Первая горная единичка в 1974-ом

Пишет Никита Степанов, 02.09.2020 23:26

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Долго не решался опубликовать это пост – вроде как заурядная единичка, но возможный поджог авиалайнера в полёте и потенциальные возможности попасть в лавины, как нельзя лучше сочетаются с названием сайта.

После февральской лыжной двойки на Кольском Бугор ошарашил заявлением, что в горы нас не поведёт, а будет заниматься своей диссертацией. Смешанные чувства недоумения и потерянности одолевали нас. Бродили по турклубу, как беспризорники и я чуть не сделал кощунственный шаг, собираясь переметнутся в водоплавающие, дабы не пропал майский сезон. Но судьба оберегла меня от измены: в клубе появился другой Бугор – горник с двумя Памирскими пятёрками. Звали его Лёня. Худой, жилистый он обладал невероятной силой кистей рук. Во время первого его рукопожатия мне показалось, что ладонь попала в тиски или прищемлена пассатижами. После этого я стал всячески уклоняться от ручкования, а к нему прочно прилипло погонялово «пассатижи». Собралась целая команда – больше десяти человек. Меня и моего однокурсника Валеру Лёня почему-то посчитал наиболее перспективными, и взял под своё крыло. Как показала история он не ошибся. Лёня, будучи неформальным лидером, решил, что пойдём двумя группами: мы втроём, а все остальные под руководством Володи, с разными кухнями, но одним маршрутом. И начались тренировки: бег по пересечённой местности в Царицынском парке

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Хождение в кошках по фирновому склону в Покровско-Глебовском. Сначала один был рюкзаком, а другой туристом, но потом менялись местами

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Параллельно готовился маршрут по отчётам в городском турклубе, брались ледорубы и кошки в городском прокате (которые потом были благополучно заныканы по причине якобы попадания в лавину и кражи злыми татями), закупались продукты и билеты на самолёт (очень дорогие – по 20 рублей, сейчас, правда, батон хлеба за эти деньги не купишь). На еде решили не экономить, и отоварились кучей жратвы на троих на 11 дней аж на 40 рублей 49 копеек. На учёбу пришлось забить большой болт, да и не тем была занята голова, чтобы ещё и учиться. Эйфория из меня брызгала вместе со слюной, когда я однокурсникам рассказывал, что собираюсь идти в горы.

Самым животрепещущим был вопрос снаряжения, поскольку почти все в горы шли первый раз. Вопрос с палаткой для нашей троицы не стоял, поскольку я, предвидя будущее, подарил своему старшему братцу на день рождения польскую палатку, а теперь её благополучно экспроприировал. Спальник решили сделать из двух ватиновых полуторных, состегнув их молниями. Догадался почему их называют полуторными – со своей половинкой вроде бы и не тесно, а вдвоём с мужиком западло. Поэтому, из соображений гигиены и памятуя статью УК СССР, мы сшили себе из фланели индивидуальные вкладыши-коконы. Примусами и двумя лавинными лопатами обеспечивал Бугор. Тяжёлые котлы из нержавейки решили не брать, а обойтись парой банок из-под атлантической селёдки. Тут уж пришлось впрячься мне и дежурить у помойки за магазином, пока их не начали туда выбрасывать. Но отмывать эту вонючую посуду была сплошная морока. Казалось, что запах впитался даже в жесть. Но самым муторным оказалось изготовление ковриков. Мало того, что нужно было найти на помойках пенопласт нужной консистенции, нарезать его кухонным ножом на параллелепипеды (про раскалённую нихромовую проволоку мы тогда не знали), так потом ещё запихивать в кармашки стёганого «одеяла» и поочерёдно прострачивать. Хорошо, что я шить умел и машинка была, а неумехам приходилось тратиться на шоколадки для девчонок. Да и продувались они не как современный каремат, ведь перекрытие пенопластом было около 70%.

Накануне отлёта собрались в турклубе, где окончательно определился состав обеих групп: девять мохнорылых мужиков, разбавленных тремя симпатичными девичьими мордашками. Итак, нас дюжина. Может быть это и к лучшему. Выяснилось, что почти ничего не готово. Весь вечер героическими усилиями преодолевали возникшие трудности, и чтобы никто не слинял в последний момент, там же и завалились спать. Тем более, что от клуба до аэровокзала рукой подать из окна троллейбуса. Утром нас провожала большая толпа друзей с просьбами взять автограф у чёрного альпиниста и пожеланиями попутных лавин.

В самолёте произошёл казус. Наш Бугор сказал, что на Кавказе весь бензин этилированный и сепаратор примуса сразу засорится, поэтому бензин-калошу повезём из Москвы. Он залил его в две 2,5 литровые пластмассовые канистры, которые, судя по всему, были его ровесницы. Чтобы при погрузке рюкзаков они не лопнули, их загрузили в полиэтиленовые пакеты, и браво поднялись с ними на борт ТУ-154. Наши опасения не были напрасными. От болтанки в воздухе у одной из них началась течка. По салону поплыл приятный аромат не этилированного бензина. Пассажиры стали крутить носами, жужжать и подозрительно оглядываться на нас. В результате был вызван цербер в виде бортпроводницы, чей сверкающий молниями взгляд из-под насупленных бровей не сулил ничего хорошего. Мы активно начали задирать ноги, пытаясь мыском ботинка дотянуться до кончика её носа, и объясняя при этом, что это запах от наших вибрамов, которые целый месяц пропитывали смесью дёгтя с касторкой для непромокаемости. В салоне повисла гнетущая тишина. Нас успокаивало только то, что промежуточных остановок быть не должно и мы всё-таки приземлимся в Минводах. Очевидно и до неё дошла эта мысль, а может быть испугалась, что мы начнём сейчас снимать ботинки, и запах бензина смешается с запахом мужских носков. Развернулась на каблуках, как бравый солдат, и удалилась, посоветовав нашим соседям дышать через раз и не нюхать.

После приземления встала проблема дальнейшей транспортировки 2,3 литров бензина, оставшихся в треснувшей канистре. Спасая ситуацию, мы с Валерой купили три огнетушителя плодово-выгодного вина, и причмокивая от удовольствия, но делая вид, что с отвращением, их выпили. Бугор перед маршрутом пить отказался. С потяжелевшей тарой и повеселевшими головами, загрузились в автобус и с пересадкой в Нальчике добрались до Верхней Балкарии. Там нас встретили два одиночества. Один под хорошей мухой и очень агрессивный, второй оказался ещё хуже. На вопрос как попасть на Чегет-Джорнийский перевал, он подробно объяснил ложный путь, в чём на следующий день мы и убедились. Блуданул нас так, как поляков на Смоленщине, Сусанин хренов. Видать из дальних его отпрысков.

Весь следующий день прошёл в поисках упомянутого перевала. Когда вылезли на гребень и поняли, что перевалом здесь и не пахнет, стали траверсировать отроги вершины Соух-ауз-кая.

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Казалось, им не будет конца, но, тем не менее он наступил, как раз, когда сел туман.

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

На перевале перекурили и, не найдя тура, ринулись рубить траншею на другую сторону. Первым пахал один из участников соседней группы. Когда склон под ним в двух местах треснул на опознание был вызван наш Бугор – Лёня. Он с умным видом поковырялся ледорубом в снегу, и вынес вердикт: доска, сматываемся обратно. Это сейчас я знаю про глубинную изморозь, а тогда подумал, что Бугор просто выпендривается. Но была команда, и на перевал взлетели быстрее, чем спускались. Шёл дождь со снегом и на спуске по травянистым склонам ноги разъезжались в стороны и заплетались бантиком. Невольно сравнишь корову на льду с туристом на мокрой траве. Наконец, на 14-ый час хождения по мукам, спустились к ферме – домику из камней, которые держались на честном слове и на одной сопле. Решили, что чёрт с ними со стенами – главное, что крыша над головой, и повалились спать.

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Умотанные накануне, решили сделать днёвку. Да и погода дрянь. Мы с Валеркой полезли на Соух-ауз-каю. Решили, что если третьей категории маршрут не найдём, то сделаем три единички. По-моему, равноценно. После нескольких часов блуда в тумане вылез на какой-то отрог и начал спускаться, но нарвавшись на отрицательную сыпуху, мухой вылетел обратно к кошу. Вскоре к нам пришёл пастух и начал выклянчивать кошки. Здравым увещеваниям, что они нам нужнее, он не внемлил, и ушёл расстроенный. Но видать сглазил. Вскоре в соседней группе один за другим начали взрываться примуса. Их конечно гасили, остужали, перебирали, но канитель эта продолжалась. В результате сожгли много бензина. Завтра, если не будет погоды, предстояла экспедиция в Верхнюю Балкарию за топливом.

Так и случилось. С утра снег и туман. Побрели с двумя парнями из соседней группы в посёлок и нарвались там на балкарское гостеприимство. Но, соблюдая спортивный режим, от чачи отказались, а пивком побаловались. Вечером начались рассказы-страшилки и затянулись до полуночи. Скорее бы на маршрут - сатанеем от безделья.

Утром наш Бугор послюнявил палец, высунул его из коша и изрёк: «Погода есть, собираемся!» Он не ошибся. Ясно, солнечно и ни ветерка. По дороге встретили группу туристов с альпенштоками и вёдрами, заполненными картошкой. Хорошо, что не с пустыми! Они шли на Гезе-вцек. Пожелав им доброго пути, продолжили мытарства под палящим солнцем. Вслед за ними встретили двух безмятежно пасущихся завтраков туриста.

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Кроме жары меня ещё донимала отрыжка бензиновыми парами от съеденного утром масла, которое сердобольный завхоз положил рядом с сочащейся канистрой. Видно и вторая старушка отдавала концы. Решили долго не ходить, выбрали подходящее место, поставили палатки и начали праздновать масленицу, угощаясь блинами с повидлом и компотом.

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Следующий день выдался таким же прекрасным. Рододендроны, жара и жажда. Воду из ручьёв пьём через кембрик, чтобы губы не превратились в кусок кровоточащего мяса.

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Вышли на снег. Солнце стало поджаривать не по-детски.

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

В воздухе запахло тепловыми ударами, но мы их обманули – вышли на место ночёвки раньше, чем нас накроет. Это ровное плато под перевалом Дополнительный (на фото снизу).

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Сфотографировались нашей троицей: Валера, Бугор и я.

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Я сделал пометки в дневнике

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Просмотрели начало нашего завтрашнего подъёма к перевалу Коштан

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

И улеглись спать поверх спальника пока греет солнышко

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Когда солнце село стало не на шутку холодно, а мне, как назло предстояло дежурить. Напялил на себя всё, что мог, и вылез из палатки готовить ужин. Смело схватился за примуса, наивно полагая, что они также быстро разожгутся, как и внизу. Но как я ни старался, ничего не получалось. Будучи ортодоксально упёртым, я вновь и вновь продолжал попытки. Минут через сорок мытарств мой энтузиазм стал угасать. Мат, смешанный с запахом бензина, никак не стимулировал их работу. В мозгу, как муха об стекло, навязчиво билась одна и та же рифма:

Горит звезда в лучах заката, дежурный бдит, и эхо мата…

Наблюдая за моими родовыми схватками с примусами, из палатки вылез Бугор. Поинтересовавшись не появились ли у меня на свет примусята, моментально их разжёг. Поели и легли спать. Меня, по традиции, как самого худосочного и мерзлявого засунули в середину.

Ночью сильно поддувало снизу сквозь щели в коврике. Похоже я застудил себе колено, как в феврале на Кольском. Но с утра нога сгибалась, и это успокаивало – авось обойдётся. Позавтракали, собрались и потопали. Снег за ночь смёрзся, но не глубоко. Сверху был наст, который местами проваливался даже под моим комариным весом. Тяжелее всего было Бугру соседней группы – Володе. Он, как танк рыл траншею. Зато девчонки порхали по поверхности, яко по суху. Мученья закончились только в цирке под перевалом, но начались новые. Видно завтрак пошёл не в масть и у многих в животе началась революция. Попросту говоря на них напал зверь – дрысь. Но поскольку местность не позволяла играть в прятки, стали играть в негляделки, тут и там нарушая девственную чистоту высокогорного снега.

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Когда последний завтрак пошёл прогуляться на свежем воздухе, двинулись одолевать перевальный взлёт. Вначале сносно, но последняя сотня метров заставила потрудиться. Местами даже ступени пришлось бить. Мне показалось что склон крутизной не меньше 70 градусов, но вспомнив правило, которому меня научили в клубе: раздели пополам и прибавь 2 градуса, определил реальный угол. По пути умудрился здорово приложиться всё той же отмороженной коленкой, и стал опасаться перспективы моего спуска.

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Перевал встретил нас неласково, но всё же его одолели, и теперь только вниз, вниз, вниз.

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Попытку найти тур лучше всего комментирует строка из песни: «Мы ж не халтурили, искали туры мы, но ничего под снегом не нашли…» Потеряв терпение, начали бить траншею вниз. Вскоре почувствовали, что склон решил отправиться вместе с нами, и пожелание наших друзей о попутных лавинах сбудется. Нет, мне, конечно, интересно было прокатиться на лавине, ведь кроме велосипеда и лодки я ничего не пробовал, но одна мысль, что под одеждой должен образоваться сугроб, повергала в ужас. Бррр! Наш Бугор дал команду идти по одному вдоль скал с интервалом 100 метров, а остальным сидеть и ждать.

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Все как мышки просочились на безопасное место, а когда одна из девчушек, шедшая предпоследней, была под скалой, оттуда полетели камни. Тут же раздался хор орущих мужских голосов и визг женских, а капелла (без аккомпанемента). Один из камней весом примерно в полпуда остановился в 3-х метрах от неё. Она покрутила головой и отправилась дальше. Подойдя к нам, поинтересовалась, что мы так орём, ведь она же не глухая. Чтобы не нервировать её, мы молчали, как рыбы об лёд, а она подходила к каждому и выспрашивала, что случилось? Дальнейший спуск плавно перерос в бегство, а на более пологом участке превратился в вакханалию, когда все спускались жопслеем.

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

До конечной морены ледника Уллу-ауз дошли, когда снег раскис окончательно и моя коленка тоже. Сустав скрипел как несмазанный шарнир и плохо гнулся.

Первая горная единичка в 1974-ом (Горный туризм)

Тропили вниз по развилку. Немного пройдя, сделали горячий перекус. В суставе смазка окончательно кончилась, и пришлось туго перемотать его эластичным бинтом, после чего нога перестала сгибаться, а походка стала напоминать поступь беременной утки. Вся группа ускакала вперёд, а я, как одинокий странник брёл по этой горной долине, проклиная всё на свете: снег, коленку, медленно тянущиеся километры пути и вообще, что я пошёл в этот поход. В голове свербила мысль о том, что, если доберусь до Москвы, куплю ящик шампанского и буду пить, пить и пить, а эти горы в телевизоре смотреть… Главное было дойти до фермы, где было назначено место встречи. Уже в сумерках я ввалился внутрь и рухнул на спальники, постеленные на полиэтилене, прикрывавшем овечье говно. Было тепло и сухо. В воздухе витал приятный аромат баранины и навоза. Сердобольные девчушки стали отпаивать меня чаем. Сколько они влили в меня кружек, не помню, но постарались на славу. Вслед за этим сон сковал меня своими мягкими лапами.

Утром я проснулся поздно. Почему-то было темно, хотя повсюду слышались голоса. С трудом проковырял пальцами две дырочки для глаз. Впору было крикнуть как Вию: Упыри и Вурдалаки, поднимите мне веки. Мне поднесли зеркало – первое впечатление, что вчера я провёл 16-ти раундовый профессиональный бой и не в качестве лидера, зато чукчи меня бы приняли за своего. Рожу лица раздуло, как футбольный мяч. Интересно, сколько же я вчера выпил чая? Наверное, когда заснул, через воронку вливали.

Народ не спеша собирал рюкзаки. Сегодня должны пойти в альплагерь Безенги. На моё счастье колено начало сгибаться и пошёл дождь, что затормозило выход до обеда. Но потом всё равно пришлось идти и всё равно под дождём. Кое как доковылял до лагеря. Стали его осматривать. Многие корпуса были не заперты. Скорее всего, опасались, что своруют замки. Я наткнулся на открытый сарай, который в сезон, наверное, служил складом для всякого барахла. Войдя внутрь, увидел дверь в чулан, похожую на старую лифтовую с сеткой в верхней половине. Она была закрыта на амбарный замок и висела табличка «ЛИФТ НЕ РАБОТАЕТ». По достоинству оценил экономность альпинистов: зачем не в сезон лифт включать в одноэтажном строении? Выбрав наиболее просторное помещение улеглись спать под крышей.

Следующий день не принёс радости: туман и дождь. Идти в радиалку не имело смысла – видимость метров десять. Медленно и печально собрались и так же медленно и печально отправились в путь. В селе Безенги договорились с водителями самосвалов, перевозивших уголь и уехали вниз. Когда вылезли в каком-то более менее цивилизованном посёлке, то выглядели как внебрачные потомки африканских участников Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 57 года не пользовавшихся презервативами и настрогавших за две недели пребывания очень много руссоафриканцев. Пришлось умываться в реке, чтобы не пугать местных жителей. Оттуда уехали на автобусе, и с пересадкой в Нальчике добрались до аэропорта Минвод. Билетов, естественно не было, и пришлось ночевать вместе с такими же шаромыжниками, как и мы. Утром творилось что-то несусветное. Бугор чудом достал два билета на самолёт, и взял себе в компанию одну из девчушек, которая очень торопилась в цирюльню, а мы полураздетые помчались на ж.д. вокзал, в надежде хоть как-нибудь уехать. Нам повезло с билетами – через час мы уже тряслись в поезде, но с попутчиками - нет. Ну как им объяснить, что мы неделю болтались чёрти где, а вчера в бане был санитарный день? Переживём – впереди Москва.

Ящик шампанского покупать не стал. Решил начать с пары бутылок. После второй понял, что жизнь то налаживается. Это меня и сгубило – выпил бы ящик и выполнил бы зарок. А так в июле опять попёрся в горный поход, и потом только горы, горы и горы... Жил бы себе мирно, ковырялся бы в носу и в грядках, так нет же – нашёл на свою @опу приключений.

124


Комментарии:
9

Никита, Ваш слог и юмор - это вещь в себе, и вещь клёвая!
Во время чтения о Ваших похождениях даже чай забываю прихлёбывать))
А упоминание о Безенгах укоряет совесть: надо уже и свой опус написать о собственных безенгийских прогулках всего полмесяца назад.


7

Сегодняшнее утро состоялось замечательным! Образно, сочно и вкусно. Спасибо, Никита!


10

Как всегда объемно. Почти кино 4D+ с запахом бензина))) Сопереживал аж до ностальгически вдруг разнывшегося колена и много улыбался. Спасибо, Никита!


11

Как всегда, ВЫЗЗЗШЕ! Вот тренировались раньше к "единичкам"! Я и перед 4 к.с. никогда не бегал и друг на друге не ездил ;)) А майский маршрут с началом в В.Балкарии и через пер. Соухауз с дальнейшим траверсом гребня я водил лет 8-9 назад. И тоже в кошмарную погоду первые 3 дня шли. Но днёвок я не делал, так и ломились в тумане под снегопадами с дождём ;).

Про разлитый бензин в самолёте - это шедеврально! :)) Вот, что значит были другие времена...

Я свой первый спальник тоже из старого ватного одеяла сшил, сложив пополам, но без замка.

А перевал Коштан тогда был 1А? Или, если это была "единичка", то с элементами 2 к.с.?

Никита, говорю совершенно серьёзно, тебе книгу-сборник своих рассказов надо выпустить, будет весьма популярна у местного сообщества!


1

Перевал Коштан тогда был 1Б.


7

Спасибо Никита, повеселил... -:)))

Про бензин в походе, много историй можно рассказать...


16

Да, и это наше поколение —

Рудиментом в нынешних мирах,

Словно полужёсткие крепления

Или радиолы во дворах...


11

Замечательно! И свое навеяло. Так ведь все и было. И кошки в прокате и бензин, которым все прованивалось. "Бензовоза" ставили позади. А если прикинуть, что запрет на курение в самолетах ввели значительно позднее (курили в туалетах) то полет вообще экстремальный. Польские палатки были гораздо "веселее" наших по исполнению. Но страшно тяжелые. Трехместка, помню, килограмм 6 весила, как не больше. Самая большая палатка на снимках- это она? А физию разбомбило не от воды - от снега. Обычно по весне с масками ходили и все равно в итоге на китайцев становились похожи. Эх, епть, душевно как. Спасибо, от души.


1

Моя палатка трёхместная та, из которой торчат три рожи. Весила 4 кг. А физию разбомбило именно от воды. Накануне того дня, когда разнесло было достаточно пасмурно, да и рожа была уже загорелая.


0

А что за огромная палатка на фото 11 справа?



3

>А физию разбомбило не от воды - от снега

Во времена оны в лыжной единичке наш коллектив в стремлении утолить жажду присосался на озере к рыбацким лункам. Губы разнесло у всех. Дело происходило на границе Ленобласти и Карелии в марте, с солнцем и ультрафиолетом было так себе.


7

Душевно!

Кстати, для котлов использовали банки из под томата и сгущенки.


2

В моём окружении такие банки использовались как чайные котлы. А для еды покупалась алюминиевая кастрюля в хозяйственном.


2

Спасибо, что напомнили! У нас тоже была такая банка для чая, кажется из-под томатной пасты.


5

Браво Никита! Умер со смеху! Пиши чаще!


2

Моя палатка трёхместная та, из которой торчат три рожи. Весила 4 кг. А физию разбомбило именно от воды. Накануне того дня, когда разнесло было достаточно пасмурно, да и рожа была уже загорелая.


5

Суров ты был
Ты в молодые годы
...
(с)
ну и так далее


5

Я в первом своем походе в 1987,единичке,был бензовозом....Но не бросил туризм :)


5

Никита, спасибо!

Как всегда смачно. Как кино посмотрел.

Я тоже ходил бензоаозом. Пластмассовые канистры всегда воняли, даже целые из-под пробки. К ним давали только железо и тушонку . Один раз таскал мелаллическую канистру- она не пахла.

Сухарики с бензиновым амбре были очент часто.


5

Очень забавные ощущения, когда в 10-литровой канистре остаётся литр бензина.

Но, помнится, печальный опыт быстро отучил от пластиковой тары, и таки носили бензин в алюминиевой десятилитровке. И с ней проблем не было.


5

Спасибо за хороший рассказ. Действительно, тот самый запах бензина ощущается.

>Тяжёлые котлы из нержавейки решили не брать, а обойтись парой банок из-под атлантической селёдки.

Для понимания реалий времени: что помешало пойти в хозмаг и купить ляминявую кастрюлю? Почему именно селёдка?

В какой-то временной промежуток в моём туристском окружении были популярны миски из селёдочных банок. Видел даже вариант, когда у всех участников были одинаковые миски из банок, которые считались групповым снаряжением.


5

Никита, про опухшие морды лица, масса воспоминаний...

Когда с Музжджилги спустились, каждый минимум по паре чайников выдул, но Боря знал средство...оротат калия и дисциплина выхода на улицу для отлива... -:)))

Про бензин в рюкзаке и его коварность всегда знал, с первых ПВД, но на первом высотном восхождении на К.Маркса, решил совершить подвиг и понес бензин...на спуске уже все никак не мог понять почему тошнота все не проходит...а солнышко стало припекать , и не выдержав выбросил в снег канистру с остатками...


6

У нас был умелец, он запаивал бензин в банки , и не было проблем ни в самолете, ни на восхождении.


7

Вот вкратце моя история этого «изобретения». В 1982 г. я даже послал сообщение в популярный журнал «Турист».

В нём была описана технология изготовления ёмкостей спаиванием горловин консервных банок одинакового диаметра и перечислены преимущества этого способа упаковки жидкого топлива, среди которых были возможность подобрать любую величину ёмкости для разового расхода, удобство хранения и транспортировки, полное отсутствие запаха, а также простота утилизации использованной тары.

Спустя некоторое время получил ответ, подписанный консультантом ТТТ (Техническое творчество туриста) Мастером спорта СССР Петром Лукояновым (Светлая ему память!).

"…Ваше предложение – ёмкости для транспортировки бензина мы получили.

Чего греха таить: туристы ухитряются доставлять бензин к начальным пунктам маршрута, используя всякие способы. И Ваш – может быть, один из лучших. Но делают это они, идя заведомо на нарушение установленных положений.

Исходя из этих соображений, мы воздержимся от публикации Вашего материала, чтобы не давать официального прецедента (а публикацию в журнале истолкуют именно так) нарушения установленных законов перевозки взрывоопасных и легковоспламеняющихся материалов…"

Вот так! Безопасность в ТС допрежь всего! Грело душу только признание этого способа, как одного из лучших по тем временам, хотя и крамольным.


7

Я тоже запаивал. Всё без проблем было до того момента, когда (не помню уже на какой ночёвке, и какой высоте...) понадобилось вскрыть банку. Молодой был и уверенный в себе, шопипец ))) Короче говоря, умылся и слегка постирался бензинчиком )))
А всё просто, запаивалась банка на "нуле" над уровнем моря, а вскрывалась уже гораздо повыше, и законы физики оказывается иногда работают.

В общем, отказались от применения этого метода.


5

Надо было оставлять воздушную подушку, чуток не доливая бензин до самого верха...



5

Ну да, согласен :) ... и ещё курс молодого бойца (читай ТБ) со всеми возможными "примусатыми бензовозами" проводить...

В общем, рисковать и вторую партию банок запаивать не стали.
Да и хлопотное это дело, банки из под сгущёнки отмывать .. а их ещё и предварительно вскрывать надо правильно.


7

Не знаю, мы лет 20 ходили с запаянными банками, с 1978 г. Никогда проблем не было. Надо просто головой думать. Первый раз да - паяли с опаской, а потом без проблем. Запаивали обычно на месте, брали с собой капельницу и паяльник. Использовали банки 800 мл, из под сока, в банке делалось 2 небольших отверстия, сок выпивался, банка промывалась и высушивалась. С собой в самолете в банках везли только запаянный спирт. Бензин покупали на месте, заливали в толстый мешок из полиэтилена и с помощью капельницы разливали по банкам. Брали с собой паяльник и запаивали на месте (отверстия в банках были залужены заранее, дома). Помню в Вань-Ване электричество было от движка и паяльник не нагревался нормально - подогревали его на примусе. Естественно небольшая прослойка воздуха в банке оставалась, сверху. При вскрытии, аккуратно шилом протыкали, выброс был небольшой, ожидаемый и контролируемый. Из канистр с собой брали только одну расходную, самодельную, на 1 литр. Она была из нержавейки 0,5 мм, легкая, с пробкой на фторопласте. Никогда не пахла и не текла. В нее сливали остатки из примусов после готовки. Поэтому походах "керосинщик" нес только примуса (от них все же попахивало), а банки с бензином раздавались всем пор рюкзакам. Закончилось это когда появились пластиковые бутылки..., а потом перешли на газ.


11

Да, ПЭТ-бутылки произвели в некотором роде революцию. Наиболее прочными считались из-под напитка "Спрайт", знаете, зелёные такие, с пупырышками на поверхности. Вот именно с ними произошла следующая история.

В начале мая обильный снегопад остановил нас в верховьях Аксаута. Стали готовить ужин. Он был уже почти готов, когда под котелком погас один из двух примусов, бывших на вооружении. Товарищ достал бутылку из зелёного пластика и залил её содержимое в бачок. После разогрева примус издал громкое "Пых" и отказался гореть. Ага, плохо нагрели! Ещё кусочек сухого спирта накалил форсунку, но язычок пламени на спичке сразу погас после второго пыха! Саня снова вытащил "Огонёк", слил содержимое обратно в бутылку и разобрал его. Прочистил бензопровод, собрал всё в обратном порядке. Заправил, разогрел, поджёг, опять: - "Пых!"

Между тем второй примус доварил суп, ремонт временно прекратили. После ужина при свете фонаря опять занялись горелкой. Повторили всё предыдущие операции и, для верности, Саня ртом продул трубочку бензопровода. Через пару минут из тамбура донёсся его негодующий возглас: – "Что за чёрт!" Примус по-прежнему не работал! Уже было поздно, легли спать.

Утром, проснувшись первым, я сам занялся злополучным примусом. Всё сделал, как требовала немудрёная инструкция завода - изготовителя. Саня, высунув голову из палатки и увидев, как я пытался реанимировать "чудо техники", отнял "Огонёк" со словами: - "Ты его неправильно собрал!" "Будто можно было собрать по-другому!" – мелькнуло у меня, когда после четвёртой кряду переборки примус продолжал бастовать.

"Где ты такой хороший на букву "Х" бензин нашёл?" - спросил я друга в сердцах, памятуя, что именно он покупал топливо. "Бензин?" - протянул Саня, "Так мы его уже два литра сожгли!" и тут он задумался. Потом пошарил в своем рюкзаке и извлёк ещё одну зелёную бутылку, точь в точь такую же, из которой заправляли примус. Быстрым движением скрутив пробку, поднёс горлышко бутылки к носу, потом сунул её мне. Пока я вникал в суть происходящего, он уже принюхивался к первому "сосуду". Момент истины наступил! То, чем мы неоднократно поили горелку, оказалось "брынцаловкой" - настойкой боярышника на спирту! Ну, не горела она и всё тут!

На заснеженной поляне в сосновом лесу стояли два туриста, далеко уже не чайники в своём деле, а у их ног гудел суперчистый "Огонёк", заправленный тем, чем было положено! Бутылёк с отработанной "брынцаловкой" тоже был тут. Пахнул он, конечно, боярышником, но изрядно источал и аромат бензина. Пить эту настойку почему-то не тянуло...


3

MGV, как у вас всё это грамотно и методично было поставленно. Уважуха!

Расходную канистру из нержавейки ??? Афигеть! Однако, красиво жить не запретишь © ;)

А у нас было, даже автоклав на маршруте взрывался, парни после спуска с горы описывали в лицах эту историю и незабываемое зрелище - камин в лучах восходящего солнца, удельный вермишелью ))) К слову, все остались невредимыми. Вот только исполнитель часто потом сокрушался... Рассказывая про этот, поистине, "лаки страйк" собственного приготовления )))

... А ещё, ПЭТ-полторашки выполняли на Горе очень важную и нужную функцию многоразового, персонального ночного горшка))) Весьма, кстати, актуальное "изобретение" ;)



3

Миша, ты так хорошо помнишь тонкости этого процесса, наверно потому, что часто в походах отвечал за "костровое хозяйство" - примуса и бензин )) . А мы только помогали (в том числе наливали капельницей бензин) и не могли сразу выпить такое количество сока !


6

Сгущёнка - да, но её лучше не мыть, а вылизывать! С улыбкой...


3

С тех пор и до сих пор "её проклятую.."(с) терпеть не могу ;) )))


4

В своё время жестянщики сделали емкость из 0,5 оцинковки точно по карману "абалакова", резьбовая пробка с фторопластовой прокладкой. В пробке расточка и боковое отверстие для стравливания давления. Заправлял на родном заводе "калошей". После похода на основание карманов пришлось ставить кожаные заплатки. Самолётом не летали -всё близко.


7

Мы тоже делали 3х литровые ёмкости точно по боковым карманам абалака, только из титана. И да, чтобы они на высоте не "стреляли"- просто не надо их заливать "под крышку"...клапанов не нужно. Бензин использовали Б-70(авиационный), без цвета и запаха. Никогда не подводил...


6

**...без цвета и запаха..**

Вспомнилась старая байка ... В маршрутной накладной груз указан как - сжатый воздух в прозрачной упаковке, вес 10 тонн ® ;))


4

Тру фляжки делались из нержавейки, но под калошу их конечно же никто никогда не использовал ;)


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru