Альпы. Монте-Роза. Июль 2018г.

Пишет Volchok, 29.01.2019 02:33

Желание походить по горам Европы было уже давно.

Монте-Роза – это самый высокий массив Пеннинских Альп, по которому проложен кольцевой треккинговый маршрут. Каждый год по этому маршруту в сентябре проходит беговая многодневка: Ultra Tour Monte Rosa. Этот маршрут стал для меня настоящим испытанием на выносливость, даже с использованием канаток.

Путь до старта был дооолгим…
Самолет Москва-Милан…Летняя бессонная ночь по улицам Милана…
Поезд Милан-Церматт с пересадкой в Виспе…
Наконец-то следующая станция Церматт…
27,5 часов дороги, два часа сна…это не рекорд, но все равно тяяяяжко…Церматт знаменит прежде всего тем, что он расположен у подножия Маттерхорна и поэтому чуть ли не каждый магазин или кемпинг называется Маттерхорном. Это было забавно ибо нам нужен был кемпинг «Маттерхорн», и только с раза третьего мы наткнулись на нужный нам кемп. Познакомились с ребятами из группы, гидами и пошли ставить палатку. Поспав 40 минут, пошли знакомиться с Церматтом и покупать новый спальник ибо кое-кто умудрился его потерять по дороге)…

Церматт – безумно милая, уютная и красивая деревня («курорт», «община», «коммуна» как только не называют это место) в долине Швейцарских Альп на высоте 1600м (кто же знал, что вся горная Швейцария окажется такой, но первое впечатление осталось самым сильным). Как любой высокогорный городок, в Церматте очень переменчивая погода: солнце и дождь постоянно сменяют друг друга, поэтому за два часа мы успели вымокнуть и высохнуть уже пару раз. Изюминкой города является то, что здесь официально запрещены машины с двигателем внутреннего сгорания, все ездят на электромобилях. Для особо романтичных есть и карета лошадей.

Узенькие улицы, дома над домами прямо на скалах и вообще не понимаешь, как вся эта конструкция держится. Ты как будто находишься в сказочном мире.

Альпы. Монте-Роза. Июль 2018г. (Горный туризм, горы, треккинг, монтероза, поход, горызовут, италия, швейцария, отчет, европа)Альпы. Монте-Роза. Июль 2018г. (Горный туризм, горы, треккинг, монтероза, поход, горызовут, италия, швейцария, отчет, европа)Альпы. Монте-Роза. Июль 2018г. (Горный туризм, горы, треккинг, монтероза, поход, горызовут, италия, швейцария, отчет, европа)Альпы. Монте-Роза. Июль 2018г. (Горный туризм, горы, треккинг, монтероза, поход, горызовут, италия, швейцария, отчет, европа)

Все такое идеальное, ухоженное, красивое вокруг, а голова кружится от такого чистого воздуха…Цены кусаются, конечно, но если сравнивать с Исландией, не так сильно. Кстати, в Швейцарии своя валюта: швейцарский франк (1 франк=66 руб.)
В магазинах можно расплачиваться и евро, и франками (если сумма покупки меньше 15 евро, тогда только наличный расчет).

Итак, завтра старт…ложимся пораньше, так как подъем в 6 утра.

Встала на редкость легко, нам раздали сублиматы, и вес рюкзака увеличился еще на два килограмма…Итого 20 килограмм на спине…Оки, невпервой, наивно полагаю я.

Обычно, самый сложный день в горах – это первый. Потому что делаешь сильный набор высоты, а потом, как правило, перепады меньше и это не так больно ощущается. Да и тело в первый день ненавидит тебя больше всего. По крайней мере, у меня так было до Альп. Но, Альпы – это когда ты каждый день делаешь нехилый подъем и такой же спуск, так как разбивать палатки в горах нельзя и нужно спуститься в кемпинг. Карта высот по треку…

От Церматта мы поднимаемся резко наверх, пыхтя с непривычки. Утро – это время гор. Хотите увидеть их голенькими – 6-8 утра идеальный вариант.
И вот и Маттерхорн показался…

Классический маршрут для восхождения: по гребню Хёрнли (на фото смотрит прямо на вас). Честно говоря, Маттерхорн кажется таким неприступным, что даже вводит в ступор, как туда восходят. Но красавчик канешн, сердце ёкнуло))

Набрав высоту, мы начинаем двигаться траверсом. Дух захватывает от увиденного.

Попадается много туристов налегке, которые смотрят на нас, не скрывая удивления. Походный этикет иностранцев здороваться – это мило, но не в сотый раз. «Hello», «Hey», «Bonjour», «Buongiorno» отчеканены от зубов, как никогда. Самой неожиданной встречей была встреча с пожилой мормонкой в треккингах и с треккинговыми палочками…

Кажется, что потеряться в горах невозможно: таблички настолько часто, тропы комфортные, чистые, ухоженные. Сверху отчетливо видно, что некоторые дома построены высоко и находятся вдалеке от всех. Рай интроверта) Аккуратная скошенная лужайка и все это обнесено забором или тонкой проволокой. Часто такие заборчики под напряжением, так что опираться на них не стоит.

Сброс высоты был суровым, долгим и крутым. Приближаясь к поселению, внизу стали попадаться тренажеры и турникеты. Горный фитнес-зал. Вот это да! Идеальное место для занятий спортом. Время от времени пробегают трейлраннеры, впечатляющие своей скоростью и телом)
Не доходя до Ранды, останавливаемся в кемпе. 17 км, 7 часов. На первый день хватит.
В каждом кемпе есть вай-фай. Друзья поражаются, что я выхожу на связь в походе. Это Швейцария, детка. Не Алтай и Кавказ, где я пропадала с радаров на неделю-две. Вот этой дикости мне и не хватает. Уйти в горы, так уйти в горы. А тут тебе и душ, и магазин. Как-то странно. Да и без костра…Да еще сублиматы сплошные)) короче, я ною с непривычки внутри себя…

Утром едем до Грахена (1600м) на автобусе. Приезжаем очень рано. Сегодня подъем на канатке, но она еще закрыта. Есть время погулять и насладиться тишиной, уютом и красотой этой маленькой швейцарской деревни.

Тискаем котика, находим козлов) На канатке поднимаемся до 2200 м и начинаем траверс по горной долине Saastal, переходя огромные курумы и большое количество камнепадных мест, о чем нас постоянно предупреждают таблички.
Идти траверсом – это пожалуй, одно из самых интересных в походе: виды постоянно меняются, наслаждаешься и почти не устаешь. Тропа прилегает совсем близко к обрыву и надо быть все время на чеку, ибо рюкзак иногда мотает из стороны в сторону и улететь туда не составит труда. Горные козлики прыгают в нескольких метрах над нами и камнем бы от них не получить. Короче, опасность рядом, но по кайфу)

Второй день поражаюсь тропе и не могу поверить что горы могут быть такими ухоженными. В опасных участках идешь, а тебе там веревочка висит, чтобы перестраховаться…видишь курум обалденных размеров и не понимаешь как его проходить, а тебе там краской камни отмечены, которые неподвижны…видишь водопад издалека, мысленно уже снимаешь ботинки, а тебе там туннель под ним сделан…видишь впереди гору валунов и строишь махинации в голове, чтобы ее пролезть, а тебе там лесенка стоит…на самые красивые панорамы стоят скамеечки…ну просто Бомба…

Сброс высоты до деревни Saas-Grund 750 м. Шли через деревню Saas-Fe.
Saas-Fe – уникальное место, 13 четырехтысячников окружают городок, расположенный у края ледника, на высоте 1800 м над уровнем моря. Эта панорама потрясает. Здесь же находится самое высокогорное метро в мире - Metro Alpin, но об этом я узнаю уже по возвращении.
Прошли 18 км. Ноги гудят. Ох, сколько раз я мечтала сбросить рюкзак с обрыва сегодня)...
Второй день закончен, «зализываем раны» в кемпинге и пытаем гидов, что ждет нас дальше.

Утром на автобусе добираемся до Маттмарка. Это высокогорное водохранилище (2197м), от которого нам предстоит набрать высоту до перевала Monte Moro Pass (2868м). Маттмарк - бирюзовая изюминка долины Засталь.

Никогда не думала, что 600м подъема могу вытрясти душу)) я люблю П – преодоление, и вообще редко ною, обычно плачу от боли где-то внутри себя, но тут была жуть. БОльшая часть подъема – это валуны, где-то пришлось карабкаться по цепям, где-то, переходя снежник по обрыву и уговаривать себя не смотреть вниз. Уклоны просто дичайшие.

Альпы. Монте-Роза. Июль 2018г. (Горный туризм, горы, треккинг, монтероза, поход, горызовут, италия, швейцария, отчет, европа) Альпы. Монте-Роза. Июль 2018г. (Горный туризм, горы, треккинг, монтероза, поход, горызовут, италия, швейцария, отчет, европа) Альпы. Монте-Роза. Июль 2018г. (Горный туризм, горы, треккинг, монтероза, поход, горызовут, италия, швейцария, отчет, европа) Альпы. Монте-Роза. Июль 2018г. (Горный туризм, горы, треккинг, монтероза, поход, горызовут, италия, швейцария, отчет, европа)

Монте Моро – довольно популярное место, так как этот перевал находится на границе Швейцарии и Италии, так что у нас даже были пробки. Особенно меня поразила группа китайцев, которые спускались по снежнику нам навстречу. Свиду лет по 65-70, с огромными фотоаппаратами, они медленно ползли ВНИЗ по снегу вдоль обрыва по одному, местами соскальзывая. Это, как ужастик смотреть.
На вершине Монте Моро мы пообедали от души и наслаждались открывшимися видами и сумасшедшими экстремалами, которые тащили на вершину велики, чтобы на них съехать вниз.

На самом верху перевала стоит золотая статуя Девы Марии, а в скалах рядом прикреплены иконки.
Швейцария осталась позади, пора спускаться в Италию) Теперь предстоял спуск до канатки. Наша дорога – по бревнышкам от памятника…

Спустились на канатке до Макуньяги (1320м). Италия встретила нас просто Адовой Жарой! …и кофе за 1,5 евро! Ура! Прощайте, жуткие швейцарские цены на продукты. «Бонжорно», Италия) Вечерок удался на славу...

Но самое жестокое ждало нас еще впереди…
На следующий день переход от Макуньяги до Аланьи через перевал Turlo 2736 м с набором высоты 1200м - 30 км. Это был один из самых трудных дней не только этого похода, но и моей жизни)) Двенадцать часов и где-то восемь из них мы шли вверх. Казалось, что до перевала рукой подать, но это была иллюзия, разбивающаяся за каждым поворотом.

Аланья, как многочисленные деревеньки, которые мы посещали, запомнилась мне больше всего из итальянских. По правде они все похожи: красивые и чистые маленькие городки, где жизнь течет со скоростью черепахи и обязательно в центре такого городка стоит ратуша.

Италия удивила тем, что английский там почти не знают, очень редко нам попадались администраторы кемпов, знающие язык. У нас в группе Аленка отлично владеет итальянским и это спасло) Мы произвели небольшой фурор своим видом и огромными рюкзаками) Итальяшки фотками нас и останавливались, чтобы просто посмотреть.
На следующий день, утро мы встретили, поднявшись на канатке до Passo dei Salati. Наверное, почти у всех есть мечта: посидеть в шезлонге с чашечкой капучино с видом на горы, особенно на высоте 2980м)…

Сегодня нас ждал сброс высоты на 1000 м, 13 км хода. Обычно, в походах часто бывают днёвки (день отдыха), хотя бы одна, но вот такой нон-стоп: каждый день сбор и разбор лагеря выматывает сильно и к этому дню мы уже конкретно устали, особенно после вчерашнего. Не помню дня, чтобы мы вставали позже 6.30, так что сон и отдых, это было необходимо, организм требовал пощады, поэтому, дошагав по пути до озера Lago Gabiet, мы устроили долгий привал.

Прийдя в Stafall, нас ждал неприятный сюрприз. Оказывается, не везде есть палаточные кемпинги. В каких-то городках разрешены только автокемпы и, если увидят, что хозяин разрешил поставить тут палатки, штраф 700 евро с тента. Вот такая вот Европа со своими правилами( Пришлось ехать на автобусе в соседний городок Gressoney-Saint- Jean в 12 км, где был ближайший кемп «Маргарита», а утром возвращаться в Stafall, чтобы продолжить трек.

И все-таки невероятная разница между походом в Европе и походом в России) ну где в России можно прям в середине горного похода наиграться в настольный футбол и бильярд?!))) Вечер удался, отметили днюшечку гида…

На шестой день похода мы впервые разделились: кто-то потопал наверх ножками, кто-то на канатке. Я выбрала канатку и нисколечко не жалею) Это было невероятно красивое зрелище. С двумя пересадками мы добрались до Bellaforca. Самым забавным было вместить наши туши с рюкзаками на двухместный фаникулер. Пока ехала, наблюдала за смешными мармотами (альпийские сурки), играющими друг с другом внизу. Встретив часть нашей группы недалеко от озера Lagodella Forca, где мы пытались не сожрать весь запас итальянского сыра, мы начали сброс.

Понятное дело, что почти все горы по нашему треку – это горнолыжка, но есть же всегда и окольные пути, когда путь намного длиннее, но плавнее…спуск по горнолыжке – это сплошная боль и унижение…Особенно без троп, прям по траве с камнями, спотыкаясь о них и улетая вниз носом…короче, урок усвоен)

Добравшись до Résy встала дилемма… Résy – это совсем небольшое поселение из пары домов, где нет кемпа, но есть номера и ресторан, палатки ставить запрещено. Номер стоит 30 евро, магазины далеко, вместе с едой 50 евро или спускаться вниз в кемп за 8 евро и магазинами, но на следующий день возвращаться сюда же, чтобы двигаться дальше. После некоторого спора, евреи восстали, и мы пошли вниз. К шестому дню для меня прибытие в новый городок уже превратилось в какую-то игру: хотелось увидеть все больше и больше, они настолько уютные, красивые и несмотря на то, что их неизменно отличает церковь в центре, у каждого свой шарм. И хоть на тот момент я уже конкретно запуталась где мы были вчера и позавчера, так как события и города слишком быстро меняли друг друга, сейчас я четко в голове разложила все по полочкам)…Мы спустились до городка Saint-Jacques-des-Allemands. Кемпа не было, так что пришлось ехать в соседний городок Extrepieraz…За день было пройдено 12 км, опять спусковых, так что ноги гудели от боли.

Я нормально отношусь к сублиматам, но когда кто-то выдвинул идею пойти в ресторан и попробовать настоящей итальянской пасты и тирамису, я с удовольствием зацепилась. Чувствуете, опять?! Поход, ресторан…Первую половину дня ты чувствуешь себя ишаком, счастливым таким горным осликом, ошарашенным от тяжести и красоты, а к вечеру ты уже такой нормальный человек, чистый и отмытый, сидишь в ресторанчике. Доживи до вечера и будет тебе награда, называется)
Последний день похода был самый красивый, какой-то невероятный по атмосфере, такие дни запоминаются на всю жизнь.

Единственный пасмурный день из всего трека. 10 км с набором высоты 1400м. От Saint-Jacques-des-Allemands до перевала Cime Bianche Laghi 2814м. Оттуда спуск на канатке до Breuil-Cervinia.

Если бы не град с горох, застигший нас на высоте 3000м, мы бы осилили и спуск, но к тому времени мы промокли уже до самого не балуй. Нас так сильно хлестало по лицу градом с дождем, что мы ринулись бежать к канатке, как к финишу. Выбегая из-под облака я оглянулась в сторону, а там – в нескольких сот метрах светит солнце и переливается внизу озеро разными оттенками лазури. Что так красиво-то, а?!)

И вот спустились к очередному прекрасному городку Breuil-Cervinia. Здесь мы и выдохнули. Официально, наш трек подошел к концу. Где-то среди облачков виднеется Маттерхорн, от которого мы уходили неделю назад со стороны Швейцарии, но нам не дано его увидеть в тот день (в Италии Matterhorn называется MonteCervino).

Мы наслаждаемся несколькими чашечками капучино и ждем автобуса до Аосты, где в кемпе «Парадиз» отметим первое прохождение трека «Маттерхорн и Монте-Роза» от организации, от которой мы шли. До этого две группы два года подряд пытались пройти этот трек, но сдались после перехода к Макуньяге, даже с использованием канаток.

За неделю было пройдено 110 км ножками с набором высоты 4650м. Мы посетили 14 горных деревушек.
Это было тяжело и интересно. У нас подобралась отличная команда, общими усилиями которой мы смогли сделать этот трек. Несмотря на боль, несмотря на то, что двое уже были забинтованы, затейпированы и шли на обезболивающих. Но всем хотелось добиться цели вместе, и мы получили от этого удовольствие.

На случай если кто-то захочет пройтись по этому треку кидаю цепочку с названиями кемпов:
Zermatt (camping Matterhorn) - Tash (camping Attermenzen) – Grächen - Saas-Fee – Saas-Grund (campingplatz am Kappellenweg) – озеро Mattmark – перевал Monte Moro Pass - Macugnaga (Camping sporting center) – перевал Turlo - Alagna (Campeggio Alagna Di Righetti) – Stafall - Gressoney-Saint- Jean (camping Margarita) – Stafall – Resy - Saint-Jacques-des-Allemands – Extrepieraz - Saint-Jacques-des-Allemands – перевал Cime Bianche Laghi - Breuil-Cervinia – Aosta

Мы закончили трек на пару дней раньше назначенного срока, поэтому бОльшей частью группы поехали в Шамони (Франция). Но это уже другая история…

Фото: Анна Волкова, Нина Мартынова, Наталья Годева.