Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020

Пишет Сергей Захаров, 13.10.2020 11:37

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)

От заветной мечты до ее реализации прошло ровно три года… Или сказ о том, как в августе 2020 мы реализовали силами малой группы первый роуп-проект на природных объектах на Камчатке.

Момент, который произошел со мной в 2018 году, когда мне первый раз удалось здесь побывать, не забыть никогда: я впервые стою на краю каньона Опасного, смотрю на бескрайние просторы долины с одной стороны каньона и на марсианские пейзажи Мутновского вулкана с другой… а в голове, помимо восхищения крутится только одна мысль: я бы здесь попрыгал.

В ту же поездку был найден второй объект, перспективный для роупджампинга (Вилючинский водопад), но обо всем по по порядку.

Прошел год. Я снова вернулся в эти места с небольшой группой друзей-туристов, среди которых был инструктор моей команды Саша Якимов (Яки). Мы стояли все на том же месте на краю каньона, смотрели на водопад Опасный, когда внезапно возникло дежавю от слов Сани: «Серег, я бы здесь попрыгал».

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Саша Якимов на каньоне Опасном, 2019 год

После недолгих раздумий в голове основательно поселилась идея реализовать прыжки в каньоне Опасном и на Вилючинском водопаде. Я прикидывал бюджет экспедиции и количество снаряжения, а также пытался решить основную проблему логистики этой экспедиции: как доставить все снаряжение к месту событий. На тот момент мы уже были знакомы с камчадалами, которые сразу выразили интерес к затее и помогли нам с организацией.

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Я в компании наших друзей с Камчатки у сопки Бархатной, 2019 год

В итоге, когда я начал предлагать своим друзьям поучаствовать в этой затее, к нам присоединился Саня Лежнин (Ленин) со словами: «да, я точно хочу это сделать!», а в последний вагон уходящего поезда запрыгнул красноярец Коля Матюшин, который до последнего не был уверен, получится ли у него прилететь.

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Основные действующие лица (слева направо): Саня Яки, Саня Ленин, Серега Зак (то есть я) и Коля

15 августа, спустя 9 часовых поясов, мы все собрались в аэропорту Елизово, откуда и началось наше приключение. Отходить от перелета, привыкать к новому часовому поясу и бороться с джетлагами терпения не было, поэтому мы сразу переместились в сторону Вилючинска, где нас ожидали две машины повышенной проходимости от наших камчатских друзей Сереги и Андрея… Две машины и русский «великий и могучий» от Сереги, когда он увидел количество баулов, рюкзаков и мешков со снаряжением, откровенно не помещающихся в багажники.

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Игра в тетрис или история о том, как мы «впихнули невпихуемое»

Путь длиною в 80 км занял около 7 часов: накануне была непогода и дорогу (точнее то, что считается на Камчатке дорогой) в конец размыло, наши баулы все-таки сломали верхний багажник и перекочевали нам на колени, а машины всячески сопротивлялись такому путешествию. Но к ночи лагерь был поставлен в 10 минутах от каньона Опасный, цель была все ближе.

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)В тесноте — зато прыжкам навстречу!

Утром каждый, проснувшись, еще до первого походного кофе, побежал смотреть место прыжков… Но на Камчатке не все так просто – за эти самые 10 минут от солнечной погоды не осталось и следа, а каньон целиком закрылся облаком, которое не собиралось уходить. Вздохнули и вернулись в лагерь собирать снаряжение, чтобы вернуться снова на навязку.

Утренние сборы снаряжения в облаке тумана

После недолгих сборов и быстрого завтрака мы в полной «боевой» готовности и заряженные снаряжением вышли на каньон. Для ускорения процесса распределили роли – на планируемом месте рабочей точки базы остались Ленин и Яки, а мы с Колей ушли на разведку другой стороны каньона.

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Выбираем место крепления статичной точки базы и…

Переходили каньон выше по руслу реки Вулканной, выбрав наиболее безопасное место и организовав страховку, требуемую для перехода через горные реки.

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Дорога к месту переправы через реку Вулканная

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Переправа

Грунт на той стороне каньона оказался крайне сыпучим, поэтому мы очень аккуратно перемещались траверсом до первого устойчивого и монолитного участка породы, где организовали перила. Спустились чуть ниже, установили страховочную станцию, и далее Коля, как очень опытный скалолаз, вывесился ниже ставить анкера для будущего крепления статичных точек базовых веревок.

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Фотография-загадка: найди Колю

Вид от первого лица (Коля)

В это время Саня Ленин и Саня Якимов практически навязали рабочую точку, как тут вспомнился один очень важный факт: информацию по выходу из каньона мы так и не смогли найти в различных источниках, поэтому было принято решение разделиться еще раз. Ленин, вооружившись картой и забыв вооружиться баллончиком от медведей (к счастью, не встретил ни одного), ушел исследовать спуск-подъем из каньона.

Мы связались по рации с Яки и приступили к перебрасыванию базовых веревок через каньон с помощью репшнура.

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Пришло время крепить базовые веревки

Финально закрепили веревки, Саня наложил протектора в тех местах, где это было необходимо, подцепил прыжковую веревку, а Ленин вернулся с известиями о том, что выбраться из каньона без жумара будет очень проблематично и ребята отправились провешивать веревку для безопасного подъема после прыжка, в то время как мы у каньона готовили из баула тестовый груз для «первопрыга».

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Последние штрихи перед броском тестового груза — «Вани».

А дальше началось многочасовое ожидание…

Ожидание видимости для того, чтобы распутать базовые веревки над каньоном. Ожидание видимости для броска баула-теста и просмотра траектории полета. И, наконец, ожидание видимости для первого и столь долгожданного прыжка.

Сложно сказать, что погода была на нашей стороне – но похоже это было так. До наступления ночи случилось ровно три погодных окна, когда облако рассеялось… Ровно три, как нам и было необходимо.

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Облака рассеялись - готовимся к пропрыгу

Веревки распутаны, натянуты и готовы. Баул (который мы ласково прозвали Ваней) – сброшен под аплодисменты, цел и невредим. А Коля, одетый в систему и встегнутый в прыжковую веревку, готовится к первопрыгу: абсолютно спокойный и уверенный в надежности навязки.

Облака вновь рассеиваются, Коля на экзите – Три, два, один!

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Первый прыжок с каньона Опасный!

Полет, который от всеобщего волнения, кажется вечным. Подхват, который заряжает адреналином всех участников события и который дарит неописуемую радость от проделанной работы. Коллективное ликование, крики «ураааааа!» и аплодисменты. Описать то, что ты чувствуешь при первопрыге нового объекта невероятно сложно, но это чувство однозначно находится где-то между эйфорией и безграничным счастьем за успех мероприятия.

«Это тот объект, который останется где-то внутри тебя, очень глубоко внутри и ты однозначно будешь сюда возвращаться в своих воспоминаниях» — Коля.

На следующий день, уже в идеальную погоду, под фотокамеры туристов мы сделали еще 6 прыжков. В просьбах тоже прыгнуть вежливо отказывали: во-первых, очень уж сложный для новичков выход из каньона, а во-вторых, цели коммерциализировать данный проект мы не преследовали.

«Я около месяца пытался выехать с Европы, потом прорывался за какие-то деньги через какие-то картофельные поля из Белоруссии в Россию, потом три дня ночевал непонятно где в Москве, сутки летел на Камчатку, полдня добирался на машинах до заброски, а потом целый день занимался навязкой– ради 3-х секунд удовольствия полета. Зато каких!» — Саша Якимов.

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)

На этом наше приключение на каньоне Опасном подошло к концу и пришло время двигаться дальше — к Вилючинскому водопаду. Быстро собравшись и погрузившись, мы переместились к месту новой стоянки в 40 минутах ходьбы от водопада. И хотя время было уже позднее, в лагере не сиделось, поэтому я вместе с Колей отправился изучать место действия на завтра.

Вилючинский водопад

Подойдя к водопаду и определившись снизу с точкой экзита, мы начали подъем. Судя по следам на мелкой сыпухе, незадолго до этого этот же подъем осуществляла медведица с медвежатами, что не очень добавляло оптимизма, но очень добавило осторожности.

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Путь к экзиту

Уже будучи на экзите мы внимательно осмотрели место для работы, покидали камни, сориентировались по месту крепления другой стороны базовых веревок – и начали прокладывать путь туда. Перешли речку, образующую водопад и почти сразу начались трудности. Тривиальных путей на ту сторону, как таковых, не существовало и нам пришлось пробираться через заросли и кусты, которые вывели нас в кулуар. Приходилось быть всегда начеку: из-за растительности путь практически не просматривался и за кустами нередко встречался обрыв. Да и в целом, по голому зеленому и очень крутому склону можно было очень далеко «уехать».

«осмотрели место для работы, покидали камни»

На противоположной стороне мы разглядели хороший и монолитный скальник, в котором можно было сделать надежные точки крепления для базовых веревок, и наметили ориентир над ним– высокую, одиноко стоящую березу. В таком случае база получалась практически горизонтальная. В этот день добраться до нее так и не получилось, поэтому, походив вокруг да около, и спустившись вниз не без приключений по одному из кулуаров с уклоном 45+ градусов, вернулись в лагерь, отложив поиск прохода на утро. Варианта было два: либо «играть» в альпинистов и лезть к точке в лоб, либо подняться по крутому сыпучему склону, траверсировать влево на гребень и пробовать выйти по нему до ориентира– заветной березы.

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Облачность над водопадом

Утром приняли традиционное решение делиться. Я с Саней Якимовым ушел к точке экзита, Ленин остался внизу разбирать веревки и готовить снаряжение, а Коля продолжил вчерашние поиски пути к заветному скальнику.

Вид с экзита

Далее со слов Коли:

«Я поднялся на планируемый гребень и обнаружил, что гребень очень сложно проходим, потому что там были невероятные заросли ивы. Постепенно продвигаясь по 45+ градусному склону как «тарзан» от ивы к иве, минут через 30 я вышел в намеченное место, чудом не разорвав одежду.

Вид с экзита на Колю (на статичную точку базы)

Организовал себе страховочную станцию для работы, спустился ниже, сделал две станции под веревки. Дюльфернул, передал ребятам перфоратор, забрал базовые веревки и полез обратно поднимать и закреплять базу».

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Вилючинский водопад во всей красе

Когда работа была практически закончена, случилось классическое камчатское ухудшение погоды – мы снова оказались в облаке, бесконечно под дождем ожидая хотя бы небольшого просвета. Когда наконец дождались, быстро развели веревки, встегнули в прыжковую веревку «Ваню» и волнительно бросили тестовый груз… Неудачно. Траектория получилась совсем не та, которую мы ожидали — во время маятника «Ваня» был очень близок к противоположному склону и стало очевидно, что навязанной системе не хватает тормозов. Основная сложность навески на подобных объектах, это очень ограниченное пространство для маятника.

Коля побежал в лагерь за еще одной веревкой, а мы остались на водопаде, прячась кто где мог от дождя. Нельзя не сказать, что непогода и неудача слегка подпортили общий настрой на успех, но виду никто не подавал – стойко терпели и ждали.

Первый, неудачный бросок теста «Ивана»

Когда неполадки были устранены, а «Ваня» вновь готов к бою – сделали второй тестовый бросок. Все получилось: траектория отличная, маятник идеального направления, запас по высоте достаточно безопасный для прыжка.

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)Вид на объект снизу

Выбирать из ребят кого-то для первопрыга долго не пришлось, так как внезапно выяснилось, что Ленин, состоящий в команде с очень далеких лет ее создания, еще ни разу не был первооткрывателем объекта… единогласно отдали эту возможность ему. Ниже — цитата от Ленина.

Первопрыг с Вилючинского водопада, исполняет Саша Лежнин

«Что чувствуешь, когда опрыгиваешь новый объект? В первую очередь, чувство выполненного долга, скажем так. Ты видишь результат работы всей команды на протяжении времени и видишь, что все силы были потрачены не зря, что оно того стоило. Ты уверен в навязке, уверен в своих ребятах и остался последний штрих, последний шаг до цели — прыжок. И ты должен его сделать.

Мое первое открытие объекта состоялось на Вилючинском водопаде. Это невероятно! Ты подходишь к экзиту, но не видишь края обрыва, не ощущаешь, куда тебе лететь. Но после прыжка пролетаешь около 5 метров и видишь огромную подкову ледника, видишь водопад, видишь зеленые скалы— а под тобой очень много пространства из-за протаявшего от водопада ледника. Повторюсь, это нечто потрясающее».

Остальные допрыгали на следующий день. Всего на этом объекте сделали 6 прыжков, вместе с камчадалами-помощниками: Лианой и Андреем.

Роуп-экспедиция Extreme Family на Камчатку 2020 (Ropejumping)

Закончить рассказ хотелось бы пожеланием: мечтайте! Пусть у каждого из вас будет мечта. Не имеет значения какого масштаба: скромная или глобальная, но обязательно искренняя и настоящая! А дальше — стремитесь к ней и все получится!

Наша мечта сбылась!

«Ты летишь на другой конец страны даже не за этими секундами, а за красотой природных объектов. Ты летишь сделать цель – прыжки. Сам прыжок – это вишенка на торте. А здесь она была особенно вкусной» — Саша Лежнин.

Список участников экспедиции:

Сергей Захаров (Зак) – руководитель команды Extreme Family (автор статьи)
Александр Лежнин (Ленин) – инструктор команды Extreme Family
Александр Якимов (Яки) – инструктор команды Extreme Family
Николай Матюшин – альпинист, скалолаз, спидфлаер и друг команды.

Огромную благодарность хочется выразить людям, которые были с нами плечом к плечу на протяжении всего пути к заветной цели:

Гатикоева Марина
Реутов Сергей
Топычканов Андрей
Антропова Елена
Бедаш Лиана

Даты экспедиции: 15-20 августа 2020 года

P.S. За время этой поездки было отснято очень много материала, поэтому в настоящее время мы готовим увлекательный ролик об этой экспедиции — очень хочется передать каждую эмоцию, каждый открывшийся вид невероятной красоты и каждую секунду этого события, которое мы переживали эти 5 дней в чудесном краю нашей страны.