Зимний Эльбрус для новичка за 5 лет.

Пишет Андрей , 14.01.2022 11:49

Предисловие.

Доброго дня, уважаемые форумчане.

Меня зовут Андрей, живу в городе Подольск, Московской области, мне 41год. Офисная работа, но при этом неплохая физическая форма и отсутствие вредных привычек.

В данном повествовании хотел бы описать свой любительский опыт восхождения на зимний Эльбрус в период с 2017г по 2022г, мотивы, побудившие меня на это рискованное мероприятие, а также сложности, с которыми я при этом столкнулся.

Сразу оговорюсь, что не являюсь профессиональным альпинистом или восходителем, высказываю субъективное мнение и на истину в последней инстанции не претендую.

Идея.

Вечером первого января 2017 года я сидел дома среди новогодних гирлянд и наряженной елки, дети радостно бегали по квартире, а жена хлопотала на кухне, однако я был задумчив и невесел. Ожидаемая рутина офисной работы не добавляла радости и, уже знакомое чувство стало шептать внутри: «пора в дорогу». Сформированный внутри запрос методом нехитрого перебора вариантов превратился в конкретику – Горы!

Из вызовов и стихий, которые отзывались в моей беспокойной душе, я уже познакомился с морями и океанами на парусной шхуне. Теперь настала очередь покорять горы.

Среди обилия вариантов выбор пал на зимний Эльбрус. Во-первых, он доступен без пересечения границ. Во-вторых, он подходит для новичков. В-третьих, Эльбрус высочайшая вершина Европы, и это звучит амбициозно. И наконец, он просто красивый: двуглавая снежная вершина, некогда потухшего стратовулкана на границе республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии величественно возвышается над каскадом кавказских гор на высоту 5642м своей западной вершиной.

Почему зимой, а не летом? Как оказалось, летом на Эльбрус идут десятки групп, сотни, если не тысячи людей без опыта, всех возрастов, заблевывая склоны после некачественной акклиматизации и резкого подъема на ратраке.

В противовес, зимой Эльбрус превращается в суровое испытание даже для опытных восходителей: предельно низкие температуры, много снега и льда на маршруте, сильнейшие ветры, плохая видимость.

Для здравого человека этого факта было бы достаточно, чтобы спокойно записаться на май-август и забыть про зиму. Поэтому, я, не думая ни секунды выбрал зимний Эль.

Разослав, в пять компаний, организующих экспедиции не Эльбрус запрос о возможности зимнего восхождения, я получил от четырех из них отказ, т.к. зимой группы не отправляют из-за опасности и сложности и вообще, не советуют идти зимой.

С пятой повезло больше: да, планируется группа на 13.01 с двумя гидами и есть еще места. Короткая переписка с уточняющими вопросами, покупка билетов на самолет до Минеральных Вод, внесение предоплаты и мне отправляют чек-лист со снаряжением и графиком акклиматизации и восхождения.

Попытка №1 «Слабоумие и отвага».

Мое первое групповое восхождение прошло в режиме «ожидание – реальность»: начиная с первого акклиматизационного выхода на Чегет, воодушевление группы из четырех парней (гиды не в счет) сменилось на глубокую озадаченность от тяжести подъема на не самую большую высоту в режиме сугробов, скользких камней и недостатка кислорода.

Переход по ущелью к озеру Сылтран с полными экспедиционными рюкзаками заставил меня молить гидов о легкой и безболезненной смерти. За 30 метров от хижины пастухов я упал на свой рюкзак и не понимал, как я сдвинусь с места хотя бы еще на метр.

На ночевке двое (Стас – гид и Саня) слегли с температурой. В итоге на очередной акклиматизационный выход вышли в урезанном составе: Леся повела нас троих, а Стас и Саня остались лечиться в хижине.

Переход был долгим и изнуряющим. Вползали на гору Сковородка уже на морально волевых. Наверху Леону стало плохо и его вырвало, а на спуске он повредил связки колена и сломал крекинговую палку. Мы помогли ему затянуть ногу эластичным бинтом, дали обезболивающего. Возвращались в домик пастухов затемно, и еле волоча ноги. Наутро я тоже заболел, начался кашель.

Зимний Эльбрус для новичка за 5 лет. (Альпинизм)IMG_9452

Следующим этапом мы заселялись на бочки ниже Гара-Баши. Выходы к Приюту11 и Верхней гряде сократили нашу группу на одного человека: Саня, из-за болезни не пройдя полную акклиматизацию, словил горняшку в жестком виде, его шатало, и был он бледно-зеленого цвета. Было решено срочно спустить его вниз в руки медиков. Для него восхождение на этом закончилось.

Ночь перед штурмом заслуживает отдельного упоминания: нам достались бочки без обогревателей и с электричеством по расписанию. Морозы стояли в районе 30 градусов и мы лежали на широких лежаках спальник к спальнику, полностью одетые в пуховики, рукавицы и всю одежду – при этом все равно дико замерзая, нас буквально колотило – холод проникал внутрь, промораживая внутрь даже саморезы в стенках бочки. Все продукты и жидкости внутри бочки превратились в лед, дверь покрылась толстым слоем инея и снега изнутри.

Я вставил в носки, припасенные химические стельки-грелки, тем самым немного облегчив свои страдания от холода. Снаружи уже стемнело, и ревел ветер.

У гидов Стаса и Леси были разумные сомнения по возможности штурма в такую погоду и видимость – Стас каждый час выходил наружу, смотрел на гору и погоду, оценивая наши перспективы. В районе часа ночи нам надоело лежать и замерзать – мы договорились выйти на гору и идти насколько получится, а там уже по обстановке.

Долго экипируемся, облачаясь во все слои одежды, бахилы поверх горных пластиковых ботинок, затягивая системы на поясе, неуклюже закрепляем кошки, одеваем балаклавы, каски, фонарики, маски. Затягиваем все капюшоном, надеваем рукавицы, штурмовые рюкзаки за спиной с прилаженными ледорубами.

Сразу за дверью на нас обрушивается шквалистый ветер и снежная метель. Горы не видно, только черная мгла. Ощущение какого-то пиз***ца было прям очень сильно выраженным.

Все, кроме гидов (но это не точно) ошалели сразу при выходе за двери бочек-морозильников. Ночь и ледяной ад - это не было похоже на ту планету, где мы до этого жили. Совсем нет. Довершали инопланетную картину наша экипировка похожая на скафандры, прорезающая черный шторм лучами налобных фонариков, рев ветра, в котором даже себя не слышишь и где-то внизу вдали, в черноте бездны, из которой мы четыре часа назад вышли - галогеновые прожектора Гара-Баши, словно станции по добычи руды где-то на Уране.

Стас вел нас с Васей, а далеко внизу мелькали еще два фонарика - Леся шла с Леоном, которому было тяжелее всех из-за большой мышечной массы, которую надо тянуть вверх и питать кислородом.

Дойдя до провешенных заранее перил на льду в районе скал Пастухова, Стас первым прошел на другую сторону «зеркала» и дал нам с Васей команду переходить за ним, поморгав из темноты фонариком.

Пребывая под впечатлением от происходящего вокруг, и плохо поняв инструкции, мы с Васей переглянулись, взялись руками за веревку и аккуратно стали вышагивать по льду в сторону Стаса. Когда мы до него благополучно дошли, то получили порцию мотивирующих выражений – мы забыли пристегнуться к веревке карабинами!

Спустя еще полчаса Стас сообщил, что мы возвращаемся – погода не улучшалась, видимости нет. Не могу сказать, что мы с Васей сильно протестовали по поводу этого решения. К этому времени Леон и Леся уже давно повернули вниз.

На спуске меня накрыла горная болезнь: сильно заболела голова, начало тошнить. Чай не помог и меня несколько раз вырвало. К рассвету мы вернулись в наш морозильник и в полушоковом состоянии легли в ожидании 9 утра, когда подъемники запустят, и мы сможем спуститься вниз. Леон замерзал, и Леся поделилась с ним запасным вторым спальником. Оставшееся время тянулось невообразимо медленно. В итоге наш результат составил 4800м.

Зимний Эльбрус для новичка за 5 лет. (Альпинизм)WP_20170121_04_54_20_Pro

Попытка №2 «Индивидуальный подход»

Цель не была достигнута, и в 2019 году созрел новый план: в группе мне идти неудобно – либо я ждал и мерз, либо меня ждали, что заставляло меня торопиться и сбивало с темпа и дыхания.

Я списался со Стасом и обсудил план блицкрига – персональный гид в его лице и все заточено на результат.

Описывать неделю акклиматизации по стандартному плану смысла уже нет. Все прошло достаточно спокойно. Заселились в бочки получше – был обогреватель и постоянное электричество.

Зимний Эльбрус для новичка за 5 лет. (Альпинизм)IMG-20190114-WA0010

Погода в ночь штурма была чуть лучше прошлого раза, но ветер был сильный. Я шел на привязи, постоянно останавливаясь, чтобы отдышаться – и чем выше мы поднимались, тем чаще мне приходилось это делать. Гора забирала силы, и идти становилось все тяжелее.

Посередине маршрута, когда Стас меня пристегивал к перилам, я упустил его рукавицу, которую он мне передал подержать. Ее сразу унесло ветром в сторону трещин.

Я допустил ошибку, спуская края балаклавы все время вниз, чтобы продышаться и отсморкаться – поэтому, когда мы дошли до вмерзшего в лед ратрака, Стас посветил мне фонариком в лицо и сообщил, что я сильно поморозил лицо – область под глазами побелела и потеряла чувствительность. Но решение он оставил за мной.

Этот факт, а также закончившиеся силы (как мне тогда казалось) после некоторой паузы заставили меня позорно отступить. Гора и в этот раз победила. Я вернулся домой с почерневшими щеками и результатом 4950м.

Зимний Эльбрус для новичка за 5 лет. (Альпинизм)download

Попытка №3 «Авантюрная»

Идея фикс была сформирована двумя предыдущими неудачными попытками. Очередная зима означала незаконченное дело. В последний момент у Стаса поменялись планы, и я встал перед дилеммой: отложить до лучших времен или пробовать в одиночку.

Я снова решил рискнуть: взял у него все контакты приютов, прокатов и маршруты и отправился покорять гору в третий раз. План был такой: акклиматизироваться самостоятельно, а на штурм попробовать взять гида на месте.

Все было в новинку: сам организовывал трансфер из Минвод, сам заселялся в Нейтрино, сам себе готовил и сам себя снаряжал в прокате. Для опытных альпинистов это простые вещи, однако для меня это было впервые. Я освоил прогноз погоды от Маунтин Форкаст и постоянно мониторил ветер и видимость. Я заранее установил себе приложение Locus Map с подробными оффлайн картами Эльбруса – все тропинки и точки были отмечены, я шел четко по навигатору, одновременно записывая свои треки. В последующих годах это мне сильно помогло – я, по сути, мог ходить по своим пройденным маршрутам и не сбиваться даже в плохую погоду.

Я заранее купил часть экипировки: маска, трекинговые палки, теплые штаны, балаклава и рукавицы. Остальное пока в прокате.

Чегет 3000м – Приют11 4100м – заселение на гору в приют «Ветер» на 3800м к Денису – все шло своим чередом, плавно готовя меня к финальному забегу.

В приюте познакомился с группой Оксаны Морневой-Шерпы и ее мужа, непальского альпиниста Дорчи Шерпа – они вели клиентов на Эльбрус как этап подготовки к Эвересту.

Зимний Эльбрус для новичка за 5 лет. (Альпинизм)IMG-20200204-WA0001

В это время повалил снег, ударили 30 градусные морозы. Все постепенно покинули приют, и мне пришлось неделю сидеть одному в ожидании погодного окна.

Коротал время, делая короткие вылазки вверх по горе, кормил почти ручных лис, обитавших на горе, остатками хлеба и сардельками и бесконечно точил прокатные кошки напильником.

Из всех местных гидов, которых по моей просьбе искал Денис, согласился повести на вершину только один. Остальные вежливо отказались. В день перед штурмом он поднялся ко мне в приют на канатке и в ночь мы собрались и вышли.

Погода была хорошая, гору было видно, ветер был не сильный. Дойдя чуть выше Приюта11, я с удивлением обнаружил, что мой гид тяжело дышит и очень медленно идет.

Я поинтересовался, что происходит. Оказалось, что гидам тоже иногда нужна акклиматизация, а ее отсутствие может сыграть злую шутку: ему было нехорошо и сил идти, почти не было. Мы выбивались из графика, поэтом я предложил ему решить самому, идти вверх или вниз, а сам я решил идти самостоятельно насколько смогу. Я несколько раз оборачивался в ночи и видел вдалеке свет его фонаря, однако дойдя до начала зеркала, после верхней гряды, я фонарика уже не увидел – он пошел вниз.

Преодолевать бутылочный лед ночью, без перилл и впервые одному, было очень страшно – я вбивал каждую ногу в лед, и только убедившись, что кошки прочно держат – перемещал вторую, одновременно опираясь на ледоруб. Спустя, примерно два часа я все еще шел по льду и очень сильно устал – я уже был готов сдаться, и даже сделал несколько шагов вниз, но тут начало всходить солнце и я увидел справа от себя в десяти метрах фирновую дорожку снега.

Аккуратно перебравшись до нее, я почувствовал себя немного увереннее и продолжил восхождение. Было очень тяжело, но я ликовал – я впервые все еще шел вверх, когда всходило солнце – в прошлые разы восход заставал меня на пути вниз. И я шел один.

К ратраку я доковылял только в 9 утра, и тут, как и в прошлый раз, меня снова оставили последние силы, как будто это была невидимая граница моих возможностей.

На морально-волевых я заставил себя взойти еще немного выше, тем самым достигнув новой для себя высоты 5000м. На большее меня снова не хватило, и я пошел вниз.

Зимний Эльбрус для новичка за 5 лет. (Альпинизм)20200211_072154

Попытка №4 «Победа берется терпением»

«…очень важно понимать ту тонкую грань между обстоятельствами неприятными и обстоятельствами опасными»

Воодушевленный самостоятельным и относительно успешным опытом прошлого года, в феврале 2021 я привычно засобирался в дорогу. Я должен залезть на эту гору!

В этот раз я заселился на горе в «Нацпарке», как оказалось самый комфортный и продуманный приют на горе из бюджетного сегмента (ЛипРус не в счет).

Заселялся в сильнейшую метель, и когда я наощупь поднимался в приют от Гара-Баши с 25кг рюкзаком за спиной и маленьким в руках я увяз в снегу. Ситуация была одновременно смешная и неприятная: с каждым шагом я погружался в снег по пояс, придавливаемый тяжелым рюкзаком, меня заметало и ничего не было видно. В попытках вылезти из снежного плена я терял силы, жадно хватая воздух, была даже легкая паника. Появилась странная идея бросить большой рюкзак, найти приют, отдышаться и потом по следам вернуться за ним. Но его к этому времени могло полностью замести, также как и следы. Поэтому пришлось тащить и ползти дальше. Через 30 минут я все же был в вагончике приюта, где долго приходил в себя. Таскать баулы на высотах по пояс в снегу явно не мое.

Дальше все шло по плану. Я был уверен и относительно опытен – все действия спланированы, все выходы на гору подготовлены, треки записаны. Непогода и ветер не мешают акклиматизироваться: я научился выходить в штормовке и утепляться по мере восхождения, быстро доставая из рюкзака пуховку и балаклаву. Так я не прел и не потел на средних высотах и скорость и комфорт восхождения увеличивались.

Зимний Эльбрус для новичка за 5 лет. (Альпинизм)20200205_120019

Метель и ветер не утихали уже 5 дней и на горе не осталось почти никого: в приюте я был один, все съехали вниз, канатка до Гара-Баши не работала. Мой быт вошел в рутинное русло – гонял чаи в вагончике, читал книгу, точил кошки, проверял прогноз погоды. Три раза в день курсировал через метель в корпус кухни и там топил снег и готовил себе завтрак, обед или ужин. Неприятным сюрпризом стало то, что к четвертому дню на кухне закончился газ. Я позвонил администратору Андрею – он предложил самому подключить новый баллон на улице.

Наконец погода стала улучшаться, ветер стал слабее, видимость прояснялась, показалась гора. В 6 утра я вышел на главный акклиматизационный выход и к часу дня с удивлением обнаружил, что дошел до начала косой полки – моя акклиматизация оказалась выше любого из предыдущих штурмов горы!

И вот снова штурм. Идти тяжело, очень тяжело и несколько раз я готов сдаться. Я все чаще останавливаюсь, чтобы отдышаться, повернувшись спиной к ветру. Начинаю делить путь на маленькие отрезки, уговаривая себя – давай просто дойдем вон до того камня, а потом решим что делать дальше. Такой самообман срабатывает, и я медленно с уговорами продвигаюсь все выше.

Скалы Пастухова, лед, пристегнуться к провешенным добрыми людьми веревкам, вот и Ратрак…восход солнца добавляет тепла и оптимизма. Вползаю на площадку у начала косой. Сижу, прислонившись к снежному отвалу, жадно пью ледяную колу. Заставляю себя подняться и идти дальше. Передвигаюсь по косой – тут я еще не был – новая территория. Иду по ней бесконечно долго и также часто и долго стою и дышу. Только в час дня я спускаюсь в седловину. Снова сижу, пью чай, любуюсь облаками, которые теперь внизу. Я тут один. Лениво решаю, что делать дальше. Вот передо мной совсем рядом та самая вершина. Времени уже в обрез, а сил совсем нет. Уговариваю себя пройти еще вверх – начинаю подъем по западной вершине. В половине второго я только на ее середине, а погода стала ухудшаться, начинает сильно мести. Смотрю на навигатор на смартфоне – высота 5462м – цифры почти те самые, только немного наоборот. Я еще вернусь сюда. Я поворачиваю вниз…

Зимний Эльбрус для новичка за 5 лет. (Альпинизм)20210211_120651

Попытка №5 «Just do it!»

"В конце жизненного пути ты не вспомнишь о времени, что потратил, работая в офисе или подстригая свой газон. Лезь на эту чертову гору." Джек Керуак

Январь 2022г. Нацпарк. Я спокоен. Все предыдущие 4 попытки и 5 лет у меня за спиной, как знак того, что я готов.

Диакарб, гипоксен, аскорбинки, легкий завтрак. Экипировка подогнана, все затянуто, две колы за пазухой куртки, запасная маска в рюкзаке – больше никаких сюрпризов с промерзанием. Выход в 12 ночи – теперь и время мне хватит. Фонарь прорезает ночь, и я начинаю движение.

По пути меня обгоняет ратрак с группой новичков – это их право – удачи им.

Навстречу из темноты выходит идеально экипированный восходитель – «Тяги нет» - устало бросает он, после короткого приветствия, и мы расходимся – он вниз, а я дальше, вверх.

Мой фонарь периодически выхватывает маленькие капли крови – у кого-то впереди есть проблемы с сосудами носа.

На косой еще четыре альпиниста как зомби, молча проходят мимо меня – не дошли. Кажется у них шоковое состояние.

Моя скорость явно выше, чем в прошлые разы – горный опыт существует. Восход застает только на седловине. Тяжело дышу, опираясь всем весом на ледоруб. Сил так мало.

Еще полтора часа и я прошел перила западной вершины. Встречаю тех ратрачников, кто поднялся раньше меня – они уже спускаются в связках с гидами.

Выхожу на долгий взлет на вершину – она еще так далеко. Медленно переставляя ноги бреду один. Делаю десять шагов. Стою, дышу, сердце лупит в грудь и виски. Еще десять шагов. Снова отдых.

В 10:13 я захожу туда, где себя представлял тысячи раз. Я хрипло кричу и втыкаю ледоруб рядом со стелой…

Зимний Эльбрус для новичка за 5 лет. (Альпинизм)20220108_101048

Послесловие. «Ощущения на горе»

Одиночество в выкристаллизованном виде.

Ночью, на горе, обдуваемый ураганным ветром, ты физически ощущаешь свою ничтожность и абсолютное, полное одиночество. Вокруг черная мгла, разрываемая белыми сполохами снежной крошки, бьющей тебя без перерыва. Ты тяжело дышишь, жадно хватая порции разряженного воздуха ртом. Холодно. Очень холодно. Пальцы рук и ног первыми начинают промерзать и поэтому нельзя надолго останавливаться, чтобы отдохнуть. Нужно идти, нужно двигаться. Пока ты в движении, ты можешь вырабатывать тепло. Ты можешь жить. Все просто и все сложно.

Гора не рада незваным гостям и ты понимаешь: тебе здесь не место. Это место не для жизни. Я вжимаю голову в плечи, прячась, как черепаха в недрах "скафандра" альпинистского пуховика, втыкаю перед собой ледоруб в твердый, как бетон, лед и аккуратно переставляю ноги вверх по склону. Стальные "кошки", одетые поверх горных ботинок, удерживают меня от падения вниз на сотни метров льда и скал. Начинает промерзать лыжная маска. Я соскребаю перчаткой наледь, чтобы улучшить видимость. На этот случай у меня в рюкзаке запасная.

Постепенно впадаю в транс, погружаясь в тягучие мысли, образы, воспоминания. Возможно, так организм экономит энергию, а может это шалит гипоксия.

Вы можете упасть в ледниковую трещину, с глубиной, доходящей до сотни метров, можете сорваться на льду и разбиться о камни, можете заблудиться в снежный буран и замерзнуть. Горная болезнь - "горняшка" из-за которой вы можете испытывать слабость, головную боль, тошноту до рвоты, одышку. А в более тяжелой стадии испытывать звуковые или визуальные галлюцинации, неадекватно себя вести. Вплоть до отека мозга или легких с летальным концом.

Терпение и еще раз терпение.

Терпеть усталость, терпеть холод, терпеть то, что любой объект кажется близким, но спустя час он все так же "близок", но не приблизился ни на сколько. Да как так?!!
Доходить до отказа, когда тело говорит, что больше не сделает и шага и нужно возвращаться, но заставить себя двигаться дальше.

Сила воли, шаг за шагом, преодолевая боль в мышцах и нехватку кислорода.

Почти животное чувство опасности, когда идешь по "бутылочному" льду, наступая кошками как в последний раз: внизу сотни метров такого льда с вмерзшими - камнями. Сорвешься, улетишь, и перемелет тебя как в камнедробилке, а потом выкинет с обрыва в трещины, именуемые "трупосборниками".
Свист, рев, стон ветра проникает под капюшон, шапку и защитную маску - он вымывает из тебя силы по капле и сводит с ума: в этом свисте начинают слышаться голоса детей, вой сирен или другие звуки.

Зимний Эльбрус для новичка за 5 лет. (Альпинизм)VideoCapture_20220108-192730

Поздравляю. Вы уже достаточно квалифицированный альпинист для Эльбруса))) Охреневаю с третьей попытки. Возможно вам действительно повезло

Спасибо. Везет тем, кто везет) НО да, там ситуация была необычная.

Не ему, а спасателям повезло.

Но показательно, что количество лаков, в тч комментарию «вы наверное здесь зачем-то нужны», зашкаливает.

Спасатели - нужны, да. В том числе для того, чтобы таких вытаскивать. Иногда, ценой своих жизней.

Несколько примечаний:

1. Вы утверждаете, что Эльбрус- высшая точка Европы. Многие в этом сомневаются. Большинство географов и геологов давно признали, что граница Европы и Азии проходит по Кума-манычской впадине, Эльбрус- рядовая гора Азии (там полно восьми-семитысячников), а высшая точка Европы-Монблан (4810 м)

2. Не покоряйте Горы- с ними воевать бесполезно- они победят вас.

3. А может, чем на Эльбрус очередной раз идти, лучше альпинизмом заняться?

Меня этому учили в советской школе и универе (географический факультет). По этой впадине граница. Но вообщем, это все условно.

Спасибо за отзыв.

1. это не я утверждаю. так прочитал. если ошибся - нет проблем)

2. оборот речи. Горы уважаю и понимаю их опасность.

3. в 6й раз уже не пойду, но есть много других, в том числе уже требующих альпинистского опыта и знаний.

Вот и славно! Дерзайте!

Спасибо Андрей за тему, впечатлен Вашим подходом, все сделали сами. Так держать!

Андрей, Вы молодец! Додавить Гору с пятой попытки - это достойно уважения! Снимаю перед Вами шляпу. Сам пытался в 14-ом и 15-ом сходить на Эль в январе Январские опупеи на Эльбрусе. — Risk.ru, поэтому Ваши ощущения мне хорошо знакомы...

Снимаю шляпу . Человек поставил задачу, по хорошему уперся и выполнил. Вот только выходить ночью , тем более зимой, на восхождение - ошибка. Лишний риск и неопрааданная трата сил в потьмах. Желаю удачи))

Совершенно согласен! Я даже на семитысячники раньше 10 утра не выходил. А ночные выходы - это дурь так называемых "современных гидов или гадов". У человека есть определённый ресурс сил, и сколь бы рано он не вышел, столь же рано он и ляжет. Если человек не может за 12 часов сходить туда и обратно, то не хрену ему на этой вершине делать!

И где же Вы зимой светлое время суток в 12 часов найдете???

То что посветлу можно сделать на горе за 5 минут, то в темноте делается пол часа, и с риском. Да и погода после обеда портится, вам ли не знать?

**А ночные выходы - это...**

А как же романтика? Что может быть прекраснее, чем поблевать на рассвете утра? ;))

Автора с Горой! И респектищще за могучую целеустремленность и четкую взвешенность при принятии решений.

И да прибудут с вами Удача и Погода!

«Что может быть прекраснее, чем поблевать на рассвете утра?» — в анналы!

Странная история с єтим "проблеваться"...

Голова трещит - да, нет мотивации при под"єме в 2 часа ночи -да.

Но чтобьі хавка не зашла? Нееет! Ни разу!

Первьій раз в 87-ом сходил на восточную после сменьі в а/л Ельбрус. Типа "бонус" бьіл. На приюте 11-ти (еще не спаленьій тогда, если что) пересеклись с чехами. Реальньіми. Тогда еще чехо-словаками. Так вот им совсем не заходили ихние супьі и копченая колбаса. Тошнило их, несмотря на то, что они умудрились перед Ель сходить на ушбинское плато. Пришлось помагать...

Кстати не знаю сходили они тогда или нет - в день нашего восхождения они не вьішли из приюта. "Мотивация" мать ее...

Все бы ничего, но «на Косой встретил альпинистов как зомби», «гид себя плохо чувствовал и ушёл вниз»… Помощь не пробовали предложить?

Андрей Вы большой молодец!!! Таки добились таки своего.

А по поводу высочайшая ли гора Эльбрус в Европе. У меня в Атласе Мира за 1964 год написано, самая высокая гора в Европе - именно Эльбрус. Так же замечу, что сборные Грузии, Армении и Азербайджана по разным видам спорта выступают в чемпионате Европы, а не Азии.

ну да... так где будем границу проводить??? (а если ещё учесть Израиль в Европейских соревнованиях то тогда вообще атас) ;)))

а турки - так вообще еуропейцы.
но между Израилем и Турцией - Сирия.
похоже что она тоже, теперь уже вполне европеизированная, и Турцией с Израилем и США с Россией.
Так что - Европа с востока: от Ямала до Синая (оба полу-острова), и ни миллиметра меньше!

XX конгресс Международного Географического Союза (Лондон, 1964). Географическая наука советского периода, в целом принимая версию В.Н. Татищева, внесла и свой вклад в точное определение границы между Европой и Азией. Большая советская энциклопедия (3-е изд., 1969-1978) ссылается на решение XX конгресса Международного Географического Союза, в рамках дискуссии которого была одобрена точка зрения советских географов на вопрос границы. Итак, с середины XX в., по крайней мере, в нашей отечественной традиции линия разделения Европы и Азии идет (с севера на юг) строго от Байдарацкой губы по восточной подошве Уральских гор, а затем по восточной же подошве Мугоджар (южный отрог Уральских гор в Казахстане). Затем линия идет по реке Эмба, впадающей в Каспийскоей море. Дальше современные географы следуют в точности за В.Н. Татищевым: устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

Вряд ли это аргумент. Сборная Израиля в основном тоже в чемпионатах Европы выступает, а не Азии.

Далась тут эта Европа, что за низкопоклонство! :)

Разве не достаточно для престижа российского восходителя, что Эльбрус - высшая точка России, которая по территории больше Европы в 1.7 раза, а Европы без учета Европейской части России в 2.6 раза.

Да хоть десять порций, раз для престижа российского восходителя:)

Но ведь им этого мало для престижу. Им подавай высшую точку Европы. Вот и лезут со всех сторон. Кто Лендровер для пущего престижу на себе несет, кто штангу. Всем престиж подавай, а не гору.

Что такое Лендровер? Фигня! (Это и я так смогу.)

Пусть попробуют Газель затянуть! (Мурку давай!).

Хорошая гора Эльбрус. Люди постоянно на ней показывают, как делать не надо...

Достаточно развитая инфраструктура, простая доставка "клиентов" непосредственно к началу маршрута ( и даже выше), создают иллюзию простоты, и безопасности приключения под названием "восхождение на Эльбрус"...

На самом деле, в комплексе, восхождение на Эльбрус это рукотворная "мышеловка тщеславия" ... срабатывает с жуткой регулярностью и даже этим является приманкой для любителей рискнуть по-взрослому и "на все деньги"...

Красота - страшная сила© Красота требует жертв©...

Упорство автора конечно же заслуживает уважения, в отличии от его отношения к безопасности восхождений.
Но если Бог или фатум (кому как больше нравится) терпеливо оберегал его в этих авантюрах - поневоле напрашивается вопрос: что же такое он ещё не сделал на этом свете, для чего был оставлен здесь?
Мои поздравления восходителю и пожелания подумать на эту тему. Не каждому даются столь явные сигналы.

Буду признателен за перечень "косяков" с безопасностью. зима? один? что еще?

Альпинист на шаг вперёд должен знать, что будет, и что он будет делать. Вы этого не знали никогда. Что естественно при вашем опыте. Ходить на такие горы нужно в своей экиперовке. Не в прокатной. Своего гида нужно знать, а не доверять первому встречному. Мне очень сильно не понятно, чем вы занимались между этими попытками? Почему не пытались наработать опыт на сборах? Всё это напоминает выход ребёнка в Тайгу в одиночку. Повезло, что не сожрали...

отправил в личку, дабы не разводить здесь очередной холивар

Поздравляю.) Похожая история, только я зашел на Гору за три года (https://risk.ru/blog/219573) и изначально предполагал сделать это только самостоятельно, без "инструкторов".

Что касаемо собственной безопасности.. м-да, я думал, это я наломал дров при второй попытке.. оказывается, всё ещё нормально было..)

А по времени - на мой взгляд, майские праздники предпочтительнее февраля. И на Горе всё чисто, и с погодой поудобнее. Мнение не навязываю, конечно.

Много лет назад летом, мне удалось убедить молодого парня лет 20 повернуть назад на Эльбрусе. Он был одет в простую куртку и простые кроссовки. Возможно бы и не стал это делать, но кроссовки было в дрызг мокрые, и это на уроне "перед косой". Боялся что пальцы отрежут. На приюте попросил разрешение его сфотографировать, к сожалению снимка пока не нашел.

Я вообще не против что бы люди экспериментировали над собой, имеют права. Нельзя всех загонять в железные рамки. Побочный эффект в рамках статистики, значит все в порядке. Наши разборы тут помогут умным, глупым ничего не поможет.

Дарвиновскую премию еще никто не отменял, но Вы правильно сделали, что убедили.

Жалко, хоть и дурной.

Вчера щенка из выгребной ямы на работе вытаскивали. Хрен его знает, как туда залез.

Пришлось домой ехать и подсак жены брать. Она у меня рыбачка.

Вытащили, в приют отвезли.

Похоже на Ваш случай.

С горой, конечно! Но - везунчик... ох и везунчик... Непрофессионалу, в одиночку, зимой, ночью на Эльбрус, да и с кучей косяков... Крепко повезло, имелась более чем реальная вероятность там и остаться. Не хочу никого пугать, но это так.

С горой!

Я сходил восточную 8 января ножками от нацпарка через мотоциклетный кулуар со спуском на седловину, соло. Одет был во все легкое (никаких пуховых штанов, не особо теплый пуховик из декатлона (красный), ботинки-однослойки). Не могу сказать, что было как-то холодно. Ноги сначала немного зябли, но когда солнышко начало пригревать, стало нормально. Поздний выход (5-40), чтобы максимально по свету (и теплу) идти. Верхонки брал, но так и не одел, обошелся декатлоновскими ветрозащитными перчатками с тонкими подперчатками. Другие восходители одевались как на северный полюс, гималайские пуховики и трехслойные боты точно стоили больше, чем вся моя снаряга, я тихо благоговел :)

На вершине красотень, вид на западную, на седло, с седла - улетнейший, кулуарчик фирновый под ледяной глазурью (привет Молодожену) интересный, все понравилось!

Единственный косяк - на вершине замерз и отрубился мобильник, не удалось там ничего отснять (чудом остался трек на страве). Будущие восходители, имейте в виду необходимость как-то утеплять телефон (или на что вы планируете фотки делать). Этой подлянки совершенно не ожидаешь. Как-то притупляется, что на улице -25.

Совет новичкам. Два главных направления тренировок - почаще ходить под тяжелым рюкзаком (лучше в гору и на высоте) и бег (в гору и с горы). Будете это практиковать - сможете как я ходить налегке и позволять себе всяческие вольности.

Зимой 1984 года Саша Шейнов работал кочегаром в а/л "Шхельда". Махинов не взял его на работу в КСП.

У нас было зимнее первенство Ленинграда и напарник по команде сказал, что тут есть особый парень который каждую неделю ходит на Эльбрус прямо из Шхельды. Зашли в кочегарку а там "Киргиз". Рассказал , что стартует из Шхельды в 12 ночи и пешечком с фонарем и горнолыжными палками до Азау, а там также ножками на вершину Эльбруса и к обеду возвращается на работу. Тренировка такая: отработал смену в кочегарке и на Эльбрус. Поговорили, я его до этой встречи хорошо знал, видел как они гонялись: Автомонов, Протасов, Шейнов в Адыр-су, спросил некоторые нюансы его тренировок на Эльбрусе, т.к. сам неоднократно туда шастал. Пока мы чемпионатили на Щуровского, он раза три сгонял на Эльбрус.

"...Другие пришли сменив уют на Риск и Непомерный Труд!"
Андрей, большое спасибо за Ваш рассказ! Здорово написано! Особенно впечатлило Ваше послесловие, перечитывал два раза. Как сам побывал - космос, мистика! Понимаю, что здесь одного упорства было бы маловато - надо ещё и очень любить Гору! Мы тоже там славно отдохнули в начале декабря 2017 года, только на удивление, дошли с первой же попытки. Повезло?! Искренние поздравления и пожелания удачи!

Интересно есть ли предел везению? А вдруг!? Хочется узнать мнение наших уважаемых Аксакалов по поводу интуиции и "тонких материй", есть ли предчувствие, стоит ли ему доверять и где проходит эта тонкая грань?

Ещё, очень понравился и повеселил комментарий уважаемого dachdeckerА. Расширяет горизонт, а то читаешь всякую чушь типа - "гиды-куртки-таблетки-сам/дурак-гиды"! Были Люди! Вот на кого равняться - Риск и Романтика!

Оставляя за рамками предметную область, восхищаюсь писательским талантом автора:

«Ночь и ледяной ад - это не было похоже на ту планету, где мы до этого жили. Совсем нет. Довершали инопланетную картину наша экипировка похожая на скафандры, прорезающая чёрный шторм лучами налобных фонариков, рёв ветра, в котором даже себя не слышишь и где-то внизу вдали, в черноте бездны, из которой мы четыре часа назад вышли - галогеновые прожектора Гара-Баши, словно станции по добычи руды где-то на Уране.»

Я бы даже сказал – на Арракисе

Вишенкой на торте - крекинговые палки

крекинговые, да, забавно получилось.

профессиональное по Фрейду?

** ...крекинговые палки**

**профессиональное по Фрейду?**

Да ужж... Как бы навеяло музыкой... крекинговые и ректификационные колонны по сути очень похожие системы переработки исходного сырья... Одним из конечных продуктов ректификации является этанол© ;))
О чём это я? Таки да, знаю одного рукастого парня, который из лыжных палочек (эх и давненько это было)) сделал 2 эпатажные палочки-мини фляжки, традиционно, в одной был залит коньяк, а во второй рябиновка (для дам'c) Содержимое с шутками -прибаутками употреблялось во время перекуса на чимганской горнолыжке, задорной компанией под взгляды восхищённой публики )))

... И эти мои внезапные воспоминания - уж точно привет от Фрейда ;)

Андрей , +++Начинаю делить путь на маленькие отрезки, уговаривая себя – давай просто дойдем вон до того камня, а потом решим что делать дальше. Такой самообман срабатывает, и я медленно с уговорами продвигаюсь все выше.+++

---- Примерно таким макаром, в 2007ом я сводил поочередно двух очень непростых клиентов на семитысячник, психологически легче проходить маршрут разбитый на куски.

Автору спасибо, рассказ читается вкусно.

С горой конечно!!!

Друзья , у нас не 9 жизней. Чтобы стать суперлюдьми и айронменами нужно пахать как лошади и в итоге и это не спасёт. Это игра в русскую рулетку и вы выйграли. Поздравляю!!!

Сколько уже здесь на Риске некрологов и статей о безвременно ушедших. Никого не останавливает.

Друзья определитесь , вы не можете стать чемпионами в любых длительных испытаниях - марафон , суточный бег , длительные велокроссы и тп. Всё остальное от лукавого.

Вы считаете себя супервыносливыми и преодолевшими препятствия. На самом деле это просто глупые понты , как и эта героизация в статье.

Приезжайте на Эльбрус и побегайте рядом со спортсменами , скайтур и тп. Вы увидете , что эта героическая пятилетка не стоит ломаного гроша.

Просто берегите себя и думайте о близких и своих детях. Друзья , ходите в горы и на Эльбрус , чтобы отдохнуть и преодолеть себя. И не старайтесь сделать из себя супергероя. Они уже есть...

Совершенно непонятный месседж.

Как Чатур (гид довольно известный) мне рассказал, у него в команде на восхождение есть люди, которые бегают марафоны 120 км, но "высота - это другое". Отсылая к тому, что эти сверхлюди на акклиматизации посливались.

Не надо путать спорт и альпинизм. Спорт - это постоянные тренировки и в целом контролируемая среда. От человека зависит, какое у него будет время. Главную роль играет физическая форма. Это одновременно цель и средство.
В альпинизме все иначе. Время, за которое схожена гора, если и имеет значение, то крайне небольшое. Физическая форма способствует, но голову включать намного важнее.

Кстати, у спортсменов нет такого отношения, мол если ты не в топе, то иди гуляй. Есть любители, которым достаточно пройти дистанцию и не сойти. Есть спортсмены, которые соревнуются с собой прошлым и занимают какие-то места в конце. И все это спорт, никто никому не предъявляет, мол вот ты не спортсмен, если не занял что-то там.

Глупые понты - это пытаться втереть человеку, что сходить на зимний Эльбрус - это русская рулетка и никакой его личной заслуги.

1. вы, как "капитан-очевидность", повторили то же самое что написал hottabich, всего лишь прибавив свой словесный высер в последнем абзаце
2. по-отдельности,
- сходить на Эльбрус без предварительной акклиматизации
- зимой без опыта зимних восхождений
- соло без опыта восхождений в группах до того
это не понты а элементарная самонадеянность что повезёт. иногда - да, везёт
сочетание этих 3 ошибок - уже предпосылка к неизбежному НС, и должна быть неимоверная везуха чтобы его не случилось, как у Андрея. Кто-то для чего-то его бережёт на этом Свете, однозначно
3. а вот декларация того что "так и надо" и обратное - всего лишь понты - это подстрекательство к самоубийству, по сути. что вы в своём комменте и сделали.

ваше мнение давно уже некотибельно, но этот ваш коммент стоял по-сути последним. поэтому и пришлось испачкаться в вашем словесном говне, чтобы некоторые неофиты не решили что оно так и есть и ваше мнение правильно, прочитав лишь его

Юра Я расскажите про свой опыт в горах? Что ходили?

Грамматические ошибки - это написано в телефоне. Сам вижу.

Андрей, с Горой ! Мы с Вами общались 4го января на приюте. Вы воды нтопили, и с нами поделились. Я был с напарником, С Артемом. Вы тогда и поделились истоией про свою 5ю попытку.

Юра Я. Про "космичесую" экиперовку. Дык это скорее + чем -. Зима, однако . Ходить лчше с запасом, чем без экиперовки. Замерзнуть можно. Повезло - "окно".

p.s. Вроде мы тоже общались. 6го. За одним столом ужинали.

p.p.s. понимаю Павленыча - на Риск заходить становится сучно - ветераны, умершие и прочее. Спорт достжения вообще не в теме. Гляньте закл статьи. Кроме Егора с Ушбой, вообще ничего.

привет! да, конечно помню. рад знакомству)

Ситник со своей рекламой.

Статьи от Степанова (интересные. Есть к чему стемиться!) . А остальное ...

А Андею и Юре - долго вы так не проходите. Либо сольетесь сами, либо Горы вас сольют. Без команды путь не долг. И развития не будет. Так и будете на единичку по несколько лет ездить.

Совсем-то уж не надо обобщать, пути в альпинизм разные бывают.

У Месснера разве была команда? Ничего, довольно долго в альпинизме продержался и даже добился кое-чего. :)

Пути конечно очень разные, но я согласен насчет развития. Либо стагнация где-то на уровне троек, либо чудовищно высокий риск, который по мере увеличения сложности маршрутов не будет уменьшаться. С перспективами либо убиться, либо бросить из-за страха.

Более или менее реалистично для одного дрочить эльбрусы в разных позах, кресты-траверсы, потом пик Ленина пешком по классике, и другие высотно-пешеходные маршруты, где можно не уметь узлы завязывать. По этой траектории многие идут. Но это уныло, конечно.

Меня все время смущает серьезность отношения к тем кто пишет свою историю ВХОЖДЕНИЯ в горы. Разговор как бы сверху. Да в чем то повезло, но за везением пять лет хождения и попыток. Или сколько надо, 25 лет, или 10. Надо с гидом или обязательно через секцию. Слыхал как некоторые пришли на Красноярские столбы, совсем несерьезно как бы. Или тот же Крым с его восхождениями. И круто лазили. Просто вина попить и в компании посидеть. Помню как огромной толпой ходили без страховки на Куш-Каю по двойке. И это люди без разряда, как бы не спортсмены. Помню как нас водили в секции на траверс в Новом Свете. Когда через много лет повел туда дочь поседел, и удивился смелости наших вождей.

Я не против если Дарвин на ком то потренируется, как уже тут писал это все ниже статистики. Пусть люди получат удовольствие как хотят. Я всю жизнь делаю глупости. Как незадолго до гибели при философском разговоре сказал Валера Розов. "Если я "уйду", это будет моей ошибкой". И кто то делает ошибку будучи новичком, а кто то мастером. Это просто ошибка, но дорогая

Андрей, приветствую!
С горой тебя!

Ты, кажется, меня знаешь..

спасибо! мир альпинизма тесен)

Андрей, с горой!

1. Молодец, что взошел и вернулся целый и невредимый в непростых условиях. Молодец, что достиг задуманного несмотря на предыдущие 4 попытки. Это достойно.

2. Молодец, что написал здесь об этом, не побоявшись большого числа критики, которая сейчас обрушится от многих более опытных восходителей. Возможно, это станет полезным материалом для других новичков.

Критика более опытных я считаю обоснованной, т.к. много повидали подобных случаев и с немного другим концом. Везение, к сожалению, не у всех бывает, хотя некоторым оно дано с лихвой.

Важно, чтобы восхождение в горы было как можно более безопасным, а это дается сборами и передачей опыта от инструкторов. Надеюсь, чтобы меньше народу повторяло подобные попытки.