Случай на переправе.

Пишет ФанКав, 03.08.2018 06:25

Случай на переправе. (Горный туризм)

В последнем походе по Кавказу наблюдали на переправе через речку Кызылкол (в районе пер. Бурунташ) неприятную и опасную ситуацию, случившуюся с одной переправляющейся группой.
Утром, в 6 часов, после ночной грозы, уровень воды в речке был хоть и ниже, чем предыдущим вечером, но достаточно высок (чуть выше колена), а течение бурное, вода совсем не прозрачная (из-под ледника). Мы успешно переправились, соблюдая все меры безопасности. К нам спустилась группа, идущая, судя по снаряге, не самый простой поход. 4 парня, 2 девушки. Спросили у нас место брода. Я показал, спросил, умеют ли переправляться, большой ли опыт. На всякий случай подсказал, как надо переходить, страховать девушек. Услышал в ответ, типа "мы всё сами знаем и умеем, подсказок не надо". Ну, не надо, так не надо. Ребята все молодые, здоровые. Посмотрел, как пошёл переходить первый. Ломанулся он напролом поперёк течения, спотыкнулся, но перешёл. Мы поднялись чуть выше на склон и остановились понаблюдать. Я почувствовал, что гладко их переправа с таким отношением не пройдёт...
Второй и третий мужики прошли так же, как первый - перпендикулярно течению. И тут настала очередь первой девушки. Она пошла так же. Сносить её боковым течением начало на середине, а на последних шагах к берегу её сбило течением и она скрылась под водой, накрытая рюкзаком. Хорошо, что у парня была хорошая реакция! Он успел схватить её за руку до того, как её начало уносить потоком. Вытащил, успел. Оставшаяся парочка (парень с девушкой) всё-таки додумались пойти стенкой и перешли нормально.
А теперь, что они сделали не так? Многое. Во-первых, переправляться надо было мужикам не поперёк потока, а приставным шагом, глядя навстречу потоку, выбирая надёжную опору под каждый шаг и страхуясь надёжно палками, немного нагнувшись в сторону течения. А поперёк течения можно переходить речки с меньшим течением и прозрачной водой, когда вы можете видеть дно и скорость течения не так критична, не сбивает вас с ног боковым течением. Во-вторых, если среди вас есть слабые участники, девушки, то переправляться надо стенкой, ставя слабых участников ниже по течению, между сильными и опытными. Либо страховать их руками с обоих берегов,передавая из рук в руки (если речка не широкая). Не поворачивайтесь к течению задом! Так вы поможете течению смыть вас. Если есть большие сомнения в удачной переправе, то лучше найдите мост или организуйте верёвочную переправу. Если вы пришли к месту переправы днём, вечером, то лучше подождать до следующего утра и переправляться рано утром, когда уровень воды будет минимальным.
И помните, реке абсолютно пофигу на вашу крутизну, выпендрёж и т.д.! Она смоет, унесёт и перетрёт вас в какашку, если вы будите относиться к переправам халатно, пренебрежительно! Помните об этом и будьте здоровы!

Вспомнились времена ОСВОДа, на одном из плакатов, гласящим "И плавать умей, и спасать учись!" какой-то шутник заклеил слово спасать с таким же подобранным шрифтом и фоном на полоске бумаги словом топить... Заметили не сразу.
К посту это ни в коем случае не относится, всё должно быть грамотно и правильно на переправе - место, время, способ!

Алексей вернулся- пошла "жара" на риске))))

ФанКав молодец!

Если вода такая что могла сбить с ног а первый смог переправиться - можно было бы и веревочку протянуть между берегами. Мочить её не хотелось? В результате намочили и девочку и рюкзак и репутацию руководителя

Верёвки у них были, но там и без них нормально можно было перейти. Просто девушек сразу в стенку поставить надо было, а не выпендриваться.

Что то я не помню рекомендаций о переправе лицом к течению - все время боком ходили. При сильном течении помогает шест (сдвоенные палки) а-ля альпиндрын, который ставится выше по течению и здорово помогает сохранять равновесие. Хотя и лицом можно, но будет же закручивать.... какие то новые веяния;-)

Понятно что и первого надо бы с веревкой, и стенка не помешает. Ну дык в этом году в соседней группе одном товарищу вообще не понравилась для спуска тропа (круто типа) и принялся он неистово рваться в кулуар рядышком (типа сильно положе). Кулуар понятно не просматривался донизу и вообще на сбросы выводил... еле отговорили (Ну раз так хочется иди, аптечка есть, жив останешься - как то обезболим. Вертушку МЧС ждать потом дня два, правда борт от вертолетного продвижения прилетит сразу - но это очень дорого а страховки у тебя нет). Всяко бывает...

Показать комментарий

Когда переходишь речку лицом к потоку, то не разворачивает. Разворачивает, как раз тогда, когда сильное течение в бок бьёт, особенно, если в рюкзак. А когда лицом к потоку переходишь, то можно менять нагрузку, противостоя течению, наклоняясь к нему больше или меньше, ставя палки под разным углом и спокойно нащупывать ногами опору. Большие шаги делать нельзя. Постоянно три точки опоры. За годы походов и множество бродов пришёл именно к этому способу. А все эти методички я тоже когда-то читал. Только не всё там описано так, как диктует реальная ситуация....

Я бы уточнил так. Если рюкзак не в воде, то переходить удобней боком, втыкая палки в удобные щели между камнями чуть впереди себя и делая как раз широкие шаги, выставляя точки опоры широким треугольником. В частности Кызылкол так переходится гораздо проще и быстрее. А вот когда рюкзак в воде, то действительно разворачивает, тогда необходимо лицом к потоку. Но девочки, конечно же, только на верёвке, либо стенкой. Но вообще-то не только методички фигня, но и большинство наших советов, слишком многое может пойти не так.

Показать комментарий

Рюкзак в воде это уже адищенский экстрим. Когда выше середины бедра уже фиг удержишься... я бы просто не полез, искал бы другое решение.

В реальных ситуациях не только Вам бродить приходилось;-)

А у меня только что забавный случай в тему))) Шли Белуху траверсом через Корону. А перед этим ещё 180 км троп и перевалов. Из Мульты шли. Кто в этом году в середине июля был, знает какова была погода. Восемь дней как черти мокрые. Перед восхождением днёвочка, естественно, запланирована. Спускаемся с Дарашколя к вечеру. Уставшие, конечно. Очень хотелось Мушту-Айры перейти и встать повыше, где матрасники с Кучерлы не ходят)) Основной брод там метров на триста ниже, а мы пошли верхней тропой, типа угол срезать. Мушту-Айры там делится на три потока, переправа ерундовая, в общем-то. Но! Дожди много дней, и только что прошла гроза. Первые два потока ниочём, дошёл до последнего. Ломанулся так же, как пацаны в рассказе ФаКава. По пояс зашёл, чувствую - нет, не перейти. Начал пятиться, потом сдуру через левое плечо попробовал развернуться и, конечно, потоком под зад получил. Благо рюкзак под сороковник железом набитый за дно зацепился. Выбрался злой и мокрый, смотрю, а чуть ниже по течению верёвочка висит беленькая, славненькая. Тут мои пацаны догнали. Зацепили меня за рюкзак страховкой, чтоб если что сбросить сразу. Поток метров пятнадцать делится на два рукава. Посередине мель по колено. Вода не то чтобы чистая, но мутноватая, всё-таки и ледник рядом и дожди... Но кое-что видно. Иду первый рукав. Верёвка помогает отлично. Воды по пояс. Иду, кстати, лицом против течения, сзади-то рюкзак парусит, боком вообще никак. Добрался до мели, сунулся во второй поток, блин! по грудь ушёл сразу. Чувствую поток ноги от дна отрывает. Вернулся на мель. Отдохнул, ещё раз, потом ещё, ещё. Раз пять пробовал - ну никак. Чуть по грудь заходишь - всё, отрывает. И обидно-то как, метр всего до той стороны! Вода холодная, я мокрый с головы до пят, начал подмерзать. Надо выбираться обратно. Сунулся в обратную сторону - срывает. Не пройти, устал сильно. Раз, два попробовал - никак. Стою мёрзну, прикидываю как плыть. Понятно, что рюкзак скину и наискосок переплыву. Наверное. Проблема в том, что из дна во многих местах торчат бывшие некогда деревьями стволы. Скинутый рюкзак просто в них может запутаться, и вытащить с берега его не удастся. Да и самому таким стволом получить не очень хочется. Ребята на той стороне чего-то кумекают, но понятно, что ничем особым помочь не могут. Стою мёрзну, силы теряю. Ситуация патовая. В общем, собрал всю волю в кулак и прошёл поток, ребята за шкирку подхватили в конце и помогли на берег выползти))) Пришлось ночевать на этом берегу, время к ночи, на обход до брода его уже не оставалось. Наутро вода почти не спала, ну, может, пяток сантиметров, но перешли без особых проблем. Так что не только в потоке дело по утрам, но и в отдохнувшем организме. Резюмирую. Ничего в горах не нужно делать на уставшую голову-ноги.

думаю утро таки роль свою сыграло, в смысле воды.
Вечером же вообще максимум, не лезть лучше.

да, конечно, сыграло, но поток всё равно по грудь был. По большому счёту, могли бы и до брода спуститься, но уж очень реванша хотелось)))

На Алтае я как то в ручье глубиной 5см чуть не утоп. Совсем. Правда ручей был шириной метра 4, и тек бодренько по склону крутизной градусов 20ть (после сильных дождей). Глянул, вроде камней над водой нет, все перехлестывает, ну дык неглубоко же, даже до голенища ботинка не достанет - и пошел. На первой такой камень стал - ощущение как подсечку дали, ногу сбило в момент. Пикнуть не успел, а уже стою в ручье на четвереньках, голова под водой (поток то очень быстрый, вокруг головы что то вроде капюшона образовалось), этим же потоком который через голову лупит в рюкзак, и еду я в общем вниз как на водяной горке - а там уже полноценная река... Так вот, бегом по крабьи на четырех костях, и перебирался, голова под водой все время была. Пока вылез - уехал метров на 15 вниз. Ребята стоят на том берегу с вытаращенными глазами, даже дернутся не успели. А чего тут дергаться, я все равно вниз ехал быстрее чем они бы за мной бежали...

вэ квадрат однако.

На Алтае вообще реки чрезвычайно разнообразны. Мы только что Кураган протянули - огонь река! А со второй попытки переплыл. Шуму много, всё кипит, а проходится. Не везде, конечно. Егеря в заповеднике не поверили)))) Правда против трека навигатора не попрёшь))) А тут в какой-то фигне чуть не утонул)))

вэ квадрат:) физик, однако:)

Переправа стенкой реально работает. У новичков иногда скептицизм, но первый серьезный брод - и он пропадает. Странно, что глупость совершили опытные люди, накладных расходов-то на стенку никаких, подождал всех, да пошел.

Всегда с уважением относился к тем кто все раскладывает по полочкам
У меня так не получается. Переходишь как переходится.
Хотя крайние переходы, все были только методом переброски веревки с зацепом.
А дальше по веревке
Из собственных рекомендаций (может кому и не в новинку)
Поскольку не всегда удается расположить веревку высоко или хорошо натянуть, тело может касаться воды. Переправлялся в беседке с карабином, с закрепленным зажимом на веревке.
Зажим на длинной самостраховке.
Поскольку почти сразу оказался в воде то стало полоскать на веревке, интуитивно забросил верхнюю по течению ногу на веревку и полоскание превратилось на скольжение по воде.
С помощью зажима выбрался на другую сторону. на руках бы не смог.
Воды наглотался, но повезло, была чистейшая.
Дальше перевесил веревку выше воды на три метра и все по классике.

Весь вопрос в силе течения. Я один раз так тоже переправлялся и завис в струе. На руках и ногах никак. Болтался в системе и воду глотал. Попробовал на жумаре выскочить и вообще завис. Один только раз подтянулся и всё, дальше никак. А силы-то теряешь быстро, плюс паника накатывает. Пришлось резать верёвку.

Какие-то ужасы у вас обоих были ;)) У меня таких ситуаций никогда не было, надеюсь, что и не будет. В моих походах вообще всегда скучно в плане подобных приключений. Людей у меня ни разу не смывало, в трещины у меня никто на ледниках не проваливался, переломов, обморожений и серьёзных травм у участников не было. Короче, скукотища :) Тьфу-тьфу-тьфу, пусть всегда так и будет дальше! :)) Лучше я поучусь на чужих ошибках ;)

Abadgum, в том то и дело, что если нога ВЕРХНЯЯ по течению ЛЕЖИТ НА ВЕРЕВКЕ, то тебя на крутит и остается только подтягиваться на веревке
Насчет сил согласен, сам удивился что устал

ФанКав просто сильное течение и глубина. Нужно как то первому пройти.
Веревка на той стороне на уровне воды, с моей стороны метра на полтора подняли, но натянуть невозможно

Марат, я всё понимаю, просто пошутил на счёт ужасов ;) Хотя, сам бы по такой переправе не полез бы, наверное. Не люблю рисковать.

туда куда надо было, по другому не перейдешь
На самом деле ничего стремного

В том-то и дело, рисковать я и сам не очень люблю, но горный туризм тем и интересен, что никто не поможет, только сам. В июне на Мырды мост снесло, тот который у нижнего коша. А я один шёл, с Беляева спустился. Опаздывал из-за обилия снега, меня группа в Хурзуке ждала. Так собрал самосбрасывающуюся систему на верёвке и репшнуре, прицепил к ней рюкзак и с репшнуром в зубах поплыл в четыре утра. А что делать? Связи нет, помощи ждать не откуда, только сам. Переплыл с грехом пополам, вещи и снарягу вытащил, спирту бомбанул и попёхал дальше. А каким другим способом, как некоторые пишут - я и не знаю. Может, вертолёт?

Американцы почему то строем переходят держась за плечи впереди идущего.
Это вообще имеет смысл?
<-----
<--^--
<--0--

А как держаться за плечи впереди идущего, если на нём сзади большой рюкзак? Или они налегке переходят?

Значит за рюкзак держаться

Вот вам пример "американской" переправы в ущелье р. Кестантысу...

Точно!
И как оно?

"Американцы почему то строем переходят держась за плечи впереди идущего.
Это вообще имеет смысл?"

Довольно грубая ошибка.
По классике, переправа «стенкой» выглядит так:
Руки кладут на плечи друг друга, навал воды на одного человека, да ещё и сбоку, где площадь минимальна.

/О\ /О\
<------ течение

А вообще переправа через горные реки – довольно сложное занятие. Вот здесь довольно фундаментальный труд, хотя и в нём есть спорные моменты.

Это не переправа стенкой. Не похоже что это ошибка. Я встречал это в нескольких публикациях выглядевших вполне серьезно.
Думаю это вполне осознанный выбор. Вопрос в аргументации и пределах применения.
Возможный аргумент- все идут по одной "тропе" второй видит куда ставил ногу первый.
Наверное это применимо на не очень глубоких бродах.

Я в шоке! Во времена моей, еще горнотуристской, юности, все перечисленные в комментариях нюансы (в том числе, провисание веревки и "полоскание" фигуранта), преподавались в школах горного туризма, отрабатывались на практике, в самых разных условиях. ШКОЛЫ - больше нет?

Школы остались лишь в некоторых уцелевших т/к, типа МГУ, МАИ, Вестра, Бауманке и т.д. Но, это капля в море... Что-то проходят в альплагерях, на сборах. Но, много ли туристов ездят туда? А большинство групп, встреченных нами в последнем походе, шли неофициально, самостоятельно. Какая у них школа, где они её могли получить?

головой нужно думать, прежде чем переправляться. вариантов и способов достаточно много. например, таджикский. В 2009г на Баргузинском мы как только не переправлялись - и навесные и бревна и стенкой и с шестом и т.п.

Поделюсь про таджикский способ. Выбираешь берёзку средней толщины, слегка наклонённую к реке, лезешь по ней вверх и ждёшь пока она согнётся, а потом спрыгиваешь на противоположный берег. Но при этом нужно хорошо знать сопромат, и чувствовать его даже жопой. Первый раз попробовал в ноябре 77-го, когда водил школу по Подмосковью, и решил показать его новичкам. Ошибочка вышла - берёзка тонковата оказалась. Сломалась раньше, и я во всей одежде плюхнулся в воду. Новички долго не могли разогнуться от хохота, но главное поняли - так переправляться нельзя! Учтя ошибки, в 79-ом переправлялся через правый приток Черека-Балкарского, когда в одиночку возвращался из 6-ки. Выбрал берёзку потолще и полез. Не рассчитал, что у меня рюкзак за 40 (всё железо и снаряга для следующей 5-ки) и берёзка сломалась аккурат над серединой потока - терпеть не мог сопромат. И понесло меня любимого в Черек-Балкарский. https://www.risk.ru/blog/211932
Больше не пробовал - решил, что неправильный способ, потому что сопромат учить не хотелось.

А вот ещё пара способов:
На плавсредствах (пустые автоклавы и канистры из под бензина) через Балянд-Киик

За каждый заплыв получал баллончик из под плёнки спирта. Плавал 2 дня зараза, пока спирт не кончился. Когда понял, что больше не нальют - переплыл. https://www.risk.ru/blog/207554

Подводный. Переправа через реку Хабарвив-Хац.
Заметьте, иду как учил ФанКав - мордой вверх по течению.

Никит, ну как, сигма равняется p/f можно жопой почувствовать? Хотя... Когда-то лавину почувствовал этим самым местом. А это даже не березка... Может ты и прав.

Девушек? Через реку с рюкзаком одних!? Или стенкой? Да вы что! Разве так можно!? Настоящие джентльмены только так! )))

PS сам не практикую, наблюдал с небольшой завистью на переправе через Иныльчек со стороны. Но после переправы со своей прекрасной половиной классической стенкой на двоих. Даже было немножко стыдно, что я так уже не могу...

Или этак, через Кяфар, тоже по-джентльменски...

Ну если уж такие байки пошли, то самую удивительную переправу я видала через Псыш.
Моста нет, есть упавшее дерево (2015 год). Мы с детской группой по дереву со страховочкой, аккуратненько...

Подходят мужик, девушка и овчарка.
Ну что без страховки идут - ладно, если уверенно, то можно.

Девушка проходит. А мужик... БЕРЕТ ОВЧАРКУ НА ПЛЕЧИ! - и проходит тоже. Мы в полном обалдении...

Правильно, нервную систему собаки беречь надо!

Можно тоже понастальжирую? :-)
В Высоком Алае пару дней шли вдоль реки (запамятовал название, бумаги надо смотреть, не дома сейчас. не в названии суть...), перебраживая притоки. Один был особо неприятный, вливался в каньон. Перешёл с верёвкой, натянули, переходим. Системы не доставали, вроде и так нормально. Единственна "тётка" в группе идёт, середина потока и, чую, смоет её сейчас, уже ножки поплыли. Кричу, мол сделай так! (показываю зацеп согнутой рукой под локоть, захватив кисть второй. Не, не успела, на ручёнках поболталась и поплыла. Побёгли по обоим берегам, ко мне прибило, вытащил за шкирку. Пока бегался - в пятку камушек вбил (без носок же). Вытащенная - медик, она и "прооперировала".

А годом раньше в Матче на Ак-Тереке заброску забирать - вечером не перешли, утром маятник делали для "засланца" за заброской.

В этом году через Накру переправляться пограничники с лошадками помогали (мост под Бассой смыт был), спасибо им!

Написано захватывающе, только на тётку-то зачем сбрую не надели? Небось и с рюкзаком запустили? Нет, чтобы как на верхних снимках - на закорки и вперёд. Сами бы потом локти кусали.

Ведь женщины - это зверьки непредсказуемые в своих реакциях, а уж про их логику я вообще молчу. Из них могли бы выйти хорошие изобретатели и даже гении, ведь такое, что они вытворяют, ни одному мужику в кошмарном сне не приснится! А вы утопить хотели такое чудо.

Махровенько про зверьков получилось ;)