Фактор рывка - просто о сложном

Пишет Maxim Foygel, 28.10.2020 15:18

Фактор рывка - просто о сложном (Альпинизм)фактор_рывка

Фактор рывка чисто физический показатель, характеризующий нагрузку возникающую в страховочной цепи. Он определяется как отношение глубины падения к длине веревки, участвующей в погашении энергии или остановки падения. В альпинизме и скалолазании может принимать значения от 0 до 2.

Принцип использования этой величины довольно простой - чем меньше фактор рывка (цифра), тем безопаснее. При этом глубина падения не имеет большого значения, и даже наоборот в некоторых ситуациях глубокий срыв безопаснее. Однако важно понимать, что максимальная нагрузка приходится на самую верхнюю точку страховки, где и произошёл срыв, и именно для этой точки крайне важна величина фактора рывка.

Рассмотрим несколько примеров.

Скалолаз пролез 9 метров, вщелкнул веревку в оттяжку и пролез еще 1 метр. После чего он срывается. Глубина его падения составит 2 метра, а в поглощении энергии срыва участвует 10 метров веревки. Фактор рывка = 2/10 = 0,2. Это очень «мягкий» и безопасный срыв.

Фактор рывка - просто о сложном (Альпинизм)

Если скалолаз поднимется еще выше, скажем на 20 метров, и при этом сорвется на 3 метра, то фактор рывка будет еще меньше. Фактор рывка = 3/20 = 0,15. Не смотря на большую глубину падения фактор рывкауменьшился, потому что в поглощении энергии срыва участвует еще больше веревки.

В данном примере скалолаз снова срывается на 3 метра, но при этом он успел пролезть всего 3 метра от страховочной станции, т.е. он вышел на 1,5 метра выше последней точки страховки. Фактор рывка = 3/3 = 1. Это весьма высокий фактор рывка.

Рассмотрим самый неблагоприятный вариант. На этот раз скалолаз пролез всего 3 метра выше страховочной станции, но не заложил ни одной точки и упал на глубину 6 метров, т.е. срыв пришелся на страхующего или страховочную станцию. В поглощении энергии участвует всего 3 метра веревки. Фактор рывка = 6/3 = 2. Это критический фактор рывка. В этом случае есть реальный риск разрушения страховочной станции, если она была сделан на не очень надежных точках или сблокирована не правильно.

Фактор рывка - просто о сложном (Альпинизм)

Приведенные примеры это идеальные случаи. На практике каждый раз, когда веревка проходит через карабин или касается скалы возникает сила трения, которая мешает участвовать в поглощении энергии рывка всей длине веревки.

Следующий пример показывает реальную ситуацию, когда угол прохождения веревки через карабин равен примерно 20°. Но этого уже вполне достаточно, что бы из-за трения веревки на карабинах фактор рывка увеличился в двое! Если к этому добавить терние веревки о скалы, скажем перегиб нависания, то это может еще существеннее увеличить фактор рывка и даже привести к разрушению страховочной цепи.

Итак подведем итоги. Фактор рывка дает понятие об энергии возникающей в страховочной цепи. Чем больше фактор рывка тем больше энергия, тем опаснее срыв. И наоборот. При этом не так важно как глубоко вы сорвались и при падении на 10, и при падении на 1 метр с фактором рывка 1 нагрузка в страховочной цепи будет одинаковая. Трение веревки о карабины или рельеф может увеличить фактор рывка.

Для любителей феррат я бы добавил маленький абзац с разъяснением по величинам фактора рывка в данном виде... а то опять тут недавно на полном серьезе обсуждали всякую хрень...

Я планирую снять отдельно видео посвященное виа феррате. Там будет так же упомянут фактор рывка, но уже именно для виа феррты.

Лишний раз напомнить эту важную тему всегда полезно. К железной дороге можно добавить и вариант при частичном разрушении станции. Далеко не все могут правильно делать станции, крутят веревочки для " равномерного распределения нагрузки". А каску,таки, для демонстратора лучше нарисовать.

Каску? Ты вы про меня? Или про тех кто на вставках из других видео срывается?

Другие видео. Молодежь смотрит и думает, что это нормально. Ничего личного, только безопасность.

Тут я согласен, но найти подходящие примеры было очень трудно. Я был рад и тому что нашел. Все видео вставки заимствованы. Да простят меня авторы этих кусочков:)

Немного о касках. Выбор большущий. Не гонитесь за малым весом! Внимательно смотрите на документы, ярлык. Каска должна защищать от удара камней. В альпинизме и на реальных скалах. Мелким шрифтом все написано честно. Но мелким. " Фанерные" каски ( для данного срыва они могут и прокатить)- не подходят. Опасно!

Что-то как-то слишком просто.

Не хватает слова "динамическая веревка". Без него вся статья - в мусорку.

Фактор рывка не зависит от динамических свойств веревки. Этот параметр будет по прежнему зависеть от двух величин (глубина падения и длинна веревки) вне зависимости от того динамическая ли или статическая веревка используется. Он так же будет справедлив и для строп, и вообще для всех падающих объектов привязанных веревкой к чему либо.

А вот сила рывка, это как раз тот параметр, который сильно зависит от динамических свойств веревки. Чтобы сила рывка оставалась в пределах 8-9 KN (большая величина чревата для нашего тела травмами) веревка должна обладать способностью "гасить" энергию, т.е. растягиваться.

Все современные динамические веревки должны проходить тесты, когда при нормированном рывке (фактор рывка близкий к 2) сила рывка не превышает 9 KN. И таких рывков веревка должна выдержать минимум 5 (если я не ошибаюсь) без потери своих динамических свойств. Таковы современные стандарты для динамических веревок.

Вот у вас про трение в статье написано. Для статики трение в карабинах и о рельеф будет плюсом - оно съест часть энергии падения и уменьшит рывок на точку. А для динамики - лучше пусть веревка работает.

Значение имеет сила рывка. Фактор рывка удобен для сравнения срывов только на динамической веревке.

Опять же,возьмите нитку, привяжите к ней гайку, и покидайте с фактором рывка 1. И посмотрите, будет нагрузка на ваши пальцы зависеть от глубины падения, или только от фактора рывка.

**Что-то как-то слишком просто.

Не хватает слова "динамическая веревка". Без него вся статья - в мусорку.**

Всё нормально и доходчиво написано, строго по заявленной теме - "Фактор рывка - просто о сложном"!!! Всё! ... ВСЁ!!!

Да, статья является ОСНОВОЙ ...для дальнейших рассуждений и обсуждений по теме эффективной страховки ... и т.д. с учётом всех возможных и НЕвозможных, поддающихся и НЕ поддающихся объективному расчету усилий и напряжений на элементы страховочной цепи.... Но это будет уже РАЗВИТИЕ темы.

126, пожалуйста, скорее напишите и опубликуйте здесь СВОЮ, сложную, но при этом логически последовательную, "читабельную", понятную даже новичкам статью, такую как вы вы считаете нужным. Желательно идеальную, отвечающую на ВСЕ вопросы, не упустив ни одного, даже мелкого нюанса... С удовольствием приму участие в её обсуждении и не поскуплюсь на аплодисменты, обещаю :)

...но на всякий случай приготовьте панамку... ;)

Помнится, будучи третьеразрядником с превышением, я был такой умненький всезнайка, что мог легко спорить по любому вопросу ... да хоть с мс по альпинизму (и дфмн по совместительству) :) .... Но с годами, в спорте и инструкторской работе, стал постепенно осознавать, что ещё очень многого не знаю и в этой области, да и вообще в жизни... Теперь стараюсь больше слушать и "фильтровать" , как говорится, зёрна от плевел.... Чего и вам желаю ;)

"Принцип использования этой величины довольно простой - чем меньше фактор рывка (цифра), тем безопаснее. При этом глубина падения не имеет большого значения, и даже наоборот в некоторых ситуациях глубокий срыв безопаснее."

Если не учитывать возможность встречи с элементами рельефа. При этом глубина падения имеет очень болшое значение

Я полагаю, что на лицо недопонимание. Возможно из расхождения в терминологии.

Вот цитата из Википедии:
Нагрузки на страховочную цепь зависят как от фактора падения, так и от жёсткости верёвки. Так, например, падение на статической верёвке с фактором 1 даст очень жёсткий рывок, тогда как падение с тем же фактором на динамической верёвке — вполне безопасно.

Возможно нагрузку на страховочеую цепь ошибочно принимают за фактор рывка. Но фактор рывка и нагрузка на страховочную цепь это не синонимы.

Через фактор рывка можно понять на сколько большая нагрузка будет в страховочной цепи. Мы не сравниваем фактор рывка на динамической вервке и статической, мы сравниваем фактор рывка при одинаковых условиях.

Ну и конечно недопустимо использовать статические вервеки для страхвоки, как минимум нижней.

Откройте лучше английскую википедию. Там текста меньше, а смысла больше.

Понимаете, те, кто пишут руководства по технике альпинизма, они не рассчитывают на то, что альпинисты разбираются в физике. Они дают простые и работающие рецепты: используйте сертифицированное снаряжение, с нижней страховкой используйте динамическую веревку, старайтесь снижать фактор рывка, при рывке с фактором больше 2 веревка не спасет.

Чтобы понимать откуда эти рецепты берутся, нужно копать сильно глубже. Будет ли рывок компенсирован упругой деформацией шлямбура, разрушением скальной породы, растяжением веревки, или переломом костей у скалолаза? Много, бесконечно много параметров. Применение сертифицированной динамической веревки позволяет попасть в определенный диапазон параметров, где скалолаза заданной массы не сломает, а точки страховки не разрушатся.

Я был уверен, что автор просто забыл написать про динамическую веревку, честно.

Признаюсь, мне просто не могло прийти в голову, что кто-то возьмется лазить с нижней страховкой со статической веревкой. Это как ездить на велосипеде по третьему ряду автомагистрали. Но возможно вы и правы и стоит отдельно упоминать про использовании исключительно динамической вервеки.

Еще надо написать что не надо лазить с пеньковой веревкой, бельевой веревкой и шнурками от ботинок даже если они тянуться. И обязательно упомянуть что веревку надо привязать и обязательно правильным узлом.

Ваша статья о "альпинизме и скалолазании" и даже желающему уточнений очевидно что речь идет о динамике - не обращайте внимания

У вас статья, ориентированная на новичков. Вам хотелось пользу принести, или это просто SEO, проходим мимо?

не очень всё же понятно, почему столь формальный параметр как фактор рывка надо обуславливать степенью эластичности веревки. ну да, статика порвётся даже на 1 а не 2. К термину это как?

Статика порвется не на 1, а иногда на 1, а иногда на 2. А иногда на 0.5. А сертифицированная динамика всегда выдержит 2. Просто для статики фактор рывка - не определяющий параметр. Про него не надо вспоминать.

Это как с механикой Ньютона и СТО. Механика Ньютона работает, но до определенных границ.

Добавлю безотносительно фактора рывка... Рвали на стенде короткий кусок того самого "рыболовного фала" , на котором собств. и ходили, нового-со склада. Приложение нагрузки было статическое, т.е. "вывешивали" под нагрузку на несколько секунд и после снятия оной, ступенчато добавляли с шагом 100кг. Образец долго тянулся затягиваясь в узлах и громко треснул на нагрузке ~2300кг. В одном из узлов. Динамику ("калининградку") таким способом порвать не удалось, такой же образец уже на ~1000кг. вытянулся за пределы действия стенда...

это известный факт, что новая "динамика" скорее вытянется чем порвётся и в страховочной цепи есть более уязвимые участки. Ещё в книге "Безопасность в альпинизме" 1983 года (Винокуров Левин, Мартынов) http://alp.org.ua/bn/books/safety.pdf вся физика разобрана "по полочкам". В печатном варианте это с.54-64, по ссылке (там почему-то не все рисунки) с.35-43

jyvzSZA6BNQ

Садись, два.

Фактор рывка где тут?

Не понимаете язык формул? Такому учителю лучше идти в бизнес.

Ну нету в этих формулах длины веревки, нету ее.

Вы понимаете...

Этот рассказ надо вести с другой стороны. Природа подарила нам возможность сделать такую веревку, которая поглощает энергию срыва за счет растяжения. Если все правильно посчитать и померить, попасть в нужный диапазон свойств материалов, то оказывается возможным сделать такую веревку, что максимальная сила, действующая на точку, будет зависеть от фактора рывка для скалолаза определенного, не слишком большого веса. А глубина падения не будет ни на что влиять. Так как фактор рывка в скалолазании не превышает двух (за исключением неприятных ситуаций, вроде заклинивания веревки во время полета), то появляется восхитительная возможность сделать такую веревку, которая ограничит силу рывка, приходящегося на альпиниста и на точку страховки, безопасной величиной. И дальше исходя их этого можно писать стандарты на то, какие нагрузки должно выдерживать остальное снаряжение - карабины, стропы и так далее.

Убедиться, что фактор рывка - это о свойствах динамических веревок, а не любых веревок, можно покидав гайку на нитке. Ведь инженеры решили очень сложную задачу, а мы просто пользуемся результатом.

Этот рассказ надо вести с другой стороны

Ждём здесь, на РИСКе, вашу развёрнутую статью. С иллюстрациями, расчётами, примерами.
Уверен, что после доработки в результате устранения обоснованных критических замечаний (если конечно они будут), вашу статью можно будет послать в Nature, в натуре
А там - недалеко до Нобелевки. Или Шнобелевки. Как повезёт.

Гайку-то кидали?

Вот есть еще не плохая лекция на эту же тему. Рекомендую ее посмотреть тем, кто хотел глубже понять суть вопроса.

Не посмотрел пока ролик, сорри!
Но вот в формулу на заставке, к длине выданной верёвки и коэф. удлинения наверное стоило бы добавлять параметр - "длина протравленной верёвки" ;) (... возможно это и есть в ролике , посмотрю позже))

Во времена оные, когда динамической верёвки еще не было, эта "длина", пожалуй, единственная позволяла контролировать и регулировать динамику (и соотв. силу) рывка при срыве.

... лично удостоверился в эффективности протравливания, будучи мя-аагонько пойманным Серёгой Шушариным при срыве с большим превышением над последним крюком )))

Приведенная на заставке формула, в которой складываются размерная (длина выданной веревки) и безразмерная (коэффициент удлинения веревки) величины, верной быть не может.

Да, вы правы. В формуле на заставке действительно ошибка. Длина и коэффициент должны умножаться, а не складываться. Я Исправил заставку.
Спасибо за замечание. (Автор данного видео)

Извините, если кого обидел.

Просто не люблю дилетантов.

**Просто не люблю дилетантов**

Да чего уж тут извиняться, было весело)))

Когда, кстати, мы увидим тут ВАШ монументальный труд? ( ... попкорн когда закупать?)))

Сэры, пэры и прочие лорды! Как же мы умеем на ровном месте срач учинить! Человек старался, писал, время тратил. А мы ( и я в том числе) тут же пытаемся показать себя лучше знающими, умными и опытными!

Максим, спасибо: для новичков вполне полезная статья!

Да, изначально поддерживаю и автора, и его статью вместе со всеми последующими комментариями . Спасибо, Максим!

Улыбку вызывают оригинальные заявочки 126-го )))

"Просто не люблю дилетантов."© )))

Фактор рывка не является достоверной (окончательной) характеристикой ВОЗНИКАЮЩЕЙ нагрузки при срыве… научно подбитые данные "из древних книжек" да ещё с подшитыми формулами имеют изъян-недосказанность .. если продефиринцировать момент ..то в него необходимо включить …ДИНАМИЧЕСКИЙ ЛЮФТ в который входят … реакция беседок-систем-подшагивание напряжение рук разгиб попытка протравить через удерживающую «железку» даже реакция тел самих людей входят в динамический люфт….если эту гипотезу обсчитать в цифрах получится некий К на этот К нужно разделить силу Жесткого фактора…Грамотный очень опытный скалолаз запросто особо не напрягаясь удержит срыв !!! "клиента" даже метров с 5-7 до крюка ..естественно наблюдая за действиями…Подшагнёт-протравит остановит .. в зале я часто просто ловлю "клиента" руками не нагружая кулачёк григри при этом использую подшагивание –свой вес- реакцию руки которая выше григри и так работают многие …

Понятие "фактор рывка" это и есть просто о сложном. Придумали его для спортсменов, что бы на пальцах объяснить и быстро, грубо, прикинуть риски. Это как в кайтинге понятие ветрового окна или у парапланеристов, если носки ботинок проецируется дальше препятствия, значит перелетишь его. Может быть. Это надо, когда опа еще не чувствует, а расчеты расчитывать уже некогда и нечем.

Вы никак не хотите принять одну очень простую вещь..

Фактор рывка это абсолютное понятие (величина), и зависит только от геометрических составляющих, как отношение глубины падения к длине участвующей в процессе длины верёвки. ВСЁ!!!
Все остальные физические параметры и свойства верёвки, и других элементов страховочной цепи, являются относительными и переменными величинами.

Усилия приходящиеся на верхний, поворотный карабин (и точку его закрепления) при срыве на динамической верёвке (или резинке как на тарзанке, кстати годный пример для расчётов) будут меньше, безусловно меньше, чем если это будет не верёвка, а металлический трос такой же длины. Но...НО!!! Фактор рывка, будет точно такой же!

Хотите прикинуть и посчитать какие усилия возникнут например в верхней точке (как самой нагруженной в страховочной цепи) -считайте сумму всех "амортизирующих" коэффициентов (верёвка, или трос, количество узлов, "крепкость" тельца, и т.д., назовите его Динамическим Люфтом, или как угодно иначе... я полагаю, что задолбаетесь всё это подсчитывать и учитывать ... А вот Фактор Рывка в расчётах (напомню -H\L), останется постоянным и рассчитывается элементарно )))

"Грамотный очень опытный скалолаз запросто особо не напрягаясь удержит срыв !!! "клиента" (с)
Полностью согласен! День занятий на "чуркодроме", перед началом восхождений, весьма способствовал получению и закреплению таких НАВЫКОВ! (кто знает, тот поймёт ;) )

Желаю успехов в познании "Дзена"! )))

как геометрическая-физическая конструкция для формулы? может быть..но в реалиях всё не так. в реалиях всегда присутствует "размазанная на 1-2-3 секунды реакция (динамического люфта). А чуркодром в лагерях СССР где колесо с камнями сбрасывали с мачты по команде да ещё человека прятали за угол, со страховкой через плечо это дурь.. через которую прогнали народ под видом обучения так и ненаучив ничему и никого. грамотно страховать избавить напарника от удара и жесткой посадки можно научить быстро!!! на ютубе есть процесс но другим методом..почему этого не делали? незнали -неумели не хотели..хрен его знает...зато про фактор 2 рассказывали складно.

А вот, у меня что было: поднялся от станции на 10 м, щелкнулся в шлямбур, потом ещё метров на 5, поставив последовательно 3 закладки, потом может был выше на1 м выломал камень и лечу:

Вырвал 1-ю закладку( фоктор 0,1)

Потом 2-ю ( фактор 0.2)

Потом 3-ю ( фактор0.4)

Потом был шлямбур( фактор 0.6)

Шлямбур выдержал)))

0,125=2/16

0,3 (примерно)

0,5 (примерно)

0,75=12/16

Я правильно догадываюсь, что здесь речи идёт о L - литрах или, если по простому, дм³ ? ;) :)

Андрей, ты спасся чудесным образом и только благодаря быстрому вычислению во время полета нового каждый раз фактора рывка!))) А вот я раз летел, так от страха формулу забыл, и поэтому вырвал все точки до станции)))

дубль

Ещё налить и повторить? И это правильно! ;)