TransUral: не только про бег, но про людей
«Нет, никто не умер и не заболел смертельной болезнью, но под вопросом жизнь уникального — “TransUral' – организации трейлов и приключенческих гонок на Урале...“ – такой клич о помощи бросили организаторы и друзья настоящего уральского чуда, которое неизбежно оставляет след в жизни многих фанатов трейлраннинга и уникальной природы России.
Отмена гонки TransUral "Перевал Дятлова - Маньпупунер" стала серьёзным ударом для всех причастных к ней, однако раздутый отдельными участниками скандал стал что ни на есть ударом под дых...
Погода в горах и не только бьёт в этом сезоне рекорды по количеству недовольных отзывов: штормит, заливает, сдувает ко всем чертям и расстраивает все планы. “Досталось” и Уралу.
Несколько дней проливных дождей, “раздутые” реки и размытые дороги, нелетная погода и перебои со связью. Решение об отмене гонки застаёт многих участников уже в Екатеринбурге в пути на марафон. «Было бы хуже, если бы они выехали на север и застряли в тайге у реки. Или, не дай бог, кто-нибудь бы смыло», — комментирует информационному агенству URA.RU руководитель проекта Антон Жиганов.
Главные организаторы TransUral "Перевал Дятлова - Маньпупунер" на несколько дней из-за размытых дорог застряли на стартовой поляне без связи, пока на “большой земле” участники задавались вопросами о судьбе гонки и дальнейших действиях организаторов. Радиомолчание некоторые восприняли как замалчивание вопроса компенсации и банальный уход от ответа. Организаторы же едва оправились от шока – во всё виноваты погодные условия, но какой с них спрос? Команда TransUral никогда не пасовала перед трудностями и знала про риски, гонки отменяются во всём мире, но каждая гонка на Урале ломала стереотипы о том, что там нельзя ничего организовать (особенно гонку "Перевал Дятлова - Маньпупунер", где подразумевалась вертолетная заброска к старту). И вот на тебе…
Фото Олега Чегодаева.
Позже организаторы расскажут, что случилось и что было и будет сделано (полную версию можно прочитать здесь).
1. Отъехали от Ивделя на двух вездеходах типа "Петрович", через 90 км сломался мост, конвектор и гидроусилитель. Разделяем команду и едем на Урале строить базовый лагерь. Вездеходы чинятся.
2. Петровичи починились и приехали в базовый лагерь. Грузим их и выдвигаемся на перевал. С утра льёт дождь. Через 10 км ломается рулевая рейка на Белом. Чиним.
3. Едем. Оборудования много. Дорога размыта. Говорят, такого здесь не было. Под перевалом Дятлова ломается граната, теперь у нас трёхколёсный вездеход.
4. Второй Петрович (зелёный) уезжает забрасывать пункт питания на Отортен. Ломает редуктор за 100 т.р. Чинится.
5. Приходит сообщение, что на финише на Вологодской грани ЧС и туда сейчас нельзя. Застряла группа детей, непогода, модули качает.
6. Вторые сутки льёт дождь. Вода прибывает, дороги размыты и труднопроходимы.
7. Разгружаем вездеходы, идем рядом пешком дальше по маршруту в надежде, что дорога на хребте будет лучше. Ломается вторая граната на Белом, теперь у нас двухколесный аппарат.
8. Зелёный пробивает колесо, не доехав 400 м до модулей Отортена.
9. На подъёме ломается редуктор на Белом, такой же как на Зеленом. Встаём на ремонт. По спутнику заказали детали, должны передать с участниками. Рассматривали вариант привлечь третий вездеход, который должен был приехать вместе с участниками. Но для этого ему нужно было бы еще дополнительно 2 дня на дорогу, а их у нас не было.
10. Стало понятно, что по такой дороге не получится доставить вещи участников до финиша. Меняем гонку, маркируем до Отортена, организуем дополнительные пункты питания.
11. Белый Петрович обездвижен и застрял в горах. Пешком спускаем часть оборудования на базу.
12. Прогноз — два дня без дождей, дальше затяжные дожди на неделю.
13. Приходит сообщение, что на Ауспии утонул человек.
14. Дороги превратились в реки с таежными берегами, пройти которые можно только по руслу и лучше в сапогах.
15. Первый ручей на дистанции разлился по пояс, сносит с ног, не перейти. Строим переправу.
16. Зелёный выдвинулся к лагерю и пробил второе колесо. Заплат больше нет. Обездвижен. Высылаем с попутной машиной за 20 км генератор и болгарку, чтобы выпилить заплатки из бампера.
17. Приходит сообщение, что резко повысился уровень воды и доставить участников невозможно. МЧС не могут проехать в базовый лагерь.
18. Лозьва вышла из берегов и затопила базовый лагерь. Палатки в воде. Поляна маленькая, изрытая машинами, и переставлять палатки некуда.
19. Со слов местных, спадает вода 3-4 дня, а заезд завтра, и дальше снова по прогнозу дожди.
20. Приходит сообщение, что в Ушме трагедия, утонули 5 человек, из них трое детей.
В итоге, из-за размытых дорог, приведших к поломке двух вездеходов, что сделало бы невозможным обеспечить экстренную эвакуацию в случае ЧС, и из-за разлива рек, затопивших базовый лагерь и перекрывших маршрут доставки участников к месту старта, мы принимаем решение об отмене гонки в сложившихся погодных условиях.
"Главной целью для нас было успешное проведение этого уникального марафона, а не получение финансовой выгоды. От лица директора гонки, я выражаю огромную благодарность и признательность всей команде, которая до последнего боролась за реализацию проекта. Подготовка к нему велась год, и мы приложили все усилия, чтобы осуществить нашу амбициозную идею. Но, к сожалению, природа Северного Урала оказалась сильнее. В сложившейся непростой ситуации мы просим быть терпимыми друг к другу и сохранять взаимоуважение. Надеемся на ваше понимание".
И что теперь? Теперь надежда не только на понимание, но и на и взаимовыручку.
Часть средств, потраченных на организацию гонки вернуть уже нельзя, другая часть (оплаченные вертолетные рейсы), другая часть всё ещё у поставщиков. Возврат средств участникам необходим, и реанимация проекта - тоже.
Проект TransUral запустил благотворительную кампанию, в которой каждый может помочь не только рублём, но и приобретением слотов в дружественных забегах, приобретением подарков с автографами и теплыми словами благодарности.