Эльбрус с запада. Июнь'20

Пишет Свет, 03.09.2020 16:19

Карантинный сезон 2020 помимо множества ограничений и неудобств, также принёс в туризм неминуемую ориентацию на внутренние арены шлифовки спортивного и любительского туристского мастерства. Понятное дело, что Эльбрус среди таких арен играет ведущую роль. И помимо захоженной и заезженной южной классики, внимание турья обращается и на более дикие, автономные и по-настоящему альпинистские варианты восхождений на высочайшую вершину России.

Речь пойдёт о западном маршруте, через скалу Утюг, пройденном нами с 20 по 28 июня этого года. И, как оказалось, не только нами. Неделей позже в этих краях работал гид Евгений Письменный, а буквально двумя днями позже нас на маршрут вышли ребята, чей отчёт недавно попался на глаза:

https://risk.ru/blog/218364

Собственно по результатам чтения статьи и комментариев под ней, решил набросать свои итоги пройденного маршрута, и, может быть, ответить на некоторые вопросы, упустив лирику, оставив суть. Вероятно, мы были там первые в сезоне, маршрут прошли в лоб, так что инфа собралась ценная. Поехали!

Во-первых, восхождение на Эльбрус через Утюг является чисто западным вариантом. В классификаторе ФАР есть маршруты через северо-западное плечо с перевала Фрунзе (3А), и маршрут через юго-западное плечо, т.н. «Купол» (2Б). Нашего же маршрута в классификаторе нет. Несмотря на многократные описанные восхождения, попытки, ПСРы и пр.

Что касается исходной информации о маршруте, которую удалось собрать. Исходником в подготовке экспедиции для меня было описание из книги А.А. Алексеева «Эльбрус и его отроги». Согласно тексту, маршрут впервые пройден в 1986 году автором книги не вполне нашим вариантом, но всё же.

А. Алексеев, "Эльбрус и его отроги"

Кроме того, на Риске нашёл два хороших отчёта о соло-восхождениях по маршруту:

https://risk.ru/blog/212778

https://risk.ru/blog/218099

И еще такой:

https://risk.ru/blog/215324

И ещё один отличный, полный героических свершений зимой:

https://risk.ru/blog/213580

И только этот отчёт содержал в себе описание прохождения ключевого участка в лоб – как мы и собирались идти. Первые два варианта проходили по маршруту Алексеева, с выходом на Западное плато справа от ледопада. Были ещё в памяти воспоминания от наших друзей из Рыбинска о нескольких безуспешных попытках зимнего восхождения там, в качестве дополнения.

Есть ещё описание восхождения группы Альпиндустрии, но уже достаточно старое, а изменения там происходят, и элемент неизвестности ключа присутствовал. Это обусловило и выбранную стратегию восхождения, о которой ниже.

https://risk.ru/blog/206007

На старте команда состояла из пяти человек разного опыта, подготовки и везения. Состояла из трёх участников альпклуба «Максимум» из Пятигорска (Кирилл (я), Влад и Максим), и двое горных туристов (Лена и Павел), что называется «клиентов», с опытом Демавенда, Монблана, Белухи и Эльбруса.

20-го июня выехали из Пятигорска к началу маршрута – в аул Хурзук, что в Карачаево-Черкессии. Проехали через перевал Гумбаши, и закрытый на тот момент Карачаевск объехали периферийными улицами, не возбудив излишнего внимания. В ауле перегрузились на УАЗ, и отправились вверх по ущелью, по разбитой грунтовой дороге к курорту Джилы-Су, с западной стороны Горы. Там порядка 18 км, а езды – часа полтора, не меньше. По прибытии расположились на местной туристической базе, у нашего друга Казбека. Никаких особых мероприятий в этот день уже не проводили – отдыхали, готовили снаряжение, снова отдыхали.

21 июня начали движение по маршруту. План подразумевал заброску верёвок, части снаряжения и еды в Лагерь 1 (3500 м), с последующим спуском на базу для второй ночевки. Прогноз предлагал ориентацию на ранние выходы, т.к. с обеда погода неизменно портилась на протяжении всей экспедиции, и достаточно сильно. Вышли около 6 утра, и за 4 часа добрались в Л1. Путь проходит сперва по зелёным полянам

затем по каменистому каньону

и в конце – по остаточным моренам отступившего ледника.

Л1 установили прямо под взлётом к Утюгу, на удобных полянках со скудной растительностью. Немного посидели, пообедали и рванули назад на базу.

22 июня во всеоружии двинулись в Л1 на ночёвку. Согласно плану, нужно было выйти в Л1, и немного передохнув сделать заброску в Л2 под Утюг (3900 м), со спуском на ночёвку в Л1. Однако по ходу действа пришла мысль разделиться, и установить Л2 из одной палатки, в нём переночевать, и ночью выйти на разведку ключевого участка, основным, так сказать спортивным составом.

Таким образом, мы с Владом, прибыв в Л1 перекусили, перебрали рюкзаки и вышли наверх со всеми вещами. Максим и Лена также вышли с нами, помогая нам перенести часть грузов, но после этого должны были вернуться в Л1 и заночевать там. А под Утюг подниматься уже завтра втроём с Павлом, которому первые выходы давались трудней всех.

Сказано-сделано, примерно через полтора часа мы поднялись на небольшой гребень у основания Утюга, и установили Л2. Подъем здесь идёт вдоль осыпного гребня, который описан весьма трудоемким во всех встреченных отчетах, но подтвердить не могу – гребень трудовой, но не трудный. В обед началась непогода, и ребята еле успели слинять, а мы с Владом остались сидеть в снежно-грозовом облаке, и трещать статикой под воблу. К вечеру немного растянуло и удалось даже немного прогуляться до Утюга и посмотреть дальнейший путь. За время непогоды подсыпало сантиметров 15 свежего снега. Красиво!

23 июня. Встали с Владом в 3:30, на маршрут вышли в 5, взяв с собой килограмм по 15 груза, в т.ч. и на случай отсидки в сугробе и непогоде. Всё ж таки разведка в неизвестность. Часа за полтора протоптали тропу под самой стеной Утюга но насыпанному накануне снегу. Идти удобно непосредственно под стеной, т.к. крупно и среднеблочный осыпной склон совсем непригоден для нормального передвижения траверсом.

Кроме того, сама стена практически вертикальная, а значит идти в метре от неё немногим безопасней – камни всё же отлетают чуть подальше. Кулуар между стеной и ледником пересекали ближе к верховьям, ориентируясь на сравнительно небольшой нунатак, выступающий из ледника – отличный ориентир!

Надели кошки, связались и полезли на ледник. Особых трудностей участок не представляет, но страховаться крайне желательно. Здесь вкрутили несколько ледобуров, двигаясь одновременно, и вскоре вылезли на широкий гребень ледника. Здесь снег по щиколотку, достаточно плотный и хорошо держит. Несколько сот метров вверх вдоль гребня шлось удобно и хорошо.

Затем крутизна склона возрастает до 50 градусов, и толщина снега резко уменьшается, а под ним – жесткий лёд. Здесь начинается ключевой участок длиной метров 100-120. Половину участка прошли одновременно с промежуточной страховкой через буры. Перед самым сложным участком, представляющим собой ледовое пузо до 70 градусов крутизной, собрали станцию, и проходили его уже основательно. Получилась верёвка занимательного ледолазания по жёсткому льду со скалывающимися то и дело ледовыми линзами.

Ключевой участок при повторном прохождении по перилам

В верхней части склон ложится и выводит к широкой ледовой мульде под 6-7 метровой вертикальной ледовой стеной. Это бергшрунд, знаменующий собой выход на западное плато Эльбруса. Известная мне по отчётам мульда, в которой ночевал, в т.ч. и зимний восходитель из героического отчёта достаточно сильно сдала – сузилась, укоротилась, углубилась, сильно нависала и вообще вид имела стрёмный. В то время как наша выглядела довольно безопасно. Исходный план подразумевал установку штурмового лагеря здесь, на высоте 4500 м, т.к. западного плато мы (возможно излишне) опасались на предмет сильных ветров и гроз, которые по имеющемуся у нас прогнозу предвиделись.

Мульда

По узкой снежно-ледовой пробке, затыкающей берг слева по ходу движения наверх, я со страховкой вылез одну верёвку – убедиться, что это действительно плато, и дальше – пешком. Хотя в целом было понятно, т.к. верхний скальный край Утюга был теперь левее от нас на том же примерно уровне.

Порешали, что лагерь будем ставить здесь, оставили вешки, немного груза и навесили 8-ми миллиметровую стометровую статику в качестве перил для завтрашнего подъема. По ней же и уехали вниз, прошли ледник, пробежали под Утюгом в 11 утра, и аккурат к намеченному сеансу связи со второй тройкой в 12 дня были уже в Л2. К этому же времени подошли и наши туристы. Как выяснилось Павла с ними нет – он решил прекратить восхождение и отправился вниз на Джилы-Су, и к вечеру уже сумел вернуться в город, как мы узнали немногим позже. Нас осталось четверо. И именно этот выход решил в итоге исход экспедиции, т.к. была сделана разведка пути в лоб, провешены перила, выбрано место под лагерь, и выиграно дополнительное время. Теперь оставалось установить штурмовой лагерь и закончить начатое. Далее – отдыхали.

24 июня. Радость была недолгой. У Влада начался серьезный воспалительный процесс носоглотки после вчерашнего выхода, и никакие полоскания не помогли. Запланированный подъем в 3 ночи начался с того, что он принял решение спускаться. Решение правильное, взвешенное и предельно командное. Оттого ещё более печальное, т.к. вся экспедиция была инициирована им и мной, основная работа сделана также нами, но теперь Влад был вынужден сойти. Первой мыслью было свернуть восхождение вовсе, т.к. запас прочности группы просел, на мой взгляд, примерно в половину. Однако всё взвесив я решил, что ещё выход на Гору все равно необходим, хотя бы снять оставленное снаряжение (веревку, буры и заброску). Но если уже его делать, то почему бы и не попробовать взойти, тем более время позволяет… Короче сошлись на том, что Влад уходит вниз и ждёт нас на Джилы-Су, будучи наблюдателем, а мы организуем регулярные сеансы радиосвязи. Забегая вперёд хочу отметить, что с этой ролью он справился блестяще, будучи нашим связующим звеном с цивилизацией (т.к. нашел в долине мобильную связь), добывая нам свежий прогноз и вселяя уверенность.

В общем Влада я проводил до Л1, а сами мы устроили днёвку, т.к. пока договаривались о дальнейших действиях в новых условиях прошло немало времени, а выходить под Утюг в 9 утра – неразумно, т.к. после обеда он освещается солнцем и начинает бомбить камнями и льдом. Во время вечернего сеанса связи, я заметил в районе Л1 оранжевую палатку. Как выяснилось – то были ребята, пришедшие с северного Джилы-Су, чей отчёт мне недавно и попался на глаза. Вечером снова зарядил снег с грозой, на этот раз, насыпав ещё больше. Значит, топтать тропу под Утюгом мне придётся снова…

25 июня. Снова ночной подъем и выход около 5 утра. Около двух часов топтали под Утюгом новую тропу. Выход на ледник, впрочем, стал проще из-за свежего снега. Нунатак проходили также, страхуясь бурами и двигаясь одновременно.

На гребне ледника наши следы сохранились, что также немного упростило движение.

А вот оставленную перильную верёвку я никак не мог разглядеть. Оказалось, что нижнюю половину занесло снегом, а верхнюю вморозило в лёд. Видно, что пока мы дневали, погодка здесь стояла интересная. Откопав, наконец, перила – пожумарил наверх дополнительно страхуясь, на случай вытаивших буров и других неприятностей.

Проверяя всё это дело, принимал ребят. Кроме того, на немного обледенелой 8 мм верёвке у них проскальзывали жумары. Один – Вертикаль, второй – Petzl. Мой Grivel вёл себя превосходно. Уж и не знаю в чём тут дело – может быть в длине схватывающих зубцов, пространство между которыми забивается снегом и льдом. Как бы там ни было, но тихой сапой вскоре мы вышли к знакомой мне мульде и приступили к установке штурмового лагеря.

К слову, ребята внизу также выдвинулись по маршруту – видел их сборы из-под Утюга. В этот день по большей части ничего не делали – отдыхали, спали, ели и много копали. Мульда обширная, снега много, палатка-трёшка, так что окопаться пришлось основательно. Да и туалет вырыть - всё ж таки мы тут на три ночи, и не должны настолько одичать, чтоб ходить, простите, в тамбур. Ибо тут особо не погуляешь – радиус 3 метра от палатки. Дальше – только с верёвкой, в любом из направлений. Вечерний сеанс связи с Владом дал нам обновленный прогноз, и весьма неплохой.

26 июня также рано утром вышли на акклиматизационный выход. Думаю, что в подготовленной спортивной группе можно обойтись и без него, но наша ситуация требовала. Без особых приключений прошли плато примерно за 1,5 часа, где я нащупал несколько трещин, не слишком больших, но всё же. Течение ледника здесь спокойное и ровное, трещины в основном не читаются – нужно зондировать. Плато разметили взятыми в клубе вешками, и точками в навигаторе.

Далее идут две параллельных каменных гряды – держались левой. Верхняя их граница – около 5000 метров. Здесь и развернулись вниз. Связь с Джилы-Су установить не удалось, зато удалось поймать связь с радиолюбителем из Новокубанска. Мило пообщались, рассказал о планах на штурм, попросил бывать на данной частоте завтра, по возможности. Какая-никакая, а подстраховка на случай форс-мажора, т.к. мобильной связи на плато, также как и на всём маршруте поймать не удалось.

По возвращении в лагерь передохнули, и мы с Максом отправились вниз по ключу – подготовить спусковые проушины. Накрутил я их три штуки, с шагом в 50 метров, что позволяло нам прямо из лагеря дюльфернуть на довольно простой гребень ледника. Времени ушло на это примерно часа полтора, в районе 13-15 часов дня. В это время, при переменно солнечной погоде Утюг бомбит нещадно. Вернулись в лагерь отдыхать. Выходить на штурм решено было в полночь.

27 июня в 00:10 вышли на штурм вершины. Опять же хорошо подготовленной группе смысла нет идти так рано, ибо придётся помёрзнуть – Солнце здесь выходит позже, чем с какой либо другой стороны – запад. Прошли плато по своей же натоптанной тропе часа за полтора. В своём отчёте ребята упоминают о тропе, которую мы и натоптали, и трещины, которые удалось прозондировать.

Выше – путь достаточно прост и логичен, и идёт вдоль каменистых гряд – ориентирование несложное даже ночью без луны. Интересное место – предвершинный гребень. Здесь хорошо виден выход с юго-западного плеча на это же ребро, а само движение к вершине интересно, и вовсе на Эльбрус не похоже. Местами глубокий порошкообразный снег, и выход на вершину с непривычной стороны. Правда удивить никого своим появлением не удалось – в 6:40 утра, западная вершина была совершенно пустой.

Погода начала портиться, стремительно развивалась высокоярусная облачность, так что на вершине мы пробыли минут пять. Группа выглядела помятой, нужно было валить, что мы и сделали. И через примерно 2 часа были в штурмовом лагере. Штурмовой выход со спуском занял около 8,5 часов. Далее – спать, чем мы весь день и занимались. Периодически думал о группе, что шла по нашим следам, сегодня они, вероятно, должны были появиться здесь – пройти мимо нас незаметно было бы невозможно. Но они также могли пройти вариантом Алексеева в обход скал, и выйти уже выше нас на плато. Как выяснилось – так и произошло, только прошли они, видимо, между скальником и ледопадом, по середине. Наш товарищ Женя Иванов, неоднократно штурмовавший этот маршрут зимой, как раз говорил о своей последней неудавшейся попытке пройти там же зимой 2018-года.

28 июня снова встали в 2 ночи. Перекусили, собрали лагерь, дождались сносного освещения, и начали дюльферять по подготовленному заранее маршруту. Как полагается с дополнительной страховкой и бодрящим матом.

Прошли ледник и слезли под Утюг без особых приключений, сняли кошки, развязались и спустились к Л2 на 3900 м. Здесь нас уже встречал Влад, и помог нам спуститься, разгрузив и порадовав своим присутствием. Воистину он заслужил это восхождение больше, чем кто либо, но увы… К 12 дня мы уже плотно осели на турбазе в Джилы-Су под шурпу хозяйки, и в обед выдвинулись на УАЗе в Хурзук, а к вечеру уже были в Пятигорске.

Вкратце резюмируя пройденный маршрут можно и нужно выделить следующие его особенности:

Из всех, так называемых «классических» вариантов восхождений на Эльбрус, западный маршрут является, пожалуй, самым коротким, как следствие – самым крутым по рельефу.

Базовый лагерь расположен на высоте 2650 метров, у источников Джилы-Суу (КЧР), куда можно приехать от посёлка Хурзук по исключительно плохой грунтовой дороге, протяженностью 18 км.

Подход под маршрут можно разделить на два этапа: из Базы до Л1 (3500 м), и из Л1 в Л2 (3900 м). Первый достаточно живописный, разнообразный и не слишком трудный (и почти без тропы), второй – короткий, но непростой, проходящий по наброску тропы через средне и крупноблочные каменистые осыпи. Л2 расположен на небольшом гребне, примыкающем к Утюгу. Здесь может быть очень ветрено, так что пренебрегать укреплением лагеря нельзя! Имеются хорошие ветрозащитные стенки.

Траверс склона под Утюгом следует идти под самой стеной – там удобней и безопасней. Участок нужно проходить рано утром – к обеду он освещается солнцем и начинает сыпать камнями и льдом.

Выход на ледник можно осуществлять в любом удобном месте, но, видимо, не дальше приметного нунатака в верховьях кулуара между Утюгом и ледником. Выше нунатака взлёт круче, и нависающий в верховьях кулуара ледник небезопасен. Мы поднимались на ледник непосредственно через нунатак.

Непродолжительный гребень на леднике несложен, не крут и удобен для ориентирования, далее он переходит в крутой ледовый взлёт-террасу в ледопад. Стиль прохождения участка сильно зависит от условий на склоне и подготовки группы. При группе больше трёх человек с целью установки лагеря выше ледопада – есть смысл провесить перила. Мы навесили 120 метров перил до большой ледовой мульды под бергшрундом, прохождение которого выводит на Западное плато.

Штурмовой лагерь обычно устанавливают на высоте 4500-4600 метров, на самом плато, или (как в нашем случае), в мульде перед выходом на него. Первый вариант психологически более приятный, но требует хорошего укрепления лагеря – бывают сильные ветры и грозы. В мульде лагерь надежней укрыт от ветров, но движение стеснено – от палатки далеко без страховки не отойдешь.

Маршрут восхождения на вершину проходит через всё Западное плато (большой закрытый ледник с ровным течением и немалым количеством трещин), а затем выводит к двойной гряде скал до высоты 5000 метров. Затем уже одна гряда тянется фактически до самой вершины, что упрощает ориентирование в непростых погодных условиях.

Восхождение на Эльбрус по западному маршруту – наиболее короткий путь на вершину, однако достаточно трудоемкий и напряженный. Кроме того – наименее посещаемый из основных. Техническая сложность маршрута примерно соответствует 3А категории трудности. До самой вершины восхождение имеет мало общего с традиционным восхождением на Эльбрус. Дерзайте!

4


Комментарии:
2

Кирилл, поздравляю! Молодцы! Попробуем в феврале. Удачи!


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru