Пишет Георгий Сальников, 09.04.2020 13:33

Пару месяцев назад я уже писал о прохождении нового перевала в Джетыогузской стене, названного в честь Виталия Горелика "Кулуар Гор". Кулуар Гор был пройден нами в нитке трехнедельного зимнего горного маршрута шестой категории. Здесь предлагается рассказ об остальных эпизодах этого похода.

Зимняя жестерка на Терскей 2020 - как с прецизией оттянуться в новогодние праздники (Горный туризм, киргизия, Джетыогузская стена, каракол, турклуб нгу)

Пролог

Новый год - праздник особый, и чудеса, случающиеся под новогодний бой часов, многократно воспеты в анналах. Туристы-горники вкладывают в него свой смысл. Ведь кто такой турист? Это любитель вкусно пожрать на природе. А турист спортивный? Любитель пожрать в особо изысканном месте!

Широко известные в наших узких кругах корифеи настоятельно рекомендуют делать это в районе вершины Эльбруса. Как почитаешь про некоторые особенно захватывающие опупеи, аж слюнки текут. Но вот ведь проблема: отсюда, из Сибири, Эльбрус - это невообразимо далеко! К тому же, судя по рассказам, там все вокруг давно застолблено: сплошные канатки, ратраки, толпы народа, спортинвентарь на вершине валяется... волосы дыбом! И куда теперь от этого податься простому сибирскому горнику?

Азиатские горы нам гораздо ближе. Вот, например, в Киргизии есть пик Каракол. Он совсем ненамного ниже Эльбруса, зато почти под боком, а главное, тут все по-другому. Не мозолят глаза домики, не воняют выхлопными газами машины. Ходи на здоровье, где вздумается, гуляй сам по себе. Чистая гора!

Так что не истоптанный миллионами Эльбрус, а совершенно не тронутый бизнесом Каракол - наш выбор! Туристский стиль имеет значение!

Группа сформирована на основе турклуба НГУ, г. Новосибирск. Состав группы:

Сергей Миронов, он же "Петрович" - руководитель
Александр Селютин - завхоз по еде, он же реммастер на все руки
Николай Смоленцев, он же "Колян" - завхоз по газу
Артем Смоленцев - носильщик аптеки
Иван Кудашов - завснар
Константин Старостин - покоритель целины (при помощи снегоступов)
Алексей Воробьев - костровой (спец по борьбе с мусором)
Николай Балковой, он же "Коляныч" - экстремальный фотограф
и я, главный подстрекатель, автор представленного рассказа

Все участники группы в порядке перечисления

Вся группа прошла маршрут в полном составе. Дальнейшее повествование - не формальный отчет, а рассказ от лица участника в свободной форме, хотя и с элементами отчета. В рассказе использованы фотографии мои, Коляныча, Сани и Артема.

Принято считать, что большое количество участников на технически сложном маршруте - это минус, так как делает всю группу недостаточно мобильной. Однако наш подход конструктивный: недостатки можно скомпенсировать за счет продуманной тактики, а достоинства многочисленной группы обратить себе на пользу. Так, например, в большой группе много сменяющих друг друга тропильщиков, меньше вес общественного груза на человека, и можно себе позволить иметь больше веревок, которые пригодятся для предпровесов.

В последние годы в горах изменился климат, частыми стали сильные февральские ветра, которые раньше были нехарактерны. И хотя мы надеялись, что в январе ветра могут быть поменьше, но все же построили нитку маршрута так, чтобы по возможности избегать гребней и почаще находиться под защитой больших северных стен, прикрывающих от ветра.

Здесь и далее время указывается местное (Москва+3, Новосибирск-1). Светать по утрам в это время года начинает в 8:00, а вечером в 18:00 становится уже совсем темно.

Хотим сразу выразить благодарность за поддержку нашего похода:

Игорю Ханину в Караколе за идеальную организацию всей логистики от аэропорта до выхода на маршрут и обратно
Авиакомпании S7 за возможность бесплатного провоза сверхнормативного багажа
Магазину "Альпиндустрия" в Новосибирске, давшему скидку на приобретение технического снаряжения

Часть 1. Акклиматизация.

Переночевав в Караколе у Игоря Ханина и перепаковав рюкзаки из транспортной укладки в походную, 28 декабря мы выдвинулись на маршрут вверх по Джетыогузу. Погода была хорошая, снега мало. Тропы не было, но можно было легко идти и без снегоступов. Группа шла бодро, и в этот же день к вечеру нам удалось подняться чуть выше слияния Айланыша и Байтора. Там, в одной ходке от границы леса, мы остановились на ночевку и заложили заброску под большим комлем поваленной ели. С камнями зимой проблема, они тут все вмерзшие, так что с маскировкой этой заброски пришлось проявлять изобретательность.

На подходах. Впереди пик Огуз-Баши 5163.

Наше акклиматизационное кольцо преследовало несколько целей. Кроме ночевки на 4000 (а по возможности, и чуть выше), надо было по пути заложить в районе перевала Джетыогуз еще одну заброску. И желательно так, чтобы пройти еще какое-то препятствие в зачет маршрута. Горный поход зимой - не то же самое, что аналогичный поход летом. Времени мало, да и силы надо поберечь для основной части. Так что стандартное кольцо через два перевала с приличным спуском между ними (Арчалытор - Джетыогуз или что-то в этом духе) - не годилось. Отсюда родился затейливый первопроход, о котором мы сейчас и расскажем.

29 декабря с рассветом мы вышли на акклиматизационное кольцо. Путь вверх по Айланышу хорошо известен. Выше границы леса сначала широкая долина речки, зимой местами с наледями и полыньями, потом заворот налево и долгий подъем по правобережной (орогр.) морене. Снега было относительно немного, тропили по-прежнему без снегоступов, хотя кое-где пришлось покорячиться. Погода пасмурная. В 16:30 мы дошли до запланированного места ночевки перед развилкой ледников: направо главный ледник в направлении перемычки Васильева и Плеча Каракола, налево приток в сторону пер. Джетыогуз, завтра нам туда. Прямо напротив Джетыогузская стена, и в ней Кулуар Гор, куда мы полезем чуть позже, на основной части маршрута. Виды монументальные.

Впереди Джетыогузская стена
Ледовый обвал с Джетыогузской стены
Ночевка напротив Кулуара Гор

На этой лужайке оказался незамерзший родничок, так что можно было варить на жидкой воде.

Перевал Новогодний (3А, 4250, п/п)

Местонахождение: в самой верхней части отрога, разделяющего долины рек Айланыш (на юге) и Арчалытор (на севере), западнее перевалов Джетыогуз и Новосибирцев. Соединяет верховья этих двух истоков реки Джетыогуз.
Координаты по GPS: N 42.1872139, E 78.4335472
Предлагаемая категория сложности:
Ориентация: север - юг
Характер: комбинированный, с юга скальный, с севера снежно-ледовый с ледопадом
Определяющая сторона: перевал двусторонний. Южная сторона определяющая, это крутая скальная стенка с неоднозначным выбором пути подъема. С северной стороны сам перевальный взлет соответствовал бы 2А, но вместе с ледопадом тянет на 2Б.
Направление прохождения: с юга на север, на подъем с определяющей стороны
Перепад высоты по GPS: с юга 250 м, с севера 500 м (из них 150 м перевальный взлет, 350 м ледопад)
Средняя крутизна: около 45 градусов; на скальной стенке местами до 70 градусов
Навешено веревок: 4 веревки (200 м перил) на подъем по скалам, 3 веревки (150 м) на спуск по льду, ледопад удалось распутать в связках с одновременной страховкой
Время прохождения: два дня 31.12.2019 - 01.01.2020
Возможные ночевки: под перевалом с любой стороны, на перевальной седловине, а также в северном верхнем цирке между перевальным взлетом и ледопадом

У пер. Новогодний общий северный верхний цирк и ледопад с перевалом Новосибирцев (для которого эта сторона - определяющая на 2Б*). С юга эти перевалы принципиально разные: наш ведет в долину Айланыш (бассейн р. Джетыогуз), а Новосибирцев - в долину Онтор (бассейн р. Каракол). Южная сторона пер. Новосибирцев технически простая (осыпь), тогда как для нашего перевала с юга определяющая сторона. Есть сведения, что на седловину нашего перевала с северной, неопределяющей стороны в прошлом радиально поднимались по ошибке, перепутав его с соседним перевалом Новосибирцев ("Ложный Новосибирцев"). Однако южная сторона нашей группой пройдена впервые.

Акклиматизационное кольцо и перевал Новогодний на карте Завьялова. Отмечены места и даты ночевок.
Акклиматизационное кольцо и перевал Новогодний на гуглоснимке (летнем). Отмечены места и даты ночевок.
Местонахождение перевала Новогодний, вид сверху с Плеча Каракола
Местонахождение перевала Новогодний, вид с юга
Местонахождение перевала Новогодний, вид с севера

30 декабря вышли в 8:00. Подъем пока еще соответствует стардартному пути на пер. Джетыогуз. Сначала довольно утомительный набор высоты на моренный вал. Потом зашли в правый (орогр.) рандклюфт ледничка и дальше все время поднимались по нему. Связываться не понадобилось, но снегоступы пришлось надеть. Погода была так себе, время от времени шел снег. К часу дня мы поднялись до характерной большой скалы. Тут классический путь закончился, дальше нам не на Джетыогуз, а налево, искать подъем на новый перевал.

Пообедали, под большой скалой заложили вторую заброску. Место хорошее, камней накидали, мозгоклюи не докопаются. Здесь же и заночевали. Предварительно была мысль сделать разведку с предпровесом на перевал. Но, во-первых, с заброской провозились. А во-вторых, оказалось, что подъем начинается с крутого осыпного косогора, до предпровеса корячиться далеко. Только силы потратишь, а на перила времени не останется.

Ночевка под скалой

31 декабря в 8:20 мы приступили к штурму перевала. Практически от самого места ночевки начинается полу-осыпной, полу-конгломератный склон. Крутизна предельная для движения без страховки, корячиться приходится буквально на четырех костях. Сыпуха выводит под скальную стенку. Там мы надели кошки и приступили к навешиванию перил. Прямо над нами стенка была крутая, ее можно было обойти левее или правее. Левый вариант в нижней части выглядел проще, но верх видно не было. Рассматривая перевал со стороны, мы запомнили, что скалы прямо под седловиной были более крутые, а правее нее - вроде бы попроще. Исходя из этого, выбрали правый вариант.

Скальная стена перевала Новогодний
Артем вешает первую веревку

Артем пролез первую веревку довольно быстро, но потом долго мудрил со станцией. Похоже, там было не так просто, как казалось со стороны. Для лазания рельефа хватало, но жумарить было неудобно. Скалы расчлененные, несколько вертикальных стенок, которые нужно было обходить, при этом перильная веревка утягивала на маятник. Стенка, полочка, стенка, полочка. На полочках могут лежать камни, надо еще следить, чтобы их ни на кого не уронить. А по контрфорсам идти тоже бы не получилось, они тут какие-то перьеобразные, контрфорсы эти, мы застряли бы там, как собаки на заборе. Погода была так себе, сыпал снег время от времени, и скалы все заснеженные, естественно.

На второй и третьей веревке мы сместились левее. После этого нечаянно сброшенные камни уже не угрожали ниже идущим, да и седловина на самом деле в той же стороне, левее нашей линии подъема. С третьей веревки мы уже увидели эту седловину, на одной высоте с нами, но подъем прямо на нее выглядел, как бы это сказать... крутовато. Так что и четвертую веревку повели примерно вверх, стараясь избегать торчащих перьев и локальных нависаний.

Вторая веревка на перевал Новогодний
Стенка перевала Новогодний в профиль. Вид вдоль отрога в направлении спусковой седловины.
Вид вверх в сторону перевального гребня

Когда Артем вышел на перевальный гребень и закрепил четвертую веревку, что-то ему там не понравилось, и он перебросил перила куда-то вбок через локальный контрфорс. Я вторым дошел до этого места... блин, что за ешкин кот? Прямо сверху нависает перо. Правее, откуда идет веревка, неприятный такой маятник по гладкой стенке, под ним обрыв, путь дальше вверх не просматривается, но явно неудобно. Плохой путь.

- Эй, Артем! Перебрасываем веревку, надо вернуть ее на место - туда, где ты сначала лез. Здесь непроход!

После описания проблемы с использованием соответствующей моменту дипломатической лексики, веревку перекинули обратно, хотя Артем не сразу согласился это делать. Через несколько минут я сам понял, почему. Выход на гребень оказался тоже очень неудобным: торчащий вертикально отщеп, причем станционная петля на нем же. С тяжелым рюкзаком и так хрен закорячишься, так еще и выше станции нужно подтянуться. Здесь проще всего было снять рюкзак и передать его наверх отдельно. Так и поступали. А то место, где веревку перекидывали, отсюда, с гребня не было видно за перегибом. Вот Артему и показалось, что там перила удобнее.

Участники подходят к последней веревке, вид вниз с перевального гребня

Авангард группы поднялся на перевальный гребень в 13:30. Пока остальные участники проходили перила и собирали веревки, первая связка начала разведку дальнейшего пути. Таким образом, перевал был взят 31 декабря. Естественно, мы никак не могли удержаться от того, чтобы назвать его "Новогодним". С камнями для постройки тура здесь возникла проблема: только крупные обломки, вмерзшие или заклиненные между скал, а на склон за другими камнями не слазишь. Поэтому бутылку с запиской привязали шнурком к скале.

Прямо вниз от места выхода на гребень спуск был не фонтан: длинный, почти наверняка лавиноопасный, и с какими-то большими дырками в нижней части. Мы прошли по гребню на запад, в направлении наинизшей седловины, выбирая такое место, где бы полностью просматривался спуск, по возможности, без карниза и без больших трещин внизу. Там же, на спусковой седловине, и заночевали. И хотя из-за ограниченного комфорта полноценную встречу Нового года пришлось отложить до прихода в лес, впечатления все равно незабываемые. Кому как, а у меня, например, такая новогодняя ночь, на высоте 4300 на только что первопройденном перевале, пока единственная в жизни!

Вторая связка траверсом гребня подходит к спусковой седловине
Ночевка в Новый год на перевале Новогодний

1 января в 9:00 начали спуск. Первым опять пошел Артем, ему наказали внизу внимательно поискать, как обойти бергшрунд. Замыкающими оставили меня и Коляныча: Коляныч любит сдергивать ледосбросы, а я за свою многолетнюю практику по заряжанию снежных щитов собаку съел.

Первая веревка, на щите, вниз начиналась круто, градусов 70, зато без карниза. Она постепенно выполаживалась до 45. Вторая веревка была на ледосбросе. Обе удалось сдернуть без проблем. Третья, с обходом бергшрунда, опять на щите. Когда ее сдергивали, щит легко вышел, но внизу угодил в бергшрунд и там застрял. Так что пришлось немного порыбачить.

Специалист по снежным щитам готовит площадку для катапультирования. Внизу первая связка начала тропить в направлении ледопада.
Спуск с перевала Новогодний

Верхний перевальный цирк обрывается в долину ледопадом. Этот ледопад - общий с перевалом Новосибирцев, именно он и определяет категорию сложности пер. Новосибирцев (2Б*). Ледопад разделен на две ветви мощным ригелем и проходится по правой ветви. Ледопад прилично разорван, витиеватый путь приходится поискать. Сначала надо пробраться на сам ригель, потом с него пытаться спуститься вправо, чтобы таким образом обойти верхние разломы. Проход не просматривался, и звучали даже предложения кинуть с ригеля в ледопад веревку-другую. К счастью, от таких радикальных мер удалось воздержаться и распутать лабиринт в связках.

Прохождение ледопада. Вверху над ледопадом видна седловинка - это перевал Новосибирцев 2Б*.

Верховья Арчалытора славятся своими особо зловредными курумниками. Костин фирменный снегоступ, красиво раскрашенный и, наверное, хорошо приспособленный для хождения по равнине, но не по арчалыторскому курумнику, не выдержал такого издевательства и хрупнул. Так что вечером в палатке реммастеру выдалась возможность проявить чудеса инженерной мысли.

Ремонт сломанного снегоступа
Другой лайфхак от реммастера - распиловка дубового сыра при помощи капроновой нитки. Ножом это зимой не режется.

Пройденный нами перевал Новогодний может быть интересен не только в целях быстрой акклиматизации перед технически сложным маршрутом. Кроме этого, он предоставляет прямой проход между верховьями Арчалытора и верховьями долины Айланыш. Так, если группа оказалась на Арчалыторе, пройдя, например перевал Маречека или Карбышева, а дальше хочет идти в направлении Плеча Каракола, то невыгодно обходить низом длинный Арчалыторский отрог, когда можно резануть его через перевал по прямой линии. К тому же, этот перевал занятный и сам по себе. Он комбинированный: есть и скалы с нетривиальным выбором пути, и снег-лед, и ледопад. Вместе с тем, он не суперсложный и достаточно безопасный.

Если проходить перевал Новогодний на спуск, а не на подъем, то, видимо, не стоит стремиться в точности повторить нашу линию движения с южной стороны. Есть смысл попробовать спуститься прямо вниз с западной седловины. Также интересен вариант подъема с юга в лоб (а не в обход, как шли мы), только надо быть готовым к тому, что последние метров 50-70 перед выходом на гребень могут оказаться очень крутыми.

Летом пер. Новогодний будет несколько более камнепадоопасен, чем зимой. Самопроизвольные камнепады, скорее всего, на нем не происходят, но чтобы не насыпать друг на друга, придется соблюдать аккуратность.

2 января мы вышли в 8:30, спустились с последних морен и по правому берегу реки, где в бесснежное время года проходит тропа, в 4 ходки добежали до своей первой заброски в лесу на слиянии Айланыш - Байтор. Здесь накрыли праздничный пень и отметили отложенный Новый год. Погода была прекрасная, на закусь подавали плов, бутерброды из сухариков с икрой, и сало - ум отъешь! На этом акклиматизация была успешно завершена. Жаль только, не удалось подсушить спальники: солнце скрылось за хребтом через четверть часа после нашего прихода на стоянку.

Главное - создать видимость изобилия!
Новогодний плов подходит

Часть 2. Через Кулуар Гор - на Каракол.

Горный поход зимой отличается от такого же похода летом, и это не то же самое, что лыжный поход в горах. В горном походе нет смысла тратить силы на то, чтобы большие километры месить по снегу - потом это никак не зачтется. В горном походе зимой нужно меньше ходить и больше лазить, и чем сложнее поход, тем более увлекательным обещает стать это занятие. Особенно здесь, на Джетыогузской стене уж точно есть где порезвиться!

3 января по своим следам мы поднялись до знакомой стоянки с родничком, перед Айланышским ледопадом, напротив Джетыогузской стены. Наша следующая цель совсем рядом, на завтра планировался только предпровес, так что не было большого смысла упираться дальше.

Уходим от последних елок. Теперь мы их долго не увидим.

Перевал Кулуар Гор (3Б, 4650, п/п)

Местонахождение: в главном хребте Терскей Алатоо между вершинами Каракол 5281 и Огуз-Баши 5163, в самом низком месте Джетыогузской стены. Ведет с ледника Айланыш на севере на верхнее плато ледника Киче-Борду на юге, соединяя бассейны рек Джетыогуз и Сарычат.
Координаты по GPS: N 42.1658170, E 78.4321160
Высота по GPS: 4650 м
Предлагаемая категория сложности:
Характер: ледовый
Определяющая сторона: северная. Перевальный взлет с южной стороны отсутствует, там находится обширное плато. При дальнейшем движении на юг в среднем течении ледника Киче-Борду имеется ледопад, сложность которого примерно соответствует 2Б.
Направление прохождения: с севера, на подъем с определяющей стороны
Перепад высоты по GPS: 1000 м
Средняя крутизна по GPS: около 47 градусов
Навешено веревок: 23 веревки по 50 м (1150 м перил)
Время прохождения: полное (включая предпровес и съем веревок) - три дня 4-6 января 2020 г., чистое - 18.5 часов 5 января с 5:00 до 23:30
Ночевки: только под перевалом и на самом верху перевала. В кулуаре ночевок нет.

Основная техническая часть маршрута и перевал Кулуар Гор на гуглоснимке (летнем). Отмечены места и даты ночевок.
Местонахождение Кулуара Гор в Джетыогузской стене, вид с севера
Кулуар Гор, вид с юга (это самое низкое понижение, откуда идет цепочка следов)
Мы с Коляном у тура на перевале Кулуар Гор

4 января в первой половине дня в плохую погоду группа подошла поближе к перевалу, сделала предпровес первых пяти веревок в нижней части Кулуара Гор и осталась ночевать там же, у подножия стены.

5 января, выйдя в 5 утра (за 3 часа до рассвета), группа приступила к штурму перевала. Всего было пройдено 23 веревки. Замыкающий участник вышел на седловину в полдвенадцатого ночи, через 18.5 часов безостановочного подъема. Заночевали тут же, у выхода из Кулуара. Верхние веревки в этот день не снимали, а оставили висеть на стене до утра.

Ночевка на выходе из Кулуара Гор

6 января мы подняли оставленные на перевале веревки. Заночевали здесь же, использовав остаток дня, чтобы хоть чуть-чуть подсушить спальники.

Вся наша опупея прохождения Кулуара Гор недавно была описана в этом посте, так что незачем повторяться. Отметим только главную тактическую особенность перевала.

Главное отличие Кулуара Гор - он безумно длинный. Конечно, где-нибудь на Памире есть тройки-Б и с еще большим перепадом. Но они другие, многоступенчатые: трещина, склон, подушка, трещина, склон, подушка... И ориентиры есть, можно сосчитать эти подушки, и остановиться передохнуть можно кое-где, а то даже и переночевать. Кулуар Гор совершенно не такой. Это идеально ровный бобслейный желоб, без малейшей ступеньки или трещинки, с монотонно уходящими вдаль скальными бортами, напоминающими железнодорожные рельсы, сходящиеся в точку на горизонте. И как человек, шагающий по рельсам, никак не может приблизиться к воображаемой точке их пересечения, так и видимый с самого низа верхний край Кулуара Гор визуально никак не приближается даже после многочасового подъема. Человеческому глазу просто не за что зацепиться, такой этот кулуар весь однородный. Это непривычно и психологически несколько напрягает.

Из-за того, что Кулуар Гор на всем протяжении идеально выглажен, там совершенно негде расслабиться. Поэтому важно было так построить тактику подъема, чтобы самое главное - не устать! В частности, мы разгрузили не только одного лидера - полностью, но и второго - наполовину. Оба лидера должны были беречь силы и, если что, сменять друг друга. Карманное питание было заранее роздано по людям. Ну, и с самого начала было ясно, что придется несколько часов корячиться по темноте, так что приготовили свежие батарейки в фонари. Оделись потеплее. Я, например, "глетчеровские" супер-вкладыши надел в ботинки вместо штатных асоловских. Чтобы о деле думать, а не проверять постоянно, мерзнут ноги или нет.

Если проходить Кулуар Гор на спуск (хотя это идеологически неправильно - такой шикарный лед на спуск ходить), то надо понимать, что с таким количеством дюльферов шибко быстро спуститься тоже не получится. Возможно, специально для этого спуска будет смысл предусмотреть основную и вспомогательную веревки большей длины, например, по 80 м, чтобы количество дюльферов хоть как-то уменьшить.

Не исключено, что в летнее время Кулуар Гор может быть камнеопасным. Будучи в прошлые годы летом в окрестностях Кулуара, мы не наблюдали там масштабных камнепадов. Но поскольку спрятаться там, если что не так пойдет, будет некуда - видимо, все же как ни великолепен Кулуар Гор, это - украшение для зимнего маршрута!

И еще надо обязательно напомнить, что означает название "Кулуар Гор" - перевал назван нами по имени Виталия Горелика, в 2012 году погибшего на зимней К-2. Пройти зимой именно по этому кулуару было давней мечтой Виталика.

Восхождение на пик Каракол (3А, 5281)

Каракол - это высшая точка хребта Терскей Алатоо
Координаты по GPS: N 42.1724300, E 78.4640580
Высота: 5281 м
Характер: комбинированный, преимущественно ледовый
Перепад высоты по GPS: 350 м из западного верхнего цирка
Средняя крутизна: около 45 градусов
Навешено веревок: 7 (350 м перил)
Время прохождения: 8 января 2020 г. (с предпровесом в предыдущий день)

Восхождение на пик Каракол - это украшение любого маршрута, проходящего здесь, по верхнему плато Киче-Борду. Еще круче был бы полный траверс, но такое приключение, пожалуй, не для зимы: с восточного гребня просто сдует. Мы совершили радиальное восхождение из западного цирка со спуском по пути подъема. С погодой, к сожалению, не повезло, так что мало развлечений не показалось.

7 января в 9:00 мы вышли от седловины Кулуара Гор в направлении пика Каракол. Путь - широкое фирновое плато с постепенным набором высоты. Перед самым заходом к подножию пика в верхний цирк плато пересечено большим разломом на всю ширину. Иногда этот разлом проходится по мостам посередине, иногда с правого края, но так или иначе, пройти его получается всегда. В нашем случае проход оказался посередине.

Группа на седловине Кулуара Гор на фоне пика Каракол
Впереди пик Каракол
Взгляд назад в сторону пика Огуз-Баши 5163
Проход через разлом

Здесь во время привала встал вопрос: делать ли вообще радиальное восхождение на Каракол - это получится только завтра, а значит, ночевать придется здесь. Или другой вариант: восхождения не делать, а вместо этого сегодня же через перевал Плечо Каракола свалить вниз, тем самым сэкономив время и избежав еще одной высокой ночевки. После коллективного обсуждения Серега объявил, что на Каракол пойдем все. Ну что, слово руковода - закон, согласно принятому решению и будем действовать.

Направляющая длань диктатора

Забегая вперед: Петрович оказался прав. Каракол - вот он, перед нами, надо работать, пока группа в полной силе, и позволяют условия. А какие условия будут потом - кто его знает... Опять же - все-таки высшая точка хребта, а не что попало! Лучше журавль в руках, чем синица в небе, которая неизвестно еще, как дастся в руки!

В 12:30 мы подошли к началу подъема, наскоро пообедали, после чего Артем, Коляныч, Колян и Серега со всеми веревками отправились на предпровес. Мы с Иваном в это время связались расходняком и пошли на разведку, чтобы выяснить состояние завтрашнего спуска с Плеча Каракола. Остальные трое остались ставить лагерь. Погода, в принципе, была ничего, но дуло.

На Плече Каракола. Вид на юг в сторону Акшийрака.
Массив пика Каракол
Путь подъема на Каракол, фото с Плеча Каракола
Предпровес на Каракол
Артем на предпровесе

Самоотверженные разведчики вернулись уже в сумерках. Они навесили все имеющиеся шесть веревок, причем Артем даже ухитрился зайти на вершину.

8 января - цигель-цигель. Надо быстро на Каракол, а потом немедленно валить, валить, не ночевать здесь, на 5000, еще раз! Ранний подъем, вышли в 7:20, еще по темноте. Очень холодно, и дует. Помню, что надел обвязку поверх теплых штанов-самосбросов, под куртку теплый жилет, запаковался, короче. Толстая одежда непривычно стесняет движения, в обычную зимнюю погоду я так не одеваюсь. Вверх пошли пока каждый в своем темпе, все равно потом по перилам распределимся. Артем побывал на вершине еще вчера, и сейчас остался в лагере.

В 8 утра подошли на подъемный гребень к началу наших перил. Как раз рассвело. Здесь, на гребне, задувало в правый бок уже совсем не по-детски. Мела поземка.

- Серега, у тебя правая щека побелела, отогревай!
- Понял. Ты готов идти? Давай вперед, наверху соберемся.

Я хожу на кулачковом зажиме вместо жумара, он хорошо держит на заснеженной веревке. На нем и пошел вперед, веревки от снега чистить.

- Свободно!

Из-за метели плохо видно, что внизу делается. Похоже, замешкались, пока за мной не поднимается никто. То ли, утепляются, то ли веревку мотают (вроде вверху еще одну навесить собирались). Ждать на косогоре враскорячку смысла нет, пошел дальше. Перила поворачивают за угол, оттуда их начало уже не видно.

Участок микста в верхней части подъема

Вот и верхняя станция. Сколько-то подождал, веревку не несут, никто снизу не подходит. Хоть и крутовато, но можно идти и так: дальше плотный снег, получаются хорошие ступени. Вчерашние следы Артема все равно заметены. Не обращая на них внимания, начал топтать свои, стараясь понадежнее их уплотнять. На заснеженную вершину поднялся в 9:50. Непогода, сквозь метель едва видно силуэт Огуз-Баши на западе. Попробовал фотографировать: хрен там, "Никон" замерз! На пузе такую бандуру до вечера отогревать можно, это безнадега! В кармане еще была маленькая "мыльница", ей что-то пощелкал, но потом дома выяснилось, что там тоже не получилось никаких видов, не навелась резкость. Хотя их, по сути, все равно не было, видов этих...

Народ пока не поднимается, мне одному тут скучно и зябко. Я не в первый раз на Караколе и знаю, где здесь тур: на западном краю купола есть камешки. Надо пока записку написать, чтобы потом не тратить время. В туре, ожидаемо, записка удмуртов под рук. Валерия Попова от 19 августа 2019 г. И полугода не пролежала нетронутой эта записка. Тут ловлю себя на том, что свою писать нечем: бумага и писало остались в рюкзаке в лагере. Что делать, зафотал мыльницей удмуртскую записку и закопал обратно в тур.

Записка Валерия Попова с вершины Каракола

В голову пришла ассоциация: Попов назвал свой августовский маршрут "Зимние грезы". Нам зима не пригрезилась, она тут у нас абсолютно реальная, данная во всей полноте ощущений! Сегодня 8 января - может быть, у нас вообще самое "зимнее" восхождение на Каракол за всю историю? А ну-ка, знатоки: кто ходил на Каракол зимнее нас, да не по стандартному пути, а по-новому, через Джетыогузскую стену?

Тем временем поднялся народ. Веревку эту еще одну все-таки повесили, а то у одного участника кошка развязалась. Климат на вершине не дал особо потусить, так что почти сразу пошли обратно. Как ни странно, на вершине ветер был гораздо тише, показалось даже, что погода налаживается. Но как только мы приспустились с купола обратно на гребень, там задуло опять в полную силу. Хорошо еще, самосбросы утром надеть догадался, и ноги в глетчеровских вкладышах не мерзнут!

Предпоследняя станция перед вершиной
Группа подходит к вершинному куполу
Слегка охреневший Коляныч на вершине
Альтиметр Коляныча на вершине

Еще какое-то время ушло на то, чтобы собрать веревки. В лагере мы наскоро пообедали, собрались, и на Плечо Каракола - валить отсюда, вниз, вниз, вниз!

Перевал Плечо Каракола (3А*, 5040)

Местонахождение: в главном хребте Терскей Алатоо, рядом с пиком Каракол 5281 к западу от него. Ведет с ледника Киче-Борду (бассейн р. Сарычат) на ледник Айланыш (бассейн р. Джетыогуз), либо Онтор (бассейн р. Каракол), смотря по какую сторону идти от отрога, примыкающего к перевалу с севера.
Координаты по GPS: N 42.1723944, E 78.4576861
Высота по GPS: 5040 м
Категория сложности: 3А*
Характер: снежно-ледовый, с ледопадом
Определяющая сторона: северная. Перевальный взлет с южной стороны незначительный, там находится обширное плато. При дальнейшем движении на юг в среднем течении ледника Киче-Борду имеется ледопад, сложность которого примерно соответствует 2Б.
Направление прохождения: с юга на север, по определяющей стороне на спуск
Перепад высоты по GPS: с севера 1000 м, с юга 100 м
Навешено веревок: 4 веревки по 50 м (200 м перил)
Время прохождения: 8-9 января 2020 г.
Возможные ночевки: с юга в перевальном цирке, с севера на перемычке Васильева, возможны также ночевки в ледопаде ледника Айланыш

Вид с подъема на Каракол во время предпровеса. Ниже перевальный гребень Плеча Каракола с тремя характерными пупырями. Спуск с Плеча на север осуществляется со 2-го пупыря. Между 1-м и 2-м пупырями видны два человечка - это мы с Иваном во время разведки спуска. Слева внизу место лагеря.

Наскоро пообедав после возвращения с Каракола, мы немедленно отправились на перевал. Куда в точности подниматься, было разведано еще вчера. Установка была: перемахнуть Плечо и спуститься до перемычки Васильева непременно сегодня, чтобы как можно больше сбросить высоту. Спуск с Плеча начали в 14:30, светлого времени оставалось мало. Важно было проскочить его грамотно и быстро, нигде не вляпаться в большие разломы с навешиванием перил.

Группа поднимается на Плечо Каракола

С Караколом у меня связано очень много, эту гору я знаю вдоль и поперек. Пошел вперед сам, первые несколько шагов на жесткой связке, прощупать спуск. Приемлемо. Под ногами фирн, немного мешают заструги, но нелавиноопасно, и держит даже без снегоступов.

- Как там погода, не распогаживается?
- Распогаживается! Все гаже и гаже!

Иван Сусанин пытается нащупать дорогу в метели

Ветрюган метет крупой прямо в морду лица, не дает нормально смотреть под ноги. Видимость хреновая. Под нами угадывается какой-то бергшрунд, но как его проходить, непонятно. Я помню, что на спуске надо сначала забирать левее, потом отклоняться вправо, а перед перемычкой Васильева снова влево, так обходятся зоны разломов. Проход через верхний бергшрунд находим почти наощупь. Затем протяженный спуск на полкилометра по высоте. Технически несложно, но напрягает буран. Поземка летит в глаза, плохо различается рельеф под ногами, из-за этого можно оступиться или проморгать трещину. Перед самым выходом на перемычку вдруг Ваня упал, отжался, мы не сразу поняли, что с ним. Оказалось, чуть не провалился в трещину, но в последний момент успел поперек распластаться.

Вторая связка спускается на перемычку Васильева. На дальнем плане в белой мгле угадывается силуэт вершины Каракола. На ближнем плане зияет черная дырка во льду - это трафарет по форме Ивана в натуральную величину.

Перемычка Васильева. Если Каракол зимой - это местный полюс холода, то перемычка Васильева - полюс ветров. Недаром Валерий Попов с группой в прошлом году целых четыре дня просидел на этом месте. Попов явно что-то знал, искал здесь магическое место силы. И правда, как только нога ступила на перемычку Васильева, по нам дунуло с такой зверской силой, что сразу стало понятно: оставаться здесь смерти подобно. Либо нахрен сдует, либо, наоборот, навечно примерзнем к гребню. Вообще-то мы собирались траверсировать отрог до перевала Джетыогуз, но в таких условиях это не вариант. Наша связка даже попробовала заглянуть на восточную сторону, в феврале 2012 там была мульда. Но сейчас нет ничего, голяк. Время 16:30, через час с небольшим станет совсем темно. Подошла малость приотставшая серегина связка. Ветер такой, что приходится практически кричать в ухо. Вот она во всей реальности ощущений, зимняя жестерка!

- Серега, смотри, какой расклад. Здесь жить невозможно. Но отсюда есть спуск на западную сторону. В 2012 нам хватило трех веревок до ледопада, там в мульде, за ветром, можно заночевать. Если ломанемся прямо сейчас, то до темноты успеем. Веревки можно будет снять завтра, мульда рядом.
- Показывай!

Быстро нашли проход к началу спускового кулуара, первым опять Артема отправили. Предупредили всех, чтоб ноговизной осторожно, камни чтоб не спускали. Повесили две веревки, в конце второй - бергшрунд с хилым, но переползабельным мостом. И вот она, мульда, вот оно наконец, условное затишье! Успели!

Начало спуска с перемычки Васильева в ледопад
Ночевка в ледопаде

Маленькое лирическое отступление о технологии приготовлении пищи. У нас была одна газовая горелка с 6-литровой кастрюлей и два "Реактора" по 2.5 л. Такое оборудование считается почти неремонтопригодным, поэтому мы взяли еще один запасной "Реактор" с самодельной подставкой, чтобы на крайняк можно было поставить на него и кастрюлю, не испортив девайс. К этому третьему "Реактору" захватили маленький полуторалитровый котелок на всякий случай - не весит ничего.

Варить зимой на газу на улице - дохлый номер, это делается только внутри палатки. Но даже в палатке котел снега на 9 человек на одной горелке не закипит никогда. Снег мы топили на реакторах, и готовый кипяток заливали в котел на горелке. Технологический процесс для непривычного (как я) напоминает пляски с бубном. Каждые пару минут надо высовываться из палатки наружу, куда мы клали большой мешок со снегом для кухни. То в один реактор снега миской нагрести, то в другой, то баллоны с газом с одного на другой перекрутить то подогреть эти баллоны. Прикол в том, что на полупустом баллоне реактор работает хреново. Чтобы такой баллон дожечь до конца, и приходится его греть, либо дожигать под горелкой.

Известно, что "Реактор" в закрытом пространстве может служить эффективным генератором угарного газа. Поэтому нужно регулярно проверять показания CO-метра и, как только они начинают расти, шире открывать вход. Разумеется, теплее в палатке от этого не становится.

Отдельный квест - разжигание реактора. По фэн-шую надо, чтобы у него раскалилась докрасна керамическая пластина. Но если поджечь просто так, то сверху голубыми язычками загорается газ, а керамика может так и не покраснеть. Оказывается, надо чиркать зажигалкой с особой ловкостью, искусно направляя искорки внутрь под сетку, и где-то раза с пятнадцатого удается проделать это успешно. Причем обычно из трех имеющихся реакторов легко разжигались какие-либо два, а третий (каждый раз разный девайс) почему-то подолгу не заводился. С горелкой никаких проблем не было.

Вдобавок, где-то в середине похода 2.5-литровый котелок от одного из реакторов прохудился. Из дырки подтекало, заливало сам реактор и не давало ему нормально работать. К концу похода дырка увеличилась так, что пользоваться стало уже совсем невозможно. Работали на одном большом реакторе и на маленьком полуторалитровом. А еще, прежде чем разжигать горелки с утра, надо было собрать со стенок палатки индий, иначе он потом потечет, и будет болото.

Кухня для варки еды на 9 человек

Лично мне казалось, что работать зимой на бензине значительно проще. "Шмель" или "Горын" - система надежная. Вышел на улицу, раскочегарил, набил котел снегом, поставил и забыл на 15 минут. Автоклав зарядил, опять поставил, и снова можно своими делами заниматься. Остальные в палатке спокойно спят в это время. Впрочем, у каждого своя религия. С чем-чем, а с кухней мы вполне справлялись, и эти несущественные головняки с реакторами на прохождение маршрута никак не влияли. Если не знать, что бывает иначе, то можно подумать, что именно так они и должны работать по технологии.

9 января с утра погода практически ясная. Но дубак конкретный. Уж не знаю, какая на самом деле была температура, зимой мы не берем с собой термометр. Зимой нельзя: созерцание столбика термометра, глубоко втянутого внутрь резервуара, деморализует и подавляет жизненные силы.

Сняли вчерашние веревки и в 9:00 повалили дальше вниз. Ледопад продолжался. За ближайшим сераком пришлось кинуть еще две веревки, и там был другой бергшрунд, через который пришлось прыгать. Каждый прыгал, как мог. Самая акробатическая прыгучесть оказалась у Лехи, он исполнил отскок спиной вперед с кульбитом назад через рюкзак.

Четвертая веревка в ледопаде

Плечо Каракола - перевал хороший и надежный, во всякий сезон. И хоть нас на нем слегка и потрепало, но на то он и 3А: не должна тройка-А совсем уж халявой быть!

Выход из ледопада Плеча Каракола

Оставшуюся часть ледопада распутали в связках. Последняя ступень обходится слева под Джетыогузской стеной, прямо у подножия недавно пройденного Кулуара Гор. Ба, а что это на тропе красненькое чернеется? Елы-палы, дык это же ванина верхонка, которую он сверху по Кулуару упустил! А вот здесь же и бутылочка, которую Коляныч просохатил! Потерянное снаряжение пролетело без задержки вдоль всего Кулуара и легло прямо на тропу. Прямо у финишной черты, можно сказать! Какой качественный бобслей, однако!

В 15:30 спустились на знакомую площадку с родничком. До заброски отсюда еще полдня подъема, но на одну ночевку продуктов хватает. Надо здесь передохнуть, в себя прийти. Жаль, солнышко только подразнило. Посветило и через несколько минут ушло за хребет. Опять не успели спальники подсушить.

Ночевка под Джетыогузской стеной
Пик Каракол и Плечо Каракола крупным планом
Пик Огуз-Баши на закате

Часть 3. Сквозь снежные лавины - к горячим источникам.

2-я и 3-я части маршрута на карте Завьялова. Отмечены места и даты ночевок. Если в тексте карта не читается, загрузите картинку в отдельной вкладке браузера.

10 января торопиться было особенно некуда. Сегодня нам только до заброски. Утром встали бодро, но все равно казалось как-то зябко. Я собирался здесь поменять глетчеровские вкладыши на "родные", чтобы поберечь их на черный день... да так в глетчеровских и остался.

Вышли в 8:40 и через четыре часа поднялись к своей заброске, к месту ночевки под перевалом Новогодний. Дальше сегодня не надо: следующий перевал Джетыогуз рядом, на ночь глядя там делать нечего. Сегодня только разобрать заброску, а перевал - завтра! Жаль, спальники опять не посушили: что-то солнце здесь в январе-месяце лучами не ласкает...

Были неприятно удивлены собственной физической формой: вроде и рюкзаки легкие, и акклиматизация есть, а темп набора высоты в этот день оказался ненамного быстрее, чем в начале похода, без акклиматизации и с тяжелыми рюкзаками. Мы ожидали, что легче сюда поднимемся.

Коляныч, раскладывая пуховый спальник, посмотрел его на просвет. Увидав там кристаллы твердого пуха, пересыпающиеся внутри, как в трубке калейдоскопа, он чуть не впал в истерику. Ох, зря Коляныч это сделал. Нельзя ни в коем случае зимой смотреть на просвет пуховый спальник - плохая примета!

Перевал Джетыогуз (2Б, 4250)

Местонахождение: в северном отроге Терскей Алатоо, разделяющем ледники Айланыш и Онтор. Соединяет бассейны рек Джетыогуз и Каракол.
Координаты по GPS: N 42.1850639, E 78.4405972
Характер: комбинированный, преимущественно скальный
Определяющая сторона: восточная. С запада перевальное плато, взлета нет.
Направление прохождения: с запада на восток, по определяющей стороне на спуск
Перепад высоты по GPS: 300 м
Крутизна: от 60 до 30 градусов
Навешено веревок: 4 веревки по 50 м (200 м перил)
Время прохождения: 3.5 часа 11 января 2020 г.

Седловина перевала Джетыогуз, вид с перевала Новогодний

11 января вышли в 9:15 и за ходку достигли седловины перевала Джетыогуз. Записка в туре, предсказуемо, опять от удмуртов под рук. Валерия Попова от 12 августа 2019 г. Холодно, сильный ветер, хочется свалить с перевала побыстрее. Руковод первым послал меня: дескать, ты здесь был, знаешь спуск.

Заход на перевал Джетыогуз
Вид с седловины Джетыогуза. Слева пик Джигит 5130, справа Каракол 5281.

В 10:15 я пристегнулся к перилам, вторым за мной Артем. Первая веревка - крутой и узкий скальный кулуар. Зимой здесь все вмерзшее, особо можно не опасаться. А вот что будет дальше - вопрос уже не праздный. У склона восточная ориентация, на таких склонах в Азии обычно наметает по уши снега...

Из этой характерной воронки под скалой начинается спуск с перевала Джетыогуз

Скальную веревку прошел, очистил из-под снега подходящий выступ, сделал станцию, бросил вторую веревку. Через несколько метров расширение кулуара, там - снег. Снег плохой, здесь очень круто, и непонятно, на чем он держится. Лавинная опасность cумасшедшая. Надо спускать принудительно, чтобы все это потом не съехало на нас сверху. Пробую сделать еще несколько осторожных шажков, с притопыванием. Чем дальше вниз, тем снег хуже. Но лавина не сходит.

Жопа!

Четырехсотметровый склон заряжен. И взведен, и приставлен к каске. Чтобы это понять, не надо рыть никаких шурфов. Это ощущается со всей сосредоточенностью сжавшегося в горсть очка. Еще несколько метров вниз. Кулуар постепенно расширяется, снега все больше.

Не сходит, зараза!

Топать по ней, как слонопотам, в надежде стряхнуть - опасно. Если бездумно нарушить доску, и она все равно не сойдет, то склон станет еще более неустойчивым, и будет еще хуже. Действовать надо наверняка.

Справа скальный выступ. Будем подрезать здесь, смещаясь под эти скалы. Может быть, она сойдет. Если нет, то вдоль скал можно будет повесить еще пару веревок. Правда, все равно непонятно, что тогда делать потом, когда скалы кончатся, а над головой останется висеть 150 метров этой доски. Хреново...

Блокирую веревку на рога спусковухи и начинаю подрезать вправо. Через несколько шагов склон выдохнул и пошел, пошел... Наконец-то! Я ждал этого момента. Линия отрыва метров на 15 выше меня. Я расслабил ноги, веревка спружинила и выдернула меня из снега. Тогда я принял позу глиссера и пропустил лавину под собой, стараясь в нее не занырнуть. В моменты стресса внимание сосредоточено, и вся последовательность событий протекает медленнее, чем на самом деле.

Когда лавина прошла, я победно отряхнул пузо, со знанием дела оценил результат и торжественно провозгласил матерное словосочетание, наиболее точно отражающее эпический масштаб и высокую результативность силы, которая только что прочистила нам дорогу. Артем с перестежки примерно видел, что происходило, остальные участники с седловины - нет.

Картина маслом после принудительного спуска лавины. Контраст на фотографии умышленно выкручен, чтобы эпическая сила была более заметна.

Дальше дело пошло! Третья веревка под скалами, четвертая прямо вниз. Снег после схода уже не проваливался, трещины забило, по следу выноса мы спустились до плоского ледника. Правда, первая веревка при сдергивании застряла, и участникам пришлось за ней чуть-чуть полазить.

Вид вверх с точки крепления второй веревки уже после принудительного спуска лавины
Вид вниз с того же места. В самом низу у серого пятна на леднике стоит человечек - это я только что дошел до края лавинного выноса.

Такой перевал Джетыогуз - классическая односторонняя двойка-Б, но иной раз может и пощекотать нервы. В снежное время года его надо ходить в направлении только с запада на восток, чтобы можно было при необходимости, как у нас, оформить принудительный спуск лавины.

Позади перевал Джетыогуз

Наскоро пообедав, за три ходки мы дошли практически до места слияния с ледником Восточный Онтор. Там оказалось незамерзшее озерцо, еще одна ночевка на жидкой воде.

В центре - пик Джигит 5130, справа - Каракол 5281

Перевал Онтор (1Б, 4040)

Местонахождение: в северном отроге Терскей Алатоо, идущем от пика Джигит 5130, разделяющем ледники Онтор и Кельтор (это два главных истока р. Каракол)
Координаты по GPS: N 42.1961056, E 78.5222028
Высота по GPS: 4040 м
Характер: осыпной
Направление прохождения: с запада на восток
Высота перевальных взлетов: 40 м
Крутизна перевальных взлетов: около 30 градусов
Навешено веревок: 2 веревки по 50 м (100 м перил)
Время прохождения: 13 января 2020 г.

Пик Джигит. Низкая седловинка слева от стены Джигита - перевал Онтор.

12 января вышли в 9 утра. Предполагалось, что мы быстро добежим до перевальчика Онтор. Но темп каким был низким еще позавчера, когда мы со скрипом поднимались под Джетыогуз, таким же и остался. Какие-то мы, как бы это сказать... потрепанные. Не мчимся, а едва ползем по маршруту. Причем никто особо не отстает и вперед не убегает, то есть активность снизилась у всех участников. Вроде и ночью нормально высыпаемся, и утром встаем бодро, но как только начинаем пахать - куда-то исчезает тонус в мышцах. Непривычное и неприятное ощущение.

И снег. Здесь он совершенно не такой, как был в соседней Джетыогузской долине. Его много, и он тяжелый и сыпучий, как песок. Плохо топчется, снегоступы в нем проваливаются и вязнут. Тропежка получается трудоемкой.

К обеду дошли до поворота бокового ледничка в сторону перевала Онтор. Летом ходят обычно через правобережную морену с ручейком и райскими ночевками. Зимой же в этом нет никакого смысла, только по курумнику снегоступы ломать. Зимой раньше всегда ходили прямо по леднику, он был ровный, и не надо было никакие бугры перелазить. Тут смотрим: ничего себе, боковой Онторский ледник потаял, отступил, потерял контакт с главным ледником, и на месте их слияния теперь огромная яма! Обойти яму оказалось негде, пришлось в нее спускаться и на той стороне снова залазить на нужный ледник.

В 15:45 подошли к перевалу Онтор. С западной стороны там шикарная стоянка в мульдочке под скалами, за ветром. Хоть перевал и нетрудоемкий, с ходу его решили не брать: далеко по той стороне все равно уйти не успеем, а сразу за перевалом ночевок нет. Перевал будет завтра.

Ночевка в мульде под перевалом Онтор. На заднем плане высится пик Джигит.

Вообще-то раньше мы хотели еще сходить на Джигит. Но, оценив свою физическую форму за предыдущие три дня, пришли к выводу, что этот "подвиг" будет уже лишним. Большая вероятность, что можем не потянуть. Не хватало еще застрять там и что-нибудь кому-нибудь отморозить...

Среди завхозовских запасов выявилась резервная упаковка сушеного борща. А у нас давно не было (кроме сала) никаких деликатесов. Добавили пол-борща в рожки с фаршем, и получился превосходный походный лагман. И хотя в классический лагман как будто свеклу не кладут, здесь она оказалась более чем кстати.

Походный лагман
Мировой закусон

13 января выход в 8:30. За полходки с легкостью вспрыгнули на перевал, там взлет микроскопический.

Группа на перевале Онтор. Единственная фотография за поход, на которой все девять участников. В январский дубак налаживать автоспуск чтой-то не климат...

Спуск с седловины по разрушенным скалочкам еще короче, но дальше... Сильно заснеженный склон, не слишком крутой и длинный, но справа над ним из-под Джигита висит... Перевал Онтор я ходил многократно и во все четыре сезона (зимой тоже), но лавиноопасным его наблюдаю единственный раз в жизни. Причем здесь принудительный спуск делать нельзя. Хоть участок под нами и не страшный, но, нарушив его, можно спровоцировать сход всего большого склона справа с Джигита. Достали веревки, зачекерились за большой выступ, и доброволец Иван пошел траверсом под скалами влево в сторону осыпи, где уже был выход на плоский ледник без опасности подрезать все на себя. Спуск закончили в 10:00, хватило связки из двух веревок.

Скользящие перила на спуске с перевала Онтор

Вот тебе, бабушка, и Онтор! Отродясь не было на Терскее более безопасного перевала, а тут и он неприятно нас удивил. Вот что значит: в нестандартный сезон держи ухо востро! С другой стороны, благодаря своей живописности, перевал Онтор украсит собой поход любой категории.

Северная стена Джигита
Стену Джигита я зафотографировал в виде панорамы из 39 снимков общим весом в 665 мегапикселов. Посреди черного монолита в левой части стены над каром заметен желтый скальный выступ (см. предыдущую фотографию). На следующей фотографии этот желтый выступ крупным планом.
На следующей фотографии еще более крупным планом верхняя часть этого же желтого выступа в масштабе 1:1 по пикселам. Если вдруг кому надо всю зимнюю северную стену Джигита в таком разрешении, говорите мне, я выложу куда-нибудь скачать. На risk.ru нельзя, движок поперхнется.

К обеду спустились ниже языка Левого Кельтора. До того у нас еще обсуждался вариант поинтереснее, с заходом за главный хребет, типа Эпюра - Украина или что-нибудь в этом ключе. Но увидав, в каком состоянии перевал Онтор, поняли, что на Эпюру, лавиноопасную даже в наиболее благоприятное время года, при ее северо-восточной ориентации, нам точно сейчас не надо. Однако вариант панического бегства - тупо вниз по долине Каракола - тоже не годился. Мы пока еще не такие дохляки, а главное, эта долина - единственная на всем Терскее, где нет горячих источников. Надо было через перевал прорываться туда, где они есть - в Алтын-Арашан. Через какой-нибудь, пусть не самый простой, но самый безопасный перевал.

После обеда, обогнув место слияния обоих Кельторов, начали набор высоты на правобережные моренные валы, туда, где перевалы Труд и Туристов Татарии. Костян был сегодня в ударе и пахал снег, как трактор. На склоне встретили останки крупного свежезадранного козла, видимо, жертву барса. В 16:30 заночевали на идеально плоской террасе, которая как раз в подходящий момент оказалась на пути.

Взгляд на пик Джигит с места ночевки
Ночной снегопад

Перевал Труд (2А, 4250)

Местонахождение: в северном отроге Терскей Алатоо, разделяющем ледники Восточный Кельтор и Чон-Узень. Соединяет бассейны рек Каракол и Арашан.
Координаты по GPS: N 42.2424333, E 78.5946528
Характер: комбинированный
Определяющая сторона: восточная
Направление прохождения: с запада на восток, по определяющей стороне на спуск
Перепад высоты по GPS: с запада 250 м, с востока 200 м
Крутизна: с запада осыпь 30 градусов; с востока первая веревка - скалы до 60 градусов, дальше лед, постепенно выполаживающийся до 30 градусов
Навешено веревок: 3 веревки по 50 м (150 м перил)
Время прохождения: 4 часа 14 января 2020 г.

14 января в 8:20 вышли с места ночевки в направлении перевала Труд. Почему именно Труд? Нам важно было найти приемлемый проход в долину Арашана, в сложившихся повсеместно лавиноопасных условиях. Именно Труд в этих местах - наиболее безопасен. Там на подъеме крупноосыпной склон западной ориентации. Благодаря благоприятной розе ветров, на этом склоне всегда мало снега. А восточный склон, наоборот, очень крутой, там если и лежит снег, обычно он легко принудительно спускается.

Распутывая моренные буераки, постепенно набираем высоту к перевалу. Снег по-прежнему тяжелый. Прошло пять дней, как мы спустились с Каракола, но все не отпускает ощущение какой-то холодовой усталости. Первые две недели все было нормально, а сейчас чувствую, что не могу как следует согреться. Вроде бы и нет экстремального мороза, и сам я не мерзляк. Но вот картина: на тело надето вообще все, разве что кроме запасных носков. Глетчеровские вкладыши все время на ногах, даже на ночь не снимаю. В теплых варежках, в пуховке под рюкзаком - и что-то как-то не жарко, тело совершенно не потеет. Холод чувствуется и по ночам. Спальник давно задубел, сгустки кристаллического пуха в нем греют плохо. Для тепла кладем в спальники пуховки снизу и сверху. По утрам на потолке толстые слои индия, и внутри спальника по стенкам тоже индий. Это постоянное чувство зябкости и пониженного тонуса напрягает. Зря, ох и зря же Коляныч тогда пуховый спальник на просвет смотрел, нельзя было это делать...

В ходке от взлета остановились на обед. Погода испортилась, снегопад. Вроде нехорошо идти на перевал во второй половине дня, да еще и в непогоду. С другой стороны, если здесь остановимся - а ну как за ночь снегу навалит? Тогда еще хуже будет. Нет, пока есть возможность, надо сейчас через перевал прорываться.

Подъем на перевал Труд
Групповое фото на седловине
Прощальный взгляд на Джигит и Каракол

Подошли к перевалу, сняли снегодавы, еще за ходку поднялись и траверсом гребня вышли на спусковую седловину. Время 16:00, спуститься успеваем, но запаса времени нет совсем.

- Жора, давай вперед, ты тут дорогу знаешь, разберешься!

Так. Кажется, Петрович решил назначить меня главным специалистом по лавинам. Ну что, все равно надо кому-то идти, а я этот перевал и правда знаю. Зимой 2003 мы здесь ходили. Помню, только бросили веревку с седловины, и от упавшей веревки сразу же лавина сошла, склон прочистила.

Вешаю петлю за выступ, заглядываю вниз. Снега по уши, как тогда, в 2003. Бросаю веревку. Но на этот раз лавина не сходит.

Главный лавинщик уяснил задачу и теперь с сомнением оценивает обстановку

Начинаю спускаться, как обычно, рядом со скалами. Первые несколько шагов еще ничего, но чем дальше, тем становится хуже. С каждым новым шагом проваливаюсь все глубже и глубже. По колено, по развилку, по пояс, по грудь, по подмышки... В какой-то момент ушел в снег уже по шею, и все еще нет никакой опоры под ногами. Это уже пугает. Надо что-то предпринимать, но что? Снегоступы? Нет, нельзя! Если засосет в снегоступах, тогда вообще не выбраться. А еще ведь может и лавина сойти, с собой за ласты утащить!

Блокирую веревку на рога спусковухи, ставлю зажим и пробую поджумарить вверх. Получается, но ощущения в этом безопорном пространстве... как у барона Мюнхаузена, вытягивающего себя за волосы из сугроба на перевал вместе с передней половинкой коня. Вытянул себя до по-колено и пошел спускаться дальше, стараясь отгребать снег, неуклюже шаркая ногами по склону задом наперед. Зажим оставил на веревке: понял что все равно буду снова тонуть в снегу. Так, пока прошел всю эту веревку, оставляя за собой траншею полного профиля, еще раза три вытягивал себя жумаром за волосы из сугроба, подобно знаменитому барону.

Траншея в верхней части склона, выше места принудительного спуска лавины. Далеко внизу виден человечек - это главный лавинщик, добросовестно выполнив свою работу, на конце выноса ждет подхода первой связки.

Снега просто дохренища, и в нем не чувствуется никакого сцепления. Непонятно, как он держится на таком крутяке, но лавина не сходит. Откопал справа на скалах подходящий выступ, повесил вторую веревку. Теперь будет еще хуже: идущие по предыдущей станут на меня снег наваливать. Как бы это половчее его спустить... Ниже выступ скалы, можно попробовать подрезать под него. Блокирую веревку и топчу траншею вправо. Есть лавина!

Этот принудительный спуск получился ловко, линия отрыва пошла не сверху, а из-под ног, рывка не было, и я устоял на ногах. Путь свободен! Подложка, которая была под лавиной, хорошо держит, ноги не проваливаются. Без всяких проблем дошел до конца второй веревки, где даже обнаружился лед, чтобы закрутить буры для третьей. Бергшрунд лавиной плотно забило, и его можно было спокойно перейти.

Спуск с перевала Труд. Контраст на фотографии умышленно вздернут, чтобы лучше было видно траншею и след принудительно спущенной лавины.

Как только спустились несколько человек, первая связка пошла вперед готовить место ночевки. Арьергард снял веревки и подошел в 18:10, уже в глубоких сумерках.

Перевал Труд подтвердил свой статус наиболее безопасного перевала в отроге, даже в сложной лавиноопасной обстановке. Да, его восточный склон сильно заснежен. Но, благодаря значительной крутизне и сравнительно небольшой протяженности, если и придется, как нам, спускать лавину принудительно, это не так уж трудно осуществить.

15 января, девятнадцатый ходовой день. Небо разъяснилось, на улице конкретный дубак и ветер. Но теперь нам только вниз, и ничто нас уже не остановит. Скорее в лес, в тепло, в Арашан!

Снежные флаги на Стене Аксу

Наконец, можно глубоко убрать веревки. Их у нас шесть штук. Одна динамическая - черная. Статических пять: две синих, две оранжевых и зеленая. Почему-то обе синих за поход мо многих местах порепались, а все остальные веревки в полном порядке. Интересно, как зависит износостойкость веревки от ее цвета, есть такая закономерность?

В меру покувыркавшись в снегодавах по курумникам, к вечеру спустились до первых елок, чуть выше слияния с Таштектором, откуда река получает название Арашан.

Снова в елках!

16 января выход в 8:25. Тропа по долине не протоптана, но мы и не спешим: при любом раскладе к вечеру доберемся до Алтын-Арашана. Примерно за ходку до него остановились на обед, чтобы явиться на курорт, как человеки, а не на последнем издыхании высунув язык на плечо. К концу обеда погода стала портиться, опять задул шквалистый ветер, полетела крупа. Но вот, наконец:

- Вижу много маленьких домико-о-ов !!!

Провозглашать "много маленьких домиков" у нас в клубе принято по традиции при виде первой населенки в конце похода, это связано с отдельной старой легендой. В 14:30 группа ступила на территорию Алтын-Арашана - самого аутентичного курорта на всем Терскее. Таких непуганых идиотов, как мы, здесь больше не водится. Двое зимующих сотрудников нам таким, да еще и спустившимся сверху, были удивлены. Пустили посушиться и переночевать в теплом доме с постелями, дали попользоваться кухней и кое-чем из продуктов. И, самое главное, все горячие источники были в нашем полном распоряжении. Супер-мечта горного туриста "Хочу сухие бахилы, и в ванну с горячими пельменями" практически полностью реализовалась (про бахилы и ванну с пельменями - другая бородатая байка из истории нашего клуба).

После двадцати дней в январском высокогорье это ощущается особенно остро. Вот она, оттяжка с прецизией, и в духе лучших традиций!

Еще вчера мы по спутнику созвонились с Ханиным и договорились, когда надо за нами прислать машину. Однако местным горным духам было угодно, чтобы завершение нашего маршрута было постепенным. Ночью пришел конкретный запердон и навалил на курорте почти по колено свежего снега. Стало ясно, что по серпантинам машина к нам не поднимется. Так что пошли мы 17 января, солнцем палимы, до самого низа своим ходом. Ханинский "Урал" ждал нас на выходе из каньона. Ровно через три недели ходовых, без единой дневки, активная часть похода благополучно закончилась. Аминь!

В долине Арашана

Не забыв отметить удачный поход, большая часть группы на следующее утро отправилась в Бишкек. И только отчаянному Колянычу не хватило последнего штриха. Он взял у Ханина сноуборд, целый день гонял на Каракольской горнолыжке и воссоединился с группой только под утро.

Северный берег Иссык-Куля
Каракольская горнолыжка
Коляныч на горнолыжке. Махнул, не глядя, снегоступ на доску.

Конечно, горный поход зимой - это не то же самое, что горный поход летом. Напрягов больше, лед тверже, да и солнца мы за три недели почти не видели. Но вот только не надо воспринимать зиму лишь как средство для противоестественного усложнения маршрута - дескать, вот какие мы крутые, даже зимой могем! Верно, зимой добавляются определенные проблемы, их надо иметь в виду и, по мере возможности, компенсировать тщательной подготовкой и целенаправленными действиями на маршруте. Но есть зимой и свои преимущества, которые стоит учитывать и обращать себе на пользу. И этих плюсов зимой не так уж и мало, например:

- Зимой все вмерзшее, и практически отсутствует камнепадоопасность
- Зимой долгие ночи, так что даже дежурному девять часов здорового сна гарантированы
- Зимой можно не бояться ни комаров, ни паутов, ни клещей
- Зимой зачастую более устойчивая погода, и не бывает дождя

Ах, да, чуть не забыл: зимой никогда не бывает жарко, и никакой опасности солнечного удара!

Разве что можно зазеваться и ненароком какой-нибудь член кому-нибудь отморозить. К счастью, как раз этого удалось избежать, никто из участников не пострадал, обошлось без зимнего членовредительства.

На сей мажорной ноте позвольте завершить повествование, и спасибо всем, кто смог дочитать аж до сюда!