Список погибших горных туристов

Пишет Никита Степанов, 02.10.2020 00:20

Список погибших горных туристов (Горный туризм)

В Федерации альпинизма СССР и Федерации альпинизма России Владимиром Шатаевым и Геннадием Стариковым скрупулёзно велся перечень погибших альпинистов. И уже к 2010 году он насчитывал 1000 человек. В горном туризме такие данные не публиковались, а если и велись, то безвозвратно утеряны в анналах истории. Я решил, хотя бы частично, восполнить пробел, и стал собирать из различных источников материалы. Это были печатные публикации, разборы несчастных случаев, интернет и воспоминания друзей, поэтому столбец с источником информации я удалил. В результате возник некий список, который гораздо меньше и далёк от реального положения вещей. Но, тем не менее, я хочу его опубликовать, искренне надеясь на помощь аудитории Риска, которая сможет дополнить, исправить и внести коррективы. Прошу всё это писать в комментариях, поскольку и остальные Рисковчане смогут это увидеть и внести свою точку зрения. Вносить изменения буду сразу же. Память о наших ушедших друзьях должна быть сохранена. Список в отличие от альпинистского составлен не в алфавитном, а в хронологическом порядке. К сожалению, после 91 года сведения достаточно отрывочные, из-за появления третьей касты – коммерсов, и сейчас уже трудно разделить людей на альпинистов и туристов. https://yadi.sk/i/JB5296GqmOwOWQ Ввиду того, что не все однозначно поняли назначение этого списка, попытаюсь объяснить его суть. В список входят люди, погибшие в горах и основным занятием которых был спортивный горный туризм. В него не входят туристы, которые со временем ушли в альпинизм и внесены в список Шатаева. Также в список не входят плановые туристы (вспомните Фишт), и туристы, пользовавшиеся услугами гидов. Спасибо за понимание.

Предупреждаю сразу. Тема достаточно трагичная и деликатная. Кто позволит себе ёрничать в комментариях - тут же будет отправлен в игнор.

Никита, добрый день! Спасибо за память о наших оставшихся товарщах. Уточнения по двум ребятам из турсекции МИФИ (в те годы еще не было турклуба, а была турсекция СК МИФИ). (1). Евгений Табин, 1985 год, Центр. Памир. В том году группа делала второе прохождение перевала Ребро, который оценивался в то время 2Б, причем сложность как раз была на ребре. При разобре НС группа указывала именно на эту категорию. (2) Сергей Прасолов, 1 к.с. НС произошел в последних числах августа 1990 г., в самом конце похода, когда группа спускалась с Песчаных гостиниц в Терскол. Первый поиск спасателей ничего не дал, и наша единичка, после оформления необходимых бумаг, вернулась в Москву. После этого спасатели попросили помощи от нашей турсекции.

В итоге мы, сборная группа из турсекции МИФИ приехала в Терскол и вместе со спасателями (Борисом Тиловым и Евгением Лебедем) в течение 10 дней в конце августа-начале сентября искали Сергея сначала под языком ледн. Боль. Азау, потом - по обоим берегам реки вниз по течению от языка ледника до пос. Эльбрус. Также приехали родители Сергея и искали его на реке.

Сергея нашли уже без нас, через 3 недели 16 сентября 1990 г. - его тело вынесло на песчаную отмель около пос. Верх. Баксан. Похоронен в пос. Эльбрус. Больше потерь на моей памяти у горных туристов МИФИ с 1977 по 2000 гг. не было, не считая С. Гавшина, который погиб на Чатыне в 1989 г. уже как альпинист.

С уважением, Юрий Шишорин, зам. и пред. МКК СК МИФИ в 1990-2000 гг.

Юра, спасибо за уточнение по датам, я уже подзабыл. Сергей упал прямо на моих глазах, я потом с тобой ездил в Терскол, помню почему-то, что вылетали из Шереметьево, при том, что как правило рейсы в МинВоды были тогда из Внуково

Юра, двое участников моей группы ходили с Сергеем Гавшиным в 77-78 годах на Приполярный Урал, и были на поминальных вечерах.

Из наших только Виталия Горелика не нашел, он погиб 6 февраля 2012 на К2.

Зимгунд Хвойницкий представлен 2 раза, 90 и 98ой года. Судя по табличке на морене под Аккемским ледником он погиб в 1990, сорвался с Восточной Белухи.

Горелик тоже был альпинистом...

Не только, начинал он туристом и весьма преуспел,

Антон, нужно было прочитать хотя бы название поста. Я пишу о погибших ГОРНЫХ ТУРИСТАХ, а не о альпинистах! Если он и занимался в начале туризмом, а потом прочно ушёл в альпинизм, и погиб при восхождении на вершину, а не в турпоходе. Зачем его вносить в горные туристы? Только с целью чтобы пополнить список? Но он же в списке у Шатаева, так же как и Валентин Сулоев, который начинал ходить с туристами МАИ, а потом ушёл в альпинизм. Они и в лыжные походы ходили, их и в список погибших лыжников записать? Только что беседовал с человеком, который в письме мне предложил внести в список Гусака Николая Афанасьевича - ЗМС по альпинизму, из-за того, что в 78-ом он ходил участником в детский поход, и умер в долине Адыр-Су от инфаркта. Да-да, того самого Гусака, который устанавливал флаги в 44-ом на Эльбрусе. А потом с пеной у рта доказывал, что если сходил в ПВД, то турист и нужно вносить в список.

Ребята, не доводите до абсурда! Я надеялся, что на Риске люди здравомыслящие, и смогут определиться с принадлежностью к той или другой касте (третья сила мне мало ведома). Судя по комментарию про Албогачиеву Лейлу мне придётся сослаться на этот этот текст. Чтобы расставить точки над И, сейчас внесу в пост коррективы, которые позволят избежать подобных казусов. Но главное если человек фигурирует в списке Шатаева, то он не может быть внесён в список "Погибших горных туристов" или в списки водных, горных, велосипедных...

Спасибо за уточнения по Зигмунду Хвойницкому! Сегодня внесу.

Понятно, это не было очевидно в этой пограничной ситуации, хорошо что растолковали. Горюнов вот включен например, хотя там примерно та же ситуация, это меня и смутило. Думаю стОит внести ясность и в самом посте о критериях включения.

Также не присутствуют, например, четверо туристов погибших на Куполе 3ех озер в Актру в 2015ом. Они есть в списке Шатаева, но это самые настоящие туристы (там об этом приписано), хотя и погибли не в походе.

Не знаю, хотите ли Вы такие случаи в свой список включать.

Албогачиева Лейла, 2014г

Кудрайхан из Астаны, 2019г

Григорьева А.И. лично знал, хоронил. Царствие небесное всем

Лейла была 100% альпинисткой.

Алла Албогачиева - альпинистка, а Кудрайхан - коммерс. Ни тех, ни других я в список не вношу.

8 августа 2011 года на пер.Фестивальный (Ц. Тянь-Шань,Терскей Алатау) в походе 5 к.с. у Неудахина Валерия Анатольевича (28.08.1957) внезапно остановилось сердце. Днем раньше по ледовой стене они поднимались на Огуз-Баши главную. Группа из Томска, Валера был руководителем, Томский политех, секция "Амазонки".

На перевале Фестивальный

Спасибо, Толя! Постараюсь внести сегодня же.

Спасибо, Никита! Серьезный труд, мурашки по коже. Почти везде человеческий фактор...

Если не ошибаюсь, 18 августа 1993 года, Фаны, пер.Мирали, 3А. Голосов Владимир Петрович, председатель Ярославского горного клуба. Упал в трещину. Немного жил, но вытащили уже умершего.

Спасибо, Евгений! Постараюсь внести сегодня же.

Никита, и Вам спасибо за труд.

Спасибо, Евгений! Постараюсь внести сегодня же.

Крюков Игорь, 32, клуб туристов Калининграда Московской области, 1978, Алтай, Катунский хребет, пер.Герда, камнепад

Василий Стоцкий, Брест, 21.07.1981, Алтай, Катунский хребет, пер.Молодых специалистов

Алтай, на камне на левом берегу Катуни при подходе к леднику Геблера

Спасибо, Владимир! Информацию скачал. Завтра буду вставлять.

Уточнил информацию об Игоре Крюкове у старших товарищей

Крюков Игорь Николаевич, 31 год (дата рождения 29.08.1946), клуб туристов г.Калининграда Московской области (сейчас г.Королёв), проживал в Пушкино, дата гибели 09.08.1978, место гибели Ц.Алтай, Катунский хребет, пер. Герда, причина - срыв на склоне.

Юрий Сергеевич Лаврентьев 42 года, 12 августа 1999 г. в походе 4 к.с. (рук). Архыз, на восточном гребне вершины Алан. Удар камнем. Похоронен в Ставрополе.

Лаврентьев - горный турист, восхождение на Алан было в рамках горного похода 4 к.с. в котором он был руководителем.

Городиская Инна - https://risk.ru/blog/193781

Фото в 2010г. сделал Витя Кононеров на Памире, в р-не Абдукагора. Я лично не знаю ни погибшего, ни обстоятельств его смерти.

- Помню, что в конце 70-х или начале 80-х где-то в р-не пер.Комсомолец, недалеко от п.Охотничьего и Чимгана, в лавине погибли туристы, не наши.

- в 79-м, на сборе в Караколе, мы помогли туристской группе в транспортировке по леднику Сказка их товарища, погибшего от удара камнем в голову, там от головы мало чего осталось...

В 1987 мы ходили на Памир в шестерку под рук. Плетнева, тогда были большие проблемы с транспортом.

Совпало так, что нас завозили в Хрустальный в кузове вместе с гробом для этого иркутянина, сфотографированного на табличке, который умер на плато пер. Абдукагор (5100) от горняшки (то ли сердце не выдержало, то ли отек, мы не знали подробностей).

В 1978 году при переправе через р.Сиама погиб Миша Крайнов.Памятник на Сиаме.

Теофилович, а ты меня не узнал? Мы ведь спирт с тобой вместе пьянствовали в 77-ом на веранде у Миши Дунаевского и закусывали его чёрным виноградом, свисающим над головой. И отмазывали вы меня тогда вместе с Мишей Крайновым и Володей Ганиным от Ширкина. Не помнишь тот сентябрь- октябрь? Потом, я, скорее всего был в 81-ом, вместе с Лёней Директором, после гибели Миши Дунаевского. Володя Ганин сейчас в Германии. Если нужно, дам скайп. Помнишь Женю Рассказова? Он сейчас в Подмосковье - в Люберцах. Если хочешь, передам привет. Мой племянник- его сосед (дома напортив).

И шкурный вопрос. У меня с прошлого года зависло в Душанбе снаряжение: две пары кошек, ледоруб БД и мелочёвка. Не подскажешь

Центральный Кавказ - в.Гестола - 22 августа 1986 года
разряд молнии
погибли:

Н. А. Билетин - Перворазрядник (элек­тромонтер Ростсельмаша)

В. В. Грибоедов - Мастер спорта (пер­вый заместитель начальника областного аптеко управления)

В.В. Осташевский - Мастер спорта (руководи­тель группы института « ПромстройНИИпроект»)

В. Т. Гайдучек - Мастер спорта - руководитель похода - (заме­ститель директора по учеб­ной части техникума ме­ханизации учета)

А. Н. Сафронов - Мастер спорта (заместитель предсе­дателя Ростовского областно­го совета по туризму и экс­курсиям, один из основателей секции туризма на Ростсельмаше) - пропал без вести - тело не найдено

"...тихо, туман, ждали, пока разойдется. Никаких звуков, просто ничего. Сидим, спокойно отдыхаем. Ударил ветер. От начала урагана до удара молнии прошло две-три минуты. Вариантов куда-то бежать не было, прятаться было негде, сидели на скальном участке размером 3х5 метров прямо под вершиной."

из воспоминаний одного из выживших Андрея Степанюченко

на сколько помню,
в то время Гестола, - единственная вершина на Кавказе, через которую официально мог пролегать маршрут горных туристов

Никита, Здравствуйте !

в хронологическом порядке - верное решение,
в алфавитном порядке этих ребят раскидает по разным страницам

всего Доброго ! - Николай

Мы сделали первопроход Гестолы в 1979 году. На Катынском плато нас накрыла гроза. Было впечатление, что молнии шарашат рядом с палаткой. А мы спокойно сидели, варили чай на примусе, и развлекались с фляжкой Дохтура.

11.02.2004г. З.Тянь-Шань, Пскемский хр. ущелье Ихнач, на хели-ски в лавине погиб МС по туризму Чепиков Александр.

Сборная группа туристов (6 человек) из Хмельницкого на Эльбрусе в 2004 - https://risk.ru/blog/216281

Игорь Перегинец (г.КалуШ) 08.04.2009 - https://risk.ru/blog/7879

1981 год. Тянь-Шань. Пер.Серебряное седло (?). Кожухов из Мариуполя (Жданова). Камнепад.

Кривченко Александр, Коломна в походе 5к.с. Матча, 08.1986г, пер.Атджайляу. На спуске ночью на биваке влетел камень в палатку

Щербаков Евгений, Рязань, С-З Памир,поход 5.к.с., 08.1988г, Оступился в р.Гандо с рюкзаком, тело не найдено

Своих увидел , друзей погибших ... Спасибо , что занимаетесь этим . Память очень важна , банальные слова конечно , как бы и так понятно , что это важно . И все таки , вот не было же этого большого общего списка по горным туристам раньше . Поэтому и спасибо !

Евгений, здравствуйте!
В Вашем посте

есть информация ?

Рязанский В.М погиб 01.08.82, не пер Дружба, а ледник Менсу. Они только с открытой центральной ветви перешли в правый приток, так что Дружбу они нормально прошли и двигались уже к Туристу. В тех спасах был, заклинило его на 4-5 метрах. Втроем руками, без полиспаста, выдернули. народ еще на подходах был

Переслал твой коммент Коле Рязанскому - его младшему брату. Он сейчас пред. МКК Москвы.

Насколько помню - у Владимира там сын в группе был, тогда ему лет 16 было. Он с матерью одни остались на леднике, и, обрезав кусок веревки, по своим следам через Дружбу на ГМС дошли. В спасах он участвовал, к месту вывел точно.

Было бы в группе еще пару мужиков - они бы смогли сами всех вытащить. Второй тоже недалеко улетел, метров на 10-15

1981, август, группа Самодельникова (Питер) - связка 2 (вроде бы) чел ушла с концами при движении с пика 20 лет октября в сторону пика Урусвати. В 90е встречали ребят - ходили с Кучерлы в цирк табличку крепить.

февраль 1978 и 2 сентября 1981 - по связке томичей на председательском маршруте (зап контрфорс п.Делоне). в 78м - после срыва зависли на стене и замерзли В Аксиненко и А Шепелев. снимали летом (Утешев и Шлехт в т.ч. были на спасах). в 81м уже на спуске связка Р.Агишев С Суржанский ушла с карнизом на Менсу. Суржанского так и не нашли. Кем их считать - не знаю, у томичей там все так запутано тогда было, в одном котле варились. Можно конечно и в третью категорию занести - дикари, типа Кассина. Во всяком случае у Шатаева я их не нашел, а в 78м пересекся там с Сипайловым, тот вел 2ку и вроде как у них на подстраховке был.

непонятно куда отнести и эти случаи, на восхождении на В.Белуху с Берельского седла: Массы ледового обвала этой шапки хватило чтобы в феврале 1997г «с концами» накрыть группу В.Кичина, Кемерово. Встали на ночевку «как обычно на старом месте», никого не откопали. А 20 июля 2005 года, когда на расположенный на склоне горы лагерь горовосходителей из Минска обрушилась огромная масса снега и льда (белорусские туристы в это время готовили завтрак) четыре человека погибли, пять туристов были травмированы. Одного нашли только в 2007г, один так и числится п\б.

Андрей Сипайлов - горный турист. Роман Агишев и Сергей Суржанский альпинисты, КМС, клуб ГРФ томского Политеха "Аида", клуб вроде как спеликов, но Суржанский был его председателем. У Владимира Шатаева они есть. Карниз оборвался на Аккемский ледник, т.н. "Ребро председателей" - в 1978 там погибли еще два Аидовских председателя В. Аксиненко и А. Шепелев.

ага - нашел всех четверых на ФАРовском сайте. как и томичей с Купола. Димка Подкаминер тоже туда попал. после 90г многое перемешалось.

Карнизы с Делоне все на Менсу. на Аккем только доски. следы где их Якубовский искал сам видел - на неск дней разминулись. Так сложилось что я и в феврале 78, и в сент 81 на Аккеме был

январь 1978 в маршруте с траверсом массива Белухи с зап на вост в результате срыва и последующих обстоятельств погибает группа новокузнецких туристов рук.В Федулкин. Из пещеры на седле Белухи за помощью уходит один из участников, вызвавший помощь. Остальных нашли в пещере замерзшими http://www.stolby.ru/mat/hvostenko/belukha/III.asp - п.30 с переходом.

Сергей, а Ф.И.О погибших неизвестны?

Прасолов Сергей 1966 гр, выпускник МИФИ-погиб июль 1990 г в походе 1й(!) категории, при спуске с Песчаной Гостиницы к ледн. Б. Азау. Такое тоже было..

погиб в конце августа 1990 г. Мы ездили на его поиски конце августа- начале сентября.

И ты, Саша, был с нами на этих поисковых работах.

Семёнова Ольга,1983г.р.,Екатеринбург. 30.08.2017, Австрийские Альпы,2600м.,разбилась на скалах при переходе горного хребта

Елена Ковалевская 1978–2003, г. Москва. Описание в отчёте. В 2007 году в долине Озёрной установлена памятная табличка. В турклубе Гадкий Утёнок это, кажется, единственный случай гибели в горах.

1989г, 19 июля, Фаны, пер. седло Бодхоны. Поднимались туристы с вост.стороны.

Мы ходили на в. Адиджи (через перевал с зап.стороны), на спуске увидели как с конца веревки в сторону лед. Бодхона упал человек.

Подошли под сбросы, был жив, упаковали и потащили вниз. На альп.площадки под Бодхоной вызвали спасателей из лагеря.

Вертушка прилетела и забрала его в Душанбе...позже сказали что не выжил...

Вот ещё случай оказался не учтенным,

14.08.2013, Ольга Меньшуткина, Фаны, пер. Зинах Нижний, камнепад, https://risk.ru/blog/199502.

Очень хорошо, Никита! Наших погибших товарищей надо помнить. Исправить:

5.10.1991 - Худяев Сергей (Ленинград), Эльбрус, срыв на ледовом склоне с выносом на скалы Пастухова. То же - Распопов Вячесла (ЛГУ, Ленинград, он записан). Они сорвались вместе, когда внезапно вышли на участок склона с гладким льдом. Шли во главе группы. Первым сорвался Распопов, а Худяев кинулся за ним и тоже сорвался. Замыкающему группы Саше Шилину (в будущем - опытному спасателю МЧС) удалось остановить группу, взять руководство на себя и, навесив верёвки, спуститься к погибшим. На гладкой поверхности льда осталась длинная царапина - кто-то из ребят пытался затормозить скольжение ледорубом, но это не спасло. Погибшие вовремя не остановились при резком изменении характера покрытия склона.

Коллеги! Я вообще не вижу в списке Сергея Худяева! Какое-то пустое рассуждение! Каким файлом списка вы пользуетесь? Всё перемешали в кучу! Автор! Уничтожайте старую версию файла списка, чтобы не было путаницы!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Вы слишком импульсивны. В новой версии все внесённые люди из комментариев написаны красным шрифтом. Если Худяева нет, то значит не успел внести вчера. Постараюсь это сделать сегодня. А вот если я создам новую версию, и напишу всю таблицу одним цветом, то комментаторам придётся пролистывать весь список, чтобы определить внесение. Посмотрите самый последний комментарий - я в нём объяснил, что вчера просто не успел.

Кавказ, пер. Бол. Кичкинекол 1Б*, ???? (девушка), падение в берг.

Лично видел табличку в 1987 г., а перед этим читал описание НС в какой-то из книг о безопасности в горах (изданых в 80х).

Т.е. НС был существенно раньше. Может есть у кого фото с табличкой с перевала?

Гибель 4 туристов (альпинистов?) группы Тополенко на Эльбрусе в 2006 - http://www.elbrus1-geo.info/kofst/Elbrus2006.htm

В августе 1994 г. на глазах у нашей горной тройки (МИФИ) сорвался лезший без сраховки на подъеме и разбился руководитель какой-то группы, шедшей параллельно пер. Спартакиады (2А-2Б) из ущ. Тютюсу в долину Адырсу, Центр. Кавказ.

Мы в августе 94 начинали в Тютю, и вечером, когда поднимались на конечную морену, встретили девушку из пострадавшей группы. Она бежала за помощью в Тырнауз. Потом прилетел МЧСовский вертолет. На след. день попытались найти эту группу, но видимо разминулись.

Следующей зимой я, в совершенно не связанных с горами обстоятельствах, случайно познакомился с одним из участников. Представился он так, что не забудешь: "Жора из Одессы". Поэтому предполагаю, что группа была оттуда же. И вроде бы - если не путаю - речь шла про камнепад ("побило камнями"), а не срыв. И, вроде бы, было больше одного пострадавшего. Извините, комрады, через 26 лет не все детали остались в памяти.

Если есть кто из Одессы - может уточнят.

Мне кажется, что я внёс все дополнения которые вы написали в комментариях. Тем не менее прошу всех, кто вносил комменты ещё раз проверить, не упустил ли я кого-нибудь. Внесённые комментарии выделены жёлтым фоном. Кроме этого я сделал дополнение в тексте поста, уточняющее кто внесён в этот список.

Никита приветствую.

Добавь в список.

2011г. Поход 5 к.с. Северо-Западный Памир, рук. Ворожищев М.Г. (г.Томск)

Пичугин Дмитрий Владимирович, . г. Томск. (последние годы жил в г.С Петербург). д.р. 30.10.1979г

Погиб 02 августа 2011г. На спуске с пика Крупской (радиальное восхождение с пер.Шапак). Вырыв ледовой проушины (вытаяла за 5 часов на солнце), падение с гребня на скалы. Похоронен в г.Томск.

2018г. Поход 6.к.с. Киргизкий Алатоо. рук.Литвинов В.А. (г.Усть-Каменогорск).

Дворецкий Виталий Петрович, г.Алма-Ата. д.р. 06.09. 1976 г.р.

Погиб 30.07. 2018г. При подъеме на пер. Джиндысу с лед.Скрябина, группа попала под камнепад.

Похоронен в г.Алма-Ата.

Спасибо! Сегодня вечером внесу. А пер. Джиндысу в каком горном районе?

Там наверху написано: Киргизский Алатоо, Тянь-Шань.

Садомский Игорь, Рязань, 2011г, Кавказ, при подъеме на пер.Шести, на биваке падение ночью в ледопад

Перевалов Руслан, Рязань, 2.05.2015, Эльбрус, срыв на подьеме от седловины

Вот ещё что вспомнил.
На северном ребре пика 5921 (близ перевала Хурджин Верхний) мы видили вот этот мемориал. К сожалению, списка погибших туристов там не было, видно дырки на которых когда-то крипилась табличка. Это была доска спустившая 4ех человек в трещину.

Дата: 25 августа 1968
Списко погибших:
Коробцева Маргарита 1940 г.р.
Кротов Юрий 1947 г.р.
Черницов Александр 1948 г.р.
Шарейко Тамара 1935 г.р.

Подробнее тут: http://oldserdobsk.ru/1000/052/1052050.html

59 в текущей версии. Дмитрий Коновалихин, Зеленоград.
Октябрь 1982,перевал Москва, Фаны. Лавина.

Никита, здравствуйте!

Антипин Юрий Иванович (23.07.1959-02.05.1982). Погиб в снежной лавине на спуске с

перевала Рынджи в долину Даута (Западный Кавказ). Турклуб Кубанского сельскохозяйственного института (КСХИ) г. Краснодар.

25.08.1977. Arnolds Rubulis ,telo naideno,pohoroņen v Rige. sorvalsja v samom konce spuska s perevala Latvija (Pamirskogo Firnovogo plato).

Ссылка к списку не работает. 15 августа (?) 1991 г. на Алтае, кажется. 3 чел. - Каравашкова Елена (Красногвардейский клуб туристов) и два парня. Камнепад. Надеюсь, ничего не попутала.

Спасибо, Никита за проделанную большую работу по сохранению памяти о наших погибших товарищах. Они не ушли в не бытие, а навсегда останутся в памяти тех, кто их знал.

Простите нас... Мы не вернулись с гор...

На небеса к себе забрали боги...

Для нас уже окончен вечный спор...

Простите нас... Не будьте очень строги...

На Вас взираем с сказочных высот...

Приходим к Вам во снах из звездной пыли...

И бесконечен средь вершин полёт...

Мы рады... что о нас Вы не забыли...

Юрий, замечательные стихи. Действительно их забирают боги!

Нажимаю на ссылку на список, и читаю такой текст: "Ничего не найдено Владелец удалил файлы либо закрыл к ним доступ или в ссылке опечатка."

Что я делаю не так?

Сам ничего не понимаю. Сегодня буду бороться с этой проблемой.

ТётеМоте Ссылка появилась? Прошу прощения, что в незаконченном виде. Всё слетело к чёртовой матери! Завтра попытаюсь восстановить.

Никита, ссыль заработала.
Ждём исправлений и дополнений.
СПАСИБО!

Да, Никита. Спасибо.

Никита привет.Но кого мы помним физически в лицо это другое.Тебя я знал всегда.А записаться на сайт меня подвиго твой рассказ о походе 1976 года.Это было моё первое руководство пятёркой.Ивыпускали меня Харченко А.Ф и Боря Гельфгат и там был первопроход сДарвазского на Мазарский ледники.Боря посмотрел фото и сказал "ну нормально"Он ночевал у меня дома.А приехав в Ванч встречаю Лёху Харченко и он говорит что сейчас прилет вертушка с погибшими.Это был шок.Но нас выпустили и мы прошли.Перевал Гельгафта примерно 3а.Спасибо за рассказ очевидца.И ещё в1971 в походе по хр.Петра Первого встретили группу из Рязани мне кажется.У них погиб участник на пер.Клешня.Засыпало в трещене.Ледопад.Если кто знает напишите,потому что пока помним они живут.Я сейчас израильтянин ,естественно в Душанбе есть друзья и они могут помочь.

Привет, Саня! А помнишь 77-ой, когда вы все своей командой: ты, Миши Крайнов и Дунаевский, вступились за меня перед Ширкиным, потому что он не выпускал меня на маршрут из-за лавинной опасности? Какая к чёрту лавинная опасность в сентябре? Тогда даже зам. Ширкина - Володя Ганин меня защищал. Кстати, он сейчас живёт в Германии - я периодически с ним контактирую. После похода, который мы великолепно прошли, мы ночевали у Миши Дунаевского, доедали последнюю флягу со спиртом. А читал, про 81-ый, когда Миша Дунаевский, Волков и Свердлов погибли? https://risk.ru/blog/218563. Прочти ещё "Летопись восхождений туристов на семитысячники..." https://risk.ru/blog/218167 и "Список погибших туристов" https://risk.ru/blog/218651. Может быть дополнишь сведения? У меня в Таджикистане никого знакомых не осталось. И о твоих друзьях в Душанбе - у меня там зависло снаряжение, которое я давал группе для перенесения останков погибшего в 1980 г. Ленинградского туриста с ледника Розмирович на ГМС Федченко https://risk.ru/blog/217317. Могли бы они переслать его в Москву? Пароли и явки я дам, и оплачу посылку. Там две пары кошек, ледоруб BD и мелочёвка.

Лёне Директору передать от тебя привет?

Никита, если будет возможность передать большой привет моему рук. Леониду Директору, на семинаре ВИП 1988 году на Кавказ Башиль. 5 горн. От Александра. Здоровье и всяких мирских благ. Достойный руководитель и человек.

Копия Кавказ88

Поправка по августу 1975 году, Алтай. Яшков Иван, Жгун Елена, Нейштадт Гера. Все студенты 2 курса Ленинградского Горного института. Погибли в лавине.2 к.с., рук. Багров Павел.Потеря ориентирования на местности.

Март 1976 года. Восточные Саяны. п. Топографов.Погибли в лавине Гайков Борис, Журба Сергей(выпускники Горного института) и Архангельский?Сергей? ЛГУ. Имя парня из универа требует уточнения, фамилия вроде та.Руководителя не помню, пошли на лавиноопасный перевал в 15 час, дистанцию не держали, подрезали склон. Тело Гайкова Бориса нашли в конце июня.

Здравствуйте !

Никита, пожалуйста, внесите изменения :

всего Доброго ! - Николай

Николай, не понял? Это Ваша ссылка? https://don24.ru/special/molniya-v-gorah-kak-stihiya-unesla-zhizni-silneyshih-rostovskih-turistov.html Там же ясно написано, что не нашли только тело Сафронова.

Никита, всё правильно.
Просмотрел запись не внимательно,
создал лишние хлопоты, извините!
- Николай

"1991 г, август. Таджикистан ( лед. Гармо??, Ванч??) Шалашов Владимир Александрович. 1947 г.р. Поход 4 или 5 к.с.. рук. Филлипов А. (??? уже подзабыла, возможно). Ушёл с конца маршрута один - вроде спешил на самолёт. Пропал без вести. Не нашли." - не нашла в списке.

Перегудова-Васильева Света. пер. Софийское седло, Архыз. 08.05.2004. - не нашла в списке.

Юрий Владимирович Миргородский, Ростов-на-Дону, МС, председатель МКК Ростовской области. 25 июня 2012 года сорвался в трещину на леднике Морды. Заклинило неудачно — вниз головой и, пока вытаскивали, не выдержало сердце.

Александр Юрьевич Садков, Ростов-на-Дону, КМС, выполнил норматив МС, звание не успели присвоить. 4 февраля 1999 года попал в лавину на спуске с Софийского седла.

Виктор Леонидович Шелестенко, Азов, МС,председатель Азовского городского клуба туристов. 4 августа 1976 года попал под ледовый обвал на спуске с перевала Фастаг.

Владимир Александрович Михалдык, Ростов-на-Дону, КМС. Погиб в 1980 году на Памире.

Архыз. Софийское седло.

Боролся до последнего, но где-то идут сбои. Всё вновь внесённое выделено красным шрифтом. Остальное буду вносить завтра.

Продублирую свои комментарии, так-как никто из них не был внесен в списки...

1. Шесть туристов из Хмельницька на Эльбрусе в феврале 2004. - https://risk.ru/blog/216281

2. Перегинец Игорь, г.Калуш (04.08.2009). Безенги, Миссес-Тау. рук.Беззубков Н. - https://risk.ru/blog/7879

3. Городиская Инна (14.05.2012) Турция, Аладаглар. Попадание камня. 4к.с. рук.Моренко С. - https://risk.ru/blog/193781

По случаю в 2006 не совсем ясно туристы это или альпинисты, но погибшие были из турклубов. - http://www.elbrus1-geo.info/kofst/Elbrus2006.htm

Была еще гибель туристки из Черновцов в 1991г на Кавказе (пер.Таллычат).

Вчера создал файл в Worde, куда внёс все комментарии и отсеял лирику. Вечером сломался на этом вносе. Со сбоями проблему решили. Все вновь вносимые будут выделены красным шрифтом, так что проверяйте. Сейчас сел за компьютер и буду продолжать борьбу. Прошу обратить внимание, что каждый раз будет новая ссылка на Яндекс-диск, а старая не будет работать.

Привет Никита.Память изберательна.Сейчас вспомнил как не хотели выпускать вас.Чиновники засранцы.Лёньке привет.У него есть мой скайп.Напиши туда когда,кто и попробую провентилировать.

На всякий случай продублирую:
Уточнение к имеющемуся в таблице.

Дмитрий Коновалихин, Зеленоград.
Октябрь 1982, Фаны, перевал Москва.
Лавина. Тело нашли на следующий год.

Владимир, сижу и насилую клаву. Попробуйте зайти сегодня ночью, или завтра утром. Постараюсь внести всех.

Ребята, внёс всё, что смог. Следующее завтра. Ссылка на яндекс-диск опять обновлена. Большая просьба к комментаторам, вносить свои ремарки в то же формате, что и мой список. Иначе на прочтение ссылок, которые вы мне присылаете, уходи уйма времени - из-за этого зависит скорость моих внесений.

Никита! Привет. Был еще замечательный турист-горник Марат Мусин (м.с. "Спартак", Ташкент). Погиб при спуске с пер. Курук в сторону р.Коксу в лавине (ПВД) 2 апреля 1982г. Л.Директор его знает.

Рамиль, в группе Марата Мусина погибло трое вместе с ним или я ошибаюсь? Помню на спасы были привлечены ресурсы не только туристких, но и альпинистких спасателей тоже.

Рустам, а нельзя ли вместе с Рамилем вспомнить поподробнее? Как говорят менты - именно с этого места.

Никита Степанов, спасибо за эту инициативу. Не представляю, сколько на неё у Вас уходит веремени.
А не могли бы Вы добавить ещё одну колонку "Источник"?
Пока таблица маленькая, она не очень важна, но потом без неё будет сложно исправить разночтения, если разные люди предоставили противоречивую информацию.

Неплохо было бы исправить "Элбрус" на "Эльбрус" в записи от 09.05.2006.

А не знаете, существуют ли подобные списки водных, пешеходных, лыжных и плановых туристов?

Юрий, сейчас уже не так много времени, поскольку ваял её в течении нескольких лет. В самом начале поста я объяснил почему убрал столбец "источник". Если Вас интересует какое-то лицо, то напишите в личку и оставьте свой номер телефона. Я с Вами созвонюсь, и мы это обсудим. Дело в том, что многими источниками информации были мои друзья, и, по обоюдному согласию, решили эту колонку убрать.

Для того, чтобы не было разночтений, я специально просил отвечать в комментариях, а не в личку, чтобы все это могли увидеть и обсудить. Вы думаете, что я пальцем сделанный?

"Элбрус" я уже исправил, но новый список пока не опубликовал - нехватка времени. Пишу очередной пост.

Списки водных, пешеходных, лыжных туристов у меня есть, но они далеко не такие полные, как список горников, над которым я трудился. Если нужно - отправлю в личку.

Никита, спасибо за благородное дело. Прошу включить в список туристов турклуба "Сокол"( Таганрог), погибших в горах в разное время:

1. Фотиади Василий, руководитель, в августе 1968 г на Западном Кавказе, погиб, спасая участка похода...

2. Лясковский Эдуард , кмс, в 1994 г. в походе 3 к.с. в Архызе, на пер. Магана, на гребне обходил огромнейший камень, оказавшийся "живым", который его раздавил...

Василий Фотиади погиб на перевале Чучхурская Щель, где установлены посвященные ему памятные доски, на одной из которых было написано, что произошло это весной 1967 года.

Кажется, что с датой гибели Э. Лясковского не всё точно. Дело в том, что на перевале Псыш (2б-3а) была установлена посвящённая ему памятная доска. Я проходил этот перевал трижды - в 1984, 1985 и 1993 годах. В каком именно году видел эту доску там - вспомнить не могу, но удивил сам факт присутствия её на Псыше, когда трагедия случилась на Магане...

Да, Vikzhi, возможно с датой я ошибся...Уточню - его могила недалеко от могилы моего отца в Таганроге..

Вчера в очередной раз сломался ноутбук. Сейчас восстанавливаем и пытаемся завершить весь список почерпнутый из комментариев. Не обессудьте!

Друзья, сегодня должен был опубликовать окончательный список, но мне почему-то запретили редактирование. Сейчас решаю вопрос с Главным редактором Риска. надеюсь на её положительный ответ. Пожалуйста, наберитесь терпения.

Друзья, вопрос решён положительно, и в течении часа мне предоставят возможность редактирования. Но не уверен, что успею опубликовать сегодня. Через час отправлюсь в Клуб путешественников Спорт-Марафона получать диплом лауреата конкурса книг на кинофестивале "Вертикаль" для Бори Абрамова (Aibolita), за третье издание -"Посвятивший себя врачеванию".

Здравствуйте, Никита! Уточнился с ребятами и дополняю изменения. Яшков Иван, Ленинград, рук. Багров П. 20?.08.1975 Алтай Снежная лавина ЛГИ 2 курс. Жгун Елена, Ленинград,рук.Багров П. 20?.08.1975 Алтай Снежная лавина ЛГИ 2 курс. Нейштадт Герман, Ленинград, рук.Багров П. 20?.08.1975 Алтай Умер от переохлаждения после лавины. ЛГИ 2 курс. Гайков Борис Ленинград, рук Сергеев ЛГУ 11-12?1976 В.Саяны п.Топографов Снежная лавина, найден в июне 1976 ЛГИ выпускник. Журба Сергей Ленинград, рук Сергеев ЛГУ 11-12?.03.1976 В.Саяны п.Топографов Снежная лавина ЛГИ, выпускник. Архангельцев?Ленинград, рук. Сергеев ЛГУ 11-12?.03. 1976 В.Саяны п.Топографов Снежная лавина ЛГУ.

Всё верно, Никита! Только у Нейштадта исправить на полное имя Герман.

Никита, добавьте по Ю.В. Тишину, 1990 г. (это мой друг, были вместе в том походе). Возраст - 35. Разряд - КМС. Дата гибели - 10 августа 1990 г. Спуск в сторону Мутных озёр. Предположительно был удар камнем по голове, каска была разбита. Похоронен в Минске. Минский городской турклуб.

Никита, добрый вечер! Мне дополнили по датам, Ленинградский горный, погибли на Алтае в лавине 22 сентября 1976 года. Поправьте.

Валера Лебешев погиб на промальпе 12.09.2015. Был в своё время руководителем тур . секции завода им. Ленина https://vk.com/id174954724

Алексей и Лакмус, завтра с дачи вернётся моя главный редактор - Ольга, и внесёт изменения. Она правит таблицу, и я в её епархию вмешиваться не хочу.

Конечно вопрос об источниках правильный,но со временем источники всё призрачней.Спасибо Никите и Оле за то что начали-ошибки и пробелы неизбежны и их могут исправить ещё живые свидетели если они ещё заглядывают сюда.Среди тех кого знаю -Захаров Сергей,а не Захарова С

Анатолий Горелик 26 лет горный турист,снежно- ледовый обвал.

Плющиха. школа СИП 1988г. рук. Иванов, нач школы Рентеев.

В 1985 году проходили пер.Кшемыш 2Б* В 84 году камнепадом сбросило группу из 4 человек. Шли по самому опасному месту, либо в описании была ошибка. Перевал сложный Вечная память ребятам оставшимся в горах на вечный покой. Жаль нет точной информации по городам или клубам. Проходили по маршруту и много табличек на больших камнях. Всегда цветы,

вид с ледника Кшемыш

Все было совсем не так. Я был одним из участников этого похода.

Все произошло 4 сентября 1984 года. Наша группа из Новосибирска состояла из 6-ти человек. Поход 4 к.с. Руководитель - Коростелев А.А. (погиб в на этом самом перевале, камнепад)

Участники: Жигарев Олег, Ярополова Галина, Добров Андрей, Ярцева Елена, Ярцев Виктор.

Первую половину дня поднимались на ледник. Недалеко от начала подъема поставили лагерь и готовили еду. Коростелев и Жигарев вышли на склон навешивать веревки, чтобы утром быстро пройти. Выше бергшрунда, примерно на пол-пути до скал случился камнепад - Коростелев погиб сразу.

Всего описывать не буду - когда его начали снимать со склона, случился новый камнепад. Ярополова Галина на склоне сорвалась и прокатилась до бергшрунда, где упала на выступ. Результат - перелом поясничного позвонка.

Сделали из станковых рюкзаков носилки и до палатки от бергшрунда производили транспортировку. Еще раз прошел камнепад, но к счастью никого не задело. Было конкретно страшно, так как камни летели и справа, и слева, и над нами.

Пострадавшую Галину Ярополову донесли до палатки. С ней остались Жигарем Олег и Ярцева Елена. Я и Андрей Добров ушли вниз, уже по темноте до Воруха. За ночь прошли ледник и по боковой морене спустились до тропы. К утру дошли до стоянки пастухов и вместе с ними, на машине доехали до кишлака Ворух.

Вертолет с группой спасателей во главе с Е.Говором из Новосибирска прилетел в Ворух 6 сентября. Забрал меня и Андрея Доброва и далее уже была эвакуация пострадавшей Ярополовой и остальных участников группы в Душанбе

Мы тоже проходили пер. Кшемыш в 1984 году, только в августе. Лето 1984 было на Матче жаркое, с мая не было никаких осадков. Снега не было совсем, даже в верховьях ледников. Перевал никак не обойти в четверке, больше 2Б, рядом нет. Проходили ночью, перебежками от бергшрунда к бергшрунду. Даже ночью камни сыпали.

Виктор, новосибирский спасотряд до вас не добрался тогда - пока мы летели до Душанбе - вас уже вывезли уже до больнички, вроде как в Ленинабад. Хотя драная летевшими камнями пуховка Олега помнится. А нас Ганин перекинул под коммунизма, снимать одиночку, если правильно помню, - со склонов Шапака. Тот траверс уже прошел и хоть еще и высоко, но спускался к леднику по осыпному уже склону. На Коммунизма настроен был.Похоже что запнулся, сколько-то пролетел и там на склоне без помощи и умер. Обнаружила группа туристов. Ганин матерился - все в разгоне, жара и ледники тают, его ребята то поломаных вытаскивают, то отлавливали из реки вытаявших красноармейцев в буденовках, а подруга этого одиночки бомбит инстанции - снимайте срочно тело. Тут мы подвернулись - нас и подписали. Далеко до вертолета тащить пришлось - пока на склоне нашли, потом по леднику.

Долго с вертолетом решалось. 1984й год - а у Ганина дома новомодная редкость видик и куча фильмов... жара, готовность номер раз,.. а потом еще белеты до новосиба... гнусавая озвучка Володарского за эти дни и ночи переохотилась и успела вусмерть надоесть. вот такие вот спасы

Сашке в память остались два переваля - на Алтае и Такали. Хороший был парень. Общага, горы снаряжа, то рюкзак на полу в общаге выкраивает, то пуховку до полночи шьет... Пух по комнате летает, - чтоб заснуть приходилось под марлевку прятаться. Увлеченный и нацеленный. не увернулся .. каска вдребезги

Никита, примите, как говориться, заверения в совершеннейшем уважении. То что Вы делаете - есть главное, что позволяет нам оставаться великой общностью. Это ПАМЯТЬ.

Надеюсь, что информацию от меня Вы получили.

Уже получил и ответил. Надеюсь на дальнейшее общение.

1980г4й абзац перед 3 сентября - 2е туристов из Львова? в лавине л.Сугран пер Наблюдения? парень с девчонкой 18? августа 1980г

Да, не увернулся. Парень отличный был. У нас тогда на 4-ку желающих набралось 10 человек. Вот Сашка и разделил нас пополам. Первую группу провел удачно. Мы тогда встретились с первой группой за Ворухом. Вот тогда Сашка и сказал ту фразу - ну летят камни, можно и увернуться.

в 20-х числах сентября Сашку похоронили на родине в г.Ишим

А поподробнее можно? Это для списка погибших туристов.

Никита, погибший от камнепада на перевале Кшемыш руководитель группы Коростелев Александр Александрович