Мозг захочет - ноги пойдут!
Эль Капитан и Патагония, Съерра Торе! А самая ближайшая моя мечта – пойти сдать на IFF, хочу учиться прыгать бейс...
"Спорт-Экспресс" опубликовал большое интервью с чемпионами России по альпинизму Андреем Нефедовым и Игорем Висковым.
"Спорт-Экспресс" опубликовал большое интервью с чемпионами России по альпинизму Андреем Нефедовым и Игорем Висковым.
Мозг захочет – ноги пойдут!
Питерские альпинисты Андрей Нефедов и Игорь Висков выиграли очный чемпионат России по альпинизму, который прошел на базе альплагеря "Узункол" во время Международного фестиваля альпинизма. После победы у них нашлось время встретиться с корреспондентом "СЭ ЭКСТРИМ"…
*
- Довольны ли вы тем, что питерские альпинисты так хорошо выступили в Кубке (первые два места у команд Петербург-1 и Петербург-2, девушки в Женском кубке взяли "серебро")? Вы этого ожидали?
- Конечно довольны!
Андрей Нефедов: Мы знали, что предстоит непростая борьба (красноярцы, обладатели третьего места - сильные ребята). Не то чтобы мы ожидали, но предполагали возможную победу – ну я, по крайней мере.
Но до момента, пока мы не встретились в Узунколе, все эти предположения не были ни на чем основаны. Было даже непонятно, кто будет выступать. А на протяжении чемпионата уже постепенно стало приходить понимание, что вроде бы мы на 1-е место идем. И так до конца и шли!
- Прежде чем выйти на собственно альпинистские маршруты, ваша двойка заняла 1-е место в дисциплине "школа", где все проходили скальную стену на скорость. После чего получили возможность первыми выбрать маршруты собственно чемпионата…
Игорь Висков: Рейтинг маршрутов был составлен так, что, в принципе, было неважно, первым ты выбираешь маршрут или вторым. Потому что многие команды сразу стали брать сложные маршруты исходя из опыта прошлых лет. А мы остановились на довольно простом – средненьком маршруте, и за счет регламента нужно было просто "находить" количество, а не сложность.
Да, "школу" мы выиграли и получили за это дополнительные баллы. А то, что выбирали первыми – это было хорошо, но не сильно сказалось на результате.
А.Н.: Единственное, чем была хороша победа в "школе" – если бы мы проиграли, то гор на всех не хватило бы. Наша вторая питерская команда полезла на сложный маршрут Варбуртона на вершине Далар – они не хотели туда идти, но больше ничего не осталось.
- Сколько маршрутов вы прошли за время чемпионата России?
А.Н.: За 2 недели прошли 7 маршрутов.
И.В.: Фактически мы затратили на это 9 дней.
А.Н.: Во время двух недель, запланированных на восхождения, сначала случилась непогода, потом ЧП у женской команды, и из-за этого первая половина чемпионата, считай, вылетела. Мы хотели идти подряд: горы-горы-горы, а нам не дали – в первой половине сходили только на одну гору. А за последнюю неделю - 6 вершин. Взошли на три горы, день отдохнули, потом опять три горы. Мы прошли 5 маршрутов на Даларе и два на Двойняшке.
И.В.: Все маршруты категории 5б, кроме 2-х маршрутов на Даларе категории 6а.
- Вы до этого бывали в Узунколе?
А.Н.: Оба бывали в 2006-м году.
И.В.: Но не ходили ни одной вершины категории 5б и выше.
- Чем Узункол вас порадовал помимо победы?
И.В.: Тем, что все остались живы!
А.Н.: Да, да!
И.В.: Потому что столько камней летало – это просто что-то! Был случай - мы шли маршрут. Стояли на полке, на которой связывались и шли дальше. Андрей ушел вперед, я отошел чуть вбок – метров на 5 и выше. И на место, где я только что стоял, прилетел сверху "кирпичик" размером больше головы… Если что - голову бы сняло! Летало там везде очень много.
- Какие у вас достижения помимо нынешнего чемпионского звания?
- Чемпионы Питера 2007 года (заочный чемпионат) по альпинизму.
- И что, по вашему мнению, лучше – очный чемпионат или заочный?
А.Н.: Нельзя объединять и то и другое, либо выбирать что-то одно. Потому что заочный чемпионат позволяет выехать в любую точку мира и пройти любой маршрут, а очный все-таки проводится в России.
На заочном ты сам собрался куда угодно, сходил что угодно и потом просто прислал паспорт с описанием. Мне кажется, всегда будет востребовано и то, и другое.
- Поделитесь планами на будущее?
А.Н.: Мы с нашим координатором команды Татьяной Ивановой Тимошенко (одна из сильнейших альпинисток России, тренер, гид – прим. ред.) и, возможно, Алексеем Лончинским из команды Петербург-2, которая заняла на чемпионате второе место, поедем на Ушбу. Вначале будем работать на геологов, породу собирать, потом, если оформят пропуск, планируем "шестерку" какую-нибудь пройти.
- Вы где-то работаете помимо увлечения альпинизмом?
А.Н.: Я промышленным альпинизмом еще занимаюсь, но очень немного. Может, 30-40 дней в году.
И.В.: Я работаю прорабом на фирме "Краспан".
- Очный чемпионат по альпинизму хорош тем, что можно сравнить свои умения с умениями коллег. Чьи достижения в этом году вам хотелось бы отметить?
И.В.: На мой взгляд, прогрессирует Томск – эта команда заняла 4-е место на прошлогоднем ЧР по альпинизму, в этом году также стала 4-й. Но у них просто ЧП случилось сразу же на первой горе, парень разбил колено. Как я понимаю, это был их практически основной лидер-забойщик. Он на "школе" вылезал такие вещи, которые больше никто не лез! И тем не менее, ребята все равно заняли 4-е место – очень достойная команда (В команде Томска выступали Иван Темерев, Василий Терехин, Федор Копытов – прим. ред.)
А красноярцам на самом деле не повезло - у них один ведущий спортсмен не приехал, другой заболел.
Если говорить о чемпионате очном (мы впервые в нем участвовали), то все команды выступали примерно на одном уровне, кто-то, может, был чуть-чуть посильнее. И здесь, наверное, основная надежа - это настрой. Ты как поставил себе задачи, ради которых готов напрягаться, так и работаешь. Основная проблема – в голове. Цели и любые задачи сначала решаются в голове.
А.Н.: Мозг захочет – ноги пойдут!
- Многие до сих пор думают, что альпинист – это такой суровый дядя с большим рюкзаком, который идет куда-то в гордом одиночестве…
И.В.: Все совсем не так!
А.Н.: Вот мы на чемпионатских маршрутах несли с собой всего килограмма по два! Хотя вначале надевали скальные туфли, чтобы лезть, и носили больше вещей. А когда поняли, в каком режиме будем ходить, и осознали, что всегда будем успевать спускаться на ночевку в альплагерь, брали с собой рюкзак, в котором были легкие кроссовки, куртка и бутылка с водой. И несли чуть-чуть железа на себе – пару кг, не больше. У нас была ориентация на облегчение, старались брать по минимуму.
И.В.: Мы старались ходить 1 день = 1 маршрут, причем возвращаться засветло. Один раз спустились почти в 20.30, но это было только один раз.
- В альплагере на соревнованиях присутствовало очень много молодежи. Как появляются новые люди в командах?
Анна Столбова, руководитель пресс-центра Фестиваля: Молодежь - это явление совсем недавнего времени. Полагаю, что целенаправленной работы по набору в секции не ведется. Но есть тренеры, которые способны собирать активных людей, способны водить их в горы и увлечь спортом.
Главный результат этого – что в России есть тренеры и инструкторы, с которыми можно пройти какие-либо маршруты. Спортсмены собираются вокруг сильных людей, которые способны решить некие организационные моменты и вывезти людей; которые готовы показать какие-то спортивные результаты.
- Насколько, по-вашему, важна роль тренера в альпинистской команде?
И.В.: Татьяна Ивановна для нас, наверное, не тренер, а наставник и организатор. Потому что мы тренируемся сами по себе, каждый где хочет и как хочет. Хотя, конечно, перед чемпионатом мы проводили совместные тренировки.
А так, в принципе, круглый год мы предоставлены сами себе, занимаемся сами. На том же самом чемпионате все тактические варианты мы просчитывали самостоятельно, согласовывая их с Татьяной Ивановной, а вся организационная работа была на ней. Мы даже туда не пытаемся влезать.
А.Н.: Татьяна Ивановна назначает людей: ты - идешь покупать билеты, ты - идешь покупать веревки!
- Как вы поддерживаете спортивную форму, когда не находитесь в горах? Может быть, в тренажерный зал ходите?
А.Н.: Только лазаем. Я даже на скальных тренажерах практически не тренируюсь, люблю естественные горы. В Крыму и зимой, и летом часто бываю.
И.В. А мне достаточно скалолазных тренажеров.
- Есть ли у вас маршруты мечты?
А.Н.: Эль Капитан и Патагония, Съерра Торе! А самая ближайшая моя мечта – пойти сдать на IFF, хочу учиться прыгать бейс.
70
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Эта фраза говорит о том, что ребята еще не совсем понимают роль тренера по альпинизму.
Тренер по альпинизму - это не тот, кто трусит рядом с вами во время ежедневных пробежек или щелкает секундомером во время тренировок на тренажерах, или контролирует ваши еженедельные тренировки. Тут вы уже достаточно взрослые, чтобы планировать все самостоятельно. Быть с вами рядом на тренажерах - это, скорее, работа тренера по скалолазанию.
Тренер же по альпинизму - это тот, кто, учитывая ваши нынешние возможности, планирует ваш спортивный рост, строит стратегию на ближайшие год-два, учит тактике восхождений, корректирует взаимоотношения в команде, планирует ваше знакомство с разными районами, подбирает из своих подопечных "правильные" эффективные связки и т.д. И конечно, занимается оргвопросами. Поэтому, ИМХО, Татьяна Ивановна как раз и есть самый что ни на есть полноценный тренер.
Конкретный пример - ваша прошлогодняя первая "шестерка" в Ала Арче. Т.И. приложила массу усилий, чтобы вы ее сходили своевременно. И только благодаря этому вы смогли лезть шестерки на ЧР в этом году. В противном случае вам пришлось бы вместо подготовки к ЧР ехать на жетон.
Координатор - да, тоже, но это вынужденная ситуация. Любая команда состоит из живых людей, у которых масса своих проблем, работа, личная жизнь и т.д. ПОэтому при планировании АМ приходится именно "координировать" все и вся, иногда менять расстановку сил прямо перед самым отъездом. Но это всегда было и будет составной частью тренерской работы, поскольку команда - это не жесткий постоянный стопроцентно управляемый коллектив.
В самую точку!