий стандарт, регламентирующий использование только двухчастотных устройств, которые к тому времени производило уже много различных компаний. Но никому не удавалось создать устройство, которое могло составить нам серьезную конкуренцию.
В 1990 году был принят стандарт, регламентирующий использование одночастотных устройств. Теперь можно было использовать как двухчастотные, так и одночастотные маяки, работающие на частоте 457 кГц. У этой частоты есть ряд преимуществ, недоступных для более низких частот – больший радиус поиска, лучшая совместимость с электроникой. Теперь мировой стандарт – 457 кГц.
Как инженер, я горжусь тем, что решил проблему двойных частот. Прошло десять лет, эта проблема уже забыта, и потребитель не испытывает связанных с ней неудобств.
Вот я и рассказал историю создания лавинных маяков. Мы до сих пор сохраняем лидерство на этом рынке, несмотря на то, что множество фирм копирует свои устройства у нас.
Геральд не удержался и отойдя от темы датчиков, рассказал о продукции фирмы в целом. Как говорится, сам себя не похвалишь…
Также мы производим лавинные зонды, лопаты, рюкзаки. Наши рюкзаки предназначены в первую очередь для ски-тура и сделаны так, чтобы в них было легко и удобно переносить все спасательное оборудование. Мы производим шерстяное термо белье, используя шерсть мериносов.
РИСК: Расскажите, как появилось название Ortovox.
Довольно интересная история. Мы уже заканчивали разработку лавинного маяка, но названия фирмы все еще не придумали. У меня много друзей, занимающихся ски-туром, я написал им, что тот, кто придумает оригинальное название для фирмы, получит один из первых маяков. Я получил очень много хороших вариантов. Но выбрал два. Первый – Orto, по-немецки Ort значит «место». Коротко и ясно. Слишком коротко. Другой вариант пришел от жены начальника отдела разработок, Vox, на латыни это значит «голос». Я собрал вместе эти два варианта, и получилось – Ortovox.
РИСК: Не кажется ли вам, что сейчас рынок уже насыщен? Планируете ли расширение рынка в других странах?
Да, это так. Смотрим в сторону России. Может быть, во всем мире ски-туром занимается миллион человек. Тем не менее, в одной Германии 10 миллионов человек стоят на лыжах. Благодаря им, рынок растет. Большинство лыжников рано или поздно устают кататься по обычным склонам, устают от очередей на подъемники, понимают, что просто кататься им уже не нравится. Они говорят себе «достаточно» и идут заниматься ски-туром. Есть ведь еще сноубордисты и люди, ходящие со снегоступами – все это потенциальные покупатели. Рынок растет, и так как у нас нет серьезных конкурентов, то место на нем нам обеспечено. А ведь некоторые все еще пользуются лавинными маяками 25 летней давности, работающими на двойной частоте. Вы бы хотели доверять свою жизнь столь старой электронике? Людям надо покупать новые модели. Да, этот рынок не растет на глазах, от него нельзя ожидать 20% прироста в год. В ближайшие десять лет мы ожидаем увеличения продаж в России. С другой стороны, есть Китай с его миллиардным населением, это очень перспективный рынок.
РИСК: И все же на этом рынке не так много игроков.
На самом деле не так мало, как может показаться. Французы, американцы, канадцы, японцы, швейцарцы, австрийцы являются нашими конкурентами. Некоторые из них уже обанкротились. Самыми серьезными конкурентами можно считать другие немецкие и австрийские фирмы. И все же мы достигли невероятных успехов. Скажите мне лет десять назад, что будет создан лавинный сканер, которым можно сканировать снежное поле и находить сразу несколько погребенных в лавине человек, определять расстояние до них и глубину снежного покрова, я бы не поверил. Мы потратили очень много времени и денег на эту разработку. Некоторые компании уже пытаются ее скопировать, но у них не получается выводить всю информацию на дисплей, а это довольно непростая задача. Может, в будущем они и дойдут до этого. Но эта разработка в разы сложнее всего, что было создано нами ранее. Потребовалось полгода только для того, чтобы разработать основные принципы новой технологии.
Работа началась, как только мы научились отделять сигналы на расстоянии 5–6 м. Но потом начались проблемы с реализацией. Мы уже добились достаточно быстрой работы, но не удавалось сделать ее стабильной. Были проблемы с массовым производством. Не можем же мы выпустить партию устройств, а через год их отозвать, наша продукция должна быть надежной и работать безотказно. С этим была связана большая задержка выпуска наших устройств, почти два года.
РИСК: Но игра стоила свеч. S1 - это настоящая революция в лавинном оборудовании.
Да, вы правы. Это революционное устройство в плане техники и электроники. Программное обеспечение нового маяка нельзя сравнить ни с чем ранее произведенным. Анализ сигнала – сложная задача. Сигналы отличаются друг от друга – отклонения по частоте, фазовой скорости, угол, под которым принимается сигнал. Производится замер всех этих данных, их анализ, и после этого уже можно точно сказать, откуда исходит тот или иной сигнал. Также надо учитывать всевозможные помехи – вспышки молний, высокочастотные помехи от самолетов, линий электропередачи, подъемников. Помехи от любых электронных устройств. Эта проблема требует от инженеров тщательного изучения и решения.
РИСК: Не боитесь ли вы, что конкуренты могут воспользоваться вашими разработками?
О, они-то ими воспользуются, но у нас есть патенты на все устройства. Если ты впереди, у тебя всегда есть преимущество. Еще до того, как представить устройство, мы патентуем его. И если мы точно уверены, что конкуренты не смогут создать подобное устройство за год, то спокойно представляем его, скажем, на ISPO. Выживание на рынке – сложная штука. Это как бокс – если не нападаешь ты, нападают на тебя. Таков бизнес.
РИСК: Что вы думаете по поводу будущего лавинных устройств?
Трудно внести что-либо кардинально новое в лавинные маяки. Инновационные разработки появляются примерно раз в семь лет. Нельзя каждый год что-то улучшать. Наш новый лавинный маяк уже можно синхронизировать с ПК. В планах сделать интернет-совместимый интерфейс для обновления программного обеспечения. Сейчас мы нацелены на работу с ПО, потому что его легче улучшать. И если мы придумаем что-либо новое, то будет достаточно загрузить новое ПО, чтобы получить все новые возможности. Но я считаю, что в ближайшие 5–10 лет нельзя ожидать большого прорыва в лавинных устройствах. Особенно после создания лавинного сканера. Я постоянно наблюдаю за прогрессом, и с тех пор, как был решен вопрос с двойной частотой, с создания нами первого аналогового маяка F1 Focus, это является самым большим шагом.
РИСК: Российский рынок. Считаете ли вы его перспективным? Какие категории людей, по вашему мнению, приобретают лавинные маяки в России?
Какие категории, я думаю, лучше спросить у вас. С моей точки зрения, это горнолыжники. Более 20 лет назад я был на Эльбрусе, и тогда у вас уже были хорошие горнолыжники. В России все растет количество горнолыжных парков, ваши лыжники становятся всемирно известными. Подтверждение этому – Олимпиада в Сочи в 2014 году. Все больше горнолыжников занимаются бэккантри, я думаю, вы согласны, что катание по целине – это «настоящее» катание. Кататься по трассам – это просто разминка. Для нас, «настоящих» парней, ски-тур и бэккантри – вот настоящие лыжи. Поэтому в будущем я ожидаю расширения рынка. Может меня к тому времени уже не будет в живых, но компания определенно будет продолжать жить.
Также у вас развивается хели-ски. Среди пилотов вертолетов все еще есть иностранцы. Лет 15 назад, я проводил инструктаж для русских пилотов вертолетов. Я помню, что они, кажется, мало чего поняли из того, что я им сказал, но в итоге мы встали в круг и пили русскую водку. Это все, что я помню.
Я считаю, что в России еще стоит ожидать резкого увеличения интереса к лыжам, и к outdoor вообще. До того, как мы выпустили первый лавинный маяк, практически никто ими не пользовался. Мы начали проводить семинары и тренировки по лавинной безопасности не только в Германии и Австрии, но и в США, Канаде и Франции. Поверьте, скоро это дойдет и до России.
РИСК: У вас есть «команда Ortovox»? Я имею в виду спортсменов – альпинистов, лыжников.
Да, у нас есть люди, тестирующие оборудование во всех возможных условиях – опытные горнолыжники и альпинисты. Но эти люди – часть бизнеса. Я думаю, что нам не нужна «команда» из известных спортсменов-чемпионов; долгое время мы работали вообще без их помощи, проводили тестирования своими силами. Все эти виды спорта не настолько популярны, как, скажем, велоспорт, у них нет такой освещенности в прессе, телевидении. Часто ли вы слышите по ТВ о восхождениях?
РИСК: Если не секрет, сколько лавинных маяков вы продаете в год в Европе?
Сложно сказать. В Европе, скорее всего, около 25 тысяч в год. Мировые продажи зависят от того, какая выдалась зима. Та зима была неудачной, мы продали меньше, чем ожидалось. Обычно мы продаем около 35 тысяч лавинных маяков по всему миру.
РИСК: Это больше, чем у ваших конкурентов?
Несомненно, больше. Если когда мы пришли на рынок, то рассчитывали примерно на 50% рынка, сейчас, даже при таком количестве конкурентов, наша доля на рынке – куда больше половины.
РИСК: Сколько людей работает в вашей компании?
Администрация и главный офис, отдел маркетинга и разработок – это примерно 50 человек. Также в наших офисах по всему миру работает около 50 человек. Также люди, занятые производством, тоже примерно 50 человек.
РИСК: А где расположено производство? В Европе или Китае?
В Европе. Мы все производим сами.
РИСК: Можно, немного вопросов частного характера? Как вы проводите свободное время? Каким спортом занимаетесь?
Я занимаюсь ски-туром, немного горными лыжами. Также катаюсь на лошадях, мне нравятся лошади. Еще катаюсь на велосипеде. Летом иногда хожу в горы, просто погулять там, я уже не молод, чтобы активно лазить. В юности я был неплохим скалолазом, но тогда максимальной категорией была пятая, и я пролез большинство самых известных маршрутов того времени. Мы тогда лазили в свое удовольствие, и не считали это экстримом.
РИСК: Любимые ски-туровские районы?
Я, конечно, могу вам, сказать, что мое любимое место – Эльбрус. Но это будет неправда. Мне нравятся все горы. Я был в австрийских Альпах, швейцарских Альпах, французских Альпах, в США, Канаде – и везде я занимался ски-туром, и везде мне понравилось. Я планирую приехать в Россию с такой же целью.
РИСК: Спасибо за ответы. Ждем вас в России.
С директором фирмы ORTOVOX Геральдом Кампелем (Gerald Kampel) беседовал журнал РИСК.
139
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Вот только смущает фраза "Среди пилотов вертолетов все еще есть иностранцы" Подскажите, а это где такое есть? :)
И задевают немножко заявления о датчике S1 как о наиболее передовом и прогрессивном. В профессиональной среде известно, что как сканер это устройство работает неважно, и до ума так и не доведено. Остальные же функции (собственно вторичный и точный поиск) работают не лучше чем у датчиков Mammut или Pieps. Однобокий взгляд на ситуацию у товарища Кампеля :)
А хвалить свое тоже надо уметь. Те же ребята из Pieps в свое время признали, что в некоторых моментах датчик Mammut Pulse лучше чем DSP. И ничего, никто не умер от этого, и продажи Piepsа не упали. А то "революция в лавинном оборудовании..." :).
Все датчики хорошие. Только все по разному :).
И кстати, Артем, раз уж мы знакомы в реальной жизни, может перейдем на ТЫ?
как кто? конечно же победитель серьезного теста :)
Но! Вы видели ценник? :). И этим все сказано. Если нет много денег, а нужен датчик - вам сюда. Ибо датчик с небольшими (относительно) возможностями однозначно лучше чем его отсутствие.
Буквально для "товарищей с Риска" - Freeride не лучше чем DSP или Mammut Pulse ;)
То,что патент на изобретение сканеров принадлежит ортовоксу - факт. А лавинный сканер - это, надеюсь, вы со мной согласитесь, революция. И им реально есть, чем гордиться.
Мне, как журналисту, понятна ваша реакция.
Именно поэтому обращаю ваше внимание на неоспаримый факт патентования и собственно, создания сканера, которого ждали многие фирмы многие годы, не говоря о спасателях.
В каждом приборе есть свои плюсы и минусы. Сканер, на сколько я знаю, пережил много модификаций. И пусть их будет много и в каждой фирме-производителей лавинных датчиков. От этого выграем только мы с вами.
Но вчера, на пример, в кафе, где одновременно показывали видео, готовили еду, разговаривали по мобильникам и т.д. - миллион помех, только сканер нашел спрятанный (подвешенный к потолку на железной балке, возле колонки!) бипер. Остальные крутились возле точки, но так и не поняли, где же лежит устройство.
Меня лично это впечатлило.
Призываю к обьективности, за которую вы так печетесь. :-))
И к безопасному существованию в горах. С ортовоксом или без него...
А на самом деле F1 быстрый и не чувствительный к помехам. Поэтому я практически сразу оказался под (над) местом), где уже надо было бы копать. Стереотип - копать надо вниз, а не вверх подвел ;)
У меня свой тоже F1 и всегда на тренировках быстро и по прямой выходил к цели.
А Pips Freeride и DSP мы уже вроде с Леной договорились собраться и затестить. Совместно с другими марками.
:-)
Я представил себе лавину из мобильников и железных балок, в которой пострадавший будет висеть на верхушке большого дерева. Специально для этого случая потрачу 30 тыщ и куплю S1 :)))
Дело не в сканере, а в ищущем-думающем. Надо не только смотреть на датчик и идти за стрелочками, но и думать, анализировать и смотреть по сторонам. А предположить что датчик наверху (!!!), ну это не очень простая задача будет :).
Ситуации при поиске могут быть разные. Как пример, на тренировках в прошлом сезоне, Veronika закопала мне три датчика, из них 2 вместе. Вообще рядом, в одной ямке. В жизни ситуация маловероятная, но она заставила меня мыслить нестандартно, и это только пошло на пользу.
Вообще я очень уважаю компанию Ортовокс, и все что она делает. И сам использую кое что из их снаряжения, в том числе F1, для тренировок, чтобы не забыть что такое аналоговый датчик... Но, по моему мнению, в последние несколько лет Ортовокс не показал нам ничего действительно интересного и реально работающего в большинстве ситуаций (в плане датчиков). Когда какая-то функция у датчика работает 50/50, никто ей не будет пользоваться, это вопрос надежности-безопасности. А со сканером к сожалению именно так...
Очень надеюсь, что в ближ. время Ортовокс сделает что-то похожее на Mammut Pulse или Pieps DSP, и всем будет счастье :).
Ну, детский лепет про лавину из балок и пострадавшего на дереве даже обсуждать не буду. Смысл был не в этом, а в количестве помех вокруг.
А вот про такое совсем легкое передергивание фактов, незаметное почти что, скажу. Смотрю на сайт Ортовокса. Цена S1 действительно немаленькая. Но этот прибор, скорее для вас - гидов, спасателей, ответственных за жизнь больших групп людей. И тесты показывают, что работает он - и работает нормально. И мне, как потенциальному клиенту, намного спокойнее, если у гида есть бипер высокого класса, а спасательные службы, оборудованы в том числе и сканерами.
S1, как вы прекрасно понимаете, не бипер для новичков.
>"в последние несколько лет Ортовокс не показал нам ничего действительно интересного"
Вы следите за разработками Ортовокс? ОК.
X1, он же Патроллер. С автоматическим переходом из цифры в аналог. Продажи этого бипера в Европе в РАЗЫ превышают продажи всех пипсов за несколько лет.
Перепрошивка S1, позволяющая обновлять версию прибора вне завода! Этой опции нет ни у кого, насколько я в курсе. Если нет - поправьте.
>"Очень надеюсь, что в ближ. время Ортовокс сделает что-то похожее на Mammut Pulse или Pieps DSP, и всем будет счастье :)."
Вообще-то, оба прибора не являются сканерами. Никто не спорит, что это датчики высокого класса. Но никто из этих разработчиков не смог даже попробовать создать сканер.
Так что, когда они сделают что-то похожее на сканер... обсудим характеистики.
Проблема опять же в том, что на российком рынке пипс продвигает вовсе не дсп, а пипс фрирайд, классом ниже дсп... Не знаете, в чем фишка? Да в том, что пипс фрирайд значительно дешевле. Тема?
Что касается пипсов. Не очень хочу брать ваши методы в аргументы, но были реальные случаи, когда пипсовый электромагнитный выключатель (если вы в курсе, конечно, как это работает) вырубался просто мобилой, просто работающей рацией. Вот такая "фишка" пипса вас не смущает? А меня лично ОЧЕНЬ пугает.
Проходя мимо, "поругать" конкурента - позиция нечестная.
На днях Макс публиковал сравнительные характеристики по результатам тестов разных моделей биперов. Было что обсудить... Вы видели этот пост?
А вообще, чем больше людей, осознающих, что в горах нужен лавинный датчик, а не полумеры, типа шнуров, тем лучше. Тем живее все мы будем. И по сути, мне лично, все равно, какой датчик будет на вас или на ком-то еще. Главное, что бы он БЫЛ.
Мне жалко, что вы, как профессионал, тратите силы не на пропагандирование безопасности в горах, а на мелкие игры с пиаром... :-)))
Предлагаю прекратить мериться крутизной... эээ... биперов...
Иначе читателям Риска останется только запастись попкорном.
А зафлудить можно- любой пост, не находите?
Когда вы катаетесь/ходите в горы с гидом, спокойно должно быть не от того, какой у него датчик, а от того как он умеет им пользоваться.
Mammut и Pieps не делают сканнеров. И возможно и не собираются их делать. И их «не сканнеры» ничуть не хуже S1 в реальном поиске.
Сравнительные характеристики датчиков видел. В январе еще. Что там нарисовано про X1? И какая разница, в какой режим он когда переходит, если он показывает не лучшие характеристики?
А про продажи в разы больше – допускаю, и как экономисту в прошлом могу предположить почему. Только у меня таких данных нет, и если у вас есть ссылка на источник, укажите пожалуйста. Без сарказма, мне действительно интересно.
Современные, цифровые датчики подвержены электромагнитному излучению. Об этом говорится/предупреждается в каждой инструкции. И это оборотная сторона медали устройства с процессором. Вот например выдержка из инструкции к сканнеру Ortovox S1 «ORTOVOX рекомендует выключать мобильные телефоны и другое радиооборудования во время проведения поиска!». Вот информация от Пипса, в том числе про самопроизвольное выключение http://www.pieps.com/it/news-mainmenu-60/109-allgemeine-stellungnahme-zum-thema-pieps-dsp-a-motorola-gp340-funk-vertragen-sich-nicht.html Как видите никто ничего не скрывает.
И смайлик я ставлю тогда, когда считаю написанное шуткой. Ага :)
И не лукавьте. Ваш пипс - честно куплен вами за денег? ;-)
Про технические вещи говорить не буду. Нет времени, самолет через 2 часа.
Что касается интервью с Ортовоксом. Все просто. В том же номере - интервью с представителем Gore. Вы хотите сказать, что мне лично мембрана гортекс больше нравится? Оба интервью взяты на выставке.
Если у меня будет возможность, я возьму интервью и у Директора компании пипс, маммут и т.д.
За 10 лет существования мы можем себе это позволить. И еще много что можем.
:-)
Мой смайлик тоже честный. В каждой шутке есть доля шутки. Удачи!
И из представительства Pieps в России я ничего не получаю в собственность бесплатно. Честное слово :).
Даешь интервью со всеми производителями датчиков. Обещаю критически отнестись к каждому :).
А вот просто так, для себя, покататься, историй твоих послушать, молодость вспомнить ) - пока увы... Финансовый кризис... (
Мне кажется что в большинстве случаев,многое в поиске зависит от умения человека пользоваться лавинным датчиком и владеть методом поиска,чем от "крутизны" самого прибора...
и я соглашусь с мнением многих именитых экспертов,что если не уметь пользоваться и не разобраться в тонкостях сложных современных лавинных датчиков,то можно навредить!Поэтому большинство людей выбирает простые и достаточно дешовые приборы.Как то так мне кажется:)))
мне кажется несколько опасным то, КАК выводится на рынок ПИПС Фрирайд: он позиционируется просто как вариант бипера эконом-класса. При этом информация о том, что это в некотором смысле недобипер (и производитель ПИПСа этого не скрывает), с которым поиск будет значительно затруднен, на русскоязычном пространстве как-то замалчивается. у людей будет возникать ложное чувство уверенности - у них же есть лавинное снаряжение - которое может их провоцировать на более рискованные спуски, чем обычно. При этом, я, лично, глубоко сомневаюсь, что они будут в состоянии с одно-антенным прибором быстро провести поиск хотя бы 1 засыпанного. Посмотрите на статистику мировую - чуть более 50% людей откапывают живыми именно из-за того, что люди "не справились" с поиском - и это с нормальными приборами.
не нравится мне все это.
При этом, я, лично, глубоко сомневаюсь, что они будут в состоянии с одно-антенным прибором быстро провести поиск хотя бы 1 засыпанного. К сожалению, моя практика показывает что с любым датчиком, большинство катающихся вне трасс не в состоянии найти и откопать (!) человека в лавине. А многие катаются либо только с датчиком, либо датчик-лопата. Вот такие печальные дела :(. Насчет рискованных спусков - то же самое - никто толком не делит склон и условия катания на менее/более лавиноопасные.
А человек всегда найдет причины для того чтобы сделать какую-нибудь глупость, в любом вопросе :).
- "с точки зрения и профи" - кто будет оценивать?
- "многие катаются либо только с датчиком, либо датчик-лопата" - откуда такая статистика?
Не подумайте ничего плохого,просто интересно...
С остальным,в целом - согласен!
Это не статистика, и по понятным причинам таковой быть не может. Это мои личные наблюдения за 2 месяца работы в Поляне и общения с людьми, катающимися и в других регионах страны. Вполне вероятно, что в каких-то регионах уровень знаний/грамотности выше и такого не встречается, но что-то я сомневаюсь :(.
По поводу статистики,у меня из опыта немного по другому,и даже (как мне кажется) нет логики покупать только бипер и лопату...
К сожеленью,была дисскуссия,по этому поводу,после блога И.Комарова (да простят меня великие) на этом сайте - что щуп - не нужен (в неумелых руках)...
Ну и так что?Я лично знаю людей,которые в окрытую говорили,что возят свой датчик в рюкзаке,а ведь к ним тоже прислушиваются...
Ну если все сложится (лично для mintgreg )то увидимся в Поляне...и прошу без обид,мы ведь вместе,как мне кажется делаем одно дело!С уважением, Макс ПанкоВ
По части тренировок гидов в начале сезона и иногда в течении - так и есть, и для работы этого хватает. Но конкретно у меня и у Полякова, в связи с моими курсами и еще некоторыми аспектами работы, получается достаточно много дней, потраченных на собственные тренировки, на организацию таковых для кого-то и на проведение курсов. Всю информацию, которая приходит нам, мы разбираем, анализируем и стараемся учитывать в дальнейшем. Кроме того, информация обсуждается с некоторыми европейскими гидами которые являются/являлись преподавателями в IFMGA и с известным тебе Федором Фарберовым.
Реальных оперативных ситуаций у меня не было (тьфу-тьфу), как кстати и у некоторых знакомых гидов, которые по всему миру катаются-работают минимум по 100 дней в году в течении 15-20 лет. Но сценарии таких ситуаций рассматриваются регулярно, и в начале сезона стараемся проводить полноценную тренировку, с полной имитацией, а не только поиск...
Кас. вопроса чего там возят с собой кроме датчика - хорошо если я не прав. В любом случае надо культуру этого вопроса продвигать всеми возможными способами.
Обид никаких нет и быть не может :)
Я в Поляне с первых чисел декабря и до начала марта (может с небольшими перерывами). Тел. в Поляне 918-108-65-88. Рад буду встрече.
У меня тоже есть много информации и всего такого для курсов по лавинной безопасности!
Готов поделиться
Насчет одноантенного датчика - если мне память не изменяет, то Фрирайд - не единственныq одноантенник на рынке, и другие датчики с одной антенной работают вполне нормально.
где конкретно они работают вполне нормально? кто и где ими массово пользуется да еще по собственному желанию (а не из за стесненных обстоятельств)? я зимой в горах наблюдаю разных людей с разными машинками (не буду перечислять, а то тоже в пиаре заподозрят :)) и они все как минимум 2х антенные. 1-антенники это - прошлый век, это - безобразно плохая статистика по времени поиска и соответственно по квоте выживших.
Не постесняюсь кинуть ссылку на саму себя: это статья, где описываются болячки 1- и 2-х антенников. да с этим можно жить. и во время тестовых поисков эти "неудобства" не очень бросаются в глаза.
Но Вы не учитываете фактор, на который в европе, например, уже обратили внимание как на один из определяющих - паника и стресс, в которых приходится работать в "боевых условиях". филигранная работа с прибором (а 1-антенник потребует именно такой) в таком психологическом состоянии - очень сложная задача. Люди с 3х антенниками путаются и сбиваются, а Вы говорите 1-антенный... не сможет среднестатистический юзер, проводящий в горах максимум 1-2 недели в году обеспечить быстрый поиск с 1-антенником. это - факт. это - статистика. остальное - спекуляции, причем, имхо вредные.:)
Говоря об ангажированности - я двумя руками голосую за современные 3х антенники, в том числе и конкретных производителей, но оставляю право на существование и всем другим датчикам.
об этом и речь, а читают Вас те, кто В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ сделают один курс, и потренируются разок-другой в начале выезда, на 50м. затоптанном пятачке. (а в худшем только инструкцию прочитают). Вы же учите людей и прекрасно знаете, что они прежде всего слышат то, что хотят услышать - в данном случае, что дешевая машинка работает не хуже дорогих.
но оставляю право на существование и всем другим датчикам.
Вы, безусловно, бОльший демократ, чем производители (например Трэкера, который будучи 2х антенным, сливается производителем по сниженной цене до перехода на тотальные продажи 3х антенников) и альпклубы разных стран, которые в своих рекомендациях более категоричны. а их рекомендации основаны на конкретной статистике - статистике смертности.
Аксиомы:
1. Любой датчик требует умения им пользоваться и регулярных тренировок. Старые модели, 1 и 2х антенные датчики требует большего кол-ва тренировок в сравнении с 3х антенниками. Кроме того, лавинная тренировка - это не только поиск датчиком, но и зондирование и откапывание, что не менее важно для спасения человека в лавине.
2. 1 и 2х антенные датчики, в сравнении с 3х антенными, работают менее эффективно с технической точки зрения. Но работают.
Я это утверждал всегда, и никогда не заявлял обратного.
Лавинные датчики выпускаются много лет. Много лет ими пользуются люди, и пользуются успешно (хотя конечно лучше если бы вообще никогда не использовали). Некоторые уже безнадежно устарели, и нет смысла их использовать, но есть большое кол-во датчиков которые хорошо (НЕ отлично) работают (а несколько лет назад вообще были одними из лучших датчиков на рынке), и их до сих пор выпускают. И я, как профессионал, считаю что они имеют право на существование. Но пользоваться ими эффективно возможно только при умении это делать (простите за тавтологию) и регулярных тренировках, о чем как раз твердят на каждом углу! И слушателям на своих курсах я всегда говорю то же самое. И если у людей есть возможность, я рекомендую покупать 3х антенники, если нет - больше работать со своим датчиком.
Человек - существо несовершенное, но я не обязан думать за людей, которые не удосужились даже прочитать инструкцию к своему датчику (в которой написано все про регулярные тренировки и особенности их датчиков), или выхватили в интернете кусок чьей-то фразы и бездумно перенесли на реальность.
PS А если я вдруг скажу что только 3х антенники имеют право на жизнь, а все остальные выкинуть на помойку, производство их прекратить, и уж тем более не сливать на демпинговым ценам :) - представляете что начнется?! :)
:)))))
Независимые тесты канадцкого патруля.