Спелеолог Павел Демидов об истории спасения детей в Таиланде

Пишет Mountain Planet, 17.07.2018 12:18

Спелеолог Павел Демидов об истории спасения детей в Таиланде (Спелеология, альпинизм, дайвинг)

Илон Маск был неправ: ситуацию со спасением детей из пещеры в Таиланде комментирует спелеолог и обладатель рекорда мира по глубине (минус 2212 м) Павел Демидов.

В июне и июле весь мир с напряжением следил за историей ребята из Таиланда, попавших в наводнение в пещере Тхам Луанг, которое на несколько дней отрезало их от цивилизации. Нет человека, который не восхищался бы мужеством 25-летнего тренера детской команды (его зовут Эккапхон Чантхавонг, или Эк), который сделал все для спасения подопечных.
Дети вошли в пещеру 23 июня, и смогли выбраться только 10 июля. На вопросы – почему спасательная операция шла так долго; в чем особенности работ в пещерах и как предотвратить подобные ситуации, отвечает спелеолог Павел Демидов, руководитель экспедиций, в ходе которых была пройдена до рекордной глубины 2212 м пещера Верёвкина, самая глубокая на сегодняшний день на планете. Находится она в республике Абхазия на Гагринском хребте.

Ситуация с детьми, попавшими в ловушку в пещере в Таиланде, развивалась так же, как при каждом стандартном несчастном случае: все началось с маленькой ошибки. Ребята отправились в посещаемую пещеру, куда часто ходят туристы и проведено освещение: там есть экскурсионная часть с оборудованными дорожками и так далее.

Что касается предупреждений: в пещере Тхам Луанг были размещены знаки о том, что в период дождей посещать ее не стоит (сезон дождей длится с июля по ноябрь). Уже после инцидента власти страны приняли решение временно закрывать этот участок нацпарка для посетителей.

Что случилось? Дети и тренер футбольной команды «Лесные вепри», скорее всего, пошли в пещеру при накрапывающем дождике и, видимо, пренебрегли размещенной информацией. Хотя при том объеме воды, который моментально начал поступать в пещеру, почва уже была мокрой. И это очевидно: у паводков есть такое свойство: для его формирования нужно, чтобы сначала промокла земля и все вокруг, и только потом уже, по «смазанной» поверхности вода начнет поступать в пещеру. Земля – это губка. Сначала ее надо промочить, а потом из нее польется «с другой стороны».
Скорее всего, ребята посчитали, что если наверху «все нормально», то на значки, как обычно, можно не обращать внимания. Ничего удивительного в природе человека нет, халатность может проявиться в любой стране и обществе.

Не обратив внимания на запрещающие знаки, ребята пошли вглубь. Вода начала подниматься, скорее всего, тогда, когда они уже отдалились на пару километров. В пещере расстояния отметить сложно: завернув за угол, ты уже не понимаешь, где находишься. Шумящий ручей не вызвал у детей особых опасений: бежит речка, ну и что? Может, она и раньше здесь шумела? Так пострадавшие не поймали факт поднятия воды. А на обратном пути увидели, что место, которое они проходили, уже покрыто водой…

Дети поняли, что надо бежать повыше – и впоследствии люди, которые изучали топосъемку Тхам Луанг, правильно подумали, что пропавших стоит искать в месте «Паттайя Бич», с локальным озерцом в большом зале. В итоге спасатели приблизительно в этом месте и нашли группу, в подпруженном зале.

Учебно-тренировочные cборы в пещерах плато Чатыр-Даг в Крыму. "Спасение" на носилках

Почему спасательная операция длилась так долго? Потому что это очень тяжело. В пещере множество ходов, все из которых надо было обследовать. Во-вторых, подростки оказались наверху за серией так называемых «сифонов» – туннелей, полностью заполненных водой. Ныряние в любой сифон очень сложное, особенно в таких тяжелейших условиях с абсолютно мутной водой: каждый паводок поднимает всю доступную глину, песок и так далее. Все это с очень большой скоростью летит по подводной трубе, и даже профессиональный подводный свет не справляется. Просто чтобы пронырнуть сифон и оставить там ходовой конец (закрепленную веревку, по которой двигаются под водой. – М. П.), требуется огромное количество сил (например, чтобы вбить в стену шлямбур или крюк).

Слава богу, что в этих местах постоянно живут опытные кейв-дайверы, которые смогли прийти на помощь. Они очень помогли на первом этапе спасательной операции, протаскивая «ходовик», связь и баллоны с кислородом. Кейв-дайверы – это настоящая элита спорта, они знали местные условия, ныряли как в здешних пещерах, так и во многих других по всему миру, и являются профессионалами самого высокого уровня. Также им помогали военные водолазы.
Эта работа очень напоминает работу в спелеологической экспедиции: пронырнул сифон – закрепил веревку и связь – перетащил новые баллоны с кислородом (на старте следующего сифона дайверу нужен новый кислород). Всего в операции, если я не ошибаюсь, было задействовано порядка 500 баллонов, и это очень много.

Гибель одного из спасателей, как мне кажется, можно объяснить психологией. Почему погиб сильный 38-летний мужчина, «морской котик» в отставке? Психология спасателя такова: первое правило – остаться в живых самому. От мертвого спасателя нет никакого толка, это первое, чему их обучают. А военные, прежде всего, замотивированы на результат: лечь костьми, но выполнить задачу.
Известный факт: у спелеоподводников существует правило «двух третей»: одну треть запаса воздуха в баллоне ты тратишь на дорогу туда, а две трети оставляешь на дорогу обратно. Ничего не хочу предполагать, но, возможно, погибший решил рискнуть, и подумал, что назад он будет двигаться по течению и потратит меньше воздуха…

Вот и ответ – почему спасательная операция проходила так долго. Нужно было забазироваться за первым сифоном, потом пройти второй, и так же обосноваться за ним, и так далее, и так далее.
Параллельно с этим власти Таиланда работали над откачкой воды из пещеры и задействовали просто невероятный арсенал средств, откачивая по 50 тысяч тонн в час. И это была суперсложная техническая задача.

Подростки оказались запертыми внутри с очень ограниченным рационом. Воду, которая их окружала, пить было опасно. В данном случае более безопасно пить из притока: в пещере, помимо воды, которая течет под ногами, всегда есть ее другой источник: где-то вода всегда сочится со стен, идет капель, есть конденсатная вода, и это сравнительно чистые источники (по итогам спасательной экспедиции выяснилось, что дети так и поступили. – М. П.)

Когда мы работали в сопоставимых условиях в пещерах Китая (тропический карст), наши английские коллеги категорически не рекомендовали пить из любых подземных источников, и применяли только бутилированную воду. И это правильно, если пещера находится в сельскохозяйственном регионе, где много скота, или удобрений; пить воду даже под землей не стоит. Да и тропический лес кишит всяческой живностью, отходы от которой прекрасно заражают тёплую паводковую воду.

Еще один фактор везения – то, что в Таиланде ребята оказались заперты в теплой пещере при температуре +20 с лишним градусов. В любой относительно «северной» пещере главный враг – это холод, который готов убить в течение нескольких часов. Например, средние температуры по альпийскому (высотному) карсту в наших широтах – от +5 до +8 градусов.
В Таиланде и вода была теплой, спасатели работали в обычной одежде, некоторые даже без гидрокостюмов. Но здесь ждет другая опасность: любая ранка в условиях тропиков очень долго заживает и чревата нагноением. Поэтому на том же видео спасательной операции можно заметить, как, выходя из воды, люди в первую очередь обрабатывают мелкие порезы.

Что касается непосредственно спасения. Моей первой мыслью было использовать специальные подводные носилки. Российские спелеологи готовы были помочь и выехать в Таиланд по каналам организации Россоюзспас, с которой сотрудничают по спасению в пещерах. Но король Таиланда принял решение, что в этой ситуации справятся местные профессионалы без привлечения иностранной силы (хотя свою помощь, в том числе, предлагали очень сильные французские дайверы-спасатели).
Так что все люди, участвовавшие в спасении, были либо местные, либо легализованные, с официальной сертификацией и разрешением на работу.

В чем состояла наша идея (которая, в итоге и была реализована)? Существуют подводные носилки, на которые кладут пострадавшего в сухом мешке, надевая полнолицевую маску. Затем носилки пригружают под воду, и рядом с ними в зависимости от профиля хода тянут баллон с кислородом. Это откатанная технология, она неоднократно была использована в сифонах. Так что идея Илона Маска с «подводной лодкой» оказалась «изобретением велосипеда».

Один из важнейших факторов – то, что запертые дети за столько дней не потеряли силы духа и самообладания. Их 25-летний учитель, выросший в буддийском монастыре, смог мотивировать ребят, и сам ел меньше всех, чтобы помочь ученикам.
Я из своего личного арсенала в качестве борьбы с паникой могу посоветовать один способ: разговаривать с человеком. Когда что-то случается, нужно стараться поддержать, следить, чтобы пострадавший не выключился, присматривать за ним. Главное – сконцентрироваться на какой-то понятной идее, постараться обустроить быт, «свить гнездо»; сэкономить еду – что ребята в Таиланде и сделали. А еще – побольше спать, чтобы экономить энергию. И разговаривать стоит на отвлеченные темы, чтобы отогнать гнетущие мысли.

Чем бы еще могли помочь российские спелеологи? Поискать верхние входы в пещеру, потому что это всегда не исключено. Пещеры в Азии, в основном, исследуются снизу – это очевидно при таких широких и доступных входах. Лезть вверх изнутри – это более неочевидный путь, хотя существуют спелеологи-восходители. А мы привыкли спускаться в пещеру с поверхности и идти в глубину.

Что можно сказать в заключение? Главное – сделать правильные выводы из этой трагической ситуации. Не «закрывать пляж» после того, как там утонул отдыхающий, а научить людей плавать.
Если бы пещера Тхам Луанг была более изучена, была бы полностью нанесена на карту; если бы в ней работали сильные местные «сухопутные» спелеологи, они могли бы найти верхние входы и дополнительные выходы, и спасение детей произошло бы быстрее и с меньшими затратами и жертвами.

Главное, чтобы власти осознали, что не нужно запрещать спелеологию, потому что «от нее гибнут люди». Люди гибнут от всего – и, если бы эта наука развивалась в Таиланде на другом уровне, это позволило бы провести спасательные работы успешнее. К сожалению, люди теряются в пещерах по всему миру, и случаются истории с менее оптимистичными финалами.

***

Интервью подготовлено Mountainplanet.com

Источник: Mountainplanet.com

Похоже ваш специалист плохо изучил подробности этого происшествия.
В спасении ребят основную роль, как-раз, сыграла международная команда дайверов, прибывшая туда в основном с англоязычных стран. Очевидно это было выбрано из-за лучшей коммуникации. Двое дайверов обнаруживших ребят были из Англии, причем в этой пещере они были впервые. Хотя большую помощь им оказывал англичанин живший в этой местности, который хорошо знал эту пещеру. Он кстати в интервью рассказал, что в этом году дожди пошли на две-три недели раньше, чем в последние годы, поэтому дети и попали в эту неприятность. Парень-тренер, кстати, тоже хорошо знал эту пещеру, он там тоже бывал много раз. А вообще, все-таки все проявили себя молодцом.
А Маск зря обиделся, что его лодку не использовали. Она ещё может пригодится в других случаях.
И, кстати, власти сейчас и не собираются закрывать пещеру. Наоборот, предполагая, что туда начнется паломничество, в том числе и из-за границы, они собираются её ещё лучше подготовить к посещению туристов, и усилить контроль за безопасностью в этом деле, а заодно и денег подзаработать.

Сергей, как я понимаю, Маск обиделся совсем не на то, что его предложение не использовали. Маск - изобретатель, а не дайвер, он предложил идею, а уже дело специалистов оценить её пригодность в конкретной ситуации. Из того, что я читал, британский дайвер-спелеолог Верн Ансуорт в ответ на предложение Маска, сказал: "Пусть он засунет её себе в жопу".
А вы бы не озверели в ответ на это?

Маск любитель пиара и рекламы, и выглядело это все как очередной пиар на трагедии, а не помощь. И руководство можно понять. Зачем использовать сырой проект, который собрали "на коленке" за несколько дней без тщательных тестов, если уже есть, отработанный годами, работающий метод спасения?
Пусть развивает, прорабатывает его сейчас без громких слов и пара, на будущее. Но боюсь он забросит его в дальний угол, т.к. это лишние расходы, а ему сейчас свои Теслы продавать надо и из кризиса вылазить любым способом

Сергей, все правильно написал, кроме первой фразы.
Он все-таки большИй спец, чем кто-либо другой...
Альпинистам, скалолазам ведь тоже порой не нравятся высказывания людей со стороны, особенно с асфальта...зачем его обижать..
Он высказал своё мнение, не горникам его обсуждать...
там под землей такая сложность, кто не был не понять....
согласись...

++Он высказал своё мнение, не горникам его обсуждать...++

1." Но король Таиланда принял решение, что в этой ситуации справятся местные профессионалы без привлечения иностранной силы (хотя свою помощь, в том числе, предлагали очень сильные французские дайверы-спасатели)."

2."B cпacaтeльныx paбoтax учacтвoвaли oкoлo 90 дaйвepoв. B тoм чиcлe 50 инocтpaнныx — из Бpитaнии, CШA, Япoнии, Kитaя, Бpитaнии, Mьянмы, Aвcтpaлии. Двoe дaйвepoв — poдoм из Укpaины: Maкcим Пoлeжaкa и Bceвoлoд Kopoбoв."

Таким образом, утверждение автора текста является дезинформацией. Никому не зазорно поправить - хоть горнику, хоть кому.

Австралийского врача Richard Harris вообще индивидуально попросили. Он бросил отпуск, приехал естественно.

Я нисколько не умаляю заслуги и квалификацию Павла Демидова, просто подчеркнул некоторые неточности в его интервью. Сам с большим интересом следил за всей этой эпопеей, и до сих пор читаю интервью разных участников на зарубежных сайтах.

А можете дать ссылку на такое же развернутое интервью дайвера, непосредственно участвовавшего в этих спасработах?

так все таки их транспортировали лежа в носилках, или они все же плыли и шли сами (но в жестком сопровождение)

Были сообщения, что их тренировали перед началом эвакуации плавать с аквалангами, поэтому неделя и прошла от обнаружения до спасения.

Сифоны они пронырывали без носилок, впереди дайвер тащил баллон для мальчика, далее мальчик держался за ним, а далее второй дайвер следил за обоими. При этом все держались за веревку, которая была проложена по всему пути. Мальчик был привязан к переднему дайверу на веревке. Вода была очень мутная, практически нулевая видимость. А на суше и по поверхности воды их транспортировали в носилках, как на рисунке в статье. Видно если пытаться пронырывать в носилках, то есть опасность застрять.

Это точная инфа? Я понял, что они в начале так хотели, но в итоге везде в носилках их переправляли, даже в самом узком месте. Примерно как на предпоследней фотографии