История Киргизского альпинизма

Пишет Даничкина Любовь, 29.04.2020 17:54

История Киргизского альпинизма ()

История секции "Политехник" (ФПИ)
Продолжение...

Воспоминания Карнауховой (Даничкиной) Любови
(КМС СССР по альпинизму, инструктор по альпинизму)
В 1973 году пришел из армии Ф.Е.Попов и тренировки, особенно кроссы, начали проводиться отдельно для девушек, отдельно для парней; девушек тренировал Анатолий Кенжебекович, парней – Федор Ефимович.

Тренировочное восхождение
Слева направо: А.Александров, Л.Карнаухова (Даничкина), Инна, С.Решетников.

Мы, девушки, бегали с ТУКОМ со стадиона «Политехник» на Орто-Сайские холмы, старались от Анатолия Кенжебековича не отставать; он проводил хорошую разминку, включая работу с «камушками», силовые упражнения и на гибкость в парах, а потом, когда сил уже не было, начинались ускорения в горы, да еще и кто быстрее забежит (так что и сейчас мы еще можем посоревноваться, по старой памяти). Как ни странно, но назад бежалось уже легче и быстрее!
К сезону 1973 года все были в хорошей спортивной форме и сборная команда секции «Политехник» была готова к восхождениям 5-Б категории сложности:
было совершено восхождение на вершину Корона 6-я башня, по западной стене (5-Б), состав команды: Ф.Попов, Ю.Кудашкин, Л.Карнаухова (Даничкина), А.Тустукбаев.
Это было первое технически – сложное восхождение (5-Б) в секции и к нему готовились очень тщательно: вся команда изучала маршрут, собирались в городе и обсуждали тактический план восхождения, были назначены ответственные за снаряжение, за питание; подготовили «сублимированные продукты» (варили и сушили гречку, жарили картошку «фри», сушили сухари, всё как положено), взяли с собой 4-х местный секционный пуховый спальник – гордость секции!
До нас этот маршрут группы ходили с несколькими ночевками и мы психологически были готовы работать на маршруте несколько дней. На удивление самим себе, прошли мы свою первую 5-Б без ночевки за один день и пили чай поздно ночью на «Короновских ночевках», где нас ожидали наши наблюдатели!
В 1960-70 -е годы в Киргизском альпинизме были очень популярны траверсы и «Киргизы» всегда были сильны в этом классе восхождений:
1969 год, класс траверсов, 3-е место: траверс пиков Джигит - Каракольский. Команда Киргизии: А. Тустукбаев, А. Лаптев, О. Ленгник, Э. Насонова, В. Денисов, X. Ибатуллин, Е. Слепухин, Е. Стрельцов.
1971 год, класс траверсов, 2-е место: траверс пик Горького - Хан-Тенгри. Команда Киргизии: В. Кочетов, В. Айзин, С. Адаманов, А. Балинский, В. Денисов, Э. Насонова, Е. Слепухин, Е. Стрельцов.
1973 год, класс траверсов, 3-е место: траверс вершин пик Победы - пик 6088 м. Команда Киргизского спорткомитета: Е. Слепухин, В. Айзин, Л. Алибегашвили, М. Сабиров, В. Слюсарев, Р. Яхин.
Верные традициям наших заслуженных мастеров, нашей сборной командой «Политехник» в 1973 году были совершены два встречных траверса Ак-Сайской подковы: Траверс: Скрябина пик – Семенова-Тян-Шанского - Корона – Двурогая (5-Б), состав группы: Ю.Кудашкин, В.Галямова, Л.Карнаухова, Е.Мухортов, Ф.Попов.

История Киргизского альпинизма ()

"Пайка положена - отдай "
Траверс: Теке-Тор – Ак-Тоо – Свободная Корея пик – Симагина пик - Байлян-Баши (5-Б), состав группы: Е.Мухортов, Ю.Кудашкин, Л.Карнаухова (Даничкина), Ф.Попов.

Очень интересно ходить траверсы, в них есть свои интересные моменты: весь груз на несколько дней приходится нести с собой (не считая «крутых» траверсов, когда делаются дополнительные заброски на маршрут); поэтому, все старались сократить вес рюкзаков до возможного минимума и это в первую очередь зависело от правильного, экономичного подбора продуктов и наша фантазия помогала нам в этом (мы сами уже научились готовить некоторые сублимированные продукты) и еще была одна хитрость: когда вся группа в конце дня уже собиралась в палатке и мы дружно начинали готовить наш ужин – котелок супа из под примуса на всю нашу, скромно сказать, «голодную» компанию, здесь начинался неторопливый процесс выдачи продуктов каждому лично в руки (вначале по паре ломтиков колбасы, затем по паре сухариков и т.д.) и когда был готов суп, ажиотажа уже не было, обычно все наедались и были сыты, даже самые «прожорливые»; ну а потом пили наш традиционный чай, добавив в кружку немного коньяка – это, в конец, снимало напряжение дня и все были счастливы.

«Нелётная погода» А.Тустукбаев.

По поводу снаряжения: за рамки ВЦСПС снаряжения мы не выходили, только - только начали появляться первые самодельные титановые крючья и «кулачковые» зажимы (Красноярск, Иркутск), которые для нас еще были дефицитом, а по поводу одежды тем более: мы начали приобретать «по случаю»: абалаковские рюкзаки, пуховки, спальные мешки и трикони, которые выпускал ВЦСПС для альплагерей (Трикони — стальные зубчатые набойки на подошвы горных ботинок (ботинок для альпинизма и горного туризма), имевшие распространение в первой половине XX века. Название они получили от производившей их с 1912 года швейцарской фирмы Tricouni (название соответствует прозвищу изобретателя триконей женевского ювелира и альпиниста Феликса-Валентина Генекана (Félix-Valentin Genecand, "Tricouni"; 1878-1957 гг). В СССР триконями также называли сами ботинки с набитыми на них металлическими набойками Крепились трикони к подошве и ранту ботинка либо специальными гвоздями и скобами (длиной около 25 мм), либо шурупами. Трикони изготавливались из мягкой незакалённой стали. Набойки имели свойство «отваливаться» и ботинки становились «лысыми», поэтому ремонт триконей был одним из «досугов» нашей неунывающей компании, а к хорошим мастерам по ремонту триконей надо было занимать очередь!

Самая ответственная и важная работа – подбивка новых триконей и шекельтонов, а также ремонт старых триконей.
"Мастер на все руки" - С.Шульгин.

Ассортимент спортивной одежды в магазинах был очень «скудный», очень популярны были тогда анораки, которые мы сами классно перешивали из болоньевых плащей, может это были у нас первые вещи приближенные к современным? На траверсах требуется хорошая физическая подготовка и такое качество, как выносливость, так как здесь всё движение на маршруте проходит более динамично – каждый день проходишь одну или несколько вершин. (Траверс нескольких вершин или массива — поочерёдный спуск и подъём на все вершины, находящиеся в линии хребта, гребня, отрога).
В этом же 1973 году было совершено и знаменательное первое восхождение в секции - 6-й категории трудности на вершину Джигит по северо-западной стене (6) в Терскей-Алатау, состав группы: А.Тустукбаев, Ю.Кудашкин, В.Денисов, Ф.Попов – это было большим событием в нашей секции и серьезной заявкой на "зрелость"!!!
В ноябре 1973 года А.К. Тустукбаев организовал еще одну экспедицию в красивейший район Гиссарского хребта на вершину Ходжа Локан – «Мечта», при виде которой, в самом деле, понимаешь, что она заслуживает это название – МЕЧТА!!!

История Киргизского альпинизма ()

«Пятерошники» - Мечта сбылась!!!
Слева направо: С.Шульгин, В.Комиссаров, В.Галямова, Е.Мухортов

На вершину Ходжа Локан по юго-восточному ребру (5-Б) взошли наши ребята,
состав группы: Е.Мухортов, В.Галямова, В.Комиссаров, С.Шульгин
Отрог Ходжа Локан - короткий и высокий южный отрог Гиссарского хребта обратил на себя внимание еще в 1897 году. Тогда академик Липский В.И., путешествуя по Памиро-Алаю и выйдя в верховья реки Ханака, сделал следующую запись: «С перевала... виден высокий снежный хребет, гораздо более высокий, чем тот, где мы находились... Главный пик этого хребта, значительно возвышающийся над хребтом, конический ..., резко выделяется своей высотой».
В начале 50-х годов началось освоение этих районов альпинистами, в котором активное участие принимал известный альпинист и писатель А.А. Кузнецов. Рассказывают, что поднявшись на вершину Бахуби и, увидев вдали вершину, поражающую своей необыкновенной красотой и величавостью, он воскликнул: «Вот это мечта!» Так слово «Мечта» стало вторым названием вершины и живет параллельно с ее местным названием — Ходжа Локан. Мечта стала действительно мечтой многих альпинистов, эталоном их мастерства.
Впервые восхождение на Мечту было совершено 27 августа 1955 года. В составе группы был Анвар Шукуров — первый альпинист-таджик, чья яркая, но кроткая жизнь была посвящена и отдана горам.

ПИК МЕЧТА (ХОДЖА ЛОКАН) – «МЕЧТА» многих альпинистов

1973 год показал, что в секции собралась команда сильных альпинистов; было большой заслугой Анатолия Кенжебековича Тустукбаева, организовать все сборы и восхождения на хорошем уровне и итогом этой неутомимой его работы было то, что в сезоне 1973 года сразу несколько альпинистов секции выполнили нормативы КМС СССР по альпинизму: Ю.Кудашкин. Е.Мухортов, В.Галямова, Ф.Попов, Л.Карнаухова (Даничкина) и подрастает еще новая смена сильных спортивных ребят, живущих горами и любящие их!
В 1974 год. Спортивное мастерство секции «Политехник» продолжало повышаться, достигли высокого спортивного мастерства наши альпинисты секции: С.Шульгин, Е.Мухортов, С.Решетников, Б.Кузьменко, С.Орлов, В.Куропаткин, В.Полулях, А.Александров и много новых перспективных ребят продолжали приходить в секцию для занятий альпинизмом. В этом году сборная команда «Политехник» принимала участие в первенстве ЦС ДСО Буревестник по альпинизму:
было совершено восхождение на пик Симагина по северному контрфорсу (5-Б) (Киргизский Алатау) – команда заняла 2-место в первенстве ЦС ДСО Буревестник, (класс технически сложных восхождений). Состав команды: Ю.Кудашкин, В.Галямова, Л.Карнаухова (Даничкина), Н.Котляревский, В.Полулях, С.Шульгин.

История Киргизского альпинизма ()

1974 год. В ожидании вертолета.

В этом же 1974 году А.К.Тустукбаев организовал экспедицию на Центральный Памир: альпинисты секции «Политехник» были включены в состав экспедиции МАИ (В.М.Божукова, Москва) и С.Б.Ефимова (Свердловск), г.Кара-Куль
(Нарынгидроэнергострой). Это для нас, молодых начинающих альпинистов, была потрясающая экспедиция, где мы общались с «Великими Мастерами Советского альпинизма», на самом деле, удивительно очень простыми, скромными, доброжелательными и отзывчивыми людьми. Вечерами в дни отдыха мы садились в большой брезентовой палатке – столовой и слушали песни С.Б.Ефимова (я бы добавила к известной истине: можно долго смотреть на огонь, на воду, как человек хорошо работает и ЕЩЁ: слушать, когда человек хорошо, душевно поет; пели мы песни дружно все вместе, надо сказать, что пели, подпевали даже те, у кого не было особо музыкального слуха, но «пела душа». Песни мы записывали в записные книжечки, кто-то нам писал, кому-то мы писали, так у меня до сих пор хранится записная книжечка с песнями, записанными С.Ефимовым, М.Самойлиным и др.

История Киргизского альпинизма ()

1974 год. Экспедиция на "Бивачном". Песни С.Б.Ефимова (Свердловск) слушали ВСЕ.
Слева направо: В.Галямова, Л.Карнаухова (Даничкина), Н.Котляревский, С.Б.Ефимов и др.

В сезоне 1974 года команда Центрального совета СДСО Буревестник под руководством В.Божукова заняла первое место в первенстве СССР по альпинизму за траверс пиков Калинина (Подъем по юго-восточному гребню) – Коммунизма (5-Б, первопрохождение) и третье место в классе высотных восхождений, за восхождение на пик Россия (Памир) по юго-восточной стене (5-Б, первопрохождение).

История Киргизского альпинизма ()

1974 год. На леднике Бивачном.

Л.Карнаухова (Даничкина)

Сборная команда «Политехник» в этой экспедиции совершила восхождение на пик Коммунизма (7495м) с ледника Бивачный по южному гребню (5-Б) в классе высотных восхождений (Центральный Памир) – команда заняла 2-е место в первенстве ЦС ДСО Буревестник, (класс высотных восхождений). Состав команды: Н.Котляревский, В.Галямова, Л.Карнаухоа (Даничкина), Ю.Кудашкин, Ф.Попов.

История Киргизского альпинизма ()

1974 год. Команда "Политехник" на вершине пика Коммунизм (7495)
Состав группы: Н.Котляревский, В.Галямова, Л.Карнаухова (Даничкина), Ю.Кудашкин, Ф.Попов

1974 год. Восхождение на пик Коммунизма (7495 м). «Обед по расписанию»
Слева направо: Ю.Кудашкин, В.Галямова, Л.Карнаухова (Даничкина), Н.Котляревский

И в этой же экспедиции 1974 года наши альпинисты из секции Политехник» Ю.Кудашкин, Ф.Попов и Мамасалы Сабиров (Нарынгидроэнергострой) совершили восхождение на Ахмади Дониша пик по юго-западной стене (5-Б) в составе команды С.Б.Ефимова (Свердловск), состав команды: С.Ефимов, Ю.Кудашкин, А.Лебедихин, Ф.Попов, В.Пушкарев, М.Сабиров, М.Самойлин - красивое сложное восхождение на Красивую Гору и наши "Киргизы" показали себя с самой хорошей стороны!!!

История Киргизского альпинизма ()

1974 год. А.К.Тустукбаев встречает группу, совершившую восхождение на пик Коммунизма (7495),
на снимке: А.К.Тустукбаев, Н.Котляревский, В.Галямова, Л.Карнаухова (Даничкина)

1974 год. Ледник Бивачный. - "Лагерю наш - Привет!" –
Две группы: "Политехник" и сборная команда "Нарынгидроэнергострой"
Вернулись с восхождения на пик Коммунизм (7495)

Большим счастьем для нас еще было то, что в этой экспедиции нам удалось приобрести новое современное снаряжение (огромная благодарность за это В.М.Божукову), Мы смогли купить рюкзаки из авиазента, несколько заготовок (прошитые чехлы к пуховкам и спальникам из коландра), пух был отдельно в мешке; мы набили чехлы очень качественным пухом и всё прошили вручную, так что на восхождение на пик Коммунизма (7495) мы уже пошли в настоящих, коландровых пуховках, это было круто! Мне досталась красивая пуховка оранжевого цвета, которая весила 800 гр; пуховки эти носила потом вся секция, их брали «напрокат», когда шли на восхождения или просто «немного походить» по лагерю, или "согреться" и все были довольны, как «берущие" так и "дающие".
1975 год. Как всегда новый альпинистский сезон в секции «Политехник» начинался с массовой Майской альпиниады, пришло иного новых молодых студентов и просто желающих ходить в горы (секция «Политехник» была очень популярна в городе). Каждый новый альпинистский сезон мы старались сделать что-то, что отличало бы альпинистов секции «Политехник» от других секций: так у нас была своя эмблема «Политехник». Один год, мы сами шили модные кепки на лето для всех, вязали наушники, иногда спортивное общество «Буревестник» выделяло нам общую форму для сборной команды, это было очень приятно.

Спортивный клуб «Политехник»
Слева направо: Т.Бойко, З.Первухина (Попова), Т.Кузнецова (Шульгина), Л.Карнаухова (Даничкина)

Уже на Майской альпиниаде, разрядники начали ходить на восхождения 5 к/тр. Как всегда, совершалось много восхождений 2, 3 и 4 к/тр теми, кто закрывали вторые и первые разряды и, обязательно, новичкам, получившим значок "Альпинист СССР" устраивали посвящение в "Альпинисты" (но это отдельная история).

Посвящение в "Альпинисты"
"КЛЯНЕМСЯ!!!"

После небольшого отдыха в городе, последовала подготовка к спортивным сборам в Ала-Арче: подготовка нужного снаряжения, покупка и подготовка продуктов на восхождения; все, свободные от учебы и работы альпинисты, обычно подключались к подготовке к сборам, затем все дружно заезжали в альплагерь и за его территорией ставили свой большой палаточный лагерь и, конечно, вечером был костер и песни до самого утра, не повторяя одну песню два раза; даже если ложились спать в 6 утра, то в 8 часов был уже подъем на завтрак и начинались заброски снаряжения и продуктов на стоянку Рацека на Ак-Сай, иногда приходилось делать и по 2 ходки в день - "Ишак - брат твой", сказано в одной из заповедей при посвящении в альпинисты, и мы не обижались, что мы «Родственники»
В 1975 году сборной командой были совершены восхождения: на вершину Корона 1-я башня по северной стене (5-Б), состав группы: С.Решетников, Л,Карнаухова (Даничкина), Ю.Кудашкин, С.Орлов, Ф.Попов.

1975 год, после восхождения на 1-ю башню Короны
(5-Б) по сев. стене (маршрут Кочетова В. и Смирнова Ю.)
Вверху: А.К.Тустукбаев, Е.Флегматов, С,Орлов.,
Внизу: С.Решетников, Л.Карнаухова (Даничкина), Ю.Кудашкин.

В 1975 году было совершено восхождение на вершину Корона 5-я башня по юго-западной стене (5-Б), состав группы: С.Шульгин, Л.Карнаухова (Даничкина), А.Тустукбаев, Е.Флегматов.
В 1975 году было совершено восхождение на пик Свободная Корея по центру северной стены (5-Б), состав группы: Н.Котляревский, В.Галямова, А.Тустукбаев, С.Шульгин.

История Киргизского альпинизма ()

Сборы окончены. Пора домой «вниз».

Общество «Буревестник» во все времена было небогатым «Гордый, но нищий Буревестник», говорили мы про себя, про свою секцию "Политехник", может поэтому, мы всегда что-то готовили на своей кухне, чтобы наш народ не голодал, при том минимуме съестных запасов. Обычно в дни отдыха «заводили» тесто на лепешки и надо было иметь всего банку или две сгущенки (всё зависело от количества собравшихся), пару яиц, муку и немного других добавок; в это время собирались все за наш большой обеденный стол, во главе, которого обязательно сидели гитаристы (наша секция была очень «песенной», некоторые песни пели даже на два голоса) - и начинался «праздник»: первые лепешки быстро «исчезали», но обычно, мы умудрялись накормить всех желающих и когда наступало насыщение, кто шел заниматься каким-либо делом по подготовке к следующим восхождениям, а кто просто «валялся на солнышке». Иногда к концу сборов продукты бывали на исходе и начиналась жесткая экономия их, были и такие редкие случаи, когда выдавая продукты группе на восхождение, я просила, если они вдруг не съедят что-то из продуктов на восхождении, чтобы принесли и сдали их мне обратно и друзья-альпинисты честно возвращали их.

Стоянка Рацека.
Дежурные по лагерю в ожидании групп с восхождений.

Спортивные группы на сборах работали слаженно и четко; у нас никогда не было подсчетов на какие восхождения надо идти, а на какие нет, ходили на любые маршруты кому, что было нужно, иногда не один раз и это было в удовольствие – это была радость общения с горами и друзьями; обстановка в группах и в секции была очень доброжелательная и молодые спортсмены быстро повышали свой спортивный уровень и горы – были всегда в радость для всех, мы были одержимы горами!!!
На ноябрь месяц 1975 года были запланированы сборы в Ала-Арче на леднике Ак-Сай. Наша команда: Л.Карнаухова (Даничкина), В.Кочетов, С.Решетников, А.Тустукбаев должна была идти на траверс Двурогая – Корона – Семенова-Тян-Шанского – Скрябина (5-Б), наша вторая команда: В.Кадыров, Г.Акыбаев, Э.Мамутова, Г.Басимов должна была идти с разрывом в 1 день на свою первую 4-Б, на вершину Двурогая, в нашей группе был задержан выход на маршрут на один день из-за сложных погодных условий. Погода в ноябре 1975 года на Ак-Сае была уже зимняя и кулуар между вершиной Двурогая и 6-й Башней Короны был полностью ледяной и ВЦСПС «кошки» скользили по нему как по стеклу. Современного ледового снаряжения в те годы еще не было и мы «тупо» рубили ступени во льду (занятие не для слабых) и навешивали перила. Вторая группа, не соблюдая правил горовосхождений, разрыв между группами - один день, вышла следом за нами на маршрут и подошла по фирну (по правой стороне) кулуара довольно близко к нам и их отделял от нас широкий ледовый кулуар, который без нашей помощи они бы не преодолели и ушли бы назад вниз и нашей грубейшей ошибкой и нарушением правил горовосхождений было то, что мы бросили им веревку со своей стороны, организовали перила и всех перетянули на левую сторону кулуара к себе и потянулся "длинный паровозик" наверх…..

Эля Мамутова – инструктор по альпинизму

А.К Тустукбаев и В.И.Кочетов установили палатку на перемычке между Двурогой и 6-й Башней Короны и всем оставалось ещё две веревки до выхода на перевал между вершинами «Двурогая» и «6-я Башня Короны»
(Эля с Сережей Решетниковым были еще на одну веревку ниже), но не всем удалось в этот день прийти к палатке: произошла трагедия: трагически погибают наши ребята - Эля Мамутова и Гена Басимов: Эля умирает от сердечной недостаточности и переохлаждения, Гена Басимов умирает от переохлаждения, большая часть оставшихся ночует на вырубленной во льду площадке (не доходя две веревки до перевала) и только двое в палатке на перевале.
И сегодня осталась в памяти та ужасная ночь……. На этом печальном событии закончился спортивный сезон 1975 года.

Гена Басимов

Праздник 7 ноября мы встречали не на вершине, а в больнице, куда мы были доставлены с обморожениями различной степени. Мы ходили забинтованные по коридору, а по радио "шел парад" на Красной площади в Москве в честь праздника Великой Октябрьской Социалистической революции.
Был разбор несчастного случая и решение дисквалификационной комиссии:
дисквалифицировать: Л.Карнаухову (Даничкину) КМС СССР по альпинизму - до 2 разряда
дисквалифицировать: А.Тустукбаева МС СССР по альпинизму до 1 разряда.
Дисквалифицировать: В.Кочетова МС СССР по альпинизму до 1 разряда.

Взяты фотографии из личных коллекций: Р.Кузьменко, В.Комиссарова, Ю.Каверина, С.Миндрула, Л.Даничкиной (Карнауховой)
Буду рада дополнительной информации к статье.
Буду рада любой информации по истории «Экстремальных видов спорта Киргизии»
Использованы материалы:
Ежегодники по альпинизму: «Побежденные вершины»