Справочник по перевалам Полярного и Приполярного Урала

Пишет Андрей Затонский, 02.06.2020 09:03

Так получилось, что бо́льшую часть своей туристской жизни я провел на Полярном и Приполярном Урале. На момент создания этой книги я побывал в этих районах на 190 перевалах и вершинах (109 – на Приполярном, 81 – на Полярном Урале), на многих из них не по разу. С 1990 по 2018 год я прошел там участником и руководителем 18 категорийных походов от 2 до 6 к.с. Информация о них размещена на сайте http://tourism.perm.ru/kristall/otch.

Когда-то, довольно давно, когда я был еще членом пешеходной комиссии ЦМКК (центральная туристско-спортивная маршрутно-квалификационная комиссия федерации спортивного туризма России), мне толи всерьез, то ли в шутку дали поручение актуализировать перечень перевалов в этих районах и написать справочник по ним. В те года у меня не дошли руки до выполнения такого серьезного и трудоемкого поручения.

В итоге получилась таблица с 254 перевалами Приполярного Урала и 303 перевалами Полярного Урала (193 в северной части и 110 в южной части).

В том виде, в каком он «перечень», он создан и размещен в открытом доступе на http://tourism.perm.ru/kristall/mkk. С точными координатами перевалов, так что не надо больше считать притоки, достаточно воспользоваться любой геоинформационной программой, чтобы понять, где находится перевал. А здесь, в путеводителе, уместно сопроводить этот перечень и фотографиями, и воспоминаниями, и всем, что отложилось в душе́ и в памяти за тридцать лет походов.
Статьи путеводителя отражают, разумеется, мою личную точку зрения на их прохождение и представляют собой не столько строгое и формальное описание, сколько моё представление о том, как лучше этот перевал использовать в пешеходном походе. Ведь большинство перевалов на Урале проходятся с применением зрения, логики и здравого смысла, дотошное описание типа «от какого именно камня начинать спускаться» для них не нужно. А вот придумать маршрут, красиво и логично увязывающий несколько интересных перевалов, всё же сложнее. В процессе разработке маршрута как раз и надо понимать, не столько как именно проходить конкретный перевал, а какой он в принципе. Что он требует от проходящих, сколько времени его идти, насколько измотается на нем группа (то есть можно ли его совместить с чем-то еще за день), можно ли его идти в непогоду и так далее. Иногда и определение перевала на местности бывает не совсем тривиальным: ведь координаты в нижеприведенной таблицы – координаты самого перевала, а как определить, где на хребте находится эта точка, глядя на хребет издали? Для этого статьи сопровождаются фотографиями со старыми добрыми стрелочками, тут уж по-другому никак.

Это отрывок из введения подготовленного мной справочника по перевалам Полярного и Приполярного Урала. Сейчас мне надо выяснить - насколько большой аудитории он интересен. Кому таки да - можно перейти по ссылке https://vk.com/zxenon?w=wall17913308_2833 и дочитать остальное.

Справочник по перевалам Полярного и Приполярного Урала (Туризм)