Люди уходят, память остается...
Этот пост должен был написать другой человек еще пару лет назад, поэтому он и посвящается ему - Леше Тукмакову, погибшему летом в 2018г. на спуске с в. Галдор Главный.
В альпинистский клуб "Штурм, г.Краснодар" я пришел в конце 2015г. Тогда это был уже не клуб, а просто небольшая секция туризма/альпинизма, из которой Леша хотел сделать традиционную школу альпинизма. И вместе с Мариной они плодотворно работали над этим. Я, в свою очередь, старался максимально внести и свой вклад в развитие этого дела.
Идей было достаточно, но многие упирались в технические моменты: в основном, время и деньги, т.к. никто из нас не работает гидом, не отдает все свободное время под альпинизм, нет каких-то спонсоров и т.д. Поэтому, в первую очередь старались реализовать то, что могли. Одной из таких идей (по большей части, Лешиных) было создание трэдовых линий на стэнде, чтобы можно было максимально безопасно обучать новичков лазать на своих точках или более продвинутых ИТОшить, проводить различные соревнования.
Да, относительно недалеко у нас есть скалы. Но мы не используем на спортивных маршрутах альпинистское снаряжение, т.к. придерживаемся общепринятой этики. Есть подальше Индюк с трэдовыми маршрутами, но работать с закладками там можно тренироваться, начиная примерно с 4Б (а это не уровень новичка). Поэтому решили сделать точки страховки под закладные элементы и якорные крючья, которые можно будет накручивать на скалодроме.
Изначально планировали взять несколько брусков и выпилить в них полости разных форм и размеров. Но решили, что дерево не даст нужного трения либо вообще развалится, когда его расклинит стоппером. Поэтому начали работать с металлом. Леша ради этого научился работать со сварочным аппаратом😊
Взяв, за основу профильную трубу, вырезали несколько пластин Г-образной формы, и начали их сваривать вместе в различных положениях. Получились формы, имитирующие сходящиеся и параллельные щели под закладные элементы, на которых сразу и тестировали размер, удобство работы и т.д.
Сверху оставили место под отверстие для болта. Рабочие поверхности никак не обрабатывали и не делали никаких специальных насечек, чтобы трение было максимально схожее с натуральным. Теперь лишь оставалось закрыть это все какой-нибудь легкой оболочкой дабы не наносить себе излишних повреждений при работе с железом. Для этого вернулись к фанере.
Гравером вырезали полость по форме нашей заготовки и скрепили все саморезами. Дополнительно хотели покрасить и обработать поверхность по типу скалолазных зацепок, но эту идею оставили напоследок. Первая партия вышла в свет в начале 2018 года.
После тестов на скалодроме выявили несколько недочетов: сами зацепки слишком широкие, при этом рабочая поверхность маленькая и неглубокая. Было решено склеить фанеру в несколько слоев и переработать железную форму. Через месяц вышла новая, улучшенная партия. И, помимо стопперов и френдов, теперь у нас появились точки под якорные крючья.
Весной 2018 года данные точки помогли нам добавить новизны в этап связок наших постоянных соревнований (Кубок Памяти Друзей). "Любители" лезли трэдом, а "спортсмены" лезли/ИТОшили на своих точках, дополнительно встегивая веревку в промежуточные надежные шлямбуры.
И, хоть мы изначально планировали сделать точки только для статической нагрузки, на этих соревнованиях удалось "протестировать" срывы: точки срыв держат, но для полноценного использования под нижнюю страховку их необходимо вкручивать в металл, как и шлямбура.
После этого Леша хотел написать статью на Риске, чтобы поделиться новшеством. Но времени все не было (тренировки, выезды и т.д.). А в августе 2018 года Леша погиб. Реализацию идей пришлось приостановить, т.к. нужно было не дать клубу развалиться.
Но в начале этого года ко мне подошел один из наших участников, Витя Пятилетов, с предложением сделать больше таких точек. И мы возобновили процесс их создания. За пару лет появилось несколько идей по улучшению: фанеру обточить так, чтобы нагрузить сверху ее можно было максимум только ногами; увеличить толщину металла на рабочей поверхности (предыдущие "играли" под нагрузкой); щель под закладки сделать открытой снизу (чтобы нагрузка шла по направлению срыва, а не в сторону). В итоге улучшенную версию реализовали этой зимой.
Планировали на соревнованиях добавить станции на своих точках (конечно, с подстраховкой, т.к. это все-таки соревы). Но из-за карантина этого сделать не удалось. Но сейчас мы активно их используем в тренировках на скалодроме, что позволяет нам обучить любого новичка базовым навыкам лазания трэдом еще до выездов на скальный рельеф и в целом повысить безопасность во время обучающего процесса. И мы наконец решили поделиться этим новшеством.
А что по срывам: высота над точкой и масса срыва, как держат закладки, состояние точек после срыва, число срывов на одной точке?
Срывы намеренно не отрабатывали, т.к. не крутили в металл. На соревах крутили в обычные бульдоги. Срывались кабаны килограмм по 80, может больше. Высота метр-полтора от точки. Иногда несколько раз подряд на одной точке. Потом стали судейскую выбирать чуть больше, т.к. точка вкручена была просто в фанеру, по сути. На новых не срывались, но при нагрузке и неправильном извлечении точек иногда приходится молотком выбивать)) Дерево - лишь оболочка, и оно не испытывает никаких нагрузок: при этом ногой вставать можно запросто. По факту несущая поверхность - сталь 4мм (на следующих уменьшим, т.к. слишком толстые получаются). Если вкрутить в металл, то будет любой срыв держать.
По мне, классная идея и реализация...
Для новичков особенно полезно.
В межсезонье ходи, нарабатывай навыки...
Светлая память Алексею!
Конечно данная идея не нова. Делалось еще в лохматые 90-е. И позже на совевнах "Демченко"-"Степаныч". Но вот массового продукта никто не делал. Для зала срываться на таких можно тллько с дополнительной страховкой. учебные жертвы никому не нужны. Это делается легко с двойной веревкой. Один цвет идет через судейские точки, второй цвет через ито трассы. Иначе нельзя.