Караташ, 6А,четвёртое прохождение

Пишет Парфёнов Александр, 21.11.2020 07:21

Караташ, 6А,четвёртое прохождение (Альпинизм)

Как сейчас помню: ветер валит с ног, ледяная крошка бьёт по глазам, делаю шаг: раз-два, раз-два, опираясь на инструменты, шаги, которые приближают в равной степени всех нас троих к вершине, до которой осталось каких-то 200 метров по вертикали, к возвращению в тёплый лагерь к печке с запахом и треском кедровых дров, к долгой 800-километровой дороге домой и улыбкам родных. Но это сейчас, на 4й день восхождения, 13:09. А как всё начиналось?

Изголодался я в этот год по горам. Чувствуешь себя как тигр в клетке или волк, или что ещё похуже. Как только случился этот дурацкий ковид, всё что нам осталось доступно – это бесконечные беговые, скальные, драйтулловые тренировки, - уже не плохо. В этот момент сложилась как-то сама собой очень приятная компания, не сказать, чтобы особо спортивная, но готовая на любой кипишь, кроме разумеется, голодовки. Дааа!, - примечательное было лето, все планы в больших и средних горах плавно летело коту под это самое, но мы почти каждые выходные лазили на скалах.

Осенью нервное напряжение стало расти: в отпуске почти не был, на скалах уже холодно, что же делать?!

И вот по старой мудрости, подслушанной на Южном Иныльчеке: «Будь готов, в кондиции, а случай и шанс всегда подвернется», у моих товарищей родилась идея: «что-то мы давно не посещали наш домашний район- Актру, а там и 6А есть, зимняя! (то есть ходить её лучше зимой). Сказано-сделано! После скорых обсуждений снаряги и закупки продуктов на ходу, мы вчетвером: я (ваш извечный покорный слуга), Лёха Сухарев (зампотыл), Макс Труфанов (идейный вдохновитель данного мероприятия) и Наташа Якунина (наш наблюдатель и просто девушка приятная во всех отношениях)) едем по дорогам Алтая, вбирая радость Свободы и поминутно останавливаясь по любому душе угодному поводу: знакомая пекарня, живописный поворот реки..

Караташ, 6А,четвёртое прохождение (Альпинизм)00078

Актру встретил нас радушием Барнаульских сборов (да, Антон Лежнев наш 4й член команды, ответственный за серьёзность подхода, потому что втроём, без Антохи у нас никак серьёзно не получается, уж извиняйте)), тёплой солнечной погодой и красивейшими вершинами Алтая.

Караташ, 6А,четвёртое прохождение (Альпинизм)00064

Караташ, 6А,четвёртое прохождение (Альпинизм)DSC09285

Караташ, 6А,четвёртое прохождение (Альпинизм)IMG_20201108_143602

Караташ, 6А,четвёртое прохождение (Альпинизм)00001

На всё про всё неделя, поэтому день гуляем, день забрасываемся, на 3й день надо лезть. Когда вернулись с заброски стало ясно, что полезем втроём: Антоху подкосила какая-то зараза, температура 38. Неунывающий Макс говорит: -Втроём же быстрее должно полезтись…!, - Ага, только баул с зимним бивуаком подрастёт!

…Раннее утро...вчерашние наши следы задул ветер, тропим заново, настроение боевое: погода «шепчет». Одеваемся под камнем (излишняя предосторожность: сама по себе гора в это время не сыпет). Сегодня лезть вызываюсь я: хочу полазить микстовые «огороды» и камины, оставив на завтра Лёхе монолитную часть стены.

Караташ, 6А,четвёртое прохождение (Альпинизм)YDXJ0411

Поначалу лезется не шустро, привыкаю к рельефу, к максовым инструментам Cassin, к своему телу в кошках и 5ю килограммами железа на беседке.

Начало маршрута- серия косых полок, соединённых достаточно крутыми внутренними углами и стенками. То, что издалека вызывало многочисленные диспуты в ориентировании, сейчас кажется очевидным. Но … не тут-то было: из двух кулуаров выбираем не тот. Сомнения добавляет местный швеллер с дюльферной петелькой, - не надо читать в рунах чтобы понять, зачем он здесь: либо кто-то тоже блуданул, либо кто-то решил с этого места распрощаться с планами и с горой.

Что ж, решаю лезть до полки, она читается, метрах в 10 выше. Делаю станцию, обозреваю: над головой нависающее, чуть выкручивающееся «пузо», рельеф образуют перья-отщепы, по которым не хочется лезть. Всё ясно: наш кулуар был левый.

- Лёха, закрепи, сейчас буду качать маятники.

Так мы потеряли 2,5 часа, 2 крюка и оказались на первой ночёвке по описанию. Пока Лёха докачивает свои маятники, лезу дальше по маршруту: в запасе 2 часа светового времени, можно успеть размотать хотя бы 1,5 верёвки.

Заканчиваю работу во втором от полки камине: на завтра Лёхе достаётся весь мёд и малина: нависающий узкий камин с бедным рельефом. Дюльферяю, по пути разбирая промежуточные точки. Сюрприз: на полке меня ждёт дом, красная палатка, почти под ключ. Немного об уюте: в Максе живёт благой демон домостоя: если оставить его наедине с бивуаком, он сделает идеальную площадку под палатку, протопчет или выложет в камне дорожку «по делам» и даже, если пространство для манёвра ограниченно, выдолбит в скале ручку, чтобы удобнее было залазить в палатку!

Лёха:

Как у нас обычно и происходит, на второй день мы сменились. Теперь моя очередь работать первым.
Когда лезешь на большую гору с палаткой, а не с платформой, ты всегда привязан к рельефу, к местам под ночевки и поэтому есть некоторый мандраж:
“Смогу ли я работать с достаточной скоростью чтобы успеть засветло к заветной полке? ”
Так было и в этот раз. В первую ночь прикинули что нужно преодолеть минимум 250м чтобы долезть до следующей хорошей полки. Причем первые 100м из этого пути позиционируется в описании как первый ключ маршрута.
Когда я посмотрел на то, что ждало меня выше станции в конце обработки, я озвучил Сане, что если все 100м предстоящих каминов выглядят так же, то я буду лезть их до конца дня.
Начало участка представляло из себя нагромождение чемоданов и саквояжей, через которые надо было как-то нырнуть в относительно монолитный камин. Все это висело прямо над станцией и охотно отзывалось на все мои манипуляции задорным бухтением.
Ну, как говорится: “Лиха беда начало”. Прокравшись в камин, я начал ползти по нему как контуженный уж, то забиваясь в узости, то выползая туда, где можно хотя бы вздохнуть полной грудью.
Страхуясь крепким матерным словом и иногда якорем в глухую щель, я таки преодолел ключевой камин, закрепил перила, с содроганием подумал о том, что предстоит испытать второму с рюкзаком в этом камине и полез дальше.

Караташ, 6А,четвёртое прохождение (Альпинизм)DSC09292

Далее и почти до конца рабочего дня рельеф был более простым, но не менее пикантным за счет совокупности развального рельефа для лазанья и относительно бедного рельефа под страховку.
После достижения места под ночевку, мы с Саней поскакали обрабатывать второй ключ на т.н. “Ледокол”, а Макс занялся обустройством места под ночевку. Площадки, которые строит Макс можно выкладывать на booking.com и собирать деньги за постой.
Не обнаружив рельефа после первых 8 метров стены “Ледокола”, мы с задумчивыми лицами побрели в сторону ночевки. Прямо от станции нас встречала мощеная тропинка, ведущая к идеально ровной площадке в два раза больше нашей аскетичной палатки.
Остатки вечера провели за выкладыванием сторисов в Инстаграм, звонками предыдущим
” проходимцам” и попытками понять почему рельеф не стыкуется с описаниями, старыми фото и показаниями очевидцев.

Саня:

Запрокидываю голову, чтобы окинуть снизу до верху «Ледокол», скальный исполин, 70ти метров в холке, метров 60 из них вертикальны или нависают. Выхожу на него как на битву с мистическим чудовищем: кто кого? Вчера по связи выяснилось, что первые метров 15 скалы рухнуло и меня ждёт новый, никем ещё не пройденный рельеф, точнее его отсутствие.

Караташ, 6А,четвёртое прохождение (Альпинизм)DSC09328

Начал, как водится, с дырок под скайхуки. Работаю над полкой, несмотря на то, что ни одна из моих дырок в граните ни разу не подводила, хочется забить шлямбур поскорее. После первого шлямбура чудовище как будто стало потихоньку слабеть: и мне не страшно и появился рельеф под крючьевую страховку: там якорёк в гнилую щель, тут вдруг удалось забить кованный лепесток: надёга! Всего на «Ледоколе» встретил что-то около 4-5 местных шлямбуров с ржавыми наглухо ушами и... ни одной дырки. Для меня остаётся секретом, как в некоторых местах они доставали от точки до точки, может люди были трёхметрового роста?!

Караташ, 6А,четвёртое прохождение (Альпинизм)IMG_20201112_084830

После «ледокола» в этот день было ещё много лазания, приятного и не очень: местами «калиброванные щели» под 4й-5й кам, а местами нетривиальная задача забраться на стол, заставленный всякой рухлядью, где каждый предмет не прибит и не приклеен))

На ночёвку встали уже в сумерках на гребне. Валит мокрый снег, перчатки примерзают к железу и верёвке, Макс устал как чёрт восползать с 30-килограммовым кулём из-под нависаний на стол, уставленный разными предметами. Но в душе уже греет близость победы, мы на гребне, гора уже от нас никуда не денется! Место под палатку комфортнее прежних: утрамбовали пятак 2,5*2,5 в пухляке, спим без касок и обвязок, с неба ничего не прилетит!

Караташ, 6А,четвёртое прохождение (Альпинизм)DSC09343

За вечерним чаем Макс делится впечатлениями: «Не припомню, когда в последний раз вот так же хорошо было!», - это после разговоров о смысле вот этого всего: холод, ветер, зима, трое на полке, а не в баре..

Просыпаемся с чёткой уверенностью что сегодня будем ночевать в тепле, это бодрит, как и тот ветер на гребне, на который при желании можно опереться.

Гребень трудовой: сначала комбинации заснеженных внутренних углов, вроде не круто, но страховаться не за что. Ещё одна альпинистская задача:

Караташ, 6А,четвёртое прохождение (Альпинизм)DSC09348

слева ледопад Тронова, справа снежная лопата со скальными островками. Вытягиваемся в 100 метровую связку, иду, готовясь на каждом шаге съехать по кулуару.

Ветер поднимает ледовую крошку и бьёт в лицо. Шаг, ещё шаг. Парни зарываются в глубокий снег со своими рюкзаками, они не 4ВД, как я с молотками. Успеваю подумать о том, что как хорошо подобран комплект одежды: вроде и не жарко одет, но ветер как будто где-то снаружи, а внутри тепло, если бы не крошка в лицо,- было бы совсем нипочём,- моя Сивера меня бережёт!

Караташ, 6А,четвёртое прохождение (Альпинизм)IMG_20201113_122124

Вижу мачту с примотанным к ней шаманским бубном! Вижу лучи солнца! Да, такую вершину нам надо, а не пару камней, приваленных друг к другу в «молоке». Выбираю веревку, подходит сначала Лёха, он на что-то зол, но это пройдёт. Макс как всегда жизнерадостен, другим я его и не видел. Памятное фото и скорей вниз, нас ждут все маленькие радости альпинистской жизни: тёплая комната, последние во всём ущелье 4 банки пива, которые нам достала золото-наблюдатель Наташа, но это уже другая жизнь, по горизонтали..

Караташ, 6А,четвёртое прохождение (Альпинизм)IMG_20201114_113135

С горой, мужчины!

Молодцы

супер!

Я видел как Сталковского принесли с нее с компрессионным переломом. Он сказал : Сталингад!. И Слава Коломин погиб на спуске с нее. Красиво, но ходить туда не стоит. Шестёрок много, а жизнь одна.

Компрессионный перелом это ещё не показатель опасности маршрута. Как он был получен? Кстати Сталковский консультировал нас по маршруту,онлайн. По мне маршрут не пойдет как первая 6А,лучше не лазить летом и...только.Низ Бегемота,который сейчас стало модно ходить намного развальнее.Сейчам зимой ничего не летело,не сыпало,сходило только то что ушло из-под ноги или зацепили веревкой.

Да,спускались мы по 2б,спусковой кулуар со Снежной,так что там тоже безопасно

Белуха несостоявшееся восхождение - триста комментариев. Караташ - состоявшееся, по крутому маршруту - шесть! Парни, с горой!

Что бы комментариев побольше была надо фотографий прибавить. А так прочитали, оценили. Согласились что зима сейчас в всех горах безопаснее. Летом везде летит безбожно. Рад что народ еще ходит на хорошие горы. Удачи

Да,согласен,инфоповод слабый,да, какой-то чувак сходил 17ю или 18ю 6ку в своей карьере,никого не кинули на бабки,никому не назло и вскользь не обмолвился как ему машала жить советская власть. А чтобы оценить событие надо ходить что-то подобное,так тогда и комментарии писать некогда))

Саня, фотки выкладывай)

Как Портвейн Массандра помогал при акклиматизации? Возникли ли разногласия между участниками восхождения при обсуждении объема необходимого акклиматизационного препарата?

Что тут комментировать? Никакого флуда. Схожено и написано очень красиво! С горой!

Для увиличеня комментариев. Можно обсудить стиль руководства в группе, правильно ли использовалось снаряжение. И можно ли пройти этот маршрут безопасно без старого ледового крюка, типа морковки.

С Горой!

Бойцы!

А про комменты, ну что писать, кто в теме, тот понимает, что это такое и что это серьезно и круто.

Да, и приятно осозновать что альпинизм не умер.

С Горой! Слежу за вашими успехами! Особенно рад за Леху Сухарева. Он влился в вашу команду не только из моего города, но и из моего спортивного клуба. Можно сказать, что в нем есть кусочек моего воспитания.

Пару слов о маршруте. Я считаю, что маршрут очень логичный и безопасный. За счет того, что бастионы по которым проходит маршрут как бы отодвинуты от основной стены, по ним сверху ни чего не летит. Упасть может только то, что уронил сам. Либо сдернул веревкой. На ключевых участках крепкие монолитные скалы, что крайне редко можно встретить на Алтае. Есть конечно и плиточная развальня, куда же без неё, в самом низу и в верхней части второго бастиона. Но там уже и лазание не сложное. Мне пришлось полазить на этом маршруте дважды. В мае, дай бог памяти, 1991 года мы (т.е. команда Кузбасса) полезли там первопроход. При этом, среди корифеев а/л Актру ходила информация, что кто-то когда-то там уже лазил и, что скалы на втором бастионе на столько монолитные, что без шлямбуров там не пройти. Мы этому не поверили. Не взяли с собой не шлямбуров, не скайхуков. Типа, не может на Алтае быть монолита без рельефа, везде развальня. В результате мы потрогали руками монолитную скалу без рельефа в начале второго бастиона и подюльферяли вниз. В феврале 2002 года мы пролезли третье прохождение маршрута. Первопроход сделали Алтайцы под предводительством Андрея Афанасьева, второе прохождение за Томичами с Саней Кириковым во главе. Так вот, не в мае, не в феврале по маршруту не упало не одного камня сверху.

Пару слов Диме Сальникову. Действительно был в моей альпинистской биографии печальный эпизод. Слетел я на северной стене Караташа метров на 15, повыдирав несколько ненадежных точек из развальни. В процессе полета крепко припечатывался к скале различными частями своего тела. Но не мог ты видеть, как меня принесли с компрессионным переломом, т.к. я спустился в лагерь на своих двоих, хоть и не без помощи товарищей. Переломов, к счастью, тоже не каких не случилось. Но синяки были знатные! Но вопрос собственно не в том, пришел сам или принесли. Вопрос в том, что это все случилось совсем в другом месте, мы лезли первопроход на Караташ по бастиону расположенному левее "левой штанины" (Троновы штаны- так называют ледник на северной ст. Караташа). Дело было в мае. И вот там сверху камнями бомбило очень серьёзно, сравнение со Сталинградом было вполне уместно. Но собственно к маршруту 6А по центральному бастиону С.ст. это все не имеет ни какого отношения!

И Слава Коломин погиб в нелепой лавине уже на спуске по маршруту 2Б. Этот маршрут на Караташ, один из самых популярных в Актру, по нему ежегодно ходят толпы людей. И этот несчастный случай не как не может говорить, о опасности маршрута 6А по С.стене.

Спасибо за разъяснение,исчерпывающе!

т.к. я спустился в лагерь на своих двоих, хоть и не без помощи товарищей. - Ну вот это я и видел...

с горой!

Саня поздравляю тебя и твою команду с первым местом на чемпионате Сибирского округа за это восхождение.