Рост некоторых опасностей в горах в связи с глобальным потеплением

Пишет Михаил Ситник, 14.06.2020 09:49

Рост некоторых опасностей в горах в связи с глобальным потеплением (Альпинизм, горы, горная школа Категория трудности, Алексей Ставницер, михаил ситник)
Взято тут

В последние десятилетия наблюдаются изменения климата в горах, вызванные глобальным потеплением. Ледники "худеют", быстро теряя не только длину, но и толщины-ширину. Снеговая линия (уровень, выше которого в горах круглогодично сохраняется снег, фирн или лед) из-за постепенного роста среднегодовых температур, летом поднимается все выше. Но и над снеговой линией, если склон тонкий, под воздействием ультрафиолета снег-фирн стаивают, образуя на склоне "проплешины".



Обнажаются скрытые ранее вмерзшие в лед камни. Оттаивая и теряя сцепление со склоном эти камни рождают камнепады, часто в местах, где они ранее не наблюдались.

Обычно высоко в горах ночью или в зоне создаваемой горами тени на северо-западных склонах раньше преобладали минусовые температуры, и оттаявшие на солнце камни опять примерзали к склону: вероятность камнепадов значительно снижалась. Поэтому камнепадоопасные места рекомендовалось проходить как минимум через пару часов после прихода тени на ранее освещенный солнцем склон, а лучше – ночью или рано утром. Теперь довольно часто температура ночью даже на значительных высотах выше ноля, таяние льда продолжается, и камнепады не прекращаются.

Из-за роста положительных температур, раскисший днем снег ночью часто не смерзается, как это было до потепления. Лавинная опасность ночью не уменьшается или уменьшается незначительно. Старые рекомендации проходить лавиноопасныне места ночью или рано утром перестают действовать.

На гребнях, по которым проложены простые гребневые маршруты 1Б-3Б к.с., тысячелетиями идет постепенное разрушение скал под воздействием колебаний температуры (дневных и сезонных) в результате неравномерного температурного расширения скальных пород на поверхности и в глубине гребня, расширения попавшей в трещины воды при замерзании, ветровой эрозии, тектонических подвижек, высвобождения скрытых в скале напряжений. Ранее зимою пространство между камнями на гребне (курумом) во время пурги заполнялось снегом. На солнце снег таял, ночью и в сильные морозы талая вода замерзала, лед сковывал курум. В течении осени, зимы и начала весны этот процесс повторялся многократно, надежно удерживая летом соединенные льдом друг с другом и со склоном камни на гребнях. За эти примерзшие камни страховались, на них крепили перила и спусковые веревки. За пару десятилетий глобального потепления лед вытаял и зимою не успевает восполняться, а лежащий на гребне обломочный материал стал очень неустойчив, камнепадоопасен. Любое нагружение таких уступов ведет к потере ими устойчивости, падению.

Лед при положительных температурах более пластичен, на висячих ледниках под собственным весом он растягивается, движется («течет» по склону вниз) быстрее, чем до глобального потепления. Опять же, ледник – твердое физическое тело, расширяющееся при повышении его температуры, ведущее к «удлинению» ледника. Что также приводит к ускорению его движения. Поэтому на языке висячего ледника (сбросе) чаще чем это было раньше происходят обвалы льда, падение серраков.

Выше снеговой линии снежно-ледовый склон слоистый: внизу лед, на нем фирн, на фирне снег. Обломки разрушающихся над склоном скал падают на снег, присыпаются свежим снегом, удерживаются на склоне. Теперь же они чаще вытаивают и по открывшемуся льду скользят вниз, вызывая камнепады.

Усиление таяния снега-льда в горах ведет к переполнению горных озер, прорыву их с образованием мощных селей.

2010 год был аномально теплым, ночью температуры были выше ноля. Только в Узунколе по указанным причинам погибло или было тяжело травмировано восемь человек (в их числе я: веерный камнепад на спуске с перевала Кичкинекол после восхождения). А на Северной стене Дыхтау погибли мои друзья - Володи: Альперин и Кривошеев, и больше года их тела не могли снять с маршрута из-за не прекращающихся камнепадов и ледовых обвалов.

Год на год не приходится: состояние маршрутов летом очень зависит от солнечной активности, погоды, а температура воздуха – от множества факторов вплоть до извержения вулканов. Но общая тенденция – комбинированные и снежно –ледовые маршруты становятся все опаснее. Особенно во второй половине лета.

Это лето синоптики также обещают быть аномально жарким. Поэтому обязательно необходимо принимать дополнительные меры безопасности:

1. Не доверяйте описаниям маршрутов, даже свежим. Важно знать актуальное состояние маршрута. Поэтому важна разведка и (или) наблюдение за маршрутом с последующей оценкой его состояния и уровня опасности. Не спешите сходить больше маршрутов: лучше меньше, но с меньшим риском.

2. Помните, что с набором высоты на каждые 100 м температура падает на 0,6-0,7 градуса. Если очаг камнепада или лавинообразования есть на высоте, например, 3500 м, а термометр при выходе на маршрут из лагеря на 2500 м в 5 утра показал +6 град, то можно легко посчитать, что на 3500 м в это время температура будет не менее 0 град, и в течении дня станет выше: камни или снег ночью не смерзнутся! Опасность не снизиться!

3. Особое значение приобретает планирование восхождения. Нельзя в опасное время оказаться в опасном месте. Тактический план должен быть продуманным и обоснованным, а отклонения от него допустимы лишь при выяснении новых, ранее не учтенных обстоятельств.

4. Во второй половине лета зачастую скальные маршруты безопаснее комбинированных или снежно-ледовых.

Берегите себя. Лучше отказаться от восхождения, чем в последствии очень сожалеть о нем.

85


Комментарии:
14
Абсолютно необходимые рекомендации. При выборе маршрутов надо проявлять максимальную осмотрительность.

-5
Ещё можно сюда добавить все большее количество народа, которые вбивают крючья, якоря и прочий металл, разрушая породу. Понятно, что их вклад в осыпание породы небольшой, но все же это разрушающие скалу методы.

11
Может я и неправ, лично не застал, но в Союзе людей в горах бывало побольше, нет? А крючья практиковались не меньше, если не больше, ввиду отсутствия новомодных френдов и т.п. Так что роль этого фактора, все таки, исчезающе мала, если вообще есть.

4
Несколько странно такое слышать на данном ресурсе... Не говоря уже о том, что разрушающее воздействие крючьев - это исчезающе малая величина.

1
Ольга, Ваши предложения? Соло без веревки, и не дай бог какой-нибудь камушек из по ноги выпадет? :))))

5
Не-е-е!!! Не конструктивно!!! Пусть каждый из горопроходимцев берет внизу камень (нет, мало! Четыре!!!) и несет вверх. И раскладывает на маршруте. Будет реставрация Горы! Так мы сохраним Горы. И - выдавать всем флажки с "отпечатком личности" Греты!!
А вообще - не пинайте меня шибко, просто терпежу не хватило...... Каюсь...

2
Господа: оставьте девушку в покое! Сказал человек то, что думает, будучи не совсем в теме - так сразу налетели коршуны, и клевать да минусы ставить! Но ведь сказала то по-доброму, из беспокойства.

9
Какие там крючья. Количество спортивных восхождений до обидного мало.

6
Год назад вот здесь: https://risk.ru/blog/216361 писал об изменении климата в горах, с примерами фотографий одних и тех же мест, сделанных в прошлом тысячелетии и в недавние годы.

6
В Советском Союзе и горы выше были и крючья толще!

1
Полезная заметка. Горы, как часть повреждённой планеты, страдают от ухудшения экологии. Хорошо бы каждому человеку озаботиться ответственностью за эти изменения. Что мы оставим последующим поколениям?
Спасибо, Михаил.

7
"Каждому человеку " никак не повлиять на глобальные процессы, хоть лоб расшиби в молитвах Гретте

1
Молитвы не помогут, хоть Грете, хоть Городницкому молись. А дела - шанс есть, хоть и небольшой.

3
Черт, опять что ли про реставрацию гор повторить? Или дважды повторенная шутка уже "не играет" ?

14
Кроме шуток. В 2004 ходили в горную 6ку на Памир, и с нами собрался Альфред из Северного Тироля, живет рядом с Иннсбруком. До похода с ним общался Мешков, как его давнишний знакомый. Сказал, что поход будет длинный, больше 30 дней, десяток сложных перевалов, на Корженеву и Коммунизма придется лезть с рюкзаками по 30 кил, ну и все такое. Сказал, что понадобится большой рюкзак, и велел тренироваться.

Альфред мне потом рассказал, как он это делал. Найти в Австрии настоящий рюкзак была проблема. Больше 70 л там вообще в продаже не было. Однако он с трудом отыскал в магазине и купил самый большой, что был - 80 л, причем этот рюкзак оказался фирмы БАСК.

Тренировку он придумал такую. Каждый день после работы (в выходные тоже) Альфред складывал в рюкзак 30 кг камней (этого добра в Тироле хватает) и затаскивал их пешком на вершину горы по соседству с его деревней. Тренироваться сбегать с горы с грузом Мешков ему не велел, поэтому Альфред выкладывал камни на вершине и возвращался с пустым рюкзаком.

Но через пару месяцев ежедневных тренировок Альфред обратил внимание, что изменения рельефа на вершине его любимой горы начали бросаться в глаза. Гора явно становилась выше. Что делать? Тогда Альфред придумал вместо камней заносить наверх воду и там ее выливать. Небольшой ледничок, накопившийся там за всю зиму тренировок, весной растаял. Грета тогда еще не родилась, так что вменить ему в вину эрозию горного рельефа вследствие смещенного круговорота воды было некому.

Через несколько лет, будучи в командировке, я заезжал в гости к Альфреду, и он показывал мне эту гору, куда он заносил камни, а позже воду. Нехилая гора, однако, крутенькая, и километра полтора будет от подножия.

Хотя вообще-то ощущение такое, как будто люди не понял, про что был пост. Он - не про экологию вовсе, пост этот, а про наш горный спорт, изначально!

Ведь регулярно приходится слышать от корифеев, которые раньше сильно ходили, но уж лет 20 как завязали с этим: "Да лажанулись они там... Да фигня все... Я сам ходил этот перевал, там все просто... Да утром по холодку по фирну забежали..." и тому подобное. А люди эти не видели, что там сейчас творится, и не могут поверить, что там уже все совсем иначе выглядит, и гораздо хуже, и вместо смерзшегося фирна какие-нибудь сераки, разломы торчат, и булыганы днем и ночью летают.

Пост про то, что надо не только слушать корифеев и читать написанные в прошлом тысячелетии фолианты, но и там, на месте, смотреть, где что и как можно делать, а куда и вовсе не стоит соваться. А то можно и до горы не добраться, еще на подходах где-нибудь застрять.

Экология экологией, а ходить придется в тех условиях, которые актуальны сейчас. И тот, кто внимательный, тот угадывает чаще.


-1
Пробовала крючья бить, скала осыпается, жутко стало. Поэтому я по большей части пешик. А вас потому и засыпает камнями и льдами, природа мстит.

9
Если бы было всё так просто...
Откуда вы, ангел? Как сюда попали, в мир неисправимых грешников? Мы ведь не только крючья бьем, но и уголь добываем, и реки поворачиваем, и электромагнитными волнами всё опутали...

3
Угу! И еще, еще: лапшой опутываем, клиент аж слух частично теряет....

4
Редакция... ну очень мне надо :)))
Уберите уже свои плюсы-минусы... Сделайте нам смайлики!!! :)))

1
Да. Конечно не помешал бы. Последний пост Ольги именно на него тянет.
Минусовать не за что. И плюс не поставишь. Хотя почему нет? :-)))

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru