Гиды и их подготовка. Взгляд со стороны.

Пишет alvd, 08.06.2021 23:32

Гиды и их подготовка. Взгляд со стороны. (Альпинизм)

С интересом прочитал материал «Гиды и гады» про гидов IFMGA.

Хорошо, что есть гиды такого уровня, но звучавшие в комментах предложения предъявлять такие требования ко всем гидам никак не могу поддержать.

.

Требования к гидам IFMGA:

«Сфера компетенции гида включает в себя все основные навыки в горах (классические восхождения, скалолазание, ледолазание, скитур/фрирайд, снегоступинг, треккинг и экспедиции) и сопутствующие виды деятельности, связанные с навыками и подготовкой гида.»

.

Если я собираюсь на Эльбрус и ищу себе гида, мне совершенно все равно, как он катается на горных лыжах и умеет ли вообще. Да и его навыки скалолазания не сильно интересны – где там на Эльбрусе скалы, на которых они могут пригодиться?

Наверно, не только мне одному.

.

Зачем же нанимать гида уровня IFMGA с его явно избыточными для данного мероприятия навыками за очень дополнительную плату? Нельзя ли кого-нибудь более подходящего к Эльбрусу по уровню и цене? Но при этом и совсем не пойми какого гида тоже не хочется, где ж тут разумный компромисс?

Над такой проблемой бьются многие желающие взойти на Эльбрус ( а также Казбек, Белуху и прочие не особо сложные горы, где не обязателен гид супер уровня за супер цену).

.

Я думаю, хорошим выходом была бы практика, широко распространенная в смежных

областях – гид по конкретному объекту.

У нас в Петербурге вовсю работают гиды по Эрмитажу, Петропавловке, Петергофу и никто не требует от гида по Эрмитажу опыта и умения водить экскурсии по Петергофу.

И это не только российская практика, но и вполне международная, в Италии тоже гид по Колизею – это одно, гид по Ватикану – совсем другое.

.

Можно было бы и у нас завести гидов конкретно по Эльбрусу (и прочим популярным горам, но здесь для простоты изложения ограничусь Эльбрусом), с другими требованиями к ним, чем к гиду-универсалу.

Система их подготовки могла бы быть, например, такой.

.

Набрал человек некий горный опыт, не особо большой (например, пару раз поднялся на Эльбрус) и захотел вырасти до гида. Записался на курсы гидов (при российской ассоциации гидов или непосредственно при фирме, организующей восхождения), окончил их (там в основном теория плюс некоторая общая для всех гидов практика ).

Дальше он идет с фирмой, допущенной к такому обучению, стажером.

Подняться он должен таким образом некоторое число раз, но не меньше 5 (цифра условная). После этого гид-лидер может рекомендовать его в гиды-ассистенты.

(Но может и рекомендовать походить еще стажером или посоветовать вообще бросить это дело из-за явной неспособности к такой работе.)

Потом еще несколько раз взойти в качестве гида-ассистента (скажем, минимум 10), после чего гид-лидер может рекомендовать его для работы в качестве гида-лидера.

.

Не вижу оснований считать, что такая система прохождения практики непосредственно там, где человек собирается работать, хуже системы набора опыта по альплагерям в разных горах.

Примерно по такой схеме готовят водителей и никакая автошкола в Петербурге не требует от соискателя опыта вождения по Москве и Новосибирску.

.

Какой в этом случае от соискателя требуется альпинистский опыт? Да в общем-то никакого, кроме минимального. Вполне возможно, что альпиниста со званиями (и, соответственно, с понтами) гиду еще и переучивать придется, лучше уж начинающего обучать. Этот вопрос я бы оставил на усмотрение тех фирм, которые будут проводить обучение. Хотят брать только альпинистов не ниже такого-то разряда – пусть делают так.

Готовы учить от какого-то минимального уровня – тоже пожалуйста.

.

Разве опытный гид не сумеет дать способному человеку восхождений за 20 навыки, необходимые для самостоятельного руководства такими восхождениями?

Я думаю, хорошим гидам такая задача вполне по плечу.

.

И, конечно, квалификация гида по Эльбрусу должна оцениваться только по количеству совершенных им восхождений и по тем отзывам, которые дают о его работе клиенты и другие гиды. Наличие или отсутствие разряда по альпинизму на оценку квалификации не должно влиять никак.

Что касается гидов IFMGA, то к ним нужно относиться с уважением, перенимать и пропагандировать их опыт, но ставить перед всеми горными гидами России задачу соответствовать требованиям IFMGA совершенно незачем.

18


Комментарии:
5

Чушь какая-то. Гид на любой горе должен быть спортсменом-альпинистом. Коммерсы с Эльбруса забеспокоились, что кормушку прикроют.


0

Комерсы говорите?🤔 А разве спортсмены- альпинисты, желающие водить за деньги не являються также комерсами? Это просто война одних комерсов с другими за долю рынка. Одни пытаються вытеснить других. А все эти высокие речи про безопасность и квалификации- это просто методы, для устранения конкурентов. Когда комерсы-альпинисты устранят комерсов- не альпинистов, то первые начнут грызню между собой. Хотя это и сейчас происходит. Все как в курятнике, каждый хочет забраться повыше, клюнуть ближнего и обгадить нижнего. Даже если к гидам на Эльбрусе предьявят очень высокие требования, как некоторые тут предлагают, то подходящих под этот критерий гидов будет настолько мало, что со своими требованиями один к трем они просто не вывезут эту массу желающих "покорить Эльбрус". И также начнут таскать и один к десяти и даже к двадцати. А НС как случались так и будут случаться, что у простых гидов, что у великих альпинистов-спортсменов.

P.S. Ничего личного- просто бизнес.


2

Такую чушь пишите, аж стыдно за вас...



13

"Если я собираюсь на Эльбрус и ищу себе гида, мне совершенно все равно, как он катается на горных лыжах и умеет ли вообще. Да и его навыки скалолазания не сильно интересны"

А тут дело не в том, интересно ли это лично вам. Такая универсальная подготовка позволит гиду заниматься своим делом именно профессионально, на постоянной основе, а не в качестве подработки несколько недель летом.

"никто не требует от гида по Эрмитажу опыта и умения водить экскурсии по Петергофу"

Странно, говоря о горных гидах, приводить в пример экскурсоводов. Поскольку задача первых - не просто "проводить клиентов на гору", а в первую очередь обеспечить им максимально возможную безопасность на этой горе в любых условиях. Что требует на два порядка лучших физических кондиций, технических навыков, а также специальных знаний и умений, которые могут сто раз не понадобиться, а на сто первый спасут клиенту жизнь - или не спасут, если "гид" ими не обладает.

Ваше предложение звучит сродни: зачем хирургу столько лет учиться в мед.ВУЗе, сдавать химию, иммунологию или латынь, прости господи?! Пусть месяцок постоит посмотрит, как аппендикс вырезают, потом еще месяцок поассистирует - и может сам резать. А кроме аппендицита ему ничего уметь и не нужно, зачем? - у него узкая специализация.


3

++А тут дело не в том, интересно ли это лично вам. Такая универсальная подготовка позволит гиду заниматься своим делом именно профессионально, на постоянной основе, а не в качестве подработки несколько недель летом.++

Давайте еще интересы гидов учтем, а они очень разные. Кто-то хочет работать постоянно, кто-то только часть времени. Кто-то хочет постоянно в смысле летом пешком, зимой на лыжах, кто-то в смысле летом пешком в Северном полушарии, зимой в Южном. Кто-то хочет работать по всему миру, кто-то только в своем регионе. Кто-то водить сложные маршруты, кто-то простые. И т.д., и т.п.

Зачем же всех стричь под одну гребенку и предъявлять ко всем одинаковые требования?

Я не предлагаю, чтобы гидов-универсалов не было вообще. Я предлагаю не требовать от всех гидов, чтобы они были универсалами.

.

++Странно, говоря о горных гидах, приводить в пример экскурсоводов.Поскольку задача первых - не просто "проводить клиентов на гору", а в первую очередь обеспечить им максимально возможную безопасность на этой горе в любых условиях.++

Хорошо, не нравятся экскурсоводы - могу привести в пример летчиков. Уж про них-то Вы, надеюсь не скажете, что они меньше гидов отвечают за безопасность клиентов.

Требования к пилоту коммерческой авиации первого класса:

"5.2.5. Первый класс пилота коммерческой авиации присваивается:
5.2.5.1. Пилотам коммерческой авиации, имеющим общий налет не менее 4000 часов, из них 100 ч. ночью, самостоятельный налет не менее 2000 ч., или общий налет - 3000 ч., из них 100 ч. ночью, самостоятельный налет не менее 2500 часов, налет в качестве КВС (пилота) - инструктора 500 часов.
Кандидат должен иметь допуск к полетам по предельному производственному метеоминимуму погоды для той местности, где кандидат выполняет летную работу.
5.2.5.2. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации пилота коммерческой авиации 1 класса должны иметь положительную аттестацию и оценки пять по технике пилотирования и самолетовождению, РЛЭ ВС, НПП ГА, практической аэродинамике, а по остальным дисциплинам, указанным в прил. 1 к настоящему Положению, оценку не ниже четыре ."

Обратите внимание - здесь про налет часов не сказано: столько-то на гражданском лайнере, столько-то на истребителе, столько-то на вертолете. На чем летает - на том и должен набрать 4000 часов. На Боинге - значит на Боинге, на вертолете - значит, на вертолете. Даже не сказано, что он вообще должен уметь летать и на том, и на том.

И про метеоминимум как сформулировано -"для той местности, где кандидат выполняет летную работу.", а не по всему земному шару и даже не по всей стране.

.

++ А кроме аппендицита ему ничего уметь и не нужно, зачем? - у него узкая специализация.++

У хирурга специализация не настолько узкая, чтобы только одни аппендициты, но и не настолько широкая, чтобы оперировать что угодно - хоть ухо, хоть сердце, хоть тромб в ноге. А уж с работой стоматолога хирург заведомо не справится прямо так сразу, без серьезной переподготовки, даже высококвалифицированный. Не помогут и годы, проведенные в медвузе.

.

Нет такой серьезной профессии, внутри которой отсутствует своя специализация и свои градации по классам, разрядам и т.п. , не найдете такую.

Только по горным гидам почему-то некоторые энтузиасты мечтают сделать все одинаково, с одинаковыми требованиями ко всем. Может, потому, что не считают эту профессию достаточно серьезной? :)


5

Жаль что автор, так ничего и не понял...даже лень что-то писать...


1

Аналогия автора с автомобилизмом - неудачна. Водительские права тем и хороши, что позволяют обладателю кататься даже в чужой стране, даже с левосторонним движением, потому что знаки - унифицированны. Много альпинистов пренебрегают безопасностью. Поэтому отбирать человека для профессии гида надо не по его регалиям, а по его самодисциплине и вменяемости, прежде, чем допускать его к работе с людьми, направить его для освидетельствования в психдиспансер.


2

А в чем неудачность аналогии? И автомобилисту в Петербурге не обязательно иметь опыт вождения по Москве, и гиду по Эльбрусу не обязательно иметь опыт восхождений на Белуху. Аналогия именно в этом.


6

Если вступить в полемику то это опять будет на 1000000000000000 коментов. И опять ни о чем. Вряд ли ему нужно чужое мнение. Пустышка.


1

Учите гидов где хотите, как хотите, главное, чтобы они отвечали за свою работу. Если по их вине произошло ЧП, должны нести как материальную, так и юридическую ответственность. И чтобы вся информация по каждому гиду должна быть гласной. Клиент должен знать где гид, с которым он идет, учился, сколько раз сходил на гору, при хорошей и плохой погоде, отзывы по нему предыдущих клиентов.


1

В принципе, на ранних этапах становления альпинизьма (конец 19 века) такой подход превалировал. Гиды из Церматта водили только на Маттерхорн, гиды Шамони - в долине Шамони и т.п. Универсальности от гида никто не требовал, общих требований тоже не было. Главное - иметь опыт, и знать район.
Но со временем требования менялись, и теперь гид - универсальный солдат. Не пропадёт в любом районе и на любом типа рельефа. Понятно, если есть острое желание, можно оставаться в туманном прошлом. Но может лучше прогрессировать с остальным миром?


1

Вы несколько ошибаетесь.Уже в середине 19 века богатые англичане возили с собой своих, привычных гидов в разные места Альп, а чуть позже и на Кавказ.Яркий пример-Среди первовосходителей на Маттерхорн вместе с Э.Уимпером был шамонийский гид Мишель Кро, он погиб при спуске.А это 1865 г.


0

Да, я могу упускать какие-то частности, но в целом историческое развитие шло именно так.


1

++теперь гид - универсальный солдат. Не пропадёт в любом районе и на любом типа рельефа.++

Не любой гид, не в любой стране. И даже не любой гид IFMGA - они тоже пропадают, бывает и такое.

++Но может лучше прогрессировать с остальным миром?++

В мире принята специализация. Нет универсальных врачей, летчиков, плотников...

И среди специалистов одного профиля есть градации по разрядам. Существование плотников 6 разряда не означает, что надо поувольнять всех плотников с 3 по 5 разряд.

Я бы не назвал такой подход: "должны быть универсальные гиды 6 разряда и больше никаких быть не должно" прогрессивным.


0

Всякая аналогия хромает, но ваша хромает на обе ноги. Плотник все же не водит людей в горы. Если же мы возьмем что-то поближе по уровню риска и ответственности, скажем, пилотов гражданской авиации, то нет пилотов которые умеют только взлетать, только садиться или летать только в Сочи. Базовый уровень мастерства всегда присутствует.

Возвращаясь к гидам, как мы помним, есть гиды-аспиранты, которые уже могут водить людей, но их опыт несколько ниже. Если говорить о типах гор, есть Accompagnateur en Moyenne Montagne - среднегорные гиды, которые не водят на высоту. Такое разделение может быть и в России. Всё уже придумано до нас.



7

поддержу автора. "Гид объекта" - один из выходов в сложившейся ситуации. Мечтать можно о чём угодно,но через экономику не перепрыгнуть. все попытки перепрыгнуть приводят к абсурду.


0

Может, подскажете, если знаете.

Арнольд Костер из Arnold Coster Expeditions имеет какое-то отношение к IFMGA или он сам по себе?


0

не в курсе. можете поискать его на сайте национальной ассоциации


0

"Закон предусматривает обязательное наличие российского гражданства у гидов и экскурсоводов, работающих в нашей стране. Кроме того, они должны проходить аттестацию, которая проводится специальной комиссией, создаваемой органом государственной власти в сфере туризма в каждом субъекте России. "

ну и нахера кому нужна эта RGMA?


0

гиды экскурсоводы - это же по музеям. инструктор-проводник называется специальность



1

https://www.garant.ru/news/1458004/

На некоторые маршруты обяжут нанимать гидов.


1

"К инструкторам-проводникам предъявляются иные требования. Они должны будут пройти профессиональное обучение, а перед тем как приступить к самостоятельному сопровождению туристов — получить опыт работы в качестве стажера"

В таком варианте ничем не противоречит тому, что я здесь написал. Пройти обучение, поработать стажером, начать работать самому. Нормальная схема. Выполнение первого разряда по альпинизму, слава богу, не оговорено. Хотя дьявол, как всегда, в деталях - что там распишут в "профессиональное обучение"?

" Это позволит, в частности, определить, могут ли туристы двигаться по маршруту без инструктора-проводника либо же его участие обязательно."

Да, тут засада. Могут запретить в ряд мест ходить самим, ссылаясь, как обычно, на прогрессивный зарубежный опыт. За рубежом много чего можно найти - в том числе и маршруты, где самостоятельно ходить запрещено.


3

Требования даже для начала обучения должны быть достаточно высоки. Вот, к примеру, что писал Валерий Бабанов о требованиях в ENSA:

"Во-первых, когда ты приходишь в школу, твой уровень в альпинизме, по моим представлениям, это примерно, уровень Мастера Спорта у нас в стране. Ты подаёшь List de courses, в котором указываешь 45 восхождений + 10 ски-туров. Каньонинги необязательны для первого года, но потом ты должен набрать 10 каньонингов. Средний уровень лазания на скалах при поступлении 6с/7а onsight. Хотя на вступительном экзамене они предлагают трассу 6b, но твой запас должен быть значительно выше. Когда ты поступаешь, считается, что ты всё умеешь, т.е. ходить с друзьями-товарищами серьёзные горы – для тебя уже не вопрос".

И это был 2002 год, требования с тех пор выросли.



2

Выходит, чтоб водить клиентов по маршрутам из разряда " легкий трекинг", где нибудь в предгорье, чаще радиально из отеля, то он тоже должен перед обучением иметь разряд ближе к КМС и кучу восхождений?🤔


2

Давайте не путать профессию ,,горного гида,, и ,,экскурсовода по предгорьям,, :)))

И кстати, там нормативы, во Франции, ,,мама не горюй,,.... Намного меньше половины действующих МС России или СССР смогли бы пройти через входной экзамен чтобы начать учёбу... Кстати, Валера Бабанов имел Золотой Ледоруб перед тем как пошёл учится на гида... никого это не интересовало во Франции... Наверно есть какое-то объяснение этому? Зачем искать повод чтобы сделать ,,как всегда,,? Может стоит попробовать сделать ,,как лучше,, ???


0

А я то и не путаю, в отличае от Вас. По профстандарту эта профессия идет как " инструктор- проводник". И она охватывает многих.

https://classinform.ru/profstandarty/33.023-instruktor-provodnik.html

А с такими требованиями, что тут предьявляют некоторые, по всем маршрутам смогут водить только КМС-ники альпинисты скитурщики.


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru