Ride The Planet: Горный Алтай. Каякер Сергей Ильин об истории покорения реки Башкаус
Сергей Ильин – один из сильнейших российских каякеров, каяк-гид, постоянный участник экспедиций и съемок проекта RideThePlanet – рассказывает о том, почему река Башкаус занимает особенное место в сердце водников.
Масштабные Алтайские горы растянулись на 750 тысяч квадратных километров через территории четырёх государств – России, Казахстана, Монголии и Китая и это в четыре раза больше Альп. Российская часть достаточно хорошо изучена и популярна у активных путешественников всех сортов: альпинистов, велосипедистов, джиперов, парапланеристов, спелеологов и каякеров. Южная Сибирь – магическое место, но районов с развитой туристической инфраструктурой здесь не так много.
Как только вы съезжаете чуть глубже в горы с Чуйского Тракта – главной автомагистрали, ведущей из Сибири в Монголию, вы попадаете в абсолютно необжитые места – в царство бесконечных хвойных лесов, альпийских лугов, горных хребтов и рек с большой водой.
Алтай всегда был особенным местом для советских туристов-водников, которые и стали во многом прародителями современного российского каяк-комьюнити.
История покорения рек Алтая началась еще в 50-х годах. Первые водные походы по большим рекам совершались на плотах, управляемых двумя длинными гребями и у каждого такого «весла» стояло от двух до четырех человек. Позже стали использовать не совсем пригодные для сплава по бурной воде спасательные лодки для самолетов, их дорабатывали своими руками. Появлялись идеи и тестировались все новые конструкции.
Позже появились катамараны, которые по сей день являются самым популярным средством сплава по бурной воде в России. Из года в год снаряжение совершенствовалось, а вместе с этим накапливался опыт. В разных городах создавались клубы водного туризма, у команд поднимался уровень техники, походы становились сложнее и сложнее, ежегодно открывались новые регионы и реки.
К началу 70-х сформировалась первая и по сей день самая значимая легенда советского водного туризма – алтайская река Башкаус. Прохождение Башкауса стало одной из главных целей для водников, способом оценить силу своего духа и мастерства. Высоченные горы, вертикальные стенки каньонов Башкауса, тишина и абсолютно дикая природа – здесь как нигде более раскрывается магия Алтая. Первая попытка прохождения реки была совершена в 1970 году и каждый последующий сезон совершались новые попытки прохождения 80-километрового каньона. Многим группам приходилось выбираться из ущелья после поломки или утраты снаряжения. На пеший выход уходило не меньше недели.
В 1977 году группа во главе с легендарным сплавщиком Игорем Базилевским полная решимости впервые совершить полное прохождение реки Башкаус (которое было совершено только через 16 лет в 1993 году) начала свой путь. Мечте Игоря и его команды не суждено было сбыться. Во второй ступени порога «Ключевой» произошла авария, ставшая трагедией. Плот перевернулся в заходном сливе. Все участники сплава кроме Игоря вплавь добрались до берега и выжили, а он уплыл вперёд, держась за судно. С тех пор Игоря никто не видел.
Спустя четыре года был организован поход с целью установки в каньоне мемориала памяти, и известная на весь мир «Книга Легенд» начала свою историю. Первую запись сделали друзья Игоря: «Сегодня, с пронзительной ясностью вспоминая те минуты, мы еще раз задаем себе вопрос: Почему он не бросил плот? Наверное, потому, что был уверен: нет таких сил, которые оказались бы сильнее его! И поэтому сегодня, в дни похода, посвященного его памяти, он с нами». Традиция записей в книгу жива по сей день – каждый кто плывет Башкаус с гордостью записывает в нее своё имя и переживания. Когда начинающие катамаранщики узнают о первой реке высшей категории сложности – это всегда Башкаус.
У каякеров ситуация иная. Прохождение этой реки уже не является топ-миссией. В 2014 году американская команда «Тим Бир» впервые прошла весь каньон Башкауса за один день, без ночевки. После чего и российские каякеры начали проходить реку за один день.
Развитие снаряжения и техники каякинга снижает спортивную значимость прохождения Башкауса, но историю реки помнят все каякеры страны. Помнят и гордятся отважными предками, идущими к своей мечте. Многие годы только герои были способны на прохождение реки Башкаус.
Для меня лично история Башкауса началась задолго до моего рождения. Мои родители были водными туристами. Они много путешествовали. Отец совершил ряд первопрохождений на катамаране и на двухместной байдарке на Кавказе и в Центральной Азии. Но проехать Башкаус ему так и не удалось. Поэтому с момента как я первый раз сел в каяк я знал, что обязательно сделаю это. Впишу нашу фамилию в «Книгу Легенд».
Я хорошо помню этот момент, когда книга в первый раз была в моих руках – все слова, которые были сто раз подготовлены для записи потерялись. Я находился в магическом месте и не знал что написать, в этом уже не было такой важности. Я был счастлив. За годы каяк-экспедиций я поплавал по множеству сложных и красивых рек, побывал в удивительных местах на планете. Очень признателен своим родителям за мечту, которую они мне подарили, за мир белой воды, который открыли.
Партнеры проекта RideThePlanet: автомобили SUBARU, энергетический напиток GORILLA, облачный интегратор КРОК, фото и видеотехника Panasonic, экшн-камеры GoPro, телеканал «МАТЧ! Страна», социальная сеть Одноклассники, журналы «Аэроэкспресс» и «Полный Привод 4×4».
Информационные партнеры в интернете: экстремальный портал risk.ru, внедорожный журнал www.offroadclub.ru
Отлично! Кто подскажет сложность реки Андийское Койсу в Дагестане? Можно ли сравнить?
Как в анекдоте: статья о Башкаусе, а все сплавные фотки - с Чулышмана :-)
И фото Кату-Ярыка и озера перед ним. Казалось бы где Кату-Ярык и где Башкаус?
Выброска с Башкауса на машине только через Кату-Ярык и идет ...
Да не, понятно, что подходы-отходы важнее самого мероприятия, как же иначе-то?