Траверс западной вершины Эльбруса с запада на юг

Пишет seagull_oleg, 07.04.2020 16:58

Траверс западной вершины Эльбруса с запада на юг (Горный туризм)

Изначально рассказ был опубликован в моём телеграм канале, но поскольку аудитория довольно маленькая, телеграм есть не у всех, а интерес у многих, решил опубликовать для широкой публики.

Расскажу про свой прошлогодний Эльбрус с запада. Список снаряжения был примерно таким же как и в прошлый раз когда шел с севера. только железа в этот раз было больше, а одежды меньше. Посмотреть прошлогодний комплект можно тут

Планов на лето было много. Но поскольку реализовывать все мероприятия входившие в эти планы нужно было самому, а подготовка к руководству походом в Фанах, собственная учеба на инструктора и обучение своей группы в рамках школы горного туризма отнимало много времени, вариантов у меня особо и не было.
Так что когда возник вопрос о том, чего бы сходить интересного, выбор был сделан в пользу Эльбруса как самой простой горы с точки зрения организации.

Юг был не интересен от слова совсем, север я успешно попробовал в прошлом году, поэтому, после недолгих размышлений, совместно с потенциальными спутниками, выбор был сделан в пользу подъема с запада, траверса обеих вершин и спуска с востока.

Запасной вариант предусматривал траверс только западной вершины и спуск на юг из-за вероятной нехватки времени(на всё отводилась 1 неделя). Собирать команду на это мероприятие я начал сильно заранее.
Кандидатов было 6 человек, но после долгого планирования, обсуждения и выяснения возможностей в течение примерно полугода, готов к этому мероприятию оказался только я один.
Штош.

День 0

В итоге осталось: 3А альп. категория западного маршрута (по классификатору, у меня была меньше), один человек, без страховки, 25кг. рюкзак за плечами. Что может пойти не так, подумал я и отправился в путь.

В аэропорту мы встретились с Леной (руководитель моей прошлогодней 4ки на Памире и, одна из потенциальных участниц мероприятия, которая купила билеты, но, после изучения немногочисленных отчетов, отказалась от участия из-за высокой вероятности камнепадов на маршруте и слишком короткой акклиматизации).
Прилетели в Нальчик, доехали до Пятигорска и, пожелав друг другу удачи, попрощались.
Ей предстояло месяц работать гидом на северном и южном маршрутах Эльбруса, а мне надо было добраться до Хурзука откуда начинался западный маршрут.

В Пятигорск приехали довольно поздно, поэтому я заночевал там в хостеле.

Маршрут здесь
Траверс западной вершины Эльбруса с запада на юг (Горный туризм)

День 1

Для понимания насколько Эльбрус простая с точки зрения организации гора - на место старта я приехал на такси. Вызвал от хостела Пятигорска такси через приложение и за пару часов доехал до старта.

В деревне на месте старта обычно нанимают автомобиль для заброски к нарзанным источникам, но я решил прогуляться пешком чтобы немного раскачать организм перед восхождением.
Как впоследствии оказалось - это было единственно правильным решением, потому что один из примерно дюжины мостов через реку Уллу-Хурзук смыло и дорога стала непроезжаема.

Пройти мне надо было много, так что особо не тупил. 18 км прямо и 1 км вверх. Дошел до нарзанных ванн ДжилыСу, там поставил палатку прямо возле ворот бывшей базы МЧС, ныне обычной турбазы.
По жаре и с полным рюкзаком шлось(какое смешное слово) не очень и даже нарзанные источники которые, вопреки ожиданиям, оказались довольно холодными, не сняли усталость, так что вырубился я довольно быстро. За день набрал 1100м. и заночевал на 2600м.

День 2

Встал пораньше, сделал чай и покинул последний оплот цивилизации на маршруте.
За этот день я планировал подойти под "Утюг" и заночевать на 3900м.

На тропу особого внимания не обращал, гулял в своё удовольствие и наслаждался видами. Встретил маленького телёнка отбившегося от стада. И больше никого. Пришёл на 3660, там оказалось несколько мест под палатки.

Заметил неплохое укрытие в виде здорового камня шириной как раз с мою палатку, и решил что переться по гребню ещё 300 метров вверх прямо под Утюг я не хочу. Прогноз погоды обещал сильный ветер, а я знал что там нет хороших укрытий от ветра.

Через час погода сильно испортилась. Помимо сбивающего с ног ветра начался мокрый снего град. Я отрегулировал все растяжки, довязал во все возможные места дополнительные, и морально приготовился к путешествию в Канзас.

Внезапно в палатку постучали. Это оказались двое парней из большой разношерстной компании путешественников, чей базовый лагерь я видел возле базы МЧС. Их основная группа стояла как раз под Утюгом на 3900 уже несколько дней.
За это время они успели затащить туда кучу снаряги, провесить перила на ключевом участке и только ждали погодного окна для продолжения восхождения.
За то время пока они там стояли кто-то умудрился продолбать каску и руководитель с помощником как раз возвращались из базлага с запасной. Ну и несли с собой не очень приятные вести.

Оказалось что по прогнозу, в то время которое у них оставалось на восхождение, окна не предвидится и вероятней всего им придётся забить на гору, снимать перила и уходить вниз.
К этому моменту на улице уже творился ад.
Снег, дождь и град сменяли друг друга с периодичностью в несколько минут, а с горы дул отвратительной силы ветер. К тому же, начали сверкать молнии и довольно сильно громыхать где-то неподалёку.
Парни не стремились примерить на себя роль ловцов молний, поэтому решили не вылезать на гребень по которому шла тропа к Утюгу, и немного переждать грозу под тем же камнем что и я.

Мы общались, время шло, но погода явно не была настроена облегчить им жизнь, а идти им всё-таки надо было, так что в итоге они со мной попрощались и, выбрав момент, пошли к своим.
А я остался в одиночестве вкушать все прелести грозы в горах.

Гроза продолжалась всю ночь. О сне, само собой, речи не шло. Молнии сверкали всё ближе, воздух электризовался всё сильнее. Я избавился от всего железа которое было у меня с собой, старался лишний раз не пользоваться электроникой и только периодически придерживал палатку когда очередной порыв ветра пытался уцепиться за самый краешек палатки торчавший из-за камня.

С потолка моей палатки свисали застёжки вентиляции, и надо сказать это довольно жуткое зрелище, когда в полной темноте, от этих застежек во все стороны начинают ветвиться электрические разряды как с катушек тесла.
А если прислонить руку к стене палатки чтобы удержать её во время очередного порыва ветра, можно почувствовать себя сраным Тором из рук которого бьют натуральные молнии. Причём, сраным, совсем не метафорически.

Ближе к утру я понял что палатку видимо всё-таки сегодня не снесёт, и что даже если молния прилетит, поделать с этим я ничего не смогу, и тупо вырубился.

Траверс западной вершины Эльбруса с запада на юг (Горный туризм)
Это вид на ключевой участок и маршрут по которому я собирался его пройти. сначала около 300 метров вверх довольно крутой сыпухи под Утюгом, затем примерно 200 метров подъема по снежному гребню, и вишенка на торте - около 100 метров льда.

День 3-4

До конца не знаю что испытывала группа ночевавшая под Утюгом на 3900, но рано утром они почти в полном составе прошли мимо моей палатки с твёрдым намерением свалить с этой горы нахрен. Наверху осталось несколько опытных человек чтобы снять перила которые они успели провесить. В общем-то я прекрасно понимал их чувства, потому что сам испытывал примерно похожие.

Было понятно что после такой ночи надо как-то восстановить силы, поспать и прийти в себя, поэтому я перенес лагерь метров на 300 ниже и весь день отходил. Конечно, в первую очередь меня интересовала погода, потому что столкнуться с чем-то подобным ещё раз но на бОльшей высоте, совершенно не хотелось. Западный маршрут хорош тотальным отсутствием цивилизации и, соответственно, отсутствием мобильной связи. На этот случай у меня был проездной спутниковый телефон. Через который я начал смсить всем кому только можно и выяснять прогнозы по всем высотам на ближайшие несколько дней.

Прогноз был не особо радужный. Было несколько погодных окошек, не самых лучших, но достаточных для быстрого забега, вот только на все дни обещали сильный ветер (7-8 по Бофорту). Учитывая что ключевой участок маршрута - это ледовая стенка, а я с 20+кг рюкзаком и без страховки, вариант так себе. Я начал прикидывать варианты развития событий и был серьёзно настроен включить заднюю и вернуться тем же путём что и пришёл. Но уходить даже не подойдя к ключевому участку было совсем грустно, поэтому я решил на следующий день сделать вылазку за Утюг для разведки.

Оставив всё лишнее в палатке, с легким рюкзаком пошёл наверх. Набрал примерно 900 метров, в процессе осмотрел места для стоянок под Утюгом на 3900 где ночевала ушедшая группа и мысленно им посочувствовал. Надел кошки, прогулялся под Утюгом до начала подъёма, посмотрел вживую на ключевой участок, почувствовал ветер, посидел за камнем, понаблюдал за склоном. В общем, набрался пищи для размышлений и спустился обратно отдыхать.

День 5-6

Следующий день я провёл в размышлениях, лени и разложении. Постоянно получая обновлённые прогнозы я пытался принять единственно правильное решение: идти на гору или обратно. Что я не успею выполнить первоначальную задумку перейти через обе вершины и спуститься с восточной стороны, к тому моменту я уже понимал. Но на штурм западной вершины и быстрый спуск на юг, теоретически, время было. На первую половину следующего дня прогнозировали относительно спокойную ясную погоду которой можно было воспользоваться для прохождения ключевого участка. А вот дальше обещали лютый ветер, но зато технически сложных участков больше не ожидалось.

"Не, ну а чо?" подумал я и решил выдвигаться наверх рано утром. "Рано утром" как-то само собой превратилось в просто "утром". Был небольшой мандраж, как обычно бывает перед каким-то важным событием, но горячий кофе привёл меня в форму и осталось только приятное ожидание чего-то важного и интересного.

Довольно быстро добрался до Утюга, прошёл сыпуху, надел кошки и полез. В принципе, ничего особенно сложного на маршруте нет, кроме, пожалуй, участка в несколько десятков практически вертикальных метров (вру, конечно, вряд ли там было больше 60 градусов, но в реальности эти градусы воспринимаются совершенно по другому =) прим.ред.) перед выходом на снежное плато.
Там было совсем круто, пришлось всё время лезть на передних зубьях кошек, вбивая ледоруб как можно сильнее. Периодически вкручивал бур и повисал на нём для отдыха. На таком уклоне стоять на станции уже не получалось, вытоптать во льду ступеньки тоже не представлялось возможным, поэтому в моменты отдыха я буквально болтался на самостраховке отбиваясь от собственного рюкзака который висел рядом на том же буре.
Тут очень пригодились бы ледовые инструменты или, хотя бы, второй ледоруб. Но, по собственной глупости, я не взял с собой ни того ни другого.

Поскольку роскошь самобичевания по этому поводу была в тот момент мне недоступна в силу определённых ограничений, пришлось пройти короткий интенсив включавший в себя все 5 стадий принятия, аккуратно доползти до перегиба и вылезти на плато.

Но нельзя просто взять и вылезти на плато. В месте выхода довольно много трещин скрытых под снегом. Пока их проходил старался ориентироваться на треки скачанные из интернета и на собственные ощущения. Затяжная непогода в предыдущие дни играла мне на руку, укрепляя снежные мостики между трещинами, так что можно сказать что мне повезло. Так, незаметно, с выхода из лагеря прошло 7 часов, а с момента выхода под утюг и начала ключевого участка - 4.

4 часа у меня ушло на то чтобы пройти 1 горизонтальный км. и 0.6 вертикального. Прогулялся по плато в поисках места где снег копается лучше всего и понял что, несмотря на душевный подъём от преодоления сложного участка, физически, я довольно сильно вымотался.
А мне ещё предстояло выкопать посреди снежного поля яму для палатки, и желательно поглубже, потому что ветер ни на секунду не давал о себе забыть. Остаток светового дня я посвятил именно выкапыванию берлоги.
К сожалению, из-за ветра я никак не мог запустить джетбойл. В палатке это делать категорически нельзя, а снаружи невозможно. Пришлось довольствоваться остатками жидкости во фляге. Пинками я заставил себя переодеться во всё тёплое, чтобы не тратить время утром перед штурмом и залез в спальник.
Яма которую я выкопал под палатку была довольно глубокой и снег, который шел всю вторую половину дня и почти всю ночь отлично в ней скапливался, а, поскольку, кроме тряпичных стен палатки ничто не оказывало ему сопротивления, к утру, по внутреннему объему, палатка из 2-местной превратилась в 1-местную. Что, впрочем, не помешало мне отлично выспаться.

Гугл панорама.
Очень рекомендую открыть 3d режим и покрутить в разные стороны.

День 7

Около 3 утра я сложил палатку и забравшись как можно глубже в яму всё-таки накипятил воды на чай и во флягу. Неспешно собрался и погнал на вершину.
Ну то есть как погнал... пошел... пополз. Шлось (опять это смешное слово) очень тяжело. Кислорода сильно не хватало, пока я не подобрал темп и методику дыхания приходилось очень часто останавливаться. Либо в прошлом году было как-то попроще, либо воспоминания уже подзатерлись. По хорошему, конечно, для нормальной акклиматизации стоило спуститься вниз на 3600-3900 для ночёвки, но лазать по ледовой стене в одиночку туда-сюда мне показалось не лучшей идеей.

Поскольку приходилось часто отдыхать, успел вдоволь насмотреться на Эльбрус освещённый лунным светом и на рассвет.
Когда снежные склоны и облака, клубящиеся где-то далеко внизу, сливаются в одно бесконечное пространство залитое лунным светом, связь с реальностью постепенно утрачивается, и ты начинаешь воспринимать окружающий мир как что-то совершенно новое. Ни один из оценочных критериев привычного восприятия не работает. То что ты видишь и чувствуешь в этот момент - совершенно новый опыт, даже если это не первая твоя вершина. Всё что было до этого момента перестаёт существовать, ты остаёшься наедине с самим собой. Наверное это именно то ради чего лично я хожу в горы - побыть наедине с самим собой, без каких-либо отвлекающих факторов.

Очень сложно передать это ощущение словами, и, наверняка, для каждого оно своё. Лично для меня это чувство - полной открытости перед собой и окружающим миром - основной мотиватор походов в горы.

Длится это ощущение ровно до тех пор пока снова не начинаешь идти. Тут же мир сужается до размера собственных лёгких, которые пытаются выдавить ещё хоть немного кислорода, а из ощущений остаётся только вес тяжеленного рюкзака, порывы ледяного ветра и звук собственного дыхания который заглушает все остальные звуки. Так продолжается до следующей остановки и опять всё по новой. Потом начинается рассвет и от тепла солнечных лучей становится полегче, ветер уже не кажется таким холодным, вершина такой далёкой, а рюкзак таким уж тяжелым.

Сам подъём ничем не примечателен, топаешь и топаешь. Ключевое отличие от всех других маршрутов на Эльбрус в том что ты это делаешь в абсолютном одиночестве. Нет никаких шумных толп туристов, запахов выхлопных газов и тарахтения двигателей снегоходов и ратраков.

Спустя примерно 9 часов с момента выхода и 900 вертикальных метров я начинаю слышать голоса. Понимаю что это не глюки, до вершины рукой подать и очень медленно всё-таки вылезаю на неё. Оттуда на меня смотрит компания туристов фотографирующихся возле груды мусора на вершине. На вершинном плато очень много людей. На ошалелый вопрос: Вер а ю фром? отвечаю: Ай эм фром запад. Прошу меня сфоткать, прощаюсь и ухожу вниз.

Как только начинаю спуск, приходит осознание сделанного и сразу же появляется настолько мощная эйфория что вниз буквально бегу. Мне на встречу с трудом ползут группы туристов. Со всеми здороваюсь и желаю удачи, радость переполняет. Быстро добегаю до приюта 11, сажусь в канатку и уезжаю вниз, к заслуженному пиву и шашлыкам.

Ещё несколько панорам

Подобные рассказы о своих путешествиях я публикую в своём телеграм канале.@imshigh.