Пишет Ands, 25.02.2019 12:50

Как выбрать организатора восхождения на Белуху или похода к подножию Белухи, чтобы не пожалеть (Альпинизм, белуха, горный алтай, альпинизм, восхождение на белуху)

Белуха — высота 4 509 метров (по некоторым данным 4 506). Классическое восхождение проходит по маршруту 3А категории сложности. Автор фотографии: Елена Степанова

Я работаю гидом и инструктором-методистом по альпинизму. Много лет весь летний сезон провожу в этом горном районе. В качестве гида совершил десятки восхождений на Белуху. Не ставлю цели рекламировать конкретное предложение или, тем более, себя. Попытаюсь вскрыть подводные камни, раскрыть секреты организаторов и рассказать, на что стоит обратить внимание во время выбора частного организатора или фирмы, так как изнутри наблюдаю эти процессы уже много лет.

Изначально черновик этого текста задумывался не как объект для публикации. Один товарищ решил начать водить группы на Белуху. И обратился ко мне за консультацией. Он попросил рассказать о сложностях организации восхождения на Белуху: написать контакты подрядчиков, как лучше выстроить логистику, где базироваться, с кем не стоит иметь дело. В результате получился текст, который я решил опубликовать тут с определёнными корректировками. Надеюсь, что из этого текста получится что-то вроде руководства о том, как правильно выбрать организатора восхождения на Белуху или похода в районе Белухи.

Путешественники и искатели приключений, хочу рассказать вам о том, как выбрать организатора восхождения на Белуху и пешего похода к подножию Белухи среди множества предложений, чтобы потом не пожалеть.

Почему я решил опубликовать эту информацию

В 2018 году интернет вновь пополнился рассказами о том, как люди ходили на Белуху на грани. Не буду приводить ссылки на эти статьи — самостоятельно найдёте их, если посчитаете нужным. Неоднократно я был очевидцем неприятных ситуаций, которые разворачивались в разных группах.

С каждым годом Белуха привлекает всё больше искателей приключений. К сожалению, это приводит к огромному количеству авантюристов, которые пытаются проводить путешествия в этом сложном горном районе, при этом не имея опыта, компетенции и необходимых моральных качеств.

Не буду переходить на личности, за исключением одного человека. Умолчать о нём я считаю преступлением с моей стороны. Об этом недобросовестном организаторе расскажу в соответствующем разделе про гидов-шарлатанов.
Организованная группа на подходе к Томским стоянкам. Восхождение на Белуху в августе 2018 года. Переход на Томские стоянки — это 17 км через каменные завалы, моренные валы и ледник. При этом набор высоты составляет 1 000 метров, а вес рюкзаков может достигать 20-25 кг. Только компетентный гид сможет привести большую группу так, чтобы все пришли вместе одновременно, а не растянулись в длинную вереницу на подъёме. Автор фотографии: Алексей Серов

Если вы собираетесь на Белуху или в поход к её подножию, не допускайте ошибок! Выберите минимум три компании (а лучше больше). Затем потратьте один полный день, чтобы изучить всю информацию о том, кому вы хотите доверить свою жизнь. Обязательно звоните по телефону. И задавайте все вопросы, по пунктам, которые описаны ниже. Одной переписки по электронной почте или в соцсетях недостаточно. На мой взгляд, только по телефону, получая ответы быстро и без задержек, вы сможете определить компетенцию организатора.
Классический вид на массив Белухи с Аккемского озера, поход к подножию Белухи и Аккемскому озеру сентябрь 2018

Этой статьей я не хочу сказать, что в районе Белухи всё плохо, что кругом обман, подставы и жулики. Хорошие гиды и ответственные туристические компании есть. Постараюсь рассказать о том, как выбрать именно их, на что обращать внимание и какие вопросы задавать.

Статья касается только ситуаций, когда:

1. вы выбираете компанию, гида или частного организатора для путешествия,
2. вы не знаете лично организатора, с которым собираетесь в поход,
3. вы не уверены в опыте организатора или гида, которого рассматриваете,
4. компания, гид или частный организатор не имеют большого опыта работы именно в районе Белухи.

Всех остальных ситуаций эта статья не касается. Например, если в путешествие отправляется компания друзей, спортсменов, единомышленников, которые в равной мере имеют ответственность за организацию и за безопасность на маршруте. Или распределяют ответственность в рамках компетенции участников своей группы по предварительной договорённости, при этом коммерческой основы путешествие не имеет.

Итак, вы решили совершить попытку восхождения на Белуху или поход к её подножию. Выберите минимум три организатора (а лучше больше), предложения которых будете рассматривать. Далее ваша задача проанализировать организатора по приведённым ниже параметрам.
Тренировка и день акклиматизации на Томских стоянках на высоте 3 000 метров

Организатор или агент

Этот раздел относится к тем ситуациям, когда вы выбираете коммерческое восхождение в туристической компании, в клубе путешественников или обращаетесь к частному организатору. Открою секрет. Большинство компаний, которые предлагают восхождение на Белуху (также как Эльбрус или Казбек), не являются настоящими организаторами. Они работают как посредники:

1. рекламируют предложение (запускают контекстную рекламу, таргетированную рекламу, создают сообщества и встречи в соцсетях, стряпают лендинги),
2. получают ваши контакты,
3. берут с вас предоплату,
4. оставляют себе предоплату, как агентскую комиссию,
5. передают ваши контакты в другую компанию, которая проводит восхождение.
Спуск с вершины в цирк Белухинского перевала. Как только встаёт солнце - снег превращается в липкое мокрое месиво. Передвижение в кошках без антиподлипов опасно для жизни. Наличие антиподлипов на кошках - вопрос вашей безопасности. Если вы берёте в аренду кошки у организатора, обязательно уточняйте наличие антиподлипов! Я (и многие другие гиды) не допускаю до восхождения участников без антиподлипов

Первая организация — это агент. Вторая организация — это оператор. Агентов — сотни. Опытных операторов, которые водят на Белуху, в разы меньше. Задача агента — получить максимальную комиссию с вашего бронирования. До последнего момент Вы не знаете, к какому оператору вас отправит агент. Это может быть любой организатор, у которого совпали даты с вашими пожеланиями. Или тот, кто даст за вас большую комиссию.

Совсем не означает, что если вы увидели рекламу — это именно агент. Непосредственные организаторы (операторы) тоже рекламируют свои предложения.

Компания может являться оператором, например, на Кавказе или на Камчатке, но передавать своих туристов в другую компанию с агентской комиссией в районе Белухи. Это частая практика. Всегда старайтесь выходить напрямую на оператора. То есть на компанию-организатора.

Почему плохо общаться с агентом? Агент зарабатывает на вашем бронировании. Его задача — продать. Для агента восхождение на Белуху — это не сложная альпинистская экспедиция, а просто «тур». И чтобы продать «тур», агенты умалчивают информацию, консультируют недостоверно или просто не разбираются в том, как будет организован трансфер, как осуществляется движение по тропе, какая продолжительность переходов, как называются географические объекты и стоянки, какая квалификация у гидов. Человека неправильно консультируют по десяткам вопросов в попытке продать «тур».

Если турист приходит к оператору от агента — наблюдается пропасть между ожиданиями и реальностью. Компания, которая является настоящим организатором, не заинтересована в предоставлении неполной информации, так как этой компании потом с вами работать в горах. И качество консультаций — это уровень вашей подготовки к маршруту. Настоящий организатор всегда ответственно относится к тому, чтобы вы получили полный пакет информационных документов и развёрнутые ответы на вопросы.

Например, если вы написали в письме 10 вопросов, вам долго не отвечают или из них кратко и сухо ответили на 6, а про остальные 4 вообще забыли или «отложили в ящик» — это агент, который переслал часть ваших вопросов оператору и ждёт от него уточнений по вашим вопросам. Если по телефону вам не могут развёрнуто и сразу ответить на вопросы — это агент. Не ограничивайтесь перепиской по электронной почте! Перед тем как бронировать место в группе — обязательно звоните. Спрашивайте детали и мелкие подробности. Только так вы сможете убедиться, что организатор компетентен во всех вопросах. То, о чём нужно спрашивать, вы поймёте после прочтения статьи.
Высокогорные озёра и альпийские луга района Белухи. Автор фотографии: Наталья Карзанова

Подготовка

Любое путешествие в горы требует подготовки. Самое главное — быть готовым морально и физически.

Перед восхождением на Белуху крупные организаторы проводят более простые тренировочные альпинистские восхождения зимой и в межсезонье. Это хороший вариант, если у вас недостаточно альпинистского опыта для восхождения на Белуху, а также для того, чтобы получить предварительную акклиматизацию. Используйте любую возможность познакомиться с организатором до восхождения, а также получить необходимый альпинистский опыт на более простых маршрутах.
Лагерь на леднике Менсу. Автор фотографии: Константин Зубов

Физической и моральной подготовки не достаточно. Перед восхождением вам потребуется большое количество информации, которую организатор обязан предоставить.

Уже по первому письму можно понять, насколько ответственно компания подходит к тому, чтобы вы знали о снаряжении, которое вам потребуется, о том, как вас будут кормить, какие существуют медицинские противопоказания к восхождению, что нужно одеть.

Если на этапе подготовки не хватает информации — это признак того, что в горах будут «сюрпризы».
Тренировка на Томских стоянках

Снаряжение

Белуха — гора, на которую можно взойти только с помощью специального снаряжения. Помимо группового снаряжения, вам так же потребуется комплект личного снаряжения:

1. Каска,
2. Жумар (зажим для подъёма по верёвке),
3. Спусковое устройство (рекомендую восьмёрку, а не корзинку, так как обледенелые или мокрые верёвки плохо «лезут» в корзинку),
4. Карабины с муфтой (минимум 4 штуки),
10. Гамаши от снега («фонарики») или специальные утеплённые бахилы,
11. Рюкзак объёмом от 70 до 100 литров,
12. Две пары флисовых перчаток и пара утеплённых рукавиц,
13. Спальный мешок с температурой «экстрим» -15°, -20 °С.

Если кому-то нужно, то полный список снаряжения, одежды и обуви для восхождения на Белуху и для пешего похода к подножию Белухи я могу выслать в личку.

Список специального снаряжения для восхождения на Белуху один и другого быть не может. Если организатор говорит, что Вам не потребуется ледоруб (достаточно треккинговых палок), что достаточно 2-х карабинов, что достаточно спальника на 0°, что Вы взойдёте в берцах — это признак авантюры. Если в списке не будет хотя бы одного пункта, то восхождение и безопасность будут под вопросом.

Если на восхождение идёт турист, который пришёл от агента, то у него обязательно не будет чего-то необходимого: гамаш от снега, вместо двух пар перчаток и рукавиц будет только пара рабочих перчаток, а вместо альпинистских ботинок окажутся берцы.

Человек говорит агенту: «У меня нет альпинистской обуви». Агент отвечает общими фразами: «Подойдёт обувь для горных походов». Агенту же потом не нужно мучиться с этим туристом на Горе. Опытные гиды уже знают эту особенность агентских продаж. Поэтому хорошие гиды носят на восхождение запасные очки, варежки, гамаши. У ответственных организаторов на Томских стоянках припрятана даже пара запасных кошек.

Стоимость снаряжения является препятствием для многих. Из множества предложений можно выбрать тех организаторов, которые готовы предоставить любое снаряжение в аренду (включая обувь). Некоторые организаторы предоставляют снаряжение бесплатно.

Более того — всё альпинистское снаряжение можно получить уже в горах у подножия Белухи. Вам не нужно везти его через всю страну, а потом поднимать в горы и спускать обратно. Вы получаете снаряжение на Аккемском озере или на Томских стоянках и оставляете там же. Это сразу минус 3-4 кг с ваших плеч.

На Алтае большие расстояния и множество грунтовых дорог

Трансфер

Путь к Белухе начинается от посёлка Тюнгур. Но до посёлка Тюнгур ещё предстоит добраться. Многие даже не рискуют ехать до Тюнгура на своём автомобиле. Причина — щебёнка протяженностью почти 200 км, на которой пробиваются колёса и «умирает» подвеска, а короткие участки асфальта неожиданно обрываются вот такими ловушками:
Многие организаторы допускают ошибки в планировании логистики не учитывая следующее:

1. Если вы выезжаете из города утром, то в Тюнгур можете приехать уже ночью. Вам придётся размещаться в темноте. Ночью вы будете устанавливать палатки, перегружать свой личный и общественный груз. При этом вы будете запинаться о палатки, в которых спят другие туристы и, скорее всего, разбудите всю базу. И хорошо, если погода будет нормальная. Часто при этом идёт дождь, а температура близка к нулю. Обязательно уточните у организатора время прибытия в Тюнгур, а также будут ли для вас уже установлены палатки на территории туристической базы ко времени приезда, так как на следующий день рано утром, скорее всего, вас уже отправят на маршрут. Ответственные организаторы стремятся к тому, чтобы к вашему приезду в Тюнгур палатки были готовы к заселению. Конечно, кафе ночью уже не работает. И чтобы поужинать после многочасового переезда, ночью придётся организовывать походную кухню, искать дрова, разводить костёр. Иногда я был свидетелем таких ночных приездов организованных групп в Тюнгур. Обычно туристам удаётся поужинать только глубокой ночью, а рано утром они вынуждены выдвигаться в горы.

2. Если предусмотрена заброска грузов на лошадях, то необходимо заложить время на встречу с коневодами, взвешивание и упаковку всего груза, ваших личных вещей. Обычно на это уходит пара часов. Если вы приезжаете в Тюнгур глубоким вечером или ночью, то когда вы будете заниматься этим? На следующий день утром? В этом случае утренний выход на маршрут будет сорван. Вы отправитесь в путь с турбазы только к обеду. Но перед этим ещё нужно провести инструктаж по технике безопасности. Качественный инструктаж занимает 1-1,5 часа. Это практически лекция на тему «Опасности в горах», которая должна быть обязательной в коммерческой группе перед восхождением. Уточните у организатора когда он планирует делать всё это, если вы приедете в Тюнгур поздним вечером.

3. Требуется пропуск в пограничную зону. Его оформляют в Пограничном управлении Республики Алтай. Пропуск выдаётся в селе Усть-Кокса (60 км от Тюнгура) или в Горно-Алтайске (450 км от Тюнгура). В отделе пропусков выходной день — суббота и воскресенье. Если Вы приезжаете в Тюнгур в субботу или в воскресенье, то когда Вы будете получать пропуска в пограничную зону? Отдел пропусков заработает только в понедельник. Уточняйте у организатора, позаботился ли он об этом, каким образом и когда будет выдан пропуск. Если вам говорят, оформим или получим на месте в субботу или в воскресенье — неправда. Не получите и не оформите. Такой промах с трансфером приводит к многочисленным случаям, когда группа выходит на маршрут без пропусков в пограничную зону. Это грозит тем, что вас не пропустят пограничники выше грота Аккемского ледника. Последние годы пограничники часто патрулируют Аккемский ледник и иногда проверяют наличие пропусков на Томских стоянках.
Чтобы приехать в Тюнгур добрым, нужно уточнить, каким транспортом Вас будут везти. Это важно. Некоторые организаторы сильно экономят на стоимости:

1. В автобусе будет один водитель, а не два. Переезд продолжительный, а дорога сложная. Ехать на автобусе с одним водителем небезопасно. Выбирайте организатора, который обеспечит трансфер с двумя водителями.

2. Арендуют дешёвый транспорт: возят на старых автобусах (это может быть ГАЗель — обычная городская маршрутка или древний китайский автобус) с сомнительным состоянием и, конечно, без кондиционера. Вся пыль на грунтовой дороге проникает в салон, а состояние подвески такое, что на грейдере подбрасывает до потолка. Переезд становится мучением, а туристы покрываются слоем пыли.

3. Арендуют автобус без прицепа: в этом случае всё свободное пространство в салоне заполняется рюкзаками, коробками, снаряжением, продуктами. Для пассажиров остаётся минимум места. Уточняйте у организатора, будет ли автобус с прицепом.

4. Сокращают расстояние трансфера. Например, везут из Барнаула или из Бийска. Таким образом, часть трансфера не входит в стоимость путешествия и перекладывается на ваши плечи и кошелёк.

Вроде бы во всех вариантах организаторы пишут «трансфер входит в стоимость», а какая большая может быть разница, правда?
На мой взгляд, лучше ехать на комфортабельном микроавтобусе из Новосибирска. Это лично моё мнение.

Плюсы трансфера из Новосибирска

Множество авиарейсов внутренних и международных.

Самая низкая стоимость перелётов (в сравнении с Барнаулом и Горно-Алтайском), самая развитая транспортная сеть из других городов.

Чаще всего комфортабельные автобусы Mercedes Sprinter или Peugeot Boxer класса «турист», а не городские маршрутки.

Чаще всего ночной переезд: экономит время, в дороге вы можете спокойно спать на откидывающемся сидении с подголовниками и подлокотниками, автобус едет быстрее, так как трафик на трассе меньше.

Чаще всего несколько водителей, которые меняются за рулём.

Много отелей и хостелов на любой кошелёк. Есть что посмотреть, и где погулять.

Много туристических магазинов, где можно приобрести недостающее снаряжение.

Минусы трансфера из Новосибирска

Продолжительный переезд, поэтому в Тюнгуре потребуется отдых после дороги.

Для сравнения, трансфер из Барнаула позволит сократить переезд всего лишь на 200 км пути, а авиабилеты в Барнаул летом стоят на 6000-9000 рублей дороже, чем в Новосибирск. Из Бийска велика вероятность, что вы поедете на ГАЗели — городской маршрутке. И вам потребуется дополнительно оплачивать свою дорогу до Бийска. В Бийск можно приехать только на автобусе или поездом.

Ещё один минус трансфера из Новосибирска — некоторые красивые места вы будете проезжать в тёмное время суток.

У большинства коневодов нет своих экспедиционных баулов или драйбегов. Если вы отправляете свой груз, убедитесь, что вам предоставят хоть какую-то сумку для упаковки вещей

Конная заброска грузов

Не все коневоды одинаково ответственны. Есть такие, которые вскрывают груз туристов, ищут спиртное и подъедают продукты. Далеко не все, конечно. Но в практике восхождений на Белуху такие «воровайки» встречались. Особенно ценятся альпинистские верёвки: коневоды привязывают ими коней. Альпинистские верёвки крепкие и дорогие — велик соблазн отрезать кусок 10 метров от полтинника. Только компании с опытом знают репутацию каждого коневода и работают с проверенными подрядчиками, на которых можно положиться.

Если в стоимость путешествия входит доставка груза на конях, уточните, будет ли доставляться только общественный груз, или можно будет отправить часть личных вещей. Например, ваши высотные альпинистские ботинки. Как правило, в стоимость входит доставка общественного снаряжения, продуктов и газа. Личные вещи туристов отправляются по остаточному принципу.

Если часть ваших вещей можно будет отправить на конях до Аккемского озера, обязательно уточните, во что ваши вещи будут грузиться. У большинства коневодов нет своих экспедиционных баулов или драйбегов. Конные сумины маленькие и используются под тяжёлый общественный груз. Не рассчитывайте на то, что вам удастся ими воспользоваться — туда будут складывать тяжёлые продукты или снаряжение. Если организатор не предоставит вам экспедиционный баул или драйбег, то ваши вещи будут складывать в грязный мешок из под картошки и привязываться на седло. Они доедут мокрыми. Уточняйте этот вопрос у организатора.

Конная доставка грузов на обратном пути после восхождения, как правило, не входит в стоимость, так как продукты съедены, а движение вниз по Аккемской тропе не представляет особой сложности. В этом случае хорошо, если организатор не заставит вас нести обратно общественное и арендное альпинистское снаряжение. Крупные организаторы оставляют снаряжение в горах, а не выгуливают его вверх и вниз по маршруту.

«Заброска» на транспорте повышенной проходимости и сплав по Катуни

Из посёлка Тюнгур до начала пешей тропы вдоль реки Аккем остаётся ещё 18 км плохой тракторной дороги. После дождей этот участок превращается в суровое бездорожье. Сократить путь можно двумя способами: переезд по бездорожью или сплав на рафте по Катуни до слияния с Аккемом. Сплав позволяет сократить маршрут на 10 км. Переезд на автомобиле — на 18 км. Конечно, рекомендую именно переезд. Проехать можно только на транспорте повышенной проходимости — ГАЗ-66.

Зачем это нужно? Вы экономите время и силы. Поверьте, они вам ещё пригодятся! Данный маршрут представляет собой поле, лес и грязевое месиво вместо тропы, а ближайшая питьевая вода только через 9 км после реки Кучерла. Вы ничего не потеряете, если преодолеете это расстояние на огромной машине с ветерком.

Не все организаторы предлагают «заброску» на ГАЗ-66. А если предлагают — понимают её по-своему. В стоимость путешествия могут входить услуги ГАЗ-66, но на месте вас ждёт сюрприз: входит не доставка всех участников путешествия до стоянки Три берёзы, а только перевозка рюкзаков и общественного груза: люди идут пешком. Чтобы уехать самому, придётся доплатить. Обязательно уточняйте у организатора, что подразумевается под этой услугой.

Также организатор может схитрить и включить в стоимость похода переезд на ГАЗ-66 только в одну сторону в начале похода. Убедитесь, что входит переезд в начале и в конце путешествия: туда и обратно.
Уточняйте сколько машин будет предоставлено для группы. И поедут ли люди или только рюкзаки

Также нужно уточнить, сколько автомобилей для переезда по бездорожью будет предоставлено для группы. Организатор может иметь только одного подрядчика — водителя ГАЗ-66 и не работать с остальными водителями (в Тюнгуре сильная родовая и клановая система: если компания работает с одним водителем, то может не работать с другими). Организатор может не учитывать количество людей в группе и тот факт, что 25 человек с трудом помещаются в кузов, а машина при такой загрузке просто не доедет до конечной точки через перевал Кузуяк (1 513 метров). Особенно в плохую погоду, когда ГАЗ-66 скатывается юзом даже одев на колёса цепи. Получается, что услуга вроде бы и есть, а по факту — нет. Уточняйте, сколько машин будет предоставлено для группы. И поедут ли люди или только рюкзаки.
Переезд в горы на ГАЗ-66 через перевал Кузуяк до стоянки Три березы к месту начала пешей тропы

Раньше эту услугу в Тюнгуре предлагал только один подрядчик. Сейчас в Тюнгуре и в Кучерле 5 машин, которые работают на туристов. В высокий сезон могут приехать ещё парочка «гастролёров» из соседних деревень. Большое значение имеет водитель, который повезёт вас по опасной дороге, а также состояние его машины. В позапрошлом и прошлом году ГАЗ-66 заваливался на бок (почти переворачивался) на спуске с перевала Кузуяк вместе с пассажирами в кузове. По счастливому стечению обстоятельств все остались живы. Один раз у Газ-66 лопнула и переломилась рама. Поэтому искать водителя на месте не стоит. Организаторы, которые имеют многолетний опыт работы в этом районе, знают репутацию водителей: кто из них косячит, кто бывает в запое, у кого технически машина неисправна, у кого проблемы с тормозами.

Сплав по Катуни предлагается чаще всего теми, кто разругался с местными водителями, не умеет с ними договариваться или у кого есть свой рафт и нужно на нём зарабатывать, а заодно экономить и не платить деньги водителям за ГАЗ-66. Последний раз я «забрасывался» на рафте несколько лет назад. Мы практически перевернулись у слияния Катуни и Аккема. Вместо того, чтобы начать трекинг, пришлось разводить костёр и сушиться. На мой взгляд, так себе развлечение — сплав прямо перед горным походом с риском намочить вещи. А в самом худшем случае — утопить рюкзаки. Рюкзаки сначала едут на УАЗе вдоль берега Катуни, но у слияния Аккема и Катуни нужно перевезти их на рафте на другую сторону реки.
Походная кухня на привале. Варим компот из сухофруктов с лесной жимолостью. Автор фотографии: Юлия Лазебная

Питание и газ

У каждого организатора свой подход к питанию в горах. Эти подходы можно разделить на несколько типов (условно).

Туристы сами закупают продукты, газ и готовят

Некоторые организаторы не включают в стоимость похода продукты. Это самый плохой вариант. В таком случае хорошо, если организатор хотя бы предоставит список той доли продуктов и газа, которую вы должны купить на общий стол. Если вы столкнулись с таким подходом, я настоятельно рекомендую убедиться, что организатор действует системно и имеет расписанную продуктовую раскладку. Обязательно запросите её до похода!

Даже если есть грамотная раскладка — вы всё равно будете зависеть от способностей организатора координировать закупку продуктов другими людьми, а также от добросовестности участников путешествия.

Котлы, горелки, газ могут не предоставляться.

Организатор закупает продукты и руководит приготовлением еды

В этом случае организатор имеет готовую продуктовую раскладку и граммовку. Организатор сам закупает продукты и газ. На маршруте гид или инструктор назначает ответственных за приготовление еды по системе дежурств. Как правило, котлы, газовые горелки, газ — предоставляется.

Так работают большинство компаний.

Организовано питание «под ключ»

Это самый удобный вариант. Иногда в коммерческих походах группу может сопровождать отдельный повар. Чаще всего, повар работает только на участке пешего маршрута, который проходит по зоне леса.
Повар может уходить вперёд от группы (он же не гид), приходить на стоянку или к месту обеда за час-полтора до прихода группы. Ко времени прибытия коммерческих участников питание уже готово. Или по крайней мере, есть полные котлы с кипятком, чтобы варить аппетитный суп и попить чай с алтайскими травами.

На сегодняшний день, на высотной части маршрута выше Аккемского озера, повара не предоставляет ни одна компания даже на коммерческих восхождениях.

Высотное питание для альпинистов

Если вы планируете совершить восхождение на Белуху, то особое внимание необходимо уделить тому, как будут кормить в зоне ледников. И как вы будете там готовить.

Печально наблюдать группы на Томских стоянках, которые чистят картошку в зоне ледников. Есть организаторы, которые вынуждают туристов нести тяжёлые консервы на Томские стоянки. Иногда группы тратят 2-3 часа, чтобы натопить 10 литров воды из снега в одном котле, а потом дежурные пытаются вскипятить этот котёл на газовой горелке в штурмовом лагере, где даже нет воды в жидком виде. Почему так происходит? Организатор привык водить пешие походы и не знает разницы между питанием в зоне леса и питанием на альпинистском восхождении.
Немного красной икры для жизненного тонуса на траверсе массива Белухи

Есть только лапшу быстрого приготовления — это тоже печально. Идеальным вариантом будет специальное высотное питание, в сочетании с сырокопчёной колбасой, салом, сыром. Обязательно должен присутствовать хороший шоколад, сухофрукты, орехи (не только арахис) и энергетические батончики. Хорошее высотное питание — это дорого. Поэтому такое восхождение не может стоить дёшево. Качественные сублимированные первые и вторые блюда, а также пищевые концентраты для альпинизма, существенно дороже обычных продуктов.

На мой взгляд, оптимальный вариант, когда в зоне леса есть повар, а на восхождении в зоне ледников каждая палатка готовит себе автономно. Организатор выдаёт на каждую палатку высотное питание, газ, газовую горелку и комплект посуды. Это наиболее комфортно для туристов, так как они кипятят себе воду только на свою палатку и в любой момент могут обеспечить себя кипятком. Приём пищи занимает меньше времени: каждой палатке нужно натопить снег и вскипятить только 2-3 литра воды, а не ждать, пока закипит 10 литров в общем котле на всю группу.

Такое автономное питание по палаткам — это самый дорогой вариант для организатора: нужно закупать горелки, обеспечить посуду на каждую палатку, расход газа выше. Гораздо дешевле выдать 2 горелки на всю группу из 8-10 человек и организовать централизованное питание. Расходов в 2 раза меньше, а продукты дешевле. Я рекомендую выбирать восхождение, где предусмотрено высотное питание по палаткам: автономно для каждой палатки. Но нужно понимать, что такое восхождение будет стоить дороже.

Запросите у организатора список высотных продуктов, которыми вас будут радовать на восхождении. На этом экономить нельзя.

Также будет полезно узнать про количество газа, которое организатор закладывает на дни восхождения. Минимально допустимое количество для коммерческого восхождения — 50 грамм газа на человека в день. При этом выше Томских стоянок можно использовать только качественный газ в «винтовых» баллонах. Газ в цанговых «дихлофосных» баллонах не пригоден для тех погодных условиях, которые могут быть на Белухе.

Организатор может заправлять обычный бытовой газ в пустые винтовые баллоны. Такой газ может замёрзнуть. Отдавайте предпочтение организаторам, которые предоставляют фирменный газ в новых баллонах, а не бытовой газ в баллонах, бывших в употреблении.

Просите организатора предоставить продуктовую раскладку, меню, список высотных продуктов, информацию по газу.
В районе Белухи проверены и работают спутниковые телефоны системы Iridium и Thuraya

Спутниковый телефон

Наличие спутникового телефона — обязательное требование для всех, кто берётся за то, чтобы водить людей в горы за деньги. Без спутникового телефона не имеет смысл никакая страховка. Вы никак не организуете эвакуацию с маршрута и медицинское сопровождение, если нет спутникового телефона.

Неоднократно на Томских стоянках частные организаторы и гиды буквально требовали у меня спутниковый телефон, чтобы связаться со страховой компанией. По какой-то причине, некоторые люди считают, что если в их группе страховой случай, то им все должны. Конечно, в беде вас не оставят, но количество минут на спутниковом телефоне ограничено. Почему вы сами не подумали о том, чтобы обеспечить себя связью, если берёте с туристов деньги за походы? А если вы проговорите чужие минуты, а потом у этой группы будет страховой случай?

Обязательно убедитесь в том, что в группе будет спутниковый телефон, даже если идёте в пеший поход к подножию Белухи. Наличие спутникового телефона — показатель ответственности организатора. Если у гида есть спутниковый телефон, то гид всегда может вызвать ГАЗ-66 на Три берёзы к нужному времени, заказать баню в Тюнгуре к вашему возвращению, забронировать место на турбазе, узнать прогноз погоды, вызвать грузовых лошадей, если вы захотите прогуляться налегке после восхождения. Спутниковый телефон нужен для общей координации похода.

Обычная сотовая связь пропадает на перевале Кузуяк. На небольшом участке спуска с перевала Кара-Тюрек в сторону Кучерлы можно поймать МТС. В районе Кедровых стоянок иногда ловит МТС.
Не смотря на качества настоящего бойца, гид должен быть внимательным и заботливым к участникам группы в коммерческом походе

Гид

Это одно из самых ответственных призваний в мире: специалист, который должен профессионально владеть техниками альпинизма, руководить группой, принимать ответственные решения, жертвовать своим комфортом ради незнакомых людей, понимать психологию малых групп, без исключений следить за техникой безопасности. Перечислять можно бесконечно.
Начало тренировки на Томских стоянках: подгоняем по размеру кошки

При этом, не смотря на качества настоящего бойца, гид должен быть внимательным и заботливым к участникам группы в коммерческом походе. Какие отличия можно найти среди гидов? Выделим несколько типов, которые встречаются в районе Белухи (условно):

Гиды-спортсмены

Это суровые парни, напоминающие героев боевиков. Если вы схожи по духу и по физической форме — вам будет комфортно с таким гидом. Но если вы среднестатистический любитель походов, то важно знать, что гиды-спортсмены мерят всех туристов в группе по себе. Все трудности похода они воспринимают легко и как данное, а значит, и вы должны соответствовать этому уровню.

Личные амбиции гида-спортсмена, которые остались от спортивной карьеры, могут негативно сказаться на работе с группой. Такой гид будет убегать от группы, преодолевать в одиночку сложные участки и ждать того же от туристов. Тем самым гиды-спортсмены не желают никому зла. Они просто имеют «замыленный» взгляд: не могут посмотреть на походные трудности глазами участников группы.

Гид-спортсмен легко обеспечит свой комфорт в горах и не будет торопиться помогать в затруднительной ситуации: иногда простые действия могут кардинально повлиять на физический и психологический комфорт туристов. Помочь установить палатку под мокрым снегом, вовремя угостить чаем, поинтересоваться как дела и хорошо ли работает горелка в штурмовом лагере, нет ли проблем с тем, чтобы натопить снег на завтрашний штурмовой выход.

Гиды, не имеющие опыта работы на Белухе

Белуха — гора сложная в тактическом плане. Это как шахматы, но интереснее. И ставки другие. Даже опытные альпинисты и спортсмены-разрядники часто совершают восхождения на Белуху с местными гидами, которые знают район.
Подъём на Томские стоянки в сентябре. По центру этого безобидного «снежника» многие альпинисты поднимаются на Томские стоянки в середине сезона

Выстраивая тактику восхождения, опытные гиды просчитывают его по минутам. Гид понимает, в каком часу начнут лететь камни с пика Томских студентов, в какое время сойдёт первая лавина с Берельского пика и с Белухинского перевала, в каком часу раскиснет снег на подушке ледника Менсу, через сколько часов начнут вытаивать буры на Делоне. Опытные гиды знают, что в начале сезона на Томские стоянки нужно подниматься по одному маршруту, а во второй половине сезона — по-другому. Опытный гид не будет выходить на восхождение в четыре часа утра из штурмового лагеря — уже поздно, так как к палаткам нужно успеть вернуться не позднее 11 утра. Опытный гид не поведёт туристов делать фотографии в гроте Аккемского ледника.
Как только встаёт солнце — спуск с вершины в цирк Белухинского перевала представляет объективную опасность из-за ежедневных камнепадов, ледовых обвалов и лавин. Важно спуститься до 10 часов утра. Автор фотографии: Константин Зубов

Иногда туристы движутся самостоятельно без связок на участке между подушкой ледника Менсу и штурмовым лагерем на перевале ББС. Их гиды просто не видели это место в конце сезона, когда количество снега минимально и трещины открываются.

На Белухе встречаются гиды, которые не знакомы со спецификой этого района. Чаще всего это происходит, когда новая туристическая компания отправляет своих гидов, например с Кавказа, работать на Алтай осваивая новый для себя район. Гиды могут обладать хорошим опытом работы с коммерческими группами, но, действуя шаблонно, они допускают ошибки именно на Белухе.
Восхождение на Белуху с группой из Германии: Тони и Елизабет на вершине с гидом. Август 2018 года

Клиентоориентированные гиды
Опытных гидов, которые постоянно водят на Белуху, немного. Но они есть. Это узкое сообщество, в котором все друг друга знают. Текучки в этой сфере нет. Гиды могут работать в разных компаниях, переходить из одной в другую, или работать сразу от нескольких организаторов, но все друг друга знают и находятся в одной тусовке. Вам повезло, если вы попали именно на такого гида.

Такие гиды дорожат своей репутацией. Компания обеспечивает гида нормальным уровнем зарплаты. Если компания держится за гида, то ему бесплатно предоставляется снаряжение, а иногда даже одежда.
Группа пешего похода к подножию Белухи, сентябрь 2017 года

На Томских стоянках все группы останавливаются на один день для акклиматизации, для отдыха перед альпинистской частью маршрута, а также чтобы провести тренировку по технике альпинизма. Некоторые уделяют тренировке 1,5-2 часа. Разве можно за это время освоить технику хождения в кошках, использование ледоруба, движение в связке, подъём и спуск по перилам? Хороший гид уделит тренировке большую часть дня. Как можно больше времени.
Последние метры перил на подъёме на Белухинский перевал, сентябрь 2016 года

Компании не полагаются только на совесть своих гида. У серьёзных организаторов путешествий в районе Белухи есть прописанные стандарты работы для гидов. В одних компаниях их называют должностными инструкциями. В других — чек-листами. Формулировка может быть разная, но суть одна — когда вы выбираете организатора, вы вправе запросить те стандарты, по которым компания обучает и контролирует сотрудников. Гид получает зарплату именно за соблюдение высоких стандартов, которые сформулированы и описаны. Услуга гида предоставляется вам за деньги: вы вправе ознакомиться с тем, что именно вы получите.

Работа гида в рамках компании может серьёзно отличаться от работы в частном порядке! Наблюдал ситуации, когда гид нормально отрабатывал сезон, следуя должностным инструкциям, но на следующий сезон отправлялся в свободный полёт и косячил с группой, которую сам же собрал. Работая на компанию у гида меньше шансов допустить ошибку, так как его контролируют. Гид у организатора – это должностное лицо, соблюдающее обязанности в рамках только своей компетенции, которые ему установили более опытные организаторы. Гид и организатор в одном лице – это человек, который подчиняется только лишь одной своей воле. Если вы два в одном: организатор и гид, то от вас требуется в разы больше усилий. Ваши обязанности не будут никем обозначены, сформулированы и проконтролированы.

Если компания не может предоставить вам стандарты работы своих гидов на этом маршруте, то их нет. Работа гида хаотична и зависит от его настроения, желания, силы воли.
Счастливые туристы после подъёма на перевал Делоне. Автор фотографии: Самодум Александр

Опытные гиды имеют много отзывов от туристов. Чаще всего эти отзывы публикуются на сайтах или в соцсетях на страницах организаторов. Отзывы на сайте можно не смотреть, а в соцсетях вы можете убедиться, что отзыв написан реальным человеком. Напишите нескольким авторам отзывов. Предложите им созвониться и попросите рассказать, как прошло их путешествие. Остались ли они довольны работой гида и организацией путешествия в целом.

Шарлатаны

Встречаются совершенно безумные люди, вдохновившие других следовать за ними на вершину Белухи или к подножию Белухи. В начале статьи я упомянул про человека, умолчать о котором было бы преступлением.

Сергей Тузовский (походный клуб Ника, с. Усть-Кокса) славится тем, что формирует сборные группы туристов, а потом бросает их на тропе, крадёт фотоаппаратуру и материальные ценности у участников своих походов. Последний эпизод — ночью на нашу стоянку вышла туристка, которая осталась одна в горах без еды, без снаряжения и без опыта горных походов. Её бросили. Тузовский появился утром, наорал на девчонку («Сама виновата!»), забрал арендованный рюкзак, вытряхнул из него все вещи. Скрылся в горах. За поход туристка заплатила деньги. Подобными выходками он славится давно.

В прошлом году вывозили на ГАЗ-66 в Тюнгур ещё одних ребят, которых Тузовский бросил в горах. Парень и девушка. Девушка подвернула ногу, не успевала за темпом группы и Тузовский бросил её. Турист из группы остался с девушкой и сопровождал как мог. Когда спросил у ребят, как так получилось, что они выбрали организатора, про которого уже неоднократно писали и предупреждали, они сказали, что как-то «не заморачивались». Выбрали самое дешёвое предложение.

В моей практике был такой случай. Сводил туриста на Белуху: человек один раз поднялся на вершину в рамках коммерческого похода. На Томских стоянках его учили жумарить, ходить в кошках и пользоваться ледорубом. На следующий год в интернете появляется его объявление о том, что он имеет альпинистскую квалификацию и формирует коммерческую группу. Авантюристы считают, что одного восхождения на Белуху достаточно, чтобы руководить на этом маршруте.

Ещё одна «туристическая компания» является практически сектой. Походы к подножию Белухи и восхождения на Белуху — способ вербовки. При этом используются суровые методы постановки в сложные ситуации, когда психика ослаблена, а морально-волевые качества в горах на исходе. В походе туристов вербуют в секту, как принято говорить, «промывают мозги». Последние годы этими ребятами стали заниматься ФСБшники из Усть-Коксы (Пограничное управление) и активность снизилась. Они переключились на другие горные районы, где нет контроля со стороны ФСБ, но иногда по-прежнему встречаются в районе Белухи.

Кстати, Пограничное управление ФСБ России присматривает и за другими организаторами массовых походов и восхождений в районе Белухи. Есть один секрет, который позволит вам использовать это для выбора организатора. Подножие Белухи — это пограничная зона. Все, кто легально ведёт хозяйственную, промысловую или коммерческую деятельность в пограничной зоне, обязаны иметь разрешение от Пограничного управления Республики Алтай (ФСБ России). Если у вас есть сомнение в организаторе, вы можете запросить у него копию разрешения на ведение коммерческой туристической деятельности в пограничной зоне.
Восхождение на Белуху группы из Германии, сентябрь 2016 года

Количество гидов в группе

Это важный фактор комфорта и безопасности. Представьте, что вы идёте в группе восходителей численностью 10 человек разного уровня подготовки. Вы бы хотели, чтобы на вашу группу было много гидов, а не 1 воин-одиночка. Минимум один гид должен быть в каждой связке альпинистов на восхождении.

Если вы идёте в поход к подножию Белухи, то с группой до 6-ти человек вполне справится один опытный гид. Но если группа большая — у вас всегда должен быть ведущий гид и замыкающий гид. Организатор должен обеспечить гидов радиосвязью — у каждого гида должна быть рация. Уточняйте эти моменты у организатора.
Закат на вершине Белухи Западной с видом на Аккемское озеро на траверсе массива Белухи, август 2015 года

Выбор за вами

Не стоит подвергать всё грубому подсчёту и мыслить только цифрами. Доверяйте тем, кто нравится вам по общению. Отправляйтесь в горы с теми, кто терпеливо, развёрнуто и полно отвечает на все вопросы, даёт чувство уверенности ещё на этапе первого общения. Надеюсь, этот текст поможет выбрать тех, кто откроет вам двери в мир горных походов в районе Белухи. Берегите себя.

Добавлю про спутниковый телефон - Globalstar тоже уверенно работает :-)

Сектанты-это которые «рерихнутые» в поисках шамболы?

Рерихнутые - они безобидные. Это про других. Там всё серьёзнее. Есть такой деятель - Глеб Александров. Псевдонимов у него много, но предположительно, именно это его настоящее имя.

А можно детали про разрешение от ФСБ?
Неужели вы получаете пропуска прямо на Белуху?

Все детали, административный регламент, в том числе бланки на индивидуальные, групповые пропуска, а также бланк на разрешение и на уведомление о коммерческой, промысловой и иной деятельности в пограничной зоне вы можете найти в документе Приказ ФСБ России от 7 августа 2017 г. N 454 "Об утверждении Правил пограничного режима". Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, дом 94, Оперативный дежурный: 8 (38822) 4-82-00. Изучайте нормативные акты, читайте законы, а потом думайте как быть ;) Или обращайтесь к организаторам.

Уважаемый, я читал законы и получал пропуск в погранзону. Вы прекрасно поняли о чем был вопрос.
очень жаль, что вы испортили в целом неплохую публикацию вот этим вот...
ладно, все понятно.

Андрей, можно пожалуйста выслать список проверенных туроператоров и список снаряжения? Я был бы вам очень благодарен)

А можно в личку список снаряжения и проверенных туроператоров?)

Отправил

Андрей, добрый день. Могу присоединиться к просьбе Сергея - можно в личку список снаряжения и проверенных туроператоров?)

Все честно.
Можно адаптировать под Эльбрус, Ленина и дт...

Ради таких текстов хочется заходить на Риск! Спасибо за труд!

Андрей, спасибо! Очень подробно всё расписал!

Балбесов на Белухе хватает...

Я ходил с вот этими ребятами https://mwtravel.ru восхождение было организованно на отличном уровне. Гид профессиональный спасатель и знает горы Алтая как свои 5ть пальцев. Выше зоны леса ели только сублиматы причем я таких в России еще не видел, больше 10 разных блюд и всё очень вкусно. Вообщем полностью согласен с постом, хороший организатор это залог успеха.

Виктор, какой же это турклуб.
Это типичный тур-оператор, беред деньги за сводничество как описано выше.
Видел недавно таких три блондинки, были руководителями проекта.
Ребята на местах подряжаются, в отдельных случаях могут быть и неплохие.
А могут и кинуть.
Просто по сайту это сразу видно, и видимо работают не давно.
Все сделано под копирку как у других более раскрученных предшественников.
(хотя не исключаю что хозяин может быть у этих контор один, много путешествий как под копирку)

Виктор,здравствуйте.Информацию можете дать,какие конкретно сублиматы были? С уважением,Константин

С горяча ввязался в коммерческое восхождение на Белуху. Может быть и промолчал бы, но столкнулся недавно с описанием восхождения с тем же героем. Инструктора была два. Один был опытным альпинистом, знатоком Алтая, блестящим горнолыжником, но как инструктор он котировался на минус единицу. В советское время за подобную организацию его раздели бы до "нуля". Ляпов было множество. Более всего меня "восхитил" подход к восхождению. На Томских стоянках была проведена часовая тренировка спуск-подъем, после чего группа полезла на перевал Делоне. Из 14 дошедших до перевала человек альпинистский (горно-туристский) опыт имели 4. Я, два инструктора и женщина в молодости получившая звание "альпинист СССР". На Делоне пять перестежек. Ладно вверх, а спуск!!!. На удивление и к счастью никто не перепутал спусковое.. Одну сломанную ногу на спуске на леднике ниже Томских ночевок можно считать огромным успехом. Кстати, выяснилось, что второй инструктор не знает маршрута, не умеет ориентироваться на курумниках и не умеет по ним ходить. В остальном с первого момента складывалось впечатление , что целью инструкторов было как можно больше оставить людей внизу на Аккеме. Кстати, я совсем, т.е. абсолютно не понимаю - КАК МОЖНО ЛЮДЕЙ НЕ ИМЕЮЩИХ ГОРНОГО ОПЫТА и не знакомых с техникой работы с веревками выводить на сложные маршруты. Перевал Делоне котируется как перевал 2Б сложности, Вершина Белухи Восточной 3-А. Что бы дойти до этих категорий во времена СССР требовался не один год. И руководитель восхождения отвечал за ЧП в том числе и по УК. В нынешней ситуации в большинстве случаев ни фирма, ни инструктора ответственности как правило не несут

PS кстати, вместо спутникового телефона у нас были рации, настроеyные на иную волну? чем рации спасателей на Аккеме

++Сплав позволяет сократить маршрут на 10 км. Переезд на автомобиле — на 18 км. Конечно, рекомендую именно переезд.++
Почему "конечно", чем сплав не угодил? Если погода хорошая, всяко лучше на плоту по Катуни прокатиться, чем в машине трястись.

С учетом того, что с 1 января введен в действие профессиональный стандарт "Инструктор-проводник" неплохо бы каждому желающему посетить высокогорье удостовериться, что сопровождающий Вас должен пройти соответствующее обучение и имеющий удостоверение. Именно такие И-П имеют право законно оказывать туристские услуги. Ко всем возможным предложениям "Гидов", "спасателей" и прочим подобным "агитаторам" необходимо относиться с опаской. Неплохо проверить наличие сопровождающего в Реестре инструкторов-проводников. В этом случае можно будет говорить о какой-либо ответственности.

Это бюрократизация. Совершенно бесполезная бумажка, если смотреть на вопрос с точки зрения обеспечения безопасности на альпинистском восхождении. Многие из них даже себя не отведут на Белуху. Альпинистский опыт, опыт работы спасателем в горах, рабочая репутация - это значительно важнее. Мы же с вами говорим о жизни людей, а не о удостоверениях.

Все прекрасно знают, что даже инструктора-методисты по альпинизму бывают плохие. Я сам инструктор, но откровенно говорю – наличие какого-либо удостоверения с фотографией и печатью ничего не говорит о профессионализме человека.

а что это такое "Реестре инструкторов-проводников"

Это часть бюрократического аппарата, которая оторвана от ситуации на столько же на сколько оторваны выпускники ВУЗов от реальной работы.

Может и бюрократизация, но когда начнут отлавливать компетентные органы за нарушения закона не только индивидуалов, но и туроператоров, а суды использовать при вынесении приговоров подобные нарушения, то мало не покажется.

Вы правы. Я понимаю о чём идёт речь. Поэтому и написал, "если смотреть на вопрос с точки зрения обеспечения безопасности на альпинистском восхождении". Вы сами с кем отправите знакомого человека в горы? С опытным гидом, имеющим репутацию, со спасателем или с 20-летним молодым человеком, который только получил бумажку "Инструктор-проводник" в областном МКК?

Бумажку в областной МКК получить не получиться. Необходимо выполнить определённые требования и их подтвердить и только потом попасть в Единый Реестр.
А с опытным гидом имеющим репутацию или со спасателем - я бы тоже не отправил, как и с такой "бумажкой", т.к. никакой ответственности он не несёт, и при этом не определён статус такого "гида". А если его нанял туроператор, то претензии хотя бы к туроператору и всем планируем по этому поводу "добровольных" сертификаций.
А все альпинистские восхождения, в случае предоставления туристских услуг попадают под закон "Об основах туристской деятельности в РФ".

и попадет это все в такие руки реестра инструкторов-проводников", что ФАР с его подготовкой мы будем считать золотым фондом России и молится на них

А это как Вам угодно. Наше дело предупредить потенциальных клиентов.

Спасибо автору, интересно было узнать о некоторых "подводных камнях" путешествия на Белуху )
На самом деле не так уж часто инфу о нюансах района выкладывают люди, зарабатывающие там деньги.

Почти со всем согласен. Кроме сложности проезда на своём авто. Для неизбалованных автобанами россиян там нормальная дорога. Тысячи авто ездят каждое лето. Просто внимательнее надо быть на отдельных участках.
И второе(основное): уважаемый автор - проясните
, пожалуйста, получение пропуска у погранцов НА Белуху. Резве ПУ уполномочено давать разрешение на пересечение госграницы и передвижение по территории сопредельного государства? Ведь восходители по классике именно так и делают.

Прошлым летом один из наших туристов перевернулся не доезжаю 10 км до Усть-Коксы на своём пикапе. По моему опыту, дорога в нормальном состоянии только если недавно прошел грейдер. На счёт пропуска "НА Белуху" - вы правы. ПУ такие документы не даёт. В тексте исправил формулировку, чтобы не смущала. Спасибо, что указали на не точность.

ну у всех разное отношение к дороге и авто.
конечно, проехать можно и на городской машинке, но подвеску придется на 30-50% ремонтировать. если нашепром, то протягивать весь крепеж по кругу :). и за 200 км щебенки сколы на лкп - просто 200%, да и трещины в стекле высоковероятны.
также высок риск пробоя колеса (но это во многом от вашей резины зависит).
паркетник и джип - без проблем, только лкп и стекла также остаются статьей расходов.
а так да, нет ничего невозможного.

Мне вот это непонятно:

как бы откровенная уголовщина. что, никто заявление не написал что ли? почему гражданин свободно гуляет?

Сырокопченную колбасу, сало и сыр на высоте есть совсем не хочется. Это очень тяжёлая еда, которая не усвоиться. И вообще есть не хочется. :-)
Более или менее заходит жидкая еда с большим количеством специй (Доширак, ролтон), так как пробиваются к вкусовым рецепторам.
Орешки, шоколад тоже не всегда заходят. Заходит более или менее сушеные вкусняшки "к пиву" и восполняют соль. Поэтому не сказал бы, что высотное питание это дорого.
Ну и сбросить пяток килограмм на восхождении, вернувшись постройневшим, это прям отлично :-)

Ну, тот уж кому как. Некоторые сало только так на высоте трескают, потому что его там постоянно не хватает...

если вам на высоте есть не хочется, то это свидетельствует о жестком стрессе для организма=недостаточной тренировке.
хотя, насчет сыра и сырокопченых колбас на морозе согласен, но по другой причине - только молодые зубы с ними справятся, да и нож с трудом берет. а сало нормально режется.

Акклиматизация не тренируется. Просто нужно время и движение. А с тренировками порядок.

Из надёжных.
Прям надёжные профи - это питерский "Высотник". У них свои базы в Тюнгуре и перед аккемским озером. Большие палатки на томских и берельском со всем необходимым. Можно ходить налегке. Доставка вертушками. Гиды-профи провешивают перила (Делоне), и следят за их состоянием. По этим перилам ходят и спортсмены и коммерсы, за что Высотнику спасибо.
Высотник реально взял ответственность и рулит в этом районе.

Андрей, можно и мне, пожалуйста, в личку список снаряжения и проверенных туроператоров?)

Андрей, пришлите мне тоже список снаряжения и проверенных туроператоров, пожалуйста.

Андрей, добрый день. Могу присоединиться к просьбе, можно и мне в личку список снаряжения и проверенных туроператоров?)

Андрей, добрый день.
Грежу и Белухе уже второй год, и только в этом году поставил себе цель посмотреть с ее вершины на все красоты, которые с нее видно.
Можете прислать список снаряжения и проверенных туроператоров? Я был бы вам очень благодарен!

Андрей, добрый день! Буду очень признательна, если и мне направите список проверенных туроператоров и снаряжения. Заранее большое спасибо!

Один из вариантов гид на восхождение - горно-алтайские (Барнаульские) спасатели. Они там постоянно дежурят.

Отзыв участника данной конторы (автора этой темы).

Удивила несколько рекомендация исключительно рантованных ботинок с жёсткими кошками. Коммерсанты что, на стены клиентов водят? Для классики вполне достаточно полужёстких ботинок и мягких кошек. Я бы сказал, они даже удобнее для простых маршрутов.

Хотел бы сходить в следующем году на Белуху, как лучше это сделать?

Буду благодарен, если отправите список проверенных компаний или гидов, может есть некоммерческие варианты?

Есть небольшой опыт: был несколько раз в Домбае, походы до 2А, Архыз, Эльбрус летом.