Дань Дугобе

Пишет Fredor, 23.11.2019 11:42

Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба)
Идея поездки в Дугобу возникла не случайно - у всех троих отпуск был только в сентябре. А дальше проще - Юра заявил, что хочет посетить новый район (Это почти весь Кавказ отпадает, плюс решили, что в сентябре на Кавказе шанс встрять с непогодой поболе, а значит надо ехать в теплую Азию! В Фанах (Аллаудин) парни были в прошлом году, в Туюксу отсутствуют 5Б, значит остаётся Дугоба с ее одинокими вершинами.
Сайт (http://dugoba.com/ru/index.html) содержит подробную информацию о районе, маршрутах и остальной светской жизни.
Необходимо и важно списаться с хозяевами альплагеря и заказать пропуска через Узбекский анклав (в целом - это единственная преграда на пути в Дугобу).
И вот мы в Оше, я думаю про этот "оазис жизни" большинство читателей риска знают и расскажут больше и интереснее, единственное что отмечу - закупайтесь в гипермаркетах (их там два), а не на рынке – проще и обманутыми не останетесь.
Вся дорога от Оша до альплагеря (с учётом пересечения двух границ) заняла 5 часов. Машина довезёт вас до домиков, так что со скарбом можно не стесняться. Мы тоже не постеснялись и оставили все мясо и сыр в "Четвертом Риме" (прим. - Ош).
Альплагерь находится в конце ущелья, есть все, что нужно для жизни (газ, душ, стиралка, особенно будет мазолить глаза красотка баня с бассейном, набранным из горной реки).
Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба)
Возле альплагеря есть пробитые скалы, где можно разлазаться.
Напротив скал видно былое величие альплагеря, выглядит все торжественно и грустно, зайти стоит.
Теперь про планы. Конечной целью выезда была гора Узбекистан по Северо-Восточной стене (5Б - 5150), под неё и готовились.
За два дня (туда-обратно) с небольшим грузом забросились на нижние Акташские ночёвки (3600 н.у.м), откуда и сходили первые две горы.
Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба)
Сразу оговорюсь - на мой взгляд, в настоящий момент, маршруты Дугобы представляют из себя различные комбинации первопрохождений. Не самые ясные описания ~70-80х годов, а также несколько изменившийся рельеф внесли свою лепту. (А может наш уровень подготовки не соответствует выбранным маршрутам, пусть читатель решает сам).
Первая гора - Крестьянка (4200, 3Б, около 12 веревок).
Сразу было видно, что гора сыплет. Почти все прошли одновременно, но попердеть пришлось. Отмечу 15-метровую стенку- живую развальню без страховки с 5+ лазанием, где по лицу Юры было видно, что он очень хочет надеть, оставшиеся внизу скальники.Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба) Стартанув в 6 утра, были на вершине к 15:00. В 16:30 - в лагере потягивали чай. Отсутствие акклиматизации и жара нас сильно вымотали. Спускались по сыпухам слегка «варённые».
Маршрут не рекомендуется к посещению, свистит как под Сталинградом. По каскам периодически прилетало, а при одновременном движении количество камней удваивалось. Брррр.
Вторая гора - Мехнат (4400, 4Б по В. ребру, около 16 участков по
30-60 м.).
Маршрут хороший, много интересного лазания, с точками проблем нет, но тоже, эпизодически, летит. Есть возможность выбирать варианты прохождения, чем мы не преминули воспользоваться и отчасти, залезли свой вариант. Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба)
Когда лез, распорол любимые сплавовские мембранные штаны. ****! Лишь бы дождя не было.
Внизу приходили и уходили облака, как прилив на море. Красота.
В основном встречается 4шное лазание, 3-4 20ти метровых участка пятой категории.
Работали в среднем темпе, но к 19:30 вышли только на предвершинный гребень, а по описанию вниз предстоял непростой спуск. Вообще, там 1 дюльфер, но вниз идёт сеть очень запутанных и не самых безопасных кулуаров, обрывающихся бараньими лбами. Предшественники на ночном спуске заложили 6х40 м дюльферов).
В сентябре, в 20.00, уже темнеет! Начали вить гнездо, для "холодной". В 100 м от вершины неплохая ниша под каменюгой. У нас собой 3 изофолии, две полупуховки и литр воды! Шикуем!Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба)
Через изофолию пробивало безбрежное сентябрьское море звезд. Да и отсутствие каких-либо людей в округе добавляло шарма, я впервые поехал в горы без сборов. Дикая природа и мы втроём.
Вот чего так не хватало в громадном и спешащем мегаполисе. Юра с Игорем по краям, я в центре внимания, арррррива! Девять часов тряски, пения и подъем.
Спустились часам к 12, обезвоженные, а тут уже и солнце лёд согрело, можно водицы испить. Красота!
Оставили штурмовой лагерь и вечером уже спустились в базу. А там принялись за шикарный плов, который приготовила хозяйка базы – Лена Ананьева.
Кстати, говоря про горы. В основном, на пройденных маршрутах мы лезли по известняку с вкраплениями мрамора (или чего-то на него очень похожего), он очень сильно раздирает руки. После активных восхождений буквально было больно шнурки завязать.
День отдыха - созвонились с родными и друзьями-кураторами, которые отслеживали нас по спутниковому пейджеру. Оказывается, пару раз не ушли спутниковые сообщения с нашими координатами, так что ребятам пришлось поволноваться и срочно связаться с базой. Там тоже есть спутниковый телефон. Пришлось корректировать дальнейшее взаимодействие. Да, и сотовая связь и 3g есть в 20 минутах ходу от альплагеря.
С Мехната и Крестьянки на нас смотрел и подмигивал могучий красавец – Акташ 4800 по 4Б, маршрут (по С ребру). Лёд, снег и скалы с плановой акклиматизационной ночёвкой выше 4500. Хорошая проверка перед Узбекистаном.
Переносим лагерь ближе к маршруту. Всю ночь дует и сыпет. На утро проклятье коммунальных служб - 10 см снега. По нашей ледовой стенке съехала снежная сопля.
Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба) Ну, здравствуй, бархатный сезон:)
Идём вниз, все до пупа Сельского в снегу, знойные азиатские горы в момент превратились в заснеженные азиатские горы. Придется отсиживаться.Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба)
На следующий день решили залезть линию на «домашнюю гору» Малый Замок, которую Юра с Игорем просмотрели на спуске к альплагерю.
Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба)
По предполагаемой линии не получилось, помешал кулуар, вылезли что-то типа 3Б (6 веревок, скалы 3-5). С выходом на маршрут 2А. На вершину не попёрлись, всё таки день отдыха.
Так или иначе, но Акташ для нас был ключевой горой на пути к Узбекистану. Пришлось придерживаться запасного плана.
Идём на пик Конструкторов - монолитный, без снега, льда и воды. Перед ним запланировали на Калькуш (5А) - оригинальную линию Григорьева. В лагере встретили А. Тюлюпо и А. Кашевника. Парни сходили впечатляющую гору - Саук-Джайлоо по новому маршруту, ориентировочно 6А и только вернулись из далёкого путешествия. За чаем они показали будоражащую видео-нарезку их восхождений и дали пару комментариев по Калькушу и Конструкторам. На Калькуше Алексей на ключевой верёвке "придержался один раз рукой за точку" и сказал, что "ИТО брать не надо" :)
Ночуем под пупом, встаём в 4 и пошли под Калькуш.
Ключ на первых двух верёвках - Юрец полез. Сначала поворчал, потом поматерился, а потом полез 35 метров из 60 на ИТО (АI). Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба) Да и на второй веревке без железок не обошлось, всю снарягу оставил. Залезаю ко второй станции, а там станция на клифе:) В итоге, оставили на первых двух верёвках около 5 часов.
Много времени потеряли на 3х полуогородах, по 60 метров. Где нужно было лезть одновременно. Потом равномерное 4-5шное лазание.Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба)
Опять смеркается! Вершины опять не видно! Епрст... уже набитым взглядом начали искать место под берлогу.
Вылезли на полочку, и вот она - вторая холодная.
Я лег с краю. В комплекте у нас 3 лёгких пуховки, литр воды и полторы изофолии на троих. В этот раз холодная далась тяжеловато, не все ж в серединке нежиться. Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба)
Рассвет был красивущий - один из лучших на моей памяти. Рерих чётко знал, где черпать вдохновенье. Или у всех рассвет после холодной такой прекрасный?
Солнышко начало греть, стартанули. Ещё одна верёвка через небольшое разваливающейся нависание с элементом ито (1,5 м), потом 150м двоешного лазания. И час пешком до вершины по гребню.
Спускались своим, неклассическим, вариантом. С вершины чуть вправо и вниз на Юх по осыпям, затем два дюльфера (25 и 55 метров). Оставили по два сблокированных крюка на каждой станции. Далее можно валить вниз, но мы, с небольшим сбросом высоты, траверснули на перевал Четырех. Отсюда час ходу до начала маршрута на п. Конструкторов.Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба) Пол дела - заброска на 4000 - сделано!
Просмотрели места, воду натопим, не пропадем!
День отмокания в альплагере, без лишнего пафоса, там прекрасно. Хозяйка - Лена нас откормила до отвалу. Рекомендуется плов и пирожки - местная классика.
Вышли на п. Конструкторов. Под пупырем Сельского сбросили спальник для "фастэндлайта".Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба)
Путь проходит через перевал Четырех, от лагеря 7-8 часов, там был снег, который можно набить в герму (на п. Конструкторов можно не встретить воду). Спасибо предыдущему снегопаду. В иных погодных условиях воды на перевале и под ним НЕТ!
С перевала ещё час сброса (около 700 метров). Очень приятный спуск по сыпухе. И не приведи господь туда подниматься.
Садимся в палатку и тут опять снег с небес сыплет!!! Аааааа!! Я уже было расстроился, но нет, погода отступила оставив пару сантиметров снежного покрова.
Пик Конструкторов, по маршруту Краснухина, в целом, оставил приятное впечатление, стабильное лазание, есть куда положиться, монолитно. Лазание 4-5, с периодическими вкраплениями 6шного. Только последние три веревки проходят через сыпучие полки. Нужно быть начеку! Первая ночёвка на удобной полке. Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба)Перед ней, в огромных вертикальных промоинах, есть горизонтальные ступеньки с водой.
К 16:00, следующего дня, мы на вершине.Дань Дугобе (Альпинизм, дугоба) Пару дюльферов и пешкодралом идём вниз. Ночь поймала нас на высоте 3800, в зоне последних островков снега – остатки предыдущей непогоды. Еды больше не осталось, питались оставшимся изотоником.
Маршрут Краснухина на Конструкторов 5Б, по нашим ощущениям, проще оригинальной линии Григорьева на Калькуш 5А (хотя и протяженней). Но раз уж он в классификаторе 5Б, то рекомендуется как первый маршрут такой категории.
С первым теплом встали и пошли вниз. Надо отметить, что, в целом, раскладка на п. Конструкторов получилась довольно легкой. Где-то здесь мой последний жирок и сгорел. Парни чуток "поупитанней", быстро побежали вниз, а вот мне пришлось себя позаставлять двигать конечностями. Хотя дорога домой всегда приятна, чего уж врать.
Дальше два дня классических прелестей жизни постальпинизма в предгорье, и мы дома.
Что можно сказать про Дугобу?
Район разный (от откровенной развальни, до хорошего монолита), много чего можно сходить и первопроходить. И вообще, ножками ходить там можно много, мы 150 км находили, готовясь к восхождению на п. Узбекистан (а если бы на него пошли?). Логистика простая, не сложнее Арчи. Рекомендуется к посещению, особенно в сентябре.
Единственное, чего пожелаю - езжайте быстрее, пока туда не хлынули потоки людей, хозяйке на всех не приготовить :)

Была в Дугобе с папой в 1988-ом, в 13 лет. Потом мы уехали в Кара-Казык, там был Гаджир, пятерка-Б. Вы там не бывали? Спасибо за прекрасные воспоминания!

В Кара-Казык не заезжали! Рад, значит писал не зря...

В Кара-Казык с Дугобы немного далековато будет? Да и на Гаджир идти по моему это для тех кто не хочет далеко уходить он стандартного места базового лагеря и организовывать выше штурмовой ;)
В Дугобе был только в день заезда и выезда :) В Кара-Казыке месячная смена. Развалюхи в Кара-Казыке не встречал. Гаджиром потом назвал свою собаку (гора да, красивая, я бы сказал очень нестандартная) :)))

В 85 году ходили по этим маршрутам и в Кара-Казык тоже ездили.
И в 88 и 89 первые майские смены там проводили, чтобы разлазаться перед Аксу и Каравшином.

Я тоже в Дугобе был в 88-м новичком, к Гаджиру в перевальный поход ходили. А второй раз в 2009-м: старый лагерь заброшен и потихоньку разрушается, сейчас ездят в домики ВДВ, что выше по течению стояли (в свое время Володя Антипин эту землю выкупил и организовал альпбазу).

Надо же, в тот же самый год, что и мы. Мы в августе были в начале - перед Кара-Казыком и в конфе - после смены по несколько дней. Может, и встречались мельком ))

Читаю который отчет про Дугобу - как будто про другой район.
Был там в 1990 году, июльская 30-дневная смена.
Мехнат 4Б, Калькуш 5А, Акташ 4Б - все горы около 14:00 - на вершине, Мехнат, Акташ - с ночевок напротив Мехната (не помню как называются). Калькуш - с Пупа.
Ходили налегке, галоши, в рюкзаке - пуховка, про примус - не помню, вряд ли.
Недра, кто знает, тот поймет.
Ледорубы и кошки (Муравьевские) ВЦСПС (Акташ)

Видел отчет про Акташ 4Б с ночевкой.
Не понимаю.
Я не про то, что мы "типа крутые были", может условия поменялись, просто хочу понять.
Нас в лагере мариновали долго, занятия, заброски на Пуп, шампанское в Шахимардане, может все дело в акклеме?

По Мехнату вы отчасти правы. Скорей всего вы здоровые слишком были) У нас же и акклиматизации не хватало+из за нашего графика мы вышли на Мехнат на следующий день после Крестьянки и не успели восстановиться+ мы пролезли почти весь маршрут не по классике, а по Ю-В. стене. Вышли на гребень ребра за два участка до полки, где должен быть контрольный тур. Оцениваю этот вариант как 5а.
Маршрут Григорьева, на Калькуш, (в составе Дияров, Букреев...)был пройден в 1994г. В 1990 вряд-ли вы его ходили. Первопроходцы оценили его как 5Б. Его сейчас никто не ходит, т.к. старая 5а проще и она обходит все ключи. Ну и низкая наша скорость обусловлена нашей несхоженностью. Взаимодействие окончательно наладилось только перед 5Б на Конструкторов.

> Его сейчас никто не ходит, т.к. старая 5а проще и она обходит все ключи.

Согласен, про вторую часть предложения. Сам так лез. Но, показалось сложнее Мехнат 4Б.

Вам - ходить!
Удачи!

Все так и было...и в 80-е и в 90-е...

Молодцы, ребята! Вот я и узнал о ваших подвигах.

Нынче принято описывать свои путешествия и приключения для всего народа,что отлично,конечно,но,вместе с тем,делает автора уязвивым для всякого рода " кизяков" в свой адрес. Мое знакомство с Дугобой длится с 1971 по 2004 год. В 1995 - октябрьское восхождение на Калькуш по Григорьевской 5а в компании Григорьева+ 5 человек ребят,для которых эта пятерка была первой. В промежутке между этими датами были выполнение на третий разряд, неоднократные сборы, выполнение первого разряда в лагере ( кто знает,тот поймет, ЧТО это для девушки в те года), инструкторство в лагере, руководство сборами, 5 б на САГУ "по перьям". На всех упомятутых в посту маршрутах была,кроме Крестьянки,но мои ребята ее ходили на сборах,на 5а Калькуше - дважды по двум вариантам, неоднократо на 4 б Мехнат и пр. Не буду смущать автора поста временными раскладками своих восхождений, но я,мягко говоря,в недоумении. Если временной фактор все еще говорит о степени подготовки,то думаю,что вам,ребята,еще учиться и учиться,чтобы хотя бы не хватать " холодную" на обычных маршрутах,которые ходятся за 6-8 часов. Надеюсь,не обидела. P.S. Фото красивые.

Все так и есть, практически все маршруты делаются до обеда...
Очень удивили ночевки на простых маршрутах.
Там нужны четкие описания как по маршрутам , так и по спускам...
Иначе можно блуждать по осыпным скалам долго...
Дугоба - учебный лагерь, там нет ничего сверхъестественного почти ни на одном маршруте...
5Б, кстати, могли сходить и поближе на Двузубку по столбу!

Рассматривали этот маршрут. Но с Мехната Двузубка показалась развальнёй, в заборе доминирующей Сагу. Может это и не так, но проверять уже не хотелось. Да и не за галочками ходили, хотелось всё таки получить эстетическое удовольствие от пребывания в горах. С Перевала Четырёх посмотрели на п. Конструкторов и и вопросов больше не возникло куда лезть. Заодно посмотрели два новых для себя ущелья.

Всё верно, всё верно. Учиться и учиться! Парни со 2 м разрядом впервые пошли маршруты 4б-5б к.т. И нам никто не запретил, никто не предотватратил трагедию, как в 80-90. И пацаны работали первыми, и не побоялись написать о наших ошибках на маршрутах. Я и сам знаю что Мехнат без ночёвки идётся, даже по нашей линии. Нам на спуск не хватило часа светового времени. И что б не дюльферять, по неизвестным кулуарам, было принято решение ночевать. Поверьте, причины нашей ночёвки на Мехнате мы и без вас знаем, разобрали и приняли к сведению.
Но статья не об наших косяках, точней не только об них, товарищи!!!!). Она называется "Дань дугобе". Район забыт и в самое лучшее время года для восхождений там никого, кроме нас. Для этого даются все расклады по логистике.
P.s. первопроход (пусть и в конце марта) Григорьев, в компании мастеров шёл 22.5 часа, с ночёвкой. А в компании перворазрядников, тот же маршрут, идёт за 6-8 часов. Нестыковочка, в его отчёте на сайте ФАР, видимо, ошибка какая-то. А фото хорошие. В наше время их на китайский телефон делают)

Первопроход на Аксу Трощиненко шёл 21 день!!! А сейчас этот маршрут за сколько ходят?)))

Акташ - 4937. С. к/ф - 4Б

Ну что вы сразу в обиду...
Наоборот все рады, что Дугобу не забывают, в своё время почти все известные альпинисты СССР там побывали...
Лагерь и люди были замечательные.
Калькушская 5А была инструкторский маршрут, для работников альплагеря...ну или открывашка для кмс и мс...перед 5Б...
Григорьевская 5А реальная, вроде даже на Чемпионат СНГ её подавали, ну и лезли скалолазы, почти по прямой все трудности собрали...вместо обходов на старой 5А.
Выбор гор есть, под любую погоду, любой сложности.
Так что удачи и всего наилучшего!!!