Хижина на Эльбрусе
Летом 2008 года в рамках проекта «Станция EG 5300» состоялась экспедиция на Эльбрус.
Позвольте коротко - о главном :)
За 2 месяца команда, состоящая из 18 волонтеров, много раз поднялась на седловину Эльбруса, часто – с ночевками, исследовала ее рельеф, определилась с местом для выброски груза вертолетом, а заодно попыталась найти предел человеческих возможностей на высоте 5300. Из задуманного не удалось осуществить только тестовую заброску груза по причине внезапного крушения винтокрылой птицы.
Позвольте коротко - о главном :)
За 2 месяца команда, состоящая из 18 волонтеров, много раз поднялась на седловину Эльбруса, часто – с ночевками, исследовала ее рельеф, определилась с местом для выброски груза вертолетом, а заодно попыталась найти предел человеческих возможностей на высоте 5300. Из задуманного не удалось осуществить только тестовую заброску груза по причине внезапного крушения винтокрылой птицы.
***
Все остались живы, к счастью. Вертолет рухнул на Западном плато Эльбруса с небольшой высоты, а среди пассажиров нашлось достаточно профессионалов, чтобы предотвратить последствия для здоровья. К часу ночи пострадавшие дружной толпой прибыли в Терскол. Пешком.
Пролог
Теперь о событиях, которые произошли несколько ранее.
В этом году мы планировали возвести приют на седловине Эльбруса. Несмотря на малый фактический бюджет – 2.5 млн. рублей, при условии бартерного взаимодействия с поставщиками материалов и услуг (за рекламу, преимущественно), это не выглядело невозможным. БОльшая часть денег отводилась на закупку материалов и проектирование, остальное – на экспедицию, строительное оборудование, транспорт, консультации, административные, а также непредвиденные расходы. Как вы понимаете, жили не в жиру :)
Деньги были предоставлены компанией Earth Gear (реклама будет позже, потерпите :)
С учетом классической составляющей российского бизнеса, носящей имя «volokita», договоренности со спонсором были формализованы только к зиме 07/08, поэтому работа по проектированию началась с января текущего года. Проектировщиком стала компания «ООО Радиус» из г. Анапы. Ее глава, Виктор Смирнов, презентовал проект, который совмещал требуемую функциональность и оригинальный дизайн. Предложение другой компании не уступало в практичности, но имело достаточно традиционный внешний вид, и комиссия ФАР отдала предпочтение модернизму, достойному воплотиться на подступах к высшей точке Европы.
На осуществление проекта запланировали два года, до осени-2009, но мы хотели решить задачу уже в текущем году.
Говоря о бюджете, следует выделить закупку материалов и проектирование, как наиболее затратные статьи. Организация экспедиции и другие задачи, так или иначе входящие в компетентность ФАР, оставляли некоторый спектр решений – в силу, опять же, специфики деятельности и положительного имиджа федерации. В этом смысле исполнение проектировщиком роли генерального подрядчика было крайне желательным, ибо совмещение задач проектирования, закупки материалов и сборки конструкции снижало финансовые затраты и избавляло от возможных сложностей при переходе между этапами.
Таким образом, «ООО Радиус» взялась за трудную задачу - спроектировать не особенно сложную, но отвечающую жестким эксплуатационным требованиям, конструкцию за два месяца. При этом подрядчик гарантировал вхождение в заданный бюджет и исполнение технических характеристик. Проект должен был быть полностью готов к началу апреля, после чего в течение месяца следовало закупить материалы, собрать из них паровоз... простите, приют, который к началу июня должен быть доставлен в Терскол. Четыре месяца - мало, конечно. Но не нереально мало. Профессионалам по проектированию геодезических куполов не должно составить большого труда дополнить его тамбуром с дверями и рассчитать основание для установки. Климатические условия Эльбруса сложные, часто - экстремальные, и в распоряжении проектировщика были все наши, и не только наши, знания. Общение происходило ежедневно, мы все время держали руку на пульсе.
Отступление.
В силу особого духа идеи, диалоги с партнерами и консультантами проходили в духе благожелательности, стороны проявляли единомыслие в идее спасения людей. Нам помогали Earth Gear, Alexika, вообще не относящаяся к аутдору «Радиант-Элком», а также масс-медиа - Риск, Экс, Вольный ветер и еще ряд профильных и непрофильных источников информации. Не скажу за всех, но бОльшая часть людей, вовлеченных в проект, трудилась за «спасибо» - специалисты МГУ, института Арктики и Антарктики, МГРИ, отдельные люди вне организаций. Российский полярник Чуков, приехал на встречу со мной - то есть, никем - чтобы рассказать об особенностях движения снега в Арктике. Прошу прощения, не всех упомянул – помогающих было очень много. Мы не платили денег там, где можно было не платить. Потому что коммерческая стоимость данного проекта вместе с исследованиями составляет, думается, более десятка миллионов.
Уже позже, когда случился кризис с материалами, из Финляндии ответил директор FinnForest, поставщик драгоценного ЛВЛ-бруса, который планировалось вовсю использовать в конструкции. Он позвонил, расспросил о проекте, и сделал 25%-ную скидку, не потребовав взамен ничего. А всего-то – я «мылом» попросил о содействии…
Сказанным выше отмечаю, что базой отношений с партнерами была не коммерция, а сама идея; партнерство строилось, прежде всего, на взаимопонимании, а не финансовых документах. Формальности следовали во вторую очередь.
(Вижу, как читатель улыбается этой наивности. Мы, в общем, тоже, но попробуйте вместе с нами решить эту задачку, и увидите, что без доли авантюры здесь – никак)
А проектировщик все отодвигал сроки сдачи, да документация с расчетами лечь на стол не спешила. Стало ясно, что с задачей наш партнер по каким-то причинам не справлялся. Материалы дорожали, вес конструкции возрастал. Вместо обещанных 6-8-ми тонн приют резво перевалил за 10 и останавливаться не собирался. При этом наши диалоги с каждым днем становились все менее дружескими. Шел апрель.
Примерно в то же время российская авиация в лице Семеновича А. Н., «главного вертолетчика» РФ, объявила о невозможности применения вертолетов на 5300. Пилотов с допуском на ту высоту в стране осталось двое, один из которых – сам Семенович. Заявление стало неожиданностью: раньше ведь были.
Стало ясно, что хижину в этом году мы не построим, хоть до последнего дня боролись за проект и искали способы доставки на седловину. Все – реально, все – вопрос денег и времени.
В начале июня пришлось сократить состав экспедиции, и нас осталось 18 человек. Тем, кто планировал приехать во второй половине июля и позже, мы объявили о положении дел и извинились. Здорово, что люди отнеслись с пониманием и попросили пригласить на следующий год.
Остальные члены команды приезжали согласно графику – кто в июне, кто в июле, как было и запланировано первоначально.
О высоком, то есть, о 5300
Экспедиция дала результаты. Задачей-2008 было отработать схему будущего мероприятия «живьем», найти слабые места в организации, подготовить требования на следующий год. Экспедиция-2009 должна пройти с минимальным количеством ошибок. Кроме того, оставался открытым вопрос с вертолетной площадкой - так называемым, портом приема груза.
Из семнадцати человек ровно семнадцать смогли ночевать на 5300, проделывая это уже на второе восхождение.
До этого момента у большинства из ребят отсутствовал подобный опыт, а для трети команды восхождение на пятитысячник было дебютным. Я не ходил наверх - занимался делами внизу.
Под конец экспедиции делали по две ночевки, и по общему убеждению, это не было чем-то экстремальным. В итоге, сошлись во мнении, что пребывание по трое-четверо суток на седловине соответствует оптимальному режиму работы. Ходить туда-сюда, по словам наших любителей гипоксии, накладнее :)
Итак, на следующий год закладывается следующий график восхождений:
1 день: выход на 4100, ночевка
2 день: подъем на 5300, работа, ночевка
3, 4 день: работа и ночевка на 5300
5 день: утро, спуск на 2100
6, 7, 8(?) дни: отдых на 2100
Все это, естественно, после акклиматизации и восхождения с минимум одной ночевкой, которые вместе требуют порядка 10 дней.
Верхний лагерь состоял из двух палаток, они хорошо перенесли полуторамесячное испытание ветрами и снегом. «Алексике» - спасибо! Палатки тяжеловаты для категории штурмовых, но в качестве стационарных достойно справились с задачей: в конце июля седловину неоднократно накрывало толстым слоем осадков, но наши «миражи» остались невредимы.
Снежный забор вокруг лагеря ежедневно отражал атаки стихий. Его «проедало» в одних местах и накрывало сугробами в других. Наутро после непогоды на лагерь было жалко смотреть…
Солнце приходило на седловину около 8-9 утра, и скрывалось в 17. В остальное время там царил холод, вне палатки было трудно находиться. Рабочий день, стало ясно, может длиться не более 8-9 часов. В нашем случае ежедневно полтора-два часа уходило на поддержание лагеря, и этот факт следует учесть в будущей экспедиции - организовать стационарное ветрозащищенное укрытие, фанерный домик. В дни непогоды работа на 5300 исключается - вытянутой руки не видно.
С человеческими возможностями ясно. Что там с фундаментом, так сказать, стройки века?
Место для будущей стройки было известно еще год назад – справа от тропы на склоне Восточной. Там хорошо видны камни, что давало шансы надеяться на крепкое основание.
После прогулок по седловине поняли, что более подходящего места действительно нет. Склоны вершин покрыты льдом и фирном, в некоторых местах есть скальные выходы, но они слишком крутые. Дно перемычки прячется под многометровой толщей снега.
Вооружившись ломами и лопатами, группы ковыряли грунт в «нашей» каменной осыпи. Нужно было понять, из чего состоит его верхний слой.
Глубокие залежи нас не интересовали, поскольку бурение на той высоте предполагает сопутствующие трудности – транспортировку тяжелой буровой установки, ее монтаж, обслуживание. Кроме того, категория по буримости у вулканических пород близка к максимальной, что означает ее высокую твердость. Но определить наличие или отсутствие монолита в верхнем слое грунта нам было под силу, и в случае положительного результата можно было думать о креплении конструкции к земле при помощи анкеров.
Первая группа спустилась – мол, цельный монолит, не пробить, вторая группа утверждает: лед. «Забурились» в десятке мест, и обнаружили, что верхний метр площадки составляет смесь камня и льда, причем последнего – больше, примерно 30/70 по объему.
Сделали фотографии, записали GPS-координаты. Несколько позже на седловине появился теодолит (гляциологам МГУ – привет!), с помощью которого были «сняты» углы площадки с большой точностью. Вообще, цирк с конями не в меру деловая обстановка на 5300 с ломами и теодолитом смущала восходителей, из последних сил бредущих к вершинам. Особым видом издевательства над окружающими являлось курение.
Итак, будущий проект, как и предыдущий, должен рассчитываться с учетом невозможности крепления к монолиту. Как именно задача будет реализована на сей раз, вскоре ответят другие проектировщики. Варианты с загрузкой опор балластом и растяжками, по идее, должен оправдать себя. В качестве балласта, к слову, может использоваться все та же местная «сыпуха» – ее там достаточно. Простите за терминологию, дорогие строители.
В июле мы ожидали вертолет, который должен был провести «тестовую» заброску груза к седловине. Над самой седловиной летать весьма опасно из-за сильного, нередко порывистого, ветра, поэтому следовало поискать другое место.
Вооружившись зондами и веревкой, парни отправились вниз от седловины на южную сторону Эльбруса.
В 700 метрах от лагеря ими была обнаружен прямо-таки целый аэродром. Туда от седловины вел достаточно ровный склон, крутизна которого составляла около 15 градусов. Это значит, использование лебедок на данном участке осуществимо. К сожалению, с вертолетом поэкспериментировать на этот раз не удалось (см. выше), но высота 5100 – не предел для Ми-8.
Вот и все. Экспедиция-2008 завершилась, а мы сделали соответствующие выводы.
Мы выяснили, каким должен быть состав команд и их графи работы, из чего состоит грунт на «стройплощадке», где находится ближайший аэродром, сколько трещин на пути к нему, какую «бытовку» следует поставить на 5300, сколько нужно поваров и на что способны женщины, как следует поднимать груз на седловину, сколько денег уходит на экспедицию, как организовывать радиосвязь с седловиной, а также как спускать пострадавших граждан Чехии и сколько нужно коньяка в час людям, пережившим авиакатастрофу. И еще многое, что трудно рассчитать на бумаге.
Пользуясь случаем, скажу ФИ! администрации канатной дороги Эльбруса. Ну можно, елы-палы, хотя бы скидки делать?
Дорогие наши участники, выражаем благодарность за труд, стойкость и чувство юмора.
В экспедиции принимали участие - работали, а также консультировали и критиковали - следующие достойные уважения товарищи:
Бойцов В.В., Москва
Веденин С.В., Терскол
Грудинин П.Е., Терскол
Гуденко Е.В., Владикавказ
Гурьянов Д. Б., Норильск
Деев А.Е., Нижний Новгород
Дымов А.В., Железногорск
Заика Ю.А., Киев
Ильев К.Д., Одесса
Кузнецова А.Э., Санкт-Петербург
Мазеев Д.С., Екатеринбург
Мартьянов С.П., Москва
Рассадина Ю.Ф., Москва
Серов А.Ю., Королев
Сивков К. М., Тамбов
Терехов П. В., Москва
Федоров А. В., Терскол
Янушевич А. А., Красноярск
***
Спасибы:
Генеральному спонсору, компании Earth Gear (аутдорное подразделение Sprandi Ltd.), которая дала возможность сдвинуться с мертвой точки и начать реальную работу, а заодно предоставила комплекты высокотехнологичной экипировки для альпинизма;
Компании Alexika – за палатки и спальники, в которых мы долго жили на 2100, 4100 и 5300;
Фирме «Радиант-Элком», подарившей сто тысяч - за ее широкой души сотрудников;
Всем журналам, газетам, сайтам, форумам и сообществам, а в особенности – их журналистам и представителям – за все остальное!
********************************
О том, кто такая Настя, куда из базового лагеря пропадает по утрам овощное рагу, что думают обо всем этом эльбрусские спасатели, читайте на страницах журналов «ЭКС», «РИСК Онсайт» и «Вертикальный Мир» от имени участников экспепдиции.
И!
С сегодняшнего дня возобновлена работа форума на сайте проекта - stationeg5300.ru, вскоре там появятся первые новости. О новых проектировщиках :)
Спасибо.
PS: уважаемые друзья, у каждой фотки есть правообладатель, и я еще не успел их расспросить о ссылках и копирайтах. Будьте осторожны - эти дяди и тети махали ломами на 5300!
112
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Переделываем проект хижины.
Ведем переговоры с "Российскими вертолетами" о предоставлении МИ-26 чтобы забросить хижину на седловину в собранном виде.
Дудку освой, прошу тебя ))
На седловине были люди, которые обладали естественно тройным опытом?
1.Умеющие работать в высотных условиях.
2.Способные работать в условиях низких температур.
3.Владеющие способами проведения строительно-монтажных работ с чётким и организованным представлением в предложенном объёме применения собственных знаний.
Любое подобное дело должно выполняться специалистами достаточно высокого уровня с высочайшими требованиями к организации таких работ, а не любителями побывать несколько раз на перемычке Эльбруса и дудеть в дуду.
Я тоже хочу построить избу на любой звезде в созвездии Альфа-Центавра.
ЖЕЛАНИЯ ОДНОГО, К СОЖАЛЕНИЮ, НАСТОЛЬКО НИЧТОЖНО МАЛО, ЧТО ДАЖЕ ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ.
Или Я не прав?
У Вас были такие специалисты. Расскажите про них.
Я же уже как то писал, что создание на седловине сооружения, эта идея не нова и имела далеко идущие планы.
Но однако пока увы...
=У Вас были такие специалисты. Расскажите про них=
У Вас, видимо, полно таких знакомых специалистов.
Расскажите нам о них.
Реально интересно.
Идея, конечно, не новая, но кроме разговоров о планах за многие-многие годы так никуда и не сдвинувшаяся. "Однако увы", как Вы правильно заметили.
О безопасности.
1. Акклиматизация длилась около недели, и включала в себя подъемы на 2700, 3000, 3700, 4100
2. Далее следовали подъем и ночевка на 4100, а наутро - в зависимости от самочувствия участников - восхождение на 5300 либо акклимуха на скалах Пастухова, 4600-4700.
3. Первое восхождение совершалось на 5300, иногда - на вершину, затем спуск в БЛ
4. После отдыха люди поднимались на 4100, ночевали, и наутро выходили на седловину с ночевкой
5. Придя на седловину утром, у них было минимум несколько часов, чтобы оценить состояние себя и окружающих. В случае хорошего самочувствия, оставались ночевать.
У всех команд, отправляющихся выше 4100, всегда с собой было 2 заряженные рации, мобильники, GPS-навигатор с пробитыми точками (сами пробили) и аптечка, включающая средства для нескольких вероятных случаев. Связь происходила каждые три часа, и в случае сомнений группы решение принималось внизу. Решения по безопасности группы принимали Веденин, Федоров и я.
Нахождение выше скал Пастухова в одиночку либо без средств связи запрещалось. Тем не менее, была пара исключений, когда человек ходил наверх без _нашей группы_, но с другими людьми. Это было не в первые дни пребывания. В этом случае связь с ним поддерживалась в усиленом режиме.
В группе, состоящей из четырех человек, не имеющих конфликтов между собой, крайне низка вероятность не углядеть за ухудшением самочувствия товарища. Были случаи, когда не все могли остаться с ночевкой в запланированное время - они спускались.
Вопрос о безопасности был всем разъяснен, но вообще-то, в нашей команде неадекватных я не заметил. В каждой команде был как минимум один человек, имеющий высотный опыт. Остальные были просто в хорошей физической форме и имели опыт горного туризма либо другого спорта.
Восхождения совершались только в хорошую погоду, а после нескольких раз - и в удовлетворительную. Газ, горелки и почти всегда - продукты "жили" в палатке на седловине. Палатка отмечена многочисленными вешками, оставшимися после весеннего Elbrus Race.
У ребят не было причин спешить на восхождениях: у всех была возможность сходить на вершину просто так, что и делали. Задач по работе, требующих подвигов, не случалось.
Снаряжение от спонсоров пришло поздно, но перед экспедицией всем было объявлено - берите полный комплект вещей, который понадобится для восхождения и ночевки на Эльбрусе. Это было сделано для случаев задержки поставки и несоответствия размеров. Поэтому на выходы все были одеты нормально.
О работе.
У нас нет эксперта по строительству в зимних условиях на большой высоте. Если найдете - дайте знать, не забыв указать стоимость услуг.
Решения об исследованиях принимались непрофессионалами - то есть, нами - организаторами и участниками. Да, полноценное исследование грунта могло бы дать многое. Только это трудно осуществимо, стоит приличных денег, и вряд ли в полном объеме понадобится пректировщику, чтобы принять приципиальное решение. За время разговоров на данную тему и с бывшим проектировщиком, и с другими людьми, в разной мере компетентными в строительстве, а также в результате оценки возможных способов монтажа хижины и применимого оборудования, сложилось убеждение, что вариантов всего три:
1) заглублять основание на несколько метров, если грунт достаточно стабильный - монолит, например
2) заглублять основание на небольшую глубину - до контакта с монолитом, где можно применить химические или другие анкеры
3) обеспечивать устойчивость конструкции без значительного заглубления в грунт
Вы думаете, прошлые хижины ставились на разведанное бурением место?
Теперь - о специалистах. Работу специалиста по строительству, который будет работать на 5300 и имеет соответствующий опыт, я бы оценил 50.000-100.000 за месяц в экспедиции. На данный момент у нас нет бюджета на это. Но. При условии, что конструкция будет сборная и ее монтаж отработан на земле, эта операция осуществима большинством людей с двумя руками и головой. О прошлых попытках. Я не знаю о них, к сожалению. Я много слышал о том, что "вроде собирались", но никогда - что для этого сделали. В основном, речь шла о попытках пробить денег либо обратить внимание общественности. Уважуха - сам этим занимаюсь - но по каким-то причинам мы пытаемся строить, а до нас - нет. Кроме тех двух мужиков, что затащили туда старую хижину буквально на руках.
PS:
Уважаемый DVE, я не зря упомянул, что реальная стоимость работ куда выше. Это должно выглядеть так:
1. Проектировщик ставит задачу исследовать все необходимые ему параметры (грунт, метеоусловия, требуемые эксплуатацонные качества, схема примерная организации работ)
2. Задачи, кроме последней, поручаются отделу профильного НИИ, которая, в силу отсутствия требуемых данных, организует свою экспедицию по исследованию. С вертолетами и бурами.
3. Проектировщик, получив данные, цыкает зубом, и говорит, что задача-де сурьезная, тут думать надо. Он тоже консультируется со специалистами по крайним северам и высогорьям, а заодно с отделом НИИ, ну и с нами.
4. Наконец, конструкция спроектирована и построена.
Во всех пунктах требуется привлечение экспертов, чтобы не только построить избушку, но и провести ее по снипам и прочей хрени.
5. Организуется экспедиция по строительству.
Думаю, это дело трех лет и серьезных денег.
Попробуйте связаться с Олейниковым Николаем Петровичем. Он на северной стороне своими руками смастерил целый приют на 3800. Он, конечно, тоже не строитель, но получается у него здорово. Кстати и с вертолетчиками он неплохо договаривается - сам видел.
А ему в свою очередь будет очень интересен ваш опыт, так как в его планах строительство еще одного приюта на скалах Ленца (4500-4800).
Имхо вообше разные работы
1. Этап проектирования
- наличие у проектироващика практическогоо опыта, специалистов и соответсвующей лицензии, в которой указано, что именно он имеет право проектировать;
- основание для проектирования - техническое задание + геодезия, геология, технические условия на подключение к...и прочее;
- после разработки проекта - получение экспертного вывода уполномоченной на это организации, основанием для которого являются выводысанэпидемстанций, пожарной
1. Этап проектирования - наличие у проектироващика практическогоо опыта, специалистов и оответсвующей лицензии, в которой указано, что именно он имеет право проектировать; - основание для проектирования - техническое задание + результаты геодезии, геологии, технические условия на подключение к... и прочее; - после разработки проекта - получение экспертного вывода уполномоченной на это организации, основанием для которого являются выводы санэпидемстанции, пожарной инспекции, охраны труда и т.д.
2. Этап формирования и отбора кандидатов для подразделения строителей - будущих подрядчиков. - формирование критериев отбора. Например, указанных в предыдущем комментарии: 1 .Умеющие работать в высотных условиях. 2.Способные работать в условиях низких температур. 3.Владеющие способами проведения строительно-монтажных работ. При этом для подтверждения 3 обязательно наличие удостоверение монтажника-высотника, что требует инспекция по охране труда. Это недельные курсы, на которых учатся в межсезонье. Подтверждение 1-2 - наличие практического опыта успешных высотных восхождений (выше 6-7 тыс., 5-6 к.т.), что позволит отобрать людей, способных находится на 5300 не 1-2, а 3-5 и больше рабочих дней. И быстро восстанавливающихся - за 1-2 дня вместо 3. Которые могут пройти после участия в строительных работах траверс Безенгийской стены...
3 этап. Получение разрешения на строительство (установку) объекта у местных органов власти - при условии наличия прошедшего экспертизу проекта.
4 этап. Логистика: размещение заказа на изготовление конструкций, элементов, закупка по спецификации комплектующих для внутренних инженерных систем: энергоснабжения, связи, сбора и утилизации отходов, сигнализации и т.д. Подготовка к транспортировке на промежуточную базу (Терскол). Комплектация инструментом, оборудованием, вспомогательными материалами для строительства, оранизации базы - высотных лагерей и экипировкой.
5 этап - подготовка строителей, подготовительные работы: сбор строителей на базе в Терсколе, развертывание базового лагеря, акклиматизация, формирование 4-5 бригад исходя из физ. спец. тех. подготовки и психологической совместимости, подготовка вертолетной площадки, подготовка лагеря на 5 300, установка лебедок для транспортировки грузов с вертолетной площадки, подготовка площадки и основания для установки модуля.
6 этап - доставка модулей и комплектующих на промежуточную базовую площадку. Сборка-разборка, провека комплектности и работоспособности, обеспечение сохранности, подготовка к транспортировке на высоту. Отработка лигистики этапа 7.
7 этап - организация доставки модулей и комплектующих на промежуточную высотную площадку и на основную строительную площадку.
8 этап - строительно-монтажные и отладочные работы: монтажные работы по установке модуля или сборке его из комплектующих, монтаж внутренних инженерных систем, их наладка и испытания. Контроль за ходом строительства со стороны технадзора и проектной организации. Формирование пакета исполнительской документации, которая подтверждает качество всех материалов, оборудования, актов монтажа, пусконаладки и проведения испытаний. Формирование пакета эксплуатационной документации - инструкций по эксплуатации, формуляров, паспортов. Обучение эксплуатационного персонала.
9 этап - завершение строительно-монтажных работ: подписание актов ввода объекта в эксплуатацию ( на основнии рассмотрения комиссией пакета проектной и исполнительской документации) и передачи его эксплуатирующей организации ( с пакетом эксплуатационной документации). На основании этих актов - занесение объекта на баланс и принятие объекта в эксплуатацию. Приказом по организации закрепление эксплуатационного персонала, ответственного за проведение различных регламентных работ по поддержанию целостности конструкции и работоспособности внутренних и наружных инженерных систем.
10 этап - гарантийное и сервисное техническое обслуживание объекта и его инженерных систем...
Т.е. кроме слесарей-монтажников нужны инженеры (техники) для монтажа оборудования внутренних (наружных) инженерных систем. А также следует оформлять целую кучу бумаг, сопровождающих процесс строительства, предусмотренную действующим законодательством на территории России.
Поехали:
> 1. - основание для проектирования - техническое задание + результаты геодезии, геологии, технические условия на подключение к... и прочее;
+ 1 оплаченная экспедиция профессиональных геодезистов, имеющих альпинистский опыт; заброска бурового оборудования для бурения лавовых пород, доставка его обратно вниз
> - после разработки проекта - получение экспертного вывода уполномоченной на это организации, основанием для которого являются выводы санэпидемстанции, пожарной инспекции, охраны труда и т.д.
Полгода на отфутболивание по вертикальной лестнице.
> 2. Этап формирования и отбора кандидатов для подразделения строителей - будущих подрядчиков. - формирование критериев отбора. Например, указанных в предыдущем комментарии: 1 .Умеющие работать в высотных условиях. 2.Способные работать в условиях низких температур. 3.Владеющие способами проведения строительно-монтажных работ. При этом для подтверждения 3 обязательно наличие удостоверение монтажника-высотника, что требует инспекция по охране труда. Это недельные курсы, на которых учатся в межсезонье. Подтверждение 1-2 - наличие практического опыта успешных высотных восхождений (выше 6-7 тыс., 5-6 к.т.), что позволит отобрать людей, способных находится на 5300 не 1-2, а 3-5 и больше рабочих дней. И быстро восстанавливающихся - за 1-2 дня вместо 3. Которые могут пройти после участия в строительных работах траверс Безенгийской стены...
Я щас погибну от смеха :)
Предлагаю начать с индивидуального членства в ФАР - вопрос давно обсуждается, зато куда проще предложенного.
На приглашение в экспедицию ответили где-то 70 кандидатов. Вы догадыватесь, что у половины и 3-го разряда не было? :))
Вы предлагаете ни больше не меньше - создать бригаду супергероев, не знающих усталости и сна.
> 3 этап. Получение разрешения на строительство (установку) объекта у местных органов власти - при условии наличия прошедшего экспертизу проекта.
Простите, Вы понимаете, о чем говорите? Прийти на Кавказе к чиновникам и попросить бесплатно разрешить это и это? Вы пробовали построить что-то свое в Баксанском ущелье?
> 8 этап - ...Контроль за ходом строительства со стороны технадзора и проектной организации.
Интересно, каким образом? наверху, я имею в виду
> занесение объекта на баланс и принятие объекта в эксплуатацию.
Если не трудно, подскажите, как правильно занести на баланс неотапливаемый приют на Эльбрусе. Склад? Автомобильная парковка?
> 10 этап - гарантийное и сервисное техническое обслуживание объекта и его инженерных систем...
То есть, проектировщикам все-таки придется стать альпинистами.. или кому, токарям с завода?
> А также следует оформлять целую кучу бумаг, сопровождающих процесс строительства, предусмотренную действующим законодательством на территории России.
Да, чтобы построить, нужна действительно перечисленная куча бумаг. И я на секунду не сомневаюсь, что если мы заведем хотя бы половину их - будем первыми не только в Баксанском ущелье, но и далеко за его пределами. Этим я не выражаю официальную позицию ФАР, поскольку, в общем-то, напрямую этим не занимаюсь, но так - выражаю мнение.
Я не говорю о том, что многие весьма многоэтажные дома в Терсколе в реестре значатся как складские помещения. Я говорю о том, что это было б осуществимо в какой-то утопической стране, где всюду и везде тебе улыбаются и хотят помочь. А у нас - только умножить бюджет на три.
То есть, проектировщикам все-таки придется стать альпинистами.. или кому, токарям с завода?"
Да нет - просто кого тонужно обучить из эксплуатационного персонала, представителя МЧС местного.
обучить - не проблема, куда труднее придумать такую схему, по которой пользователям было интересно это делать.
Варианты есть, но одозначного ответа пока нет.
волентерами-инженерами, а вообще - производителями оборудования. Приказом по эксплуатирующей организации закрепляется предварительно обученный персонал. Или заключается договор на обслуживание с какой-то уполномоченной изготовителем организацией.
Этап 10 - один из важнейших. И он потребует денег на то, о чем сказано выше. И для закупки ЗИПов, инструмента, того же обучения и аттестации, зарплаты обслуживающего персонала, в конце концов...
При эксплуатации коммерческих приютов с этим проще - у них есть хозяева, смотрители и ДЕНЬГИ
от приема посетителей. В данном случае, при постановке модуля на баланс эксплуатирующей
госорганизации. у нее для этого должно быть бюджетное финансирование.Вот почему важно соблюсти формальности по вводу в эксплуатацию - иначе потом троудно, почти невозможно защитить строчку в бюджете. И окажется - "вот мы , герои, строили-строили и построили... А они..... все зас-ли...
В том читсле и мемориальную табличку с именами этих геровев...." Поэтому вопросы строителдьства, подготовки к эксплуатиции и эксплуатации нужно решать пакетом, одновременно с разными организациями.
не дадут денег под проект, но скорее всего вполне будут готовы заплатить "за размещение оборудования" . Этот источник текущего финансирования можно учитывать вместо платных взносов.
Чугунная коробка с 10-см - это даа..
"Вы предлагаете ни больше не меньше - создать бригаду супергероев, не знающих усталости и сна."
Я вообще то ничего не предлагаю, кроме пары своих рук. Даже не мозгов. А по части критериев - среди 18 первых у вас было 3-4 опытных мастеровых высотников, с опытом промальпа. И это замечательно, ведь главное иметь на 3-4 хотя-бы одного, который заметит, что у неопытного коллеги начали "протекать"
сосуды и его надо немедленно вниз, а не оставлять на ночевку. Что такое 5 300? Для опытного, тренированного высотника, не супермена, это высота, на котрой можно находится месяцами. Без всякого героизма. И у вас сформировался костяк. Это замечательно. Теперь им нужно готовться, бегать по 15-20 км на уровне КМСа, подтягиваться по 20-30 раз и порчее. что под силу простому среднестатичтическом при приложении хотя бы небольших волевых усилий на фоне желания не быть обузой в сезоне 2009.
"Простите, Вы понимаете, о чем говорите? Прийти на Кавказе к чиновникам и попросить бесплатно разрешить это и это? Вы пробовали построить что-то свое в Баксанском ущелье?"
А МЧС для чего? Грузите их чиновников потихоньку. Они, кстати там одни из главних среди тех организаций, кто занимается согласованиями перед выдачей разрешений. Вы же для них стараетесь? А сели не для них, то для кого?
" 8 этап - ...Контроль за ходом строительства со стороны технадзора и проектной организации.
Интересно, каким образом? наверху, я имею в виду"
Да все просто "как здрасте". С одной строны, вебкамера для текущего контроля. И фотографии, подшитые к актам выполненных работ дополнительно для комиссии. А вообще госкомиссии предъявляется пакет исполнительной документации - от сертификатов до актов испытаний - с кино-фото .
"Если не трудно, подскажите, как правильно занести на баланс неотапливаемый приют на Эльбрусе. Склад? Автомобильная парковка?"
Да нет проблем вообще никаких что заносить - хоть сортир. Как обозвете в проекте объект - так и
заносится на баланс. А занесение на баланс - это процедура, регламентированная действующим законодательствм России. Ее хорошо знает любой бухгалтер среднего пошиба.
"многие весьма многоэтажные дома в Терсколе в реестре значатся как складские помещения. " - для облегчени яполучения разрешения на строительство в лавиноопасных зонах. Что из этого получается иногда - не мне вам писать. Вы. наверное, в Баксане бываете зимой чаще, чем я. Т.е. этот факт, т. б. наличия таких домов, для вас не должен быть аргументом.
А вообще в Баксане есть свой ХОЗЯИН, говорите, решайте вопросы с ним, а не с клерками.
Но. Дорогу осилит идущий, поэтому я думаю у них всё может получится. Может, и не за 2009 год, но за 2 года наверняка.
За зиму 2008-2009 гг вполне реально всё сорганизоватьтак, чтобы не было препон при строительстве и вводе. Если заняться этим. Лишь бы накладные расходы не раздули общую стоимость до неприемлемых для инвестора (спонсора) размеров.
ЗЫ: перечитал всё и подумал: как же было проще тем мужикам, что затащили на седловину бревенчатую избушку. Никаких согласований кроме профильного министерства. Сказка!
УСПЕХОВ!!!
Даю ссылку:http://www.madein.dp.ua/view.aspx?type=ja&lang=1&jaid=271
Но вот в ПОСе моменты логистики описаны быть должны, и это проверить должны в Краснодарском филиале ГГЭ. А проектировщик зная это должен получить ТУ у вертолетчиков, если доставка планируется вертолетом.
ЗЫ: вариант с заброской с АН-12 заманчив, но дороговат. Боюсь, EG по финансам 3 воланчика не потянет. Особенно сейчас, в кризис.
ТУ вертолетчиков ничего не даст. ТУ на что? на вертолет? Так все равно это на пределах возможностей, и вертолет без людей не летает. Поэтому согласование (письменное) предельных требований с организацией, которая берется за некую сумму забросить оборудование наверх является необходимым условием. Должна быть согласован вид груза, предельные габариты, вес, условия, при которых машина может лететь (скорость ветра, погода и тд), согласована процедура взамодействия с людьми на меремычке и тд. И исходя из этих требований проектировать систему, а не наоборот, искать под готовый бокс транспортное средство. Наверняка, в процессе согласования проект "похудеет", лишится авангардизма и прийдет к более простому и прагматичному решению. Или вообще будет отложен до лучших времен.
Техусловия на параметры изделия ,транспортируемого вертолетом, в проекте а точнее в его разделе ПОС должны быть. И Вы их описали.
Для этого и нужны предварительные консультации с вертолетчиками. Поэтому обычно проектировщики прежде чем проектировать собирают ТУ от организаций, с которыми строителям и Заказчику придется взаимодействовать. Возможные последствия несоблюдения этого правила до Вас описал Робинзон Крузо, когда он сделал лодку, которую не смог дотащить до воды.
Здесь вопрос лишь в том, что ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ консультации без ПОДПИСИ в наше время ничего не значат. Так же как и гарантийные письма. Они и с подписью мало значат, всегда можно спрыгнуть под каким-либо объективным предлогом. Но наличие подписи все-таки к чему-то обязывает, хотя бы чисто психологически, а устные консультации "за рюмкой чая" обычно выветриваются быстрее чем выпитый чай.
ТЗ- это вообще главный документ, и его нужно готовить тщательно и без излишней спешки. "Що швидко робиться, то слiпо родиться"
С пилотами прямо сейчас ведутся переговоры. Думаю, в течение двух недель все определится.
Во-первых, разработкой и испытанием подобных устройств занималось то же НИИ аэроупругих систем
из феодосии, и они дадут более обоснованный ответ с учетом ветров, высот , типа груза и тд.
Во- вторых: у вояк были устройства прицельного сбрасывания не только на парашютах а и просто в
контейнерах по типу планирующих авиабомб. В такой контейнер возможно поместить детали не боящиеся "жесткого приземления"
В тертьих- Эта технология, ее развитие и испытания могут быть интересны для военных, таким образом оплачиваться будет в рамках ниокра из бюджета (формально за военных и промышленности: какая разница что и куда кидать, главное- проверить работоспособность систем )
Для справки: Германия во время войны разрабатывала и успешно применяла тонные авиабомбы, управнляемые по проводам(!). В часности, в 43-м утопили итальянский крейсер "Рома", сбросив две бомбы с высоты около 6 тыс м. обе бомбы попали в цель.с Разумеется, бомба и контейнер- несколько разные вещи, но нынче тоже не 43-й:-)
Список этапов действительно длинный. Но обязательная денежная минимальная компонента в нем гораздо короче. Это оплата: разработки и экспертиз проекта, закупка комплектующих материалов и оборудования для изготовления модуля, оплата работ по изготовлению, транспортные расходы на доставку в Терскол, возможно оплата услуг вертолета по доставке на площадку под седловиной, питание, канатка... Все остальное - помощь спонсоров (палатки, экипировка, радиосвязь... ) и труд волонтеров-добровольцев не за 100 000, и даже не за экипировку, а за идею и в отличной компании.
Ввиду того, что в 2009 году надеюсь примкнуть к проекту в качестве одного из таких волонтиров- высотников - надеюсь, что мы сделаем все от нас зависящее, чтоб у нас получилось.
С экспертизами и разрешениями дела гораздо проще, именно с этим-то проблем особых нет. А вот такие расходы, как вертолет (да не полетит туда никто за бесплатно, ни МЧС, ни кто-либо еще, и претензий к ним тут никаких нет), питание, канатки, в некоторых случаях ратраки, логистика и ряд других - это не то что бы суровая, просто адекватная реальность. Вот проектировка и разработка - ее успех зависит не только от денег, в чем мы в этом году и убедились.
А волнотеры как раз и работали за идею - никаких денег никто из участников ни в какой форме за участие в этом проекте не получил- питание, канатка, кой-какая снаряга от спонсоров (большей частью поступившая к концу экспедиции) - и все, все остальные удовольствия за свой счет. Да и на компанию мы отнюдь не жаловались:) Кроме того, лично я и еще один участник уволились с работы, дабы иметь возможность на два месяца уехать в эту экспедицию, так что финансовая подоплека участия, простите, участников места не имеет. И в этом году участниками как раз-таки и было сделано все, от них зависящее.
Если у компании в 2009 году после работы на седловине останутся силы - предлагаю сходить еще траверс Безингийской стены после всего.
Это был локальный строительный подвиг, длившийся более двух лет в рамках большого государственного проекта по реконструкции приюта 11, строительства приюта "седловина" и нового кругозора и дороги!! и делалось это все с привлечением авторитета и средсв Академии наук, военных, метеорологов еще кучи ведомств. Этакий "днепрогэс" на 4500-5300.
И рухнуло это все более чем через 30 лет, как я понимаю, опять же остов еще стоит- сам видел...
Вот ссылочка
http://climb.com.ua/aboutbook.php?id=143 (огромное спасибо Виталию Томчику)
стр 34
ЛДля ленивых- привожу выдержки:
... Летний сезон 1933 г. был невиданным до сих пор по размаху строительства на склонах потухшего вулкана. Одновременно в трех пунктах на трех высотах строились три здания....
...Трудности доставки стройматериалов вынудили строить приют «Седловина» в два приема: основной материал был доставлен на Седловину летом 1932 г., а в 1933 г. в основном производилась сборка здания; кроме того, поднимали материал, оставленный на склонах поздними караванами, не дошедшими до Седловины в конце лета 1932 г....
...На крутых склонах необходимо, чтобы фирн был мягким. Животные хорошо идут и по глубокому снегу, если в нем человек предварительно протоптал тропу. Наличием этих условий, по существу, и ограничиваются сроки использования вьючных животных. Холод и высоту они выносят довольно хорошо. Хуже обстоит дело с влиянием солнечных лучей в снежных горах на сетчатую оболочку глаза. У животных она так же поражается, как и у человека. Поэтому, чтобы предохранить ослов от ослепления, им приходилось надевать специальные дымчатые очки, отчего они сразу приобретали очень глубокомысленный и важный вид....
....После того, когда все необходимые материалы и детали были доставлены на место, начался новый, не менее трудный этап работы — сборка зданий. Как правило, оказывалось, что строители не были альпинистами, а альпинисты не были строителями. Следовательно, на высоту 4250 и 5300 м приходилось поднимать неопытных, не привыкших к такой высоте людей. Не всем удавалось дойти, и их спускали вниз с тяжелыми приступами горной болезни. Но и из тех, кто дошел до места строительства, не все могли работать в таких условиях, а те, кто и работал, вынуждены были отдыхать буквально после каждого забитого гвоздя или положенной доски. Если же вспомнить, что прежде, чем начать сборку хижин, строители должны были выровнять скальные площадки, то можно себе представить, какая невероятно тяжелая работа была проделана этими пионерами высокогорных строек.
Этот приют восстанавливали в 50-м, кажется, году
О тех, кто восстанавливал, я слышал три фамилии - организатора работ и братьев из Нальчика.
Это весьма трудно предгадать на 100%. Все данные, что мы имеем по климату и геологии, передаем проектировщикам. Лично я не могу гарантировать, что хижина проживет 10, 30 или 50 лет. Не знаю.
> Но обязательная денежная минимальная компонента в нем гораздо короче
Чем Вы написали - гораздо длиннее. Какая к черту инстанция захочет взять на себя ответственнось подписаться под ЭКСПРИМЕНТАЬНЫМ проектом? Я почти уверен, что он будет иметь примерно такой статус, поскольку его ТУ никак не тянут на жилое помещение или помещение для временного пребывания людей. Канализация, отопление, электричество, ага... Авторитет ФАР? Да в гробу они видали все социальные проекты. Так что бабло и еще раз бабло.
> Все остальное - помощь спонсоров (палатки, экипировка, радиосвязь... )
Пообщайтесь со спонсорами. Узнайте, насколько интересно российским аутдор-компаниям давать шмотье и оборудование. Они еще из колыбели не вылезли, в смысле объемов продаж.
> и труд волонтеров-добровольцев не за 100 000, и даже не за экипировку, а за идею и в отличной компании
А это расскажите потенциальному работнику, ага :))) Вижу, как в едином порыве вся альпинистская братия страны, выстраиваясь длинной очередью в порядке возрастания разряда, тянется и тянется к поезду в Нальчик...
Вы мне простите тон, ладно? Я совсем не хочу Вас оскорбить, не дай бог - просто выражаю мнение одновременно с эмоциями, обуревающими через край. Простите еще раз, ладно?
Это закладывается в ТЗ - сколько лет, и гарантируют проектировщик и строительная организация.
"его ТУ никак не тянут на жилое помещение или помещение для временного пребывания людей. "
Это очень важно, значит ТУ на склад и строится будет склад.
"Пообщайтесь со спонсорами. "
Я сам спонсор. Профинансировал мого социальных проектов. Спонсирую по собственной инициативе - без посредников и благотворительных фондов. Может и в этот проект что то вложу, если увижу утвержденный проект на то, что декларируется в рекламе. До того предлагаю только свои услуги альпиниста-высотника для работы на высоте
"Вижу, как в едином порыве вся альпинистская братия страны, выстраиваясь длинной очередью в порядке возрастания разряда, тянется и тянется к поезду в Нальчик..."
Мне до лампочки ФАР, ФАУ и прочие. А также длинная очередь. Я отвечаю за себя и в 2008 году вместо
Победы решил поехать в Терскол, для участия на строительстве. Прислал вам свое резюме.
Надеюсь, увидимся в 2009 г. Предварительно планируем совместный заезд с Ю.Заикой.
Тон нормальный, переживаешь за дело. И это хорошо.
Это закладывается в ТЗ - сколько лет, и гарантируют проектировщик и строительная организация.
проектировщику, чтобы взять на себя этот риск, захочется кипу точных исследований всего и вся в том месте. Официальных, разумеется. В ином случае он имеет полное моральное права не давать гарантии.
"его ТУ никак не тянут на жилое помещение или помещение для временного пребывания людей. "
Это очень важно, значит ТУ на склад и строится будет склад.
Да, это так. Я сейчас быстро не смогу найти, но в свое время изучал СНиПы, и не нашел ни одного варианта для проведения нашей затеи. В том числе и как складского помещения. Но я дилетант в этом вопросе, будем озадачивать экспертов.
"Вижу, как в едином порыве вся альпинистская братия страны, выстраиваясь длинной очередью в порядке возрастания разряда, тянется и тянется к поезду в Нальчик..."
Мне до лампочки ФАР, ФАУ и прочие. А также длинная очередь. Я отвечаю за себя и в 2008 году вместо
Победы решил поехать в Терскол, для участия на строительстве. Прислал вам свое резюме.
Надеюсь, увидимся в 2009 г. Предварительно планируем совместный заезд с Ю.Заикой.
Спасибо. Но энтузиастов, желающих провести лето в морозе, на самом деле мало, и я их понимаю.
свое время такие - для строительства в районах Крайнего Севера. На -50 при ветре до 90м/сек.
По части энтузиватов - дело не в морозе - мало кто выдержит постоянные тренировки по 4-6 дней
в неделю, чтобы затем использовать свою подгтоволенную физоболочку для участия в туманной затее.
Уж лучше в Анды или Патагонию. Или на Памир, на худой конец.
Эту вещь я подсмотрел по крайней мере в двух хижинах. Также на контр выведены громоотводы от ветрогенераторов, находящихся возле хижин.
Более того, трос заземления был обнаружен даже у крестов, стоящих на вершинах!!! (очевидно, чтобы не поплавились:-)))
Сопротивление контура я ессесно не мерял, но не удивлюсь, если оно в допуске. Там все строго. Например, в умывальнике висит табличка что вода не дринкен. На вопрос почему, ведь вода всежая прм с ледника, чище не бывает!! был получен ответ: официальная комиисия не проверяла, значит ОФИЦИАЛЬНО нельзя. А кто пьет неофициально, так его предупредили:-)
Пысы: а ведь это действительно вопрос: КТО будет отвечать, если человека шендерахнет молнией в хижине? Строитель? проектировщик? Владелец? никто?
Отвечать будет эксплуатирующая организация. Т.к. она не имеет права эксплуатировать объект, не отвечающий требованиям ТБ.
Так что в данном случае получается что отвечать будут те, кто обычно контролирует, т.е. МЧС.
Так что таки да, за документальный ввод в эксплуатацию можно почти не волноваться. Если только ФАР не поменяет решения о том, кому передаст этот воланчик в пользование.
Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта (после завершения строительства, которое оформляется по акту КС-14) получает его владелец. Как я понимаю из обсуждений на данном ресурсе, это будет ФАР. Почему - вопрос отдельный и спорный, но сейчас не об этом.
Разумеется, уже на этом этапе всё должно быть построено с соблюдением требований СНиП по грозозащите.
НО! Если МЧС будет знать и иметь гарантии, что в дальнейшем этот объект перейдёт им в эксплуатацию (скорее всего, в долгосрочную аренду на определенных условиях), проблем с получением подписи представителя МЧС на Разрешении на ввод в эксплуатацию быть не должно (длинно написал, но коротко не получается).
Далее, вся ответственность за соблюдение ТБ при эксплуатации объекта будет лежать на арендаторе, т.е. МЧС. Т.е., МЧС будет сама себя проверять на соблюдение ТБ, в том числе и по грозозащите.
Разумеется, МЧС большая организация. Эксплуатирующее и проверяющее подразделения будут разные, но договориться в пределах одного ведомства всегда легче (например, встретиться в кабинете Шойгу по его приказу заинтересованным лицам и договориться для пользы МЧС).
А владелец с момента передачи объекта в аренду за его соответствие СНиП практически не отвечает. Возможна только гипотетическая ситуация, что в процессе эксплуатации выявятся дефекты строительства, в том числе и по этой системе, тогда конечно призовут титульного владельца, и строителей и проектировщиков. Нот это врят ли, т.к. тогда возникнет вопрос, как МЧС согласовывал Разрешение на ввод в эксплуатацию.
ЗЫ. Если объект будет принимать посетителей ДО получения разрешения на ввод в эксплуатацию, то не дай Бог что случится, отвечать будет Заказчик. Судя по всему, ФАР. Но никак не проектировщик. Кстати, в ФАР для этого должен быть Зиц-председатель, имеющий строительное образование и возглавляющий Дирекцию по строительству с лицензией на строительство таких объектов. Или должна быть нанята инжиниринговая компания с лицензией. Тогда за всё на объекте будет отвечать она до передачи по акту КС-14.
ЗЫЗЫ: если я неправильно что-то описал, пусть меня поправит 1948.
принципах - "пока гром не грянет...". Или "хотели как лучше, а получилось...".
Представьте стуацию - модуль с укрывшимися в нем людьми ураганный ветер срывает с опор и
катит вниз по склону... Или с него преждевременно сносит обшивку... Или не сработала какая то
важная система - связи, питания, обогрева, утилизации... Кстати об утилизации - баз нее в течение нескольких лет вокруг модуля возникнет офигенная свалка...
Но сразу могу сказать, что все Ваши высказывания могут быть очень далеки от реальной, необходимой последовательности событий и у Вас в очередной раз ничего не получится.
Ваши представления это только Ваши представления.
Есть поговорка, которую никто не отменял.
Знаете какая?
"Семь раз отмерь..."
А дальше сами знаете.
Кстати, Я неоднократно предлагал Душарину И. совместную работу, но руководителям ФАР не нужны были мои предложения.
Поэтому мне не следует путаться под ногами у людей с грандиозными планами.
И ещё одно.
"Бесплатный сыр только в мышеловке".
Если хотите сделать хорошее дело, и оно действительно хорошее, то запомните, оно никогда не будет сделано за бесплатно.
Волонтёры в любой работе, не болеее 5% дела.
Главное ни что сделать, а как сделать.
СПАСИБО!
Волонтеры - это 100% успеха. Они находят деньги, спонсоров, материальные ресурсы, других волонтёров и добываются ожидаемого результата.
5% - если людей мало, или они профессионально непригодны, или карьеристы-аферисты-лгуны.
Попробуйте связаться с Олейниковым Николаем Петровичем. Он на северной стороне своими руками смастерил целый приют на 3800. Он, конечно, тоже не строитель, но получается у него здорово. Кстати, и с вертолетчиками он неплохо договаривается - сам видел.
А ему в свою очередь будет очень интересен ваш опыт, так как в его планах строительство еще одного приюта на скалах Ленца (4500-4800)
Очень хотелось бы увидеть эту конструкцию.
Мне в давних годах моей молодости пришлось работать на Севере за 70-й параллелью.
Туда в те годы направляли все силы для создания посёлков геологов, бурильщиков, газовиков, нефтянников.
И в НИИ Миннефтегазстроя разрабатывали жилые блоки для первопроходцев.
И одна из основных задач была совместимость вопросов доставки и сборки жилых в достаточной степени, автономных блоков.
Чаще всего реализация упиралась в геройство исполнителей, как в Вашем случае, однако, были и очень дельные предложения, которые часто игнорировались и остались на бумаге.
И одно из них с некоторой на мой взгляд коррекцией может пригодится для сборки на перемычке.
Жилую комнату, условно назовём так отдельный кубик сборки. легко собрать внизу.
Любой такой блок(кубик) не трудно будет доставить наверх, так как расширится возможность доставки и может содержать несколько способов.
И из этих кубиков сложить комплекс затратив труд только на соединение кубиков.
Главное во всём этом - это возможность проживать в каждом кубике во время соединения кубиков и сборки общего купола.
И позднее соединить их общим куполом.
Вот такие дела. Спасибо.
Мы смотрим на людей, руками которых предстоит осуществить эту работу. До текущего лета уверенности не было.
Ждем ваших дельных предложений
про кубики: геометрическая форма приюта - не единственная, и, может быть, не самая важная часть. Как ее уберечь от заносов? Как ее поставить на ТОТ грунт? Почему вы думаете, что легче поставить несколько кубиков, изатьем соединить их куполом, когда обычная геодезическая конструкция предусматривает всего 6 типоразмеров, и внизу собирается бригадой в 5 человек за несколько часов?
Мы будем стараться предусмотреть максимальное количество описанных моментов. Часть вопросов, вероятнее всего, решить не удастся, поэтому акцентируемся на тех, от которых будет зависеть долговечность конструкции и безопасность работ.
Любые пожелания и критику можно высказать на форуме сайта пректа.
Неконструктивные послания не рассматриваются. Мы рады любому содействию.
И позволил себе высказать при этом не свое мнение, а привел только некоторые главные моменты, предусмотренные этим самым действующим законодательством. Написал не как теоретик, а как один из руководителей предприятия, являющегося генподрядчиком строительства "под ключ" комплекса производств по перереботке и захоронению среднерадиоактивных отходов возле Чернобыльской АЭС, в 10-км зоне - от проектирования и поставки оборудования и материалов - до проведения комплексных приемочных испытаний.
Представляю проблемы со спонсорами, с формированием бригад высотных строителей и многое другое, о чем не сказано в коментариях к твоему отчету. Если нужна какая либо консультация, или информация - обращайся. Надеюсь, увидимся в 2009 г. Предварительно планируем совместный заезд с Ю.Заикой.
Он будет полезен, спасибо.
Отправьте ваши контакты, пожалуйста, на elbrus_hut@mail.ru. Не узнаю по нику :)
Слово кубик Я употребил не в прямом смысле а образно, говоря о том, что должна существовать оптимальная технололгия сборки, подразумевающая минимальные физические затраты на перемычке.
И конечно, это зависит от квалификации разработчиков конструкции.
Первое предложение конструкции, по моеиу, неудачное.
И для разработки надо выбирать не того кто ближе, а того кто квалифицированней.
Всем известно, что менее квалифицированный затратит больше энергии, а результатом будет низкое качество продукта.