Альпинистский поход

Пишет Игорь Висков, 19.10.2018 00:00

Или рассказ о том, как мы летом 2018 за пять дней прошли 6А на Двузубку, сделали первопрохождение перевала Нахарская Щель 3Б(ор) и прошли новый маршрут на Нахар по Юго-Восточной стене 5А(ор).
Альпинистский поход (Альпинизм, альпинизм, туризм, двузубка, нахар, Нахарская Щель)

Когда-то давно меня, молодого студента, друзья позвали в горы. Моё первое знакомство с горами началось с долины реки Гондорай. Мы прошли простым единичным походом от реки Гондорай до Азау. Может быть, это детские впечатления, но я до сих пор считаю этот район одним из самых красивых на Кавказе. И вот несколько лет назад увидел отчёт о первопрохождении перевала Звёздный. Стал искать информацию по району и соседним вершинам. На юго-восточную стену Нахара нет ни одного классифицированного маршрута, а стена есть. Фотографии стены удалось найти только сделанные с противоположной стороны долины реки Гондорай. Цирк под юго-восточной стеной маленький и закрытый, в него ведёт только один перевал – Нахарская Щель, но он не хоженый (по крайней мере, у туристов нет информации о его прохождении) и имеет максимальную категорию сложности 3Б(ор). Если кто-то и был под юго-восточной стеной, то это было давно и никакой информации я не нашёл. После зимней поездки в Ерыдаг собралась компания альпинистов готовая к приключениям. Но я, до конца не был уверен, а стоит ли туда ехать. В мае поехал на Red Fox Elbrus Race. С Эльбруса хорошо просматриваются вершины на запад. За Узункольскими вершинами в мае все горы белые, в снегу и только одна четко выделяется на их фоне чёрным треугольником. Я решил, что это Нахар и понял, надо ехать.
В этом году своё путешествие по Кавказу начал с похода с детьми от шести лет по плато Лагонаки. Пока дети отдыхали на приюте Фишт, для приобретения какой-то акклиматизации, поднялся на Фишт и переночевал под вершиной, но рассказ не об этом. 1.08 все после похода разъехались по домам, а я на своей машине, поло 2014 года, поехал путешествовать дальше. Сперва заехал в Нижний Архыз. Здесь мне нужно было забрать Андрея Керова и дальше ехать в Узункол. Андрей приехал в Архыз два дня назад и в предыдущий день с Юрой Маркеловым сходил тройку на Софию. По пути в Узункол заехали в Черкесск, забрали пропуск в погранзону и зарегистрировались в МЧС. По радио весь день передавали штормовое предупреждение по всему западному Кавказу и дожди до 4-ого числа. Машина не доехала 2,5 километра до лагеря и сломалась, поэтому весь следующий день был потрачен на ремонт машины. Утром с Женей Дмитриенко и Алексеем Быковым мы спустились к машине и решили, что до Карачаевска она доедет, но это тоже отдельная история, как быстро починить машину в Карачаевске. В Узунколе я должен был забрать Игоря Кананыхина и Лену Агамову. Игорь сходил 5А и 5Б, а Лена 4Б и 5А – это самая разхоженная часть нашей группы. После ремонта в Карачаевке на машине стало можно ездить, но мы не рискнули опять ехать в Узункол и оставили её на заставе. Рано утром 03.08 было решено выдвигаться в сторону Нахара, но с утра шёл дождь, и мы не спеша стали перебирать снаряжение и продукты. В какой-то момент, проходя мимо, Полина Малахова предложила взять несколько человек из числа разрядников для спуска нашего "скарба" до машины, т.к. шли дожди и в лагере было полно народу с Питерских сборов. В 12-00 караваном в 10 человек мы выдвинулись в наше путешествие. На подходе к машине пошёл проливной дождь. Ребята, все кто нам помогал, большое спасибо. Около 14-00 мы поехали в сторону района Нахар. Долины рек Гондорай и Махар – это соседние долины с Узунколом, дорога идёт через пос. Учкулан. В месте слияния этих рек расположен лагерь Глобус. До Глобуса хорошая дорога и мы доехали без проблем, далее по долине реки Махар 5 км до пограничников. От Глобуса достаточно крутой и длинный взлёт, но хорошо утрамбованная грунтовка и машина уверенно заехала. От пограничников проехали ещё около километра до моста через реку Махар и здесь в 18-00 поставили лагерь.
План был такой: 1-й день подход на Нахарские ночёвки, 2-3-й день восхождение на Двузубку 6А, 4-й день прохождение перевала Нахарская Щель, 5-6-й день восхождение по юго-восточной стене на Нахар и четыре запасных дня на погоду и отдых. В общем, набрали много всего: продуктов и газа на 10 дней, две палатки однослойные двухместные, полноценные спальники и много альпинистского железа. Трудно ходить в группе, в которой каждый хочет и может работать первым, поэтому ещё в городе распределил роли. Я лезу 6А, Андрей первым работает на перевал, Игорь лезет на Нахар.

День первый, 04.08.
Вышли, примерно, в 8-00, минут 40 - час вдоль реки до начала подъёма. Дальше говорят, есть маркированная тропа, мы её не нашли и в тумане, сначала ушли в левый цирк под перевал Звёздный. До Нахарских ночёвок часа три, как пишут в отчётах, но мы шли целый день. Тяжеленные туристические рюкзаки и плутания в тумане совсем нас вымотали. Только к 17-00 мы пришли на ночёвки.
Встали около большого камня с табличками. Таблички в память погибшим альпинистам зимой 2006 года. Одна из них принадлежит однокласснику Юры Маркелова. К вечеру растянуло, по нашему прогнозу должна быть хорошая погода и мы стали собираться на шестёрку. У Лены нет жетона и наш тренер запретил мне её брать на Двузубку. Этой зимой я с Леной сходил 5Б Самодеда за два дня и 5А Некрасова за три дня на Ерыдаг, с учётом зимы эти маршруты были на порядок тяжелее, но мы живём в правовом государстве и вынуждены соблюдать правила. При разработке тактического плана мы руководствовались описаниями предыдущих восходителей: группа СПб, 27.10.12 ходовых часов 19 часов, 2,5 дня, из них 1 день обработки (6ч) и группа МЭИ, 14.09.11 ходовых часов 26, 2,5 дня, из них 1 день обработки. Исходя из этих описаний было амбициозно планировать пройти этот маршрут за день, но мне казалось это осуществимо. Правда, я не был уверен, что успеем спуститься. Игорь и Андрей были категорично настроены на два дня. Взяли палатку, спальники, еду, газ и 7 литров воды. Это учебное восхождение: у Андрея вторая 6А, у Игоря первая, этим восхождением ребята закрывали КМС-ов, да и лезть мне первым, я не настаивал, хотите нести несите.

Второй день 05.08.
Начали лезть в 5-20, в 12-00 вышли на перемычку(R11), в 13-20 на вершине писал записку, в 18-00 спустились на ночёвки. 8 часов вверх и 4,5 вниз. Анализируя уже в городе, почему же так быстро получилось пролезть, я пришёл к выводу, что во всём виноват Фишт. Хотите быстро залезть 6А, сначала надо 1Б с ночёвкой на вершине пройти, а потом сразу на 6А. На мне проверено, работает. Маршрут хороший, лазательный, если бы было солнце, то как в Крыму. 250 метров 6-ой категории я там не нашёл, максимум 5-6 участков по 10 метров до 6в, один не смог залезть. Было три больших камня по несколько тонн, переклиненных между собой. Моё подсознание решило, что они живые и организм отказался лезть. Ушёл вправо на стенку, три перехода на фифах и полез дальше. В общем, подробностей не помню, всё быстро закончилось не успев начаться, не налазился совсем. Надо запомнить: в следующий раз в команду набирать не умеющих лазать, а то не интересно. Погода стабилизировалась, и мы решили на следующий день идти через перевал Нахарская Щель под юго-восточную стену Нахара.

Третий день 06.08.
R0-R1 Закрытый ледник, 25 градусов, 300-400 м.
R1-R2 Трудная верёвка V+, 80 градусов, 50 м.
R2-R3 Закрытый ледник, 45 градусов, 150 м.
R3-R4 Две верёвки по 40 м, IV, 60 градусов.
R4-R5 150 м, II-III, всё живое.
Участок R1-R2 ключевой, остальное идётся без проблем. Я предполагал его пройти по льду, но лед очень рыхлый, вертикальный и местами нависающий. Андрей прошёл этот участок по границе льда и скал в кошках. Скалы сильно заглажены ледником, зацепок почти нет, Андрей иногда переходил рукой, ногой на лёд. Возможно участок и VI категории трудности. Другого прохода нет, ледник полностью разорван широкими бергами.
На перевал вышли левее и выше седловины, так проще, чем пытаться идти прямо на седловину. На седловину не ходили сразу стали спускаться. Если смотреть сверху вниз, то по левой стороне кулуара, постоянно забирая левее. У нас получилось 6 почти вертикальных дюльферов, в среднем скалы пятой категории. В плане камне-опасности спуск достаточно безопасен, кулуар постоянно забирает влево и есть возможность делать станции высоко от дна кулуара.
В 7-00 вышли с ночёвок у камня, в 12-00 были в рантклюфте на R3, в 13-30 на седловине, в 17-00 спустились. Палатки поставили в конце ледника на сыпухе. День получился тяжёлый на ровне с первым, тяжеленные рюкзаки доставляли больше всего неудобства. Для облегчения решили съесть всё, что сможем.
Пока спускались просмотрели возможный путь подъёма вдоль кулуара на Нахар. Дальше было два варианта или на следующий день идти на Нахар по просмотренному пути подъёма или взять день отдыха, погулять вдоль стены и найти более интересный вариант подъёма по центру стены. После небольших обсуждений решили не растягивать удовольствие и на следующий день идти на Нахар по правой части стены, вдоль спускового кулуара перевала Нахарская Щель.

День четвёртый 07.08
В 05.15 собрали бивак и вышли с ночевок. В 06.00 Игорь начал лезть. Первые веревки маршрута проходят по светлым монолитным скалам средней и выше сложности. Идётся легко - богатый рельеф позволяет комфортно страховаться в нужных местах.
В 09.00 подошли к ключевому участку маршрута R3-R4: темному нависающему камину с пробкой. В конце сезона - когда весь снег сошел - по теплой солнечной погоде он преодолевается без проблем. R4-R5 крайне разрушенный участок - шли медленно и аккуратно. Выше скалы вновь обретают монолитность, появляются крупные блоки.
В 12.30 выходим на большую полку под гребнем. Пройдя по ней влево, можно просмотреть весь гребень до вершины. Можно двигаться по ней и выйти на гребень выше, но там скалы выглядят сильно разрушенными, и мы двигаемся вертикально вверх.
В 13.30 вышли на гребень. Погода портится, солнца больше нет, вершину затягивает туманом. В 14.30 останавливаемся перекусить и, слегка, перераспределить снаряжение.
В 16 часов начинается дождь, слышны раскаты грома: принимаем решение переждать. Сидим, укрывшись палаткой, до 17 часов: становится ясно, что это надолго, делаем площадку для палатки, готовимся ночевать. Из-за отсутствия видимости не можем оценить свое местоположение. Высота 3450 м. Настоящей грозы так и не случилось: погремело, посверкало, полило дождем, посыпало градом, и, ночью стихло.
Ключевое место на новом маршруте на Нахар.

День пятый 08.08
Спали плохо, тесно и неудобно, поэтому с рассветом начали собираться. Движение дальше начали в 6-20. В 7-00 вышли на вершину, если бы поспали ещё час, то были бы на вершине Нахара в 8-00 08.08.2018 в день альпинизма, но получилось, как получилось. Маршрут, примерно, такой: III кат. сл. скалы–300 м., IV кат. сл. скалы- 100 м., V кат. сл. скалы - 370 м., VI кат. сл. скалы - 30 м. Перепад высот маршрута 640 м, Протяженность маршрута 800 м. Очень похоже на 5А, на 5Б не тянет. Мы шли долго, 11 часов, большие рюкзаки, да и усталость 4-ого дня сказывались.
Основной путь спуска идет по северо-западному гребню, по 4-ке в сторону Нахарских ночёвок, но юго-западный гребень казался проще, и мы пошли по нему, направление - большое озеро.
Путь спуска с вершины: пунктиром обозначена пешеходная часть, сплошная линия – дюльфера. Получилось 6 своих дюльферов и в 13-00 были на озере, 18-00 дошли до пограничников. Погода окончательно испортилась, пошёл дождь. Дальше план был доехать до Глобуса, помыться, переночевать и с утра ехать в Питер. Но Андрей предложил: поехали к Юре Маркелову. Секунда на раздумья, и мы едем в Нижний Архыз. В 22-00 зашли в квартиру к Юре. Тёплая ванна, нормальная, вкусная еда, а в конце Юра дал ключи от соседней пустой квартиры с мягкими диванами и подушками. В этот момент казалось, что предыдущая ночь вчетвером в двухместной палатке под вершиной Нахара была не с нами.
На вершине Нахара: Игорь Висков, Лена Агамова, Андрей Керов, Игорь Кананыхин.

Основную задачу поездки мы выполни. Поднялись на Нахар по юго-восточной стене. Маршрут не получился сложным, но стена хорошая, по центру нижние 10-12 верёвок монолит, с карнизами и нависаниями, пару 5Б точно можно сделать. Верх развальня, но Кавказ почти весь такой. В цирк также можно подняться со стороны реки Гондорай, путь захода нам не просматривался.

Хочу всех поблагодарить, кто вольно или невольно принял участие в осуществлении нашего путешествия, а также Енина Владимира Ильича и Алексея Буслаева за консультации по району.

Технические описания наших альпинистских маршрутов: Двузубка 6А, Нахар 5А(ор)

Четыре фотографии с маршрута - четыре самых запоминающихся момента: На вершине, На стене, В облаке, Утро.

Спасибо за рассказ, не оторвался, пока не дочитал.
Замечательное сочетание сильных скальных восхождений и сложного горного туризма с открытием нового в хорошо известном районе.

Добрый день!

Рабочая группа Маршрутного комитета Федерации спортивного туризма России просит Вас загрузить материалы по первопрохождению перевала Нахарская Щель в Перечень перевалов вот здесь. Там есть готовая форма. Ее надо просто заполнить. Тогда рабочая группа сможет включить его в перечень перевалов и загрузить описание в библиотеку отчетов tlib.ru и информация о нем будет легко доступна туристам.
Если есть какие-то вопросы по заполнению формы - с членами рабочей группы можно связаться по контактным данным, указанным здесь.

Показать комментарий

Красиво ходите!
Удачи в дальнейших горопохождениях!

Игорь, красиво! За таким альпинизмом, похоже, хорошее будущее!

Молодцы.

Сильно!
Спасибо за отчёт)

Поздравляю с новыми маршрутами, особенно с первопроходом пер. Нахарская щель! Рад за вас! И за то, что смог как-то помочь информацией. Жаль, что не смог сам поучаствовать в этом первопроходе перевала. О чём мечтал несколько лет, но не было желающих... Спасибо за отчёт!

До 1985 года в Узунколе, Нахаре (кроме Нахар Г. м-т Кораблина) все это были 5 б к. тр. Свежих в Узунколе 6 а кроме п. Шоколадного и Кирпич Пугача все остальные бывшие 5 б к.тр.

А вот, кстати, вопрос, когда ФА СССР ввела категории 6А и 6Б?

С 1985 года. После очередного олимпийского цикла происходят изменения по выполнению спортивных званий и разрядов. ФА СССР разослала в начале года по КСП и альп. лагерям УА , с предложениями по внесению имеющихся "крепких " 5б к.тр. с повышением до 6а к.тр. А имеющиеся 6 к.тр. до 6б к.тр. Так как сезон начинался. Вот КСП и лагеря подали предложения. Кто подошелчестно, кто по другому. Так как обилие 6а к.тр. повышало статус и привлекательность района. Такая вот история.

Да и еще конечно ФА СССР и сама повышала категорию трудности на маршруты 5б к.тр. КСП и альплагеря мы были консультативными членами предложений. Да мы и не подчинялись ФА так как были штатными сотрудниками УА.

Мне с 6б совсем катавасия не понятна. Это как так - на этот год эту 6а сделаем 6б, а эту 6б уберем. Ладно бы только 6а. Так и 5б бывало назначали на пару лет 6б. Как так-то? Это что за плавающая категория такая? Это что за двойные стандарты?

К автору поста - поясните. пожалуйста. откуда сделана фотография, где красными линиями наложен путь вашего спуска с вершины.
Если это не из данного описываемого похода, а взято в качестве иллюстрации из какого-то другого мероприятия - тот же вопрос: можно ли прояснить, откуда сделано фото?

Фотография не моя, откуда и когда стащил не помню, довно было.

Здесь посмотрите http://caucatalog.narod.ru/base/nakhar_glavnyi_mnt.html

Фото на вершине Нахара - сурово мужики выглядят. конечно.
Наверно, из-за контраста с женским лицом - там и без макияжа всё нормально!

Ну есть история когда маршрут на В. Домбай прошел эволюцию с 5б до 6а, затем на год его повысили до 6б (за сезон его прошли семь групп) и снизили до 6а опять. У меня есть знакомый, который сходил этот маршрут во всех его вариантах 5б для себя остальные для команды.

Так что, действительно нужно считать, что маршрут Непомнящего на Двузубку (14 участков, V кат. сл. - 520 м, VI кат. сл. - 80 м) - это 6А? А его же маршруты на Коммунизма ЮЗ стене и Энгельса по СВ стене - это тоже 6А? И практически все маршруты на Аксу и 4810 тоже 6А? Как же так, "дорогая федерация"?

Про Аксу особенно интересно и не раз вопрос уже здесь поднимался. Ответа , впрочем, от ФАР как не было, так и нет)))

А вы их все ходили? Сходите и подайте на перекласификацию.
Я ближайшее время отправлю отчёт в класификационную комиссию, посмотрим.

Двузубка бывшая 5б к.тр ( она была и есть по факту 5б) и Адамташ маршрут Попенко 6 а к.тр.Маршруты разные, категория одна. Да такого сплошь и рядом, но это данность.

В спортивном горном туризме аналогично. Иногда весьма удивляет одинаковая к.т. в классификаторе у разных по реальной сложности перевалов. И это данность ;)

Давно известно, что Двузубка простая 6А и ходили её, в основном, как первую. Сейчас её понизят и в район Нахар-Двузубка альпинисты не поедут. Зато правильно будет?

Красиво ходите, ребята! Прям завидно, чего греха таить.
Прочитал одним залпом.

Когда еще не было 6а и 6б. Были на Кавказе просто 6 к.тр. Ушба- 2 маршрута и Чатын по "ромбу", и Нахар (Кораблина). Можите сравнить Мышляева или Снесарева на Чатыне и Нахар (Кораблина)? Не помню чтобы Нахар был 6 Б. В Узунколе есть м-т Снесарева на Далар точно не скажу может быть одно, может быть два прохода было не более. Даже имея самый высокий рейтинг в 1988 на очном Союзе желающих не было все больше на Варбуртона народ шел, о чем -то это говорит. Есть там и на Замок с Ю. "золотой" маршрут очного чемпионата77 года. Хорошо что ему еще не дали 6 б. Украинский маршрут сложнее на Нахар.

Был, был Нахар 6Б. В середине нулевых. Команда Дорро , если мне память не изменяет, как раз и погибла под Нахаром в 2006-ом, когда на него на 6Б собиралась.
Кстати, а почему в этом свете Кирпич с юга не 6а, интересно? Равно как, интересно, к нему вообще сейчас с юга из Грузии подойти-то можно или все тропы заросли давно за ненадобностью? С севера-то понятно, что никак.

Подход с юга не представляю. Мы подходили через п. Далар. Сейчас это без варианта. Ну да если Кюкюртлю не 6б. То с чего Нахар протяженность стены на него на всех имеющихся маршрутах примерно одна экспозиция так же. Участки 6 к.тр. примерно равные. Да пусть будет о чем я спорю.

Scout, попробую сравнить Чатын по "ромбу" с Нахаром. "Чатын Гл по С.стене(маршрут Снесарева) 6 к.т." (так записано в моей книжке альпиниста), мы прошли с десятью(десятью!) ночевками. Правда, при жуткой непогоде, правда, в 1976 году. "Б. Нахар по С-З стене. 6 к.т." прошли за один день(ночевали на спуске). Правда, первые веревки обработали днем раньше. Правда, последние две веревки стены транспортировали пострадавшего. А ты говоришь, что нельзя сравнивать...

Юра я и не стал писать про несоответствие Нахара (Кораблина) с теми реальными 6 к.тр. Чатыном, Ушбой.это о Кавказе иначе начнется срач. С Андрюшкиным в мае вспоминали о Нахаре. Не буду будировать, как и почему , и благодаря кому он стал 6 к.тр.

Scout, а когда пройден Малый Домбяй с Чучхурского перевала 4А? Это недавний маршрут?

Юра, да этому маршруту с перевала Чучхур много лет. Я на него еще в 76 году ходил. Ты просто забыл.

Славик, а ты ведь энциклопедия домбайского района. А что Кюкюртлю сейчас шестерка?

Там не одна 6 к.тр. на Кюкюртлю , точно не помню четыре кажется. Еще , когда Лукашвили прошел и подал, как 2 км стены. Шатаев с арт. прибором ездил перемерял, потому что на Кавказе таких стен быть не может по природе гор. Лука долго 6 б к.тр. Да ты его же ходил или я путаю Юра, когда в СКА-15 был.Юра ну ты же знаешь, где я работал мне казалось что горы надо знать.

Друзья, кто ходил Ерыдаг, прошу высказаться о маршрутах. Желательно дать сравнительный рейтинг. Буду благодарен.

Ещё раз благодарность автору поста за представленный материал!
Беседуем (climber555 ++) о Нахаре - тема для аудитории интересная, и нюансы насчёт "шестёрки" тоже. В том числе и для меня, хотя на этом маршруте не был и не собираюсь, но относительно поблизости всё же ходил.

Пользуясь случаем, вопрос насчёт Нахара -
на стороннем сайте как-то встретилось выражение "фишеровский Нахар".
Никто не может пояснить, какова подоплека этого выражения? -
судя по всему, подразумевалось в альпинистском контексте.

Я сам на Нахаре не был. Это я в настольном альпинизме практикуюсь - бо немалый в этом деле специалист)))
На Ерыдаг ходил, да. Только я не пойму в чём вопрос Леонова постом выше, если там не раз очные соревнования проводились и все маршруты отрейтингованы и не по разу пройдены.

По Ерыдагу. Просто есть разные мнения по разным маршрутам. У меня есть рейтинги прошлых чемпионатов. Но хотелось бы без вброса этих данных услышать мнение сообщества о трудностях маршрутов стены ( Стены).
Может быть Игорь Висков скажет об этом немного. Очень важно мнение первопроходцев и ветеранов.
По Нахару точно знаю ,какое-то время 6Б был маршрут Ковтуна. Нас с Дорро тогда чуть не убило камнепадом.

Пётр, я у вас ничего интересного не ходил. Самодеда и Смотрова 5Б, Некрасова и Дубовикова 5А на них рейтинги адекватные были. А на наш первопроход поставьте рейтинг повыше, может кто второе прохождение сделает. Там сильная 6А. Всё таки не 8 часов, а 11 дней шли, правда зимой.

Маршрут Ковтуна солидный из всех 6 к. тр. на Нахаре. Приподнять любой маршрут можно, но на мой взгляд отталкиваться надо ну хотя бы немного от других маршрутов 6 б к.тр. Но в России теперь Азии нет, поэтому....? Чо, я встрял ну какое мне дело, пусть ходят, как хотят.

Игорь, спасибо! Именно такая информация и необходима.