Мечты сбываются!

Пишет Евгений Корбут, 10.06.2020 10:02

Мечты сбываются! (Путешествия)

Диксон – арктический поселок на берегу Ледовитого океана. Первопроходцы уже в XVII веке начали селиться на побережье Карского моря. Из леса-плавника – строить свои зимовья. За проход в Енисей бились мореплаватели многих стран: от поморов до датчан и норвежцев. Российские цари боялись, что иностранцы освоят этот проход, который дает возможность попасть в самый центр богатств Сибири.




Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Идея похода: для нашего кайтового похода на лыжах с помощью ветра Диксон был интересен как очень труднодоступный и удаленный с туристической точки зрения поселок Арктики. Далее от Диксона мы планировали дойти до Норильска, где собирались оставить часть «тяжелого» снаряжения, и в последующие годы стартовать из Норильска и попытаться пройти по побережью Ледовитого океана дальше на восток.

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Первый раз я пытался дойти до Диксона в 1999 году участником лыжного похода под руководством Дмитрия Тиунова. Но мы прошли тогда две трети маршрута.

Второй раз в 2012 году уже руководителем в кайтовом походе дойти до Диксона тоже не удалось. В Обской губе ледокол разломал льды, на одной из льдин стояла наша палатка, и мы поплыли в Северный Ледовитый океан. Со льдины нас снимали вертолетом.

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

С третьей попытки нынче нам удалось дойти до Диксона. Состав группы: Евгений Корбут– руководитель, идеолог походов с помощью ветра на кайтах, Володя Воротников – штурман – всегда шел первым, Иван Касьяненко – охотник-хантер с настоящим ружьем, Володя Каргополов – ремонтник, Костя Холманских – истопник и хронометрист. Все участники прошли не менее четырех кайтовых походов.

Чем интересны походы на Север? Эти проекты, участие в них, подготовка к ним моральная, физическая, техническая – все это настолько завораживает людей, что это становится не то чтобы смыслом жизни, но глотком свежего воздуха, который позволяет дальше двигаться по жизни.

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Кайт – устройство, напоминающее крыло или параплан и позволяющее буксировать лыжника с помощью ветра. Впервые в истории наших походов на кайтах, а это был уже шестой поход, мы шли в одном классе, то есть у всех участников кайты были абсолютно одинаковые. Набор движущих средств: два кайта 7 и 10 кв. метров и два вида парашютов-буксировщиков. При ветре от 5 до 12 м/сек мы используем кайты, при ветре свыше – вплоть до 20 м/ сек – передвигаемся на парашютах-буксировщиках. При ветре более 20 м/сек хождение по тундре нежелательно и опасно. Моя задача как руководителя вернуть домой тех, кого взял под свою ответственность. Если мы не пройдем маршрут, у нас будет еще масса возможностей в жизни пройти этот или другой маршрут.

Максимальная скорость, достигнутая в этом походе, – 54 км/час. Это при движении с санями, в которых вес 70-80 кг. Вес пристегнутых к человеку саней при этом никак не ощущается. Сани при хороших ветрах делают менее резким ускорение, стартуешь более плавно. При ветре в 10 м/сек – ветре, при котором мы ходим, скорость в 30 км/час достигается за несколько секунд. Не всякая машина имеет такое ускорение, как стартовое ускорение кайта. Все остальное снаряжение и одежда, которые мы использовали, изготовлено фирмой «ВЕК».

Излюбленная тема всех туристов – винить в плохом снаряжении производителя. Конечно, парни с хохотом говорили о "недостатках" «ВЕКовского» снаряжения, универсальных изделий не бывает, но четко и ясно понимали, что тот комплект снаряжения, который был, невозможно было бы заменить снаряжением и оборудованием других фирм. Почему? Либо это снаряжение просто не производится, либо не учтена определенная специфика, либо ценник снаряжения зашкаливает, а каждое изделие ВЕКа заточено под полярные походы на кайтах и проверено временем.

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Поход начался в г. Ямбург, далее по акватории Обской губы на север. Акватория – идеальный полигон для катания. На пути встречаются торосы, целые поля торошения, но они объезжаемы. Всегда можно выйти на сушу и двигаться по ней. Движение на кайтах аналогично движению в лыжном походе: час идем, после отдыхаем и т.д. Остановка нужна, чтобы отдохнуть, размять ноги, обсудить ситуацию, проверить снаряжение в санях, хотя все и итак упаковано и приторочено качественно. Сани испытывают колоссальную нагрузку, на скорости они прыгают на торосах и застругах. Снизу к саням прикреплены горные лыжи для лучшего скольжения. На моих санях к концу похода у одной лыжи был сломан носок, а у второй высыпались все канты.

По Обской губе добрались до первого и последнего на всем восточном побережье поселка Тадебяяха. А далее, учтя опыт 2012 года, чтобы не столкнуться с ледоколом, стали пересекать Гыданский полуостров. Глядя на карту, видно, что вся поверхность тундры покрыта речками и озерами. Перепады высот не очень большие, опасных каньонов практически не было, но езда на хороших скоростях требует от тебя полной концентрации внимания, хорошего умения управлять «крылом» и умения кататься на горных лыжах.

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Дальше мы попали на территорию, где, скорее всего, никогда не ступала нога туриста. На самом деле ощущать себя Робинзонами очень приятно. Сами названия завораживают: полуостров Мамонта, остров Олений, Проклятые острова. Встречи с местным населением – это самые незабываемые и интересные моменты в походе. Все эти люди очень самобытны, интересны, все прекрасно говорят по-русски. Я очень ценю такие встречи. Как правило, ненцы издали нас замечают, не было случая, чтобы мы подъехали к поселку незамеченными. Может, нас чуют местные лайки-хаски? Подходя к острову Оленьему, мы в этот день прошли 140 км, встали на льду, не на острове. Хоть и называется он Оленьим, но оленей на нем нет. Мы пролетели по его краю на следующий день и взяли направление в сторону Диксона.

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Когда до Диксона осталось 50 км, начались неправильные с точки зрения кайтовых походов вещи – встречный ветер, потом пурга, потом штиль.

Девиз наших походов: «Ни шагу вперед!». Мы, обозвав себя сухопутными яхтсменами, не ходим пешком вообще, только с помощью ветров. Какой смысл ходить в горнолыжных ботинках, когда максимальная скорость движения 3 км/час и за день можно пройти максимум 30 км, когда на следующий день эти же 30 км можно проехать за час или два. Мы сидели и думали, а может быть, пройти эти 50 км? В итоге ветер все-таки подул и группа победоносно доехала до Диксона. Он показался нам на правом берегу в тумане. Доехали, положили на высоком берегу кайты, ни одна собака и ни один человек нас не обнаружили и не увидели.

Отдохнув и познакомившись с достопримечательностями поселка, посетив погранзаставу, баню и музей, на попутном ветре через два дня мы двинулись по Енисейскому заливу на юг.

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Вот здесь мы впервые столкнулись с ледокольным следом. Его видно издалека. Это такая полоса льда в виде ледового забора, его преодолеть можно, только спешившись. Суда ходят по одному и тому же фарватеру. И если глубина льда 1,8 метра, то в ледокольном следе она намного меньше.

Около мыса Сопочная Карга, там, где огромный широкий залив с соленой водой сужается в Енисей, начался штиль. Мы пошли на экскурсию пешком до полярной станции «Сопочная Карга». Начальник станции предупредил нас, что сегодня вечером будет проходить ледокол, и чтобы мы не пропустили это интересное зрелище. Мы перешли этот ледокольный след и поставили свою палатку в километре от него. Подошли пешком и ждем, когда же появится ледокол. Стоять можно рядом хоть в 5-10 метрах, это безопасно. Единственно, если будешь стоять близко, то тебя просто может обрызгать водой. Вдалеке идет ледокол – это некий 9-этажный дом, который двигается на тебя. Подходит ледокол, мы его фотографируем с разных ракурсов, читаем название и…

Идет навстречу нам не кто иной, как ледокол «Вайгач». Знал бы он, что в 2012 году на Обской губе именно благодаря его усилиям мы, спящие в палатке, оторвались от берега на льдине и поплыли в Ледовитый океан.

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мне кажется, что в любых рассказах о наших путешествиях нужно доводить до внимания слушателей ту мысль, что такие походы могут совершать обыкновенные люди, может быть, немного дерзкие или целеустремленные, но мы все не сверхчеловеки. У нас нет накачанных мышц, суперталантов, уникальных способностей. Мы просто серьезно готовимся к каждому походу. Организм очень быстро вспоминает нагрузки прошлых лет, есть, видимо, мышечная память, которая помогает быстро встать в строй. Но самое большое качество – это психическое здоровье человека. И последнее: важно, чтобы ты сам понимал, кто ты такой, что ты делаешь. Каждый из участников – особенный человек, яркая индивидуальность, но когда ты в команде – ты действуешь так, как нужно команде, чтобы достигнуть поставленной цели. Каждый может стать таким, как участники нашей команды. Надо только очень этого захотеть и к этому стремиться. Очень импонировало то, что при наличии разных качеств и ярких индивидуальностей все четко и ясно понимали и отражали в своих действиях то, что мы – команда. Все ясно и четко понимали, что если с кем-то что-то случится, то команде придется закончить маршрут. Всем настолько хотелось пройти этот маршрут, что все шли «ноздря в ноздрю», «локоть к локтю». Каждый понимал, что от него зависит конечный результат всей команды. И еще, у нас не было никаких проблем с сосуществованием пятерых человек в маленькой палатке, где жизненное пространство ограничено спальным местом. Сутками в пургу мы жили в этой палатке, и никаких проблем с совместимостью не было, потому что на все эти сложные вопросы мы нашли ответы в прежних походах. И это один из важнейших факторов при прохождении маршрута. Потому что конфликты в полярных походах разрастаются из ничего и молниеносно. И если появляется обида – выполнять сложные задачи и идти к намеченной цели тяжело и нереально.

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мечты сбываются! (Путешествия)

Мы побили все свои рекорды прежних лет. Общее количество пройденных километров – 1396 км. В первой части Диксонского похода мы максимально за один ходовой день прошли 140 км, а во второй части – 206 км. В этот день максимального прохода мы уже до обеда сделали 115 км. Совпали все факторы: направление и сила ветра, ровный снежное покрытие Енисея, наконец, исчезли заструги и – самое важное – появилась хорошая видимость.

Проходя мимо поселка Воронцово на Енисее, нас встретили десятки людей на снегоходах, которые никогда не видели, как люди передвигаются по тундре на каких-то «тряпочках» в воздухе и перевозят за собой тяжелый походный груз. Преодолевают с помощью ветра большие расстояния по диким нехоженым местам. На них мы произвели глубочайшее впечатление. По Енисею мы дошли до Дудинки, где закончили свой поход.

Итог: пройдено 1396 км за 28 дней, из которых 20 дней ходовых. Мы прошли маршрут. Все было на очень тонкой грани: усталость снаряжения, нереально большие физические нагрузки, непредсказуемость погоды, холода до -30 градусов. В то же время не было напряжения в команде. Мы поставили цель, и мы ее выполнили. Все закаты и восходы в тундре – наши, все метели и пурги – наши, белая мгла тоже наша. Нас просто зашкаливало от восторга того, что мы сделали. Мы все были на очень высоком эмоциональном подъеме. Что дальше? Есть такая мысль – замахнуться на 2000 км. Шестой кайтовый поход состоялся! Впереди новые планы.

Мечты сбываются! (Путешествия)

Евгений Корбут.
Путешественник. Руководитель многочисленных сложных зимних походов. Основатель направления туризма с использованием буксировочных парашютов и кайтов.

57


Комментарии:
3
Богатырская история

6
Спасибо, все не хватало времени это, и другое тоже, опубликовать.

2
Класс!!!

2
Отлично снято, рассказано, пройдено. Идеальный пост на Риске. Таких историй бы побольше! И концепция походной части вызывает только уважение. Правильнее не бывает!

1
+ !

2
Женя очень крут, опытный путешественник. Кое-кто на Риске в этом сомневался.

0
Отличный рассказ.В тех местах было несколько полярных станций.

2
Хотелось ещё добавить. На полярную станцию на о.Олений мы приехали в обед. Нас накормили консервами и поведали грустную историю о человеческой не совместимости. Ружьё спрятали. Поехали за романтикой. Трое против одного, конфликт не разрешимый. Закончиться только когда их сменит другая вахта. Изгой оказался поваром, вот и питаются они только консервами.

0
Хотел в шутку наехать за украденное название поста ( https://risk.ru/blog/213313 ) ....,но прочитал,и решил,что не стоит :) . Классная статья и поход !

0
Статья моя вышла первый раз в журнале "Уральский следопыт" №7 от 2014 года. Название не стал менять, хотя подмывало дать навигационное название, типа "Диксон взят". Спасибо.

0
++Хотел в шутку наехать за украденное название поста++
"Хорошее имя. Главное - редкое." :)
Смотрите, как бы на Вас кто-нибудь с аналогичной претензией не наехал.
Вот эти, например: https://www.youtube.com/watch?v=pMXh3_j-XOU

2
Мы посетили две. Одна на острове Олений, причём не метео станция, а что то связанное с навигацией. А вторая на мысе Сопочная Кагра, год открытия 01.10.1939. Из 38 полярных станций Диксонского СЦГМС в живых осталось по данным 2005 года всего 11 шт. Все остальные законсервированные в период с 1991 по 1999 годы. В походе 1991 года п.Диксон - п Челюскин, мне удалось побывать на многих полярных станциях, на острове Правды, о.Русский, о Гейберга. На последней в двух этажном жилом доме на первом этаже стоял большой полноценный бильярдный стол.

0
Очень интересно и нестандартно!
А что Вы пилите на одном из фото, откуда бревна?

1
В походах по тундре, где нет леса и дров, мы берём всегда с собой печку. Топим вечерком, чтобы просушиться, и утром, чтобы проснуться в тепле. Все берега "завалены" лесом, это плавник. Плюс прошенные балки геологов, плюс целые брошенные посёлки. В санях ведет пару досок у каждого. На вес саней это не влияет, их тащит ветер и 60,70,80,100 кг ему безразлично. Всё побережье Карского моря, а также берега Оби и Енисея в промысловых избах сделанных из плавника. Проморенное в морской воде бревно как камень, избы стоят сотню лет.

1
Очень интересный отчёт, спасибо!

Хотелось бы поинтересоваться конструкцией буксировочного паруса. Это коммерческий образец или самодельное устройство?

1
Правильное название парашют буксировщик. Первый свой буксировщик сочинил и сшил я 1998 году. После сконструировал их более десятка. На продажу шьём две модели, остальные под заказ, https://ekipirovka.ru/catalog/parashyuty_buksirovshchiki/parashyut_buksirovshchik_vek_reydovyy/ и https://ekipirovka.ru/catalog/parashyuty_buksirovshchiki/parashyut_buksirovshchik_vek_shtormovoy/
Эти две модели мы и используем в своих кайтовых походах и походах на коньках по Байкалу.
Условия использования - отсутствие глубокого снега, открытая местность и наличие ветра.

0

Очень здорово, Евгений, спасибо, надо будет заказать. Когда-то в Исландии я соорудил что-то подобное, но импровизированная конструкция работала не очень:)

https://www.instagram.com/p/Bf_sKyMhMtC/



Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru