Пишет Роман Губанов, 24.01.2021 09:31

Зимнее восхождение в Домбае на в. Семёнов Баши по центральному бастиону южной стены 3А категории трудности. (Альпинизм)DSC08643

Сразу хочу отметить, что ранее одним из участников восхождения, Михаилом Семеновым, был написан отчет и выложен на сайте. В нем много фотографий и немного информации о самом маршруте. Однако, я по-другому хочу построить свое повествование, т.к. не часто зимой хожу с клиентами подобные маршруты (довольно сложно, и желающих мало). Поэтому сильно хотелось описать в деталях наше восхождение, отметить определенные особенности именно зимнего прохождения маршрута и поделиться некоторыми выводами с теми, кто захочет сделать подобное, учитывая свои ошибки.

Зимнее восхождение в Домбае на в. Семёнов Баши по центральному бастиону южной стены 3А категории трудности. (Альпинизм)DSC08647 — копия

Где-то в начале декабря позвонил мне Антон, и попросил сводить его с другом Сергеем на какую-нибудь двойку-тройку в Домбае. Район преимущественно скальный и потому для зимних восхождений очень не прост. Из многолетней практики более-менее подходят маршруты южной экспозиции (их совсем немного), и это при наличии приемлемой лавинной обстановки. Договорились, что сходим Малый Домбай Ульген по маршруту 2А категории трудности. Более сложное я побоялся планировать, не зная ребят, да и зима - есть зима. Однако в день приезда ребят, 30 декабря, выяснилось, что пропуски им не оформили и маршрут отпадает. Надо было срочно менять планы. Что делать? Остаётся одна гора в близкой доступности, это - Семёнов Баши. Выбрать надо между единичкой с востока и тройкой «А» по бастиону, оба маршрута я ходил и зимой. Примерно представляю, что будет нас там ожидать. Предлагаю новый план Антону. Он, конечно, за 3А, так как, хоть и клиент, а хочет научиться чему-то большему, хочет поработать первым на маршруте. Меня, с одной стороны, как гида, это настораживает: доверить клиенту лидировать; но и радует, когда есть такие ребята с потенциалом и настроенные, со временем, самостоятельно ходить. Обещать ему лидировать я не могу, говорю, что видно будет на маршруте, по их работе, по времени движения. Ещё с нами очень хочет пойти Миша Семёнов (без сомнения, это хорошее укрепление нашей группы в суровых зимних условиях), и я, конечно, только «за».

Второго января выезжаем на УАЗе из Домбая в 6 утра. Расчёт на то, чтобы успеть провесить 2-3 верёвки по маршруту в этот же день. Хусей (наш водитель) желает нам удачи, и мы на снегоступах и с фонарями, проверив биперы, стартуем навстречу приключениям, которые подразумевает восхождение. В лесу снимаем снегоступы, снега очень мало, поэтому по крутой тропке проще идти в ботинках. Выходим из пихтача - снега больше, но я знаю, что выше крутые склоны между березняками почти сухие, поэтому топчу снег, чтобы не тратить время на надевание и снятие снегоступов. Это я разглядел ещё 30 декабря, когда скитурили в Алибеке по Большому кулуару. Постепенно проходим и берёзовые полянки практически по-сухому. Но дальше снега уже, в среднем, по колено, и конечно же, только снегоступы! Снег - сухой рыхлый песок, а сверху местами корка, в зависимости от положения к солнцу (тонкая или толстая), но чем выше, тем тоньше - это тенденция. Топчем, в основном, по очереди с Мишей, по мере сил помогают ребята.

Зимнее восхождение в Домбае на в. Семёнов Баши по центральному бастиону южной стены 3А категории трудности. (Альпинизм)DSC08634

Зимнее восхождение в Домбае на в. Семёнов Баши по центральному бастиону южной стены 3А категории трудности. (Альпинизм)DSC08641

Кстати, по снегоступам. У меня и у Сергея TSL 225, у Миши MSR FLASH, длинные и крепёж к ботинку ненадёжный, он мучается, ругает их. У Антона TSL Simbioz. Они под него малы, конструкция явно рассчитана на легкий вес, и за счёт многочисленных боковых вырезов, снегоступы гнутся во все стороны - на сухом рыхлом снегу, практически, нет надёжной опоры. Это я понял, когда стало жалко Антона, проваливающегося по нашим следам, и на очередном отдыхе мы поменялись снегоступами. Всё-таки TSL 225 – это классика! (крепкие, надёжные, может, конечно, тяжёловаты, но лучше я не встречал).

Антону стало получше, а мне похуже, но я легче его и чуть опытнее, в общем, справляемся, идём дальше. А снег чем дальше, тем рыхлее и глубже, топтать не легко! Решаю установить лагерь ниже, чем обычно, так как налегке будет легче вытоптать, иначе не успеем сделать провеску (всё-таки уже час дня). Ставим палатки, договариваемся, что мы с Мишей будем провешивать верёвки, а ребята помогут на подходе от палаток к стене: поднесут верёвки и потопчут следы.

Зимнее восхождение в Домбае на в. Семёнов Баши по центральному бастиону южной стены 3А категории трудности. (Альпинизм)DSC08646

Выходим около 15 часов, в 16 начинаем провеску. Нижняя часть совсем простая: примерно 1-2 категория. Ребята возвращаются к палаткам отдыхать, топить воду, готовить ужин. Миша навешивает первую верёвку, я вторую. Уже начинает темнеть, решаем третью не вешать (а зря!). Оставляем железо, спускаемся вниз, к ребятам в палатки, уже с фонарями. Они молодцы! Сразу нам чай, еду. А сейчас, говорят, каша будет готова гречневая - это всё Серёга! Такое отношение приятно радует; обычно, клиенты ожидают пока их накормишь – это, конечно, нормально, они сильнее устают, но и мы - не железные! Очень выручает Мишин реактор MSR, который он предусмотрительно взял с тремя баллонами, а вот мои две горелки подводят (резьба сорвана). Вечером на улице холодно, поддувает ветерок, но погода хорошая.

Встаём в 4 утра, завтракаем, заполняем термосы. Выходим в 6 утра. В 7 утра становится светло, мы начинаем лезть по провешенным перилам. Движемся двумя связками: я и Антон первые, Миша с Сергеем - вторая связка. Мне хорошо: я первый, почти не мёрзну, так как постоянно двигаюсь. Маршрут в отличном состоянии, весь сухой, только земля с травкой выше контрольного тура заледенела. Рюкзаки у всех довольно тяжёлые: все несут снегоступы (неизвестно, что ожидает наверху - на «крыше»), кошки; несём две лопаты, два зонда, у каждого литровый термос. Не доходя полки с контрольным туром, лезу левее выше (рельеф хорошо ведёт), далее всё равно выйдем на маршрут. Миша подходит, меняет записку, а я уже плюнул, думаю: не будем терять время. Спасибо ему за это!

Зимнее восхождение в Домбае на в. Семёнов Баши по центральному бастиону южной стены 3А категории трудности. (Альпинизм)DSC08650

После тура две верёвки по внутреннему углу, для меня всегда здесь несложно: много и зацепов, и распиреться хорошо можно. Пройдя крутой взлёт бастиона, выходим на полки, ведущие вправо.

Зимнее восхождение в Домбае на в. Семёнов Баши по центральному бастиону южной стены 3А категории трудности. (Альпинизм)DSC08655

Здесь встречаются свежие следы туров. Иду по пути, практически как летом. Дохожу до ключевого места: или как летом уйти в обход взлёта на гребне вправо, в мульду средней крутизны (но она сейчас сильно заснежена), или прямо в лоб по сухому, но более сложному скальному гребню. Решаю - по сухому. Довольно сложно, поэтому я оставляю рюкзак и налегке пролезаю эти участки. Сделав станцию и закрепив верёвку, спускаюсь обратно и забираю рюкзак. Конечно, на всё это уходит время, которого у нас уже не хватает. Я, приняв напарника, двигаюсь дальше, а ребята потихонечку жумарят по перилам. Все устали, темп движения медленный. Ещё одна простая верёвка по гребню - и вот она уже «крыша» рядом. Пока подходит Антон, на Мишином реакторе топлю снег, ведь в термосе уже почти пусто и у ребят тоже. А солнышко вот уже последнее, и говорит нам: «До свиданья!»

Зимнее восхождение в Домбае на в. Семёнов Баши по центральному бастиону южной стены 3А категории трудности. (Альпинизм)DSC08669

Становится чётко понятно, что по-светлому мы никак не придём. По рации слышны разговоры лыжников на Мусса-Ачитаре: после катания они возвращаются в гостиницу - счастливые! Обдумываю варианты, как быстрее уйти вниз на маршрут 1Б.

Зимнее восхождение в Домбае на в. Семёнов Баши по центральному бастиону южной стены 3А категории трудности. (Альпинизм)DSC08676

Зимнее восхождение в Домбае на в. Семёнов Баши по центральному бастиону южной стены 3А категории трудности. (Альпинизм)DSC08678

Справа много лавинных отрывов - это сильно настораживает. Хотя, конечно, зрительно направо смотрится просто и подниматься почти не надо. Но это путь по глубоким снегам, а внизу скальные сбросы. Миша вызывается пройти там первым, взяв на себя весь риск - а если он пройдёт, то и мы сможем. Но это совсем не обязательно, да и рисковать Мишей я совсем не хочу! Принимаю решение идти вверх, в сторону вершины, чуть правее. Там снега меньше, кое-где торчат скалы, камни. Наверху, в потемках, бегает тур, временами свистит- это у них сигнал опасности, боится нас! Проходим на снегоступах под скальный небольшой взлёт, далее нужно пройти без них. Уже стемнело, я переживаю: думаю, Серёга совсем устал, и сможет ли он идти нормально дальше? Собираемся все вместе. Я предлагаю, когда найдём подходящий снег, строить укрытие в снегу: с помощью палок, снегоступов и плёнки соорудить над снежной траншеей крышу и куковать до утра, периодически включая реактор, чтобы растянуть газ. Ребятам эта идея не нравится совсем, и они даже говорят, что ещё сильны и на многое способны (спуститься вниз). Говорю им: «Смотрите, вы устали, работаем очень внимательно, права на ошибку нет!» Продолжаем движение дальше. Я тоже устал: осторожничаю, иду медленно. Вперёд никого не хочу выпускать - боюсь не определят вовремя, если снежная обстановка станет совсем плохая. Тут сверху слышу чей-то кашель, удивляюсь: «как с верху, ребята-то все ниже меня?» А это, оказывается, тур кашляет - видно простудился, бедняга! А Домбай внизу продолжает праздновать Новый год, летят фейерверки - сверху хорошо видно. Погода отличная. Где-то вдалеке на востоке появилась красная луна, она низко и почти не освещает. Но фонари выручают. Камней становится больше, а я становлюсь спокойнее. Выхожу на восточный гребень, вершина близко. С северной стороны дует холодный ветер. Огибая скалы гребня с южной стороны, топчусь к цели. Вершинный взлёт! Снега намело ого! Сначала кулаками разбиваю ветровую корку, потом руками прорываю снег, и только потом можно наступить ногой. Перед гребнем дожидаюсь всех, зная, что наверху будет ветер и вымерзну; забираю железо. С предвершины гребень в отличном состоянии, снег почти не мешает. Ура! Вершина! Снимаем осеннюю записку Айдинова Умара. Время 21.40.

Зимнее восхождение в Домбае на в. Семёнов Баши по центральному бастиону южной стены 3А категории трудности. (Альпинизм)DSC08680

Мише говорю: «Ты ошибся на 20 минут: говорил, когда стемнело, что в 10 вечера будем на вершине!» Хорошо то, что сильно никто не мёрзнет, даже иногда тепло - это от движения. Я иду первым, Миша в конце снимает промежуточные точки, которые я периодически ставлю. Хоть и 1Б, но все устали, темно, ну и снег под ногами не улучшает трение. Ключевое место на этом пути - узкий скальный гребень, он сухой с южной стороны, где обычно ходим. Вот и древовидный кулуар, в котором снизу начинается маршрут 1Б с востока. Снега над кулуаром немного, видно лавина уходила, чуть виден заметённый снегом отрыв доски. Это радует! Вешаю петлю на большой камень. Миша уходит первым и далее следуют ребята. Я спускаюсь и продёргиваю верёвку. На гребне после кулуара попадаем в глубокий рыхлый снег, выручают снегоступы. С разделительного гребня между цирками спускаемся по старым лавинным отрывам. Идём без снегоступов- здесь жёстко и круто. Пройдя лавины уже в цирке, попадаем на глубокий рыхлый снег. Без снегоступов - не вариант. В 3.40 приходим к нашим палаткам. Никто не деморализован, не ноет! У ребят отменный аппетит - это и радует и удивляет: значит силы ещё остались! Вся еда, которая хоть чуть имеет влажность замёрзла: хлеб, хычины, икра, мандарины - в камень. Ложимся спать спокойно, теперь спешить некуда!

Проспали, наверное, до 11 дня. Неспешно собираемся и наслаждаемся оттаявшей на солнце едой и питьём. Солнышко, нет ветра, спешить никуда не надо - вот оно, счастье!

Зимнее восхождение в Домбае на в. Семёнов Баши по центральному бастиону южной стены 3А категории трудности. (Альпинизм)DSC08682

Потихонечку спустились в альплагерь Алибек

Зимнее восхождение в Домбае на в. Семёнов Баши по центральному бастиону южной стены 3А категории трудности. (Альпинизм)DSC08690

и на УАЗе приехали в Домбай, на чём наши приключения и закончились!

От всей души благодарю участников нашего восхождения за стойкость, осторожность и веру в гида! Участники: Егоркин Антон Геннадьевич, Коротаев Сергей Вячеславович, Семёнов Михаил Александрович.

А теперь я хочу сделать выводы, дабы другие, кто соберётся на этот маршрут зимой, не повторили наши ошибки. Я думаю надо выстроить такую тактику:

1 день. Подход из альплагеря Алибек в цирк под стену, установка лагеря.

2 день. Сегодня нужно провесить перила. Лучше всего до контрольного тура - это 3-4 верёвки. Две нижние можно совсем тонкие. Маршрут расположен так, что до тура проходит по теневой части в утреннее время, поэтому холодно. А после контрольного тура будет уже попадать восточное солнце и согревать. В этот же день неплохо вытоптать следы на снегоступах под спуск до кулуара, тогда можно не тащить снегоступы на гору.

3 день. Выйти рано, чтобы в 6 утра начать движение по перилам. В начале января в 7 утра уже светло.

И ещё. «Кот в мешке» - это крыша, насколько она будет не лавиноопасна? Так же часто опасен крутой подъём на разделительный гребень между цирками. Идти на подход минимум через 3 дня (а лучше больше) после снегопада, в зависимости от количества и состояния снега. Выбрать период с хорошей устойчивой погодой. Обладать знаниями по оценке лавинной опасности и соответствующим снаряжением (бипер, зонд, лопата).