ТАБЛИЦА ЛАВИННОЙ ОПАСНОСТИ
ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛАВИННОЙ ОП А С Н О С Т И
Таблица приведена для склонов крутизной 30 град. При крутизне склона 45град. сумму баллов увеличить вдвое, а при 60 град. - втрое, данные сведения - понятие весьма относительное, т.к. в зависимости от местных условий возможны отклонения. Использование приведенных данных целесообразно для ориентировочной оценки лавинной опасности.
1.Свежего снега нет, имеющийся покрыт коркой 1 баллТаблица приведена для склонов крутизной 30 град. При крутизне склона 45град. сумму баллов увеличить вдвое, а при 60 град. - втрое, данные сведения - понятие весьма относительное, т.к. в зависимости от местных условий возможны отклонения. Использование приведенных данных целесообразно для ориентировочной оценки лавинной опасности.
2.Свежего снега нет, имеющийся – плотный 2 балла
3.Свежего снега нет, имеющийся – рыхлый 3 балла
4.Солнце, жарко, глубина сн.покрова более 20 см. 4 балла
5.Солнце, жарко, глубина сн.покрова более 30 5 баллов см.
6.Пасмурно, тепло, глубина покрова до 30 см. 5 баллов
7.Пасмурно, теплый ветер, глубина покрова более 30 см. 6 баллов
8.Моросящий дождь, температура плюсовая 7 баллов
9. Дождь. Глубина сн.покрова более 20 см. 8 баллов
10. Дождь со снегом, ветер. 9 баллов
11.Жаркие дни с ночным морозом, мороз после дождя 5 баллов
12. Корка под свежевыпавшим снегом 10 баллов
13. Снег свежий, высота покрова более 30 см 10 баллов
14. На травянистом склоне после чередующихся морозцев
и оттепелей, высота покрова более 20 см 10 баллов
15. Тип снежинок в снегопаде - иглы. 6 баллов
16. Лучистые снежинки 4 балла
17. Различие в плотности лежавшего и выпавшего снега 8 баллов
I8. Интенсивность снегопада, продолжительность:
а) кратковременный (до трех часов) 3 балла
б) два - три дня, слой выпавшего снега не более 50см 8 баллов
в) 10 часов, слой 50 см и выше 10 баллов
19.Температура около 0 град. в теч. 2-3 суток после снегопада 3 балла 20. Оттепель после снегопада, весеннее потепление ( мокрые лавины ) 6 баллов
21. Сильные морозы при толщине снежного покрова более 50 см - 8 баллов
22. При движении по склону снег проседает с характерным уханьем-10 бал.
Общее оценивание:
До 5 баллов – опасно, следует учесть все возможные последствия и принять соответствующие меры.
От 5 до 10 баллов – очень опасно, последствия непредсказуемы
Более 10 баллов в сумме – лавинная опасность чрезвычайно высока, последствия передвижения в данном районе смертельно опасны, шансов на прохождение данного участка практически нет.
Вывод.
Из приведеного выше примерного оценивания видно, что прогнозирование лавинной опасности – дело непростое, и при налички таковой шансов на удачное прохождение участка весьма немного. Но наличие информации всегда лучше ее отсутствия.
114
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Эту "таблицу" Вы сами придумали? Тогда приведите обоснования рассчетов.
Взяли у какого-то другого автора? Тогда приведите имя его и укажите ссылку.
А без этого вышеприведенный список выглядит лишь как безграмотная компиляция всевозможных (всех ли?) признаков на уровне "Я так считаю". Обсуждать ее нет никакого смысла.
Поскольку Вы не ответили на мой вопрос по существу, то отвечу за Вас. Лавиноопасных снежных склонов крутизной 60 градусов практически не существует. Как и вообще снежных склонов такой крутизны. Не образуются они в обычной природе (если только не рассматривать какие-то специфические условия, например, связанные с активным ветровым переносом влажных воздушных масс и налипанием снега, - но для подобных случаев и обычные модели ситуаций не работают). Протяженные склоны такой крутизны бывают либо скальные (возможно, перемежающиеся небольшими пологими снежно-ледовыми пятнами), либо ледовые. Лавины по ним могут пойти, но это либо "спрыгнувшая" с вышерасположенного менее крутого склона лавина, либо ледовый обвал, либо снежные "осовы" во время снегопада. Как видно, эти ситуации в Вашу "таблицу" не попали.
Ваше стремление уличить меня в некомпетентности в данном вопросе нельзя назвать корректным, поскольку вы также основываетесь на собственных умозаключениях. Просматривается некая тяга к скандальности. Спорить с вами нет никакого желания, так как разговор в избранном вами стиле не послужит истине, а, судя по тону вашего коммента , превратится в полемику типа "сам дурак".
Во-вторых, по поводу склонов, которые вас так "зацепили". Горный рельеф очень разнообразен, и категорически утверждать , что такого в природе не существует, нельзя. Я был свидетелем, когда доски сходили с гладких бараньих лбов , присыпанных толстым слоем мокрого(липкого!) снега спустя два-три дня после снегопада, причем крутизна их была как раз примерно 60 градусов (да и кто ее точно измеряет - эту крутизну: прикидываем-то обычно на глаз!). А сколько таких участков на ледниках?! Тем более, что вы сами ведете речь о снежных осовах (странное слово - я-то думал, что это как раз и есть лавинные доски, и сходят они не только во время снегопада).
В общем, давайте не будем спорить на эту тему. Если у вас есть какие-либо рекомендации, то изложите их. Это будет полезно почитать всем, тем более, что лавинная опасность в горах - самая грозная и жестокая вещь. А вести околонаучные споры и, тем более пытаться уличить кого-либо в стремлении прославиться на страницах Риска - глупо. Еще раз повторяю, что я поместил эту таблицу не для того, чтобы показать, какой я умный, а чтобы хоть как-то помочь большой массе туристов и альпинистов, в которую вхожу и я сам. Напишите свои соображения по существу, а не в порядке критических замечаний, предложите, наконец, свою таблицу, если вам не нравится эта - в обиде не буду.
Для большинства достаточно нескольких непреложных правил (для незнакомых внетрассовых спусков):
1. После снегопада накануне пропускаем день
2. После больших перепадов температуры (дней с сильным ветром) пропускаем день
3. По первому снегу, который лег на землю/камни/лед в начале зимы вообще не катаемся
4. Консультируемся по погоде и по состоянию снега с местными
5. Берем с собой всегда все. (лавинное снаряжение, веревку, фонарики, перекусы, мобильники, аптечки и пр.)
А вообще почитайте французов.
а еще швейцарцев, австрийцев и немцев. :)))
День это как-то по доброму... :) Считается что 3 дня... (из лекций Панкова Максима)
2. После больших перепадов температуры (дней с сильным ветром) пропускаем день
Можете привести какие-нибудь объяснения по этому поводу? (из моей, пусть не большой, практики - температурные колебания влияют в основном если они около 0 по цельсию происходят, а метелевый перенос делает лавиноопасными только определенные участки склона. И отдельно про один день объясните пожалуйста)
4. Консультируемся по погоде и по состоянию снега с местными
Так же можно зайти в лавинную службу местную и получить информацию (которую частенько к сожалению приходится из них выдавливать и телефоны экстренной помощи, которые они дают с радостью)
5. Берем с собой всегда все. (лавинное снаряжение, веревку, фонарики, перекусы, мобильники, аптечки и пр.)
+1 отличный пункт! Очень многие не понимают зачем им нужны системы или веревки в горы... странное дело:). Да и все остальное тоже...
P.S. Не поймите меня не правильно! Это не в коем случае не сомнения в квалификации автора или "наезд". Это просто сильная заинтересованность в теме обсуждения.
Во всем хорош здравый смысл. Подождав день уже можно кататься вне трасс. Но не везде, естественно.
Что касается перепадов температуры, наверное я слишком упростил. Есть понятие температурная градиента (разница температуры падающего снега и основы), при которой усиливается нестабильность снега и риск лавины. Если просто снег уже месяц лежит и потеплело ничего, конечно, ждать не надо...
С ветром я тоже сильно упростил. Наверное эта рекомендация имеет смысл, когда сильный ветер дул в день после снегопада.
Еще раз повторю, мне кажется для большинства нужны очень простые рекомендации, памятки, листовки, которые бы можно было на скипасе напечатать... Сейчас то, что мы видим даже с организацией соревнований - далеко ходить не надо - это тотальное игнорирование объективных рисков.
Так что давайте вместе выработаем, к примеру, 10 заповедей фрирайдера :) Может кого убережет...
Макс, уточни плиз, что за статистика такая?
если речь идет о спонтанных лавинах, еще могу с натягом согласится, а насчет спортивных досок (т.е. тех в которых убирается большинство жертв лавин) - в корне не так.
я не хотела тут высказываться, потому что для меня лично подобные попытки упрощения проблемы - вне всякой критики. но раз уж ввязалась, кину свои 5коп. в обсуждение.
не смотря на труд, проделанный автором поста, мне подобные обобщения кажутся максимально вредными. Именно - вредными, у среднестатистического "юзера", не особенно глубоко вдающегося в этот вопрос, подобные обобщения могут вызвать чувство ложной уверенности (например, "последние 3 дня не было снегопадов, значит все безопасно). Ты прекрасно знаешь, что есть огромное количество нюансов, которые могут при определенных условиях изменить картину на прямо противоположную.
Бросайте вы это дело, людей нужно либо учить по-человечески, либо не запаривать им мозги такими нерабочими и опасными клише.
с уважением и без гнобежа, честно.
проблема ИМЕННО в том, что у нас в сознании широкой аудитории катание вне трасс НИКАК не связано с необходимости лавинного ликбеза. я, иногда почитываю, что народ на тематических форумах фантазирует - мурашки по колготкам! вот это страшно. и пока эту стену головой не прошибить, будут происходить НС не из-за несчастливого стечения обстоятельств и злого рока, как тут часто любят писать. из-за безграмотности и раздолбайства. памятки хороши только в одном случае: когда под этими рекомендациями будет написано где и когда люди могут сделать действительно обучающий курс.
IMHO
Это, знаешь, как с поведением в лавине - все везде пишут "попытайтесь выстегнуть лыжи, плывите, прыгайте, боритесь", и это правильно, если получается, то почему бы и нет. но на самом деле все понимают - чаще всего, единственное, что ты, действительно, можешь для себя сделать, это попытаться прикрывать руками рот и нос, что бы их сразу не забило. а если, не дай бог, засыпало полностью, попытаться с силой отодвигая снег от морды, создать масенькое пространство для дыхания. таким образом ты отвоевываешь эти пресловутые 15 мин для откапывания при помощи камрадов. это я все к тому, что на заборе одно написано, а в причинах смерти - совсем другое.
Тут все перепутанно вообще...
Градиент - это то что в слое снега, а не то что выпадает.
В результате- разница температуры падающего снега и основы наоборот может способствовать стабилизации покрова, а может и усиливать нестабильность. Много факторов влияющих...
Если просто снег уже месяц лежит и потеплело или подморозило - то тут как раз и надо ухи навострять, как в переносном, так и в прямом смысле.
Может стоит всёже эти рекомендации (ехать не ехать) от локальных лавинщиков или локальных гидов получать. А еще лучше внетрасс, в незнакомом месте и катать с локальными гидами.
Потому как, если все правила исполнять, то покататься внетрасс можно и не успеть.
Хочу еще добавить к вашему совету насчет французов - рекомендую начинающим почитать Отуотера.
Вред всех этих рассуждений в том, что они расставляют лже-приоритеты. Появляются правила с массой оговорок, вместо одного самого главного - НЕ ЛЕЗЬ !!! Появляются лже-гуру в вопросах лавинной безопасности, большинство из которых даже не имели прямого контакта с реальной лавиной (и слава Богу!), но при этом несут в народ теорию, проводят практические занятия по переведённым на русский язык книжечкам!
О теории и практике. За прошедший год (с февраля 2008, когда я выкопался из лавины) со мной пообщались многие гуру из ближнего и дальнего зарубежья. Я не знаю, какие выводы сделали они (радует, что информация о реальных случаях всё же собирается и анализируется), но я понял несколько вещей:
1. там, откуда я "уехал", лавины быть не должно (с их слов) просто потому, что её там не должно было быть никогда :-))))))))
2. когда я объяснял, что выкопался за 4.5 часа только потому, что у меня над головой было не больше 25 сантиметров плотного снега и ещё сантиметров 20-25 поломанных "досок", то гуру удивляллись двум вещам:
а) почему я так долго копался? :-)))))))
б) почему я считаю, что при слое плотного снега на 5 сантиметров большем мои шансы выжить равнялись бы нулю?
Я вывод сделал только один - ничего все эти теоретики не знают о лавинах. Начитались книжечек, а хоть бы раз попросили товарищей закопать их в снег, чтобы над головой было сантиметров 10 и попрыгать сверху, чтобы снег спрессовать (когда выкапывают жертв из лавинных масс, то чаще всего снег рубят лопатами на кубики, чтобы поднимать).
Летом на Тарханкуте мы засыпали кума в ямке песком по шею с опущенными вниз руками - он пришел в ужас от беспомощности.
Когда речь идёт о жизни и смерти, то всевозможные "погрешности вычислений" здесь неуместны.
Знаешь на 100% - идёшь. Не знаешь на 100% - НЕ ЛЕЗЬ !!! И не тяни за собой других - это преступление !!!
И давайте будем честными (если не перед собой, то хотя бы перед другими): в вопросах о лавинах знание на 99% равно НЕЗНАНИЮ !!!
ну чтобы на 100% знать, надо вообще без снега кататься... тогда лавина точно не грозит. неужели Вы настолько гуру, что можете на 100% знать? :)
Вы знаете, с момента моего ЧП прошло уже 3 года (21 февраля буду отмечать), я не стал "настолько гуру" (не совсем даже понимаю смысл этого словосочетания), но за эти 3 года я собрал массу материала, который подтвердил мои опасения - если бы все "экстремалы" вдруг сегодня осознали реальную угрозу, исходящую от снежных масс, то стали бы удивляться собственной вчерашней беспечности.
А ещё за эти 3 года я много людей завёл в зимние горы, показал, чем отличаются летние маршруты от зимних, и главное - многих мы закопали по шею (всего лишь!) в снег и им этого хватило для осознания и многим наблюдавшим со стороны тоже хватило.
Поверьте, это реально работает! Это работает лучше, чем когда человека на курсах по лавинной безопасности закапывают в пещерку, где он находится полулёжа, может пользоваться рацией, дышать, петь, шутить. Ну, разве что темно - о, как страшно!
Ближе всего к НС в своей группе за все годы в горах я был на 1Б на любимом хоженом-перехоженом Чимгане в декабре 87-го, кажется, года, когда в начале декабря, став с группой на ночевку у "грота", послал ребят протоптать на утро следы к "жандарму". Снега то до грота было немного - так, метелевые полосы. Ромбовидный склон, и, когда ребята прошли поперек где-то в верхней трети (там полка), уехал сначала нижний треугольник, а за ним - верхний. От верхней точки отрыва до низа "ромба" - около 60-ти м. Уехало - за 2 секунды. Повезло, что люди находились в горизонтальных точках углов "ромба" и успели-таки выскочить. Ниже - сброс. До сих пор мороз по коже, как вспомню.
+100 - в цитате выделил жирным.
Если бы перенести сегодняшнее понимание опасности зимних склонов на тот момент, то меня туда бульдозером никто не затянул бы.
Ну и наибольшее внимание уделяется особенностям рельефа. Езжай (на лыжах или сноуборде) туда, где дальше просматривается склон. Ни в коем случае не проезжать по перегибам склона, заходить нужно под них со стороны. Склоны, где максимальная концентрация напряжений в виде больших пупырей, грубо говоря заканчивается гребешок по которому ехал, а дальше перегиб и впереди и справа и слева - вот это 100% лавина. С гребешков нужно сходить раньше. Лавинщики называют такие перегибы в конце гребешков "шарнирами". Далее доски часто отрываются от линии леса или даже от отдельно стоящего куста. Т.е. метра за 2 под кустом самая напряженная зона - туда не лезь. То же самое касается больших камней, скал... Многие альпинисты этим пользуются т.е. идут прям под скалой потому что если оторвется, то метра на 2 ниже.
Опасны склоны с подветренной стороны т.е. со стороны снежных надувов лучше не залезать, это перекликается с тем что я писал выше по поводу ветра.
Иногда рекомендуют войти в "красную" зону (зону максимальной концентрации напряжений на склоне) и топнуть. Но чтобы так делать нужно обладать неимоверным опытом и, как правило, быть знатоком данной местности т.к. если ошибешься хотя бы на пол метра, то можешь уйти вместе с доской. Некоторые страхуются веревкой - доска уходит, а человек висит на веревочке. После схода лавины можно смело идти/ехать дальше. Перед тем как топнуть, если вы уж настолько круты, то хотя бы не забудьте посмотреть есть ли внизу люди, а сделаете "доброе дело"...
Очень опасны кулуары. Если на "шарнире" напряжения очень высоки, но при отрыве склон как бы расползается во все стороны, то в кулуаре все наоборот - сходится в одну струю и там уже без вариантов, замесит так замесит.
Если большое снежное поле (склон) идеально гладкое плюс перегибы - стой и бойся.
Если большое снежное поле (склон) имеет складчатую структуру, то можно топать - зеленый свет. (палеолавинный рельеф) т.е. там лавина уже сходила и несмотря на свежевыпавший снег там можно спокойно идти. Т.е. когда видишь складчатую структуру снежного склона значит свежего снега навалило ещё не достаточно для критической массы.
Ну вот, наверное, это основные знания, которыми я пользуюсь в горах, а вообще конечно надо смотреть на месте и не торопиться: подумать, прикинуть. Потому что любая мелочь может стать фатальной, как саперы ей богу...
Я ни на что не претендую, рассказал что знаю и чем сам пользуюсь. Желаю всем ездить по гребешкам т.к. это максимально безопасная зона на склоне, но съезжать с них раньше "шарниров" и крутых перегибов и съезжать "косо" по диагонали - это тоже имеет значение т.к. если ваше направление совпадет с направлением движения оторвавшийся доски и при этом ваша скорость будет слишком мала, то вы не уйдете - хана. Т.е. длинным косым траверсом на хороших "ходах" покидается потенциально опасная зона.
Ну и конечно общаться с местными, узнавать обстановку на горе у лавинщиков.
Успехов! И рекомендую посетить лекции опытных лавинщиков, которые сами увлекаются горными лыжами, стоит это копейки, а возможно когда-нибудь сохранит вам жизнь и жизнь ваших товарищей.
Мне показалось, что здесь описываюится, в основном, случаи, когда сам сам же эту лавину и вызываешь, а вот, что можно предпринять если опасный участок находится выше тебя?
Вообще, на сколько сильно она бьет? Если у меня есть вбитый крюк или перила, каковы мои шансы?
Пардон за дурацкие вопросы, но я в горах еще ни разу не был, но очень хочу пиобщиться.
(черный юмор от "чукчи")
P.S. А вообще если вариантов ретироваться уже никаких нет, то зафикситься, пожалуй, - верное решение, но не на перилах, а именно на крюке.
Желаю Вам воздержаться от подобных экспериментов и, дай бог, в лавины вообще не попадать.