Сплав на байдах по Охте (Карелия)
Опубликован отчет о сплаве на байдарках по реке Охта (Карелия) в июле 2019 года:
http://tkmai.ru/heading/papers/2122/Ohta_3ks_Jul_2019_Pimenov.htm
Охта – одна из культовых рек Карелии. Первая часть реки преимущественно озерная, основная техническая часть начинается только с порога Хемег. Однако, уже на первых километрах можно увидеть главную реликвию реки – церковь Николая Чудотворца на острове Троицы на озере Муезеро.
Пройти Охту и заглянуть на Соловки – хороший способ провести лето.
Отчет интересен попыткой представить обновленную лоцию реки.
Уточнены ориентиры порогов, их координаты, километраж и время прохождения.
Так же в отчете приводятся схемы и раскадровка (из видео) прохождения порогов.
К сожалению, из-за формата представления материалов продублировать лоцию на Риске не представляется возможным.
Отчет дополняет видеофильм (в начале поста), снятый по ходу сплава и содержащий кадры прохождения основных препятствий.
Нитка пройденного маршрута: оз. Муезеро – остров Троицы – Пл.3 – Юляозеро – Пл.4 (2) – пор. Немес – оз. Лежево – Пл.5 – пор. Мельничный – пор. Пебозёрский (2) – остров Добрых Духов – Пл.6. – пор. Пичепорог (2) – пор. Кожаный – пор. Ойнегайне (2) – пор. Лоуна (2) – пор. Хемег (3) – третья ступень пор. Кивиристи (3) – пор. Печкопорог (3) – пор. Тютерин (4) – пор. Охтопорог (3) – Подужемская ГЭС.
Карта маршрута:
На острове Троицы мы посетили церковь Николая Чудотворца, великолепный образец архитектуры начала XVII века. К сожалению, слишком мало уделяется внимания вопросу реставрации этого уникального памятника.
Преодолев пару порогов второй категории, по озерам и по преимущественно спокойной воде реки дошли до острова Добрых Духов. Много хороших просторных стоянок.
С порога Хемег начинается техническая часть реки:
Легендарная вторая ступень порога Кивиристи:
Третья ступень Кивиристи:
Душевный Печкопорог:
Тютерин:
Охтопорог:
«Финская свеча» - развлечение на стоянке у Охтопорога:
После похода съездили на полюбившиеся нам Соловки.
В заключение слайдфильм о Севере Европейской части России, который объединяет кадры, снятые по окончании спортивных походов в 2017 и 2019 годах:
Место: Карелия
24
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
И что сходили и что разместили здесь.
Давно ничего про походы по Карелии не было
Этот поход стал продолжением череды детских походов.
Дети выросли, стали подростками и, имея за плечами больше десятка походов, доросли до горных троек с Эльбрусом и водных троек на байдарках по Карелии.
Только поверх спасжилетов ветровки одеты.
За исключением стоянки на Охтопороге, остальные стоянки были достаточно приличные, приходилось конечно остатки мусора предшественников бросать в костёр, но без откровенных помоек. Ещё на острове Добрых Духов сложная ситуация, т.к. у некоторых посетителей отсутствует напрочь чувство вкуса, оставленные ими художества больше напоминают помойку, чем произведения народного творчества. Да и обычного мусора тоже с избытком.
>>Сам я бывал в тех местах в середине 90-х, в августе - воды было поменьше но погода была более солнечная и по комарам было вполне терпимо. А судя по видео, у вас настоящая карельская погодка, с ветерком и дождичком.
Как нам рассказали местные жители, в это же время в 2018 г. было плюс 30.
У нас было от 12 до 6 градусов. Каждый день дождь. Комаров и мелких кусачих мух с избытком.
Где она настоящая карельская погода - не знаю ))
>>Так что спасжилеты под ветровками ещё и грели! Зато не душно.
Это - да. Да еще и за юбки не заливает.
>>Байдарки у вас классные, то, что надо для такого маршрута. Как они называются и какова их грузоподъёмность?
Байдарки - Хатанга Спорт 3 (в большом отчете, что указан по ссылке в начале отчета, это написано прямым текстом). ТТХ не помню, но в инете они легко ищутся вместе с характеристиками.
>>Как проходили Тютерин? На Тайменях мы его тогда обнесли, адмирал говорил, что на байдарках он не идётся (правда, группа была неопытная, да ещё с ребёнком).
Прохождение Тютерина можно посмотреть на раскадровках (в отчете по ссылке) и на видео.
На видео прохождение показано, как от "первого лица", так и с берега.
Что можно было описать словами - отразил в лоции (опять таки, в отчете по ссылке).
На видео (где от первого лица) виден последствия удара волной, когда дернулась байдарка. От этого удара Таймень мог сложиться. Но когда это останавливало спортсменов на Тайменях? ;)
По малой воде Тютерин сложно проходить, потому что скалы легко могут разрезать шкуру, хоть катамаран, хоть Тайменя. А таймень ещё может и поломаться. У нас воды было достаточно, сложность в аккуратном прохождение между множеством мощных косых валов и бочек. Да и шли мы груженые. У нас центр тяжести значительно выше, чем у Тайменей.
То, как вас остановило в Тютерине я хорошо разглядел. По малой воде там вообще зуб торчит и струя прямо в него шарашит, отвернуть трудно. Зато раньше там был короткий обнос через солнечную полянку, а судя по видео, сейчас эта полянка заметно подзаросла.
С погодой вам "повело", вы же спортсмены:) "Большому кораблю...", как говорится.
Но Острове Добрых Духов появились новые поделки на космическую тематику, а попавшая в кадр маленькая избушка, стоит там, как минимум,с 86-го года.
Интересные байдарки начали выпускать. Грузоподъёмность, всё равно, маловата для меня (110 кг на одну тушку). Неужели достаточно жёсткая? Какова на ходу? На видео её вроде не складывает в том же Тютерине и при заходе в третью ступень Кивиристи.
Сами мы впоследствии ходили по Карелии и Кольскому на катамаранах и "кастомной" "Танго"(5м), от Рафтмастера у неё грузоподъёмность 320кг для 4,5 м варианта. Лодка надёжная, но курс держит нге очень и по гладкой воде на неё угребёшься. На жёстких валах её ощутимо складывало и иногда она работала как катапульта. Хорошо, что пороги там, в основном, короткие (на Кутсаёки не ходили).
Дополнительную жесткость Хатанге обеспечивает надувной "матрас" на дне, он встаёт в распор под баллонами. Стабильность конструкции, даже груженой можно увидеть на трамплинах порога Хемег. Но В Тютерине первый вал ударил по одной из лодок слишком жестко и сильно, и нос байды немного сложился, что видно на фотокадре выше. В то же время весь поход пройден без единого киля. Нос у байды так сложился первый и единственный раз за всё время использования Хатанги.
Отрицательным последствием матраса на дне является плоское дно, что снижает курсовую устойчивость. Вторым отрицательным моментом является малый внутренний объем, и в походе значительный объём груза приходится выкладывать на деку, повышая центр тяжести. С другой стороны, при наличии сомнений, груз с деки легко снять и обнести на сложных участках.
"Трамплины" порога Хемег.
Удар по носу в Тютерине.
Приглядевшись внимательно, обнаружил складывание лодки на одном из фото. Но, продольная жёсткость у Хатанги всё-же повыше, чем у Танго, возможно из-за наличия жёстких элементов в носу и, может быть (?) более нового материала шкуры. А так, дно Танго состоит из 4-х или 5-и (сейчас не помню) баллонов и я специально при заказе отказался от "системы самоосушения кокпита", представляющей из себя дыру с утягиваемой юбкой, но всё равно, продольной жёсткости частенько не хватало.
При надутии "матраса" они распирают лодку.
В целом конструктив лодки мне нравится, пока считаю это лучшим выбором под наши цели и задачи.
Вы, оказывается ещё и поход по Керети выложили когда-то, я не заметил, теперь посмотрю вечером.
Кереть мы ходили втроём с женой и сыном в июле 2008 года. Воды ВО!, прибрежные кусты наполовину затоплены. Народу - почти никого, встретили всего пару групп. По незнанию, выгребали до Оленьего днём... Догребли! Наша Танго тогда хорошо себя показала.