Пишет glazunov, 18.04.2019 13:55

Западная часть хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне, наиболее высокая и интересная в плане альпинистских возможностей долгое время была белым пятном. Если взглянуть на карту, то на протяжении целой обширной области мы увидим множество безымянных вершин трехтысячников, а гора с названием попадается очень редко, будучи скорее всего высшей точкой на которой в далекие времена побывали топографы.Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)

Сказать, чтобы этот район был совсем диким и нетронутым нельзя. Горные туристы проложили здесь свои маршруты, перевалы имеют классификацию. Местные жители: сборщики дикорастущих трав, охотники, пастухи активно посещают ущелья, в которые как минимум есть тропы, а это уже пол дела для альпинистов. В предгорьях проложены старые геологические дороги, которые хорошо читаются на спутниковых снимках и Google картах. Все это навело нас на мысль о проведении глубокой разведки и исследования района, который состоит из десятка ущелий на предмет возможности совершения первопроходов от простых до сложных маршрутов. И вот к чему мы пришли:Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)

За минувшие пол года наша команда побывала в четырех ущельях: Чертолен-Горхон (Горхон), Шунтын-Горхон, Хургуты, Ула-Гол. Сделали в этих районах 13 первовосхождений на безымянные вершины, проложили 24 новых альпинистских маршрута от 1Б до 5А, провели разведку, уточнили высоты вершин. Впервые мы проводили разведку с помощью дрона, делая полеты с вершин, что позволило нам приподнимать свои глаза на несколько сот метров выше, выискивая интересующие объекты. Ребята собрали обширный фото и видео материал, готовим путеводитель по этим районам. Также намечены линии и задел на будущее. С уверенностью можно сказать, что эта часть Саянских гор имеет огромный потенциал для проведения экспедиций, альпинистских сборов и восхождений. Теперь подробнее обо всем:Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)
Ущелье Чертолен-Горхон (Горхон) именно с него появился интерес к данному району лично у меня. Впервые мы попали сюда летом 2017 года с Дмитрием Егоровым и Алексеем Бойко. Сделали мы тогда первовосхождение на в.Обманчивая по м-ту 5А. И сразу поняли: этот компактный район с очень простой заброской и подходами, едва ли не лучшее ущелье в Саянах для учебных целей. Судите сами подход в БЛ 3 часа по широкой тропе, возможность заброситься на лошади, короткие подходы, удобные стоянки. Разнообразие маршрутов и вершин. В общем все что нужно, для хорошей точки старта.Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)
Когда родился проект: "Невозможно -это не навсегда" эта точка старта очень пригодилась нам, чтобы собрать здесь по большей части незнакомых людей. И сделать все, чтобы направить их энергию на дело освоения новых маршрутов. Думаю у нас это получилось в полной мере. В октябре 18 года за 10 дней в горах. Ребята проложили 16 новых линий, составили описание по каждой из них. Так у вершин появились названия: Школьная,Дракон, Носорог, Мраморная, пик Русско-Монгольской Дружбы и тд., причем по каждой из них мы искали информацию, пытаясь найти ее на туристических форумах, и понять действительно ли совершено первовохождение и первопроход, либо люди здесь все же были.Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)
С группой ребят из клуба мы перешли через небольшой перевал между вершинами Школьная и Оптимист и пройдя до конца ущелья Шунтын-Горхон сделали первовосхождение на высокую обзорную вершину, которая получила имя Дальняя. С нее мы разглядели большие возможности ущелий расположеных еще далее на Запад от нас.Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда) и все планы в Саянах, потихоньку начали строиться вокруг этих ущелий. Вместе с Павлом Петько мы провели анализ спутниковых фотографий, чтоб найти наиболее простые пути захода в БЛ, и не тратить время и силы на поиски троп в тайге.
Используя эти данные в начале марта 2019 года впятером мы зашли в ущелье Хургуты, где сделали первовосхождение на вершину 2780 , откуда с коптера разглядели ущелье Ула-Гол, с огромными для Саян перепадами высот в километр и более того.Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)
Скоректировали планы на мартовское мероприятие, которое должно было состояться в Хургутах. Мы отправились в Ула-Гол. 21 человек, ущелье совершенно нам не известное, пути захода тоже. Но как оказалось все сложилось более чем удачно. Большую часть пути можно пройти по реке, единственная загвоздка в каскаде больших водопадов, чтобы обойти которые с грузом нужно постараться.
Район впечатляет своими перепадами, и огромными вершинами самая большая из которых Алтан-Мундарга, и пик Госбезопастность. Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)В 2010 году А.Е. Афанасьев с группой военных альпинистов сделал здесь 2 первовосхождения и маршруты попали в классификатор, однако узнали мы это от него уже позднее. А пока изучали потенциал, ходили в дальние уголки: смотрели возможные линии и спуски. Ну и конечно проводили занятия, и выполняли учебные планы.Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)
К сожалению у ребят не получилось закончить 2 маршрута.Алексей Бойко и Павел Ткаченко 5Б на Ула-Гол. Ребята уперлись в широкую щель, под большие номера камалотов которых не было и решили дюльфернуть. и 4А на Алтан-Мундаргу, который долезли до плато и не пошли пешком на вершину из-за непогоды. Думаю что в скором времени и они будут пройденыАльпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)
Но в целом выезд и разведка получились. Были схожены 7 маршрутов от 1б до 3Б, составлены описания и планы на будущее.Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)

Подводя итог можно сказать, что рядом со старыми привычными районами, появился новый - который по возможностям и потенциалу ни сколько не уступает Восточной части хребта Тункинские гольцы, где до этого года были состредоточны основные альпинистские маршруты. Будем рады если наше начинание получит поддержку, маршрутов станет еще больша, а их прохождение будут чаще быстрее и безопаснее. Все описания вы сможете найти в открытом доступе в нашей группе в вк.

Хочу выразить огромную благодарность своим товарищам, с которыми мы вместе делаем общее дело и идем вперед!Такие проекты можно осуществить только коллективом единомышленников.

Алене и Михаилу Пановым
Дарье Десятовой
Наталье Маштаковой
Сергею Пожеткову

И всем кто нас поддерживает!Альпинистское освоение Западной части хребта Тункинские Гольцы в Восточном Саяне (Альпинизм, альпинизм, первопроходы, саяны, СергейГлазунов, Невозможноэтоненавсегда)
Компаниям #CampCassin #Ozone #MadRock #Спортмарафон #BAFF
Вместе мы сила!

Женя, молодцы! Большое дело делаете!

очень крутой пост, большое спасибо, продолжай писать, Женя!

Евгений, вы делаете потрясающие вещи! Если бы не вы,в Иркутске альпинизма уже бы не было

Это не просто проект. Это большое и благородное дело. Ездим в самые отдаленные уголки планеты, а свою собственную страну и ее потенциал не знаем. Еще раз спасибо и удачи!

Молодцы! Хорошая команда, нужное дело для всех.

В книге ветерана Иркутского альпинизма и первого председателя секции альпинизма г Иркутска Валентина Брянского "Край окрыленный" (Иркутск 2007 г.) написано (стр.21 ), что он с туристами Востсибгипрошахта совершил восхождение на Алтан-Мундарга 5 мая 1963 г. (альпинистов тогда в Иркутске практически не было ).

Еще добавлю. На некоторых картах Тункинских гольцов не совпадают название речек и
высот. Видимо, это связано с тем, что было две топосъемки Тункинских гольцов: одна в 1937 г. и вторая в 1964 (или в 1961 г). В 1971 г. возвращаясь из Тунки я ехал в электричке из Слюдянки в Иркутск и разговорился с соседом, который оказался инженером- геодезистом, участвовавшим в топосъемке 1964 г. Он рассказал, что на вершинах они снимали записки топосъемки 1937 г. и руководителем этой экспедиции был Федосеев, автор известных книг "В тисках Джугджира», «Злой дух Ямбуя» и других. А в 1969 г в июне мы поднялись на пик Аршан (2544 м) севера, сейчас это 1Б или 2А и на вершине нашли частично развалившийся тригопункт высотой 2.5 – 3 метра, сколоченного из сосновых бревен диаметром примерно 10 сантиметров. Один тригопункт – это три или 4 бревна, плюс более тонкие поперечины. Видимо, это были следы топосъемки 1937 г.

Супер! Проект года?

На Алтан-Мундарге полно народу побывало. Слава Петухин с толпой, к примеру. Но классифицированных маршрутов туда, однако, не было.
Что касается разных названий рек. Совершенно очевидно, что правильное название не "Ула-Гол", а "Улан-Гол". Улан - красный. Русло этой реки, по крайней мере в верховьях, покрыто красным лишайником. Ещё можно вспомнить Улан-Удэ (красная река) и Улан-Батор (красный богатырь).

То, что осваивается новый, и при этом доступный район - прекрасно. Молодцы!

Алтан-Мундарга посещается часто, это видно хотя бы по количеству мусора на вершине. Ходят туда обычно с другой стороны. Но мы нашли факты восхождения из Ула-Гола тоже. Интересный пик Госбезопастность, он же Маттерхорн, на нем тоже побывало несколько групп и бывали люди. В Ула-голе есть люботытная вершина - Черная Башня с явно пятерочной стеной. На ней скорее всего людей не было. В соседних ущельях есть интересные объекты и целая куча троек, двоек, четверок, хватит всем!

В сборнике карт "Тункинская долина" изданной иркутской картфабрикой (1998 г.) название реки указано как "Ула-Гол".На этой же карте в ближайшем к западу ущелье от Уха-Гол указана вершина 3248.

Гора Ара-Ошей на дальнем плане , на переднем плане Черная Башня

Это неудивительно - ошибки кочуют из карты в карту.

Восхождение на Маттерхорн (Саянский) в ролике Юрия Данилова (Ангарск): http://www.youtube.com/watch?v=aYTOYZdPVaw

Несколько дней назад имел возможность лично послушать о планах Евгения по освоению района.
Произвел впечатление настоящего энтузиаста и очень сильной личности.