Пишет Георгий Сальников, 28.03.2021 19:40

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Под катом - для классификации, сведения о четырех новых перевалах. Три наших - с описаниями и фотографиями, по четвертому ссылка на первопроходцев.

Легкое чтиво расположено в середине поста. Можно пролистывать буквы и фотки сразу до середины, до рассказа о проваливаниях в трещину, связанных с этим возвышенных экзистенциальных впечатлениях, а также сугубо приземленных такелажных работах.

Отчет об этой осенней троечке, наверное, где-то есть (или, может, будет), но то ли он засекречен, то ли "источник недоступен". Однако, раз первопроходы были, то новые перевалы описать надо, хотя бы в форме "мемуара" от первого лица. Как они должны называться официально - не приставайте, автор мемуаров не в курсе. Названия для всех первопроходов условные. GPS-навигатор в группе был, но к координатам у меня также нет доступа. Так что все координаты взяты через nakarte.me. Использованы фотографии двоих участников - мои и Ильи.

Вообще-то я собирался не в тройку в октябре, а в шестерку в январе. Но были сомнения: а вдруг, не дай бог, не потяну? Надо было как-то проверить свою кондицию. Кроме того, к шестерке я, наконец, сподобился купить новую обвязку вместо старой самодельной. Дома-то я новую, как мне казалось, до ума довел, но теперь надо было обязательно испытать, как она поведет себя в реальных условиях на маршруте. Такой у меня был специфический интерес в этой тройке.

Центральную часть Терскея я знаю очень хорошо, излазил ее вдоль и поперек, и во все четыре сезона. Но как раз этот кусок - между рекой Арашан и трассой на Сарыджаз - был совершенно незнаком, я там не ходил никогда. Это был бесценный шанс вспомнить ушедшее детство - принять участие на правах ничего не знающего и ни за что не отвечающего чайника!

Перевал Непуганых Идиотов (1Б, п/п), название условное

Местонахождение: во второстепенном западном отроге вершины 4162 между двумя правыми притоками в верховьях р. Тургень-Аксу
Координаты: N 42.33561, E 78.95438
Высота: 4050 м
Ориентация: северо-запад - юго-восток
Характер: крутая живая среднекаменная осыпь между разрушенными скалами на обе стороны
Определяющая сторона: сложность обеих сторон сопоставима
Направление прохождения: с северо-запада - на юго-восток
Перепад высоты: на подъеме 200 м, на спуске 250 м
Средняя крутизна: 30-35 градусов с обеих сторон
Время прохождения: полдня
Возможные ночевки: с северо-запада у теплого озера, с юго-востока вблизи ледника (иначе могут возникнуть проблемы с поиском воды)

Здесь и далее: если надписи на схемах не читаются - открывайте соответствующие изображения в отдельном окне.

Перевал Непуганых Идиотов, а также дальнейшее продолжение маршрута, на схеме Славы Завьялова. Треугольничками отмечены места ночевок. Зеленой линией - первоначально предполагавшийся путь.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Перевал Непуганых Идиотов самостоятельного значения не имеет. Может пригодиться для сокращения пути, если занесет нелегкая не в тот цирк. Хотя виды с него довольно живописные. Перевал камнеопасен. Для прохождения необходимо в совершенстве владеть техникой передвижения по крутым подвижным хреновым осыпям.

Перевал Непуганых Идиотов на космоснимке Bing с наложенным вестровским слоем. Треугольничками отмечены места ночевок. Зеленой линией - первоначально предполагавшийся путь.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Вообще-то планировалось первопрохождение другого перевала - того, который на карте и на космоснимке подписан "Отуш". Однако человек предполагает, а судьба располагает...

В первый же день подъехали на ханинском "Урале" по Тургень-Аксу до развилки на Кок-Кия. Дорога дальше поворачивает налево через Чон-Ашу на Сарыджаз, а нам направо, вверх по Тургеню. Две ходки до обеда, еще две после. Остановились на травянистой террасе у реки. Встал вопрос: или сразу подниматься в цирк, или остаться здесь. Дальше вверх по долине приличными ночевками не пахнет. Чувствовалось, что группа уставшая и не выспавшаяся с дороги, но впереди еще 3 часа светлого времени, терять жалко. Юля-руковод сначала распорядилась идти дальше вверх, но в голосе слышались некоторые неуверенные нотки. Так ли уж нам это надо? Почему-то и у меня было странное ощущение притаившейся засады.

- Юля, смотри, какая перспектива. Здесь вода и нормальные площадки. Вот сейчас ломанемся вверх. Взбираться на этот моренный вал будем минимум две ходки с нашими мешками, так? Представь, взлазим мы туда, а там - какой-нибудь дурацкий курумник, ни капли воды, и полчаса до темноты. Что будем делать? Соображай: скажешь вверх - значит, пойдем вверх.

Юля взвесила перспективы и отменила первоначальное распоряжение. Заночевали здесь. Остаток вечера развлекались с биперами: закапывали один в сурчиную нору а потом искали его с закрытыми глазами с использованием других биперов. Ни один бипер суркам не оставили.

Здесь и далее: все подписи к фотографиям разположены над теми фотографиями, к которым они относятся.

Заход в цирк Непуганых Идиотов показан красной стрелкой, правильный подход к первоначально запланированному перевалу - сиреневой

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Утром со свежими силами взгромоздились на моренный вал, куда вчера идти не рискнули. И что же - под ногами хреновый крупный курумник, вокруг, насколько глазу видно, ни одного ровного места, и нет воды ни в каком агрегатном состоянии. Все, как вчера было обещано. Невесело было бы, однако, тут ночевать - угадали...

Прошли по какому-то заваленному курумником саю, по крупной живой осыпи поднялись на перемычку. Привал. Какое-то дурацкое место. Примоститься некуда, дальше надо траверсировать пупырь по осыпному косогору. Перевала все еще не видно. Пошли разговоры, куда мы сегодня подойдем и где в этот раз ночевать придется. Я просто так, от балды, высказался - имея в виду, что рано обсуждать, когда ничего не видно, и непонятно, что впереди:

- Да ну эти проблемы, успеем обсудить по мере поступления. Вот представьте: сейчас траверсируем эту хренову сыпуху, обходим пупырь, поворачиваем за угол, а там - райские площадки на отсевчике у теплого озера, и столбовая дорога на перевал!

Посмеялись: обещание райских ночевок в этом неуютном месте прозвучало как троллинг. Зато подняли настроение. Идем дальше, по каменюкам обходим пупырь, заходим за угол, и с трудом верим своим глазам. Перевал виден, как на ладони, подъем на него вполне гуманный. К перевалу ведет ровная удобная моренка. Перед ней плоский участок, с отсевчиком - площадку можно не ровнять. И даже теплое озеро на месте - вот оно, все в точности, как в шутку было обещано полчаса назад! Жаль, не сфотографировал никто почему-то.

После этого инцидента каждый раз, если не было и так очевидно, где останавливаться на ночевку, спрашивали меня...

Наутро поднялись на "перевал" по травянистому склону, но не тут-то было. Перевал, да не тот! Ведет не туда, куда надо, а обратно в Тургень-Аксу. Причем, и спуска-то нет, с той стороны крутая стенка из сильно трухлявых скал веревки на 4, по прикидкам. Не в тот цирк зашли, ЖПС системы "Иван Сусанин" попутал. Где нужный цирк с перевалом - теперь понятно, но чтоб туда попасть - это либо назад к реке возвращаться и отрог обходить (что не вариант), либо прямо отсюда попытаться перелезть через этот отрог.

GPS системы "Иван Сусанин"

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Подъем на перевал Непуганых Идиотов

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Крутой, но вполне ходибельный осыпной склон вывел на правое плечо узловой вершинки. Спуска ногами с этого места не было, однако мы побегали по гребешку и нашли спуск на одной из соседних перемычек. Так себе, на хреновую 1Б. И на саму вершинку тоже сходили, с нее обзор был хороший.

Подъем по гребню пика Непуганых Идиотов, вид вниз. На дальнем плане Таштамбектор.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Пик Непуганых Идиотов, подъем по гребню

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)На спуске пришлось покувыркаться. Крутая осыпь между скальными выходами, камнеопасно. А техника ходьбы по таким осыпям у участников оказалась сильно разная. Приходилось постоянно останавливаться и поджидать отстающих, иначе камнями закидают. Вообще, нынче в двоечках-троечках гораздо чаще стали попадаться молодые участники с никуда не годной техникой хождения по осыпям. Я подозреваю, это все из-за палочек. Стало настолько модно ими пользоваться где надо и где не надо, что некоторые, наверное, и не знают, как можно без них обходиться. А правильной "северной ходьбе" с такими палочками никто не научил. Новичок пытается упираться ими в каменюки, палки предательски соскальзывают... А вместо этого надо, легонько постукивая время от времени, просто нести их в руках, а по камням идти в динамике, поддерживая равновесие за счет собственной вестибулярки.

Вспоминаю глубокое детство, когда тетушка Лара стала водить нас шестилеток по Южному Уралу. Дети - они такие, то палку ухватят, то что-нибудь еще с полу подберут. А тетушка строго командует: "А ну брось палку! Ногами иди!" Так и привыкли без всего, просто ногами по курумникам скакать. Мелкие дети это любят - по камням, по деревьям... и еще глубину болота бесстрашно измерять собственными сапогами, этого на Урале тоже хватает...

Спуск с перевала Непуганых Идиотов

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Вид на Непуганых Идиотов с подъема на следующий (правильный) перевал

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Перевал получился дурацкий. Самостоятельного значения не имеет, и нужен только по глупости, или от очень большого ума. Есть даже подозрение, что если бы не было ЖПС, то мы бы сразу в правильный цирк попали. Но раз уж прошли - значит, первопроход. И самое глубокомысленное название для нового перевала - что-нибудь вроде "перевал Непуганых Идиотов". А узловая вершина, видимо - пик Непуганых Идиотов, соответственно...

Правильный (запланированный) перевал теперь был перед нами, и на следующий день мы его прошли. Но это оказался не первопроход. На перевале был тур с запиской Вадима Ляпина, название по памяти в точности не воспроизведу (то ли Отуш, то ли Этуш, как-то так), и категория 1А. И в Классификаторе, и на сайте Вестры этот перевал отсутствует. Дать описание я, конечно, могу и на него, но правильнее было бы сначала попросить настоящего первопроходимца - Вадима, у него уж точно все задокументировано!

Вид с пика Непуганых Идиотов. Перевал Вадима Ляпина в правой части кадра. Хотя для 1А выглядит сложновато. С приличным таким крутеньким ледничком, у нас там даже в трещину кто-то чуть не провалился. Я бы 1Б предложил, пожалуй, за ледник...

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Следующие три дня я пропущу. Мы спустились на Оттук до Сарыджазской трассы, там сделали полудневочку - отдых после акклиматизации. Начали подниматься дальше по маршруту, вышла еще заминка, участницу проводить назад до дороги понадобилось, с маршрута сошла. Хоть и кривовато, но маршрут своим чередом переходил к основной части...

Перевал Авианосец (1А, п/п), название условное

Местонахождение: в юго-восточном отроге главного хребта, начинающемся от вершины п. Калашникова и разделяющем бассейны рек Моло и Оттук. Фактически это траверс осыпного плато вершины 4215. С востока может проходиться как из верховьев обоих истоков р. Бекбулак, так и из верховьев правого истока р. Кашкасу. На запад ведет на левый приток р. Моло, в цирк перевала Зиккурат.
Координаты: N 42.27667, E 78.93831
Высота: 4215 м
Ориентация: восток - запад
Характер: довольно стабильная мелкая осыпь на обе стороны, а также и на плато
Определяющая сторона: сложность обеих сторон сопоставима
Направление прохождения: с востока на запад
Перепад высоты: на подъеме 400 м, на спуске 500 м
Средняя крутизна: 25-30 градусов с обеих сторон
Время прохождения: полдня
Возможные ночевки: с востока где угодно; с запада приток Моло местами уходит под морену, но возле большого моренного вала, перегораживающего путь к перевалу Зиккурат, вода выходит на поверхность

Безопасный и не утомительный, Авианосец (1А) - это принципиальный перевал. До его прохождения долины рек Оттук и Моло связывал единственный перевал, причем более сложный - Готический (2А).

Перевал Авианосец на космоснимке Bing с наложенным вестровским слоем. Треугольничками отмечены места ночевок. Зеленой линией - первоначально предполагавшийся путь. Местонахождение на карте Завьялова см. выше, в описании пер. Непуганых Идиотов - там же и Авианосец обозначен.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)У моста через Оттук, где была полудневка, от трассы вверх по притоку Бек-Булак-Тор отходит технологическая дорога. Сначала она набирает высоту по степным склонам, обходя устьевой каньон. Потом подходит к реке, в этом месте стоят несколько вагончиков-бытовок, людей нет. После базы дорога переходит на правый берег и серпантинами лезет на вершину большой горы. Зачем - не знаю, нам туда не надо. Мы продолжили идти левым (орогр.) берегом до первого левого притока, там пообедали. Потом вдоль притока по правому берегу подошли под перевал, где и заночевали.

На дороге на Бек-Булат. Слева направо: Леха, Юля, Настя, Серега.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Дорога на Бек-Булат. Долина реки Оттук укутана туманом.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Вид с дороги в сторону Сары-Джаза

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Подход дороги к ручью. Впереди голубые вагончики базы геологов. Слева виден серпантин к вершине горы, идти на которую не надо.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Верховья левого притока. Новый перевал - через отрог налево.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)С утра пришлось проводить назад до дороги участницу и посадить ее на попутную машину. Шефша послала провожатым меня: пусть самый молодой салака побегает. Ну, я и не возражал: мне ж надо к зимней шестерке тренироваться! 10км и 800м спуска туда, 10км и 800м набора высоты обратно. Добрая утренняя пробежка получилась, но за 4 с небольшим часа управился. Пришел к отрадному выводу: похоже, физуха годится, в шестерку можно собираться...

Когда возвращался, присмотрел удобный подъем на перевал. Юле тоже понравилось. Там после обеда и стали подниматься. Мелкая сыпуха, в меру крутая, удобная, и почти не едет.

"Седловина" очень необычная. Огромное плоское "летное поле", вдали подковой огибающее цирки по обе стороны хребта. Впереди плавный подъем - больше напоминает не аэродром, а палубу авианосца. По этой "палубе" мы шли пару ходок. Тем временем сел туман с легким снегопадом (из-за этого с "авианосца" мало фоток). Спуск на северо-запад, в сторону перевала Зиккурат - сначала такая же мелкая некрутая сыпуха, затем травянистые склоны, переходящие в моренные валы с присыпанным снегом курумником (кошмар для тех, кто не любит ходить по камням). Речка здесь течет в каньоне, шли по террасам, до воды далеко. Пригодные для стоянки площадки оказались перед моренным валом, запирающим цирк перевала Зиккурат, там и заночевали. Чистая водичка журчала между камней.

Подъем на "палубу Авианосца" - по незаснеженному серпу в левой части кадра

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Панорама палубы "Авианосца"

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Траверс осыпных полей Авианосца, вид назад

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Спуск с Авианосца к цирку перевала Зиккурат. Речка внизу в каньоне.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)В снегоступах по леднику к перевалу Зиккурат. Вид назад в сторону перевала Авианосец - это по травянистым полям налево.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Следующий день не заслуживал бы особого упоминания, если бы не одно занятное происшествие, которое нехило развлекло группу. Утро началось как обычно. Подъем, завтрак, ковыляние по моренам. Вышли на ледник, связались. На левом (орогр.) краю ледника на камнях остановились на обед. После сытного, с вкусным салом, обеда настроение повышается. Надели снегоступы, снова связались, полезли дальше на ледник. Я топчу в связке первый, никого не трогаю, и вдруг внезапно, без всякого предупреждения - нырк прям туды унутрь!

О трещинах (лирическое отступление)

Вообще-то хождение по трещинноватым ледникам - в горном туризме дело обычное. И проваливание в трещину участника в многочисленной группе - это не аварийная и даже не критическая ситуация, а вполне себе рабочий процесс. Четверка дюжих парней без полиспастов и без всякой предварительной подготовки выдергивает провалившегося вместе с рюкзаком в считанные минуты, и даже не на раз-два-взяли, а просто на раз! Вот, например, несколько запомнившихся инцидентов из прошлого.

Февраль 1985 года, Алтай, поход 3 категории. В тот раз горные походы на Алтае туристам запретили, за исключением двух месяцев в году: июля и августа. В феврале в горы МКК не выпускала, но в лыжный поход было можно. Поэтому формально у нас была лыжная тройка. Хотя самих лыж у нас не было, мы их в тот маршрут вообще с собой не брали.

Идем вверх по леднику Менсу. В связках, в кошках. Зимой там фирн - как бетон, ноги вообще не проваливаются, ледник ровный, движемся очень быстро. Повернули направо в сторону перевала Титова. Наша связка впереди: первым Олег - руководитель, я иду вторым, Серега Миронов третий. Олег смотрит уже не под ноги, а вперед - где на моренный вал лучше подниматься. Я тоже больше пялюсь на эту морену, а не на впереди идущего. Вдруг, ни с того ни с сего: упал, очнулся - лежу носом в снегу, зарубленный. Рывка не почувствовал. Че это я? Ага, впереди в снегу дырка, и натянутая веревка туда идет! Вон оно что, оказывается!

Мы шли в связке с ледорубами (хоть маршрут и "лыжный", но лыжных палочек мы с собой не брали тоже). Впереди на расстоянии вытянутой руки мы дополнительно вязали на связочной веревке австрийский и вставляли древко ледоруба в этот узел. Сейчас, лежа на снегу, я, как рычагом, развернул древко ледоруба с надетым на него узлом, на себя. Вся нагрузка перешла с обвязки на ледоруб, лежать стало намного удобнее. Оглянулся. Сзади точно так же лежит Серега. Вторая и третья связки... блииин, далеко на горизонте! Елы-палы, сколько ж они подходить будут, что ж мы так убежали... Однако, только мы с Серегой успели об этом промахе задуматься, глядь - а все уже тут как тут. Они издалека увидели, что наша связка ни с того ни с сего упала, догадались - дедукция - что это мы не на привале в снежку решили поваляться, и прибежали очень быстро. Выстроились у трещины, вытянули сначала рюкзак, потом Олег на зажиме сам вылез - сказал, так удобнее было.

- Я, как провалился, увидел ледяную ступеньку под ногами, на нее оперся, и нормально там стоял, не висел почти что. Поэтому никого не звал, не торопился - сами подойдут, достанут. Метра на четыре ушел.

Это было первое вытаскивание из большой трещины в моей практике. Не знаю, может, четверть часа весь процесс занял. Даже несерьезно как-то показалось. В секции на тренировках то же самое происходило дольше и мудренее. Но вот замаскирована была эта трещина - ни по цвету, ни по структуре, вообще никак сверху снег не отличался!

. . . . . . . . . . . . .

Февраль 1991 года, Киргизский хребет. Я руковожу четверкой. Только что прошли перевал Топкарагай, распутываем ледопад Кара-Тоо. В снегоступах, снега - по уши. Впереди плохое место. Какие-то беспорядочные, заваленные снегом разломы. Надо попасть на ту сторону. Посередине относительно ровный проход. Наверняка там где-то дырки, но, может, в снегоступах мосты выдержат.

Я пошел первым, второй в связке Шура Афанасьев. Скомандовал "внатяг", чтоб жестко страховал. Чувствуется, что где-то тут есть трещина, но она совершенно не читается. Ступаю мягенько, по-кошачьи. Веревка внатяг, снегоступы как-то держат. Даже показалось было, что уже прошел мост. Сначала провалился по пояс, подумал, что просто в снег, успел что-то сказать Шуре. Потом раз - и нырнул целиком.

Болтаюсь на веревке, в пустоте, безо всякой поддержки. Осматриваюсь - мать честная! Трещина просто охрененная! До ближайшей стенки метра два, никакой частью тела не дотянуться. Другая стенка еще дальше. Над головой потолок, и в нем продолговатая дырка. Потолок высокий, на глаз метров 6 как минимум. Оказалось, я хоть и угадал трещину, но не угадал ее направление. Я думал, что пересекаю трещину, а на самом деле шел вдоль нее. Каким-то образом прежде, чем провалиться, я сделал по потолку шагов, наверное, 7-8. Веревка пропилила этот потолок, и потому я ушел так глубоко, хотя Шура веревку все время внатяг держал.

Вокруг красотища! Вот только, думаю, как же они там наверху ко мне подбираться будут... А как отсюда вытаскивать, е-мое... Да, надо готовиться болтаться здесь долго. Самодельная обвязка оказалась удобная. Чувствую, что сижу в ней, почти как на пляже в шезлонге. Немножко мешает рюкзак, но не давит - по ощущениям, вполне смогу долго провисеть. Сунул ледоруб за пояс. Побаливает большой палец, которым ледоруб обхватывал. Но палец шевелится, болит не сильно, значит, без особых повреждений. Варежку с руки снимать не пытался - еще уронить чего-нибудь не хватало.

Пока внутри осматривался - сверху голоса. Максимум минут пять прошло, а парни уже подобрались к дырке - вот так оперативность! Молодцы! Мне одному, изнутри, хорошо было видно направление и размеры трещины, я немного поруководил снизу, в каком месте можно подходить, а с какой стороны лучше не пробовать.

В то время я работал на стройке МЖК. Чтобы цеплять грузы краном, было обязательно иметь корочки стропальщика. Для этого даже ПТУ пришлось закончить, после университетского высшего образования на ура пошло. Так что на правах профессионального стропаля, я сам и взял на себя руководство собственным подъемом.

- Погодь, мужики! Отсюда хрен так просто вытащищь. Я здесь нормально сижу. Спустите сначала мне сюда веревку с карабином, рюкзак заберете.

Спускается конец с карабином. Цепляю, снимаю, рюкзак уходит наверх.

- Эй, наверху! Теперь спускайте веревку не концом, а серединой - через блок легче тащить будет.

Поймал середину веревки, встегнулся.

- Можно поднимать! Вира!

Но над головой потолок. Толщиной метра полтора, никак не проткнуть.

- Стой, мужики! Закрепи. Дальше потолок. Надо рубить карниз.

Натянул капюшон, везде застегнул, засупонился, поправил каску.

- Я готов. Рубите!

Сверху посыпался снег. На мне куртка из авизента, все ссыпается, не липнет. Терпимо...

Полкарниза сверху срубили. Но мешает нижняя часть, и тут уже мне самому придется поработать.

- Стой, хорош рубить! Дальше не достанете. Подтяни чуток и закрепи, я снизу рубить буду.

Достал ледоруб. Снизу махать неудобно, и снег сыпется теперь не на капюшон, а прямо за пазуху. А что делать, не до августа же здесь оставаться!

Срубил нижнюю часть потолка, вытянули. Оказалось, я ажно вспотел, пока рубил. В дырке-то тихо и тепло было, а наверху ветерок... Участники сначала подумали, что у начальника шок после инцидента, но я подробно рассказал, как идет трещина, как ее дальше обойти - изнутри-то все прекрасно было видно, и я перед вылезанием постарался запомнить, что не будет видно сверху.

Еще надо было посмотреть, что с пальцем на руке. Там оказалась небольшая раздавленная ранка. Тут Шура - от в то время работал врачом-хирургом - продемонстрировал свои навыки. Сначала достал из аптеки тампон, полил его перекисью, промакнул ранку, остановил кровь. Потом вскрыл стерильный бинт и, на глазах изумленных зрителей, все плотно забинтовал, завязал концы узелком, и все это, орудуя двумя хирургическими пинцетами, и ни разу не коснувшись бинта руками! Такую ловкость рук я никогда больше не видел! Жаль, что Шура в 90-е бросил хирургию, такие способности пропали...

Это было мое первое (и до недавнего времени единственное) реальное проваливание. Жесткое проваливание, глубокое и с нетривиальным доставанием. Но опытная группа сработала грамотно и быстро. Минут через пять к дырке удалось подобраться, и после этого процесс шел, как по конвейеру, без единой заминки.

. . . . . . . . . . . . .

Август 2005 года, Центральный Памир, поход 5 категории. Руководитель Андрей Мамонтов. Мы уже пробились через ледопады Язгулемдары и подходили к перевалу Хурджин. Ледопад остался внизу, впереди просто рвань, и трещины не особо страшные, для пятерки-то. Идем 2 связки по 4. Первая связка "тропящая", во второй менее резвые участники. Я в этом месте шел последним в тропящей четверке. Вдруг слышу за спиной подозрительное шуршание, оглянулся: в трещине, которую мы только что перешагнули и пометили, проткнув палкой, теперь дырка больших размеров, а остальные участники связки уперлись и держат натянутую веревку.

- Первая связка, стой! Кру-гом! Вовочка провалился!

Я ближе всех к трещине. Подошел, заглянул внутрь. Там в полумраке плещется, пуская пузыри, горбатое китообразное.

- Вова, ты что там делаешь? Плаваешь?

- Пла-бульк-ваю-бульбуль!

- Молодец, Вова! Плыви! Не боись, ща момент достанем! Саня, крепко держишь? Держи, мы идем! Народ, с этого берега плохо поднимать, переходим на ту сторону! Дай слабину, тут прыгать надо!

Наша связка попрыгала на удобную сторону, стали готовиться к грузоподъемным работам. Моя башка обычно не способна к мультизадачности, но тут запомнилось странное ощущение параллельного процесса, когда одновременно делаешь одно, говоришь другое, а думаешь третье.

- Так. Нашу веревку кидай в сторону, чтоб не путалась под ногами. Будем тянуть прямо за связочную, там нормально. Саня, как мы потянем, ты отходи назад и готовься закрепить, по команде.

Сам снимаю рюкзак, проверяю готовность - усы с карабинами, зажим на всякий непредвиденный случай... - как в старом советском анекдоте про крестящегося коммуниста: "шапка на голове, партбилет в кармане, ширинка застегнута".

Так. Пока он там плавает, ему хорошо. Но как только мы поднимем его из воды, Архимедова сила перестанет действовать, и он начнет задыхаться. Вова жаловался на свой хренов рюкзак. Блин, наверняка у него и обвязка такая же хреновая. Может развернуть вверх ногами.

- Народ, скидывай рюкзаки! Как только приступим, нельзя будет останавливаться. Чтобы ничего не мешало!

На краю трещины снег. Веревка будет в него врезаться, и от этого может произойти заминка.

- Эй, дайте, у кого прямой ледоруб - на край положить, чтоб веревка не врезалась. Димка, твой! У меня тоже есть, но пусть под рукой будет, вдруг и второй пригодится.

Так, если он пойдет вверх не повдоль, а поперек, то не пролезет в свою дырку. Надо будет попробовать забрать у него рюкзак. Но там в воде он не сможет его отстегнуть, ему же плавать надо. Как подтянем, подцепить можно будет - так, мой полутораметровый регулируемый ус готов, если что.

- Народ, все готовы? Взяли! Саня, готовься закрепить! Эй, Вова! Хорош плавать, ща тянуть будем. Вира! Раз, два, взяли! И-раз! И-раз! Еще вира! И-раз! И-раз! Стой, закрепи!

Так и есть, Вова висит горизонтально. Но я с края трещины уже могу дотянуться до проваленного.

- Вова, ты там как? Рюкзак отцепить сможешь?

- Смогу! (сдавленным голосом)

- Погодь! (щелкаю карабином) Я зацепил! Снимай рюкзак!

Еще несколько секунд, и все на поверхности. Оцениваем обстановку - ну и ну! Мне до сих пор приходилось видеть либо нормальных, пернатых кур, либо уже ощипанные тушки. Глядя на свежевынутого из трещины Вовочку, я понял, как выглядит мокрая курица, но еще не ощипанная. То ли он и правда успел там замерзнуть, то ли из-за стресса, мокрого Вову колотило крупной дрожью, с подвыванием:

- У-у-у-у-у-у-у! Ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды! У-у-у-у-у-у-у!

Тем временем экшн продолжался. Вову еще не успели отстегнуть от веревки, а Мамонтов уже выхватил теплые штаны из своего рюкзака и пытался их на него натянуть. Кто-то так же доставал пуховку, несколько человек в это время связались и пошли тропить в сторону ровного места, чтобы срочно ставить палатку. Разведчики дали сигнал, что там нормально, Вову встегнули в середину связки и увели. Я с Дэном немного задержался, собирая оставшуюся веревку, пристегнул мокрый вовин рюкзак сверху к своему, попросил помочь надеть. Донес до поставленной уже палатки. Там надо было вскрыть рюкзак пострадавшего, вынуть оттуда его шмотки, а также общественный спальник (то и другое почти сухое, не намокло!). Самому переобуться. В палатку залез последним.

Картина маслом. Пострадавший, уже переодетый в сухое, сидит, закутанный в 4-местный пуховый спальник, но продолжает выбивать зубами дробь. Напротив него Димка-завхоз, а по совместительству знаток народной медицины. В одной руке у Димки налито полкружки химически чистого. В другой - кружка с водой. Втолковывает пациенту, как правильно принимать противошоковое.

Вовочка, если что, отродясь и капли в рот не брал. Химик по образованию, он знал физико-химические свойства и реакционную способность, также использовал этот реагент наружно, но ни разу не принимал его внутрь. Так что приходилось объяснять во всех подробностях методику перорального применения.

- Смотри, с этим осторожно: неразбавленный! А здесь вода, не перепутай! Подожди, не бери пока, а то прольешь. Сначала задерживаешь дыхание. Потом надо принять все сразу, залпом. Постарайся не пролить мимо рта. После этого не дышишь, а сначала запиваешь отсюда. Главное, разом проглотить, но так, чтоб не вдохнуть, а то обожжет. Все понял?

- Бо-бо-бо-по-о-о-о-о-нялы-лы-лы-лы-ды-ды-ды-ды!

- Готов? Подожди, продышись, попробуй сосредоточиться. Теперь готов? На! Разом!

- У-у-упсь! -У-у-ухх! Р-р-р-р-р-р-ряв!

Похоже, что все лекарство действительно попало куда надо и мимо не пролилось. В первый момент после принятия Вова издал звериное рычание, а через секунду шок как рукой сняло, дрожь прекратилась, и пациент заговорил совершенно обычным голосом, как будто только что прервал беседу, чтобы отхлебнуть глоток чая:

- Короче, мужики, провалился, смотрю: вода, глубоко! Ну, думаю, конец. Пора готовиться к скорой и неминуемой смерти. Но потом сверху крикнули. Я тогда стал плавать. Вижу: рюкзак меня не топит, а наоборот, поддерживает на плаву. Это потому, что там спальник, наверное. Ну, думаю, ничего, может, поживем еще немного, побарахтаемся. Стал осматриваться. Почувствовал, что вода в трещине не стоячая, а течет вдоль нее куда-то. Так вот, мужики, течение в той трещине было теплым!!!

Никогда мне не приходилось наблюдать, чтобы гидратий подействовал настолько быстро и эффективно!

Слева Вова - специалист по теплым подледным течениям, справа Димка - специалист по принятиям

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм). . . . . . . . . . . . .

Август 2009 года, Юго-Западный Памир, поход 5 категории. Гигантская группа, аж 13 человек, руководитель Олег Мешков. Уже не помню, что за ледник был. Альфред-австриец провалился. Так, ничего особенного, но место оказалось корявое - людям, кто тащить будет, негде в ряд разместиться. Из-за этого стали бур закручивать, зажим ставить. Приготовились.

- Эй, Альфред! (я на немецком языке ему кричу) - Мы тебя тащим!

- Стой! Подожди, не тащи!

- Что случилось? Что там у тебя такое?

- Все нормально! Здесь очень красиво! Подожди, я еще на видео сниму.

Во пижон выискался, елы палы!

Альфред сидит в дырке. И чего он там в темноте нашел красивого...

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Пижон Альфред

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)- Кто такой пижон?

- Это гражданин, количество жен которого равняется числу пи.

Короче, если вдвоем-втроем еще есть нюансы, а в одиночку лучше вообще на ледник не выходить, то в многочисленной группе проваливание - совершенно обыденный рабочий процесс. Раз, и готово, клиент оприходован, и никакие полиспасты даже не пригождаются.

. . . . . . . . . . . . .

В общем, возвращаемся в октябрь 2019, унутрь, в ту трещину, о которой речь. Болтаюсь я в ней, в родимой. Телипаюсь, стало быть. Как одесский бычок на закидушке. До верха, на глаз, метров 6. Наверное, от того, что мало снега, Серега (второй в связке) сразу не зарубился, протащило его немного. Нормально, зато рывка не было.

Трещина широкая, но не такая, как зимой 1991. Рюкзаком одной стенки касаюсь, но до противоположной не достаю, распереться на получится. В длину очень короткая, почему я ее и не угадал сверху. Прошел бы на пару метров правее или левее, и перешагнул бы, не заметив. Этакий замаскированный "унитаз" на леднике.

Первая мысль: вот так удача! Мне ж как раз надо было новую обвязку перед шестеркой в естественных условиях испытать! Надо срочно все места проверить, пощупать, что как работает, на месте, не на месте, удобно ли... А то сейчас начнут наверх тащить, и будет не до того.

Поерзал в обвязке: все нравится. Сижу в ней ровно, рюкзак не опрокидывает. Удерживать нужную позу можно, слегка придерживаясь одной рукой. Могу и обе руки освободить при надобности. Ногами двигаю спокойно. Нигде не жмет, дыхание не стесняет. Основная нагрузка приходится на задницу - на те косточки, которыми человек сидит на стуле. Все правильно сделал, правильно подогнал систему, плюс мне!

Повисел, все вроде перепроверил, что надо. Теперь можно бы и наверх. Никого нету вытаскивальщиков. Ничего, сейчас подойдут. Наверху ничего сложного, снега мало, трещины видно, тропинка протоптана, вторая связка рядом. Их там 6 человек наверху, мигом вытащат. Шефша сама наверху, Серега - опыт пятерки участия - наверху, есть кому организовать такелажные работы.

Еще повисел минут пять, обвязку попроверял. Надоело. Наверху тишина. Ничего не происходит. Веревка не дергается и не протравливается - вообще никакого движения.

Позвал. Еще покричал, погромче. Попробовал матом. Никакого ответа. Не хочет никто со мной разговаривать.

Оценив фактическую ситуацию, пришел к выводу: похоже, группа наверху тупит, и вытаскивать меня в ближайшее время никто не будет. Так что свой висячий быт в трещине мне придется обустраивать самостоятельно.

На мне один зажим. Второй есть, но он в рюкзаке. Ледник же не страшный, никто вообще не собирался в него проваливаться! На ногах снегодавы, надеты без кошек - дык ледник не крутой, не нужны были на нем никакие кошки, зачем они. Однако гладкими ластами тут никуда не упрешься, дохлый номер пытаться в них вылазить. Репчик тоже неясно, как на снегодавы надевать, да и в рюкзаке он тоже, репчик. Надо бы разуться, но так, чтоб не упустить ничего - трещина уходит вбок и там сужается, дна не видно, уронишь - замаешься рыбачить...

Так. В первую очередь надо снять рюкзак, а там посмотрим. Самострах на рюкзаке тоже не надет - ну, мой косяк, но блин... Мы ж не договаривались на неизвлекаемость! Лады, не рассуждаем, дело делаем! поставил на веревку зажим, снял одну лямку с плеча, прищелкнул ее к зажиму, снял рюкзак с другого плеча. Теперь я свободен, рюкзак висит рядышком, но зажим уже занят - рюкзак на нем.

Остаток связочной веревки оказался у меня. Я ношу этот остаток на рюкзаке, пристегнутый эспандерными пружинами. При надобности веревку можно вытащить из-под пружин легким движением руки. Размаркировал остаток, связал на нем узел, перецепил рюкзак туда, опустил вниз. Теперь рюкзак висит ниже меня и не мешает, а я снова с зажимом.

Снимать здесь прямо в воздухе ласты как-то неуютно. Уронить боюсь. Метрах в трех выше в трещине вроде есть какая-то заснеженная перемычечка, там можно было бы переобуться, только добраться до нее. Отрегулировал зажим и, по-лягушачьи загребая перепонками воздух, в основном на руках туда зажумарил. Снял снегоступы, повесил на себя через плечо. Дальше из дыры виден нормальный вылаз - полдела сделано, сейчас поднимусь, и вытаскивание рюкзака организовывать надо будет.

Тут наверху показался Серега. Последовало некоторое дипломатическое согласование плана действий, мне дали еще одну перильную веревку. Дело в том, что рюкзак надо было оттягивать в сторону, и как раз с той перемычки, где я переобувался, удобно было это делать. Рюкзак вытащили, потом и сам вылез.

Вторая связка мотала веревку метрах в тридцати в стороне. Что они там мудрят? Оказалось, события развивались примерно так.

Когда я провалился, моя связка, как и полагается, упала и зарубилась. Что делает вторая связка? Ага: в первую очередь надо сделать станцию на ледобурах, встать всем на самостраховку, приготовиться к сборке полиспаста, затем на страховке подойти к трещине, выяснить состояние пострадавшего и приступить к оказанию помощи.

Сказано, сделано. Забурились, сделали станцию, встегнулись в нее. Все проделали как по прописям. Дальше надо как-то подобраться к трещине, посмотреть, что делает пострадавший, но как это осуществить? До трещины 30 метров, а самострах всего полтора метра длиной, не достает! Блин, что делать? Википедия не открывается, гугла не спросишь, интернет не работает, вайфай не ловит, вах!

. . . . . . . . . . . . .

Но вообще-то, по уму, вытащить проваленного многочисленной группе - дело пустяковое. Не надо никаких полиспастов, просто руками, на раз-два-взяли.

Так что - я обращаюсь к условным новичкам, если кто из них это читает - не бойтесь трещин на леднике. Не надо делать по три тычка палкой на каждый шаг, вы не сапер с миноискателем, таким темпом никакой маршрут не пройдешь. Большинство скрытых трещин не широкие. В такие можно попасть только одной ногой, это нисколечки не страшно. Двумя ногами можно провалиться в трещины пошире, при этом зад с рюкзаком застревает, да и второй участник за связочную веревку подтянет, если что. Такие широкие, в которые можно провалиться с головой, обычно хорошо читаются, если присмотреться. Так что глубокие провалы случаются очень редко. Сам 38 лет хожу в горные походы, добрый десяток пройденных шестерок (а сколько еще непройденных), и в трещину такую попал всего второй раз в жизни. Ничтожная вероятность!

Так что, идя первым, не бойся, держи нормальный темп. Но смотри внимательно, причем не только под ноги, но и вперед, и по сторонам. Если видишь справа или слева широкую открытую трещину - это предупреждение: под ногами может оказаться ее закрытое продолжение. Обращай внимание также на неровности рельефа: на буграх обычно трещины шире, а в понижениях они смыкаются.

Также имей представление, что делает участник, идущий вторым. Помогай ему, следи со своей стороны, чтобы веревка была внатяг, предупреждай о своих маневрах командами ("дай слабину", "поворот", "внимание трещина", "страхуй жестко", и т. п.). Если боишься - не тормози, лучше попроси второго убрать в рюкзак хреновы палочки, пусть возьмет ледоруб - случись что, от него пользы больше.

Второй тоже должен понимать, что сейчас будет делать впереди идущий, и стараться не упускать его из виду. Если первый провалился двумя ногами, второй резко отступает назад, натягивает веревку, чтобы предотвратить дальнейшее проваливание, и ждет команды. Там ему уже скажут, выбирать или выдать, смотря на какую сторону выкарабкиваться удобнее.

Если кому кажется неудобно, утомительно идти в связке и все время следить за веревкой - это значит только то, что Вы пока еще не умеете ходить в связке - учитесь! Если тяжело держать в руке ледоруб (а хочется палочки) - не умеете ходить с ледорубом, учитесь!

Если первый провалился с головой, участники его связки почти наверняка упадут от рывка и рефлекторно зарубятся (мы же договорились выше: если трещин много, то ледорубы у всех). Первая связка лежит на ледорубах, держит. Остальные, увидав, что первая легла, по протоптанному бегом приближаются к месту происшествия. Их задача - с разумными предосторожностями подобраться к трещине и оценить ситуацию. Если движение в связке было правильным, то ничего страшного не произойдет. Я уж говорил: многочисленная группа на раз выдергивает провалившегося. Но надо иметь в виду: у него может оказаться плохая обвязка, или трещина окажется мокрая - короче, ему может быть неудобно, и тогда быстрота вытаскивания будет гораздо важнее, чем исполнение всего ритуала подготовительных действий. Пока будешь организовывать станции, полиспасты, и т. п., пострадавший может начать там загибаться. В то же время четверо нормальных мужиков его спокойно вытянут и без всякого полиспаста. Да и без страховки в этом случае вполне можно обойтись: если одному из четверых понадобится что-то переделать, то и трое висящего уверенно удержат руками. К тому же некоторые из первой связки к этому моменту освободятся и тоже смогут участвовать в процессе.

Провалиться в трещину в многочисленной группе - не авария, а нормальный рабочий процесс. Не бойтесь, Вас обязательно вытащат, причем толковые участники проделают это легко и непринужденно.

Вас точно достанут! Но на всякий случай имейте в виду: а вдруг не достанут? Что делать тогда? А вот что: Ваша страховочная система должна позволять сколь угодно долго находиться в подвешенном состоянии, при этом сохраняя дееспособность.

От "перспективных бойцов" часто можно слышать такие выпады:

- А можно, я пойду только в нижней (или только в верхней)? У нас же не шестерка, и не будет вертикальных стен?

Полная чушь! В горном походе вертикальные (или даже нависающие!) ледовые стены могут встретиться, начиная уже с маршрута второй категории! Это - трещины на ледниках!

Как правильно выбрать и подогнать обвязку для горного похода (имея в виду возможность попадания в такую трещину)?

Рискну утверждать: ни одна (или почти ни одна) страховочная система, имеющаяся в продаже, без доработки для горного похода не годится! То есть, системы из магазина - хорошие, в них, наверное, удобно лазить по скалам или по скалодромам, на них написано "UIAA", они не порвутся при срыве, но долго висеть в них в трещине с тяжелым туристским рюкзаком - не получится, они для этого не приспособлены. Как проверить? Это легко делается в домашних условиях до похода.

Положите в рюкзак с пяток 5-литровых баклажек с водой, ну или пару 12-килограммовых гантелей (чтобы 25-30кг вес получился). Наденьте обвязку, рюкзак. Подставьте табуретку. Залезьте и прицепите себя к турнику (нет турника - к ветке дерева во дворе) за то место, куда связочную веревку цеплять собираетесь. Попросите помощника выдернуть из-под ног табуретку. Это имитация проваливания в трещину с крейсерским туристским рюкзаком.

Если Вы зависли вниз головой (рюкзак перевесил) - то почему не годится такой расклад, я полагаю, вопрос не стоит. Если висите не совсем головой вниз, а горизонтально - тоже не вариант: обвязка будет тянуть вверх, рюкзак за плечи и за пояс - вниз, грудная клетка и диафрагма будут стеснены, дышать полной грудью будет трудно, и в реальной трещине Вы так долго не вытерпите.

Пример категорически неправильной позы провалившегося в трещину

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Что делать? В этом случае надо варьированием регулировок и места крепления веревки добиться положения, близкого к сидячему, более или менее вертикально. Как? Подсказка: точка крепления должна быть относительно высоко. И второе: веревка, блокирующая верх и низ (если таковая используется) не должна протягиваться через проушины обвязки и собираться наверху в пучок. То есть, блокирующее кольцо должно быть коротким, а вся обвязка, по возможности, жесткой, не вытягивающейся. Экспериментируйте дальше, сами почувствуете, как надо.

Если удалось угнездиться в обвязке сидя, а не лежа, уже хорошо! Тогда надо попробовать подышать (проверить, что нигде не жмет), поболтать ногами. Какие бывают недостатки: например, может жать в паху, или под мышками, или может оказаться неудобно развести ноги, или, наоборот, свести их вместе. Из-за этого висеть долго можно устать. Как исправлять такое? Опять же, регулировкой. Иногда может понадобиться подшить стропочку в критическом месте. В идеальной обвязке нагрузка должна идти на то место, которым человек дома сидит на стуле.

Пример правильной позы провалившегося. Если присмотреться, видна специально добавленная в систему широкая черная стропа (как на автомобильных ремнях безопасности), проходящая под задом чуть выше зеленой (именно эта стропа берет на себя главную нагрузку при сидении), а также пришитая к зеленой белая стропочка, подтягивающая низ обвязки к верху для укорочения блокировочного кольца.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Итак, Вы спрыгнули с табуретки под турником и ощущаете, что в обвязке с рюкзаком поза подходящая. Испытываем дальше. Продолжайте висеть. Если станет скучно, можете, вися, почитать книжку в смартфоне, ну или зависнуть онлайн во Вконтакте, кому что (при этом продолжая висеть оффлайн под турником). Добрая обвязка должна позволить Вам провисеть так - ну, скажем, час! При этом никакие члены не должны затекать, конечности сохранять подвижность. Например, у Вас должны получаться манипуляции с веревкой и снаряжением (поставить жумар, снять жумар, завязать схватик на веревке и т. п.). Придумайте, как бы Вы в настоящей трещине развлекались.

. . . . . . . . . . . . .

Ну лады, затянулось что-то лирическое отступление, пора на следующий перевал, однако. Как проходили Зиккурат и два разных Тургеня, пропущу. Заслуживающих особого внимания событий там не происходило, и в дырки, в соответствии с теорией вероятности, больше никто не проваливался.

Перевал Секрет (2А, п/п), название условное

Местонахождение: в северо-западном отроге главного хребта, начинающемся от перевала Широкий и разделяющем бассейны рек Арашан и Аксу. Ведет из многокамерной замкнутой системы ледников, питающих левый исток р. Аксу, на р. Таштектор, правый исток р. Арашан.
Координаты: N 42.31051, E 78.73472
Высота: 4100 м
Ориентация: восток - запад
Характер: с востока большой многокамерный ледник, с запада несложная стенка из разрушенных скал
Определяющая сторона: сложность обеих сторон сопоставима, причем с обеих сторон нетривиальные подходы
Направление прохождения: с востока на запад
Перепад высоты: на подъеме переметный ледник, взлет отсутствует; на спуске 150 м, скалы-осыпь
Крутизна: на скальном участке спуска до 50 градусов
Навешено веревок: одна (25 м)
Время прохождения: вместе с подходами два дня
Возможные ночевки: с востока на разливах, под ледником, или над водопадом; с запада на ручье в висячей долине

Перевал Секрет на схеме Славы Завьялова. Треугольничками отмечены места ночевок.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Это принципиальный перевал. Больше из этой живописной многокамерной системы не пройдено ни одного другого перевала ни в какую сторону.

Перевал Секрет на космоснимке Bing с наложенным вестровским слоем. Треугольничками отмечены места ночевок. Левая половина снимка, к сожалению, доступна только в низком разрешении.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Через два дня в снегах спустились с перевала Тургень в верховья долины Аксу. Снова речка, пожухлая октябрьская травка, вечнозеленая арча. Это удовольствие ненадолго. Нам до ближайшего поворота, и потом налево, в хитро запрятанный замкнутый цирк, где не отмечено ни одного перевала. Хочется использовать "зеленку" по максимуму - найти самую козырную ночевку в этом месте. Это оказалась терраска в излучине реки. Хошь на травке ставь, хошь на песочке, и чистая вода близко, и костерок - отдохновение душе.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Впереди было видно резкое падение долины. Оставался еще час до темноты, и я попросил Юлю послать меня на разведку: мне ж надо готовиться к шестерке! Ну и опять же, определить, надо ли завтра спускаться вниз до слияния, или можно будет резануть отрог и без потери высоты сразу попасть ко входу в нужный цирк.

Утром пересекли отрог. Там был короткий участок заросшего арчой и кустарником крупного курумника, через который надо было продраться, но в основном все ходибельно. Дальше скалистые ворота, через них по бараньим лбам (которые мы обошли поверху) вытекает речка, это левый исток Аксу. За этими первыми "воротами" широкий поросший травой разлив, со всех сторон окруженный высокими скальными бортами, отражающимися в многочисленных живописных озерцах. Сверху разливы заперты очередным высоким барьером, загораживающим дальнейший обзор. Мощный скальный ригель разделяет барьер на две части. И справа, и слева от него очень крутой моренный вал из крупных камней. После некоторого обсуждения решили попробовать пройти слева (по ходу) от ригеля. Там угадывался некий каньончик, откуда и вытекала речка. Обычно в таких местах курумник более устойчив, проход должен быть менее трудоемким.

Разлив за первыми воротами

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Было прохладно, и курумник по берегам ручья оказался покрыт линзами льда от замерзших брызг. Пришлось немного покорячиться. В одном месте, где надо было по заледеневшим камням перейти на другой берег, Настя никак не могла себя заставить прыгнуть легко и раскрепощенно. Вся группа в полном составе принялась помогать раскрепощаться: и советом, и физической поддержкой, подавая руки, палки - и все равно не смогли предотвратить купание.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Выше нунатака оказался второй разлив, сверху ограниченный крутым языком ледника с большими моренными валами по бокам. Травы больше нет, только камни, но место тоже довольно живописное. Сюда нога туриста, похоже, не ступала, никаких следов человека не наблюдается. И снова не видно, что впереди, и непонятно, как лучше подниматься на ледник. Шибко не хотелось штурмовать эти валы с тяжелыми кулями, не зная наверняка, туда ли нам надо. Хороший турист - ленивый турист! Так что, пока готовится обед, я снова попросил послать меня на разведку, нагулять аппетит. Чтобы не выходить без страховки на ледник, я обошел справа по крупной осыпи, потом по верху траверсировал налево, обошел бараньи лбы и оттуда посмотрел на ледник сверху. Стало ясно, что подниматься с рюкзаками надо здесь же, а пересекать эту часть ледника вообще незачем. Передо мной был большой многокамерный цирк, разделенный на части несколькими второстепенными отрогами. В правой части (по ходу), где и предполагался искомый перевал, плоская терраса с бараньими лбами и песочком, по которым течет чистый ручей, падающий дальше вниз водопадом. Райское место... Впереди терраса снова заперта левой (орогр.) частью ледника. Ледник подпирает сбоку мощный скальный ригель с красивой вершиной, а совсем справа (по ходу) угадывается возможный проход по морене дальше, между этой вершиной и главным отрогом, ограничивающим весь цирк с севера. Картина маслом... Пока возвращался обратно, припоздал к обеду. Что делать, разведка обязательно должна быть результативной, иначе в ней какой смысл?

Второй разлив, показано направление движения в обход крутого ледника

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Пока всей группой поднимались по разведанной морене, пришел запердон. Видимость ноль. Посидели под полиэтиленом какое-то время - тоска смертная... Пришло в голову устроить небольшую провокацию:

- Юля, тебе не наскучило сидеть без дела? Пойдем, я тебе райские места покажу!

Сходили с руководом, посмотрели ручей в бараньих лбах, замерзшие и незамерзшие водопады. Вернулись под полиэтилен, еще немного посидели. В конце концов поступило распоряжение: вылазим из-под полиэтилена, идем на райскую ночевку, пургуем!

Место силы

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Утром после ночного снегопада

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Утром погода хорошая. Решили проверить проход справа от большого ригеля, успеем еще на ледник выйти. Там оказался хороший путь, угадали. Когда моренный карман превратился в узкий рандклюфт, надели снегоступы, связались и вышли на ледник. В отроге, ограничивающем этот этот ледник с запада, множество низких седловин. Проходя последовательно вдоль этих седловин слева направо (по ходу), мы наблюдали, что с каждой следующей спуск на ту сторону проще, чем с предыдущей. В итоге зашли в самый дальний северо-западный угол, на крайнюю правую седловину. Перевального взлета на подъеме не было, ледник заходил прямо на перевал.

Этот ригель надо обходить справа

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Движение в обход ригеля. Показано примерное место ночевки.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Вид назад в месте выхода из рандклюфта на ледник. Виден ригель.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Подход к перевальной седловине

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Справа одна из ложных седловин, мимо которой мы прошли

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)На перевальной седловине. Стоят слева направо: Миха, Настя, Леха, Серега, я; сидит Илья. Тур на скалочках справа, за пределами кадра.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Вид с перевала на юго-запад. Снежная трапеция пика Палатка.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Группа у перевального тура. Слева направо, верхний ряд: Серега, Леха; средний ряд: Настя, Юля; сидят: Илья, Миха.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)На спуск кинули одну скальную веревку. Вернее, полверевки, которую сдернули второй половиной. Первым пошел Серега, сдернуть Юля решила сама. Налегке да по сухим камням можно было бы и без веревки слезть лицом к склону, но с кулями да по заснеженному - к чему этот героизм!

Спуск с перевала

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Южная стонона перевала

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)На западной стороне оказался почти такой же многоступенчатый, многокамерный цирк, как и с этой, только без ледника. Короткий верхний осыпной цирк заканчивался участком крупного курумника и спуском с моренного вала, на котором появилась трава. Затем средний цирк с травой и ручьем, где мы пообедали. Поворот направо, проход вдоль ручья, еще небольшой спуск, и третий цирк с травянистыми холмами. Привал. Впереди спуск в долину Таштектора. Но что-то шестым чувством подсказывает, что там засада. Оно, чувство это, иногда не только хорошие ночевки находить помогает...

Спуск из верхнего цирка в висячую долину

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Вид назад из висячей долины, с места обеда

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Сходил на край террасы, приспустился чуток. Косогор закругляется вниз все круче и круче, и не просматривается до низу. "Ох, и вляпаемся же мы там в сбросы",- подумал Штирлиц. А вслух, осторожно и ненавязчиво:

- Что-то там спуск неочевидный. Знаете, давай на всякий случай не будем сильно растягиваться.

Но народ уже увидал внизу елки и бил копытом. Пока я надевал рюкзак, толпа уже припустила вниз во весь опор. Я же пошел забирать правее по травянистому склону. Если что, думаю, мне сверху виднее будет, направлю группу куда надо. Прошел сколько-то, глядь - столпились на краю скального выступа, руками машут. Похоже, что веревки разматывают. Е-мое, еще веревок тут не хватало! Покричал, помаячил: здесь проход, дескать! Чтоб не было сомнений, пошел дальше вправо склон траверсировать, хотя не очень похоже было, чтоб поверили мне.

Скальный пояс на выходе из перевальной висячей долины, вид снизу от реки

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Траверсировать, не теряя высоту, пришлось достаточно далеко вправо. Пересек несколько саев, пока не угадал по одному из них приемлемый спуск. Вышел на ровное место у речки, снял рюкзак, стал высматривать, где там народ вешает веревки. Выяснилось, что вешать благополучно раздумали, и теперь шли так же траверсом, растянувшись парами по двое, пытаясь по очереди занырнуть в поисках спуска в каждый поперечный сай. Мне снизу было хорошо видно, что все промежуточные саи заканчиваются сбросами, и первый подходящий - это тот, по которому спустился я сам. Стал голосом давать целеуказание.

- Э-ге-гей! Вниз не ходи, спуска нет! Сюда не ходи, туда ходи! Траверсом, траверсом! Первая пара - спуск по следующему саю! Вторая пара - спуск по второму саю! Третья пара - идите траверсом, вам еще далеко! Как будет спуск, скажу!

Мда. Добрый час орать пришлось, качественно поставил голос...

Траверс по травянистому косогору и спусковой сай

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)На самом деле не исключено, что обойти сбросы можно было бы как траверсом вправо, так и траверсом влево. Но левый вариант нам был все равно не по пути, мы его не проверяли, и снизу тоже не просматривалось, есть ли там проход.

Заночевали у речки. На следующий день пришли в Алтын-Арашан, по пути еще налегке в цирк налево сбегали, на Палатку посмотреть.

Разливы Таштектора у места ночевки

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Пик Палатка

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Она же, вид с курорта Алтын-Арашан (телевик)

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Такой замысловатый перевал получился. Секретный. Причем, с каждой стороны на подходах есть хитрая засада, и с каждой стороны перевал не видно, пока носом в него не упрешься. Интересная, необычная орография. Может, и простоват для 2А, но с учетом нетривиальных подходов - скорее 2А, чем 1Б, я думаю. Прикольно там, и красиво - рекомендую посетить это место!

Группа на финише, слева направо: Леха, Серега, Настя, Илья, Юля, Миха, я

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Нехило потренировавшись в этой троечке, я почувствовал, что теперь к зимней шестерке, похоже, готов. Куда через пару месяцев и отправился. Но то была уже следующая история...

. . . . . . . . . . . . .

По настоянию трудящихся, с целью классификации добавляю сюда описание еще одного перевала.

Перевал Отуш (1А)

Местонахождение: в главном хребте юго-западнее вершины 4162, между цирком правого притока в верховьях р. Тургень-Аксу и верховьями р. Кашкасу, правого притока р. Оттук
Координаты: N 42.32818, E 78.96648
Высота: 4050 м
Категория сложности:
Ориентация: северо-запад - юго-восток
Характер: с северо-запада ледник (в октябре он закрытый, есть широкие трещины); с юго-востока меклкая осыпь
Определяющая сторона: северо-западная
Направление прохождения: с северо-запада - на юго-восток
Перепад высоты: на подъеме 200 м, на спуске 400 м
Средняя крутизна: на подъеме 15-20 градусов, на спуске 20-30 градусов
Время прохождения: полдня
Возможные ночевки: с северо-запада у ледника (иначе может не быть воды), с юго-востока у речки
Сведения о первопрохождении: рук. Вадим Ляпин, 2015 г.

Категория сложности 1А предложена первопроходцами. Мы полагаем, что этот перевал явно сложнее эталонной 1А, во всяком случае, в октябре месяце во время нашего прохождения. На подъеме у нас был закрытый ледник со скрытыми трещинами, достаточно широкими, чтобы туда можно было провалиться. Один из участников даже чуть не провалился, но был вовремя подтянут на край за связочную веревку (кто это был? уже не я ли сам?). Движение в связках обязательно! Обход ледника по осыпям правого борта (орогр.) может быть возможен, но крайне неудобен: эти осыпи очень крутые. Спуск на юго-восток несложен и соответствует 1А. Полагаем целесообразным, если не повысить категорию перевала до 1Б, то по крайней мере добавить ему "звезду".

Перевал Отуш отмечен на карте Завьялова и на космоснимке, приведенных в самом начале поста, при описании пер. Непуганых Идиотов. Это принципиальный перевал: кроме него, единственный проход, который связывает реки Кашкасу и Тургень-Аксу - гораздо более сложный пер. Дихотомия (2Б). Подход к пер. Отуш со стороны р. Тургень-Аксу должен был проходить примерно вдоль нарисованной на схеме зеленой стрелки, но мы ошиблись цирком. Этот перевал отсутствовал в Классификаторе, и мы думали, что совершаем первопрохождение. Однако, поднявшись на седловину, мы обнаружили там тур с запиской Вадима Ляпина, где и было указано название перевала "Отуш". Тем самым, первопроходцы - группа Ляпина, а не мы.

Итак, ссыпавшись с камнями и с грехом пополам с Непуганых Идиотов, мы сразу же направились было к нашей истинной цели, сверху видной, как на ладони. Но тут опять произошла заминка: Настя стала ложиться на пол и закатывать глаза. Может быть, это и была горняшка, но мы выдвинули другое предположение, которое больше нас устраивало: от голода. Раздали стратег и остановились тут же на обед. С водой в этом месте была некоторая проблема, ее пришлось поискать.

После обеда мы за ходку подошли к началу стекающего с перевала ледника, где и остановились на ночевку. Некоторые народы чувствовали себя как-то не очень, а место здесь оказалось вполне подходящее, и рядом озерцо: воду добывать не надо.

Подъем на перевал Отуш. Треугольником отмечено место ночевки у озерца.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)На следующий день вышли на ледник, надели кошки, снегоступы, связались и за пару ходок зашли на перевал. Про неожиданно найденный там тур с запиской я уже упоминал. На подъеме нам даже пришлось немножко попутать трещины, так что указанная категория 1А несколько обескуражила. Ну да ладно, пусть, 1А так 1А. Алина поднялась на перевал несколько не в себе: сильно замерзла, выглядела какой-то заторможенной, так что даже пришлось ее разуть и порастирать пальцы ног.

Подъем на перевал Отуш. Слева на заднем плане вершина Непуганых Идиотов.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Группа на седловине, стоят слева направо: я, Серега, Юля, Леха, Алина, Миха, сидит Илья. Фотографирует Настя.

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Начало спуска с перевала Отуш

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Отдохнув, начали спуск с седловины. Там удобная мелкая, в меру едущая сыпуха, идти было легко. Помня, как вчера некоторые кувыркались на Непуганых, мы на спуске сразу приняли правее, где склон был положе, а сыпуха мельче. В нижней части спуска плавно повернули направо и по косой вышли к речке Кашкасу. Там пожухлая осенняя травка, пастбище, но животных пока нет. Через ходку пообедали. Дальше появилась тропа. На ночевку остановились на слиянии с другим, правым истоком Кашкасу. Ночью пришел легкий запердон, и утром все вокруг стало бело от снега.

Выход с перевала в долину реки

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Восход возле палатки

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)На горизонте Сарыджаз

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)Первоначально преполагалось с этого места подниматься по правому притоку в сторону будущего перевала Авианосец. Но, учитывая сомнительное состояние здоровья у доброй половины участников (многие кашляли и обливались соплями из-за подхваченного еще дома гриппера, а некоторые еще и хреновато переносили акклимуху), руковод приняла решение спуститься максимально низко, к реке Оттук, чтобы там отдохнуть и полечиться.

На спуске встретили двух чабанов, которые гнали наверх отару баранов. Посидели, поговорили, чабан дал девчонкам покататься на лошади.

Прекрасная амазонка (Алина)

Терскей, октябрь 2019. Описание трех новых перевалов, и в нагрузку микроскопическое эссе о проваливаниях в трещину. (Горный туризм)По мере приближения нашей реки к долине Оттук, начался каньон. Здесь тропа уходит от реки на правую террасу. Внезапно появилась непонятно откуда взявшаяся и непонятно куда и зачем идущая довольно качественная грунтовая дорога. Руковод в растерянности: что теперь делать? Идти, куда было решено, или срочно заруливать вверх по этой дороге? Пришлось подсказать.

- Юля, что произошло? Ну дорога, ну и что - мы здесь на автобус, что ли, опаздываем? Ты решила спустить группу вниз, чтобы полечились, и правильно, и не надо теперь, споткнувшись о какую-то дурацкую дорогу, лихорадочно менять свое же хорошо обдуманное решение. Завтра отдохнувшие легко поднимемся.

Спустились до реки Оттук, до трассы. Тепло, сухо, полудневочка. А потом было продолжение маршрута - смотри его в описании перевала Авианосец.