Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а

Пишет Mamontok94, 02.07.2020 21:36

Вулкан Эльбрус, западная вершина 5642 м. Маршрут по Юго-Западному ребру, 3а (через Утюг), спуск на южный склон. 22-29 июня 2020 года

Вдохновлялись описанием этого товарища
Трек прикладываем

В районе Утюга трек заглючил, так что верить ему на этом участке не стоит

Хочется составить небольшой отчет об этом экспедиционном восхождении, с целью освещения его состояния и оценить его с высоты своего небольшого опыта. Но перед этим выражу свое “Вау!”, сказав, что маршрут невероятно красив, разнообразен и интересен.

Команда (слева направо):Юра Федоров (3й разряд с превышением), я, Павлов Илья (3й разряд с превышением), Зина Бурнашева (из опыта только Эльбрус с юга) :)
Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а (Альпинизм)
День 0.
21.06 Оригинальный маршрут начинается с пос. Улу-Хурзук, откуда приходится топать 18км с набором высоты 1100м до поляны нарзанов Джилы-Су. В нашем случае планы были скорректированы короновирусом, и в Карачаевск въехать не получилось. Потому мы решили начать нашу дорогу с поляны Эммануэля и пройти первый день трека с севера на запад.
День 1.
22.06
Переход от поляны Эммануэля до поляны нарзанов Джилы-Су. 22 км, подъем 1400м, спуск 1000м, 11 часов в пути. Переход реки в брод, перевал 1А (3700), ночевка на 2700. Советуем разбить этот переход на две части, тк переход для первого дня слишком dohy’a. Переход реки вброд оказался возможным ввиду малоснежной зимы и отсутствию осадков в день перехода.Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а (Альпинизм)Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а (Альпинизм)
Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а (Альпинизм)
День 2.
23.06
Полудневка, переход до ночевок на морене (3600м)
6.3 км, перепад высот 1000м. Достаточно простой трек, выход на нужную насыпь может быть не очевиден. Лучше всего иметь GPS, в плохую видимость можно промахнуться. На стоянке вода в виде снега или собирается внизу ледника, до которого метров 200. На морене 3550 нами сделана стоянка для одной палатки Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а (Альпинизм)
Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а (Альпинизм)
День 3.
24.06 Переход на лагерь 3900 (под скалой Утюг).Переход по осыпному хребту не представляет сложности, разве что последний взлет под 45-55 градусов, простое карабкание. С тяжелыми рюкзаками, однако, оказалось уже не просто.
Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а (Альпинизм)Вид сверху путь подъема
Дальнейшая разведка до высоты 4400 и осмотр состояния технической части маршрута показали, что Утюг сильно сыпет после трех часов дня, на сам ледник солнце выходит после полудня. Техническая часть маршрута может быть пройдена в лоб (крутой ледовый подъем 45-50 градусов с вылазом по вертикальной стенке, 10м), либо траверсом по леднику, 45 градусов. Для любителей жести и ледолазания есть ледовая стена слева.
Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а (Альпинизм)
День 4
25.06
День-дневка, ледовые занятия, обсуждение маршрута. Восстановление после 3х дней переходов под рюкзаками.

День 5
26.06
Подъем в час ночи, выход в 2:40. Траверс Утюга занял один час и сорок пять минут, в 4:45 начали техническую часть. Склон 45-50 градусов, лезли одновременно с рюкзаками, только один раз собрали станцию. Решили не траверсить до ребра, а полезли через ледовый кулуар, максимальный взлет 60 градусов. Простое лазание, совсем немного скал. Выход на гребень и по закрытому леднику до плато. Изначально план включал в себя использование перил, но все оказалось гораздо проще. Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а (Альпинизм)

Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а (Альпинизм)Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а (Альпинизм)Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а (Альпинизм)Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а (Альпинизм)Эльбрус по Юго-Западному ребру, 3а (Альпинизм)

День 6
27.06
Хотели взять Эльбрус с наскоку, но решили отдохнуть на 4650. Идея переносить лагерь на 4800 не самая хорошая - ровных площадок нет, а организация стоянки потребовала бы много времени и драгоценных сил.

День 7

28.06
Подъем в час ночи, выход в три. Команда на вершине оказалась в 10:40.
Состояние тропы хорошее, местами были видны дырки у закрытых трещин, далее лучше всего придерживаться снежно-скального хребта справа, необходимости выходить на ледник нет. Тем не менее мы вышли на ледник, ровный подъем по 25-30 градусов леднику, трещины закрыты. Скальный участок перед вершиной требует простого подлаза, состояние скал хорошее.
Спуск через южную сторону, 1б, пешком до самой Азау (Спасибо коронавирусу и закрытым канаткам)
Резюмируя.
Маршрут интересен с точки зрения трекинга, если кто-то хочет интересную техническую часть - это не про маршрут, тк все лазание прошло с рюкзаками и биваками. У сработанной связки никаких проблем не возникнет. Стоит учитывать, что к маршруту надо подготовиться очень хорошо физически: еда и снаряжение на 10-11 дней весят много(мой стартовый рюкзак весил 34 кг). Стоит учитывать объективные опасности, тк в случае НС связаться со спасателями или другими людьми почти невозможно. Возвращение обратно в малой группе после прохождения ключевого участка крайне затруднительно, наверх - еще тяжелее. Восхождение с биваком на вершину тоже требует хорошей физической подготовки. Запас еды обязателен, тк непогода может запереть на предвершинном плато надолго, внимание к аптечке - никто не поможет, если горняжка нагрянет.

Всем спасибо за внимание!

Ребята, маршрут(нижнюю техническую часть ) по СЗ ребру вы обошли справа, а так -молодцы,плюс поставил :)

Два разных маршрута.

Здорово, а есть ещё фотографии подъёма "в лоб"? Похоже опять всё сильно изменилось.

Привет!
В лоб мы не фоткали, хотели побыстрее все пройти. Т.к. ледовых инструментов не было, решили пройти там, где попроще

Спасибо за свежую информацию по маршруту, как раз планы пройти траверс с 10го по 20 июля

маршрут по СЗ ребру начинается от верхнего коша (не от источников) на перевал Фрунзе, и через 2 скальных "утюжка" на плато (где соединяется с маршрутом через Утюг,который сходили авторы статьи) и далее на вершину. На маршруте придется полазить по туфу (3-4 лазание),и вряд ли это удастся с тяжелыми рюкзаками :). Даже есть один вертикальный дюльфер метров 10.

Долго не имел возможность ответить
Да, когда писал отчет, что-то перемкнуло. Вы совершенно правы, мы прошли по юго-западному хребту, не по северо-западному.
Помимо всего видели маршрут по западному маршруту - вот он выглядел действительно интересно, но небезопасно.

а вот ,кстати, сохранилось описание по СЗ ребру:

CЗ ребро с перевала Фрунзе

Всё по туфу :)

"Первовосходятелы"

Так какой категории оценивается маршрут с обходом справа?

Через Утюг - это другой маршрут, типа "Эльбрус с Запада". Есть ли он в классификаторе,мне неведомо. Автор поста слегка напутал с названием статьи :)