Пишет kor, 28.02.2014 16:48

- Какие они горы Слава ?
- Высокие и красивые.
- А по веревкам лазите?
- Да . И в связках ходим. Приходи к нам .
- В поход пойдем . Сам все увидишь .
--- Сентябрь . 1984 .---

Впереди горы. Рассказ о горном походе II к.с. по Заилийскому Алатау . Перевал Памяти Друзей. (Горный туризм, заилийский алатау . перевал памяти друзей.)

Фото Гусакова В. (горный поход V категории . Центральный Тянь-Шань. 1984г )

Впереди горы. ( Не официальный отчет или рассказ о походе II к.с. по Заилийскому Алатау 2009 г. )

30.07.2009 г.День первый. Закончились сборы, длившиеся несколько месяцев. Мы входим в плацкартный вагон поезда Новосибирск-Алматы. В вагоне четыре группы турклуба Арго. Все едут в один район. Молодые, веселые, незнакомые. А я возвращаюсь в горы после восемнадцатилетнего перерыва.

01.08.2009г.День второй. В вагоне жарко. По вагонам бегают пограничники наши ,потом казахские. Но настроения не портят. За ними интересно наблюдать. Завтра утром Алматы. Дима с завхозом распределяют продукты, снарягу, вешают, перевешивают. Покупаю киргизскую симку в Семипалатинске. Немного переживаю. На какой день с маршрута сходить буду.

02.08.2009г.День третий. Мы в Алматы. Возле вокзала находим микроавтобус. И через час на турбазе Чимбулак. По пути остановились посмотреть сверху на каток Медео. Водитель Айрат казах, мой одногодка. Вспоминаем Армию, еще советскую. Провозит нас выше турбазы , сколько может. Прощаемся и начинаем путь. Немного вверх и мы остановились у мемориала погибшим в горах. Читаем надписи .Молчим. Фотографируемся на память и дальше.
Дорога идет вдоль реки Малая Алматинка. Здесь еще гуляют отдыхающие. Катаются внедорожники. После обеда начинается дождь. Переобуваюсь в ботинки. Слева остается турбаза Туюк-су. Рассматриваю, когда-то хоженые мной , всплывающие в памяти перевалы . Наша задача сегодня подойти под язык ледника Туюк-су. Дождь стихает . Погода пасмурная. Часам к шести подходим к хорошим площадкам под палатки на морене перед ледником. Немного "колбасит" от набранной высоты. Но в целом состояние хорошее. Я думал будет хуже. Дима берет на себя первое дежурство. На ужин борщ. Быстро ставим палатки. Видна вершина Погребецкого. Забрался в спальник. И всю ночь не мог уснуть. Нахлынули воспоминания. Последний поход в 91-м, наши силуэты вдоль стены Погребецкого, движущиеся к перевалу Туюк-су. Незапланированная дневка на леднике. Я тогда двоечку вел и простыл, а поход только начинался. Девчонки сходили вниз на ГМС, принесли молоко. Поили меня им горячим, с топленым маслом. К вечеру я уже был на ногах. Ходил вверх к перевалу, выгонял остатки болезни с потом, как делают это горцы. А утром перевал был пройден. Я так и не уснул. Зашевелился Дима под боком ,стал выползать из палатки, завтрак готовить. Мне было плохо. Слабак . А ведь готовился. С мая бегал километров по двадцать каждую неделю. Не ужели все зря ? Я уже знал что сказать Диме. Поход не сорву, вниз на выход не далеко. Но после завтрака отпустило, решил идти.

03.08.2009. День четвертый .
Погода пасмурная. Первую ходку шли по леднику. Идет снег. Нам нужен перевал Зои Космодемьянской. По книге Вуколова схема. Фото пер.Космодемьянской со стороны Туюк-су у нас не было. Рядом есть перевал Локомотив, тоже 1Б, ведущий на тот же ледник. Когда стало ясно, что проскочили, решили не возвращаться. Плохая примета. Да и потому что были уже напротив перевального взлета на Локомотив. Локомотив нам показался интересней. Две ходки, одна по моренной осыпи, другая по снежному языку и мы на седловине. На моренном взлете летают камушки. Один с семечку, мне попал по большому пальцу правой руки. Было больно и обидно..почему я? На перевале Юля сказала, что ее звали на шашлыки, а что через перевал придется идти не предупредили. Дима лениво оправдывался. Выглянуло солнце. Радостно ослепив горы и нас, тут же скрылось. Тура на перевале не нашли. Все в снегу

Следующий перевал – Памяти Друзей 1Б… На карте хребтовке Вуколова он значится как Советских строителей. Но для нас он перевал Памяти Друзей в самом прямом смысле этого слова. Под этим перевалом в 1986 году попала в лавину группа Вячеслава Гусакова, руководителя туристической секции Ювента НГПИ в те годы, когда мы с Димой начинали ходить в походы. Слава меня в секцию и позвал. Спускаться с Локомотива начали ближе к обеду. Шли вниз по центру ледника . Он был покрыт небольшим слоем снега. Трещин не было, забирали влево по ходу в направлении ледника Советов. Начала портиться погода. Сильный ветер, дождь. Вышли на морены. Отчетливо виден перевал Памяти Друзей. Смотрю в видеокамеру, как в бинокль. Вижу обелиск. Немного пройдя по морене , остановились у небольшого озера на обед. Спуск до озера занял одну ходку. Когда бежали к озеру Ваня поскользнулся на мокрых камнях, громко кричал, как кричат при переломах. Камни под дождем становятся очень скользкими. Медик Юля была рядом. Вернулся и я. Посовещавшись и решив, что это не перелом , пошли дальше. Ваня пошел с нами. После обеда(сыр, гематоген, сухари, халва и чай),перейдя несколько моренных хаотично разбросанных холмов вверх вниз, по огромным валунам, подошли под ледник Советов. Под самым языком ледника озеро. На правом берегу нашли ровные площадки и стали на ночлег. Ваня и Юля дежурили. С северных склонов пика Локомотив гулко скатывались камни, чавкая, застревали в снегу. Дождик дал нам поужинать под небом. Народ разбрелся по палаткам. Тихо и скоротечно темнело.
Где то здесь они шли, семь только начинающих жить девчонок и Слава... лишь двое остались в живых.
«.. Мы выбираем только способ, а день и час нам не дано…»
Эдик дал на ужин немного спирта. Должен уснуть.

04.08.2009. День пятый.
Встать нужно было рано. Получилось не очень. До перевального взлета не далеко. Одна ходка. Снега на леднике мало. Ледник без трещин, ровный. Быстро подошли. Ваня с Юлей, спросив где топтать, проложили ступени на седловину.
На перевале нахлынуло.
Группа тактично дала нам с Димой одним постоять у обелиска.
Я отворачиваясь , молча плакал. Тихо было и безветренно .

Дима участвовал в том походе , когда заносили обелиск на перевал в 87г. Я в Армии был. По плану у нас радиальный выход на пик Советов. Мы с Димой уже были на пике когда- то . Вершина то появлялась, то исчезала в тучах. Но планы менять не хотелось. Дождавшись очередного провидения, мы все таки двинулись к вершине. Пройдя несколько сот метров, нас накрыл сплошной туман. Решили не рисковать и благополучно вернулись по своим следам на седловину. Часов в 12-ть начали спуск с перевала
Немного пройдя по краю, увидели внизу начало вытекающего из ледника ручья. Там стали на обед .Завхоз Лена посчитала, что обед должен быть не обычным, так как пройдена половина определяющих перевалов. Началось приготовление мороженного. Но главный сюрприз сделали Ваня и Юля. Они в тайне от всех несли три килограмма лишнего веса. Никто и не догадывался, может только завхоз , что у них был ананас!!!

После такого обеда не очень хочется двигаться дальше. Но что поделаешь. Руководитель поведя плечом, дал понять пора. Наш путь лежал к слиянию трех речек образующих р.Озерная. Там предполагалось стать на ночлег. После обеда пошел дождь. Дальше он только усиливался. Погода явно была к нам неблагосклонна. Мы с Эдиком шли последние. На дороге к перевалу Озерный разглядывали поля больших прозрачных кактусов. Дождь лил не переставая. Я ждал, когда у меня начнут промокать ноги. Но они какой уже день оставались сухими. Легкие, всего один килограмм пара сорок пятого размера , трекинговые ботинки мейндл оправдывали германское качество. В них было легко , удобно , сухо и не скользко. Правда в конце похода я стесал наружные швы на спуске по сыпухе с пер.Жангирова. Для себя сделал вывод. Трекинговые ботинки для таких походов должны быть цельнокройные. Без наружных швов, с усиленным прорезиненным носком. Но тогда прибавится вес. Нет в мире совершенства ….Кстати, подошва в этих ботинках была мейндловская, а не вибрам. Очень хорошо держала на любых скользских поверхностях. Я это знал уже до похода, т.к. всю зиму проходил именно в них. Когда подошли к слиянию трех речек , дождь пошел сильней. Поставили палатки, стараясь лучше натянуть тенты. Дежурные приготовили грибной суп. Ужин проходил в штабной палатке. Делились впечатлениями прошедших дней, гремя ложками. Сегодня аппетит у всех был отменный, что не очень радовало завхоза Лену.

05.08.2009. День шестой.
С утра нам предстояло бродить три речки. Вода в них была чистая. Речки были не глубокие. Всем удалось проскочить, не замочив ботинок. Руководитель так и планировал, проходить их с утра, когда воды меньше. Дальше вышли на дорогу и двигались в направлении перевала. Пройдя немного свернули в направлении ледника Черный. Тропы нет. Двигаемся по центру. Затем постепенно уходим на правый борт. Ручей ,вытекающий из ледника ,теряется практически сразу. Подъем идет по не крутым моренным холмам. Подниматься достаточно просто. Погода пасмурная. Ветерок. Но дождя пока нет. Время уже за обед. Открываются красивые виды цирка ледника Черный. Перед нами появляется перевал Кашка-су 2А, ведущий на ледник Сапожникова южный. Перевал Жангирова ведет на ледник Сапожникова. На привале рассматривая перевал Кашка-су ,все заметили съехавшую снежную доску . Лица участников посуровели. В голосах появилась хрипота. Взгляды с движениями стали жестче. И группа уже в четыре часа стояла на ровных площадках у маленького моренного озерца, с которых был виден левый краешек перевала Жангирова. Ветер усиливался. Начинал сыпать дождь, переходя в мокрый снег. В такую погоду дежурство досталось завхозу. Лена, стоя босиком в шлепанцах на заснеженных камнях, гремела кастрюлями у озера, разгоняя карасей. Народ спрятался по палаткам. А я снимал на видеокамеру летний снег, которому позавидовал бы даже новогодний.

06.09.2009. День седьмой.
Вчера нас засыпало. Снег шел не прекращаясь. Руководитель стал пугать, что поход наш на этом и закончится. На перевал по такой погоде идти нельзя.
На палатке лежал толстый слой снега. Спалось под таким покрывалом сладко. Снились пушистые зайчики, прыгающие вокруг елки…
Лена скрипела снаружи палатки ботинками по свежему насту. Значит скоро подъем. Марина толкала Эдика в бок. Пора просыпаться. Снег перестал. Было морозное утро. Дима сказал идем. Собираться надо было быстро. Группа это прекрасно понимала. Потому что перевал после снегопада может оказаться лавиноопасным. Я собирая палатку, не мог разъединить смерзшиеся стойки. Нашел выход, отогревая их теплым дыханием. В путь двинулись в утренних сумерках. Холодно. Мерзнут руки в перчатках. Камни покрыты слоем снега. Ноги проваливаются по колено ,норовя застрять в каменных глыбах. От озера до перевального взлета дошли за две ходки. Забойщикам опять пришлось топтать. Но и по их следам идти было не легко. Температура воздуха около -10. Подойдя под перевальный взлет, остановились немного отдохнуть. Ваня с Юлей рвались в бой. В этот раз они били тропу по центру перевального взлета. Это по видимому оказалось ошибкой. Группа шла по тропе уже не след в след, а немного растянувшись. Когда первая двойка была возле седловины, а Дима на середине перевального взлета, раздался треск просевшей снежной доски. За мной находились Эдик и Марина. Дима стал в позу замри.
Тихо произнес
- Доска .
Потом еще тише .
- Уходите.
Лена ,которая стояла немного выше Димы, спросила
-Куда?
Дима не ответил. Я решил, что безопасней будет влево и вверх. Быстро, я даже не думал, что умею так быстро, начал подниматься к ближайшим камням .По моим следам Эдик и Марина. Доску мы разгрузили, не дав ей сползти. Дима с Леной, немного постояв и послушав склон, медленно стали продвигаться вверх по следам Вани и Юли. Когда до финиша оставалось метров тридцать ,сверху прилетела веревка. И мы смело закончили восхождение на перевал.

Как наградой за предшествующее, на перевале нас встретило яркое солнце, ультрамариновое небо и … завхоз с банкой пива. Банку Лена нашла в туре. Но пива там не было. А была там записка турклуба ТАКТ. Томичи, славящиеся своим пивным слетом, издевались над нами.

Побыв на перевале с пол часа, начали спуск. Решили двигаться слева .Там менее круто ,меньше всего снега. Быстро сбежав на выполаживающийся, закрытый снегом ледник Сапожникова, остановились. Стало ясно, могут быть трещины. Связавшись в две связки начали осторожное ,как по минному полю, движение по центру ледника. Эдик нащупал две трещины. Снег под ногами глубоко проваливался, местами по пояс. Благополучно пропахав ледник часа за два, сразу же под языком стали на обед. После обеда продолжили спуск по моренам. Тропы пока не было. Так что руководитель выбирал путь сам. В основном по правой стороне. Я внимательно рассматривал перевал Шапито , вспоминая свои тройки А.

На пути попалась довольно крутая моренная осыпь, до 45 градусов. Обойти ее не представлялось возможным. Решили спускаться прямо по центру.. Спускались по одному. Чтобы не скинуть друг на друга камни. Спуск прошел благополучно. После этой осыпи появился ручей . Шли вдоль ручья, он постепенно увеличивался, принимая формы горной речки. Вниз не вверх. Под ногами быстро пролетали километры. Проскочив несколько каменно-осыпных прижимов по берегу все расшыряющейся реки, перейдя небольшой снежный мост все над той же речкой, прошли мимо хороших площадок под палатки. Группам, идущим на подъем, неплохое место для ночевок. Расположены площадки где-то посередине между перевалом Жангирова и р.Чонг-Кемин. Уже перед площадками начала угадываться тропа. Тропа теряется, раздваивается. Но лучше идти по тропе , которая ближе к реке. Так меньше приходиться терять и набирать высоту. После площадок началась травка. К реке Чонг –Кемин подходить не стали. Остановились на ночлег на левом берегу метрах в трехстах от слияния, чтобы не встретится с пограничниками. Какая то бумага у нас была . Но следуя правилу , что лучше не попадать чем потом решать , мы остерегались этих встреч. Через объектив видеокамеры осмотрели берега реки Чонг –Кемин на наличие юрт и всадников. Разведка дала отрицательный результат. Но хороших мест под палатку не нашли. Быстрее всего там никто не останавливается, видимо потому, что под дамбой озера Джасыл-кель, у реки Чон-кемин хоть санаторий ставь. Потратив немного времени на расчистку и выравнивание площадок, устроились на ночлег. Это был первый день похода без осадков. На небольшой высоте, на травке, дышалось легко. Мягкий ветерок ласково трепал тент палатки. Негромко посвистывали сурки, с любопытством разглядывая непрошенных гостей. Пропал последний луч солнца за горами. В трех километрах ниже ждало нас красивое горное озеро.

07.08.2009. День восьмой
Выйдя в восьмом часу, к озеру добежали за одну ходку. Перейдя под дамбой на левый берег реки Чон-кемин , бросили рюкзаки и налегке направились на свидание. Озеро поило нас вкусной водой, настоянной на голубых колокольчиках. Радовалось нам, играя отражением гор на хрустальной грани. И даже приняло в объятья Ваню. Но как - то не осторожно, потому что он тут же выскочил. Потом мы пошли к рюкзакам. У нас намечался хороший обед с пловом, который пообещал приготовить Дима. Звали озеро с собой. Но оно осталось. Дима в арафатке под солнцем колдовал у примуса . Мы обнажившись, нежились на солнышке. Не хватало шезлонгов, пальм и апельсинового сока. А остальное все было.

Оставив записку на озере нашей тройке, которая должна была по графику тоже прийти на озеро , мы двинулись дальше.После обеда нам надо подойти под язык ледника Ак-су. К леднику лежит хорошая тропа. На крупных камнях она теряется. Но в таких местах заботливые люди обозначили ее трехкамешковыми турами. Тропа по правому берегу идет выше реки. Следует запасаться водой, если не хочется проверить на себе чувство жажды. Солнце нещадно жгло. После плова мы свою воду выпили быстро, и уже на третью ходку испытания начались. Вспомнился Юго-Западный Памир . 1990 г. Пятерка с Колей Санниковым , спуск с пика Маяковского и целый день до кишлака без воды. Тогда то я и узнал что такое жажда. Столько лет прошло, а помню ее. Когда увидели Марину, убежавшую вперед и уже идущую навстречу с бутылкой воды, вздохнули с облегчением. Мучения заканчиваются и ночлег близко. К леднику подошли часа за четыре, включая отдых. Под ледником есть отличная ровная площадка, на которой поместятся палатки четыре. Насыщенный впечатлениями день угасал. Завтра предстояло брать перевал Бозтери Восточный с определяющей стороны, основная трудность которого в коварном бергшрунде. Это наш последний перевал. Нужно хорошо отдохнуть, чтобы с честью закончить горный маршрут

08.08 2009.
День девятый.
Подъем был ранний. Вышли в семь. Пошли в лоб по центру ледника. Ледник ровный, язык чистый .При подъеме на ледник, решили одеть кошки. Показалось немного крутовато, но он тут же начал выполаживаться. Кошки снимать не стали. Для практики полезно походить. Дальше ледник был покрыт равномерно небольшим слоем снега. На протяжении всего пути попалось несколько трещинок, которые играючи перепрыгнули. К перевальному взлету подошли часа за два. Бергшрунд был открыт. Дима дал мне возможность тряхнуть стариной, отправив на взлет первым. Я не очень быстро дополз до трещины, заглянул в нутро. Оттуда повеяло снежным безмолвием. Вспомнил ледник Кузгун на Памире. Трещину, в которой болтался пол часа на веревке на 15-ти метровой глубине в 91-м году. Как Олег Жигарев отпаивал меня спиртом после того как вытащил без полиспаста… Веревка натянулась. Эдик с Мариной надежно страховали снизу. Подумав немного , попросил чтобы мне передали ледоруб. Не дождавшись ледоруба укоротил палочки и раза с третьего перелез берг. Пролез выше метров на десять и стал принимать Эдика с Мариной. Быстро перескочив препятствие, группа поднялась на последний в этом походе перевал. С перевала мы увидели озеро Иссык-куль. Далеко внизу на леднике, с которого мы только что поднялись, замаячили четыре точки. Это была группа людей. Двигались они в нашу сторону. Спуск с перевала не представляет особой сложности. Довольно крупный курумник. Иди себе да иди, где нравится. Хочешь постой . Подумай где легче пройти. Хочешь напролом лезь. Пройдя пару ходок собрались вместе возле ручейков с водой. Попили водички и стали спокойно рассматривать догоняющих нас собратьев. Четыре точки оказались миловидными девушками с двумя сопровождающими их парнями . Неплохая экипировка, обветренные гордые лица скандинавского типа, уверенные движения говорили о том, что это люди серьезные. Кто мы, они уже знали, потому что сняли нашу записку на перевале. Посматривали на нас свысока. У них на это были причины. Они прошли четверку, да еще и на Талгар залезли.
Ребята эти были с Новосибирска и Челябинска кажется . Познакомились в интернете и пошли в поход . Интернет чудо. Что раньше для нас казалось не реальным, то сейчас для нового поколения становится в порядке вещей. Поболтали, поразглядывали друг друга, поделились опытом. Мы побежали дальше , они остались обедать. Вот и все. Поход заканчивался. При желании в этот день можно выйти в поселок Бозтери.. Но это было бы уже ночью. Появилась зеленая травка. Мы не спеша подошли к первым отарам овец. Решили не спускаться ниже. Там большие пастбища, сложно выбрать чистое место под палатку, к тому же можно поскользнуться . У Димы появилась мобильная связь.
Начиналась цивилизация. Завтра будем купаться в озере, гулять по северному побережью, пить вино, есть куырдак из молодого барашка, скакать на лошадях, слоняться по восточному базару, уплетать лепешки с арбузом, ходить на яхте в Киргизское море, курить кальян, поедать в местном саду зеленые яблоки с оранжевыми абрикосами, смотреть на горы издалека.
И уже завтра начнем скучать по ним.
А сегодня заканчивался предпоследний день похода.
Я дежурил. Чистил кастрюлю песком с мелкими камушками.
Смотрел в сторону перевала.
Грустно туман затягивал горные вершины…….

08.09.2009.
День десятый. Встал в утренних сумерках как встают все дежурные, узнав время у начальника. Сварил поесть. Вскипятил попить. На первой ходке прошли мимо верхних юрт. Поздоровались. Угостили детей конфетами. Подтвердили свои мысли насчет тропы. Тропа идет по правому берегу. К обеду подошли к поселку Бозтери. Перед поселком нас подобрал автобус и благополучно доставил в пансионат Береке. Мы расположились на берегу Иссык-куля. В частном саду, который назвали Райским. Три дня была хорошая погода.
Все так и было

Из четырех групп на Иссык-куль мы пришли первые, по тому наверное, что самые ленивые. Ну и по статусу положено. Кому как не председателю АРГО встречать своих клубников. Ночью , сбивая ноги в последнем броске, пришла в Райский сад вторая двойка под руководством Яны. Была встреча на Эльбе. На следующий день к обеду появилась тройка под руководством Евгения. Где то потерялась единичка. Дмитрий Федорович нервничал. Но и с ними все было благополучно. Через три дня автобус увез нас в Алматы. Поезд в Новосибирск. Я не утруждал Вас раскладками, групповым снаряжением и прочими необходимыми составляющими категорийных походов. Об этом в Интернете достаточно много подробной и грамотной информации. Гора.ру и Риск.ру. турклуб НГУ, турклуб Маи . Клуб туристов МГТУ им. Баумана, горный клуб МГУ . ТАКТ. Загляните и на сайт турклуба АРГО, турклуба ЮВЕНТА . НО ТССР. Хочу только повторить мысль, которая в молодости меня не очень тревожила. Чем легче вес рюкзака и легче, удобней , прочней ботинки и снаряжение, как личное так и общественное, тем ярче для Вас станут горы и дороже идущие рядом товарищи.

Вот и все.
Хотя нет . Еще минуту.

Сентябрь. 1984 год .
Мы третью неделю помогаем справляться с урожаем черноплодной рябины ,облепихи , ранеток плодово-ягодному совхозу Крахаль.
Мы студенты второго курса первого набора индустриально-педагогического факультета НГПИ. С нами в одноэтажной деревянной гостинице живут студенты физмата.
Дело молодое. Днем работаем , по вечерам купаемся в реке , слоняемся по деревне, деремся на местной дискотеке , бегаем за девчонками.
И вот, в один из таких вечеров, у крыльца нашего барака появился светловолосый парень. Не наш , наверное с физмата.
Одет он был в необычную куртку. Это потом я узнал , что называется она анорак . Да и сам не одну сшил.
Парень сидел на скамейке возле крыльца, играл на гитаре.
Песни были незнакомые, красивые. И мы, забыв про все, слушали их до глубокой ночи… с рассказами о горах , о походах.
Что же было в этих рассказах, что уже через несколько месяцев я летел на ЯК-40 в Усть-Коксу, перед полетом дошивая свои первые шекльтоны в поезде Новосибирск – Барнаул.
- Какие они горы ?
- Когда же увижу их?
Ослепительные снега Алтая, далекое таежное село Тюнгур, красавица Белуха подтвердили мои ожидания . Более того , дали начало всепоглощающему твердому чувству , не покидающему меня всю жизнь.
Туркменистан. Ноябрь 1986г.
Дневальный выкрикнул мою фамилию. Письмо от Славы. « Женька привет. Пишу с вокзала Алма-Аты. Мы на маршрут выходим … Со мной только девчонки. Возвращайся скорей, парней нет совсем , летом в четверку …..»
Я читал у казармы, на закате туркменского солнца, беглые строчки друга и не знал , что его уже нет.
Потом другое письмо . Лариса Асначева. « Женька , беда у нас. Слава умер , девчонки… лавина …»
Он спасал своих девчонок до последнего , превозмогаю тупую боль в животе . Но спасти не смог…
Врачи в Алма-Ате не смогли спасти его …
А дальше были горы. Горы Памира , Тянь-Шаня , Алтая.
Последний поход шестой категории. Переезд в другой город , тяжелая травма и долгая разлука .
Прошло 25 лет…..
-Здравствуй Слава…
-Вот пришел проведать тебя…
-Ну как ты тут ?
Я стою на перевале . Смотрю на обелиск. В последней строке – Гусаков В.А.
-Нет , это не слезы .
-Это снег тает на щеках.
-Все у нас хорошо Слава.
Развевается, не гаснет сквозь время пламя костра над обелиском.
А рядом новые друзья . И старый. Дима.
Впереди горы …
Сентябрь . 2009г.

Гусаков Вячеслав. 1984г.

… Автор отчета благодарит Гусева Дмитрия за предоставленную возможность вновь побывать в горах .
Побывать на перевале Памяти Друзей, погибшие на котором наши друзья не забываются , продолжая жить в нас долгие годы….
2009 г. Новосибирск . Евгений Коробицин.