«Глобальное потепление» и изменение климата в высокогорье в сравнении старых и современных фотоснимков

Пишет Георгий Сальников, 24.03.2019 18:29

«Глобальное потепление» и изменение климата в высокогорье в сравнении старых и современных фотоснимков (Горный туризм, потепление климата, таяние ледников, памир, безопасность)

Под катом наглядные примеры, как по-разному могут выглядеть одни и те же ледники или перевалы в горах пару десятков лет назад и сейчас - на моих же старых и недавних памирских фотографиях.



В последние лет десять ни для кого не новость, что климат стал довольно резко меняться, и модное словечко «глобальное потепление» у всех на слуху. В Сибири у нас пока что это «потепление» не очень-то заметно. Но вот в высокогорье последствия изменения климата из количественных уже переходят в качественные. Бывая в одних и тех же горных районах лет 20 назад и сейчас, можно даже поднять свои старые и современные фотографии одного и того же места и невооруженным глазом найти все 10 отличий...

Зимы, судя по всему, несмотря на «потепление», более мягкими не становятся. Скорее наоборот, они холоднее и ветренее, чем раньше. И такое впечатление, что времена года как бы запаздывают. Осень, зима, весна – более поздние и продолжительные.

А лето в горах стало очень жаркое. Не такое, как раньше. Например, на Памире на средних высотах (2000–3000 м) жара, как на равнине, так что в середине дня даже трудно передвигаться. Выше (3000–5000 м), конечно, не настолько жарко. Но намного более теплая погода приводит к интенсивному таянию снега и ледников. Причем, таяние не останавливается и ночью, так как даже по ночам на этих высотах теперь частенько бывает плюсовая температура. Из-за интенсивного снеготаяния поднимается уровень воды в реках, в долинах подмывает дороги, сносит мосты, создавая регулярные проблемы для местных жителей. В то же самое время наверху приходят в движение многие ледники. На склонах перевалов тает снег и лед, обнажая камнеопасные участки.

Выше 5000 м по ночам пока еще прохладно. Но если 20 лет назад можно было, стартовав с утра «по холодку», двигаться до 11–12 часов дня по смерзшемуся фирну, то теперь снег раскисает через полчаса-час после восхода солнца – уже в 7–8 утра!

Огромные памирские ледники (такие, как Федченко), по моим наблюдениям, на это систематическое изменение климата в высокогорье пока слабо или вообще не реагируют. Мелкие ледники (или мелкие притоки крупных) тают, отступают, иногда обнажая при этом «бараньи лбы», которые раньше были закрыты ледником. Крупные ледники, которых на Памире большинство, в процессе интенсивного таяния наступают, при этом, как правило, треща, ломаясь, образуя новые ледопады.

Вот, например, одно и то же место – Южная мульда ледника Федченко. Видно, что в 2018 г., по сравнению с фотографией 2005 г., снега намного меньше. Видны даже проплешины, где снег растаял до открытого льда, и это на высоте 5500 м! Вместе с тем, от снега обнажились многие скальные участки, и на некоторых склонах сильно увеличилось количество трещин и ледовых сбросов.

Верховья ледника Федченко в 2005 и в 2018 году
«Глобальное потепление» и изменение климата в высокогорье в сравнении старых и современных фотоснимков (Горный туризм, потепление климата, таяние ледников, памир, безопасность)

А вот подходы к ГМС в среднем течении ледника Федченко. Сам Федченко в этом месте по сравнению с 2008 годом не поменялся (ледник далеко внизу, ниже ригеля). Но путь к метеостанции теперь преграждает серьезный ледопад, перед которым большое поле трещин.

Подходы к ГМС «Ледник Федченко» в 2008 и в 2018 году
«Глобальное потепление» и изменение климата в высокогорье в сравнении старых и современных фотоснимков (Горный туризм, потепление климата, таяние ледников, памир, безопасность)

Ледник РГО (местное название Кашалаяк), ведущий к легендарному перевалу Кашалаяк (2А*), хоть и не был похож на Бродвей, однако всегда был достаточно легко проходим. Но в 2008 году перед перевалом Кашалаяк образовался новый мощный ледопад. Чтобы его распутать, приходится теперь тратить целых полдня, а то и больше.

Одно и то же место в верховьях ледника РГО под перевалом Кашалаяк в 1986 и в 2008 году
«Глобальное потепление» и изменение климата в высокогорье в сравнении старых и современных фотоснимков (Горный туризм, потепление климата, таяние ледников, памир, безопасность)

Аналогичным образом, в сторону ухудшения, изменились на Памире многие крупные и средние ледники. Из тех, по которым пришлось потоптаться мне лично: Малый Танымас, Шапак, Бырс, Фортамбек, Беляева, ледники Ракзоу.

Растаявший участок на повороте ледопада Беляева
«Глобальное потепление» и изменение климата в высокогорье в сравнении старых и современных фотоснимков (Горный туризм, потепление климата, таяние ледников, памир, безопасность)

Усложнился и другой перевал из долины Ванча на ледник Федченко – перевал Абдукагор (2А), всегда считавшийся самым технически простым путем захода на Федченко. Ледопад на крутом участке Абдукагора всегда обходился орографически возле правого борта, так же он обходится и сейчас. Но слегка трещинноватое снежное поле в верхней части ледника, за которое перевал и считался «простой двойкой-А», превратилось в новый полномасштабный ледопад. Прохождение этой ступени ледопада требует отточенной техники и трехмерного воображения, и тянет теперь как минимум на полноценную 2Б!

Верховья ледника Абдукагор перед одноименным перевалом в 1987 и в 2018 году
«Глобальное потепление» и изменение климата в высокогорье в сравнении старых и современных фотоснимков (Горный туризм, потепление климата, таяние ледников, памир, безопасность)

А вот такие изменения произошли в нижней части ледника, который стекает с перевала Шмидта (2А*) к леднику Красноармейский. В 2004 г. там был крутой, но ровный склон с достаточно мягким льдом, по которому удалось спуститься в связках. В 2008 г. там уже был труднопроходимый ледопад. В 2018 г. это место стало практически непроходимым, и наша группа была вынуждена использовать другой вариант спуска – в обход по скалам.

Нижняя часть ледника Шмидта: ровный склон в 2004 году, ледопад в 2018 году
«Глобальное потепление» и изменение климата в высокогорье в сравнении старых и современных фотоснимков (Горный туризм, потепление климата, таяние ледников, памир, безопасность)

А вот как изменился перевал Одесса (3А) в Язгулемском хребте. Маленький (по памирским меркам) ледничок Захарченко растаял так, что нижняя ступень перевального взлета, на которой в 2005 г. мы обошлись всего одной веревкой, стала гораздо более крутой и протяженной и потребовала навески целых восьми веревок перил. Кроме того, в непосредственной близости от пути подъема на перевал обнажилась большая скальная проплешина и сделала его камнеопасным.

Перевал Одесса (3А) и подъем группы на него в 2005 и в 2018 году
«Глобальное потепление» и изменение климата в высокогорье в сравнении старых и современных фотоснимков (Горный туризм, потепление климата, таяние ледников, памир, безопасность)

Все это, ладно, пока еще пустяки, цветочки. Так, относительно мелкие неудобства. На нашем старом студенческом сленге, «волосы». История возникновения понятия «волосы» запутанна, восстановить ее нелегко, но дать определение можно:

Волосы - материальный объект либо совокупность обстоятельств негативного характера, мешающая осуществлению чего-либо позитивного.

В отличие от волос, которые тормозят, мешают, портят настроение, но рано или поздно турист вырывается сквозь них на оперативный простор, задница куда менее безобидна. Во-первых, попадание в задницу может быть реально опасно. Во-вторых, в то время как волосы лишь пассивно преграждают дорогу, задница активна и изобретательна. Например, она способна подкрасться незаметно и накрыть, может притаиться на пути и подкараулить, а может даже заманить ничего не подозревающую жертву, используя присущую заднице эстетическую, или даже эротическую привлекательность.

Для волос главная характеристика, мера их труднопреодолимости - это густота. Задница же измеряется глубиной, причем вне зависимости от направления движения. Например, горный турист в процессе подъема на сложный перевал, набирая высоту, может в то же самое время все глубже и глубже погружаться - туда, в нее, родимую...


Наглядный пример такой задницы - перевал Бырс Восточный (3Б), Северо-Западный Памир. Здесь главную проблему всегда представлял постоянно меняющийся ледопад ледника Бырс. Перевальный же взлет, хотя и требовал навески 15-17 перильных веревок, считался вполне понятным и безопасным. В 2008 г. нижняя часть ледового перевального взлета Бырса Восточного уже частично растаяла и опасно простреливалась камнями. Но в 2016 г. (сам перевал не проходился, фотография сделана издали телеобъективом) черна от камнепадов уже половина взлета. Пройти перевал по этому пути, скорее всего, вообще уже невозможно. Теперь представь себе: спускаешься ты сверху, никого не трогаешь (из-за перегиба весь склон сверху не просматривается). И вдруг на полпути - такой сюрприз! Ни вниз нельзя - камнями поубивает, ни возвращаться - поздно, десяток веревок уже сдернули, ни на месте стоять - рикошеты достают. И че делать...?

Перевал Бырс Восточный (3Б) в 2004, 2008 и 2016 годах
«Глобальное потепление» и изменение климата в высокогорье в сравнении старых и современных фотоснимков (Горный туризм, потепление климата, таяние ледников, памир, безопасность)

Аналогичным образом изменился (в нижней части растаял и стал неприемлемо камнеопасным) перевал Ребро (3А). Мы его ходили в 2005, а позже наблюдали в 2018 году: нижние 2/3 склона черны от камнепадов, прохождение крайне опасно. Фотографии этого перевала, к сожалению, сделано не было.

Весьма поучительно, к какому результату могут привести изменения рельефа, с большой вероятностью также связанные с потеплением климата. Перевал Пулковский (1Б), хорошо известный еще с 30-х годов, через который постоянно ходили туристские группы в обоих направлениях, из-за колоссальной подвижки в 2016 году ледника Ванчдара стал непроходим совершенно (или, по крайней мере, тянет теперь на нормальную такую 3А). Спрашивается, и что же должна делать на этом «перевале» группа, которая готовилась к прохождению 1Б и не рассчитывала на встречу с препятствием такой сложности? А для квалифицированной группы подобный сюрприз, притом вообще никак не влияющий на оценку категории сложности заявленного маршрута, фактически может оказаться самым трудным препятствием во всем походе.

Ледник Ванчдара и перевал Пулковский (1Б) в 1986 и 2017 годах. «Спуск» с перевала, вернее, его отсутствие, в 2017 г. (вид с седловины)
«Глобальное потепление» и изменение климата в высокогорье в сравнении старых и современных фотоснимков (Горный туризм, потепление климата, таяние ледников, памир, безопасность)

Определенные климатические сдвиги отмечаются не только на Памире, но и в других горных районах. Как с этим обходиться? - А ничего тут не поделаешь. Иметь в виду такую вероятность, искать по возможности свежую информацию, мотать на ус и предусматривать запасные пути обхода или отступления...

146


Комментарии:
7
Очень наглядно, спасибо!

-6
Показать комментарий

6
Сравните фото ледников Малого и Больших Актру 15-летней давности и нынешние. Из наглядного примера еще могу предложить ледник Большая Саукдара.

3
Сейчас Малый Актру — самый быстротающий ледник России, по наблюдениям учёных ;(

"Материалы экспериментальных наблюдений на леднике Малый Актру показали следующее.
1. За период с 1961 (год создания топографической карты масштаба 1:25 000) по 1995 г. язык ледника отступил на 160 м. Но несмотря на то что язык отступал, объем ледника за с 1952 по 1996 г. увеличился почти на 4 %, средняя толщина возросла на 3,5 м.
2. С 1991 по 2013 г. язык ледника Малый Актру отступил на 379 м. Таким образом, интенсивность отступания относительно предыдущего периода увеличилась более чем в 3,5 раза – 4,7 м/год в 1961–1995 гг. и 17,2 м/год в 1991–2013 гг. Площадь ледника уменьшилась значительно – с 2,85 до 2,5 км2 (на 12 %).
3. Материалы по ГМС Каратюрек показали, что за два последних десятилетия средняя летняя температура увеличилась примерно на градус по сравнению с предшествующим периодом. В частности, средняя летняя температура по ГМС Каратюрек за 1993–2012 гг. составляет 6,67 °С. Очевидно, это является главной причиной резкого увеличения темпов сокращения площади и языка ледника в последние десятилетия."

И позднее, в 2017: "По оценке исследователей, за последнее время ледник Малый Актру ежегодно отодвигается на 57–60 метров. Возможно, в этом году будет поставлен «антирекорд» и его сокращение составит около 100 метров."


5
На самом деле там достаточно хорошо виден это процесс, к.м.к.
Был поражен, насколько усох и катастрофически сократился ледник Mer de Glace во Французских Альпах.
Всё-таки, изменение климата чувствуется и видится. В Хибинах граница леса поднялась вверх очень заметно.

17
Уважаемый автор поста!
Я - виноват и приношу свои извинения!!
Некорректно сформулировал свою мысль - пытался сказать, что некоторые из серий фотографий, я не вижу на "временной" шкале - глаз не видит одинаковые объекты на старых и новых снимках - вероятно, вы из видите, так как сами эти снимки делали!!!
В то же время некоторый из серий снимков поражают!
Спасибо за вашу публикацию и еще раз извините

0
Бырс Восточный левое фото скорее всего другой склон, который рядом и левее той ледовой сопли, которая на двух других фотографиях.
Сказал как смог... )

7
Отвечу, как смогу.
Все три фото - мои собственные, так что я хорошо знаю, что именно на них изображено. Сам фотографировал.
Про левую и среднюю фотографии: они сделаны непосредственно после прохождения на спуск этого перевала. Я сам участвовал в прохождении, как руководитель, и не успел еще забыть ни линию спуска, ни сопутствующие обстоятельства. На обеих фото линии спуска нарисованы так, как мы и спускались на самом деле. На левой можно даже разглядеть двух человечков, выше и ниже шрунда, сбрасывающих последнюю веревку.
Другого склона на Бырсе нет. То-то и оно, что там всего один склон, и если по нему непроход, то либо назад, посыпав голову пеплом, либо через Гоголя, либо на Шини-Бини по хребту траверсировать.
Смотрится иначе, потому что левая фото прямо из-под взлета снята, снизу вверх, и склон завален. А две другие с расстояния, и там перевал стоит стеной. Оно конечно, лучше было бы все три снять с одного ракурса. Еще лучше было бы добавить фотографию 1987 года, когда я был на Бырсе в первый раз, для еще большего контраста. Но блин... в 1987 я ну никак не мог подумать, что на risk.ru выкладывать стану... и вот, не сделал...

1
Другого склона на Бырсе нет.
Скорее есть, чем нет. Под руководством Сергея Воронкова мы ходили Бырс в 87г. в обход этой ледовой сопли слева от неё по правому по ходу краю снежного кулуара. Именно на него я и подумал про левое фото. Потребовалась сидячая ночевка.(впрочем, довольно комфортная) По словам Воронкова отчет есть (или был) в мкт. А вот фотографий ни у кого нет. А сам Воронков нынче в Лас-Вегасе живёт...


1
Спасибо.
Жора, а как там с мостом через Ванч под РГО? Троса еще остались или уже все?

4
Два троса из четырех полощутся в речке, два других еще остались. Эти тросы сильно провисают, из-за этого неудобно подтягиваться по ним к берегу. Но в воду не макаешься пока еще. Тросы перекручены между собой, т.ч. надо внимательно смотреть, к какому из них прицепляться, чтоб потом над речкой акробатикой на канате не заниматься.
Наш брат турист - непритязательный, переправляется на том, что есть. Местные - тем более, они вообще без веревок, просто так по тросу перебираются. А вот иностранцев на мякине не проведешь: их как привезут со стороны кишлака, они со скисшей рожей туда-сюда походят, "переправу" пофотают часика полтора, и обратно - нафиг надо такое надувательство...

3
Мы в этом феврале там вниз проходили. Висят два параллельных троса, не спутанные. Чуть провисают, поэтому у берега приходится подниматься вверх. Зимой поток воды маленький узкий, поэтому на руках перебрались, а рюкзаки трамвайчиком. Летом 2014 на переправе был удобный большой карабин, сейчас его нет. Вместо него на трос намотана жесткая арматура-проволока.

7
Что успокаивает в таком случае , что это Памир , куда по сути единички не ходят и туда их не водят . Насколько известно , даже четверки ходят редко . Если люди собрались в этот сложный в техническом плане и не только ( и в плане подъездов и в материальном и т.д. ) район, то это опытные , "матерые" группы туристов . Они в случае этой самой задницы примут правильное решение и выйдут .
А вот допустим ,группа 1й категории с руководителем , который только в двойке был, поднимается где нибудь на Северном Тянь -Шане на единичку А давно не посещаемую, и что-то пошло нет так в рельефе , категория не совпадает и т.д. , но упертые и лезут , залезли на седло , а там трещины кругом открытые и спуска нет и назад если идти , то тоже не понятно как залезли . Таким мне лет семь назад Сыргымалымуз 1А там показался).И я тогда подумал об этом же..
Я именно о группах , не готовых к сложным препятствиям ..
Спасибо , очень важный пост ! Пусть люди хотя бы знают , что легко могут напороться и не стесняются дуть на холодное . Простая ,но очень актуальная фраза :"Предупрежден, значит вооружен ". Или есть еще менее приличная ) , "лучше пере .. ну вы знаете )

5
Залезли - ладно. Хуже, если начали спускаться, и в самом низу непроход. Вниз нельзя, и обратно вверх не получается. И на месте нельзя встревать, т.к., например, таять начало, и чем дальше, тем сильнее камни летают. И надо резко что-то предпринимать, а группа малоопытная и по аналогии еще не научена, как действовать.

4
Жора, спасибо! Интересно посмотреть в сравнении на фотографии разных лет.
С тем что ледники тают спорить сложно. Но с тем, что препятствия и ледопады только усложняются я не совсем соглашусь. На мой взгляд, в верховьях ледников обстановка больше зависит от снежности конкретного года. Мы, например, так в 2016 в Фаны ходили. Где у нас снег и тропежка, годом позже голый лед и выходы скал.
Как пример изменчивости состояния ледников в ту или другую сторону можно отметить, что некоторые ледники в последнее время упростились и сгладились. Например Фортамбек и Сугран. Бивачный усложнился, но масса льда в его нижней части сильно выросла после подвижки.
В 2014 мы по РГО сильно измотанные вниз быстро дошли (от ГМС до Поймазара за 2 дня). Какие-то трещины были, но они не сильно тормозили группу. Сейчас зимой чуть дольше, но из-за отсутствия видимости, ветра и тропежки, а не из-за рельефа.
Фотографии с ГМС сняты из разных мест. Ледопад на перегибе у ригеля вырос, но он не преграда и обойти его по-прежнему можно сверху по ровному леднику.
Я бы сказал, что из-за таяния ледников Памир становится не более сложным, а более непредсказуемым. Где-то рельеф упростился, а где-то можно совершенно неожиданно встрять.

6
Серега, я по порядку.
Что ледник иногда не усложняется, а упрощается, я согласен. Но, по наблюдениям, гораздо чаще именно усложняется, особенно если сравнивать не с 2014 годом, а с каким-нибудь годом из прошлого тысячелетия. В частности, по Памиру усложнились многие ледники из тех, которые средней величины (такие, как РГО или Фортамбек по размерам). Некоторые не стали сложнее (Фортамбек, Сугран, Гармо). Но чтобы стало заметно проще... таких как-то совсем немного. В 2017 Гандо оказался гладким, но это в сравнении с рассказами старожилов, я сам на нем первый раз был. Упрощаться за счет таяния могут маленькие леднички (как в Фанах, или, скажем, на Юго-Западном Памире).
По зависимости от погоды. По снегу идти или по голому льду/скалам - это да, от погоды зависит. Но ледопад голый, или ледопад под снегом... ммм... это я бы еще подумал, будет ли ледопад под снегом проще, чем без... Опять же, если снег в теплый год где-то растает, то ледник не растает так быстро, для этого подряд несколько жарких сезонов надо.
По пульсирующим ледникам, которые делают рельеф менее предсказуемым. Возможно, Мумбни из таких. Но большинство из тех, что испортились в конце 2000-х, за прошедшие с тех пор десяток лет нифига не стали лучше, а то и хуже делаются.
По фотографиям ГМС. Снято, конечно, чуть-чуть по-разному. Это вот почему. Раньше от кашалаячьего нунатака до ГМС шли почти прямо через плато. Чуть-чуть только левее вблизи ГМС прижимались. Оттуда, с плато, фото-2008 и сделано. А теперь там, блин, почти все ваще плато было в трещинах. И пришлось пробиваться гораздо левее обычного. Ледопад перед ГМС пока еще слева обходится, но обход большего радиуса, чем раньше, по рвани, а не по ровному месту, и внизу яма стала глубже, и сам ледопад стал совсем стремный.
Но моя-то главная идея тут не в том, что тает - не тает. Ясное дело, что тает. Главное - с безопасностью проблемы появляются. Это про Бырс, в частности. Про перевал Ребро. Про Одессу. И про все остальные, которые похожим образом устроены. Когда, по старым описаниям, был классический снежно-ледовый (или чисто ледовый) склон. 100% безопасный, рубиться одно удовольствие. А теперь половина льда растаяла до самого грунта. А вторая половина активно таять продолжает. Известно, что под низом, под вековыми льдами, скальная подложка нехорошая. Там не монолитная скала, а сыпучее гуано. Размывается ручьями от продолжающего таять льда, и сыпет, сыпет, сыпет. И если ночью минус не наступает, то его вообще тогда нельзя пройти, потому что сыпет круглосуточно. Если только не повезет случайно и не навалит снега по колено, тогда на некоторое время камнепады могут стать меньше, но на это же нельзя рассчитывать.
Вот именно этого я больше всего опасаюсь! После нашего Бырса-2008.

1
А месяцы на снимках одинаковые? Ведь даже в июле и августе может быть очень большая разница

2
Время года одинаковое на всех снимках - август. Разница не от месяца, а от года: снежный/малоснежный. Но что касается снежности, я так скажу: лет 15 назад даже в самый малоснежный год (когда поговорка "На Памире дождей не бывает" выполнялась) никогда не бывало такое, чтобы в Южной мульде Федченко, на высоте 5500, на ровном месте бы голый лед обнажался. Всегда там сантиметров 20-30 снега было, и его тропить приходилось.
Но дело не в месяце. См. выше мой предыдущий комментарий: опасно потаяли льды на перевальных взлетах. Такой растаявший взлет присыпать снегом - да, может, на время, но вот обратно лед не нарастет. Чтоб наросло - для этого, боюсь, новый ледниковый период нужен...

4
Бырс Восточный очень убедительно, похоже как на Арбузе в Безенги. А Улыбка Шхельды? Место есть а улыбки уже нет.

4
Про ледник Арбуз в Безенги есть отдельная статья с фотографиями
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4125
Для сравнения к статье: Арбуз в прошлом году (июль)

4
Маленькие тают. Крупные, наоборот, могут из-за того же таяния двигаться с большей скоростью и наползать. Так, например, лет 10 назад подвинулся РГО (он же Кашалаяк), он и до сих пор достает до самой реки Абдукагор и даже иногда ее перегораживает. Мумбни подвинулся на 2 км. Помнится, еще раньше Северный Иныльчек сдвинулся так, что все верхнее озеро Мерцбахера, как бульдозером, подгреб. Правда, за Кавказ не знаю, может, там и нету достаточно крупных ледников, которые бы наступали.

7
Мораль проста - надейся на худшее,а лучшее ты всегда переживёшь...

0
Георгий спасибо за интереснейший пост. Тема от легионеров СГТ НГУ - всегда поучительно. Ваш Бырс 2008 вообще эталон сложности, если я правильно понял, что это про прохождение ледопада Бырса. Многим бы тут надо поучится. В избранное однозначно.

3
Ледник Зап. Тана (Танацете?), Дигория, Кавказ
2007 г.

2015 г.

1
"Зимы, судя по всему, несмотря на «потепление», более мягкими не становятся. Скорее наоборот, они холоднее и ветренее, чем раньше. .... А лето в горах стало очень жаркое."

Вот поэтому мне представляется некорректным русскоязычный термин "глобальное потепление". Хотя я ни разу не специалист в климатологии, ИМХО, "global climate change" (глобальное изменение климата) точнее описывает происходящее

1
Лето не стало более жарким. В 2016 например на С.-З. Памире все горя схватили с погодой, гляньте отчеты. А в 2017 было очень хорошо. Ну и в Фанах тоже вроде никто больше в майках на вершины не ходит? "global climate change" хороший термин.

3
Тут надо отличать мух от котлет. Когда дерьмо погода - конечно, не покажется жарко. И солнца нету, и ветер дует, и одежка мокрая плохо греет - запердон, короче. Субъективно. А вот если присмотреться и подумать... то можно обратить внимание, что в 1987 году на Фирновом плато (6000м) снег шел сухой, а в 2016 мокрый, и что когда днем солнце, и погода ясная, то по ночам заморозки, а вот когда тучи, то по ночам тепло, и снег не смерзается, и еще вопрос, когда климат на самом деле холоднее: когда запердон или когда субъективно "очень хорошо"...


4
"Global warming" означает, что потепление есть, если рассматривать среднегодовую температуру на системе "Планета Земля" в целом, а не зиму в отдельном регионе. То есть в отдельной палате по понедельникам у пациента температура такая же низкая как была раньше, но в среднем по больнице она растёт

2
Потому-то я слово «Глобальное потепление» в заголовке и взял в кавычки.

1
Большой Талдуринский сильно отступил. ветви из-под Иикту и Гребешка втянулись.

3
Ледники будут таять вне зависимости от климатических макротенденций. Лет через сто - сто пятьдесят уже и инструменты не понадобятся в горах. Придется ждать нового оледенения.

4
Ну да... Спасибо, Жора. Вот поэтому и первопрохождения предпочтительнее... Хочешь в волосы - залезешь в волосы... Хочешь в "ж..." - залезешь в "ж...". И главное - никаких тебе климатических изменений. Все как есть, так и есть.

4
Но вообще с этой тенденцией редактирование нашего перечня - полная "ж...".

4
Толик, не надо чересчур драматизировать. Можно просто чаще редактировать Перечень и чаще залазить в нее сверяться. Опять же, чем больше команд залезут, тем выше и ранг чемпионата:)

3
ну, с учетом вменяемой электронной версии, надеюсь будем успевать.

Впечатлили фото изменившихся ледников. Пусть и снятых в разных ракурсах, однако разница все равно видна, да и в памяти не все образы стерлись.

На Кавказе изменения не менее наглядны. В тех же верховьях ущелий Шхельды и Адыл-су, ледник Кашкаташ.

0
Ничто не вечно, ни природа ни человек ни ледники. Солнце тоже в свое время исчерпает запасы водородного топлива и превратится в карлик.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru