Непридуманная ИСТОРИЯ. Самолет Р-10. Марухский ледник.

Пишет Хожалый, 01.11.2020 13:28

Возможно рисковчане помнят мой пост о том, как были установлены пилоты советского самолета Р-10, упавшего у Марухского ледника в ноябре 1942г. https://risk.ru/blog/216170 Тогда прямо в процессе обсуждения, что называется, на глазах у всех, Юрий из Иркутска в течение двух дней нашел внука одного из пилотов, проживающего в Санкт-Петербурге. Нил Подозеров (так зовут внука летчика) написал свой отзыв в обсуждении темы. Два дня – это феноменальный срок для такого рода поисков родственников. Но здесь как-то все счастливо сошлось.

В этом августе история имела продолжение. Я собирался плотно обойти Марухское направление боевых действий и на месте просмотреть на рельефе, как и что там происходило, исходя из тех данных, которые к этому выходу удалось собрать в документах РККА и вермахта. Заранее списались с руководителем экспедиции «Оборонная тропа» С.В.Телешовым из Питера. Сергей Владимирович удивительный человек. Педагог и подвижник, он уже много лет водит молодежь по местам боев на Кавказе. Устанавливают мемориальные доски, ремонтируют и восстанавливают разрушающиеся обелиски в местах боев. В 69 лет под своим внушительным рюкзаком стойко переносит все тяготы походной жизни. Вообще подобная походная работа с молодежью – это тяжкое бремя и огромная ответственность, и здесь я имею в виду людей, которые делают эту работу не из-за хлеба насущного. Может быть, поэтому таких подвижников единицы. Мы были знакомы только по переписке и в этом августе наши планы совпали и появилась счастливая возможность познакомиться с Сергеем Владимировичем и его командой поближе. В составе экспедиции С.В.Телешова на Марухский перевал (маршрут был согласован в самых высоких пограничных кабинетах) был и Нил Подозеров со своими двумя дочерьми Полиной и Вероникой. Внук хотел посетить место гибели деда и показать его следующему поколению семьи Подозеровых. С группой С.В.Телешова мы с моим напарником Виктором провели три последние дня своего маршрута.

Нил Евгеньевич Подозеров оказался очень интересным человеком лет сорока пяти. У него четыре дочери, двоих из которых он взял с собой в горы. Семья спортивная и тон здесь задает папа. Девочки вообще ощущали себя в горах, как в родной стихии. Кроме того, Нил, будучи энергетиком по профессии, оказался очень продвинутым технически человеком. Принесенным квадрокоптером он сделал уникальные снимки зоны Марухского ледника и окружающего рельефа, любезно поделившись ими с участниками экспедиции. Думаю, что такие иллюстрации в будущей книге, которая, надеюсь, состоится, будут очень информативны.

Посещение места падения самолета состоялось на следующий день после выхода на Марухский перевал. Обломки самолета находятся в кармане левой (орогр.) т.е. западной морены Северо-Марухского ледника чуть выше нижнего края его языка.

Вид с Марухского ледника на место с обломками самолета. На заднем плане Западно-Каракайский перевал. За ним зап.отрог вершины Марух Баши (это уже Абхазия). Стрелкой показан участок морены, за которым находятся обломки самолета. Сам Марухский перевал за правой границей снимка. Координаты места падения N43.22.101 Е041.24.322

С погодой в эти два дня везло. Видимо, Сергей Владимирович умеет договариваться не только с пограничной канцелярией.

Вид сверху на место падения самолета Р-10. Морена и сам ледник справа. Обломки растянуло метров на 100 по склону кармана. Группу сопровождали бойцы разведроты 34 горной бригады.

Авиабомба, судя по размерам, пятидесятка (поднять не пытался) без стабилизатора. Не успели сбросить.

Поршневая группа авиамотора. Как самая тяжелая часть, двигатель улетел ниже остального железа.

Нил Подозеров с дочерью Вероникой.

Молодежь из группы С.В.Телешова сыскала неподалеку красивый валун, расположенный чуть выше места падения на обширном плато, которое омывают два больших ручья, стекающих из-под Запално-Каракайского перевала. От места падения до валуна метров 300 примерно. На валуне и прикрепили загодя заготовленную мемориальную доску, заботливо принесенную ребятами.

Общий снимок на память. На разных подобных мероприятиях приходилось бывать, но вот здесь точно не было ощущения дежурности или парадности.

Нил Евгеньевич, Вероника (слева) и Полина Подозеровы. Будет теперь у этой достойной семьи свое особое место на карте. Будут новые семьи, будут дети и внуки, у которых, возможно, будет своя особая потребность прийти сюда.

После того, как основной состав группы ушел вниз, остались у памятного камня втроем – Нил и мы с Виктором. Вскипятили чаю, разложили принесенную снедь. Получились своеобразные поминки. Сидели долго. Поговорили о войне, потом о сегодняшних разных делах. Удивительно душевная оконцовка всей этой истории получилась среди такого покоя и вечной природы. Не знаю как парней, а меня там после всей этой истории как-то отпустило. Проняло, что называется, хотя спиртного ни капли не было. Нечасто такое состояние бывает. Да и крайний день в горах был и крайний день хорошей погоды.

Спускались к заставе и уезжали по дождю. Вниз от погранзаставы уезжали на пограничной технике. Колеса мерно наматывали хлябь дороги по долине Марухи.

Сергей Владимирович Телешов. До сих пор преподает в двух питерских школах, не от хорошей жизни, разумеется. Я сказал ему в шутку как-то в разговоре, что из-за таких, как он тружеников пенсионную реформу и провернули. Здоровья Вам, Сергей Владимирович, и многия лета.

В заключение снимок цирка Марухского ледника, сделанный ручным Карлсоном Нила Подозерова. Цифрой 1 обозначено место падения самолета, цифрой 2 –место валуна с памятной доской. Будет кто в тех местах, зайдите, вспомните добрым словом погибших, поклонитесь их памяти.

Координаты места падения N43.22.101 Е041.24.322

Координаты мемориальной доски N43.36.6745 E41.40.4423

Спасибо Юрию из Иркутска. Без него бы все это не состоялось.

122


Комментарии:
15

Дай Бог, чтобы память людская о героях и участниках минувшей войны не растаяла в народе, как кавказские ледники... И долгих лет жизни энтузиастам, на которых она держится!


8

ЗдОрово! Силы и здоровья на новые экспедиции и книги! Знакомый вид


11

Спасибо!
Очень правильная история


13

Спасибо, Саша! Прочёл не отрываясь. Такие публикации необходимы именно по горячим следам, не дожидаясь выхода твоей третьей книги.


10

Ещё одна семья узнала подробности и место гибели своего близкого человека в этой Великой войне. Ещё один человек перестал быть пропавшим без вести. Спасибо Вам за Вашу работу по восстановлению памяти о той войне и за Ваши книги.


5

Спасибо!


5

Пробрало до дрожи. Потрясающая история для всех участников. Для Нила и его семьи особенно. Спасибо за труды.


3

Очень показательный пример преемственности и связи поколений!

К ТС - есть ли точные сведения, откуда - с какого аэродрома -
экипаж старшего лейтенанта Подозерова отправился в свой последний полёт?
Я по имеющимся в доступе источникам таких сведений не нашёл.
Есть информация о дислокации частей нашей боевой авиации на 5.01.43 -
тогда 23 АП ВВС ЧФ базировался на аэродроме в Бабушера,
что в Абхазии, недалеко от Сухуми.
7 самолётов Р-10 тогда в полку оставалось.
Но это уже на начало 1943 года.
Можно, конечно, предположить - что и двумя месяцами ранее полк был там же.
Всё же небезынтересно было бы на этот счёт с точными сведениями ознакомиться,
если таковые имеются в поле зрения.


4

Интересный вопрос, Артур. Как-то это обстоятельство мимо прошло. Попробую поузнавать у спецов по авиации.


4

Спасибо! Это очень важно для всех. Для памяти.


6

Спасибо Александр!

Аж слёзы нааернулись....

Спасибо всем энтузиастам и подвижникам такого нужного дела!


6

Здравствуйте !

если-б знать, - попросился пойти с вами
живу совсем рядышком, - день ходу
я бы вам не помешал

Спасибо за Добрые Дела !
- Николай


6

Спасибо за сохранение памяти о тех замечательных воинах, что отдали свои жизни ради того, чтобы их дети и внуки могли жить на этой земле!


1

Координаты места падения правильно даны? Меня они почему-то в Абхазию уносят, за 20км от марухского перевала.


2

Соответствие координат сам не проверял. Координаты места падения дали поисковики из Башкирии, которые были на месте за 2 недели до нас. По этим координатам Нил в первый же день нашел место падения. Координаты валуна с памятной доской определял сам Нил Подозеров.


1

Координаты места падения самолёта вроде бы соответствуют действительности -
проверил по своему GPS-навигатору и по интернет-ресурсам:
расхождения незначительные, но однозначно - левая сторона Марухского ледника.
Интересно, правда, почему немцы в 1942 году определили как
"... севернее Марухского ледника" (https://risk.ru/blog/216170)?
Ошиблись, что ли, или что там они имели ввиду?

А вот с координатами мемориальной доски - какие-то нелады:
(Координаты мемориальной доски N43.36.6745 E41.40.4423).
Может, разделительные знаки (точки) после 36 и 40 там лишние?



2

Вот недалеко от Клухора тоже мемориал из обломков самолета.


2

"Вот недалеко от Клухора тоже мемориал из обломков самолета."

Под Кичи-Муруджу есть тоже обломки. Это тоже в сторону Клухора. Фоты только плёночные.


3

да, это и есть Кичи-Муруджу. Посмотрел, мы как раз в Гоначхир спустились.



1

Жаль обычным людям, даже имея пропуск, попасть в те места будет крайне затруднительно...


2

Если говорить о территории заповедника (Кичи- и Улу -Муруджу) то затруднительно, но не крайне. Просто нужно в заповеднике пропуск оформить. Ходят люди. Если о Марухском леднике, то вообще не проблема. Обычный погранпропуск и в путь. Там только выход на ГКХ запрещен, а так гуляйте, где хотите.


2

Да. На Кичи-Муруджу попасть реально. Тропа, правда, зарастает, если долго никто не ходит. но выше, по камням. уже проще. Памятник находится на второй, кажется, ступени, ближе к перевалу. Если снизу - прямо-направо.))) Билетик в заповедник раньше брали (покупали) прям в будке у шлагбаума. Когда предыдущий директор был жив. Сейчас не знаю. На машине можно подъехать по хорошей дороге прям до начала тропы.)) Чуть дальше Форельного озера.


0

Согласен, несколько раз пытался пройти, но заповедник не дал добро))) Крайний раз зашел к Боку в кабинет, но он упрямо стоял на своем и не пустил, как-то так. Наверное нужны весткие основания для прохода, а не просто туризм.


2

Спасибо за вашу работу!


1

Еще в 1970-х читал, что значительная часть защитников перевалов погибла просто из-за незнакомства с особенностями жизни в горах. На Южно-Марухском леднике, сразу после поворота напротив пер.Марух с левого (ор) склона сошла лавина, накрыв отряд матросов 200 чел. Они шли подрезая снежный склон.

Как погибли лётчики? Низко летели, что их сбили из стрелкового оружия? Или их сорвал в штопор порыв ветра? В любом случае, летать в горах и летать на равнине -- это две большие разницы.

Тогда в 1970-х, слышал разговоры, что перед войной были расформированы подразделения с альпинистской подготовкой.

Нюрнбергский процесс проведен. Но, не проведен наш внутренний процесс об "ошибках" в подготовке к войне с немцами; и об ошибках в процессе ведения войны. Ведь говорили же тогда, что каждая "ошибка" имеет ФИО. Но, до сих пор получается как в песне: "Генеpалы все долги свои отдали, И медали понадели, и на пенсии давно. Генеpалы мирно ходят гоpодами. И не помнят этой pоты, и не помнят ничего".

.================================================.

Гляжу на фотку DJI_0863 – грустно о прошедшем времени. Куда делся ледник?! Кто теперь вспомнит, что ниже этого ледника, на бараньих лбах была база ростовских гляциологов? В 1975-м она жила-действовала.

Кстати (не в обиду), фотка Р8200341 – это не Северо-Марухский ледник.


8

Начну с конца, с Вашего заявления о том, что первое фото поста 8200341 - это не Северо-Марухский ледник. Жаль, что Вы не предложили свою версию. Очень было бы любопытно узнать с какого ледника можно снять Западно-Каракайский перевал с такого расстояния. Наверное и Марух Баши на заднем плане - это не Марух Баши.

Про 200 матросов на Южно-Марухском леднике - это, видимо, из "Тайны Марухского ледника"? Это красивая былина, не более того. Южно-Марухский ледник - это очень сложное ледовое образование, чего бы на нем 200 матросов делали? Но дело даже не в этом. Такое количество снега, которое образовывало лавины, в 1942г. в тех местах скопилось только лишь после снегопадов во время циклона 15-18 октября. До этого времени лавинам там было идти не с чего - снегопадов существенных не было. Но штука в том, что указанное Вами место и до 18 октября, и после было немецким тылом. Их позиции были гораздо ниже в долине реки Южный Марух. Поэтому присутствие отряда моряков в 200 человек в этом месте после 5 сентября (даты захвата Марухского перевала немцами) - это из области фантазий.

А вот с тем, что разбор ошибок РККА в ходе войны не произведен, соглашусь с Вами на 100%. Это отдельная тема, но очень похоже на то, что если завтра война... , грабли, на которые будем наступать, будут теми же самыми.


4

вот такую панорамку залью, чтобы было понятнее место съемки Р8200341



3

Кстати, о гляциологах. Место их лагеря мне не было известно, но память о себе гляциологи оставили богатую. По всему Северо-Марухскому леднику дерева, как на дровяном заводе: рейки, доски, какие-то бруски разных размеров попадаются постоянно. Трубы стальные тоже попадаются. В одной мульде ближе к Северо-Каракайскому перевалу даже алюминиевые трубы встретились диаметром 80-100мм. неслабой длины.

Но по сравнению с другими местами, где, к примеру, бытовали геологи, все это очень скромно. Вот те после себя оставляли на память поколениям немеряно железа. На одном из перевалов в Абхазии стоит большой токарный станок, а уж про всякие керны, рельсы, остатки вагонеток возле штолен не говорю.



4

327502-670


0

Что скажу? -- Скажу, что я неправ с фото 8200341. Меня сбила с толку левая (ор) морена (под стрелкой на фото 327502-670). В 1977, 1978, 1980 и 1988 её совсем не было видно. Она создаёт впечатление того, что л.Северо-Марухский -- это долинный ледник. А таким в 1970-80-е он совсем не казался. ...........................................Станция ростовских гляциологов существовала до 1980 г. В зиму 1979-80 гг. её чердак был забит наметенным снегом. Так что, ночевали мы в ней развесив в комнатах полиэтилен под потолком; а в 1977-м ночевали по сухому. Кстати, было еще одно строение гляциологов; почти под пер.Северо-Каракайский. Строение из фанерных щитов. В 1978 оно было полностью забито снегом. Вполне возможно, что у меня неадекватные представления о Северо-Каракайском леднике. Потому что, он стаял. И -- главное -- я там был в майских походах.

А что касается гибели отряда моряков -- я поверил. Потому как тот склон очень лавиноопасен. Мы там дважды спускались (в 1977-м и в 1980-м). И дважды пересекали полосу нагромождений-сераков от сошедших лавин.


1

Что-то чудеса какие-то происходят при попытках разбивки одного абзаца на два абзаца.


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru