Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го.

Пишет astar, 15.10.2018 06:55

В прошлом (2017-м) году залез на Эверест с командой 7Вершин. Потом написал отчет про это мероприятие. Друзья, прочитав, потребовали довести это до книжки. Процесс длинный, но и он закончился.

Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го. (Альпинизм)

Теперь произведение в электронном виде лежит в сети по адресу АПОГЕЙ

А в виде твердой копии (за деньги...) книжку можно найти на Blurb:
АПОГЕЙ

К сожалению, на Риске невозможно выложить все 160 страниц, поэтому тут - только маленький отрывок...


8848


Ну что… ветерок. Дует. Километров тридцать в час, наверное. Штилем не назовёшь, конечно. Но и до шторма далеко. Вполне ходибельная погода. Над головой – звезды. Что внушает дополнительный оптимизм. Может, и солнышко попозже выйдет. Ну да в текущем положении заниматься гаданием на кофейной гуще просто некогда – нужно работать.
Кошки на ноги, новый баллон кислорода в рюкзак – я готов к выходу. Мукту пропускает меня вперёд. Возможно, с тайной мыслью, что этот ненормальный сахиб долго не сможет работать первым и повернёт вниз.
Старт получился вместо 23:00 в полночь. Часовое опоздание на всякой организационной неразберихе. Больше никто из палаток не вылез. Я, конечно, немного поудивлялся – но, в конце концов, если товарищи депутаты решили выше не ходить – это ведь их дело? Здесь они в палатках, в лагере, при куче помощников – чего на них оглядываться? Да и темп движения на этом участке у нас должен быть сильно разный – я включаюсь «на полную», тут при равной подаче кислорода им за мной угнаться очень тяжело...
У меня задача простая – пройти первым кусок маршрута 8300-8848, по которому уже три дня не ходила ни одна живая душа. Тропа заметена свежим снегом, конечно. Перильная верёвка местами вмёрзла в склон. Хорошо, что опыта таких восхождений у меня много – стараюсь тропить в постоянно-неторопливом темпе, понимая, что впереди ещё часов 15 работы. Буквально на сто метров выше лагеря 8300 верёвка нырнула под снег капитально - «с головой». Подёргал – все без толку. Сантиметров 15-20 смёрзшегося фирна держат кусок длиной метров 20 намертво. Выщёлкиваюсь из веревки, и аккуратно прохожу этот кусок без страховки. С облегчением обнаруживаю продолжение перил – чуть выше верёвка снова выскочила из-под снега. Кстати о веревке… Конечно, 8 мм. Легче носить. И, в отличие от предыдущих лет, все 10 километров перил провешены одним цветом. Салатово-зеленая веревка – 2017-й год. Параллельно ей идут где одна, где две, где и десяток – остатки веревок прошлых лет. Для пущей надежности в них лучше не вщелкиваться – ветер за год довольно сильно может потрепать даже новую веревку, особенно – на перегибах склона, где она трется по камням.
Дальше – три часа монотонной работы… ноги месят свежий снег, руки выдергивают засыпанную веревку, ноги месят, руки выдёргивают, ноги… руки…
Кругом темнота, трудно понять, где мы находимся относительно вершины. Пожалуй, единственный ориентир за все это время – Первая ступень. Крутой увал на гребне, по которому нужно выйти практически на его кант. Запомнился осыпающимся под кошками снегом, и несколькими перестежками с веревки на веревку – в зависимости от того, какая оказывалась ближе к поверхности…
Маршрут до выхода на гребень – довольно длинный косой траверс вправо-вверх. На фотографии ниже практически по этому куску идёт Нортон - участник экспедиции 1924-го года.
Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го. (Альпинизм)
Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го. (Альпинизм)
А вот это – уже с нашего выхода. Качество снимка, конечно, получше – но рельеф вполне узнаваемый. Маршрут проложен самому стыку склона и гребня – здесь удобнее всего сделать страховку, да и нога встаёт лучше, чем на склоне. А с другой стороны гребня начинается крутой Восточный склон – там идти было бы на порядок сложнее… Я шёл вверх по этому куску пути в темноте – снимать не мог. Поэтому кадры отсюда – чужие, и даже не могу с уверенностью сказать, чьи… Дорогу мне подсвечивает мощный фонарик Apex Extreme – 350 люмен в режиме максимальной яркости, до 160 часов работы – выносной блок питания с 8-ю АА-батарейками лежит в теплом кармане пуховки. Но даже такая фара не дает возможности видеть дальше, чем на сотню метров. В масштабе Эвереста – ничего…
Как уже говорил, кусок пути между первой и второй ступенями – просто длинный и пологий траверс. В темноте я ничего этого не видел – все, что было - это смутный контур вершинной башни, заслонявшей звезды… До этой точки шли около трёх часов. Не останавливаясь. Я старался держать как можно более ровный темп – но двигаться без остановок. Через три часа после начала движения решил, что пора попить – все-таки потерю жидкости нужно компенсировать. Посовещался с Мукту – он уверенно сказал, что это место – одно из лучших для привала. «Дальше – круче»… Затормозил около очередного крюка, снял рюкзак, выловил термос…. Горячая вода, да ещё и энергогель – на такой высоте – почти счастье )) Единственная проблема – пока глотаешь – не дышишь. Так что в какой- то момент начинают одолевать сомнения, что же ты сделал – «попил» или «не подышал»… Мукту воспользовался паузой и заменил мне баллон. В принципе, из #4 ещё можно было выдавить как минимум полчаса работы, но мы идём в нормальном графике, и дожимать все соки смысла нет. Оставляем использованный баллон здесь – Мукту хочет забрать его на обратном пути… Внизу каждый такой баллон стоит около 400 долларов – ради такого многие шерпы готовы кинуть себе за спину пяток килограмм…

Вторая ступень


Ну вот и она. Знаменитая Вторая ступень. Об неё было сломано огромное количество самых разных копий – в основном, в связи с обсуждением возможного покорения Вершины Мэллори и Ирвином в 1924-м. Вторая ступень – это просто ступень. В самом прямом смысле этого слова. Главное отличие от остальных препятствий на Северо-Восточном гребне – ее трудно обойти. Она перекрывает все пространство от очень крутой в этом месте Восточной стены до кулуара Нортона на Северной. Месснер нашёл вариант, как не лезть на неё в лоб – прошёл траверсом по Северной стене в начало кулуара Нортона, и по его стенке вылез на вершинную башню. Вариант, конечно – но требует отсутствия снега на Северной стене – иначе становится чересчур опасным. Ну и технически посложнее, чем лезть по гребню… За исключением этой самой Второй ступени.
Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го. (Альпинизм)
Опять стащил фотографию… Где-то чуть ниже этого места мы с Мукту пили чай. Еще в темноте. Чуть-чуть светать стало, когда мы подошли к приметной отметке на гребне – «Грибу». Если присмотреться, слева на границе скал Северной и снега Восточной стены стоит что-то похожее. Собственно, это отметка выхода ко Второй ступени. Вот она – перекрывает весь Северо-Восточный гребень. Слева обойти нельзя – очень крутой фирн на Восточной стене. Справа – крутой скальный сброс в кулуар Нортона. Остается чуть ли не единственный вариант – по разлому в правой части вылезти на снежное поле посерединке, и оттуда попытаться «дотянуться» до верха. Первая часть – разлом внизу ступени – проблем не вызывает. Достаточно простое лазание даже в кошках и в маске. А вот дальше…
Как я уже писал где-то выше, вся Северная стена имеет крутизну градусов 35-40. А вот этот кусочек – длиной-то всего метров 6 – вертикальный. На данный момент был пройден свободным лазанием лишь однажды – Конрад Анкер залез по этой стенке без помощи лесенок и верёвок. Все остальные используют установленные китайцами в 1975-м году алюминиевые лестницы.
Анкер, пройдя этот кусок лазанием, заявил, что у Мэллори и Ирвина не было шансов. То есть они здесь не прошли. Разные эксперты по-разному оценивают сложность этой стенки – минимум, про который я знаю, был 5.5 – от человека, который Вторую ступень видел только на фотографиях. Наверное, ближе всех к реальности Анкер – все-таки он ее лазал… Его оценка – 5.8. На высоте 8600.
Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го. (Альпинизм)
У меня, конечно, тоже крутилась мысль - «прошли-не прошли». Ко второй ступени мы подошли, когда уже стало «серо». Солнце ещё не вышло, но уже все видно. На подаче 4 литра в минуту эти китайские лесенки – просто детская игрушка… Минута – и ты наверху. Но пока переставляешь ноги, есть время разглядеть стенку. Неприятная, прямо скажем. Вроде – на фотографии – ничего особенного, но вблизи – все полочки сильно наклонены наружу. Все скользкое. Трещина слева от лестницы вроде позволяет страховаться, но заканчивается здоровенной нависающей пробкой… Прямо под лестницей – ни положить, ни забить чего-то. Озвучивали вариант «совсем справа» - по крупным трещинам – однако, если присмотреться, видно, что они все раскрываются наружу…
В общем, на уровне моря в зале – делать нечего. Даже не заметишь. На 8600 – в кошках, в пуховке, в маске – очень серьёзное препятствие. Согласен с Анкером – Мэллори и Ирвин здесь не прошли. Что с ними случилось – другой вопрос. Тело Мэллори обнаружили практически под первой ступенью…. Ирвина так и не нашли. Как вариант – ясно, что они пытались пролезть Вторую. Возможно, Ирвин здесь и сорвался. А Мэллори шёл вниз уже в одиночку…

Третья ступень


После Второй ступени гребень снова некоторое время идёт почти горизонтально. И упирается в Третью ступень. По нашим условиям это был просто кусок крутого – градусов 60 – фирна между камнями.
Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го. (Альпинизм)
Наверное, если снега мало, там может быть довольно сложно. А по фирну – только попыхтеть. Вылезли. Теперь над нами только вершинная башня. Высокая, зараза. И довольно крутая. Маршрут до половины снежного склона идёт прямо в лоб, а потом вдруг разворачивается вправо – в обход самой крутой верхней части склона. Траверс под скалками, и становится видна Вершина. Главный опознавательный знак – разноцветные молельные флажки, примотанные к верхушке утонувшей в снегу геодезической треноги, установленной на вершине китайцами в 1975-м.

Вершина


Самые тяжёлые метры – вроде уже наверху, но ещё метров сто по горизонтали до вершинной точки… 6 утра, с какими-то копейками. Солнце уже светит вовсю, ветер стих, облаков нет… Фантастическое зрелище. Из ощущений – радость, что не надо больше идти вверх. Когда немного отдышался – добавился восторг от видов. И почти сразу за ним – ужас от того, сколько теперь пилить вниз…
Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го. (Альпинизм)
А мы с Мукту получаем удовольствие от открывающихся видов. Кадр выше – в сторону Непала. Прямо за спиной Мукту – Долина Безмолвия, гигантская чашка между Эверестом и Лходзе. Сама вершина – снежный нож шириной сантиметров двадцать и длиной метров пять. В том месте, где примотаны флажки – вроде, чуть повыше… Непальская сторона этого гребешка чуть поположе, чем Тибетская – поэтому я и Мукту нагло пересекаем межгосударственную границу и устраиваем фотосессию на вершине уже на Непальской стороне.
Я затащил наверх два фотоаппарата – Nikon-1 и GoPro-2. Nikon, зараза, даже не дернулся – хотя батарейку я ему принёс в тёплом кармане. Видя такое дело и полную беспомощность клиента, Мукту достал свой iPhone и сделал им несколько кадров.
Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го. (Альпинизм)
Но потом я вставил аккумулятор в GoPro – и дело пошло на лад  Из-за «гипотетически-плохой» погоды в этот день на вершине была только наша группа. А мы с Мукту обогнали остальных участников нашей команды часов на 5-6. Та самая возможность идти медленно, которая была у Депутатов из-за дополнительного кислорода – и которой категорически не было у меня…
Так что на Вершине мы с ним – в гордом одиночестве. Очень редкая ситуация по нынешним временам. Наша группа-1, которая зашла на вершину через три дня, оказалась здесь в толпе китайских альпинистов. Говорят, народ реально толкался за место для фотографии. До драки не дошло совсем немного – и то, в основном, по причине отсутствия сил у сторон…
Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го. (Альпинизм)
Следующий кадр – снова на юг. На этот раз – со мной в главной роли.
Снова Мукту. Справа от него – снежный нож Вершины, за спиной – склон Нупцзе.
Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го. (Альпинизм)
Следующий кадр – уже в Тибет. Долины ледников Центральный и Восточный Ронгбук с маленьким остреньким пупырём между ними – это Северная вершина, 7800…
Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го. (Альпинизм)
Доворачиваю камеру на вершину – вот это штука и считается высшей точкой. Судя по тому, что двухметровая тренога не видна совсем, сейчас высота Вершины около 8850. Небольшой кусок Тибетского плато прикрыт облаками – но они все пока низкие…
Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го. (Альпинизм)
Следующий кадр – на юго-восток. Макалу, Лходзе, и где-то совсем на горизонте, похоже, Канченджанга. Видно, как побежала на Юг перильная верёвка – к ступени Хиллари, на Южную вершину и вниз, на перевал…
Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го. (Альпинизм)
Как мы лазали на Эверест. Весна 2017-го. (Альпинизм)
Ну и завершение панорамы – снова Мукту.
На вершине мы провели общей сложности примерно полчаса. Фотографии, смена кислородного баллона, смена варежек на перчатки и маски на нормальные очки – на Солнце стало тепло, а нам предстоял долгий путь вниз – с 8848 до 6400 только по высоте два с половиной километра…. И примерно 10 километров перил. Для ускорения процесса смена варежек на перчатки была очень полезна.
.....

55


Комментарии:
4
В меру лаконично, язык хорош. По пятибалльной-5.

0
Спасибо!

0
Неплохо написано, надо будет почитать....
Спасибо что поделились!

0
Спасибо!

2
Спасибо что нашли время, "добили" и поделились! На какое то время приятно потерялся во времени.

0
Спасибо!

0
С Горой! Прочитал от корки до корки, интересный рассказ и написано "живо". Спасибо!
Фотки тоже замечательные!
PS: Думаю после Вашего рассказа про депутатов , которые сходили на вершину, народа прибавится у коммерческих организаций)

2
Спасибо за поздравления!
По поводу "Депутатов" - ну вот такой он, коммерческий альпинизм... Действительно, 3 шерпа-помощника, + неограниченный кислород (12 баллонов - это даже при максимальном расходе 4л/мин на 48 часов...) + провешенные перила + спутниковый прогноз погоды + современная одежка - и в общем, любой человек, который может на равнине пробежать 10-ку хотя бы за час, поднимется на Гору...

6
Сомневаюсь, что старая фотография с Эвереста. Одежка и пики на заднем плане альпийские.

4
This photo from 1909 shows British mountain climber George Mallory, who died while scaling Mount Everest in 1924, on Aiguille Verte mountain in France. Mallory and Andrew "Sandy" Irvine led a 1924 British expedition assault on Everest and failed to return, but ever since speculation continues that they may have been the first to reach the highest point on the planet.Photo: AFP

0
Thank you for the clarification. Yes, mistake.

1
Вышел за это время на вершину, не вышел – не важно. Нужно разворачиваться. Иначе можно составить компанию «желтым ботинкам».

"Зелёные ботинки" знаю, ещё и жёлтые есть ?

0
Прочёл целиком... Лёгкие нотки аромата "продакт плейсмента", или мне показалось ?

0
Сейчас эти "зеленые" ботинки отгорожены от тропы каменной стенкой - чтобы не пугали проползающих мимо... Кроме них, я видел еще двоих - чуть повыше. Более внимательные товарищи видели больше, но я не особо разглядывал.
"Продакт" - вряд ли... Я получаю деньги только за физику плазмы :)

2
Про фото Меллори 1909 года с Эвереста это шутка? Там на заднем плане Dent du Géant.

0
Не шутка - ошибка. Не ту фотографию поставил. Поправил, спасибо.

0
Андрей, ты фотографию с Дэн Жаном убрал, это хорошо. Но то что ты поставил оно в текст вписывается? Думаешь, что одно и то же место только с разных сторон или как?


0
ТОТ, kovalev - респект за наблюдательность!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru