Пишет Георгий Сальников, 02.02.2020 19:28

Давняя мечта Виталия Горелика. Кулуар Гор, сквозное прохождение нового перевала в Джетыогузской стене. (Горный туризм, киргизия, терскей, Джетыогузская стена, турклуб нгу, виталий горелик)

Приближается восемь лет, как с нами нет Виталия Горелика, погибшего под К2 6 февраля 2012 года. Вит всегда был активным членом нашего турклуба НГУ, его у нас любят и помнят. После его смерти в клубе не раз озвучивались предложения пройти и назвать в его честь какой-нибудь перевал. На это я возражал: ни в коем случае не надо называть в честь Виталика "какой-нибудь" перевал! Существует один четко определенный перевал, который заключает в себе мечту Виталика, память о Виталике. Именно этот перевал, и никакой другой, должен быть назван его именем. Оставался вопрос: когда, наконец, сложится момент, благоприятный для осуществления задуманного...

Под катом описание этого перевала, пройденного нами в начале января 2020 года, и давняя история красивого названия Кулуар Гор.

Где это?

Киргизия, Центральный Тянь-Шань, Терскей Алатоо. Шестикилометровый участок хребта между двумя главными вершинами Терскея - пиками Каракол 5281 и Огуз-Баши 5163 - обрывается на север монументальной Джетыогузской стеной. В этой стене известно множество альпинистских маршрутов и несколько туристских перевалов. Новый перевал, о котором идет речь, находится прямо посередине между Караколом и Огуз-Баши. Он представляет собой красивый и логичный проход по ледовому кулуару в самом низком месте стены.

Джетыогузская стена с севера

Почему Кулуар Гор, и какое отношение к этому имеет Горелик?

За ответом на вопрос надо ненадолго вернуться в прошлое тысячелетие.

Октябрь 1996 года, поход 6 к.с. на Терскее. Это моя первая шестерка руководства, и это была первая успешная шестерка участия для Виталика. У нас тогда планировался траверс Каракола с подъемом через перевал Терскей 3Б. Вот только незадача: нам не было известно, где именно находится этот самый перевал Терскей. Вит обратил внимание на великолепный ледовый кулуар посередине стены, длинный и прямой, как стрела. Мне же показалось, что такой кулуар может быть небезопасен, и разумнее было бы идти правее, по скальному ребру. Обстоятельства сложились так, что мы не реализовали ни один из этих вариантов, а поднялись через перевал Плечо Каракола 3А с последующим траверсом пика Каракол 3Б. Но поскольку, обсуждая перспективные перевалы, их надо как-то называть, между собой мы в шутку договорились, что ледовый кулуар у нас будет "Кулуар Гор", по первым трем буквам фамилии Виталика, предложившего его, а скальное ребро - "Ребро Жор", по первым буквам моего имени.

Виту очень понравился красивый кулуар, но вот сходить туда все никак не складывалось. В феврале 2007 года мы первый раз попробовали пощупать это место, хотя Витальки с нами не было. Тогда мы все-таки не рискнули соваться в сам кулуар, начали по ребру, поднялись где-то на 2/3 по высоте, после чего сдюльферяли обратно. Помешало то, что начали заболевать участники, и испортилась погода. Двигаясь по ребру, мы постоянно обращали внимание, что делается в Кулуаре Гор: вроде бы, никаких признаков камнепадов там не наблюдалось.

Позже мы узнали, что за полгода до нас ростовчане под рук. Елены Таранцевой прошли настоящий перевал Терскей - это соседнее скальное ребро рядом с нашим. Между тем Горелик постепенно переключился на альпинизм, стал ходить серьезные маршруты на вершины.

Следующий раз мы оказались в районе в феврале 2012 года. Теперь мы уже планировали проходить именно Кулуар Гор, но снова обломились. Один участник во время акклиматизационного кольца поморозил ногу, группа была малочисленной, поэтому сойти с маршрута пришлось всем, мы даже не сделали попытку. Когда мы вернулись в город Каракол, Игорь Ханин сообщил трагическое известие. Наш Виталя в это время участвовал в зимней экспедиции на К2. На горе он тяжело заболел и 6 февраля умер.

В августе 2013 года мы, наконец, продолбили свое скальное ребро, рассказ о походе здесь. Про виталькин кулуар не забыли, смотрели внимательно, и снова не заметили там каких-либо следов масштабных камнепадов. Пришли к выводу, что этот кулуар все-таки может быть достаточно безопасен.

И вот, наконец, звезды сошлись, и настало время пройти перевал. Тот самый перевал, о котором когда-то мечтал Горелик, и под тем названием, которое уже 23 года как в нашей памяти: Кулуар Гор.

Почему зимой, и почему именно в январе месяце?

На то, чтобы идти именно зимой, есть два основания.

Во-первых, хоть Кулуар Гор и представляется безопасным, но мало ли... Если, не дай бог, туда все-таки залетит даже один-единственный камень за день - спрятаться от него будет негде. Зимой же все камни вмерзшие, зимой такой опасности нет.

А во-вторых... ценители ледолазания поймут: ходить такой лед летом - просто кощунство. С брызгами из-под кошек, с вытаивающими бурами, выжимая воду из веревок... нафиг нафиг! И Вит тоже при жизни говорил всегда: на Кулуар Гор - ТОЛЬКО ЗИМОЙ! И ТОЛЬКО НА ПОДЪЕМ!

Почему январь, самое холодное время, самый короткий день? Не только чтобы использовать длинные праздники. Когда мы ходили на Терскей в 2007 и 2012 годах, а также в 2011 на Киргизский, эти февральские ветра нас замучили. И мы надеялись, что если в январе ветра будет поменьше, это может скомпенсировать и короткий день, и холода.

Состав группы

Константин Старостин
Алексей Воробьев
Николай Балковой ("Коляныч")
и я, ваш покорный слуга, автор и главный мотиватор мероприятия

Группа сформирована турклубом НГУ, г. Новосибирск. Почти все участники группы - его члены.

На сей раз нам удалось сколотить многочисленную команду. Это позволило взять достаточно много снаряжения, при необходимости полностью разгружать лидера для технической работы без существенного увеличения груза у остальных участников, и в целом повысить запас прочности. Что же касается скорости технической работы, то при адекватной тактике скороподъемность для многочисленной группы на самом деле не уступает компактной на протяженных участках, дополнительное время тратится только на заключительном этапе - снятия самого последнего комплекта веревок.

В данном рассказе использованы фотографии в основном мои и Коляныча, а также пара штук от Сани и Артема. Портретами Виталия Горелика поделился Глеб Соколов.

Как именно мы акклиматизировались и где ходили до Кулуара Гор, здесь рассказывать неуместно. Позже будет отдельный пост про весь маршрут. Сейчас у нас идет речь о перевале памяти Виталия Горелика, и не надо одно с другим смешивать.

Описание прохождения перевала Кулуар Гор

Местонахождение: в главном хребте Терскей Алатоо между вершинами Каракол 5281 и Огуз-Баши 5163, в самом низком месте Джетыогузской стены. Ведет с ледника Айланыш на севере на верхнее плато хребта, далее на юг на ледник Киче-Борду, соединяя бассейны рек Джетыогуз и Сарычат.
Координаты по GPS: N 42.1658170, E 78.4321160
Высота по GPS: 4650 м
Предлагаемая категория сложности:
Ориентация: север - юг
Характер: ледовый
Определяющая сторона: северная. Перевальный взлет с южной стороны отсутствует, там находится обширное плато. При дальнейшем движении на юг в среднем течении ледника Киче-Борду имеется ледопад, сложность которого примерно соответствует 2Б.
Направление прохождения: с севера, на подъем с определяющей стороны
Перепад высоты по GPS: 1000 м
Средняя крутизна по GPS: около 47 градусов
Навешено веревок: 23 веревки по 50 м (1150 м перил)
Время прохождения: полное (включая предпровес и съем веревок) - три дня 4-6 января 2020 г., чистое - 18.5 часов 5 января с 5:00 до 23:30
Ночевки: только под перевалом и на самом верху перевала. В кулуаре ночевок нет.

Кулуар Гор - длинная и прямая, как стрела, ледовая речка совершенно без каких бы то ни было локальных выполаживаний. Отчасти он напоминает перевал ПСК (Провал Свободной Кореи на Киргизском хребте, тоже, кстати, 3Б, мы его ходили в феврале 2011). Но только с одним маленьким нюансом: Кулуар Гор - это два с половиной ПСК, поставленных друг на друга. Можно сравнить его с Барбером на Корею: Барбер, видимо, выйдет в среднем чуток покруче, но Кулуар Гор - длиннее на пару сотен метров.

Кулуар Гор в сравнительном масштабе

И еще одно существенное отличие от аксайских "сосулек": здесь нет альплагеря, и никаких домиков. Штурмовать Кулуар Гор придется из палатки, с крейсерскими рюкзаками за плечами, и возвращаться не в базу, не в тепло, а идти дальше по маршруту, по верхотуре, по зимнему дубаку. Туристский стиль!

Здесь и далее по ходу описания время указывается местное (Москва+3, Новосибирск-1). Светать по утрам в это время года начинает в 8:00, а вечером в 18:00 становится уже совсем темно.

Итак, 4 января в 9:00 мы подошли к подножию Кулуара Гор. В соответствии с предполагаемой нами тактикой, часть группы отправилась на предпровес (Серега, Ваня, Коляныч и братья Смоленцевы). Остальные обустраивали стоянку. На следующий день планировался ночной старт, чтобы еще по темноте пройти заранее навешенные перила. Перед тем желательно было хотя бы относительно сносно отдохнуть и как следует подготовиться. Координаты стоянки у подножия: N 42.1702960, E 78.4219200, высота 3600.

Предпровес у подножия Кулуара Гор, 2-я и 3-я веревки

Погода в этот день была так себе, умеренный снегопад. Предпровесом занимались с 10 утра до 2 часов дня. Неожиданные проблемы начались практически сразу. При первой попытке прохождения бергшрунда Ване удалось в него провалиться таким образом, что его с головой засыпало остатками снежного моста, и он с трудом выбирался. Дальше две веревки подряд кулуар был покрыт снегом, проблематичным для закрепления станций. Пришлось отклониться влево под скалы и сделать две станции на них. Но так или иначе, пять имеющихся у нас статических веревок были провешены, верхняя станция закреплена уже за лед, и дальше тоже продолжался матерый лед, насколько было видно глазами. Поверхность Кулуара Гор идеально выровнена, как будто по гигантской линейке, так что из любой точки желоба он виден на всем своем протяжении. При этом масштабы таковы, что его скальные борта далеко вверху сходятся в точку, как сходятся рельсы на горизонте.

Фото Кулуара Гор от подножия во время предпровеса

С вечера группа на низком старте. Все подготовлено к раннему выходу. Сухпай роздан по карманам. Напомнили на всякий случай, чтобы все тепло одевались и обувались: не дай бог руки-ноги замерзнут, отмахивать их там на косогоре будет крайне неудобно. Сам тоже у себя в пластах родные вкладыши заменил на более теплые глетчеровские, настало время. Рюкзак Артема полностью разгрузили и раздали содержимое по людям. Предупредили, чтобы утром все не забыли надеть стремена-крюконоги и приготовить по паре зажимов, чтобы при необходимости можно было в любой момент перейти с обычного жумара на стремена и обратно, с ледовых инструментов на фифы и обратно.

- Ах, да! Мужики, свежие батарейки поставьте в фонари, чтобы не сдохли до вечера! А то кто его знает, во сколько завтра закончим...

Групповое фото на фоне Кулуара Гор в день перед стартом. Слева направо: Артем, Костя, Коляныч, Иван, Колян, Леха, Серега. Мы с Саней фотографируем. С вымпелом: Альпиндустрия-Новосибирск немного помогла нам, дав скидки на снаряжение.

5 января наш момент истины: штурмуем Кулуар! С места ночевки вышли в 5:00, пешком по вчерашним следам поднялись под бергшрунд, и около 6 утра группа начала движение по предпровешенным перилам. Работать первыми Серега послал Артема и Коляныча, следом пошел сам еще с парой молодых - Иваном и Коляном. Преодолев некоторые тормоза у подножия (связанные с неудобными станциями в снегу и с одной сдвоенной веревкой), группа втянулась внутрь Кулуара Гор, как гирлянда с фонариками, распределилась по перилам и разогнала маховик этой гирлянды, чтобы в нужном темпе снимать пройденные веревки и уносить их дальше наверх. Некоторые участники поменялись местами друг с другом, заняв более комфортное для себя место в общей цепочке. Я, например, первоначально поставленный где-то ближе к середине, переместился на предпоследнее место, чтобы в паре с Саней снимать веревки.

Костя и Леха перед бергшрундом, готовимся к подъему по веревкам
Светает. Группа проходит скальные станции.
Артем в полном обмундировании

В группе было пять статических веревок и одна динамическая. Лидер шел со страховкой на динамике и одновременно нес с собой статику для постановки перил. Ледобуров у нас было с хорошим запасом, что позволяло не слишком заморачиваться вопросом, в какой момент сколько именно их на ком висит. Все буры были заранее снаряжены оттяжками с карабином. Статические веревки одинаковой длины 50 м, динамика - метров на 6 длиннее. Две веревки из пяти статик у нас были синего цвета, две оранжевые и одна зеленая. Для более простой арифметики мы подсчитывали, сколько раз повесили зеленую, и результат умножали на 5.

10 утра. Вырвались из заснеженного пояса на ледовый оперативный простор.

Снег в нижней части кулуара кончился быстро, дальше пошел лед. Идеально ровный, без каких-либо трещинок, ступенек, без локальных выполаживаний. Везде одна и та же крутизна, как по линейке. Где-то лед был покрыт тонким слоем фирна, и тогда мы старались использовать эти фирновые пятна, чтобы меньше напрягать ноги. Тем временем рассвело, можно было выключить и убрать фонарь. Выше, в средней части кулуара, лед стал везде голый, я там перешел на подъем со стременами, силы надо беречь, они впереди еще пригодятся...

12 часов. Виден характер и профиль Кулуара Гор.
Вдали Иссык-Куль

Потом еще выше стали появляться фирновые пятна, и я опять убрал второй зажим: на одном жумарится чуть проворнее. Часто всматривался в левый (орографически) скальный борт, по ребру которого я ходил в 2013. Пытался распознать запомнившиеся ориентиры, чтобы оценить, какая часть пройдена и сколько еще впереди осталось. Однако знакомых мест опознать не удавалось, не те ракурсы, и местонахождение свое на склоне было не с чем сопоставить.

Два часа дня. Мы рубимся уже 9 часов, а борта кулуара все так же смыкаются, как параллельные прямые, пересекающиеся на бесконечности. Неужели он на самом деле такой длинный?

Сверху постоянно сыпется и стучит по каске какой-то песок и мелкие частички то ли льда, то ли фирна. Сыпется постоянно, и не похоже, чтобы это было из-под ног участников. Пришел к такому выводу: наверху, скорее всего, сильно дует, и это ветер сдувает со скальных полок песок и частички снега. Нас самих от южного ветра прикрывает северная Джетыогузская стена, но попавшим внутрь гладкого кулуара песчинкам не за что зацепиться, и они летят через нас. Ничего более крупного сверху не прилетает, опасности нет, однако эта "вертикальная" метель действует на нервы, а также периодически залепляет балаклаву вокруг морды лица...

Припорошенная морда лица Коляныча

Доходит пятый час вечера, скоро начнет темнеть. Предварительно мы имели в виду: в зависимости от достигнутой высоты будем либо терпеть по темноте дальше до верха, либо заранее высматривать на скалах перспективные места для ночевки. Хорошо заметная желтая пуховка Коляныча по-прежнему мелькает далеко вверху, в районе плавного поворотика кулуара. Кажется, что оттуда до верха совсем чуть-чуть, и похоже, что мужики все-таки решили не останавливаться, а долбить до конца. Я ходил в 2013 по ребру рядом с Кулуаром Гор и помню: от поворотика до верха еще дохрена, визуально расстояние скрадывается, но на самом деле там добрая треть пути. С другой стороны, здесь внизу мое дело маленькое: утаскивать наверх веревки. Ладно, может, и к лучшему, может, и правильнее будет до верха дотерпеть...

Полпятого. Начинает казаться, что прошли все-таки больше, чем осталось...
Впереди поворотик. Кажется, вот он уже, выход наверх, но если присмотреться...

Стемнело, похолодало, и снова замелькала гирлянда фонариков на ледовом косогоре. На автопилот не переходим, техническая работа не дает совсем заснуть. Но темп движения группы явно замедлился: все-таки усталость к третьему десятку веревок никто не отменял. Выше поворотика опять стал появляться голый лед, все дольше приходилось давать дуба на станциях в ожидании команды "Свободно". Сколько до верха, и что там делают наши забойщики Коляныч с Артемом, никто определенно сказать не может: то ли нужны еще веревки, то ли нет, то ли пять веревок осталось, то ли пятнадцать. Ладно, сколько есть веревок, все наши, какая разница...

Но чур меня, что это?? На станции висит чей-то рюкзак. Мало того, что тащим две веревки, нам еще и рюкзак оставили? Тут сверху приходит долгожданное известие: веревки больше не нужны, забойщики достигли конца кулуара. Просто все вылазим наверх, забирать веревки будем утром.

10 вечера, встроенный GPS замерил 4650. Коляныч только что вбурился в край кулуара, Артем дожимает последний шаг. Это победа!

Наконец, в полдвенадцатого ночи подъем закончил и наш арьергард. Длинный и прямой кулуар, как по угольнику, резко переходит в плоское плато. Последняя, 23-я веревка забурена, по сути, в край этого плато. Дальше все пешком, палатки можно ставить где угодно, мы располагаемся в мульдочке в десятке метров от конца перил. Последние пять веревок и два рюкзака оставлены на склоне, за ними пойдем завтра, а того, что с собой, до утра хватит. Есть палатки, есть теплая одежда, есть газ, есть что попить и подкрепиться, что еще уставшему человеку надо...

Стоянка на выходе из Кулуара Гор

Наша группа прошла 23 веревки за 18 часов, в среднем около 40 минут на веревку. Для многочасового ледового подъема с крейсерскими рюкзаками - это нормальный темп.

6 января подъем сделали поздний. В 11 утра отдохнувшие участники сходили в кулуар за веревками, разобрали все станции, подняли два оставленных рюкзака. После позднего обеда решили, что нет смысла вечером дальше идти, заночевали снова на том же обжитом месте.

Подъем оставленного снаряжения из кулуара
Оглядываясь на пройденное
На горизонте зимний Иссык-Куль
Групповое фото на перевале на фоне пика Каракол. Слева направо: Серега, Леха, Костя, Иван, Коляныч, Артем, Колян, Саня. Я фотографирую.
Я и Колян у тура
7 января двинулись дальше по маршруту. Кулуар Гор остался за спиной - это самое низкое понижение в правой части кадра, откуда ведет цепочка наших следов.

За сим можно считать перевал Кулуар Гор успешно пройденным. Тур построили рядом - на скалочках, называемых пиком Единства Народов. 7 января продолжили движение по маршруту. Куда и зачем пошли дальше - материал для другого поста. Здесь у нас все-таки рассказ про Кулуар Гор, перевал в память о Горелике, и не надо то и другое мешать вместе.

Вместо заключения

Красив Кулуар Гор, перевал, о котором двадцать лет назад мечтал Виталька. Прямой и устремленный вверх, как тысячеметровая стрела. Неплоха и реализация: перевал пройден как часть линейного маршрута, на подъем с определяющей стороны, зимой, в хорошем темпе и без остановки. Настоящая 3Б, без халтуры и в духе лучших туристских традиций. Мы считаем: Вит не обиделся бы, если бы узнал, что именно этот перевал, а не какой-нибудь другой, прошли и назвали в его честь.

И пусть память о Виталии Горелике останется в этом перевале, который когда-то был его мечтой. В красивом перевале с красивым названием: Кулуар Гор.

Киргизия, Терскей, январь 2020 года

Красиво и достойно!

Круто!
Прошёл только один месяц,
а я вижу уже по претенденту на 2 номинации на ХП-2020.
Хороший старт в этом году!

Жора, я знал, что ты крутой, но не предполагал, что настолько!

Красиво и достойно!
Светлая память Виталию...

Интересно, почему этот кулуар альпинисты не прошли раньше? Там же несколько раз очный ледово-снежный класс проводился.

видимо простреливается в теплое время

Вероятно

Есть альпинистский маршрут по скалам левее Кулуара Гор - пик Единства Народов, 5А, пройден летом с тремя ночевками.

Эх... Да, Жора, аж завидую... Спасибо! Хорошая память о Виталии... Я, правда, тоже в хорошей зиме - болтаюсь между Якутией и Амурской областью на Силе Сибири. Морозы так себе, после нового года ниже -40 ни разу не опускались, а до нового года - только изредка, и всего-то нижняя точка была где-то на -47. В общем, тепло. И главное - солнечно. Столько солнца зимой очень давно не видел. Красиво здесь... Приеду - выложу пару фоток...

Спасибо, Толик!
В хорошей зиме с солнышком и здоровым морозцем - своя энергетика.
Мы, наоборот, в походе почти не видели солнца. В небе все время стояла какая-то дымка. Плюс к тому, рядом с северными стенами главного хребта (мы за этими северными стенами от юго-западных ветров прятались) - часто солнце просто не доставало. Пройдет по южному склону в паре сотен метров от нас, да так и уйдет, не осветив.

Браво!

Круто сходили, крепкая команда!
Светлая память Виталию!

Только сейчас пришло в голову некое суеверное совпадение.
Прошло 23 года с тех пор, как мы заприметили эту линию и начали называть ее между собой Кулуаром Гор. И в длину этот кулуар как раз 23 веревки.
Как будто с тех пор, с 1996 года, каждый год к нашему опыту добавлялось по условной веревке. И только когда их количество достигло необходимых двадцати трех, мы стали готовы к тому, чтобы пройти Кулуар.

Поздравляю, красивый маршрут, отлично прошли!!!!!!!!!!!!!

Невероятно круто! Отличное сочетание спортивности и духовности! Проскочить такой кулуар за день, зимой, большой командой! Да еще с глубоким внутренним смыслом!

Очень здорово!!! Круто!!! Нет слов, чтоб высказать восхищение.

....я, конечно, вернусь и в мечтах и в друзья...и в названиях гор,Жора ты ошибся...вас было десятеро!

Прекрасные слова, лучше и не скажешь. Спасибо!

Показать комментарий

От хижины до хижины ходить - ума много не надо. А вот как с баулами, да зимой, на на пару-тройку недель, да еще с таким маршрутом, да с полным отрывом от цивилизации! Это особые стратегия и тактика, особые задачи и методы их решения, и, конечно же, поход, это марафон, а восхождение, это скорее спринт, совсем разные дисциплины. И не стоит забывать, что в нашей стране, и рядом с нею, еще остаются такие места, которые доступны только в формате горных походов.

От хижины до хижины?) Спринт?)) Коптевой и Ко об этом расскажите, которые 38 дней на стене Транго провисели. С баулами , кстати. Спринт, ага)))

С вершиной по быстрому - это конечно разумно.
Остается только вопрос, как из хижины до хижины сходить на Гор зимой за такое время, чтобы не пришлось тащить палатку и еды на неделю, ну т.е. баулы не набивать...

Не понятно только зачем Вы это написали? Типа чтобы дискуссию раскрутить (говно в вентилятор)? Если у Вас есть свое мнение на эту тему и Вы в нем твердо уверены, оставайтесь при нем, зачем свое пренебрежение к горным походам суда вываливать, тем более в эту тему. Люди занимаются теми видами активности которые им интересны.

Нормально же общались, чо ты начинаешь?!

Дабы разрядить дискуссию, анекдот:
Сходил как-то спелеолог в горный поход, товарищи у него спрашивают, как оно там. Да, говорит, фигня какая то. Сначала две недели забрасывались, а потом сели в поезд и домой.

странные вопросы вы задаете. очевидный же ответ - люди ходят то, что им нравится. и, кстати, давным-давно уже в тур.походах ходят на вершины, в том числе и по сложными маршрутам.
Не удивлюсь, что именно в тур.походе совершат что-то подобное супер-траверсу Хрищатого...

Рюкзаки у туристов - не цель, а средство прохождения маршрута.
Штанги на вершины туристы еще пока не затаскивали.

Это удел Саши Сухарева и иже с ними, которые нормальные маршруты не ходят - лишь бы выпендриться.

Спасибо, ребята за Горелика, за память о нём. Помню его хорошо по 1982 году. Врачевал их команду на вооружёнке. Потом имел честь спасти с ними и с туристами человека. Написал потом рассказ - Согревая теплом своим. Виталик лёгкий был человек, хороший. Не надо на этом посте старых споров. Давайте лучше нальём, что у кого сейчас есть и залпом помянем этого светлого человека

Не было Виталия на вооруженке в 82,вы перепутали,он помоложе будет,с 1967 г.

Георгий, чтобы вся наша общественность могла осмыслить незаурядное достижение Вашей команды, и понять, из чего оно складывалось, подбавьте нам информации!
1) Что там было с температурой ? Хотя бы по ощущениям.
2) Как насчет веса рюкзаков, прикидывали? Мы уже поняли, что на 9 человек было 6 веревок, 2 палатки и т.д. Но все-таки, хотелось бы понять, с каким весом Вы пилили наверх.
3) Что получилось с едой и питьем? Можно как-то оценить, сколько примерно в среднем на человека съели и выпили за этот сумасшедший подъем?
4) Судя по скорости, все отработали, как швейцарские часы, ни одного лишнего движения, все шестеренки крутились, как надо... А были у Вас варианты для нештатного развития ситуации? Например, как бы организовали внеплановую ночевку в кулуаре? Была ли связь с Большой землей или упор был сделан на готовность команды к самоспасению?

Заранее большое спасибо!

1. По температурам.
В азиатских горах, в т. ч. на Терскее, температурной инверсии нет. Чем выше, тем холоднее. Обычно там зимой на 3000 в лесу днем на солнце около нуля, на 4000 на перевалах -20, на 5000 за -30. В этот раз, по ощущениям, было что-то похожее.
Зимой в горы нельзя брать с собой термометр. Он деморализует. Как только увидал, какой же на самом деле дубак, так боевой дух сразу падает. Мы его и не брали, чтобы не знать.
В день подъема по Кулуару Гор, по ощущениям, было не очень холодно. Ну, может, те же -20 и было. Северная стена от ветра прикрывала, но она же и закрывала солнце. На верхних станциях мерзли сильнее, особенно когда уже стемнело.
Потом, когда после Кулуара еще дальше вверх пошли, стало явно холоднее. Под Караколом слегка за -30 с ветерком было точно. В фотоаппарате наводка на фокус замерзла так, что не наводилась даже вручную. В -25 она у меня оттаивает. Индий ночью намерзал не только внутри палатки, но в некоторых местах даже внутри спальника.

2. По весу.
Я оцениваю, что рюкзаки были под 30 кг. Мы разгрузили первого полностью и второго частично, и груз распределили между остальными. Часть снаряжа в работе, а не в рюкзаках, но веревки наверх все равно тащим, так что, наверное, примерно то же и остается. Жратва у нас была на 6 дней.

3. По жратве.
Завхоз, наверное, мог бы сказать точнее. Я припоминаю, что по карманам раздали по стандартному куску колбасы и сыра, несколько сосибельных конфеток, маленькую горсть орешков, две или три фруктовых пастилки, ломтик сушеного манго. Примерно как на обычном обеде. Под питье у нас было два термоса на 1.2 и 1.0 литра, но их же на склоне неудобно доставать из рюкзака и наливать, так что их допили наверху, когда уже поднялись. А так, кто хотел, наливали себе воду в бутылек и несли при себе в каком-нибудь кармане. Лично я не наливал и сам воду не пил совсем (не потели, и жажды не испытывали), а большую часть карманной жратвы в течение подъема зажевал.

4. По тактике.
Для связи был спутник, страховка и предварительная договоренность с Большой землей о спасах на случай чего. Естественно, мы старались не проверять действенность этих страховок и гордимся, что это нам удалось.
Под Джетыогузской стеной связи не было, потому что северная стена загораживает тураевские спутники. Мы заранее предупредили своих кураторов дома, что от нас несколько дней (пока не вылезем наверх) сообщений не будет, чтобы не волновались.
Возможная ночевка в кулуаре была запланирована: если мы к сумеркам находимся еще далеко от верха, то перемещаемся с веревками на правый (орогр.) скальный борт, ищем там подходящую полку, делаем ночевку (лежачую, сидячую, как повезет), на следующий день возвращаемся в кулуар и продолжаем подъем. Если же мы успеваем залезть достаточно высоко, то терпим еще сколько надо по темноте до конца, что и реализовалось.
Нам удалось избежать непроизводительных потерь времени, и только на последних веревках, когда уже было темно и печально, чувствовалось, что некоторые участники вымотались. Поэтому и оставили до утра два рюкзака на перилах, но это было не критично.

Позже (как дообработаем оставшиеся фотографии) сделаем отдельный рассказ про весь маршрут, там будет больше информации.

>3. По жратве.
Завхоз, наверное, мог бы сказать точнее.

Тогда точнее:
По еде. Был роздан обед(30гр сыра, 30гр колбасы, 40гр сладкого, 20гр морепродукты), за исключением сала и сухарей - их в карман/пакет решили не класть, может и зря. Был роздан весь дневной перекус, на данный участок - батончики орехово-злаковые(80гр, 350ккал/100гр), так же дополнительно какое-то количество орехов, суш.манго, конфет сосательных, что оставалось с предыдущего кольца и было учтено. На деле это наверное 1,2-1,5 дневная норма обеда и перекусов. По сути объем был где-то такой чтобы не мешал, хотя в городе думал, что будет либо ночевка либо пройдем быстрее.
По воде. Кто какие бутылки выбрал в такие и набирали чай/воду на подъем. Я свою воду(200мл) выпил где-то часов через 5 после старта, чтобы мучительно больно не смотреть на лед в бутылке вечером.

Точно знаю что, часть людей съела в момент раздачи перекусы, часть в первые часы на старте.

Кстати, когда вышли наверх, готовить нормальную еду не стали, поели сладкого, попили сладкого и решили не готовить, хотя времени на сидение, отдых и питье потратили достаточно чтобы и сготовить, и съесть.

По тактике, после обработки увидев, что кулуар из себя представляет,моё решение было, что кулуар проходим за день, поэтому и шли до упора. по поводу мест ночевки , пересидеть можно было бы , что найти, но не имело смысла, потому что проще идти сразу до конца, поэтому и были разгружены два лидера( на всякий случай)по сложности это маршрут Лоу на Корею ( ала- арча), ещё до того , как берег там разошёлся.

Потрясающе! Нет слов для восхищения!

Хорошая память!.

С 2006 бережно храню Виталино и Глебово пожелание,написанное на Южном.

Красота! Интересно, кто первый спустится по нему на лыжах?

В смысле, на коньках хотели сказать? Виктору Ану можно попробовать предложить...

Тогда уж бобслей, и то крутовато.

Это бобслей. У нас один участник уронил верхонку. Долетела, как позже выяснилось, до самого низа кулуара и аккуратно легла прямо на тропу, проходя по которой через 6 дней мы ее и подобрали. Рядом лежала бутылка, оброненная с верхотуры другим участником. Он побренчал над ухом льдом в бутылке (неделю назад налитая вода давно замерзла) и с сожалением ее выкинул.
Не исключено, что на лыжах можно попытать удачи летом, Кулуар Гор летом бывает заснеженный.

В смысле выкинул бутылку? В горах просто выкинул мусор? Так вот почему в горах так захламлено...

со снегом очень повезти должно если март, апрель, май будет снежным июнь вполне реально.

Вот это ПАМЯТЬ о друге! Мужики,вы - настоящие

Вау! Какое место! На лыжах май/июнь просто потрясающая линия! Спасибо вам за материал, очень интересно и позновательно.

Удастся съехать - расскажите. Будет потрясающий экшн!

Сгоняю летом просто присмотрюсь. По факту должен быть особый год снежный. У нас в Заилийском таким был 2016, что позволило съехать по стене с пика Талгар 3б/4а. Другие года до и после по условиям были не подходящие. Не слишком тепло, а то камнями убьет и где-то через день после небольшого снегопада + небольшая фирновая подложка.

Да, безусловно, линия очень красивая и мощная! Сам катаю на доске, но лезть туда вряд ли решился бы - либо будет слишком жестко (фирн + лед), либо лавиноопасно. Если что-то пойдет не так, придется бобслеить целый километр, да еще и с двойным дропом через скалы в нижней трети кулуара (если судить по лавинным выносам и ориентироваться на линию падения воды).
В любом случае желаю Вам удачно сходить в разведку! Ну а если план спуска успешно реализуется, будет вдвойне интересно почитать про Ваши пару минут зашкаливающего адреналина.

кстати, а чё там за хрень с переименованием Огуз-Баши в "Пик Бориса Ельцина"? чё за бред сивой кобылы?

Из Mountain.RU
В июле 2002 года по приглашению Президента Кыргызской Республики Аскара Акаева нашу республику посетил первый Президент Российской Федерации Борис Ельцин. Выражая почет и уважение высокому гостю, было принято решение провести восхождение на один из пиков хребта Терскей Ала-Тоо и назвать его именем Бориса Ельцина.
По распоряжению губернатора Иссык-кульской области Э. Анапияева, была создана команда из ведущих альпинистов Иссык-кульской области и альпинистов из России (г. Тольятти). Команда была создана по принципу представительства коллективов и схоженности в связках.
Цель восхождения - Центральная вершина массива Огуз-Баши 5168 м.
Задача команды - подняться на вершину и оставить в туре памятный вымпел с распоряжением губернатора о переименовании п. Огуз-Баши Ц. в пик Б. Ельцина. Команда совершила восхождение в первых числах октября 2002 года с юга по новому маршруту (предварительная оценка – 4Б, снежно ледовый) ввиду того, что традиционные маршруты с севера в это время года лавиноопасны.

Да, нелогично. Логично было бы Огуз-Баши в Туркмен-Баши переименовать! А ещё лучше в Пик Сказочный в честь Верховного Правителя Руси!

Рассказ обо всем походе, в котором был пройден Кулуар Гор, опубликован здесь.