Кавказская пленница 2019: от значка до 2 разряда. ГЛАВА 1.
Вольная Испания, Бжедух, Шхельда. Вид с перевала ВЦСПС, июнь 2019
ГЛАВА 1. Запретная страна.
Если бы Вы вдруг оказались мной, то однажды июньским утром обнаружили бы себя в кабине забитого под завязку разнокалиберным альпинистским снаряжением ГАЗа 3221, с ветерком уносящегося от скромно зарождающегося летнего зноя Крымского полуострова в сторону облаченных в вечные снега и льды величественных стен Главного Кавказского Хребта. На 2 месяца, которые в горах измеряются в иных временных рамках, — сборах.
На погранзаставе в ущелье Адылсу
Их меня ждало немного-немало подряд три штуки. В ущельях Адылсу, Адырсу и окрестностях альплагеря Узункол.
На тот момент в моей книжке альпиниста сиротливо значилось 4 восхождения в Крыму, а где-то в гараже села Богатырь остался пылиться новехонький значок.
Не то, чтобы это был весь мой опыт общения с горами.
На маршруте 4а, Траверс перевал Делоне - пик Делоне - Белуха Восточная, август 2018
Летом 2018-го я уже успела поработать гидом на Белухе, совершив 7 успешных восхождений за неполные 2 месяца. Но как дальневосточница свою альпинистскую карьеру начинала дико и самобытно. Без квалифицированных инструкторов, бумажных кип справок, страховок и гордо звучащего слова "Альпмероприятие". Это была необходимость. Там, где заканчивалась тайга, склоны приставучего стланика, топи и курумники, на пути у чрезмерно целеустремленного туриста, знающего цену восхитительному пейзажу, рано или поздно возникала стена или гребень. Набивая шишки и каким-то чудом умудряясь выйти сухой из воды, я волевым усилием заставила себя встать на путь официального альпинизма.
Да, кстати, за рулём вышеупомянутого автомобиля сидел Михаил Александрович Ситник. Особенный человек, мастер спорта международного класса и руководитель собственной школы "Категория трудности" для исключительно буйных неизлечимо больных болезнью с горьким названием — горовосхождения.
История того, как я познакомилась с ним и почему оказалась на том сидении заслуживает отдельного долгого и тщательного повествования и будет опущена.
План мне на это лето был обозначен не особо вселенский — спокойно и неторопливо закрыть второй спортивный разряд.
А тем временем мы въехали в Кабардино-Балкарию. Кавказ для меня — огромный новый и дивный мир. Масштабы системы которого неохотно воспринимались мозгом, съежившимся от переизбытка непрерывно поступающей информации.
Пейзажи около продуктовых магазинов в поселке Эльбрус, Кабардино-Балкария
Итак, этап первый. Ущелье реки Адылсу. Здесь нашей базой служил полузаросший, полусгоревший и полузадетый селем, но по всем признакам когда-то мощнейший учебно-методический центр по подготовке альпинистских кадров "Эльбрус". Размах, количество и качество уцелевших построек мягко намекали на то, какая активная жизнь велась в этих горах в былые советские времена. На базу проведено постоянное электричество, а подогрев воды осуществляется газовым котлом. Но никого. Совершенно пустые залы и коридоры. Кажется, люди и забыли об этих местах.
И тут я начинаю вспоминать бесконечную волокиту с пропусками и пограничниками. Охрана 5-километровой полосы этого субъекта РФ, кажется, вопрос национальной безопасности. Так я узнала, что будоражащие кровь и манящие всякое отчаянное сердце вершины ГКХ в Кабардино-Балкарии оказались под запретом. И, увы, совсем не под формальным. Ушба, Шхельда, Вольная Испания, Бжедух, Уллукара, пик Щуровского, Уллутау..
Уллукара, вид со стоянок под перевалом ВЦСПС, июнь 2019
Вот и разгадка этого постапокалиптического пространства без признаков разумной жизни. Все уехали восходить на горы из Грузии или соседних республик — там можно.
В голове просто не укладывалось. С черно-белых снимков на меня глядели счастливые призраки целого большого и ушедшего в небытие сообщества, рабочего и высокоэффективного коллективного организма, домом и плацдармом для которого стали пустые и брошенные склоны самых крупных гор самого крупного на земном шаре государства.
Никаких оправданий в виде божеств или религиозных табу. Просто не ходите и точка.
ну и не втему..жаль что альп мастерство в горах у нас измеряется человеко восхождениями и кем то придуманными клетками-разрядами..а не количеством сношенных кошек на льду и скалах например..или стоптанными ботинками-туфлями, в горах и на скалах.. удачи вам. пишите ещё.
Райдеру:
Мастерство никогда не измерялось "человеко восхождениями и кем то придуманными клетками-разрядами". И это даже не мера длины или веса. Это всего- лищь один из стандартных количественных показателей проведенного альпмероприятия. Все просто, как дважды два: мероприятие, на котором проведено одно восхождение с тремя участниками хуже, чем АМ с 30 восхождениями со 150 человеко восхождениями. К уровню мастерства это отношения не имеет, не фантазируйте. Как и количество сношенных тапок: можно сносить сто пар, а лазать так и не научиться.
Погода немного подвела в АдылСу, а в остальном все было как всегда здорово и интересно.
Сына моего по прошлой осени помните?
Десять дне назад я с ним и с приятелем 3Б на Белалакаю сходил.
Не зря Вы его с Любовь Алексеевной в Крыму гоняли.
В этом году лезет гораздо увереннее, чем годом ранее.
Женя до этого ходила "по-черному", опыт в Больших горах до 4А (Белуха - траверс с пер.Делоне), и в малых - до 4А (Крым). Прошла Школу ледолазания и Школу трэда. Горами болеет давно. На маршрутах обычно лидирует на любом рельефе. Теперь её фактический опыт соответствует бумажному.
Нет, я понимаю, что исключения бывают. Проблема только в том, что большая часть приходящих новичков считают, что исключения - это именно они, а на деле исключения крайне редки.
Не сомневался, что системно вы не сторонник такого бройлерства.
Не думаю, что бОльшая часть новичков сможет в начале альпинистской карьеры найти 80 непрерывных дней для совершенствования, да и на двойки-тройки без перил не взгромоздится (а лазать по скалам и льду быстро не научишься), а мы перила не используем.
Да, сполшняком сложнее, но если нормально сделал?
Не хочу судить о данном случае, верю Михаилу Александровичу, что девушка прекрасна и подготовлена. Но с точки зрения системы - мне такое не нравится.
Она закрыла второй разряд - то есть. может ходить в группе без инструктора. Как показывает моя личная практика, для людей это очень сложный переход, и он требует большого запаса прочности.
Так должно быть, но, к сожалению, большинство (за исключением нескольких крупных клубов) межсезонную подготовку проходят плохо или вообще не проходят. В лучшем случае это скалодром+ОФП. Без предписанных Программой занятий практических и теоретических. Поэтому на каждой смене мы даем сверх предписанного Программой "В горах" и главное из того, что должно было быть "До выезда в горы".
Вам, Володя, я тоже хочу вопрос задать: почему на альпмероприятиях инструкторов не хватает? В ФАР 3000 членов. Пусть половина - ниже второго разряда, т.е. могут ходить только с инструктором. Это потребует (максимально) если все члены ФАР приедут в горы единовременно до 300 инструкторов. На АМ постоянно вижу в основном выпускников Советской школы инструкторов, выпускников ЦШИ значительно меньше. Между тем ЦШИ за последние 15 лет выпустила не менее 400 инструкторов.
Где они, почему на АМ инструкторов не хватает?
я выпускников последних лет вижу постоянно, и работают постоянно в своих клубах минимум процентов 70.
Плюс, нельзя не учитывать, что пока уровень оплаты инструкторов с трудом обеспечивает возможность полноценной профессиональной деятельности - и большинство инструкторов работают на основной работе, и в горы могут выехать на три недели в году.
Ну и половина из выпускников ЦШИ не выходит в свободное плавание, ибо они военные и занимаются военными.
Все это и дает нехватку инструкторов...
Если мы говорим про оценочные мнения, то проблема, мне кажется, очевидна, и лежит в области экономики. Мы подняли требования к инструкторам на довольно высокий уровень (что привело к длительности и дороговизне обучения), но на уровень зарплат никак не можем повлиять. Вот и дисбаланс. Я уже неоднократно слышал фразы - требования к инструкторам как к космонавтам, а взамен никаких бонусов, кроме дополнительной ответственности. Пути решения на глобальном уровне, увы, не знаю. На локальном - знаю и делаю. Результаты и статистику наших сборов вы знаете. Суммарно по Питерской федерации - а это заслуга уже большого коллектива и многих клубов - тоже довольно позитивные процессы.
Но можно и без анализа - выход в выполнении Правлением ФАР решения конференции: проведении региональных Школ инструкторов. Дав федерациям такую возможность, проблема решится.
Желающих участвовать не валом. Вот сейчас в Актру, в сентябре - чуть больше двух отделений.
Разницу чувствуете? РШИ федерации будут проводить для себя, стоимость обучения соответственно - ниже стоимости ЦШИ, что позволит бОльшему числу желающих пройти обучение и в дальнейшем работать на свои федерации.
Михал Саныч, я за региональные школы. Если вы вспомните, на давней конференции я и поднимал этот вопрос, который поддержали голосованием. И именно Питер проводил первую региональную программу.
Всегда готов, как вы сами знаете, конструктивно с вами беседовать, но вы же понимаете, что обсуждение "как сделать окружающий мир лучше" - скорее для реального разговора, а не для обмена репликами на Риске? =)
Это вкусовщина - мне больше импонирует классическое университетское образование, а не набор экспресс-курсов.
такие как в воспоминаньях моих.
Ждём продолжения, надеюсь скоро,
а то 12 дней осталось всего до отъезда
в места с неустойчивым сигналом интернета
ничего что на Шхельдинском леднике вооруженные сваны кучу народу ограбили?
Через Ахсу ходили как на охоту.Сюда налегке с одним автоматом- обратно с мешком добычи.
Насколько я слышал нападения прекратились после того, как пограничные наряды отстреляли несколько бандитов.
Наверху отстреляли, а не замучили проверкой паспортов и пропусков внизу.
Никто не против борьбы с бандитами, переходящими границу, но пропускной идиотизм к этому никакого отношения не имеет.
На сборах Ситника несколько белорусов не успели получить пропуски. Их делают дольше, чем россиянам.
Пришлось перекраивать работу отделений, что-то сокращать.
Кому это надо?
В конце то концов, что за детский лепет.
Угрюм-Бурчеевы это не государство. Это отрыжки нынешнего государства.
Текста и фоток «маловато». Так что, пока восхищаться нечем.
А вот огорчаться уже есть чем:
Кумэ, ты чув як зараз почалы знущятыся над нашою ридныю «осыпью»? – Йийи обзывають «курумником».
И тэпэр мы повынни вымовляты: «мелкий курумник»; «средний курумник»; «крупный курумник»? – Та за цэ слид быты льодорубом!
:)
В нынешние времена утвердилась свинская практика замусоривать речь иноязычными или узкоспециализированными словечками.
И не надо бы попрекать меня в негалантерейности. Лучше подумать, какие ассоциации вызывают у читателей слова "осыпь" и "курумник"; адекватна ли замена?
Позволю заметить, что впервые с термином "курумник" я познакомился в далекие семидесятые годы прошлого тысячелетия в рассказах и повестях Олега Куваева, Григория Федосеева и других исследователей Сибири и Крайнего Севера. И, как не странно, этим словом они называли осыпи в горах. Затем, проживая на Дальнем Востоке и в Сибири, я постоянно слышал это слово от геологов, охотников, местных жителей. А вот про осыпи - не слышал.
Тут и Википедия говорит, что это "— термин, которым оперируют физическая география, геология и геоморфология;"
Так что простите Женю за использование незнакомого вам слова: она - дальневосточница, и с осыпями познакомилась только теперь.
Нового автора всегда интересно почитать, мало таких стало.
Интересно, насколько достоверная информация, а то может тоже всего лишь мнение автора
Именно. По ссылке выше есть об этом.
Осыпь это осыпавшееся и съехавшее со скал и склонов.
То есть эти формации где то соприкасаются но в основном разного происхождения.
Для Кавказа тип курумника не характерен- условия другие здесь.
Тоже не геоморфолог:)
но ещё имеет место и географически-лингвистическая составляющая вопроса.
Ведь не секрет, что термины, характеризующие те или иные формы рельефа и
применяемые в одной части света, не применяются в других частях света.
Так, например, "вади" - периодически наполняемое водным потоком русло:
вполне применимо для Северной Африки и Ближнего Востока,но будет резать ухо
в отношении гидрологических объектов, скажем, на Северном Кавказе.
Применять в отношении африканских вади термин "сухой ерик" тоже вряд ли уместно.
Или "сопка" - весьма к месту для того же Дальнего Востока, частично Сибири.
На Урале уже вроде бы не применяется, а для Кавказа использование данного термина -
вообще чуть ли не нонсенс.
Видимо это как раз связано с особенностями его (курумника) образования.
А текст прекрасен, жду четвертую главу;-)