Спелеолог Павел Демидов об истории спасения детей в Таиланде
Илон Маск был неправ: ситуацию со спасением детей из пещеры в Таиланде комментирует спелеолог и обладатель рекорда мира по глубине (минус 2212 м) Павел Демидов.
В июне и июле весь мир с напряжением следил за историей ребята из Таиланда, попавших в наводнение в пещере Тхам Луанг, которое на несколько дней отрезало их от цивилизации. Нет человека, который не восхищался бы мужеством 25-летнего тренера детской команды (его зовут Эккапхон Чантхавонг, или Эк), который сделал все для спасения подопечных.
Дети вошли в пещеру 23 июня, и смогли выбраться только 10 июля. На вопросы – почему спасательная операция шла так долго; в чем особенности работ в пещерах и как предотвратить подобные ситуации, отвечает спелеолог Павел Демидов, руководитель экспедиций, в ходе которых была пройдена до рекордной глубины 2212 м пещера Верёвкина, самая глубокая на сегодняшний день на планете. Находится она в республике Абхазия на Гагринском хребте.
Ситуация с детьми, попавшими в ловушку в пещере в Таиланде, развивалась так же, как при каждом стандартном несчастном случае: все началось с маленькой ошибки. Ребята отправились в посещаемую пещеру, куда часто ходят туристы и проведено освещение: там есть экскурсионная часть с оборудованными дорожками и так далее.
Что касается предупреждений: в пещере Тхам Луанг были размещены знаки о том, что в период дождей посещать ее не стоит (сезон дождей длится с июля по ноябрь). Уже после инцидента власти страны приняли решение временно закрывать этот участок нацпарка для посетителей.
Что случилось? Дети и тренер футбольной команды «Лесные вепри», скорее всего, пошли в пещеру при накрапывающем дождике и, видимо, пренебрегли размещенной информацией. Хотя при том объеме воды, который моментально начал поступать в пещеру, почва уже была мокрой. И это очевидно: у паводков есть такое свойство: для его формирования нужно, чтобы сначала промокла земля и все вокруг, и только потом уже, по «смазанной» поверхности вода начнет поступать в пещеру. Земля – это губка. Сначала ее надо промочить, а потом из нее польется «с другой стороны».
Скорее всего, ребята посчитали, что если наверху «все нормально», то на значки, как обычно, можно не обращать внимания. Ничего удивительного в природе человека нет, халатность может проявиться в любой стране и обществе.
Не обратив внимания на запрещающие знаки, ребята пошли вглубь. Вода начала подниматься, скорее всего, тогда, когда они уже отдалились на пару километров. В пещере расстояния отметить сложно: завернув за угол, ты уже не понимаешь, где находишься. Шумящий ручей не вызвал у детей особых опасений: бежит речка, ну и что? Может, она и раньше здесь шумела? Так пострадавшие не поймали факт поднятия воды. А на обратном пути увидели, что место, которое они проходили, уже покрыто водой…
Дети поняли, что надо бежать повыше – и впоследствии люди, которые изучали топосъемку Тхам Луанг, правильно подумали, что пропавших стоит искать в месте «Паттайя Бич», с локальным озерцом в большом зале. В итоге спасатели приблизительно в этом месте и нашли группу, в подпруженном зале.
Учебно-тренировочные cборы в пещерах плато Чатыр-Даг в Крыму. "Спасение" на носилках
Почему спасательная операция длилась так долго? Потому что это очень тяжело. В пещере множество ходов, все из которых надо было обследовать. Во-вторых, подростки оказались наверху за серией так называемых «сифонов» – туннелей, полностью заполненных водой. Ныряние в любой сифон очень сложное, особенно в таких тяжелейших условиях с абсолютно мутной водой: каждый паводок поднимает всю доступную глину, песок и так далее. Все это с очень большой скоростью летит по подводной трубе, и даже профессиональный подводный свет не справляется. Просто чтобы пронырнуть сифон и оставить там ходовой конец (закрепленную веревку, по которой двигаются под водой. – М. П.), требуется огромное количество сил (например, чтобы вбить в стену шлямбур или крюк).
Слава богу, что в этих местах постоянно живут опытные кейв-дайверы, которые смогли прийти на помощь. Они очень помогли на первом этапе спасательной операции, протаскивая «ходовик», связь и баллоны с кислородом. Кейв-дайверы – это настоящая элита спорта, они знали местные условия, ныряли как в здешних пещерах, так и во многих других по всему миру, и являются профессионалами самого высокого уровня. Также им помогали военные водолазы.
Эта работа очень напоминает работу в спелеологической экспедиции: пронырнул сифон – закрепил веревку и связь – перетащил новые баллоны с кислородом (на старте следующего сифона дайверу нужен новый кислород). Всего в операции, если я не ошибаюсь, было задействовано порядка 500 баллонов, и это очень много.
Гибель одного из спасателей, как мне кажется, можно объяснить психологией. Почему погиб сильный 38-летний мужчина, «морской котик» в отставке? Психология спасателя такова: первое правило – остаться в живых самому. От мертвого спасателя нет никакого толка, это первое, чему их обучают. А военные, прежде всего, замотивированы на результат: лечь костьми, но выполнить задачу.
Известный факт: у спелеоподводников существует правило «двух третей»: одну треть запаса воздуха в баллоне ты тратишь на дорогу туда, а две трети оставляешь на дорогу обратно. Ничего не хочу предполагать, но, возможно, погибший решил рискнуть, и подумал, что назад он будет двигаться по течению и потратит меньше воздуха…
Вот и ответ – почему спасательная операция проходила так долго. Нужно было забазироваться за первым сифоном, потом пройти второй, и так же обосноваться за ним, и так далее, и так далее.
Параллельно с этим власти Таиланда работали над откачкой воды из пещеры и задействовали просто невероятный арсенал средств, откачивая по 50 тысяч тонн в час. И это была суперсложная техническая задача.
Подростки оказались запертыми внутри с очень ограниченным рационом. Воду, которая их окружала, пить было опасно. В данном случае более безопасно пить из притока: в пещере, помимо воды, которая течет под ногами, всегда есть ее другой источник: где-то вода всегда сочится со стен, идет капель, есть конденсатная вода, и это сравнительно чистые источники (по итогам спасательной экспедиции выяснилось, что дети так и поступили. – М. П.)
Когда мы работали в сопоставимых условиях в пещерах Китая (тропический карст), наши английские коллеги категорически не рекомендовали пить из любых подземных источников, и применяли только бутилированную воду. И это правильно, если пещера находится в сельскохозяйственном регионе, где много скота, или удобрений; пить воду даже под землей не стоит. Да и тропический лес кишит всяческой живностью, отходы от которой прекрасно заражают тёплую паводковую воду.
Еще один фактор везения – то, что в Таиланде ребята оказались заперты в теплой пещере при температуре +20 с лишним градусов. В любой относительно «северной» пещере главный враг – это холод, который готов убить в течение нескольких часов. Например, средние температуры по альпийскому (высотному) карсту в наших широтах – от +5 до +8 градусов.
В Таиланде и вода была теплой, спасатели работали в обычной одежде, некоторые даже без гидрокостюмов. Но здесь ждет другая опасность: любая ранка в условиях тропиков очень долго заживает и чревата нагноением. Поэтому на том же видео спасательной операции можно заметить, как, выходя из воды, люди в первую очередь обрабатывают мелкие порезы.
Что касается непосредственно спасения. Моей первой мыслью было использовать специальные подводные носилки. Российские спелеологи готовы были помочь и выехать в Таиланд по каналам организации Россоюзспас, с которой сотрудничают по спасению в пещерах. Но король Таиланда принял решение, что в этой ситуации справятся местные профессионалы без привлечения иностранной силы (хотя свою помощь, в том числе, предлагали очень сильные французские дайверы-спасатели).
Так что все люди, участвовавшие в спасении, были либо местные, либо легализованные, с официальной сертификацией и разрешением на работу.
В чем состояла наша идея (которая, в итоге и была реализована)? Существуют подводные носилки, на которые кладут пострадавшего в сухом мешке, надевая полнолицевую маску. Затем носилки пригружают под воду, и рядом с ними в зависимости от профиля хода тянут баллон с кислородом. Это откатанная технология, она неоднократно была использована в сифонах. Так что идея Илона Маска с «подводной лодкой» оказалась «изобретением велосипеда».
Один из важнейших факторов – то, что запертые дети за столько дней не потеряли силы духа и самообладания. Их 25-летний учитель, выросший в буддийском монастыре, смог мотивировать ребят, и сам ел меньше всех, чтобы помочь ученикам.
Я из своего личного арсенала в качестве борьбы с паникой могу посоветовать один способ: разговаривать с человеком. Когда что-то случается, нужно стараться поддержать, следить, чтобы пострадавший не выключился, присматривать за ним. Главное – сконцентрироваться на какой-то понятной идее, постараться обустроить быт, «свить гнездо»; сэкономить еду – что ребята в Таиланде и сделали. А еще – побольше спать, чтобы экономить энергию. И разговаривать стоит на отвлеченные темы, чтобы отогнать гнетущие мысли.
Чем бы еще могли помочь российские спелеологи? Поискать верхние входы в пещеру, потому что это всегда не исключено. Пещеры в Азии, в основном, исследуются снизу – это очевидно при таких широких и доступных входах. Лезть вверх изнутри – это более неочевидный путь, хотя существуют спелеологи-восходители. А мы привыкли спускаться в пещеру с поверхности и идти в глубину.
Что можно сказать в заключение? Главное – сделать правильные выводы из этой трагической ситуации. Не «закрывать пляж» после того, как там утонул отдыхающий, а научить людей плавать.
Если бы пещера Тхам Луанг была более изучена, была бы полностью нанесена на карту; если бы в ней работали сильные местные «сухопутные» спелеологи, они могли бы найти верхние входы и дополнительные выходы, и спасение детей произошло бы быстрее и с меньшими затратами и жертвами.
Главное, чтобы власти осознали, что не нужно запрещать спелеологию, потому что «от нее гибнут люди». Люди гибнут от всего – и, если бы эта наука развивалась в Таиланде на другом уровне, это позволило бы провести спасательные работы успешнее. К сожалению, люди теряются в пещерах по всему миру, и случаются истории с менее оптимистичными финалами.
***
Интервью подготовлено Mountainplanet.com
В спасении ребят основную роль, как-раз, сыграла международная команда дайверов, прибывшая туда в основном с англоязычных стран. Очевидно это было выбрано из-за лучшей коммуникации. Двое дайверов обнаруживших ребят были из Англии, причем в этой пещере они были впервые. Хотя большую помощь им оказывал англичанин живший в этой местности, который хорошо знал эту пещеру. Он кстати в интервью рассказал, что в этом году дожди пошли на две-три недели раньше, чем в последние годы, поэтому дети и попали в эту неприятность. Парень-тренер, кстати, тоже хорошо знал эту пещеру, он там тоже бывал много раз. А вообще, все-таки все проявили себя молодцом.
А Маск зря обиделся, что его лодку не использовали. Она ещё может пригодится в других случаях.
И, кстати, власти сейчас и не собираются закрывать пещеру. Наоборот, предполагая, что туда начнется паломничество, в том числе и из-за границы, они собираются её ещё лучше подготовить к посещению туристов, и усилить контроль за безопасностью в этом деле, а заодно и денег подзаработать.
А вы бы не озверели в ответ на это?
Пусть развивает, прорабатывает его сейчас без громких слов и пара, на будущее. Но боюсь он забросит его в дальний угол, т.к. это лишние расходы, а ему сейчас свои Теслы продавать надо и из кризиса вылазить любым способом
С не меньшим основанием можно сказать, что наоборот, это Демидов пиарится хлестким началом:"Маск был неправ". (Или Mountain Planet, если это была его идея начать рассказ такими словами).
Там ведь наверняка десятки людей разные варианты предлагали, большинство из них были отвергнуты - совершенно нормальный процесс решения сложной проблемы.
Он все-таки большИй спец, чем кто-либо другой...
Альпинистам, скалолазам ведь тоже порой не нравятся высказывания людей со стороны, особенно с асфальта...зачем его обижать..
Он высказал своё мнение, не горникам его обсуждать...
там под землей такая сложность, кто не был не понять....
согласись...
1." Но король Таиланда принял решение, что в этой ситуации справятся местные профессионалы без привлечения иностранной силы (хотя свою помощь, в том числе, предлагали очень сильные французские дайверы-спасатели)."
2."B cпacaтeльныx paбoтax учacтвoвaли oкoлo 90 дaйвepoв. B тoм чиcлe 50 инocтpaнныx — из Бpитaнии, CШA, Япoнии, Kитaя, Бpитaнии, Mьянмы, Aвcтpaлии. Двoe дaйвepoв — poдoм из Укpaины: Maкcим Пoлeжaкa и Bceвoлoд Kopoбoв."
Таким образом, утверждение автора текста является дезинформацией. Никому не зазорно поправить - хоть горнику, хоть кому.
https://edition.cnn.com/2018/07/11/asia/thai-cave-rescue-full-story-intl/index.html
На CNN ещё можно поискать интервью с непосредственно дайверами, участвовашими в операции. Там по ссылкам смотрите
https://moika78.ru/news/2018-07-10/35995-spaseniey-detey-iz-zatoplennoy-peshchery-v-tailande--khronika-sobytiy
Но во всяком случае в интервью разных дайверов именно так и было рассказано. А видео есть только тех участков, которые проходили в неполностью затопленных проходах, там да, их тащат в носилках.
На схеме по ссылке Sergey N именно так показано.