Белуха - несостоявшееся восхождение.

Пишет Сергей Чеботов, 17.11.2020 13:23

Коммерческий туризм, что же все таки на первом месте туризм или деньги? В этом году из-за короновируса сорвались все планы на лето. Надежда на то, что в августе откроют, как обещали, Киргизию или Непал, не оправдалась. Чтобы сезон совсем уж не пропал решил сходить на Белуху на Алтае.Интернете просто забит предложениями восхождений на Белуху. У меня даже мысли не возникло, что здесь могут быть какие-то подводные камни.

В реальности же оказалось, что восхождения на Белуху запрещены и уже не первый год. Об этом хорошо написано в статье на риски.ру.

К сожалению, этот пост я прочитал уже после возвращения с Алтая.
Компании организующие туры на Алтай прекрасно об это осведомлены, и сознательно идут на обман, поскольку рекламные объявления: «Восхождение на Белуху» хорошо работают. Причем у них выработана целая тактика развода.

Я созвонился с компанией «Extreme time», при первых разговорах с компанией меня заверили, что восхождение обязательно состоится, никаких проблем не будет. Через какое-то время, когда я уже распланировал поездку, выкупил билеты, сообщили, что восхождение возможно не состоится, так как пограничники ввели запрет. При этом давалось понять, что для компании это тоже неожиданное известие, и оставлялась надежда, что возможно пограничников не будет на маршруте, в таком случае восхождение состоится. Психологически все верно рассчитано, человек, настроился, надежда на восхождение остается, так что скорее всего он поедет. А если потом будут какие-то претензии, то можно будет сказать, что мы же вас предупреждали.
Конечно, придя на томские стоянки и узнав, что там с середины июля находится
стационарный лагерь пограничников, люди понимают, что их обманули. Но дело сделано, деньги за тур получены.

Сложно ожидать от компании, которая обманом заманивает людей на маршрут, что и дальше клиентов не будут разводить на деньги, и, собственно, сам тур будет хорошо организован и проведен,
Так у меня получилось и с компанией Extreme time.

Сбор группы в 18 час в хостеле, но компания попросила приехать пораньше, чтобы сделать окончательный расчет по поездке. Приезжаю к 17 час. Никого из руководства на месте нет, решаю оставить рюкзак и прогуляться. Но оказалось, что за возможность на час оставить рюкзак необходимо оплатить 400 руб! В информационном письме компании было указано, что если пользоваться инфраструктурой хостела, то нужно будет оплатить 400 руб. Но я никак не ожидал, что оставить на час рюкзак, это и есть пользование инфраструктурой хостела. Деньги небольшие, однако с первых минут остается осадочек.

Выезд группы был назначен на 18 час, но пришел автобус, не предназначенный для междугородних переездов. Замену автобуса пришлось ждать больше 2-х часов. Видимо заранее проверить какой автобус будет подан, никому не пришло в голову.

Первая часть маршрута - двухдневный переход по тропе до аккемских стоянок. Мы с собой берем продукты на два дня. Продукты на остальные дни похода отправляются на лошадях.

Лошади должны были прийти на аккемские стоянки в один день с нами.

Но лошади в этот день так и не пришли! Где караван, что произошло никто объяснить не может. Караван появился только на следующий день в обед. Из-за этого на день сдвигает график похода. В хорошую погоду мы сидим в лагере в ожидании лошадей. На следующий день погода портится и нам пришлось подниматься по леднику в очень сильный дождь со снегом.

На обратном пути на спуске от аккемских стоянок я поскользнулся на камне, нога попала под корягу, и я порвал связки. Это произошло вечером, гиды созвонились с руководителем компании, и он гарантировал, что лошадь с проводником выйдет на следующий день в 5 утра и к 11 часам подойдет к нам. Я очень благодарен гидам и ребятам из группы, ранним утром они пронесли меня несколько километров по прижимам и 9 утра уже были на месте откуда меня могла забрать лошадь.

Со мной остается один гид. Поскольку все были уверены, что вскоре подойдет лошадь, то группа уходит вниз, не оставляя нам ни продуктов, ни палатки, ни котелка.

Моросит дождь, Петр натягивает тент, разводит костер, делает все возможное, чтобы устроить меня покомфортнее.

Лошадь не приходит ни в 11, ни в 12, ни в 13 час.

К 15 часам Петру удается дозвониться до руководителя, тот говорит, что лошадь гарантированно вышла в 5 утра к нам. К 17 час выясняете, что никакая лошадь к нам не выходила!

Стало понятно, что нам придется ночевать на тропе. Петр сбегал в лагерь к экологам, который находился более чем в часе ходьбы от нас. Принес продукты, газ, благодаря ему у нас был горячий ужин и вполне приличные условия для ночлега.

Гиды, которые ушли вперед, тоже волновались, один из них – Антон вечером пришёл к нам с продуктами.

Не волновался видимо только руководитель компании Степанов А., который не нашел времени проконтролировать вышел ли к нам коневод с лошадью.

Коневод пришел в 11 час вечера. Он привез котлеты, лепешки, что-то типа угощения от компании. Мы с удовольствием ими позавтракали.

По приезду на турбазу меня попросили заплатить за эти котлеты и лепешки 330 руб. Деньги небольшие, но осадочек остается очень неприятный, то, что первоначально выглядело как "комплимент от компании", сейчас похоже на какой-то развод, я эти лепешки не заказывал.

Коневоду нужно оплатить 8000руб. У меня оформлена страховка, я созвонился со страховой компаний, они готовы вернуть деньги, только им нужен какой-то подтверждающий документ. Прошу компанию Extreme time сделать оплату через их счет, чтобы иметь такое подтверждение, но получаю категорический отказ.

Вообще это странно, компания организует экстремальные туры, вероятность травм в таких турах довольно высокая, и компания должна быть готова к сотрудничеству со страховыми компаниями.

Когда я на пике Ленина получил травму, компания "Ак-сай тревел" безо всякой просьбы с моей стороны организовала транспортировку на лошади, вообще не взяв с меня никаких денег.

Видимо потому, что там за организацию восхождений отвечает Владимир Иванович Сувига - известный советский альпинист, для которого на первом месте все-таки стоят люди, а не деньги.

Здесь же просто нужна была помощь в оформлении документов для страховой. Удивило категорическое нежелание, хоть что-то для этого сделать.

От Тюнгура до больницы в пос. Усть-Кокса нужно еще как-то добраться. Подвезти меня соглашается один из гидов за 3500 руб. Получается, что травмированный клиент, это еще одна возможность срубить немножко денег.

Позже дома я более внимательно посмотрел документы, которые мне выдавались компанией. Договор заключен с компанией ООО «Экстрим тайм», а все оплаты проводились на ИП Степанова или наличкой.

Похоже, что официально оплата за тур нигде не проводилась. В таком случае оплата гидам могла осуществляться только наличкой, и никаких официальных договоров на сопровождение групп с ними не могло быть заключено. Получается, что мы просто группа случайных попутчиков, не имеющих никакого отношения к Extreme time. И гиды видимо тоже случайно оказались в это время в этом месте и никакой ответственности за группу не несли.

К сожалению, сейчас многие компании, предлагающие коммерческие туры, в первую очередь думают о прибыли, и в самую последнюю о безопасности. Если компания не платит налоги, не проводит свои туры официально, то, когда происходит несчастный случай, компания думает в первую очередь не об оказании помощи клиенту, а о том, как от него откреститься.

Конечно же, есть и добросовестные компании, для которых репутация и забота о клиентах стоят на первом месте. На Эльбрус я ходил с компанией «Эльбрус тур», все было организовано просто великолепно в строгом соответствии с заявленной программой, и гид отработал очень профессионально, при этом стоимость была ниже, чем у крупных компаний.

Мой пост об этом походе здесь.

Обижаться на Степанова и Ex t - ваше право, но немного прокомментирую, как сторонний наблюдатель и как гид с Белухи. Ситуация с коноводами следующая - это местные деревенские ребята, алтайцы, с которыми сложно договориться. Они очень необязательны! И они знают, что лошади есть только у них и без работы и денег они не останутся. Они не имеют отношения к Степанову. И гид ЭкстримТайма не может ничего гарантировать в вопросах с лошадьми. Такова специфика этого места. Что касается форс.мажера, денег, доплат и т.д - это лежит в сфере этики. Степанов давно и серьезно работает на Белухе. Но всё, что касается отношений Гид-Клиент, лежит вне юридически обязывающих отношений. Чтобы было по другому, суммы должны быть другими. Знаете почему гиды на Монблан не водят дешевле 2400euro? Не потому что они зажрались. А потому что для того, чтобы перекрыть все риски и заработать, восхождение должно стоить не 500 евро...

"И гид ЭкстримТайма не может ничего гарантировать в вопросах с лошадьми. Такова специфика этого места."

Если гид или фирма не могут гарантировать этот момент, то надо его исключать, вообще-то. И решать вопрос заброски продуктов другим гарантированным способом. Сразу на весь поход с собой нести, например.

Белуха - не Эльбрус. Туда дороги нет. Только тропа. Лошади идут по соседнему ущелью через перевал. Гарантированный способ есть. Называется вертолёт. Килограмм до озера они забрасываю по 300р. Но готовы ли клиенты за свой рюкзак доплатить десятку?

А еще разводку с пограничной зоной прокомментируйте, пожалуйста

Это не разводка. Пограничники годами не обращали внимание на то, что альпинисты нарушают границу. В этом году они до начала августа давали сходить на гору, но принимали на спуске и давали мягкую административную статью с божеским штрафом. Так то за Белуху, если по закону, 2 года тюрьмы или 200 000 штрафа светит. Но потом ситуация изменилась, и пограничники в нарушение всех законов начали разворачивать людей даже с Томских стоянок. Это не законно, но видать им по шапке сильно настучали.

Да бросьте, с лошадьми вопрос решается на раз-два. Пришел вовремя, вот тебе тысяча рублей сверху.

Salnikov! даже не знаю как назвать...вроде уже не товарищ, но еще и не господин...

Рекомендую вам представляться - Частный Гид....коротко Чагид....

Я как нибудь сам разберусь, как мне представляться. Я в отличии от вас за погоняло не прячусь.

Практически всегда договор с алтайцами по использованию лошадей это рулетка. А чаще всего это полна ж.....а.

У нас все договоренности выполнили. Могу дать контакт, если надо.

Разумеется, ВСЕ коммерческие фирмы, группы и т.д. заточены на ДЕНЕЖНУЮ ПРИБЫЛЬ. Кто-то думал по другому? И таки да, ЛЮБЫМИ способами. Да, многим владельцам, руководителям этих фирм, компаний и т.д. плевать на то, кто и как ведёт от них людей на маршрутах. Все проблемы валятся на гидов, с которыми руководители фирм очно даже не знакомы. У многих фирм вообще никаких договоров ни с гидами, ни (тем более) с клиентами нет. И оплата чаще всего налом. Это для того, чтобы никто не мог им ничего предъявить в случае чего... Это что, для кого-то секрет или новость? Если люди клюют на коммерческие предложения, то должны понимать, что это может быть развод и лохалово. Есть и обратная сторона, когда клиентов не заводят на вершины по реально обоснованным причинам (из-за непогоды, не готовности клиента физической/технической/психологической), а клиенты начинают обижаться, предъявлять претензии и т.д., так как считают, что их обманули ввиду того, что не понимают реальной опасности, в отличии от гидов.

У Степанова не так. Он сам инструктор альпинизма и как гид за сотню гор сходил. Гиды у него вполне компетентны, в том, что касается восхождения.

С Андреем Степановым два раза ходил, очень неоднозначные впечатления. Третий раз точно не пошел бы.

Сложно говорить об ответственности, если у вас клиент с травмой без продуктов, без палатки лежит где-то на тропе, а вы даже не проконтролировали действительно ли коневод к нему вышел.

На перевале Титова очень небольшая площадка, на которой собралось 6 клиентов, гиды ушли вниз навешивать перила, не сказав клиентам встать на самостраховку. Когда я спросил их почему они этого не сделали. Мне ответили, там не опасно? Вряд ли это говорит о компетентности.

У степанова и его фирмы все очень хорошо, а КЛИЕНТ его обгадил. Все предельно понятно.

"Договор заключен с компанией ООО «Экстрим тайм»...

Стало понятно опасение руководителя Extreme time - Степанова, когда произошел несчастный случай, он беспокоился не о том, чтобы помочь клиенту, его лишь заботило, чтобы не показать какое-то отношение к этому туру Extreme time."

Что-то я не понимаю. Разве в тексте договора не сказано, что Вы клиент компании , которая организует Вам восхождение на Белуху в такие-то сроки? А что же там тогда может быть написано, чтобы из этого не было видно, что компания имеет к Вам отношение?

Если оплата по договору не проводилась, то и договор с таком случае не действительный. А оплата не проводилась, бралось налом.

Странная это идея - отдавать деньги незнакомой фирме за будущие услуги, не взяв с них даже расписки. Сами же себя подставляете.

я немного в шоке.
Ибо, до сего дня сильно уважал Сальникова, как крутого Гтуриста.
НО, после вот этих вот его оправданий некомпетентных, трусливых и (как оказалось) мошеннических действий Степанова - хозяина "Extreme time", "меня терзают смутные сомненья"
Увы, но налицо довольно лицемерное применение практики двойных стандартов.
Вот, кто из писателей и читателей РИСКа решится за кусок хлеба, отданного пострадавшему, взять деньги? А если ещё и учесть что пострадавший - твой подопечный? Но, оказывается, это и этого - можно оправдывать, тем что пострадавший - не товарищ по спортивной группе, а клиент, то есть - "кошелёк на склоне".

Все остальные аспекты: умалчивание о заведомой недостижимости обещанной цели (восхождение на вершину г.Белуха), неорганизованность доставки грузов, несвоевременная эвакуация подопечного пострадавшего, требование денег за санрейс вертолёта и даже разные юрлица для заключения договора и оплаты услуг - гадко, но уже, увы, привычно.

После этого, желание обсуждать здесь что всё бывает по-другому и не сильно дороже (а у меня поначалу для полемики таки были такие примеры) - просто отпадает и меркнет. Потому что, это уже мелочи в сравнении с затребованной оплатой "лепёшек" для пострадавшего.

Ответьте мне, кто-нибудь: почему как только человек становится "гидом" - правила взаимопомощи и соблюдения ТБ - просто перестают существовать для казалось бы нормальных людей?

Продолжайте уважать Сальникова - как крутого туриста. Я его однофамилец. Я не оправдываю Степанова и его гидов. Мне вообще на них похер. Просто я могу посмотреть на ситуацию со стороны организаторов и понимаю, что далеко не все претензии клиентов следует воспринимать как истину в последней инстанции.

Я бы на вашем месте, поменял профиль, и написал Имя, чтобы не было недоразумений.

Абсолютное большинство не заглядывает в профиль, кто есть кто.

И если честно, тоже разочарован вашими комментариями. В принципе изначально они и в других темах были неоднозначными...что наводило на размышления...

А теперь встало всё на свои места.

Защищаем " честь мундира" как говорится...

Законы бизнеса везде одни, только основную роль в них все же играет человеческий фактор. Если Босс "г...о" то думаю, что постепенно вся пирамида конторы превращается в это...

Чтобы быть нормальными или начать меняться в лучшую сторону, надо научиться говорить правду. И начать надо с себя...

Не кичиться сотнями походов, а быть человеком...

И так для инфы, всегда есть раздел непредвиденные расходы, прошло всё красиво, получили доп.прибыль и премии, нет, спокойно потратили "на лепешки"....

Хорошо что пояснил. А то я грешным делом подумал о САЛЬНИКОВЕ !!!!!!!!!!

Вы бы хоть в профиль заглянули - Жора подписывается полным именем и фамилией Георгий Сальников. А Дима только Salnikov фамилией, фото и вид деятельности у них в профиле есть.

спасибо, вы вернули мне веру в то что не всё так плохо как я думал.
очень рад за Георгия Сальникова.
однако, претензии ко второму сальникову в таком случае уменьшаются только на одну - лицемерия у него нет.

вдогонку, приношу свои извинения Георгию Сальникову, за то что невольно уравнял его с другим персонажем.

Абсолютное большинство комментаторов не имеет отношения к коммерческому альпинизму и не понимает специфики. Да даже не потрудилось прочитать подробный пост автора, описывающий экспедицию и суть произошедшего. Но сидит здесь и надувает щёки...

добро пожаловать на Риск.

Что конкретно Вы имеете ввиду под "не понимает специфики"? Какая суть специфики? Я прочитал пост автора внимательно. И мне много раз за последние годы предлагали разные фирмы пойти к ним гидом. Помимо этого, многократно общался с гидами и клиентами групп на маршрутах, имею несколько знакомых гидов, работающих на Эльбрусе, с которыми обсуждал все нюансы. Потому, прекрасно знаю всю эту "кухню". Знаю, как, где и кого набирают, что гидов, что клиентов. Знаю, какие там денежные отношения и "договора". Знаю, как замалчивают и скрывают НС и травмы. Знаю, как с клиентов вытягивают побольше денег, вписывая в туры несуществующие и неоказываемые услуги. Знаю, как объясняют благими целями любые "залёты" фирм и гидов. Всё это знаю и видел. Именно потому и не работаю гидом в этих фирмах, совесть не позволяет. А "щёки надувать" имею право, так как подобных ситуаций на своих мероприятиях не допускаю. Да, с таким подходом к людям, как у меня, много денег в горах никогда не заработаю, зато здесь нет обо мне подобных постов.

Ради справедливости надо сказать, что есть часть хороших фирм, где заключаются реальные договора, в которых всё расписано чётко, у которых реальная страховка в случае НС и т.д. Но, таких встречал крайне мало.

Страховка - это не компетенция гида. Участник сам себе оформляет медицинскую страховку. И спасать клиента - это не компетенция гида. Они на тропе, в 20 км от населёнки. Есть связь, есть МЧС, нет угрозы жизни и здоровью. Участника не бросили. Его на носилках принесли на бивак. Было тепло, сухо и была колбаса даже. Чая не было. Вызвали лошадь. И она пришла. Но не тогда, когда он её хотел бы увидеть. То что он 3500 за такси заплатил? А кто за такси должен платить? Ну вызовите Скорую в Тюнгур. Через неделю за вами приедут может быть. Хотите вернуть 3500 - связывайтесь со страховой и требуйте медицинскую эвакуацию. Поведение гидов, то как они шли, где находились и говорили ли встать на самостраховке на седловине перевала - это его субъективное мнение. Исключительно! Ну не понравилось это человеку, но криминал то в чём?

Неправильные слова говоришь, Фанкав.

Не надо хвалиться своей удачей. А то один такой хвалился, хвалился... и свалился.

Не дай бог, в твоей группе случится когда-нибудь серьезный НС с каким-нибудь участником. Пусть даже не по твоей вине, и не по вине участника, а по чистой случайности... камень на тропу скатился, например. Неважно, по какой причине - щеки быстро сдуются! И после этого еще потом долго надувать будет нечего.

так случилось, что я ходил на Белуху в 2016, и в этом году в июне мой друг успешно сходил. Так что, знаю немного обстановку там. И к И. Храбрых - никаких претензий ни от кого не было, до вас.
И таки да, ходили коммерсом, но без кидков и доплат. Всё зависит от уровня честности организатора. Просто, как всегда, горы обнажают в каждом человеке его главное:
если человек хороший - то в горах он ещё лучше,
а если человек дерьмо - то в горах он всех и всё обосрёт, как вы и ваш степанов, лишь бы с лавэ остаться, которое как известно не пахнет

Дык обсераете тут всех вы в основном. Я говорю только факты.

Вы тут все фантазируете: должен организатор - не должен. Организатор должен ровно столько, сколько написано в договоре. Нет смысла в обсуждениях, пока нет перед глазами договора.

Насколько я понял, человек в опасности оставлен не был, закон РФ не нарушен, все остальное в рамках договора. Контора сделала ряд действий, чтобы сгладить проблемы клиента - факт.

Степанов есть на риске. Думаю, рано или поздно он проявится и расскажет свою версию событий.

Сколько же можно? Одно за другим идут сообщения о скандалах с турфирмами в горах. Гибнут и страдают люди. Федерации туризма и альпинизма, которые вроде бы имеют специалистов в этой области и могли бы взять ситуацию под свой контроль, почему-то самоустраняются. А их члены всякий раз заявляют здесь, что "на самом деле все не так" и гиды и турфирмы ни в чем не виноваты или их невозможно призвать к порядку.
Что же делать? Надо добиваться от правительства резкого ужесточения законодательства. Получение турфирмами разрешений на занятие этим видом деятельности в МЧС и МВД. Обязательная регистрация всех гидов там же. Постоянный контроль за использованием этих лицензий. Уголовная ответственность гидов и владельцев и сотрудников турфирм за ЧП. Тогда будет порядок! Ведь горный туризм опаснее пассажирских автоперевозок, а там все это уже есть!

И Риск, в котором участвует большинство настоящих (а не по справочке!) специалистов по туризму и альпинизму, который неподконтролен федерациям, может взять на себя координацию борьбы за все это!

Только массовые расстрелы спасут Родину. Сейчас я только свой диван разверну в нужную сторону, пивась открою и как закроем эти псевдолавочки.

Надо. Надо. Кому надо? Той горстке кто здесь тусуется? Здесь нужна мощная инициативная группа с людьми заинтересованными в этом, кто разбирается. Кому это нужно. Я думаю сейчас в РФ осталось только туризм отрегулировать, а остальное итак норм.

Так что продолжаем рожать тысчу комментариев, ждем комменты про "пи_даболов" и выбираем положение дивана!

Да! Хватит это терпеть!)

Ну все как всегда. Какое отношение имеет ФАР к организации восхождений на Белуху. Она эта ФАР только для своих членов , число, которых три с чем-то тысячи. А, десятки тысяч о ней не имеют понятия. А коммерсам она вообще , КТО ?????????????

""...Только вот определить по информации в интернете насколько можно доверять той или иной компании очень сложно. Возможно, в этом могут помочь отзывы клиентов.""

Может много чего помочь, но начинать надо с себя. Со своего отношения. Кто служил в армии знает, там нет слова "украли", есть "пролюбил". Т.е виноват в первую очередь сам. Справедливо это, правильно, законно вопрос другой, нам сейчас не интересный. Важно другое - сам виноват, значит сам и исправлю. Надеяться, что фирмы должны заботиться о клиенте, холить его и лелеять, а не думать о собственной прибыли, как минимум наивно. Понятно, что плохое отношение к клиентам негативно скажется на бизнесе, поэтому важен баланс, но с нашими местными предпринимателями можно ожидать чего угодно. Говорить о необходимости проверки информации от них в иных независимых источниках наверное не стоит, это очевидно ( хотя автор, к сожалению, не проверил, вернее проверил когда было поздно). А вот о списке вопросов, который стоит задать фирме организатору скажу. Это конкретные вопросы связанные с организацией, оплатой, действиях в особых случаях, которые нужно задать дабы не приобретать кота в мешке. Получить ответ надо в письменном виде(почта, мессенжеры, соцсети) во избежании недопонимания, "забывчивости" и т.п. В результате я точно знаю - за это уплачено и могу требовать "ежели чо", это обещали за доплату на месте - "вот бабки ищите где хотите", а вот это - если будет возможность "ну на нет и суда нет".

Конечно может быть так, что денег не жалко - каждый волен распоряжаться своими средствами любым законным способом, почему бы не спонсировать различные фирмочки, тем паче у некоторых явная криворукость, да и с головой как то, по видимому не все в порядке. Получается инвалидам помогаем.

Но вот забота о собственной тушке вещь важная и нужная. В бункер конечно ее прятать не надо, наверное, да и возможности такой у большинства нет , а вот принять разумные меры к сохранению в исправном состоянии стоит. Если я правильно понял, автор уже имел опыт получения травмы и последующей эвакуации ( совет автору от чайника: обратиться к опытным инструкторам с просьбой проанализировать обе предпосылки на предмет выявления недоработок в подготовке и рекомендаций по устранению), однако сильно сомневаюсь, что задал конкретные вопросы и получил внятные ответы как будет все организовано если не дай бог что. У организаторов нет планов действия в особых случаях, нет планов по проведению соответствующих мероприятий, необходимых сил и средств - нафик таких организаторов.

Что касается поведения организаторов в данном конкретном случае, то после целого дня ожидания обещанной помощи, я бы позвонил в МЧС, а после возвращения в цивилизацию - заявление в правоохранительные органы. Дело по 238 может и не возбудят, но при должной настойчивости, крови попьют немало. Глядишь и что к лучшему изменится. А писать на форумах толку около нуля. Увы.

В принципе с моими травмами мне все понятно, на пике Ленина не я один травмы получал. Я про это писал. В данном случае расслабился, не концентрировался на ходьбе. У меня по этому поводу претензий ни к кому нет. По поводу подробных вопросов при заказе тура вы правы, видимо нужно как-то сильнее погружаться в изучение договора и договорных отношений.

Желание клиента за минимум средств, получить максимум услуг, входит в противоречие с желанием и возможностями организатора. Тут впору выпить за совпадение желаний и возможностей...))

Сгладить это противоречие сможет рост доходов потенциальных клиентов... Так что сражение с ветряными мельницами будет продолжаться...

Т.е. за 7 дней (2-8 сентября) "60 400 руб. по акции" это дешево считается?

Это не дёшево. Это обычный ценник для Белухи.

"Т.е. за 7 дней (2-8 сентября) "60 400 руб. по акции" это дешево считается"

Я ведь не о конкретике... а о тенденции...

Я писал совсем не о стоимости. Можно было найти предложения и по более низкой цене. Дать правдивую информацию клиентам о запрете восхождений на Белуху, вовремя оказать помощь травмированному клиенту, это не требует лишних затрат, вопрос только в порядочности.

Почему на Белухе так сложно с пограничниками? Почему там не как с Казбеком например? Сделал пропуск и пошёл, без всяких сложностей...

Риторический вопрос. Россия. Разумного объяснения нет.

Salnikov перечитал все что вы пишите. По мне любопытный, пишу - фрукт. Но в принципе вы правы- "ничего личного, только деньги". Зарабатываю как считаю нужным и все. Пошли все на.... Тут немного приврал, там, да так все мелочи, это же не кокая то госконотора с многими нулями.

А "чел", по вам он же слабенький, да и все жалобы от "слабоумия" (этого вы не говорили). Хотя по мне, за исключением ......, он почти сделал рекламу этой компании. Мало кто может оконца прочитать, фотографии красивые, а тонкости, кому они нужны

Москали, вы сами эти цены плодите. Вас разводят на 400 р. за рюкзак оставить и пошло-поехало. После Вас потом долго объяснять приходится, что мы не из Москвы.

Ну разумеется, надо было в торец сразу, просящему дать и всё бы устаканилось...

Вас ставят перед выбором либо таскать с собой рюкзак, либо платить. Я хоть и не из Москвы, но пришлось заплатить, не хотелось по городу с рюкзаком бродить.

Это как "кошелек или жизнь", но всегда есть третий вариант.

Написал на страничке Экстримтайм вопрос...пока тишина...

экстримтайм

вопрос к топикстартеру:

Сергей, когда Вы смотрели программу восхождения - там был пункт про вертолётную эвакуацию? или это уже более поздняя опция?

ЕТ

У меня была оформлена своя страховка, там входила эвакуация вертолетом, но в долине Аккема вертолет сесть не может, поэтому оставалась транспортировка на лошади. Это страховая компания тоже оплачивает, но нужны были подтверждающие документы. Я не просил у Extreme time оплатить за лошадь, я их лишь просил, чтобы оплатить им на счет, а они бы оплатили коневоду. В таком случае у меня были бы документы для страховой. При этом они могли бы увеличить сумму оплаты на величину налогов и каких-то своих других затрат. Но компания категорически отказалась это делать. Видимо из-за того, что официально это группа нигде не проводилась.

ну это смотря где произошло ЧП. Там вдоль тропы есть поляны на которые вертолёт сесть может. Да и, "альпинистская часть маршрута" - весьма условное понятие. Другое дело что это изначально получается фикция а не страховка, т.к. это мероприятие изначально было неофициальным, получается. пропуска в погранзону вы ведь получали индивидуально и регистрировали на погранпосту на берегу Аккемского озера тоже индивидуально, так?

Коновод не юр. лицо. Ему нельзя платить с чеком! С вас за лошадь деньги взяли отдельно?

Не знаю как в конторе Степанова, но, очевидно, что нужен нормальный договор. Клиент оплачивает, а турфирма оказывает сложную услугу, на результат которой влияет множество факторов. В договоре должно быть прописано кто что должен делать и кто за что платит, в том числе разного рода форс-мажоры типа забухавших коневодов и падающих ступеней от Протонов. Без юриста не обойтись и договор получится объемный, но ведь тот же ипотечный договор весь читают.
Тогда, в случаях подобном этому, можно ткнуть оппонента в соотв. пункт или оспорить по суду.

А что толку от даже нормального договора, если оплата по нему не проведена дОлжным образом?

естественно, нормальная контора с нормальным договором должна принимать оплату в соответствии с этим самым договором.

Я могу понять все эти схемы с - агрегатор, гид и клиент. Но мне кажется что не все измеряется с деньгами. Начиная от того что доброе слово не только собаке приятно, и заканчивая тем что агрегатор все же отвечает за людей, и гиды это ЕГО люди. А так получается после оплаты можно всех и прикопать. Все равно уже уплачено. Но ведь многие работают по такой схеме достаточно грамотно. Задумайтесь

Агрегатор крайне редко несёт за что-то ответственность, это его агрегаторская суть. Все пользуются Яндекс Такси (или чем-то аналогичным), хотя регулярно приезжает чёрт знает что. А Яндекс Новости не несёт никакой ответственности за информацию тех новостных агентств, которые он собирает.
Не думаю, что агрегаторы коммерческих туров в горы ведут себя как-то по-другому.

Мы тоже сходили на Белуху в 2016 году. Тут некий Salnikov как-то оголтело наезжает на Ивана Храбрых, в "полемическом запале" утверждая, что для того главное - бабло и упрекая его в пренебрежении ТБ.

Кто про что - а вшивый о бане!

Мы пересекались с Иваном на Аккемском леднике по пути на Томские стоянки. Он вёл отдельно порученных ему клиентов, хотя сам уже тогда называл себя "супервизером"и абсолютно неожиданно для нас, и (брехнЯ!!) бесплатно, щедро отсыпал нам изотоника. На леднике, под жарким, в тот день, солнцем, это было сравнимо с манной небесной, так как ледниковая вода почти не утоляет жажду. До того момента мы понятия не имели о подобных продуктах. У меня было чёткое ощущение, что после полстакана этого нектара, мышцы, буквально, наполнились силой!

С тех пор, мы сами регулярно берём сей "волшебный порошочек" в трек, утяжеляя этим свои рюкзаки и так же делимся с попутчиками. Наибольший эффект достигается, конечно, в жару при долгом употреблении талой воды.

Salnikov упрекает Храбрых в пренебрежении ТБ, попутно признавая, что тот вешает перила на Делоне. Не знаю, как там сейчас, но в 2016 году, каждая перильная верёвка крепилась на 1(!) ледобур. И если "поборник ТБ" пользуется сам и водит своих клиентов по таким перилам, то лучше ему сначала "вынуть собственное бревно" :)

А сколько нужно ледобуров на веревку?

А почему я не должен признавать, что он провешивает гору, если он её провешивает?! И что? Изотоника вам дал, поэтому 6 клиентов связывать на леднике не надо? И с палками на лавиноопасный склон идти в полдень? И сказать им кошки снять? Я позволяю своим клиентам пользоваться чужими перилами, только после того, как я сам их проверю, не нагружая.

Я имел в виду, что станция на одном ледобуре не делается, или я неправ?

Когда в первый раз проходил Делоне, там перила вешали прямо перед нами и крутили минимум 2 (два) ледобура, а может и 3, точно помню, что больше 1-го.

А если перила устанавливаются надолго, тем более надо дублировать точку закрепления верёвки. Не прав? Пусть люди, проведшие лучшие годы в альплагерях меня поправят. Как с "дюльфером" из моего поста.

А Вам, Salnikov, я указал на систематическое нарушение Вами ТБ при работе с клиентами. Но если, одного ледобура на верёвку на ледовом склоне, который большую часть дня освещён солнцем на высоте около 3 000 достаточно, тогда , я "прошу пардону" и прошу озвучить стандарты безопасной установки долгосрочных перил "согласно инструкциям ВЦСПС":)

Сергею Чеботову: сходил на Ваш блог. Оказывается, на Томских отстроили новый приют, взамен сгоревшей жестяной "палатки". Интересно, кто этим занимался? Возможно, денег дали погранцы, раз они плотно сели на маршрут?

А от часовни совсем ничего не осталось? Жаль, аккуратная такая была, стояла удачно. Около неё какая-то благодать витала ( в погожий, естественно , день).

На Белуху Вы не сходили, зато посмотрели и нам показали, что там, за Титова. Спасибо за фотографии.

Это приют компании "Высотник"

август 2020. от часовни ничего не осталось, только еле уловимый запах гари...

На томских стоянках пограничники живут в палатке... Поднимались к стоянкам в непогоду, поставил палатку рядом с ними, случайно услышал их переговоры по рации о том, что они пойдут тройкой к ББС второго августа. Вышел с кемеровчанами 1 августа... дошли до ББС. поспали сколько смогли и в ночь пошли на вершину. Задержали на спуске... "сопроводили" до Усть Коксы. Выписали штраф 3000...

Знали, что так будет - шли сознательно.

Да, я бы так не смог. Не настолько фанатею по горам.

Насчёт пограничного режим на Белухе, я предполагаю, что под формальным предлогом "погранзоны", ограничили "диких", неорганизованных восходителей-одиночек, коих в 2012 году я наблюдал, а с одним поговорил. Идут "самодельщики", расчитывая прибиться к какой-нибудь группе. Ну и количество НС было заметное, вертолёт всего один "Лесохрана", да и то, всё ждали, когда он сломается. Там ещё погода очень неустойчивая - Белуха сама её генерит. На Аккемских бочках МЧС даже транспорант висел со статистикой на 2011 год.

Но теперь и фирмы прижали. Видать - новые времена - новые вводные.

Цитата из бородатого анекдота.

- Ну я пошел, спасибо за угощение.

- Подождите, это еще не вся программа. Еще мордобой будет.

- Эээ, какой мордобой? Я не хочу в морду. Не надо мордобой!

- Надо! За мордобой уплочено. Фирма в полном объеме выполняет все обязательства!

Народ пошел какой-то... То в другом посте один деятель обулся неудачно. То здесь. И у всех какие-то странные желания... только заплатить, и чтоб за бабки все готовенькое. Не тренироваться, самому палец о палец не ударить, и чтоб все сразу, и самому ничего не делать, и чтоб государство гарантировало 100% защиту инвестиций!

И не понимают люди простую вещь.

Вы что покупаете? Гору? А в курсе, что там, на горе, обязательно прилагается бесплатная добавка, по акции - ЗАДНИЦА ! Коли заплатили за гору, то значит, одновременно уплочено и за задницу, без которой не бывает ни одна настоящая гора! Причем никакая не фирма, а сама гора вам задницу гарантирует. А уж в какой форме эта задница там подстережет - сие неведомо, задница многогранна и непредсказуема в своих конкретных проявлениях.

А уж кто не научился получать от задницы эстетическое (или эротическое) наслаждение - нечего тому в горах делать. За деньги, не за деньги, за спорт, за интерес... задница автоматически к любой горе прилагается!

Почти ко всем кто води в том районе претензия.

Напишите что восхождение возможно если не поймают пограничник. Можно без вероятности... Еще что будет администратора и штраф. Штраф в общем по барабану, но административка за нарушение погран зоны многим будет не в масть. КРИТИЧНО

А один бур на веревку, связывались или нет на леднике, за это уплачено

Пограничники уверили, что этот штраф ни на что не повлияет, и никуда не пойдет.

Но, сдается мне, больше в такую ситуацию попадать нельзя... мало ли что.

>А уж в какой форме эта задница там подстережет - сие неведомо, задница многогранна и непредсказуема в своих конкретных проявлениях.

Вот они, старые кадры, обязательно весь бизнес попалят :)

Спасибо, Георгий! Лучший коммент.

Ходили мы как то раз с Щербаковым в Фаны. Щербаков славен тем, что умеет просчитать практически все и ЗАДНИЦА в тройке у него очень маловероятна. Скучно без ЗАДНИЦЫ было настолько, что пришлось в последний день похода оступиться и на эту самую задницу поставить большой синяк. Да и то врач сработала быстро - спиртовый компресс снял отек.

В общем, если в походе не пришлось ничего преодолевать, то и вспомнить то потом особо нечего. Эх!

Георгий Сальников

Не совсем понятно вы это все к чему?

Мне 67 лет, я регулярно тренируюсь, 4 раза в неделю бассейн, 3 - 4 раза бег, летом велосипед, зимой лыжи. В 64 года зашел на Ленина. Я где-то написал, что было тяжело? Вопрос о том, что, если восхождения запрещены, то об этом должно быть указано сразу в предложении тура, и человек уже тогда сам решает идти ему или нет. В моей травме, конечно, я виноват сам. Но руководитель фирмы которая предлагает экстремальные туры, в случае ЧП должен делать все возможное, чтобы оказать помощь клиенту вовремя. А здесь он даже не проследил вышел ли коновод за клиентом.

Я уже не раз писал, что лошадь была у вас тогда, когда она и могла прийти туда, судя по таймингу. С чего вы взяли, что она могла быть у вас в тот же день? Если она груз 2 дня везёт на озеро, то, скажите, как она могла прийти к вам в 13-14-17 часов???! Я знаю не мало примеров, когда "уважаемые" гиды, реально бросали клиентов. И травмированных и посреди ледника, причём девочек. "Ну не разворачивать же 8 клиентов, ради тебя одной!" - фамилии называть не буду . Тут меня обвиняют, что я клевещу, по поводу того, что своими глазами видел. А слухи - ну они есть слухи. Правда моя знакомая после такого тура до сих пор хромает. Вас принесли, с вами были, вас вывезли! Ваша претензия, что не во время. Обоснуйте эту претензию! Покажите мне скакуна достигшего Прижимов за 5 часов?!

Да, Георгий! Сколько раз в горы не ходил, даже без восхождения, ЗАДНИЦА случается каждый раз, причём, что интересно, каждый раз по-новому. То есть: ты вроде бы не первый раз идёшь, снаряжение подбираешь более-менее подходящее, с учётом фин.возможностей, конечно, худо-бедно тренируешься, ан - вот ОНА! Откуда не ждали :)

Удовольствия, от этого, конечно, мало, но, если морально готов к чему-то этакому и физухи хватает на преодоление, то после остаются очень яркие воспоминания и приятное послевкусие:)

Насчет "постоянно подстерегающей задницы" это всего лишь измышлизмы....

Если бы так было на самом деле, то учитывая опыт путешествующих по разному рельефу, то 200 и 300 не куда было бы девать...

Да путешествия опасны, в любом районе на любом рельефе, но именно опыт руководителей и разумеется подготовка участников, помогает снижать эти риски к минимуму.

И "наезд" на ФанКав немного не аккуратен...

Дай Бог ему здоровья и многих лет безопасных походов!

Интересно было бы ввести "коэффициент опасности" на различные мероприятия коммерческих фирм..думаю когда клиент бы видел, например" что К=0,5 ( т.е. фифти-фифти) у той же Екстрим тайм при восхождении на Белуху или конторы из соседненго поста при восхождении на Эльбрус...то задумался бы...

Всем удачи и безопасных походов и путешествий!!!

Против Фанкава ничего не имею. Только наилучшие пожелания. А предостеречь попытался, потому что я суеверный. Хвалиться своими 100% безаварийными походами, в том числе будущими - плохая примета. Хочешь рассмешить господа бога - расскажи ему, какой ты всемогущий. Лучше бы эта примета никогда не сработала, но также лучше и не давать повода...

Говоря о заднице, имманентно присущей горам, я вот что имел в виду.

Мухи отдельно, котлеты отдельно.

Сальдо-бульдо, дебет-кредит, и все прочие кредитно-денежные, а также юридические отношения - это мы людишки здесь в городе для себя самих придумали, чтобы жизнь слишком простой не казалась.

Но гора про этот бизнес на ее склонах ничего не знает. И нашим юридическим законам не подчиняется, и привлечь гору к ответственности за задницу нельзя, и зелеными бумажками у горы перед носом махать тоже без толку. Договориться с горой - можно, за свой опыт, за интуицию (тот же опыт, только неосознанный), за удачу, наконец. Но никогда на 100%, и никогда ни за какие за деньги.

За пожелания спасибо! И за предостережение, они от опытных людей, таких, как Вы, лишними не бывают.

"Хвалиться своими 100% безаварийными походами, в том числе будущими - плохая примета."

Про будущие я никогда не загадываю, чтобы не накаркать. Будущее знать невозможно.... Остальное - черты личного характера. Есть люди скромные, я - нет. Есть люди молчаливые, я - нет. Есть люди безразличные почти ко всему и ко всем, я - нет. Есть люди - рвачи, лживые, двуличные и т.п. Я не считаю себя таким (но, со стороны виднее). Я человек достаточно прямой и честный. И из-за сочетания всех этих качеств, в темах, которые привлекают моё внимание, пишу много коментов, часто приводя собственные примеры.

Все наши приметы и суеверия у нас в голове...чем больше мы себе напридумываем и внушим, тем больше вероятность , что в какой-то момент это сослужит плохую службу своим же инстинктам...

В горах и в общем-то жизни все происходит по-другому...как не знаю...но по-другому...

Кому-то всё прощается, кому- то нет.

Георгий, я вас очень уважаю, за всё что вы делаете, поэтому и решил написать.

В остальном всё верно, надо быть готовым ко всему , возможно именно это и зачтется потом...

Зато я могу судить о ситуации с конями в этом году, т.к. проводил альпсборы в это же самое время. Это какая-то *опа! Поэтому я не удивлен, что коня искали долго, я удивлен, что его вообще нашли в это время.

Искусство организатора и руководителя так вести диалог с клиентом, что даже такие фарсможорные ситуации не выглядели в черном цвете. А лошади там могут быть проблемой и все же.

Вроде, не было еще:

мдааа. так себе отзыв-то. может есть положительные отзывы? Вообще, в сфере услуг сложно полностью и по всем клиентам выдать отличный результата. Поэтому негативных ситуаций не избежать, но очень важно как контора отрабатывает по этим случаям, вносит ли изменения в процессы.

"Это отзыв клиента, ответов руководителя и гидов не было, поэтому я воздержусь от комментариев на этот счет."

Если позволите выскажусь я. Работу врача должны оценивать пациенты, работу повара - едоки. Профессиональных туристов-гидов - их клиенты. И это правильно. В 100% случаев по данному топику, если представители компании здесь появятся, у них будет виноват автор статьи. Скажут, что слабый, технически не готов, вредный, конфликтный, недисциплинированный, старый, наконец. Или как здесь некоторые коммерсанты пишут, что "вы знаете сколько стоят такие услуги?"
Я думаю, что в такие путешествия случайный народ практически не ходит, ну может единицы. Как правило, люди уже бывалые в походах, понимают что к чему, но в силу разных причин не могут найти себе компанию по интересам и возможностям. Поэтому их не надо учить ходить в связках и одевать кошки. По прошлому своему опыту они знают сколько примерно стоит их путешествие. Естественно, делают наценку турфирме на услуги и организацию. По этому, когда оглашают ценник под 60 тыс. на Алтай, я бы тоже рассчитывал, что меня вынесут поломанного до "Высотника". И, совершенно точно, что организационные вопросы с погранцами будут решены.

Все зависит от людей! Кто честный, добросовестный и ответственный. А кто-то - наоборот! Правильное дело начинает Н.Степанов с перечнем турфирм.

Про себя: дважды был в Непале в качестве клиента, каждый раз с разными гидами и разношерстными участниками в группах. Оба руководителя - уважаемые гиды, каждый имеет свое имя (реально хорошее), ценники адекватные. Один гид сработал на УРА, второй реально нас кинул за 2 недели до вылета в Непал, но повезло неимоверно, нашли ему замену, с новым сходили тоже здорово и практически в 2 раза дешевле. Повезло!

+++ На обратном пути на спуске от аккемских стоянок я поскользнулся на камне, нога попала под корягу, и я порвал связки. +++

Видел по ссылке, что трекинговые палки был в списке снаряжения. Когда произошел инцидент палки использовались?

Если подскользнулся на камне, палки уже не помогут...это же не снежный склон...да и там фифти-фифти...лет в 25-35 может еще реакция и сработает...

У меня после спуска по этой мокрой тропе голеностопы месяц в Москве болели. Лошади месят грязь, между камней ямки с водой от них же. Обуви и ногам хана за один проход. Люди на ровном месте ломаются, или и тут есть претензии к пострадавшему?

А сапоги взять на подходы не вариант? Обязательно в высотных ботинках грязь месить?

Сапоги уместно для этого района, особенно в нижней части троп, но я был там в первый раз. Ходил в трекпиноговых кроссовках. Но думаю голеностопы вредил сапоги спасли, скорее альпинистские, но жаба душила ля спортиву одевать

Турфирма могла бы рекомендовать сапоги, если бы заботилась о клиентах. Гиды же знают состояния троп в этом районе, в зависимости от времени года.

Это уже придирка. Могла бы рекомендовать, а могла бы и не рекомендовать. Что там такого, что нельзя пройти в ботинках или кроссовках?

Подумаешь, грязь.

нормальные фирмы так и делают - предупреждают что будет грязь и много переходов через ручьи и речки. И либо кроссовки на выброс потом, либо сапоги. ходил в сапогах и не пожалел

Я там шёл в кофлах. Им от этого лучше не стало, но с ногами норм, и на подъёме и на спуске (с более тяжёлым мешком).

Правда на спуске (когда после дождей тропа превратилась в канаву с навозом) пришлось вечером долго стоять в ручье, чтобы клипсы расстегнуть.

Конфликтные ситуации между клиентами и гидами, возможно, вытекают из одной принципиальной проблемы. Из того, что та и другая сторона по-разному дает ответ на вопрос "Какова цель?"

Вот, например, почему крайне редко возникают трения на маршрутах в спортивном туризме? Уточняю, я не имею в виду тех, кто "выпускается в МКК" или "участвует в чемпионатах", а тех, которые по факту ходят в спортивном, некоммерческом, самостоятельном стиле. Во времена СССР это еще называли "самодеятельным туризмом".

Какая цель в самодеятельном (== спортивном) туризме? Цель - прохождение маршрута в дикой природной среде в автономных условиях. И на маршруте хороши те действия, которые способствуют его прохождению. Спортивные туристы не прописывают это простое правило ни в каких "договорах", это им не нужно, потому что общая цель - прохождение маршрута - стоит одинаково перед всеми участниками и руководителем, вся группа к одной цели стремится. Поэтому участники действуют сообща, друг друга берегут (а иначе, если кто сломается, то придется его спускать, или не дай бог вызывать винтокрылое или копытное такси, а это - все, конец автономного прохождения, группа не справилась своими силами, маршрут не получился).

Теперь вопрос: какая цель в коммерческом туризме?

Честно говоря, я не знаю, не копенгаген в этой сфере. Но чтобы предприятие было успешным, эту цель должны ставить перед собой все участники. Если, например, цель - получение прибыли от туристской деятельности, то хороши те действия, которые приводят к увеличению этой прибыли. В этом случае клиент должен охотно раскошеливаться, не требовать услуг сверх прейскуранта, ноги не ломать, а если и ломать, то только в том месте, которое рекомендовано принимающей стороной. И будет всем тишь да благодать. Может быть, цель иная - но и тогда к ней должны изначально стремиться все участники.

Я понимаю, может быть ситуация, когда одна и другая сторона разные, как любящие муж и жена (или как горный турист и задница) - они идут несколько разными путями, но все равно к одной общей цели и друг без друга не могут обойтись.

Но если гид и клиент - изначально антагонисты, если их интересы противоречат друг другу - такую семью не спасут никакие бумажки с печатями. Если низы не хотят, а верхи не могут - это, как учил Владимир Ильич, революционная ситуация. Такая система нежизнеспособна и должна подвергнуться разрушению, вопрос времени.

у "коммерсов" - немного но всё же сложнее.
посмотрите: многие из них (большинство) - нет гидовской квалификации, в лучшем случае - инструкторская. а это всё же разное. У некоторых (типа шабанова, кп, страхунетчиков и прочих) - нет и инструкторских.
так же - и в отношениях с клиентами. у одних - голое зарабатывание бабок на всём абсолютно, даже в условиях "жизнь или смерть" (вспомните как гиды Морневой выгнали Амирова из палатки на Эвересте https://risk.ru/blog/214480 , и она фактически одобрила их действия). другие - вытаскивают из зоны смерти "чужих" клиентов не прося за это ничего.
просто, надо быть людьми в любых условиях, а горы - они обостряют ситуации, для выявления человеческих качеств.

Вы вспминаете компанию страху,нет, скажу сразу я не поклонник коммерческог альпинизма,но посмотрите кто в гидах этой компании? сомневаюсь ,что кто-то ,кто пишет в этой ветке сможет им соответствовать

В данной ситуации я бы перефразировал приведенное высказывание: "Верхи не хотят, а низы (самостоятельно) не могут" ;о)

++ почему крайне редко возникают трения на маршрутах в спортивном туризме?++

Какая идиллическая картина. "Вашими бы устами..."

++Общая цель - прохождение маршрута - стоит одинаково перед всеми участниками и руководителем, вся группа к одной цели стремится.++

Цель , возможно, и одинаковая, но представления о том, что надо делать для ее достижения, могут быть очень разными. И это неизбежно вызывает конфликты разной степени остроты.

Хожу регулярно с 1983 года. Споры в группах бывают. Конфликтов не было ни разу. Спор никогда не доводил до ссоры.

Чем сложнее маршрут, тем сильнее обычно сплачивалась группа. После некоторых особенно задничных походов больше 20 лет прошло, и до сих пор общаемся с ощущением одной команды.

Пользовался логистическими услугами Extreme time в сентябре 15-года. Выбор пал на них, потому что у них был заезд группы в удобные для нас числа и мы решили сэкономить на логистике. В итоге мне их сервис совершенно не понравился. Микроавтобус из Новосиба в Тюнгур был старой и тесной развалюхой с неудобными сиденьями. Потом нас пытались напарить с ценой на лошадей, типа заплатить больше, чем это стоило для их группы. И мы тоже потеряли полдня в ожидании нашего багажа на Аккеме. И гиды их, чисто субъективно, по краткому общению, мне тоже не понравились, но поскольку на Белуху мы уже шли самостоятельно, это не имело значения.