Домбай-Ульген. Южная стена.

Пишет SARMATS, 23.06.2020 21:52

Хочу напомнить и показать маршруты Южных стен массива Домбай-Ульген.
Домбай-Ульген. Южная стена. (Альпинизм, пугачев, Загирняк.первопрохождение)
Когда-то давно мы с напарником (Загирняк Михаил) решили, что достойным завершением первопрохождения будет публикация в журнале. Ну, хоть гостям покажи, хоть внукам. Обратной стороной являлась временная задержка публикации в сетях.
А далее - дело сделано, рутина, дела давно минувших дней...да и вообще - не до того.
Один из таких отчётов увидел сетевой мир недавно.
И, хотя, район вершины Домбай не столь популярен, как Узункол, а логистика "выше, протяжённее и сложнее" в начале 2000-х там было совершено три первопрохождения.
К сожалению, ни у одной из команд нет фото общего массива Домбай Зап-Центр-Вост. с юга.

Переношу просьбу в начало рассказа: если у кого-то такое фото есть, просьба поделиться со мною и сообществом!
(Все фото это реставрированные плёночные сканы).

Если северные стены массива хорошо видны и с Русской поляны и с лыжных склонов, то о существовании южных видов большинство альпинистов лишь догадываются, ибо увидеть их можно, только пройдя перевал Домбай, или поднявшись на вершину Домбай Южный.
Между тем за период с 1948 г. (м-т Кузьмина на Вост. Домбай) и по настоящее время на южные стены пройдено 8 маршрутов (включая гребневой Нестерова с перевала) 5А категории.
Участвуя в первопрохождении м-та М. Загирняка (5Б) в 2000 г, я обратил внимание на остроконечный треугольный пик, стоящий чуть ближе к югу, в стороне относительно всего массива. Стена удивляла своей крутизной и протяжённостью. До 2006 г. она оставалась не пройденной.
Домбай-Ульген. Южная стена. (Альпинизм, пугачев, Загирняк.первопрохождение)
Домбай Западный 2006. Маршруты.

Мы совершили три попытки прохождения маршрута через этот пик.
Сначала я и Загирняк М.В. в 2001 подошли, под стену треугольного бастиона. Пройдя нижние простые скалы и две верёвки по стене, мы справедливо решили, что такое с наскока не делается, и, уйдя с маршрута и развернувшись, прошли маршрут Космачёва (5Б).

Вернулись в 2005 г. Всё было более, чем серьёзно. Нас было пятеро:
Пугачёв Сергей, Горловка, рук.
Волков Леонид, Харьков;
Ларионов Алексей, Харьков;
Загирняк Михаил, Луганск;
Графов Евгений, Львов.
Домбай-Ульген. Южная стена. (Альпинизм, пугачев, Загирняк.первопрохождение)
Домбай Западный 2006. Техническая нитка маршрута.

Вот как описал это Леонид Волков (фрагмент. ред):
Полная статья: БОЛЬШАЯ СТЕНА МАЛЕНЬКОГО ДОМБАЯ

«В конце июня 2005 мы обосновались на Домбайском перевале. Путь отсюда под стену занимал 15 минут. За несколько выходов на обработку мы детально изучили наш объект. Орография стены не совсем обычна – представьте остроконечный крутостенный пик (нечто вроде Гран Капуцин), слегка отстоящий от основного массива Домбая. Узкий седлообразный гребешок соединяет его вершину с главным гребнем чуть правее ЦДСА. (Прямо вниз на север от этого стыка идет спуск на «сасоровскую полку»). Крутые глубокие кулуары отделяют пик от основного массива – в левый выходит маршрут Космачева, по правому несется поток – водопад, вдоль которого прошел в 2000 г. Загирняк. Южная сторона пика обрезана как ножом – это и есть девственная центральная стена. На глаз я определил ее перепад метров в 600, но в действительности она оказалась гораздо протяжённее - от бергшрунда до вершины Зап. Домбая (поскольку ЦДСА всего лишь небольшое повышение гребня, не имеющее статуса вершины) немного более километра. Стена не обнадеживает глаз рельефом. Начинается она из карра, образованного «лапами» двух контрфорсов – космачевского и Загирняка. Лежащий в карре снежник, частично он обходится по бараньим лбам левой «лапы», затем 80 м. набирающего крутизну фирна подводят к скалам бастиона. Здесь удобная отправная точка штурма – нависающие сверху скальные карнизы гарантируют от шального камня. Кстати, несмотря на крутизну и расположенные выше целые пояса «живой» породы, стена практически не стреляет. Временами серии камней вылетают из устья правого кулуара, но угрозы для находящихся на маршруте не создают. Видимо, крутизной и объясняется безопасность – даже на зимнем фото вы не обнаружите на стене ни одного снежного пятна. Уже в начале июня она абсолютно сухая и нам приходится тащить запас воды. Крутизна и сложность трех первых веревок последовательно нарастает от 4 Б до 5 А-5 Б. Начиная с пункта R3 (конец третьей веревки) скалы бастиона вертикальны – висящая в любом месте веревка нигде не коснется стены. На протяжении 200 м.. глазу зацепиться не за что. Вверху громоздятся карнизы, выступающие монолитные блоки, которые почему-то стыкуются между собой без намека на расщелину или трещину в породе».
Стена треугольника. Подход.
Аж отталкивает...!

В тот раз тоже ничего не вышло. Порода оказалась слишком твёрдой: раскрошили два лицензионных Hilty (в ручном режиме, конечно) сломали ещё пару пробойников из строительного магазина. Но, особым шоком были расплющенные спиты. Вот на 20 мм их хватало, а потом – зубья сминались и всё… Я даже приспособился после пробоя ставить «плющенную» коронку, для экономии, но это не помогало!

Прекратив и эту попытку, мы перешли под маршрут Загирняка, сделав его второе прохождение.
Домбай-Ульген. Южная стена. (Альпинизм, пугачев, Загирняк.первопрохождение)
Домбай Зап. Треугольник, верхняя часть. Нитка 2006.

Пришли через год: 2006, нас стало меньше.

Пугачёв Сергей, руководитель;
Волков Леонид;
Зарянский Григорий.

Не без труда, маршрут мы сделали.
Ну, в целом фотографии с плёнок многое отражают.

Домбай-Ульген. Южная стена. (Альпинизм, пугачев, Загирняк.первопрохождение)
Домбай Зап. Треугольник, профиль.
(без нижнего подхода - будет честных 80)

Пройдя две трети стены и выйдя под очередное бесконечное нависание, мы по косой полке с подъёмом ушли влево, на правую часть «треугольника». Далее канту стены вышли на гребень и без проблем достигли вершины.
Домбай-Ульген. Южная стена. (Альпинизм, пугачев, Загирняк.первопрохождение)
Участки R8-9. Волков Л.Б.
Участки R9-10, Зарянский.
Участки R9-10, Зарянский, крупно.
Участки вид с R12.
Участки R20-21. Транспортировка баула.
Участки R20-21. Транспортировка баула, крупно.
Первая ночёвка R14.
(несмотря на этот полочный хаос - все ночевали раздельно, полулёжа)
Первая ночёвка R14, Леонид Волков.
Домбай-Ульген. Южная стена. (Альпинизм, пугачев, Загирняк.первопрохождение)
Первая ночёвка R14. Волков, Зарянский.
Участки. Ретро. Страница отчёта.

Особые напасти случились после выхода на вершину. Дело в том, что после подъёма на Зап. Домбай нужно вернуться назад по гребню и спуститься через пик ЦДСА. А мы попали в грозу перед подъёмом на пик и устроили ночёвку. Площадки не было. Я остался на гребешке один, чтобы, лёжа разместиться в палатке, а Гриша Зарянский и Лёня Волков спустились чуть ниже, чтобы укрыться от дождя и ветра.
Ну, мы так думали…

Я конечно, попадал в горах в грозу и не раз и без бахвальства скажу – это всегда страшно. Но, в этот раз было нечто особенное. Хорошо, что лежал завёрнутый в палатку в несколько слоёв и через надвинутую на глаза шапочку меня не так сильно слепили молнии, что заодно убаюкивало. Хорошо, что не поленился взять индивидуальный каремат, на котором и «спал», а то мог и не дожить до утра. В какой-то момент у@хнуло так, что я воспарил над лежбищем на пол метра, да так и остался "лежать" в воздухе вопреки законам тяготения, но, зато согласно кулоновским правилам отталкивания зарядов и взаимодействия электромагнитных полей. Вернули на место меня окрики друзей, обеспокоенных моим состоянием. Я с радостью понял, что они тоже живы.
В общем, ту ночь мы прежили, как сейчас понятно.

Уже на базе спасателей Гриша всё потирал спину и жаловался, что натёр рюкзаком поясницу. Лёня Волков, как врач, взглянул на это место и рассудительно сказал, что это не потёртость, а ожог!
Сидя на ночёвке он через все слои курток и штанов получил грозовой разряд, да такой, что прогорело и оплавилось синтетическое бельё в том месте, где он спиной прикасался к скале. Мы предложили ему торжественно повесить трусы над камином дома, в качестве охотничьего трофея.

Домбай-Ульген. Южная стена. (Альпинизм, пугачев, Загирняк.первопрохождение)
Бу-Ульген, вид с маршрута.

Зачем вся эта публикация – затем, что есть южная стена Домбай-Ульгенов, а по ним восемь давно не хоженых маршрутов.

А если кто-то с места нашей второй ночёвки пойдёт вверх, сделав таким образом директ «треугольника», я с сильно порадуюсь их успеху!

Источник: Пугачёв Сергей

Впечатляет!

Круто! Актуально!
Жалко, что у тебя тогда не было цифрового фотоаппарата!

Не так красиво как у автора, но глянул в свою"Книжку альпиниста": "Домбай Ульген З. по Южной стене" 5Б. 27.06.80. "Домбай Ульген З. по Южной стене пика ЦДСА 11.07.80. Очень красивые горы!

Я в то время плохо знал, что такое горы!

Полезная информация, отправляю в избранное!

Массив Домбая с юга это уже за границей РФ. Юра мне с юга из того что ходил нравится Космачева О. Десять веревок лазания по монолиту ну дальше по мульде и на горе. Мы за 10 часов до горы дошли.

Конечно, Космачёвский самый динамичный маршрут!

Славик, я не уверен где мы прошли. Точно только, что Южную стену. Никаких следов(крючья, петли и т.д. не попалось). В памяти остался грандиозный вид этой стены. Карнизики, небольшие нависания по которым тёрлись "советские" верёвки(других у нас тогда не было) так, что "перилить" было страшновато. И снаряжение тогда было тяжёлым. Что уже было, это вибрамы. И ещё запомнилось, что стена вся чистая, ни пятнышка снега. И свезло с погодой.

На Космачёвском и спустя много лет крючьев почти не было. А вот по стене на Зап. Домбай это только маршрут Хубиева (1975г.), но тяжело понять, где же он идёт. А ещё был Коротков (5Б), но он на Главный Домбай.

Юра мы ходили в 80-году в августе , там всего десять "наших" веревокдо мульды. На пятой помню был крюк с тросиком в проушине на него рюкзак повесил. А так чисто было. А зачем было что-то оставлять, все лезется. А по м-ту Хубиева, там же Галустова рядом идет и в двух местах пересекаются они. Описания как-то не совпадают начало есть средина нет, верх не очень, мы шли типа " идем, где идется". Не поверишь Короткову "прилепили" даже 6 а к.тр. (это в 90-х в ФАР сама), но он на 6 не тянет. Правда был разговор что они выходили на Г. Домбай по башне, а не через мульду на гребень. Но на нашем КСП такого описания не было.

За десять часов до горы это отлично! Мульду на ЦДСА мы шли не связываясь. А чё верёвками сыпуху скрести? Себе дороже. На маршрут ЦДСА вышли в час дня, отдав наблюдателям(шли в тройке) ледорубы и ботинки. В этот же день заночевали на спуске на Сосоровской полке. Разбудили наблюдателей около восьми утра следующего дня. Тогда мы только начинали ходить нормально(быстро), подвергаясь страшной критике старших товарищей. Помню прошёл с отделением разрядников(в хорошую погоду при идеальном состоянии маршрута) Птыш с Птышского перевала(3Б) за полтора часа. Так Болижевский меня чуть не "раздел".

А мы ночевали на бараньих лбах на повороте на Сасоровский, там все и оставили вышли в пять утра переночевали там же хотя можно было и домой валить. После мульды веревки тоже не терли. Меня пока не ушел на КСП эти бакланки " а чо так быстро, а чо так медленно" всегда бесили. Юра а вот назад с Птыша с участниками вряд ли быстрее чем за четыре часа сошли. Так или нет.