Новое лицо российского альпинизма
Мы привыкли к тому, что альпинист – это суровый мужчина с бородой в возрасте "за 40", с огромным рюкзаком в одиночку продвигающийся по заснеженным скалам-вершинам. На чемпионате России по альпинизму, который прошел в июле 2008 года на базе альплагеря "Узункол", расположенном в одноименном ущелье, эта сентенция была подвергнута серьезным сомнениям…
В "Спорт-Экспрессе" вышла статья про МФА "Узункол-2008"
Новое лицо российского альпинизма
Мы привыкли к тому, что альпинист – это суровый мужчина с бородой в возрасте "за 40", с огромным рюкзаком в одиночку продвигающийся по заснеженным скалам-вершинам. На чемпионате России по альпинизму, который прошел в июле 2008 года на базе альплагеря "Узункол", расположенном в одноименном ущелье, эта сентенция была подвергнута серьезным сомнениям…
То есть, конечно, "суровые мужчины за 40" в лагере тоже присутствовали. Но не они одни составляли его аудиторию. 21 человек из 46 участников чемпионата России (то есть, почти половина!) родились в 1980 году и позже; подавляющее количество участниц Женского кубка по альпинизму и Кубка содружества так же молоды. Вот оно, новое лицо российского альпинизма!
2008 год можно назвать переломным и по количеству команд-участниц. На прошлом очном чемпионате России, который прошел в 2007 году в Цее (Осетия) выступали всего семь команд, в то время как в Узункол приехали представители 26-ти команд из 12 городов страны. Во время Международного фестиваля Узункол 2008 провели и чемпионат России по альпинизму, и первый очный Женский кубок, и Кубок содружества, а также состоялась попытка установления Валерием Розовым рекорда Европы по высоте бейс-прыжка, не завершившаяся по не зависящим от спортсменов обстоятельствам (о чем ниже).
А теперь – подробнее о чемпионате России по альпинизму, главном событии фестиваля. Очное присутствие участников стало одним из самых значительных его моментов. Дело в том, что в альпинизме существует две формы соревнования: очная и заочная, в последней спортсмены совершают восхождения в самостоятельном режиме, а потом предоставляют в федерацию паспорт маршрута, которые затем участвуют в соревновании. Очная же форма позволяет сравнить свой опыт с опытом других команд, по достоинству оценить коллег и поделиться наработанным мастерством.
Первой соревновательной частью Узункола стала так называемая "школа", в процессе которой все участники мероприятий совершали тренировочные восхождения на скальном маршруте, расположенном в 4-х километрах от альплагеря. Под присмотром судей командам (двойкам и четверкам) нужно было преодолеть 100-метровую стену – учитывалась скорость прохождения маршрута, которая напрямую зависела от качества работы команды и спортивного опыта. Самые быстрые альпинисты (ими оказались представители команды Санкт-Петербург-1 Игорь Висков и Андрей Нефедов) получили возможность первыми выбирать маршруты восхождения, основная часть которых была расположена на вершинах Далар (3979 метров) и Кирпич (3744 метра), а также Двузубка (3950 метров). Сложность маршрутов варьировалась от 3-й до 6-й категорий сложности в Кубке содружества и Женском кубке, и 5-й – 6-й (самой сложной) в чемпионате России. Забегая вперед, скажем, что победители чемпионата, уже упоминавшаяся двойка Висков-Нефедов, прошли на Даларе маршрут категории 6А.
Всего победители набрали 73,7 балла, оторвавшись от команды, занявшей второе место (Санкт-Петербург-2, Денис Киселев и Алексей Лончинский) на 14 баллов. Третьи – команда Красноярск-1 (Николай Аникевич, Георгий Калита, Илья Ефремов).
За 14 дней, положенные на чемпионате на восхождения (альпинисты совершали их в ущелье Узункол согласно предложенным оргкомитетом классифицированным маршрутам) Игорь Висков и Андрей Нефедов совершили 7 подъемов – 5 на вершину Далар и 2 на Двойняшку, затратив на это 7 дней, совершая по одному восхождению в день и успевая до темноты возвратиться в альплагерь.
Образ Игоря и Андрея абсолютно вписывается в концепцию "новых альпинистов" – им 29 и 20 лет, а восхождения они совершали в максимально облегченном стиле, с рюкзаками по 2 кг веса и минимально допустимым количеством "железа", как альпинисты любя называют свое снаряжение. Имидж "сурового дядьки с рюкзаком" дал серьезную трещину!
Кстати, скорость прохождения маршрутов, правила их распределения и выбора и даже сам факт существования очного Женского кубка вызвали ожесточенные дискуссии в альпинистских сообществах. Организаторов корили за то, что спортсменов заставили "гнать по маршрутам", пренебрегая безопасностью, а бедных девушек (в Женском кубке соревновалась 21 участница) – бегать по скалам. На что можно ответить следующее: альпинизм – это не шахматы, и каждый из участников прекрасно представляет, чем он занимается, что делает и ради чего. На протяжении фестиваля в Узунколе, несмотря на случившиеся спасработы, к счастью, не произошло ни одной серьезной травмы. А возражения против девичьего конкурса аналогичны запретам женщинам водить машину. Позвольте уж дамам самим выбирать – заниматься им большим теннисом или ходить в горы!
Если серьезных травм зафиксировано не было, то серьезный инцидент имел место. Во время попытки установления рекорда Европы по высоте бейс-прыжка вертолет с командой "Русского экстремального проекта" Валерия Розова потерпел катастрофу на подлете к отрогу Эльбруса, и упал на высоте 5100 метров. "Вот вам и построена хижина – и причем практически на той же высоте", – шутили потом альпинисты. Хотя в первые моменты после полученного сообщения было не до шуток. По невероятно счастливому стечению обстоятельств все участники экспедиции остались живы, получив травмы различной степени тяжести.
Катастрофа не повлияла на желание Розова и команды все-таки совершить самый высотный бейс-прыжок в Европе: по известным "СЭ ЭКСТРИМ" сведениям, попытка будет повторена в период с 4 по 14 сентября 2008 года. И на этот раз бейс-клаймбинг будет аутентичным, без использования вертолета – и возможность технических несостыковок будет сведена к минимуму. Пожелаем спортсменам удачи!
Наташа Полетаева, Узункол - Москва
44
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
интересно кто эти мы ))))))))))))))))))))))))))))))
Лен, а кто это? Неужели обознались....
А на ней Нилов. А это - да! Безусловно, Митяй:)
Вам, сударыня, совсем неизвестна история альпинизма.
Не позорьтесь и прочитайте литературу.
Всё, что было сделано в Узунколе, сделано вопреки здравому смыслу и на недопустимо низком уровне.
Организаторам было наплевать на людей и безопасность запихнули глубко в з....
Участники, конечно, старались. Просмотрите историю всех соревнований.
А если Вам барышня нужна, то это сюда http://extreme.sport-express.ru/sport_36/news/5400/c/(1)
Разве это не её статья?
А около заголовка Я нигде не видел Лёши Овчинникова.
P.S. Про "ПР- ход" не поняла... Хотя нет, поняла: вы просто рассуждаете о том, в чем не разбираетесь:)
Для забывших: кроме как поэт, известный узкому кругу любителей авторской песни, Визбор являлся создателем журнала "Кругозор", автором сценария ряда фильмов, например в документальном сериале Великая Отечественная, серии, посвященной концу 43-го года, освобождение Киева. Эти его работы известны куда большему числу слушателей и читателей. Однако, Визбор САМ ходил в горы, ( и летал на самолете, и служил в армии, и ходил на лодке, и катался на лыжах) и поэтому знал, что писать. А здесь, в поволяевщину не скатились, и слава Богу!
Теперь насчет ПР- хода: одной из целей сего мероприятия, как я понял, было как раз массовое освещение в массовой же прессе с целью популяризации и привлечения. Здесь- оценка ноль! ЭТИ статьи никого не привлекут, дай бог, чтобы читатели их хоть до конца дочитали.Скучно, пресно и занудно. Ну прочитайте сами, вернитесь в свои 17 или там 18, когда Вы искали, чем бы таким занятся на всю жизнь: шахматами, филателией, футболом, альпинизмом или застольной греблей. Да прочитав ЭТИ статьи выбор будет только между филателией и застольной греблей. Про последнюю очень талантливо описано в "Книге о вкусной и здоровой пище" Опять же, почитайте СВОЙ (и мой ) любимы журнал: можно ли сравнить эту невнятную писанину ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ журналистов с лучшими статьями любителей в РИСКе? Ну нафига была нужна эта "масса журналистов", нахаляву порезвившаяся в лагере, если родить они смогли только "репортаж об пуске очередной доменной печи" на полполосы?
Если же убрать эмоции, то организаторы мероприятия очень болезненно относятся к критике. В общем, я их понимаю, у меня тоже была организация пары мероприятий, конечно, не столь громких. И чудовищное напряжение, и нагрузку при этом я хорошо помню (чтобы все сходили, кто что хотел, чтобы никто не побился, чтобы, чтобы...) И было обидно слышать фразы тип "а кто ты такой тута?" Я все понимаю, но поймите и вы: критические высказывания позволяют себе только люди неравнодушные к мероприятию. Закрыть им рот несложно, в конце концов за критику им денег не платят. А дальше что, как дорогой Леонид Ильич будете друг друга почетными грамотами награждать?? :-))
ПС забыл еще одного ЖУРНАЛИСТА - Юрия Сенкевича, даже если он бывал не очень прав, это читать было жутко интересно даже во времена выбора между застольной греблей и литрболом :-))
Меня всегда удивляет вот это пренебрежительно-снисходительное отношение к журналистам при оценке их работы. Вот это вечное копательство и насмешки над - не дай бог - ошибками!
Не поверите, журналисты иногда пишут скучные тексты. Потому что журналистика - это творчество, поставленное на конвейер. И это адский труд - выдавать каждый день горстку гениальных текстов!!!
Гораздо проще - раз-два (даже три или десять раз) в год после экспедиции выплеснуть свои эмоции на бумагу - это я про лучшие статьи любителей на РИСКе!!! Потому что ничто не довлеет и никому не обязан. И эти тексты очень часто серьезно редактируются... не поверите - журналистами...
Я профессиональный журналист - профессия у меня такая... И я знаю, какого пота и крови это стоит. И всегда вижу перед собой примеры более талантливых авторов - потому что нужно за кем-то тянуться. За Перес-Реверте ли, за Визбором ли - каждый для себя сам решает.
Вот и получается, что в поиске занятия на всю жизнь я выбрала - писать о том, что мне нравится, чтобы потом такие как вы перемыли мне кости и обсудили, не слишком ли много согласных в тексте, который я сегодня написала...
И сравнить - чьи тексты лучше, Минаева или Полетаевой, я не возьмусь. Потому что они разные. И здесь может быть только "нравится" - "не нравится". Остальное оставьте литературным критикам. А то сейчас еще придется объяснять в чем разница между новостным текстом и очерком, например...
А тон ваших комментариев оскорбительный. Вы пишете так, как будто журналисты должны вас обслуживать. Хрен.
Насчет PR - вы путаете собственно освещение мероприятия в СМИ и имиджевые тексты. Освещение мероприятия есть - в полный рост. А диктовать журналистам - что писать, и тем более - как писать, никто из организаторов не в праве! Разве что создать идеальные условия для работы и заразить своим собственным неравнодушием!
Имиджевые тексты - это к организаторам, а не к журналистам. Такие тексты пишутся по заказу - пусть и профессиональными журналистами, но с согласованием с заказчиком. Если бы я увидела на фестивале, что кто-то из организаторов говорит прессе, что писать, а что нет - я бы искренне возмутилась. Нужно объяснять - почему?
Про критические высказывания - я за конструктивную критику, когда не только тыкают носом в грязь, но предлагают варианты, как можно сделать лучше! А вы?
Насчет де того, обязаны или не обязаны мне журнаисты: так вот, ОБЯЗАНЫ! Они обязаны выдавать качественный продукт- свои статьи, врач обязан КАЧЕСТВЕННО лечить, учитель- учить, а Ваш покорный слуга ОБЯЗАН делать качественные системы управления.
Не задумывалсиь, чем раздражают нынешние олимпиады? Чуть что- сразу скулеж и протесты. Будто бы никто не знал, что их будут подставлять и засуживать! В СССР спортсмены и тренеры твердо знали, чтопощады им не будет, и побеждать нужно с таким запасом, чтобы даже засуживание не помогло! Того же и Вам желаю в Ваших начинаниях! Требуйте и побеждайте!
По поводу "взять" - откуда вот эта дурацкая манера искуственно что-то взращивать? Оставьте ее. Это бесполезно! Все равно работать придется с теми, кто захочет в каждом конкретном случае написать про те или иные соревнования... Не будете же вы рот журналистам затыкать? И, к слову, качество выпускников журфаков меня не всегда радует. Но вы же понимаете, что раньше и трава зеленее была и коровы лучше доились... :)
Я понимаю, что все ОБЯЗАНЫ. И тем не менее доктор часто ошибается диагнозом, учитель не читал Джойса, а сотрудники Билла Гейста вообще (по вашей логике) не понятно за что бабло получают...
"Требуйте и побеждайте!"
А мы и требуем... Потому в РИСКе вы читаете качественные тексты%)
Большинство аудитории Риска оценивают их с точки зрения "потребителя"..и наверное это правомерно - если уж статья опубликована в СМИ.
А про сотрудников Гейтса Вы зря - они как раз действительно делают хороший продукт.
И можно оценить текст! Конкретный. Но наша публика обычно сразу переходит на личности... Вот это обидно и неприятно. Я - за то чтобы отделять произведение от личности автора и не кричать, чуть что, что "нет пророка в своем отечестве"!
А вот горы.... не надо горы делать достоянием масс))))
Совет пойти в ближайшее ПТУ, найти, там юное дарование отвергается, как несоответствующий времени. Помилуйте, а где их брать?? Их что, аист должен принести? Опять же с гражданской точк и зрения какой-то потребительский подход получается "общество, подготовь-ка мне... журналиста... менеджера.. еще кого-нибудь, а потом, так и быть я его приглашу...
Насчет журналистики- РАНЬШЕ трава колосилась хуже: была цензура, сейчас ее нет. Пиши- нехочу. Вот и не хотят. В смысле в тему вникать. Нам то и нужно 1-2 человека, которые будут грамотно популяризировать наш образ жизни в общественной прессе! Для них- возможность стать ГРАМОТНЫМ журналистом в аутдор теме. Сечас "экстремальные" виды (не нравится мне эта фраза, но народ привык) на пике популярности в массах. Так что тема востребована, нужно ее только грамотно развить. И поверьте, далеко не все хотят размазывать кровищу по страницам, но эти люди НЕ ЗНАЮТ других тем. Предоставьте им эту
возможность, и она обернется обоюдной пользой!
Опять же, мне непонятно, вот Вы сидите за компом, ездите на машине, пользуетесь веревками-кошками-пуховками. Вы задумывались когда-нибудь, что стоит разработка и внедрение всех этих замечательных вещей? Наверняка нет. И правильно. Птому что профи должен профессионально выполнять свою работу. Никого не волнует, что программист всю жизнь должен учится, а чтобы написать паршивый драйвер для какого-нибудь принтера перемолотить килограммы документации. Почему же к журналистам должны быть другие требования?
И где это я переходил на личности? я написал, что для масс это нейтральный подбор без скатывания в поволяевщину (кто такой Валерий Поволяев- то надеюсь помните:-)) Но он НЕИНТЕРЕСЕН, а значит бесполезен. Я понимаю, организаторам сейчас лестно, что о их детище написали в газетах, но нормальный индивидуум обычно быстро удовлетворяет чувство собственного тщеславия. И для следующего мероприятия, если оно состоится, нужен КАЧЕСТВЕННО другой подход.
Прочитав книгу "Прекрасная Адыгене" НЕ альпиниста Солоухина в 16 лет я решил, что обязательно схожу в горы. Что можно решить, прочитав эти тексты? Что группа маргиналов забавляется на новый лад? И что это дает для "формирования положительного образа"? Цель публикаций в массовых СМИ, как правильно сказал Одинцов- есть популяризация и создание положительного имиджа. Ни одной из этих целей публикации не достигли. Они дали нейтральную информацию, за что им и спасибо. Но это не для масс, а скорее отчет для
спонсоров :-)
((
Еще раз про взращивание... Я 6 лет занималась воспитанием журналистов... Думаете, хоть один работает там, где бы я хотела, чтобы они работали?! Все они - там, где им самим интересно.
Ок, взрастите вы журналиста... И что? Отправите его работать в "Комсомолку"? Отлично. И через полгода он перестанет писать про альпинизм, так как его займут другими темами.
Нет, не будете устраивать? И что, он, как дурашка, будет фри-лансером свои гениальные тексты в разные издания пристраивать? Надо ему это!! Ага.
Взращивать журналистов (по всем темам) должны ВУЗы и СМИ, а не ФАР или ... а о ком вы вообще пишете, кто должен взращивать-то?! Может, перестанете разглагольствовать на тему, в которой не разбираетесь?
И еще одно...
"Сечас "экстремальные" виды (не нравится мне эта фраза, но народ привык) на пике популярности в массах."
Альпинизм к популярным экстремальным видам НЕ относится...
Не интересны, видимо, ему наши игры в спортивный альпинизм...
Силком никого "заразить" не получится. Самым талантливым чаще всего интересны другие темы. Потому что - я не питаю иллюзий - то, чем мы с вами занимаемся, не есть самое значимое в жизни... по крайней мере для большинства людей.
Организаторы поставили галочку.
Претензии тут могут быть только в том, что с журналистами никто качественно не отработал из организаторов. Или - не проще бы было скажем договориться со Спортэкспрессом опубликовать свой, нормально написанный материал?
На этом моес Вами согласие кончается. Ибо если Вы вообще следите за жизнью, то можно увидеть, что есть проблема с кадрами в журналистике вообще. Есть определенный кризис в журналистике. Есть проблема кучи оболтусов в куче изданий, которые именуют себя журналистами, но элементарно не знают правила русского языка. Кругозор которых - на уровне американского школьника.
А Вы фантазируете про вырастить журналистов для альпинизма.
Никому мы, альпинисты, кроме самих себя не нужны. А пресса будет неподдельно интересоваться нами только после пары трупов...
Сказали бы "Это фуфло а не журналистика. Это я вам как читатель говорю. С 30-(40-50- нужное подчеркнуть) -летним опытом чтения" . И всёё.
А вы что то про выращивание начали, про визбора
ов, про душевность в труде и отдыхе.
Вон, смотрите: DVE написал, что фестиваль - фуфло полное, что организаторы - сумасшедшие и убийцы. Ему кто нибудь возразил?
Против правды не попрешь, верно?
А то тут у многих сплошное :-((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((((
или даже %(
Ну, всего Вам!...
Но Вы 753 раза правы: сейчас много чего не наблюдается :-((
Нового Жванецкого среди юмористики.
Нового Смоктуновского среди киноартистики.
Нового Стрельцова среди футболистики.
Ноаого Штирлица среди героистики.
Правда, если читать только программу телевидения, много ли нанаблюдаешь?
в авторской песне есть Щербаков, есть Елена Фролова, есть Данилов с Гейнцем. Может и не Визбор с Никитиными, но у них есть СВОЕ лицо.
Режиссеры: как бы к Никите Михалкову не относились, это ТАЛАНТ
Опять же Ваш бывший президент говорил по- немецки. Интресно, пяток предыдущих хоть на родном без словаря изъяснялись?
Так что как-то все движется. но надо просто называть слабую вещь - слабой, а не делать скидку на то-да-се. Как говаривал один литературный герой не помню уже из какого романа:
- вы оплошпли, поручик!
-А почему поручик?
-Сделаете как надо, будете полковник!.
Я некоторые посты даже не открываю, если их выложили некоторые личности.... от которых можно устать..
Либо работой люди незагружены, либо просто лясы охота поточить..
Без личностей.. поэтому, думаю и без обид..
Те, кого я имею ввиду, уже давно в курсе что они такие... ээ... аналитики.
Ну, кто такой Щербаков по нынешним меркам или Гейнц с Даниловым? Кому они известны в широком смысле? Никому.
Тогда уж примером назвать Митяева.
Но вопрос в другом: у Вас примеры очень... неубедительные. Что свидетельствует о том, что Вы слабо знаете тему.
Вот если бы Вы назвали примером из прошлого Роста или Симонова - я бы с Вами согласился. А Сенаторов - кто о таком талантливом журналисте слышал? Альпинисты, прочитавшие книгу "Траверс"?
А почему их знали? Потому что альпинисты специально брали в большие экспедиции журналистов. Вернее, начальство так решало. Для популяризации достижений.
А сейчас никто ни в какие экспедиции журналистов не берет. Поэтому и книг не пишут типа "Эверест-82", и песен не поют. Эпоха Визбора и Окуджавы безвозвратно ушла.
Но и для сегодняшнего времени есть достаточно интересных людей, талантлтво пишущих рассказики и очерки, снимающих фильмы и фото. Вот тут опубликовали чеха. Да слабые фото - если откровенно. Сейчас фотографы просто классно снимают; кто настоящую живопись делает, кто отличные репортажные кадры выдает - Вы хоть одного можете назвать?
То же самое и в кино. И в журналистике. Вопрос в том, насколько богат тот информационный поток, из которого Вы черпаете. На ручье гидроэлектростанцию не поставишь - нужен Енисей :)
Оказывается Я наивен.
Здесь Я заметил, народ себя показать стремится, а до темы им наплевать.
А бывает наоборот. Вот не знаю я ничего о ледолазании и знать не хочу, но, прочитав случайно, к примеру, один абзац об Инес Паперт (написано Игорем Ивашурой), и не могу оторваться, пока не дочитаю до конца.
Но так бывает редко. А часто бывает - невыносимо скучно. И это проблема. В профильных изданиях.
Что касается непрофильных, то если там не написали откровенных глупостей, то автор уже заслуживает снисхождения. Мне так кажется.
Нет полета.
Долдонят про свои девайсы на утеху спонсорам.
А Визбор как писал? "Милая моя, посмотри - лыжи у печки стоят. Солнышко лесное, что ты в эти горы приперлась? Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены - выпьем с горя, где же кружка, сразу станет веселей".
Совсем же другое настроение, да?