1978 год. Памирские плато «Планеты»

Пишет Ян Вал, 29.10.2020 12:42

Здесь — рассказ об одном из самых выдающихся достижений ростовских туристов — памирском походе 1978 года. И немного предыстории.
Автор-составитель, как большинство читателей, не застали эту эпоху — великую, но уже ставшую историей. Но, надеюсь, не канувшую в Лету. Поэтому буду особенно благодарен за комментарии старших товарищей — тех, о чьих свершениях идёт речь в статье.
Кстати, сегодня день рождения ВЛКСМ. Специально не приурочивал, так уж получилось.
Рассказ проиллюстрирован фотографиями Евгения Толстых (кроме фото группы
Берзиньша).

Памирские плато. Начало

Семидесятые годы — золотое время советского самодеятельного туризма. Сотни тысяч туристов, тысячи походов, охватывающих практически все — за редким исключением — труднодоступные районы Советского Союза. Одним из этих исключений были высокогорные плато Памира — плато Правды и Памирское фирновое плато (ПФП) — высокогорные горизонтальные поверхности значительной площади, расположенные на высоте порядка шести километров над уровнем моря среди острых гребней и глубоких ущелий. Плато обрываются крутыми склонами с относительной высотой до двух километров. На поверхности — снежный и фирновый покров, толщина которого измеряется многими десятками метров. Ширина обоих плато от полутора до двух километров, плато Правды тянется на три с половиной километра, а Памирское фирновое плато на все одиннадцать. Высота, протяжённость, суровые погодные условия, сложность подъёма делает сквозное прохождение плато в туристическом походе — автономно, без экспедиционной тактики, базовых лагерей, вертолётов, групп поддержки, запредельно сложным. До середины семидесятых годов подобный поход считался, да, наверное и был, невозможным. Туристов туда просто не выпускали.

Но времена менялись, туристы успешно осваивали всё более сложные маршруты. И вот — желание увидеть мир с предельных высот победило.

В 1976 году начался планомерный штурм плато. Три группы туристов из Москвы: группа Московского городского клуба туристов под руководством Юрия Егорова и две группы ДСО «Локомотив» под руководством Юрия Ивановича Романова и Доната Пащенко заявили подъем на ПФП. Первая попытка закончилась трагически. В группе Егорова еще при акклиматизации на перевале Сюрприз под сошедшим осовом погибли Владимир Петрович Золотарев и один из ведущих горных туристов Союза Борис Евсеевич Гельфгат. В группе Романова при подъеме на плато погибли три участника — Сергей Захаров, Владимир Ладыгин, Владимир Исаев, а в группе Пащенко — сам Донат и двое участников — Акимова и Серёгин.
Огромная благодарность Сергею Струнину, участвовавшему в экспедиции «Локомотива» за информацию!

1978 год. Памирские плато «Планеты» (Горный туризм)

Арнольдс Рубулис, Эрикс Акментиньш, Арвилс Задракс, Марис Саука, Раймондс Булс, Гунтис Берзиньш

Скептики торжествовали. Но попытки пересечь плато не прекратились и в следующем году группа туристов Рижского политехнического института под руководством Гунтиса Берзиньша поднялась на ПФП по ребру «Буревестника», пересекла его в самой низкой части и спустилась на ледник Беляева между пиками Крошка и Куйбышева. Пройденный перевал получил имя Латвия. Но победа была оплачена дорогой ценой — на спуске сорвался и погиб один из участников похода Арнольдс Рубулис.

Ростовчане на перевале Сюрприз

И вот — 1978 год. Плато штурмуют три группы — белорусские спартаковцы под руководством Владимира Ганопольского, команда МГУ под руководством Николая Синявского и «Планета» под руководством Александра Сафронова.

На перевале Большой Фонтан

Планетовцы совершает почти невозможный даже по сегодняшним временам поход — «для разминки» проходят два «тройки-б» (и не только) — Сюрприз и Большой Фонтан, затем 4 августа 1978 года впервые пересекают плато Правды, назвав пройденный перевал перевалом Советской России и 11 августа пресекают Памирское фирновое плато, поднявшись с ледника Беляева через нехоженый перевал, названный первопроходцами перевалом 60-летия ВЛКСМ и спустившись по ребру Буревестника. Здесь ростовчане всего на три дня разминулись с белорусами, став таким образом третьей командой, пересекшей ПФП. Поход «Планеты» был признан одним из победителей Всесоюзного конкурса на лучшее путешествие 1978 года.

Далее о походе расскажет его идеолог, «Профессор гор» Валентин Тихонович Гайдучек.

Памир. Лето 1978-го

Летом 1978 года в непосредственной близости от пика Коммунизма на Северо-Западном Памире нашей командой пройден охватывавший его с юга и запада непрерывный линейный маршрут с несколькими перевалами высотою около 6000 метров повышенной технической сложности. Нам удалось впервые подняться по западной стене на перевал Сюрприз, до того не пройденный в этом направлении, найти простой вариант спуска с перевала Большой Фонтан на ледник Бивачный, впервые связать ледник Бивачный через плато Правды с ледником Беляева, присвоив перевалу в южном гребне пика Коммунизма имя Советской России, а ледник Беляева через Памирское фирновое плато — с ледникам Фортамбек, назвав перевал у вершины Крошки именем 60-летия ВЛКСМ.

Перемычка Радиоклуба — промежуточный этап подъёма на плато Правды

Осуществить то, что по мнению многих квалифицированных спортсменов-туристов и альпинистов-высотников лежало чуть ли не за пределами человеческих возможностей, было не просто. Начиная с 1976 года, мы потратили пару лет на ознакомление с районом, разведку ближайших подходов, основных препятствий на склонах намеченных перевалов; установление режима и путей схода лавин, ледовых обвалов и камнепадов, уровня их угрозы действиям команды; проверку физиологических возможностей, психологической совместимости, работоспособности, волевого потенциала участников; подготовку снаряжения, тактического багажа команды; анализ применительно к нашим особенностям опыта советского и зарубежного высотного альпинизма, подобных попыток наших предшественников; изучение причин трагедий, унесших за последние три года на склонах четырех намеченных перевалов маршрута 13 человеческих жизней; выработку контрмер, обеспечивающие успех.

1978 год. Памирские плато «Планеты» (Горный туризм)На перевале Советская Россия

Из литературы и личных наблюдений было определено наиболее благоприятное для похода время — с середины июля до середины августа. Для ускорения привыкания к высоте большинство участников команды совершили в период весеннего межсезонья походы на Кавказе, перед выходом на маршрут занесли продукты в верховья Красноармейского ледника, обеспечив прохождение первых двух перевалов налегке, лишь с трехдневным запасом продуктов, прошли витаминную профилактику горной болезни.

Спуск с плато Правды

Хорошая акклиматизация и пик формы участников к началу первопрохождений в последней трети похода обеспечивались также разработкой линии маршрута, в которой высоты перевалов и амплитуды набираемой и теряемой высоты нарастали постепенно; основные препятствия были сосредоточены на склонах перевалов, а разделяющие их ледники, против обыкновения для этой части Памира, спокойны; технически сложные, но сравнительно невысокие перевалы (Сюрприз, 5100 м.) чередовались о высокими, но сравнительно простыми (Большой Фонтан, 5750 м.); линии, обеспечивающей привычный городской ритм трудовой недели, при котором все три дневки, завершающие очередные этапы маршрута, пришлись на воскресенья и рабочего дня, обычно начинавшегося, как и дома, не слишком рано.

У границы стратосферы с традиционно тяжелым у туристов рюкзаком делать нечего, поэтому одна из главных наших задач состояла максимальном уменьшении веса рюкзака. Это достигнуто за счет предварительно сделанных трех вертолетных забросок грузов на ледники Федченко, Бивачный и Беляева, благодаря чему команда проходила высотные перевалы максимум с недельным запасом продуктов, топлива и расходного спецснаряжения, имея на высоте за 5500 м. рюкзак весом не более 20 кг.; перехода на новую схему питания из расчета 700-710 граммов высококалорийных продуктов на человека в день на маршруте и 3-5 кг. со свежими овощами и фруктами на каждого участника на дневках; изготовление самодельного легкого пухового снаряжения, обеспечивающего также надежную защиту от холода больших высот; применения спецснаряжения из титана или алюминиевых сплавов, жесткого ограничения взятых в поход вещей.

1978 год. Памирские плато «Планеты» (Горный туризм)

Для надежного безаварийного прохождения маршрута команда использовала тактику предварительной обработки налегке всех перевалов поочередно несколькими связками участников, исключающую скученность людей в опасных местах и быстрое накопление усталости, а также местную разведку отдельных участков пути и преимущественное использование коллективной страховки. Руководство работой осуществлялось с помощью малогабаритных радиостанций типа «Виталка-К».

Бивак под перевалом 60-летия ВЛКСМ

Определяющей причиной успеха был удачный подбор команды, сочетавшей молодой задор и спортивность с мудростью и умением лауреатов Всесоюзных конкурсов. Установившаяся в команде атмосфера дружеского доброжелательства помогла каждому «раскрыться» с наилучшей стороны, приносить максимальную пользу команде, стараться как можно лучше сделать любое дело, нужное для успеха команды, без скидки на звания, прошлые заслуги, возраст, привычки и т.п. Нас объединяла одна цель, общая мечта. В результате семь коммунистов и два комсомольца с гордостью за дела советской комсомолии заложили 11 августа 1978 года на ветреном гребне у края Памирского Фирнового плато памятную записку с дорогим названием — «перевал 60-летия ВЛКСМ».

На перевале 60-летия ВЛКСМ

На различных этапах многолетней подготовки и осуществления маршрута нам помогали многие товарищи: Ю.Арцишевский, Е.Хозлов, И.Слесов (Ростов), Ю.Романов, С.Гранильщиков, В.Попчиковский, С.Алимов, Л.Десинов (Москва), Ю.Борзов (Ленинград) — своими консультациями, материалами по району, чертежами и выкройками снаряжения, дружеской поддержкой; вертолетчики Ю. Журавлев и И. Иванов — организацией забросок; гостепприимные зимовщики во главе с Ш. Вафиным — снятием психологической нагрузки; участники советско-американской экспедиции в «Подгорном лагере» и ленинградской на «Грузинских ночевках» — заботой о сохранности забросок; члены наших турсекций — совместными поисками сырья и изготовлением снаряжения, и др., — всей им команда выражает сердечную благодарность. В нашей благодарной памяти Борис Евсеевич Гельфгат, который несмотря на то, что сам страстно мечтал покорить оба плато, щедро делился с нами своим опытом и информацией.

И — найденная нами публикация «по горячим следам» похода.

Уступил Памир суровый!

Ю.Губатов, «Комсомолец», осень 1978 года.

Именем 60-летия ВЛКСМ назвали туристы Ростсельмаша покоренный ими перевал в горах северо-западного Памира.

Полная версия карты

Бугристым, неприветливым плато, отороченном отвесными скальными стенками, ледниками и снежниками, лежит перевал между громадами пиков Коммунизма и Ленинграда. Гребень его на отметке 5800 метров. Отсюда открывается величественная панорама высочайших горных вершин — Патриот, Советская Россия, Коммунизма, Киров, Ленинград, Абалакова, Москва, перевалов и ледников.

Мало сказать, что неприветлив перевал, на штурм которого этим летним сезоном пошли горные туристы «Планеты». Зол и коварен! Буквально в «штыки» встретил он два года назад группу москвичей, заставил отступить. После этого трагически закончившегося для троих участников восхождения серьезных попыток пройти маршрут не предпринималось. К заявке ростовчан хотя и отнеслись с должным уважением, но в полный успех мало кто верил. Известный альпинист Арцишевский, когда они поделились с ним своем задумкой, выразился примерно так: «Если вы пройдёте его, больше вам в горах делать нечего. Садитесь писать мемуары». «Летописец» похода Валентин Гайдучек, вспоминая о предостережениях той поры, сказал: «Чем больше говорили о недоступности перевала, тем больше мы укреплялись в решении пройти его». Никто не говорил об этом, но выйти на этот маршрут стало равнозначным поднять залегшую под беспощадным огнем наступающую цепь в новую атаку.

Но «горняки» «Планеты» никогда не рисковали бездумно. Два годя участники будущего восхождения изучали подходы к перевалу, характер, норов его ледников и снежников, особенности камнепадов и капризы ветров. И только на третий год твердо заявили: «Пойдём»!

Эта уверенность базировалась и на накопленном опыте — за прошедшие последние 10 лет в их активе маршруты высшей категорий сложности в горах Центрального Кавказа и Памира. Девять перевалов впервые были пройдены ими. По праву первопроходцев наиболее сложным они дали имена Дон, Михаил Шолохов. Георгий Димитров... В споре с сильнейшими командами страны трижды они выходили победителями, завоевав в 1973 году — серебряные, в 1971 — бронзовые, а в 1975 — золотые медали в ходе всесоюзных соревнований на лучшее горное путешествие.

На штурм безымянного памирского перевала шли не просто хорошие спортсмены, шли мастера спорта А Сафронов. В. Грибоедов. В. Гайдучек, кандидаты в мастера В. Кострица, Е. Толстых, П. Двуреченский, перворазрядники А. Коротков, Н. Козлитин, И. Бесмертный.

Шли, чтобы победить. И победили!

Все-таки шикарные были походы... Эх... Сесть что ли за обзор лучшего, пройденного в туризме? Хотя бы по нашему ресурсу на Тлиб. Хотя бы кусочек какой-нибудь. Или по районам...

Перевал Сюрприз 3А на подъем. 1990 г. В 1978-м еще 3Б.

Всенепременнейше!

Кто ищет, тот найдёт, кто хочет, тот добьётся!

В 1987 мы тоже поднимались на ПФП с этой стороны. Но в верхней части вышли не левее, а правее скал. С дядей Колей Плетневым. На Крошку вздрючились за один день, без промежуточных ночевок. Хотя нервы пощекотало в паре мест...

220131-1200

Вот характерный сракурс в сторону Коммунизма с Крошки. И Аркаша с культовой Сменой-8М.

Смена... Лёгкая, компактная, безотказная (в крайнем случае легко ремонтируемая), недорогая. А в прямых руках — позволяющая делать вполне приемлемые по качеству снимки.
Даже не культовая, легендарная.
Хотя я предпочитал ФЭД.

Пожалуйста осторожней текстом-в 76 году две группы Локомотива поднимались на плато,одна под рук.Юры Романова через Крошку,по висячему леднику где в результате обрушения ледовой стенки погибли: Захаров С.,Ладыгин В.,Исаев В. Вторая группа под рук.Доната Пащенко поднималась по ребру Куйбышева где в результате срывов погибли Акимова В.,Пащенко Д.,Серёгин В. При подъёме на пер.Сюрприз погибли Гельфгат Б. и Золотарёв В. Я там был в группе Юры Романова. А вот Гера Романов умер у себя дома в Москве.

Премного благодарен!
Знаете, Сергей, я долго думал — вдаваться или не вдаваться в первой части статьи в подробности, т.к. информации осталось крайне мало. Пара строчек у Алексеева, несколько отрывочных воспоминаний не от участников событий. То, что кажется общеизвестным, без должного сохранения быстро забывается.
Потом решил — под лежачий камень вода не течёт и стоит спровоцировать тех, кто помнит (о чём намекнул в шапке статьи).
И похоже, провокация удалась.
Ещё более благодарен буду, если расшифруете инициалы погибших. И о Донате Пащенко (так же не нашёл отчества) — что планировали пройти и не упустил ли я ещё одну группу в предыстории?

Серёж, ты тоже поосторожней с текстом про 76 год. Они погибли не на подъёме, а на спуске с Сюрприза. Я был в той школе и тащил вниз тела Бориса Гельфгата и Володи Золотарёва. В этом моём посте всё точно описано: https://risk.ru/blog/218615

Спасибо, Никита! Внимательно читаю, готовлю изменения.

Наверное,я там не был, я был на склоне Крошки. А о гибели мужиков на Сюрпризе слышал от Жени Турецкого.

К сожалению отчеств не знаю никого-экспедиции Локомотива всегда организовывали Сергей Вейсман и Юра Иванович Романов. Я же как просто участник не вдавался в детали и с группой познакомился только в берёзовой роще Гармо откуда носил заброску на Сурковую поляну где впервые собрались обе группы.Туда же должна была подойти группа Гельфа но... Дальше до ледн.Беляева каждая группа шла своим темпом. И если в свей группе я знал всех,то в группе Доната,кроме погибших я помню только Богачёва и Лифшица.Свои:Юрий Иванович Романов,Сергей Вейсман,Ира Розанова,Женя Турецкий,Володя Ладыгин,Володя Исаев,Сергей Захаров и я. То что касается аварий-стояла очень жаркая погода,даже ночью на высоте не подмораживало и слой жидкого снега был около 15 см-при подъёме на Крошку летело всё время. Формально-упала ледовая стенка, а реально после этого поплыл склон на висячем леднике-зарубиться практически невозможно... А в группе Доната улетело две связки без возможности надёжно страховать и зарубиться. Это было 21 и 22 августа,а 9 августа на Гельфа и Золотарёва тоже сошла мокрая лавинка.

Нас на ПФП в 1987 тоже достали эти водопады из снего-водяной каши в нижней части. Как только прошли нижний шрунд, мы сразу же убежали от них вправо, и потом до самого верха все так же правее прижимались, подальше от основного корыта.

Откорректировал следующим образом:
«В 1976 году начался планомерный штурм плато. Три группы туристов из Москвы: группа Московского городского клуба туристов под руководством Юрия Егорова и две группы ДСО «Локомотив» под руководством Юрия Ивановича Романова и Доната Пащенко заявили подъем на ПФП. Первая попытка закончилась трагически. В группе Егорова еще при акклиматизации под снежным обвалом погибли Владимир Золотарев и один из ведущих горных туристов Союза Борис Евсеевич Гельфгат. В группе Романова при подъеме на плато погибли три участника — Сергей Захаров, Владимир Ладыгин, Владимир Исаев, а в группе Пащенко — сам Донат и двое участников — Акимова и Серёгин.»

Ещё раз — огромное спасибо!

Они погибли не под обвалом, а под осовом: https://risk.ru/blog/218615

Спасибо! Это наверное Важно для их детей или внуков, о которых я ничего не знаю.

Не за что, Сергей! Это важно не только для их потомков, это важно для всех нас и для туризма в целом. Хотя бы из того соображения — если мы забудем о них, то кто вспомнит о нас?
А вообще, связь времён необходима для любого общественного начинания. Без неё оные быстро заканчиваются.
Получается несколько пафосно, но как по другому?