Ropejumping на Кавказе. Водопад Абай-су

Пишет Nefedov Sergey, 29.05.2019 20:18

Ropejumping на Кавказе. Водопад Абай-су (роупджампинг, прыжки с веревкой, роуп, абайсу, абай су, сумберг)

Высота скалы над водопадом, с которой мы прыгали в апреле — 180 метров.

Кстати, отличные скалы для скалолазания и альпинизма;)

Первопрыг скалы прошёл в рамках Sumberg Ropejumping Expedition №19, апрель 2019 года

Вот он, красавец. Фото — сентябрь 2018

Высота водопада по дальномеру — плюс-минус 104 метра, я мог подзабыть точное значение. Это больше, чем пишут в интернете.

Высота экзита, с которого мы прыгали — 180 метров:

Вид на экзит

Находится водопад в Кабардино-Балкарской республике, в Чегемском ущелье. Ближайшие посёлки — Булунгу и Эльтюбю (столица кавказского роупа).

Карта на баннере у пограничного блок-поста

Зелёным на карте обозначена пограничная зона, куда можно попасть с российским паспортом, без заранее оформленного пропуска.
Жёлтым — зона, куда нужно заказывать пропуск, который делают месяц.

Тёмно-зелёным отмечен заповедник. Как вы можете видеть, водопад находится за его границами, но на месте нам пытались доказать обратное.

Лагерь мы поставили в 10 минутах ходьбы от водопада

Место удобное — можно подъехать на проходимой машине и не заниматься переноской тяжёлых вещей.

Я почему-то поставил свою красную палатку поближе к каменным стенам.

В итоге собралось 10 участников, двое из которых приехали на несколько дней позже. Троих я уже знал лично с предыдущих экспедиций.

География: СПб, Набережные Челны, Ставрополь, Воронеж, Пермь, Ижевск.

Налево — водопад, направо — подъём на экзит

Подъём на экзит занимает около часа и большей частью проходит по неудобному кулуару, по заросшей каменной осыпи.

Верхняя часть кулуара

Потом идёт траверс по скальным плитам. В первый раз мы прошли без страховки. Понимая, что по мокрым скалам или в темноте это будет опасно, на спуске сделали систему перил.

Устанавливаем анкера для крепления верёвочных перил

После горизонтальной тропы по верхнему плато скалы, подходим к спуску на экзит:

Вешаем перила на спуск

На осенней разведке стало понятно, что нужно строить широкий трап, чтобы на нём помещался и прыгающий, и ассистирующий — человек, который держит верёвку перед прыжком. Под экзитом есть выступающая полка, делающая прыжки без трапа опасными.

Место прыжка — правее дерева:

Первая партия досок для трапа уже наверху

Чёртов трап стал краеугольным… Я вовремя не разрулил бензиновую лебёдку и мы вручную поднимали большое количество досок на высоту 200 метров.

Размеры трапа: 2 метра в ширину и 3 в длину (вынос).

Параллельно со стройкой трапа навешивали верёвки. Выбрали систему-полиспаст (СУФФ), которая обещала быть навешенной за полдня. В итоге, с её настройкой провозились не меньше, чем с более классическими решениями.

Основная сложность — ограниченное пространство в зоне подхвата и маятника, почти с трёх сторон закрытое скалами. Нужно было очень точно настроить траекторию вылета из этой ловушки. Несколько раз переносили крепление базы и сверху, и снизу.

Это сгладило предполагаемое отставание готовности трапа относительно готовности к прыжкам, но вымотало команду.

Устанавливаем раму на исходное положение

Лучшие друзья на спуске в лагерь после очередного рабочего дня

Доделывали трап под всё крепчающим снегопадом. Гена — герой:

Такая погода была предсказуемой.
Участники первопрыга скалы Лестница, что около посёлка Эльтюбю, в отчёте 2016 года также упоминали апрельский снег. Но от этого было не легче.

Воображение рисовало вот такую картину приближающихся прыжков:

На спуске, на подходе к лагерю, скала выглядела так:

Лагерь было не узнать:

Спасал костёр и обилие дров:

Ко всему прочему, в этот день мне исполнилось 35.

Праздничный торт из печенья, сгущёнки и кетчупа был великолепен, всем спасибо!

На следующий день погода начала налаживаться. За всё время экспедиции не было ни одного дождя, только снег. Мы решили, что это лучше, чем дождь. Для меня эта фраза стала девизом мероприятия.

Снег тает под ярким солнцем

Забыл рассказать — много ночей температура опускалась ниже нуля, думаю, бывало до -7 градусов. Спать приходилось во всей одежде, несмотря на это иногда замерзая и не высыпаясь.

После броска тестового груза мы по прежнему очковали и думали, не кинуть ли второй груз.

В момент раздумий снизу подъехали лесники, пограничники и местный участковый. Попросили «главного» спуститься вниз.

Окей

Я так и не понял, что они от нас хотели, но изрядно понервничал — после непогоды, долгой навески, долгого строительства трапа, когда уже почти всё готово — судьба экспедиции была под угрозой.

На всякий случай взял с собой парашютную медузу, чтобы уменьшить первый возвратный кач

Первопрыг

Полёт очень понравился. Правым глазом я смотрел на жиденький в это время года водопад, а левым — на УАЗик лесника.

Как оказалось внизу, часть ожидающих уже уехала, но оставшийся лесник предъявил спиленные ветки сосен в районе экзита, которые он увидел в бинокль, и незаконное строительство внушительного моста. В очередной раз убеждая нас, что это территория именно заповедника. Если честно, я уже запутался.

Мы по человечески договорились — обещали через день всё снять, но допрыгать. Без взяток и других незаконных действий.

Понеслась:

Прыжок МОСЧНО поднимает настроение

Проблема была в том, что при падении с края трапа, или при очень слабом отталкивании, человек мог разбиться о полку. Вопреки ожиданиям, даже 3-метровый вынос не перекрыл выполаживание.

Вид на трап с нижней полки

Работая на краю скалы, я в очередной раз задумался о проверке нижней полки, на 15 метров ниже нашего экзита:

Красный круг — наш экзит. Зелёный — возможный экзит на нижней полке. Жёлтый пунктир — тропа по полке. Красное начало — сложная часть захода на полку. Белые стрелки — стандартная дорога

В итоге я там оказался и понял, что и на разведке, и в самом начале экспедиции мы совершили стратегическую ошибку — не взяли во внимание альтернативный экзит.

Сложный заход на полку

Вся полка проходится пешком без страховки. Только в начале нужно залезть, но я справился в ботинках и по частично обледенелым скалам. Проблему решает одна закреплённая верёвка.
Получается, можно было не ходить по кулуару выше этой полки и не спускаться потом к экзиту по верёвкам. Эх…

Край скалы на альтернативном экзите выступает сильнее, и проблема выпирающей полки уменьшается. То есть, можно было строить трап меньшего размера.

В итоге я перестраховался и не дал прыгнуть Асе и Марине.
На меня обиделись, было эмоционально тяжело, но я решил что лучше живые и обиженные девушки, чем прыгнувшие и (маловероятно, но вдруг) — мёртвые.

Эмоциональное напряжение из-за каждодневной работы и подъёма на экзит, погоды, лесников-участковых и не полностью прыгнувшей команды так сильно меня подкосило, что под конец я много времени думал, стоит ли вся эта движуха того или нет.

Наши с Колдуном отношения после экспедиции

В итоге мы разобрали трап. Раму положили на нижнюю полку, вдруг кому-нибудь пригодится, кто будет здесь прыгать после нас. Часть настила и ноги забрали с собой, потому что материалы могли пригодиться на второй скале.

200-метровый водопад напротив нашего. Холодная, теневая сторона ущелья. Как-нибудь в другой раз. А сейчас едем на 90 метров

Переезжаем в другой лагерь, прыгать со второй скалы

Вторая скала — 90-метровая стеночка, видимая с парадрома «Чегем», не выделяющаяся особой эпичностью или харизмой. Прыгнули её «до кучи».

Зато первый прыжок совершила Ася. А Марина очень сильно оттолкнулась. Вадим ушиб ребро, потому что подхваты были нереально жёсткие, несмотря на все многочисленные изменения в настройках «системы-полиспаст» в процессе.

Что да как и почему, и где находятся границы применимости СУФФ в роупе — в следующей статье, попозже.

Участники экспедиции:

Иван Киселев, Воронеж
Женя Колдун, Наб. Челны
Иван Размахнин, Наб. Челны

Ближайшая экспедиция — с 1 по 14 сентября на Кавказе. Отвес 250 метров, экзит на высоте 3550, над ледником.

Следите за новостями и новыми анонсами, подписывайтесь на группу Ropejumping.com ВКонтакте.