Эльбрус – помойка с выхлопными газами. Стоит ли ехать?

Пишет AlexNet, 20.06.2019 14:34

Эльбрус – помойка с выхлопными газами. Стоит ли ехать? (Альпинизм, АО «Курорт Эльбрус», азау, Беккаев)

Мой краткий ответ – нет.
Но вот все по порядку. Я второй раз на Эльбрусе, до этого была года три-четыре назад, в мае.

Перед этой поездкой на высочайшую точку Европы, я побывала на Казбеке – скажу сразу же, что пейзажи до ледника и после его начала впечатляют, куда больше, чем на Эльбрусе. Это немного напоминает и пик Ленина и походы по Алтаю (Северо-Чуйский хребет). В общем, пейзаж, как в настоящих горах. (Для справедливости скажу, что у метеостанции тоже есть ужасная помойка 400м2).
После того, как я сходила на Казбек и вспомнила Эльбрус с Азау в мае, последний показался мне очень не привлекательным. Ну вот, я приехала сюда в середине июня. Все горнолыжка внизу напоминает взорванную шахту. Не очень симпатичные приюты- гаражи красоты не добавляют.
Параллельно,на несколько дней раньше, на вершину ходили мои знакомые из Аргентины. Они поднимались пешком от Азау до верха. Их первые впечатления, когда я их только отловила после восхождения на Азау: мусор, много непонятных приютов и чудовищно много техники: снегоходов и ратраков. Они были поражены, что они ездят там же, где ходят люди и сколько человек их используют для подброски на косую полку.

Если честно, прямо много мусора я не увидела – но я ехала на канатной дороге. Может быть, мусором аргентинцы называли строительный хлам, который, правда, в большом количестве валялся у большинства приютов. Но то, что эти приюту уродуют гору – это очевидно для всех, у кого есть глаза.

А такое количество выхлопных газов, которыми я подышала на участке от Гара-Баши до косой полки, эквивалентно, часовой прогулки по МКАДу.

Стоит отметить, что цены на курорте растут, а качество - не очень. Плов и хычины стали весьма посредвенными за последние три года, а цена на них увеличилась значительно. Маленькая порция плова не на курдюке, не из казана, а из пароварки – 300 р. (А еда в «Куполе» вообще оказалась малосъедобной).Альпинисткий ски-пасс до Гара-баши – 1300 руб.

И на конец поста, я оставила вишенку на торте. Когда я садилась на катку с Гара-Баши вниз, охранник мне заявил: «Ты ох….ла, сними рюкзак!» . И вот тут я действительно о……ла. Мало того, что наверх я доехала нормально, без таких требований, тут я их получила еще и матом. Когда я вниз пришла жаловаться руководству АО «Курорт Эльбрус», мне ответили, что насчет мата я лгу, а охранник был прав. Когда я заикнулась о письменных извинениях с гендира (его зовут Беккаев Хиса Назирович), то тут мне настолько театрально закатили глаза и сказали, чтобы о таком я не мечтала.

Это Кавказ, детка!

Все, что могу добавить, что в этом мире столько прекрасных мест и гор что я не вижу смысла кормить данный регион, который ломит цены и не может прибраться и все организовать нормально на горе.

Эльбрус с юга - это, к сожалению, аттракцион для туристов, а не альпинизм.
Вторая по высоте вершина Кавказа и Европы куда более интересный объект для восхождений.

Вторая по высоте ДЫХ-ТАУ. А на Эльбрус надо уже с севера начинать ходить!

Думаю, ДЫХ-ТАУ всем понравится!))

Мне кажется, что с Севера уже пора заканчивать ходить)) Уже тоже много народа...

Хамство и хапужничество, к сожалению, присуще человечеству. Но к счастью есть и нормальные люди на южных склонах Эльбруса, которые пытаются изменить данную ситуацию. А пока часто действует принцип "дай деньги и иди отсюда".

Да, вы правы, я не должна грести всех людей под одну гребенку.

Кстати, в мае, было больше народу, из-за Elbrus-Race в том числе, и атмосфера мне понравилась больше из-за спортивного духа. А морфологию горы не изменишь, к тому же, что летом выглядит, как шахта - зимой и весной прекрасный горнолыжный курорт.

Как мне кажется, в первую очередь на горе стоило бы заняться регулировкой движения снегоходов и ратраков. И как-то облагородить приюты.

Хотя скажу честно, пост я написала в итоге из-за хамства и из-за того, чтобы вместо того, что просто извиниться взрослые люди, как подростки, начали хамить мне еще больше.

Ой я с Вами сейчас не соглашусь. Восходил как раз в день Эльбрус рейса этого, потому что за ночь до этого мы только до скал дошли и погода была не очень.
И вот значит почти на вершине мне девочка наша говорит "я боюсь высоты". ну я встал на край гребешка, который уже к финальным воротам и говорю ей "иди рядом, я тебя держу", а сам иду чуть позади на полшага. И, значит, 10м до вершины, меня в бок в сторону склона толкает что-то. Это один из этих бегунов довольный такой кричит мне "дорогу, не слышишь что ли". и тут я понимаю, что девочку он тоже пытается толкнуть, благо он мелкий был, а я 90кг вешу и устоял вполне (хотя толчок был не из разряда "дайте пройти", а из разряда "вали отсюда"). ну вот я его успел оттолкнуть от девочки в сторону, он её намеревался абсолютно также скинуть со склона вниз. хорошо, на вершине народу много было, у меня было настроение ему ледоруб оставить в черепе за его поведение (пока мы поднялись на 30 секунд позже, он и там успел с кем-то поругаться, что ему сфоткаться не дают одному, оказывается люди должны были для него вершину освободить).
так что насчёт атмосферы не всё так хорошо, исключения там встречаются.

Меня каждый раз удивляют подобные посты :) Люди прекрасно знают, что такое "Эльбрус с юга", но снова прутся именно туда, а потом опять жалуются, что всё не так и всё не то :)) Давно всем пора понять, что никто и ничего менять там не будет до тех пор, пока туда ломятся толпы народу, пока все эти толпы приносят бабло! Нет смысла местным что-то улучшать, если с каждым годом народу там больше и больше, соответственно и с прибылью. Минимум вложений, максимум прибыли - вот и весь расклад. Хочется почище и подичее, так ходите с севера, с востока, если есть технический горный опыт, то с запада. Если не нравятся толпы народа и вообще Эльбрус, то на Кавказе множество других, более красивых, техничных, диких вершин. Но ведь нет, всем надо запереться именно на Эльбрус! И полегче, попроще, чтобы потом всем говорить: "А я был на вершине Эльбруса! На высшей точке Европы! О как!". И не важно, что от Азау до 3800 на подъёмнике, а от 3800 до 5000 на ратраке :) Зато 642 м до 5642 м ПОКОРИЛ пешком! :)) Если бы всех этих "покорителей" интересовала красота горы и окружающего пейзажа, если бы их интересовало само восхождение, то ходили бы с севера или востока с самого низа красивыми долинами и тропами до вершины, ночуя в палатках. Но тем, кто ходит с юга, это не интересно... Им главное - "я был на Эльбрусе!". А как, с какой стороны, сколько прошёл пешком, сам или на верёвке у гида - это уже не важно :)

Меня удивляют люди, которые на такие неинтересные посты - пишут такие длинные комментарии))

Мне кажется, вас понесло. Ну при чем тут "покорители", "я был на самой высокой точке" - я приехала в отпуск, там где мне не надо было согласовывать не с кем даты и ни от кого не зависеть. Я не жаловалась на толпы народа. И я не против гор с большим количеством людей. Аконкагуа и Денали - там все отлично. Но, во-первых, я хотела написать, что Эльбрус из-за горнолыжки морфологически очень странная и мало симпатичная гора, это для тех, кто на неё собирается впервые.

Во-вторых, я не вижу причин не жаловаться. Я тут оставляю деньги во внутреннем туризме, а учитывая, что регион дотационный, то и часть моих налогов уходит сюда, то я, обладая насмотренностью организации горовосхождения во многих других местах - вполне могу дать совет. В -третьих, действительно иностранцы и наши друзья из-за рубежа хотят на знаковую гору России - и как то немного стыдно становится. А хотелось бы иначе.

Если бы мне не интересен был пост, я бы не писал коменты. Я бы его не прочёл.
"Покорители" при том, что таковых там большинство. Других там встречал крайне редко. И я не конкретно Вас имел ввиду, а огромное количество людей. Вы же тоже приехали туда уже второй раз. И снова с юга. И я вам не запрещаю жаловаться, жалуйтесь пожалуйста ;) Я объяснил почему на ваши жалобы местным наплевать. И на то, что вам стыдно перед иностранцами, им тоже плевать. Ведь они прекрасно знают, что "Эльбрус знаковая гора России". Потому туда шли и будут ходить толпы и будут нести свои деньги. Эльбрус - это "кормушка" для многих. Вот и всё :)

Ратрак до 5000, как правило, не везет, ниже разворачивается :)

А "на веревке" - так это сплошь и рядом в альпинизме. При восхождении на любую гору лезет первый, а остальные - на веревке. А зачастую и "на жумарах". Разве не так?
Многие участники при восхождении ни разу не работают первым. И, если участники-дамы, то их, как правило, и "не грузят". Бывают, конечно, исключения, но это именно исключения. Да и то, "исключения" женского пола в разы слабее "лосей" мужского пола.
Ну, природой так устроено :)

Абсолюно с вами не согласен, есть такие дамы, которые дадут фору бывалым мужикам.
Например есть в Украине действующий мастер спорта, я не стану говорить имён, но женщина способна вытянуть достаточно сложные скальные и микстовые маршруты.

Также мне известны женщины/девушки кандидаты в мастера спорта, знают своё дело, истерики не закатывают в критических ситуациях.
Что есть показатель - многое зависит от человека, а равнять всех под один стериотип не совсем верно.

На верёвочке в альпинизме сплошь и рядом? :)) Если для вас является альпинизмом то, когда гид тащит за верёвку в метре за собой шатающуюся от горняшки клиентку, которая без этой верёвки просто падает, то у нас с вами оооочень разные понятия об альпинизме ;) В альпинизме "на верёвочке" - это значит идти в связке по закрытым ледникам, по сложному ледовому, скальному и т.п. рельефу. И это совсем не то, о чём я писал выше.
А на счёт девушек в альпинизме, так вы мало их знаете, видимо... У нас в горных походах иногда такие девушки попадались с альп. подготовкой и альп. разрядами, что рвались всегда на технические участки первыми, провешивали и снимали верёвки и с рюкзаками ломились быстрее мужиков.

Даже не представляю, как "альпинизм на Веревке" причастен к теме замусоривония нацпарка и уродования горы, а также хамству персонала.

Я одного не понимаю. Зачем ходить на Эльбрус с юга?! Я ходил с запада. Первого человека встретил на вершине. Она честно говоря стала очень не приятным воспоминанием. Так получилось что я провёл на ней 5 часов и наблюдал стадо идущее с юга. Если у меня на вершине сложилось такое впечатление, что я представляю что происходит на маршруте. Эльбрус - великая гора. Туда надо ходить с уважением и к горе и к себе. И юг определенно для этого не подходит...

При восхождении на Эльбрус с юга хорошо с мобильной связью. Для некоторых это важно. И для связи с родными, и по работе. Спутниковый телефон проблемы не решает, к сожалению. Пробовала брать в аренду. По нему можно только передать информацию, это, скорее, как рация.

Да, например, именно из-за того, что у меня ноут с работой на Азау я выбрала эту гору. Меня не напрягают толпы народа любого уровня. Меня напрягает: хамство персонала, "не живописные приюты" и строительный мусор и ратраки и снегоходы, которые отравляют воздух и просто элементарно опасны.

Вот народ активно продвигает "Эльбрус с севера". Первый раз ходили с севера на Восточную в 2013 году. Второй раз был там в 2017 (перешли с западного маршрута из-за непогоды), ходили на Западную вершину. Так вот, народу за этот промежуток там прибавилось в разы, а сейчас наверное ещё больше стало. Как по мне, там уже тесновато становится. Для "подлинных ценителей" остаётся восточный маршрут и западный, но там, из-за рельефа погода более критична.

Что значит "активно продвигает "Эльбрус с севера"? Я, например, ничего не продвигаю, а предлагаю автору поста и остальным, кому не нравятся ратраки, снегоходы и подъёмники с юга, альтернативные варианты. И не надо обольщаться, не только с севера уже стало тесновато на маршруте, но и с востока тоже. И не с 2017 года, а раньше. В некоторые дни ещё года 3-4 назад на восточном маршруте по всему АЛП все стоянки бывали заняты десятками групп. Просто с севера гораздо меньше инфраструктуры и мусора, с востока инфраструктуры вообще нет. Но, народу с севера и с востока ежегодно прибавляется... Только с запада ходят пока единицы, так как тамошние маршруты сложнее трёх остальных.

Что сложного у маршрута с запада, относительно маршрута с востока?
С Балк-баши траверс по закрытым ледникам с постепенным набором высоты к седловине.

Добрый день.
Не совсем понятен посыл данной статьи? Вы пытаетесь найти точку утилизации для своих эмоций?
Вы действительно думаете, что если вы напишите сей эмоциональный рассказ, то люди опа и перестали ехать на южный Эльбрус? Не думаю.

Во первых, давайте разберёмся, что такое "Эльбрус по классике".
Тут нужно понимать, что цель поездки на классический маршрут, в подавляющем большинстве случаев, это не альпинизм, это экстримальный курорт.
Маршрут полностью на ногах, техника отсутствует, это даёт возможность любому, повторяю любому человеку который физически здоров, пойти на вершину (я не покрываю тему финансов).

Была тут недавно статья про "альпиниста" Лисичкина, такой собирательный образ. Автор рассказа попал в 10чку:
я настоятельно советую вам ознакомиться с данным художественным рассказом, чтобы понять суть всей ситуации.

Теперь когда мы понимаем, что цель поездки не альпинизм, а удовлетворение своего большого Эго и публикации фотографий в соц. сети Инстаграм, стоит задуматься, а что мы получаем в итоге?
Ответ верный - абсолют комерции. Деньги - это главная цель при капиталистическом устройстве экономики (но это уже другая история).

Кто будет заботиться о мусоре, если никому нет до него дела?
Кто будет заботиться об отдельном маршруте для ратраков, если никому нет до этого дела?
Кто будет следить за сотрудниками канатки, если никому нет дела до того, как они общаются?

Весь вопрос в деньгах. Деньги зарабатываются? Значит всё хорошо.
Если вам что-то не нравится, то Вы можете туда не ехать.

Опять же, вы побывали только Юге горы, где приезжают все кто угодно, от мам с детьми, до "альпинистов" Лисичкиных.
Приезжайте в аул Хурзук, что на западе. Дотопайте ножками до старта маршрута, что в лучшем случае займёт у вас 1 сутки (Зимой, в два раза больше).
Поднимитесь по маршруту категории 3-А, где есть и технический альпинизм с бурами, и обвальный Утюг который хоронит людей, и сераки, и, что самое главное, отсутствие людей и мусора!
Готовы?

Теперь, сумируя всё выше сказанное мной.
Зачем писать такой заголовок статьи, если вы видите (со своей личной точки зрения) ситуацию, не имея представления о всех маршрутах на гору?
Вы взяли и мазнули известной субстанцией на гору, по которой ходили далеко не самые плохие альпинисты в нашем мире.
Гора, которая охватывает целую эпоху подготовки высотников.

Подумайте пожалуйста в следующий раз, прежде чем быть такой громогласной.

Значит так никакой опус я читать не буду про то, как кто-то ходил на скалы пастухова , что ел и во сколько встал. Простите, я ходила на Аконкагуа без акклиматизации и на казбек за 2 дня - мне просто неинтересно. Если, что я лазила далеко и не 3А.))))
Но я вам скажу независимо от того, какие маршруты и кто лазил, (это здесь вообще причем?), я имею право высказать свое объективное мнение: из горы делают помойку с хамским персоналом, еще раз напомню, это национальный парк. а вы мне тут пиписьками предлагаете мерится. Я не собираюсь.

Я знаю, что видят мои глаза - а видят они то, что гору уродуют, и пока альпинисткое сообщество этому не сопротивляется.

Многим из комментаторов не дает покоя, что кто-то подъезжает на 5000 на ратраке. Меня это вообще не беспокоит - хоть на вертолете . Но я не хочу дышать выхлопами и не хочу, чтобы меня или другого человека сбил снегоход. Я не хочу, чтобы меня и других женщин в моей стране обслуживающий персонал посылал матом. Вот и все. Мне все равно до ваших троек, шестерок и восьмерок.

Ваше право, искрене желаю Вам удачи : )
И надеюсь, вас больше никто не будет обижать, когда вы следующий раз вопспользуетесь канатной дорогой, при Восхождении на Юге Эльбруса.

Хорошего дня.

очень жаль, что Вы не видите органической связи между этими делами, хотя совершенно очевидно что они взаимосвязаны.
Также это связано и с тем что меня и других женщин в моей стране обслуживающий персонал посылал матом. Ибо, это хамство словом, а гонять на ратраках рядом с идущими людьми - это хамство делом. И это полностью также связано с тем то из горы делают помойку с хамским персоналом, еще раз напомню, это национальный парк
Просто, одно без другого - никак, ибо быть вежливым в одном и невежливым в другом - не катит ниразу, что очевидно для многих.

Вообще то "обслуживающий персонал" себя таковым не считает. Они себя считают "хозяевами" а все остальные должны выполнять их указания.
Последнее время на Кавказе, да и не только там, появилась тенденция объявлять себя "хозяевами" популярных территорий. Это могут быть как официально взятые в аренду "под рекреационную деятельность" где все сводится к банальному сбору денег "за постой", ничего не делая в реальности. А чаще просто проезжающий на лошади "хозяин" просто тупо требует денег с любых явно не местных. Если вежливо "послать", можно утром недосчитаться имущества. Причем это может быть как в благословенной Грузии, так и с Российской стороны и в Абхазии.
Так что проблема с хамством не только на Эльбрусе.

Да, ФанКав правильно отметил, что на восточном маршруте нет инфраструктуры, но есть поток людей и, так как удобные места для стоянок известны, там может скапливаться несколько групп сразу. Вспомнил, как гид настойчиво гнал на Рыжий бугор, чтобы встать до 12 дня и не зря. Но в 2016 году народу там встретилось значительно меньше, чем в 2017 на севере, в районе "хижины Олейникова".
А на западном маршруте, мы дальше 3 900 не продвинулись из-за сильного ветра и слабой подготовки группы. Просидели под Утюгом полтора дня и я понял, что на этом направлении условия по ветру гораздо критичнее из-за рельефа, можно вернуться только из-за ветра при приемлемой видимости.

Хоть бы на Приюте Одиннадцати и на Бочках нормальный туалет сделали. Нормальный - это как на приютах Монблана, например. Или заставили всех ходить со своими кульками, как на Аконкагуа или Мак-Кинли (научная фантастика). А самый простой вариант принять все как есть и написать на отхожей будке Приюта по-английски "Это Россия, детка" что бы без претензий. После многих поездок на Сев. Кавказ стал свидетелем как этот район постепенно превратился в место отдыха для бедных, глупых и искателей приключений на собственную ж.

Вы не правы. На Аконкагуа с Plaza de mulas (это 4300 или 4200) дерьмо вывозят вертолетами как во Франции. А уже выше используются пакеты. Так вот обстоят дела в бедной Аргентине. Конечно, вы платите за гору немаленький пермит - зато видите, куда идут эти деньги. Ну и все представляют, куда уйдут деньги если на Эльбрусе введут пермит или экосбор.

Перестаньте финансировать помойку

ну я с вами соглашусь. Больше - не собираюсь. До этого три года назад (в мае) - мне не показались дела такими плохими. Еще раз, я напомню, меня не напрягают толпы народа любой уровни подготовки. В мае проводился "Эльбрус рейс" - и наоборот мне нравилось большое количество спортсменов на горе.

Предлагаю с фирм, которые пасутся и эксплуатируют гору брать эко сбор на уборку мусора :))))

Это лучшая идея, высказанная в ветке)

И они все это переложат на клиентов, включив в оплату услуг. А кто им помешает это сделать ?

ну и пусть перекладывают.

Канатка на вершину спасет Эльбрус!

А ещё можно организовать торговлю индульгенциями (пардон, сертификатами) о пребывании на священной точке.
Желающие должны найтись. И вправду - чего дурью маяться.
Есть ксива, есть фото (при современном развитии печатного дела...) - значит был.
Опять же, на экосистему нагрузка уменьшится.
Ратракчики, правда, пострадают...
Но их можно будет включить отдельным пунктом, и без "Эх, прокачу!..." ксиву не выдавать.

Можно конечно наоборот, поскольку это национальный парк "Приэльбрусье", запретить использование техники всем, кроме МЧС. Тоже вариант.

Ну да, сразу сделаем перепись идиотов, новоявленных жмуриков.

Или же сразу с кислородом, если жить хочешь

"Альпинисткий ски-пасс до Гара-баши – 1300 руб."

Две очереди (Азау–Мир) на вагоне — 500 р., а от Мира до Гара-Баши и пешочком недалеко. Вполне себе экономно))

Я, например, не поленилась и после майской поездки в Приэльбрусье написала обращение в Администрацию Президента, где указала на горы мусора и снегоходы, летающие на огромной скорости. Не буду говорить, что идиот-исполнитель из Администрации перепутал КБР с КЧР, по поводу которой я также озвучивала проблему с мусором. Скажу лишь то, что ответ от Минкурортов КБР был в стиле: все хорошо, прекрасная Маркиза, все хорошо, все хорошо. Курорт развивается, столько-то км лыжных трасс, проблем со снегоходами не наблюдаем, услуги перевозки оказывает АО "Курорт Эльбрус" и АО "КСК", мусор убирает ООО "Экологистика". В Тырныазе откроют мусороперегрузочную станцию с элементами сортировки. Есть программа по работе с населением в плане обращения с мусором, проходят акции по очистке горы.
С хамством, к счастью, не сталкивались. Хозяева гостевого дома были более, чем приятные и адекватные. На вершину пока не планируем, гуляем самостоятельно до Пастухова после обязательной акклиматизации. Благо в интернете полно информации, как это делать правильно. Ну и книжки Букреева в помощь :)

Топикстартеру крайне желательно написать жалобу на матерящихся идиотов и их руководство либо сразу в Администрацию Президента, либо на уровень руководства КБР. Еще можно в телеграм постучать и описать свои чуйства. Например, сюда. Я же, по советам из соседней ветки, попробую дернуть Роспотребнадзор, Минприроды и МВД по поводу шайтан-снегоходов на горе. Пусть им вкорячат ограничитель скорости и лицензирование. Налоги наконец-то начнут платить, а то все ноют, что денег нет в республике.

Спасибо, за поддержку - и за то, что не впадаете в состояние "все плохо - ничего не может изменить ситуацию". Я планировала написать в общество прав потребителей, Роспотребнадзор и МВД КБР по поводу поведения сотрудников АО "Курорт Эльбрус".

Многие, к сожалению, ограничиваются только планами написать. Ну и возмущением в воздух. От этого, что не удивительно, ситуация не изменится.

Послушайте, это очень смешно-на матерящихся идиотов-и в Администрацию Президента!!

Таки да. Мелковато.
Надо было сразу в ЕСПЧ и копию в Совет Безопасности ООН.

Хм, меня неправильно поняли. Я написала обращение по поводу мусора и гоняющих/воняющих на бешеной скорости снегоходов. Почему Администрация? Потому что местные резвее отвечают.

Теперь буду писать в другие инстанции: Прокуратура, Минприроды, СК. Надо как-то останавливать беззаконие. Пока другие ноют в интернетах, я буду действовать.

я всё же надеялся что это был стёб )
если нет - то мои сочуйвствия )

Ой боюсь, что в следующий раз (да с таким напором), матюками дамы не обойдутся.
Чтой-то слабо верится, что за прошедшие годы менталитет резко изменился и какая-то там Администрация Президента стала для хозяев ущелья существенным аргументом.
Может и ошибаюсь.

Как это ни печально, но иной раз кажется, что надо отдать все наши популярные места в руки иностранных управляющих с полным карт-бланшем (индульгенции от дури местного характера). Пусть наведут красоты по своим законам, тогда мы получим свои Куршавели, Мон-Бланы и Маттерхорны, не отходя далеко от Кавказа :)

а почему иностранцам а не инопланетянам?

Вероятно, потому, что они смогли отладить порядок и сервис в горах у себя и могут помочь в том же самом и у нас на Кавказе?
Вас не удивляет, что Автовазом руководит иностранец, рядом российских банков - иностранцы?
Не надо стесняться учиться тому, в чем сами пока не преуспели!

Нафига мне на нашей родной земле иностранные управляющие? Мне они здесь нафиг не нужны. Кому из россиян не нравится на нашем Кавказе, пусть сейчас попробуют съездить в "доброжелательную, дружественную, любящую россиян" Грузию. Потом пусть расскажут, как их "с удовольствием" примут там :)

Ну мне не нравится, что сидящий на дотациях из моих налогов джигит, за мои деньги материт русских женщин.
Каким боком к этому Грузия, понять не могу.
Зудит сильно?

народ толпами ездят и все довольны.
Жена сегодня уезжает, приедет- расскажу:)

А, куда местное население если придут европейцы?

Потом начнется - "взрывы на действующей ККД, КТО и все прочие прибамбасы. Потом создали согласительную комиссию..." И все вернется на круги своя. "Я тут хАзяин!"

Местное население, как работало, так и будет работать.
Работу любой фирмы определяет квалификация и менталитет руководителя.
Именно руководитель задаёт стандарты работы и контролирует их соблюдение.
Думаю, что большинство здесь помнит, как после открытия новой канатам все местные лезли на нее без очереди с паролем "я от Маги", "я от Вахи".
Потом начальником службы безопасности постав ли приезжего, тот расставил у фуникулера камеры и халява исчезла (уменьшилась в разы).
При этом восстаний и взрывов отмечено не было.
Любой менталитет можно поменять. Было бы желание и настойчивость.

Иностранцы могут выступить менторами или наставниками. Местные из тех, что поумнее, смогут обучиться и набраться опыта, чтобы потом самим рулить. Есть же у нас "Лидеры России". Создать такое же движение, только с уклоном в развитие альпкурортов, дать им кейсы, пусть грызут науку :)

Из Чегета вы нам Куршавель сделать хотите? А оно надо? Оставьте как есть, пожалуйста!

"...Иной раз кажется, что надо отдать все наши популярные места в руки иностранных управляющих с полным карт-бланшем..."

А как эти иностранные управляющие договорятся с местными жителями, считающими Баксанское ущелье своей землёй? Как в Афганистане? Хамство там было всегда, и в 80-е годы тоже. Но были (и есть) порядочные люди. А попытки жалобами решить все проблемы наивны. Люди не меняются.

А чего здесь договариваться? В регионах с дотационностью свыше определенного уровня должно вводиться внешнее управление и назначаться губернатор из центра, как Васильев в Дагестане.
Не хотите внешнего управляющего, хрен вам, а не дотации!
Уверен, что и канатные дороги на Эльбрусе убыточны.
Туда нужен управленец из Москвы или из Европы.
И договариваться с этим джигитом, матерящим женщин, не нужно.
Он должен получить пинка под зад и отправляться пасти овец "на своей земле" или мешать раствор на стройке в Краснодаре.
Его коллеги моментально научатся держать за зубами свои языки.

ПОмнится мне, в 2012 ЕМНИП в Баксанской долине такой подход уже проходили, даже в более щадящем виде. Тогда приходили деньги на развитие ККД (злые языки утверждали что в качестве запасного варианта для КП, под О-2014), но через Нальчик. Понятно что на денежные потоки сели кабардинцы, и стали своих людей сажать на ключевые места, в том числе в Терсколе. В ответ - взрывы на действующей ККД, КТО и все прочие прибамбасы. Потом создали согласительную комиссию и всё наладилось.
Так вот, ни иностранцев, ни москвичей они у себя на земле не потерпят. Там сейчас - феодальный строй, как в XIX веке.
Это Вам не Египет, с собственниками отелей из Лондона и топами из Турции. И турполиции как там - нет и не будет, не обольщайтесь.

Проблемы индейца шерифа не касаются (с) Я же специально написала "полный карт-бланш". И ниже правильно упоминают Васильева в Дагестане. Нужен такой же управленец со своей командой, но на Эльбрусе.

А попытки жалобами решить все проблемы наивны. Люди не меняются.
Вы пробовали что-то изменить официальными обращениями? У меня есть положительный опыт. Да, общение с властями, это в 99% случаев жуткая нервотрепка и годы жизни, увы.

Капля камень точит. Поэтому я смотрю на проблему с беззаконием на Эльбрусе с оптимизмом. Сегодня я напишу в Прокуратуру, Минприроды, ФСБ и прочие конторы, завтра еще кто-нибудь присоединится. Глядишь, ситуация начнет меняться в лучшую сторону. А сидеть на попе ровно и говорить, что все напрасно, для меня лично - странно. Диванные войска прошли мимо меня.

Да и квалификацией московских и иностранных менеджеров обольщаться не стоит.
Для примера, достаточно попросить колу на международном рейсе Аэрофлота. В ответ вам заявят, что есть вода и чай.
А уж про ручную кладь 30*36*4 см в Победе наверное и вспоминать не стоит.
И таких примеров масса.
Таких менеджеров на внешнее управление предлагаете?
А матом и в Москве легко пошлют и также на жалобу не отреагируют, хоть это и совсем нехорошо, однако реалитет.

Во Франции и Египте обслуживающий персонал туристов нах не посылает.
Значит надо звать оттуда!

обслуживающий персонал звать оттуда?
да он скурвится за 2 месяца.
Проходили мы это в 90х, когда думали что иностранные менагеры воровать не будут потому как воспитаны в европах. Через пару месяцев обживания в среде тогдашнего российского беззакония - иностранные менагеры воровали не слабее наших доморощенных.
Атмосферу и порядки надо менять, и в первую очередь среди местных правоохранителей. И Вы это понимаете не хуже меня. Так что не надо тут дешевого популизма.

Увы, был случай в Египте с зарвавшимся мальчиком из сервиса. Начал крыть русских, унижать, что мы-де нищие, поэтому в их Египет ездим. А потом случился теракт, русские туда не поехали. Безработица взлетела до небес. Надеюсь, мальчик счастлив :)

Звать нужно управленцев с успешных горных курортов: Норвегия, Швейцария, Франция. Итальянца - раздолбаи, можно их не звать :)

Просить или, что хуже, покупать колу - это себя не уважать. Вот здесь можно узнать, почему. Мало того, что зависимость от сахара (в коле) больше, чем от кокаина, так еще и он отупляет, обволакивая жиром организм. Фу-фу-фу, никаких сладких газировок.

Победа - это позор российской авиации. Я знаю, о чем говорю. У меня несколько поколений отработало на советский Аэрофлот. Есть, с чем сравнивать.

Если говорить про хорошего управленца, то Андерсен Бу. Он прям сразу на слуху, но наверняка есть еще.

Меня однажды деревенская особа, дорвавшаяся до отдела благоустройства района, посмела послать. Я весь мозг вынесла главе управы и мэрии. Прислали извинения. А с этого года особа больше у нас не работает.

ходите с севера)

С юга тоже не ходок по вышеуказанным причинам, но по жратве не соглашусь. На горнолыжке нигде таких как в приэльбрусье пирожков, хичинов, чаев с облепихами и т.п. не пробовал. И цены радуют. Может вы не там кушали? Рекомендую- Три сестры, первое кафе от касс на Азау, Йети на Мире, пирожковая на Ай-е.

Самые лучшие хычины на Кавказе продаются в Теберде возле входа в заповедник (КЧР). Их вкус невозможно передать, но один раз в жизни попробовать точно стоит. А в Приэльбрусье вкусно готовят в одном из кафе на поляне нарзанов. Супы изумительные!

Тебердинские хычины пробовали, хороши - да, но не абсолют. В Архызе, где турбаза "Таулу" очень даже! Впрочем, у каждого кулика - своё болото.

Вот в ВК ребята сегодня показали - жалобу за поборы и хамство на Эльбрусе накатали:

тоже видел это! Это реально такое бывает?

Если имеются ввиду аргентинцы, которые гиды (трое) с Аконкагуа, то я их тут принимал, встречал в аэропорту, организовывал приют и поил их на прощальной вечеринке. Отель Динамо они бронировали только сами. Ни слова про мусор не было сказано при миллионе тем в тот долгий вечер и обсуждении горы в том числе. Так что подозреваю, что кто-то натягивает сову на глобус. Мусор собирают тоннами ежегодно, но НИКТО не может до сих пор выложить фото 100кг мусора на склоне. Парадокс. Канатчики не ангелы, но даже третий раз подряд повторяют клиентам спокойно.
Вообще всегда удивляет, сколько у людей времени писать про плохое, вместо хорошего, еще и так с чувством и так длинно, хотя если прям помойка, то десяток фото были бы лучше километра текста.
Фотки с помойки сегодня:

Прошу простить за минус. Хотел похвалить фото, а пришлось извиняться.

о чем Вы говорите. Пустяки.

Поддержу охранника. Сидушка тупо маленькая, и места не хватает нормально сидеть с рюкзаком, есть большой шанс свалиться вниз.
И второй вопрос: зачем ходить на Эль с югов?

Есть разные причины.
1. Наличие телефонной связи с родными/коллегами. Этот момет был важен для автора темы, она писала выше об этом.
2. Близость цивилизации, возможность ночевать в комфортных условиях, ежедневно мыться/стирать и сушить вещи.
3. Красивые ущелья рядом. Лично мне очень Адыл-Су нравится.
4. Вкусная еда. Мой безусловный фаворит - пирожки с мясом на Чегете :)
5. Возможность принять участие в Redfox Elbrus Race.
6. Есть чем заняться в непогоду. Интересные однодневные экскурсии, на "худой конец" - интернет.

Если нет Redfox Elbrus Race, то нафига в остальное время Эльбрус???

4 пункта из 6 есть с севера

Люди ведь разные бывают.
Кого-то раздражают толпы и ратраки, кого-то нет.
Кто-то жить не может без благ цивилизации, кому-то они "по боку".
Отсутствие таковых благ - на некоторое время, разумеется -
придаёт особый шарм времяпровождению и мобилизует, есть и такая точка зрения.

Лично для меня все от Nastya перечисленные 6 причин совсем не критичны.
Плюс и лыжи тоже не особо привлекают.
Разве что в достаточной степени разделяю пункт 3.
Но на Эльбрусе всё равно ходить люблю - имеется ввиду по всему массиву, заглядывать в
утаённые уголки, а не только на вершины подниматься по "классическим" маршрутам.
Бывал там в разных местах десятки раз, а интерес не пропадает и планы всё ещё имеются - хватило бы времени и здоровья...

давай разберем до конца тогда, @4ELOVEK )))

"близость цивилизации" - там до цивилизации более двух часов (Кисловодск), а так только временные лагеря с частичными удобствами.
"комфортные условия" - это, конечно, у каждого свое, но большинство понимает под этим примерно то, что пытаемся иметь в своем доме: горячий душ, туалет, полноценное питание нормальными продуктами, без оговорок - согласен? Стакан молока на севере - роскошь.
"возможность стирать вещи" - на севере это в бане?)) На юге в нашем приюте (скромном) меняют постельное белье после каждого клиента. Прачка в долине через полтора часа отдает любое твое белье чистым, сложенным в стопку. Что там на севере?
"сушить вещи" к северу с его вечными дождями, отсутствием электричества - вообще неприменимо. Печки на 3700? Топлива нет и не будет до конца сезона сразу у нескольких приютов в этом сезоне.

Можно еще сравнивать самые нищие приюты на 3700-3900 на юге с самыми роскошными вариантами на 2600 (да, именно только с 2600) на севере, но и то, сравнение будет не в пользу севера по комфорту.

Сравнивать питание севера и юга всерьез могут только отчаянные мечтатели, пока на юге готовят натуральное мясо/рыбу/курицу без всяких ограничений (даже лис ими кормят), натуральные свежие овощи и фрукты, молоко и соки, на севере в КАЖДОМ приюте регулярные (хотя, может, и не постоянные) проблемы с размерами порций, наличием тех или иных продуктов и т.д.

Про то какие "виды" на поля КавМинВод открываются с севера, вместо видов на самые знаменитые горы Кавказа, я без смеха даже говорить не могу, можем для простоты гугл-фотки посмотреть, а то даже лень в своих копаться.

Долин/вершин для акклиматизации с севера нет никаких - так и ходишь туда/обратно по одному и тому же склону, а если остались дни от программы - можно только поехать пить в Пятигорск.

Телефонная связь нестабильна в первую очередь потому, что не всегда есть возможность даже зарядить телефон ежедневно, особенно на приютах. Сам позвонить можешь, тебе - нет.

Шашлыки и прочую местную кухню Южной стороны Эльбруса, рестораны которой есть по всей России мы сравниваем с чем? С кормежкой на приютах? I am sorry..

Дикость/нетронутость? Об их отсутствии говорят четыре достаточно крупных конкурирующих организации. Десятки людей в день будут вокруг вас даже в июне. Это устаревший лет на семь миф.

Как ты консервативен)) Спорить не буду по всем пунктам!ты чаще меня точно бываешь на Эльбрусе!Но тем не менее, как написал выше сам:комфортные условия" - это, конечно, у каждого свое!
Молоко - ну да) Как и многие продукты - все упирается в наличие электричества
"близость цивилизации" - после вершины для меня это уже поляна, а не город)
Для аклимухи согласен - только туда-сюда

пиарьте Запад) Там и правда уединенно на 100%

С благами цивилизации, связью, кормёжкой, подвозом, и т.п. - на Юге с этим дело обстоит получше, чем с Севера или где-либо - безусловно, это так.
Опять же - не для всех всё это имеет первостатейное значение.
А вот насчёт панорам - они прекрасны с разных сторон Эльбруса.
Вероятно, тут индивидуальные вкусы и пристрастия могут сказаться -
но и виды с северной стороны тоже одухотворяющими бывают.

В отношении уединённости маршрута с Запада на 100% - весьма относительное утверждение.
Конечно, народу там в разы и на порядки меньше, чем с других направлений.
Я лично данный маршрут до конца не ходил, но был на подступах 4 раза -
и всякий раз группы там встречались.

Всё же насчёт "уединённых уголков" и имел ввиду другое,
нежели чем восхождения с иных направлений кроме как с юга.
И вовсе даже не подъём на вершины подразумевался -
в Эльбрусском массиве можно ведь путешествовать и с другими целями.
Например, я веду наблюдения за динамикой изменения некоторых ледниковых языков;
очень интересно наблюдать, как в течение суток циклически изменяется довольно большой
озёрный водоём под ледником Микельчиран;
или геолого-морфологические особенности отслеживать с юго-западной стороны,
ближе к Кюкюртлю.
Вот где уж "уединённые уголки" действительно таковыми кажутся.
Впрочем, с южной стороны тоже есть чем интересным занять себя, а не только на ратраках кататься и в харчевнях обретаться.

Интересно, а фотография с надписью БАР свежая? Помнится, при мне на этот вагон силовым скотчем оную надпись лепили еще в 2017-м, дабы намекнуть желающим, что по данному адресу скучными темными вечерами можно подзабухать. В итоге кворум нам собрать удалось. Но не могла же эта объява 2 года провисеть?

А в общем и целом с автором согласен. Стыдновато перед иностранцами за Эльбрус. В том же 2017 доставил случай, когда работник канатки ехал в фуникулерном вагончике и смолил сигарету. Наличие других людей в закрытом пространстве его ничуть не смущало.

Можете не стыдиться перед иностранцами.
Они себе это тоже легко позволяют.
Не далее как в этом июне ехали в микроавтобусе с итальянцами, в Египте, к слову дайвингом заниматься. Так представитель цивилизованной нации смолил свою соску непрерывно и плевать ему было на окружающих.
А наши чем хуже?

Отвечу вам тут за фотографии, вам и дикому дождю, так как однажды я минуснула его комментарий где-то и была отправлена в бан, даже слово ни плохого, ни хорошего не написав человеку - не могу ответить ему теперь. Нет, я вообще не фотала на Эльбрусе выше Азау. Поэтому фото взяла из интернета, как иллюстрирующую то, что представляют из себя приюты. Да, как заметил дикий дождь, было бы круто проиллюстрировать то, что я имею ввиду. Я подумала было бы классно снять видео - как идешь 5 минут - и тебя уже обогнало 10 снегоходов и 3 ратрака, жаль видео запаха не передает, но написать пост я решила, уже когда пришла вниз и проанализировала все события этих дней)).

за десяток минусов я никого никогда не добавлял в игнор, кроме пустых троллей, к которым Вы не относитесь, зато за истеричные реакции или оскорбления - никогда не жалел. Уж не помню почему Вы оказались в этом списке, убрал, давайте общаться. Но в эпоху, когда все мы не выпускаем телефон из ладони, "не фотографировала выше Азау" звучит крайне странно.

По-моему я это уже тут писала - забыла. Но напишу еще раз - можно сколько угодно раз рекламировать север - восток и запад Эльбруса. И еще раз повторю - я не хочу чувствовать себя особенной и мне нравится ходить в толпе с людьми на гору. Все, что я хочу сказать, что Эльбрус - достояние всех россиян и гору уродуют. Плюс это национальный парк и там происходит то, что не должно происходить в нацпарках и что просто нарушает устав особо охраняемых территорий, и третье, когда ты приезжаешь на знаковый курорт России и платишь пусть незапредельные, но нормальные деньги - передо мной не надо кланятся, но и матом орать тоже не следует.

"я не хочу чувствовать себя особенной и мне нравится ходить в толпе с людьми на гору" да не в особенности дело. В толпе кажется безопаснее. Часто это иллюзия. Вроде как с дороги не собьешся, помогут, если что. Но что то пойдет не так, не заметиш, как одна останешся.

сказали ли ему "другие люди" хоть слово? Вот за это должно быть стыдно, а не за курящего работника.

Не думаю, что если ты встретил на улице человека в обосранных штанах, то это повод самому обосраться и чувствовать себя нормально. Ну ему-то можно. А что? Да все так делают. =)))))

Да, стоит, однозначно. Даже издали увидеть Эльбрус уже сильное впечатление. Побывать на вершине тем более. Особенно, если не пытаться из этого делать какое-то особенное спортивное или личное достижение. Спокойно насладитесь красотой этих мест и поучаствуйте в этом не побоюсь этого слова паломничестве на вершину. В этом стремлении людей в одну точку тоже есть немало интересного.

Как вообще после этого можно акцентировать внимание на вагончиках и сварах с работниками канатной дороги?