Зимние барсы в ожидании штиля

Пишет robinsya, 27.04.2018 05:53

Зимние барсы в ожидании штиля (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев, зимний снежный барс, зимний альпинизм)

Сергей Селиверстов, Семён Дворниченко, Алексей Усатых и Роман Абилдаев, минувшей зимой проложили новый маршрут на стене пика Корженевской. План был амбициозный - повторить прошлогодний успех и сходить дублем две горы, но жизнь распорядилась иначе.
21 мая участники проекта "Зимний Снежный Барс" выступают в Московском лектории РГО.
Самое время напомнить, о чём была эта экспедиция. В связи с чем я и публикую интервью с Семёном Дворниченко!

Сравни эту экспедицию с предыдущей!

Эта экспедиция была намного жёстче. Вне сомнения.

Почему?

Ну, в прошлой экспедиции мы пешком дошли до базового лагеря, да. Но в этом был и плюс. Мы туда пришли акклиматизированные к той высоте, нам было хорошо, мы стали работать дальше. А тут нас вертолет закинул. Нас пустили пожить в домик, у нас была газовая горелка: когда она работала, мы просто сразу задыхались. Просто она кислород сжигает, а ещё мы не акклиматизированные, так что первую неделю мы просто умирали. Потом всё наладилось. У нас был план. Мы настроились, что быстренько бежим на Корженеву, а потом уже, акклёманные на Корженеве, спокойненько тихой сапой лезем на Коммунизма. Но Корженева нас вообще не пускала.

Мы полторы недели вокруг неё плясали: и с одного боку подойдем, и с другого, но маршруты усложнились за счёт того, что снега не было. Мы брали с собой снегоступы, но мы вообще ими не воспользовались, потому что снега мы в принципе не видели. Сухо, то есть камни, камни, лёд, вот так вот. Так что то, что люди летом ходят пешком, стало ледовыми маршрутами, которые надо провешивать. Так что на классику мы не стали соваться: чистый лёд плюс ветер, нас с этого гребня просто сдуло бы. У нас один раз даже в базовом лагере баллон газа сдуло с крыльца.

Хороший ветерок.

Да, это в базе. А наверху мы смотрели прогноз постоянно. От 80 до 120 км/ч там дует. Причём постоянно и не переставая. Когда в базе ветер утихает, мы слышим, как дует на вершине. Прямо гул стоит постоянный. Так же как речка шумит, вот так же там ветер дует. Поэтому мы стали искать пути для первопрохода. В итоге мы только через ледник два дня искали проход. Там такая мешанина из льда и сераков, что мы просто два дня пробивались к горе.

А почему выбрали именно эту линию?

Это было логично. Южная экспозиция, то есть освещается солнцем, там теплее, плюс ближе всего к нашему базовому лагерю и – самое-самое – потому что она идёт между двумя гребнями. Между Классикой и Романенко. И мы пошли под защитой этих двух гребней, как бы в ложбинке. И то там задувало пару раз сильно. А на гребне я не знаю, что творилось.

В день штурма вершины по прогнозам там был ветер 20-30 км/ч. Было прохладенько. То есть на вершине стоять вообще не хотелось. Мы там укрытие себе нашли за вершиной, там прятались-грелись, потом, хоп, на вершину выскочили, быстро флаги повытаскивали и вниз. Ну не посидишь там. А чуть ниже спускаешься на наш маршрут и всё, штиль. Скорее, лёгкий бриз, я утрирую, но терпимо. Вот поэтому этот маршрут и выбрали.

Кто-то говорил, что вроде как летом там маршрут Романенко ходят, где вы прошли?

Мы в отчёте нарисуем все линии. Единственное, где пересекутся наши маршруты, – это скальный участок в полторы веревки. Всё. Остальное мы шли там, где точно никто не ходит летом. Мы лезли левее, как бы в яме, и тоже все по серакам. То есть там, где «просто ходят», мы фигачили лёд в лабиринте из сераков.

У нас было три таких ступени сераков на горе. В остальном там на горе лёд просто, хоть и с трещинами. У меня первый опыт был такой – по этим серакам прыгать. Вначале как бы было не по себе, а потом уже, когда вработались и подустали, особенно на спуске уже и не обращали внимание на эти дыры. Просто прыгаешь, как акробат, по мостикам ледовым ходишь. Но красиво, очень красиво.

В общем, мы выбрали этот маршрут, чтобы затаиться от ветра. А летом там народ точно не будет ходить, и я не буду ходить, потому что это сераки. Там и лавиноопасно, снега побольше летом всё-таки, чем зимой, как это ни парадоксально звучит. Плюс сераки же живут, дышат, текут, постоянно обваливаются, и летом там ходить просто рулетка.

Хорошо. Что случилось дальше на Коммунизме?

Ну, мы, получается, сходили на Корженеву наконец-то. Причем тоже не сбегали, то есть у нас получилось 7 ночевок на горе. 8 дней мы ходили. И, естественно, мы там подустали, больше сил потратили, чем планировалось перед Коммунизма, а пик Коммунизма – гора серьёзная. Вот мы в базе, значит, устроились отдыхать, три дня отдыхали. Раньше, даже если бы погода позволила, мы не вышли бы, смысла не было.

Потом погоды не было, мы просидели 6 дней в базе, ничего не делая, ожидая окошка. И психологически тяжело было сидеть. Мы вообще планировали 25 января уже вернуться по домам. С запасом. А в итоге мы на второе восхождение вышли 30 января.

Уже у всех сроки горят, работа, планы, это тоже давило. Вышли, когда появилось первое окошко, зная, что на вершину у нас уйдет 4-5 дней. И вот там окно должно быть, и мы под это окно идём… А окошко это отодвигается с каждым днём. А затем захлопывается. То есть сначала «окошко» это был ветер 5 км/ч, но с каждым днём прогноз добавлял по 5 км. Сначала 5, потом 10, 15. В общем, при ветре 60–80 км/ч так себе окошечко получилось.

Мы выбрались на Большое Памирское плато. Высота 5900 м. Маршрут идёт так, что надо на 6200 подняться и на 5900 спуститься. И через плато идти. Вот мы на этом плато и заночевали. Жёстко заночевали, потому что там дуло. Палатка у нас была закопана, так что её не унесло и не разорвало, но ветром положило и порвало оттяжки. Ветер был такой, что мне давило на грудь, больно.

Ужасы рассказываешь…

Вот. Мне пришлось повернуться на бок, чтобы я смог нормально дышать. На следующий день мы никуда не пошли, потому что всю ночь провели так. В снегу проснулись. А по прогнозам следующий день был ещё хуже. Мы такие утром встали, откопались и закопались. Построили стены вокруг палаток, стали готовиться к следующей ночи. А ветер после обеда зараза стих и всё, и на следующую ночь полный штиль. Надо было утром выходить. А мы поверили прогнозу и не вышли. Провели ещё одну ночь на 5900.

Сил нет уже, еды нет. Тяжко уже было. И решили с 5900 попробовать сходить. Вышли в 4 утра. Планировали выйти. Вышли в 5, конечно, как обычно бывает. Решили, что надо в 10 быть на Душанбе. Это почти 7000 м. Вот, и… не успели, поэтому развернулись. Потому что ночью спускаться с Коммунизма нафиг надо. Погода испортится, ещё что-нибудь. Так наша экспедиция закончилась.

Зимняя специфика вот эта очень интересна. Зимой холодно, там реально холодно, чем выше, тем холоднее. Мы ходим в тройных пуховых перчатках. То есть у тебя пуховые рукавицы в других пуховые рукавицах, более толстых и больших.

Логично.

И ты в них ничего сделать не можешь. То есть ты можешь в них только держать ледоруб или палочки. Всё остальное в них сделать нереально: перестегнуться, бур закрутить – ничего ты не можешь сделать. То есть ты верхнюю перчатку снимаешь, быстро что-то делаешь, если надо. Потом снова надеваешь и идёшь. Такая вот специфика.

И вот мы где-то на 5800–5700 на Коммунизма, и задул ветер. Такой, что мы стоим рядом и орём друг другу на ухо, чтобы другой услышал. Очки залепляет, перчатки не снимешь. Потому что, если ты сейчас снимешь верхнюю перчатку, ты без рук останешься. И вот мы стоим на станции и ничего не можем сделать: дует и дует, зараза, пыль вот эта снежная вся. Мы минут, наверное, 15-20 вот так стояли… ни вверх, ни вниз, никуда не двинуться. Серёга внизу на станции стоит: ни крикнуть, ни команду дать. Если мы между собой орём, так ему смысла вообще никакого нет. И мы подумали, что, если так будет до вечера дуть, мы просто здесь замерзнем нафиг, потому что двигаться ни вверх, ни вниз не можем, потому что ледовая стена и нужно как-то с верёвкой работать. И пока он дул, мы думали, что сейчас вниз повалим, когда перестанет. Через минут 15-20 он стих, и мы такие: фу, чур меня, и дальше полезли.

Интересный подход!

Да. Через 5 минут как перестало дуть, потеплело, мы согрелись: вымораживает конкретно этот ветер. А тут мы согрелись, и уже всё кажется не так плохо. А потом ещё и солнышко выглянуло. Вот и давай дальше!

Вы, я смотрю, оптимисты!

Думали, сейчас опять задует, да. Но дело в том, что ледовые участки на маршруте короткие. Это не техническая гора, маршрут идётся практически весь пешком.

А вы где шли? По какому маршруту?

По классике. Ещё у нас был случай. Снега было мало в целом, но на плато, на которое ты поднимаешься по маршруту Бородкина, снег копится. А под плато стена и склон, на который сдувает снег с плато. На плато поднимаешься по скальному гребню, а вот к этому скальному гребню идёт косая полка, здоровенная такая, обледенелая. Ну, там фирн был, вот, и она идёт прямо под стеной. И ты идёшь просто под стеной, той что на 5900. Перепад этой стены больше километра. И ты видишь на склоне битый лёд, явно прилетевший сверху, и довольно далеко от стены. Такое ощущение, что бомбардировка была. И летом под этой стеной все быстро-быстро бегают. Мы тоже быстро пробежали, на скальный гребень вылезли, сидим отдыхаем, и тут бомбануло. Весь склон как съехал, я таких лавин в жизни не видел так близко!

Минут на 30-40 мы с лавиной разминулись. Даже, может, меньше. Такая тишина… фигась, вторая, ещё одна, короче, контрольная!

Рома такой: «Что-то у меня нехорошее ощущение». Я говорю: «Ну, ясень пень, нехорошее ощущение»! Вот если бы мы где засиделись… (а 30-40 минут это вообще ни о чём за весь день) то просто экспедиция исчезла бы с радаров, мы бы перестали выходить на связь и всё. А летом бы нас где-нибудь нашли, наверное. В лучшем случае, может быть. Потому что такая огромная масса съехала, это вообще труба! Нам тупо повезло, потому что людей там летом частенько засыпает падающими со стены «шапками» и бешеными карнизами.

Любит вас природа.

Да… Потом мы лезли-лезли, боролись-боролись-боролись, скорость упала, мы перестали двигаться. С каждым днём все тяжелее становилось, потому что две горы за одну экспедицию это, конечно, перебор.

Это тяжело.

Мы это делаем не потому что хотим крутыми быть, а потому что это дешевле и занимает меньше времени. Но так как с Победой и Ханом не получилось.
Потом мы обсудили, что надо иногда хоть разворачиваться. Хороший опыт на самом деле учиться разворачиваться и не сожалеть. Мы развернулись, и ничего страшного. Зато умеем это. Теперь мы знаем, что мы можем развернуться. Потому что я очень сильно переживал, что у нас много работы было со спонсорами там, народ поддерживал, то есть давление такое общественное.

Ощущали давление?

Перед экспедицией было. Я очень переживал, что вопрос «идти или нет» встанет перед вершиной. Она уже вот. Мы уже на горе. Но оказалось, что в тот момент о спонсорах и тех, кто нас поддерживает, я вообще не думал. Решение повернуть назад принимали именно из обстановки: погода, усталость, высота, время – это учитывали, а общественное давление нет.

Думаю, те, кто искренне за вас болеет, они как раз давят минимально, потому что они всё понимают. И видеть вас внизу живыми и здоровыми намного ценнее. Я по поводу вот этих вот 30 минут в день, которые не играют роли, хотела спросить… Сколько времени у вас уходит на то, чтобы проснуться и собраться? С того момента, когда вы по пятому будильнику раскрыли глаза?

По-разному. В среднем часа два, потому что летом, например, на горе ты встаешь, готовишь кушать, собираешься и идёшь. Зимой это все происходит намного медленнее. То есть сначала ты конденсат собираешь в палатке, потом включаешь горелку и пытаешься просто согреть что-нибудь, чтобы можно было перчатки с рук снять и начать готовить. Плюс, естественно, вода закипает намного дольше. То есть одно дело, когда ты лёд топишь, который имеет температуру -5 градусов, другое дело, когда у льда температура -30. Так что зимой на готовку уходит больше времени. Ещё обязательно нужно греть и сушить всё. То есть если ты перчатки не просушил с вечера, тебе утром нужно их нагреть, чтобы они не были влажными, и обувь. Обувь тоже надо обязательно нагреть. Если ты в горах надеваешь обувь, ноги согреваются, и ты идёшь. А там если ты в холодную обувь суёшь ноги, то они не согреются. Они у тебя весь день будут мёрзнуть. Вот поэтому нужно нагреть внутренники и надеть, потом просушить внешники, чтобы не надевать ледышки. И всё это занимает время, время, время, время. На тебе много одёжки, ты медленнее двигаешься, поэтому мы назначали выход всегда на 8. А в 3–4 часа дня ты уже ищешь, где ставить следующий лагерь. Поэтому в день не очень много успевали проходить: световой промежуток короткий, а лагерь хорошо бы ставить не по темноте. Поскольку парни маршрут знали, один раз площадку выбрали и начали ставить лагерь в 3 часа. Знали, что дальше площадок не будет. Такая вот ерунда.

А из вас летом все были на Коммунизме?

Я не был. А все остальные – снежные барсы. Мне Коммунизма не хватает.

Может, туда сначала летом сходить?

Летом не интересно. И мне кажется, что летом даже опаснее, чем зимой.

А по состоянию маршрута… Вот зима, вот лето: то, что зимой меньше снега, сильно усложняет жизнь? И каково соотношение сложности, скорости и безопасности? Хотя лавину вы тоже нашли, молодцы.

Ну, лавина была из старого снега, что намело. Маршрут безопаснее, однозначно безопаснее, зимой, потому что всё смерзается и не тает, так как плюсовой температуры как таковой нет. Летом почему все эти лавины и камнепады? Потому что днём температура плюсовая, а ночью минусовая. И во время таких перепадов гора живет, дышит, и поэтому всё это валится. А зимой такого нет. На Хан-Тенгри мы через «бутылку» ходили и в 10, и в 12, как у себя дома спокойненько… а летом там надо до 6-ти утра проскочить: с 3-х до 6-ти народ бежит, и то не всегда это вариант. А зимой иди спокойно на любую гору. Единственное, ледовые участки придётся провешивать. Но если ты лёд хорошо работаешь, то тогда тоже не проблема. Хорошие буры и правильная техника помогают.

Возвращаясь к пику Корженевской. Опиши основные сложности маршрута, ключ маршрута где находится? Или он ровный?

Основные затыки у нас были на сераках. Много времени теряешь, пока ходишь лабиринтом. Потому что там дыры такие, что и не хочется даже в них смотреть, не то что перелазить. Просто нужно находить проходы. Плюс скальный участок, часть которого заледеневшая, а другая – очень мягкая порода. То есть там не монолит, всё сыпется. Страховочка была так себе, лезть не очень приятно по такому, потому что всё время камни живые. Никто, естественно, их не чистил там, и сама порода очень сильно там разрушенная. А выше 6000 основная чаша перед вершиной. Там просто тропёжка была, и высота уже поддавливала. Но главное – серакию

Пик Корженевской и пик Коммунизма одинаковыми породами сложены или разными по характеру скал?

Наверное, одинаковые. На классике на Коммунизма скал чуть-чуть совсем. Мы пешком их прошли. Зимой в основном там всё лёд. Там ещё так интересно: с 6200 нужно свалить на 5900. Ну, люди берут и сваливают просто пешком. У нас это 300 метров ледяной стены получилось. Ну, мы там не стали страховаться, развязались и пошли короче вниз. Ещё в тумане…

А стены пика Коммунизма зимой проходимы?

Да. Мы на неё облизывались ещё до Корженевы. После Корженевы мы, конечно, уже перестали облизываться. А так там всё логично, нашли речечку такую, которую в принципе может быть даже и не бомбит, так как над ней нет карниза. Но нужна хорошая акклиматизация, чтобы за день выскочить на плато. Иначе на этой стене ночевать ночью – вот это проблема. Палатку там поставить негде в принципе.

Либо ты идешь акклиматизируешься, на плато всё закидываешь и эту стену потом долбишь налегке. Там получается с 4600 где-то надо вылезти на 5800. Это 1200 набор высоты… надо пролезть за световой день. Либо веревок два километра привезти и повесить, например, часть, а потом уже…

Разногласий в команде не было? Никто не хотел в соло бежать на вершину? (смех)

Разногласия были, конечно. Тогда это всё серьёзнее выглядело, а сейчас философски к этому отношусь. 4 человека месяц вместе… У нас снова же получился месяц и один день, один в один с прошлогодней экспедицией. Мы тогда 13го из машины вышли и 13го к машине подошли. А здесь получилось 6го нас вертолёт закинул и 6го нас вертолёт забрал. Вот так интересно.

Спорили. В основном это было до горы, в базе, на подходах, у всех было право голоса. Тогда уже к консенсусу приходили. А в конце концов на горе уже споров не было. На горе есть капитан, он командует, никакой анархии, потому что ну его нафиг. Обычно на горе кто-то начнет умничать и спорить, ну это жопа. Это может привести к какому-нибудь несчастному случаю точно. Поэтому на горе никаких споров, всё жёстко.

Фото из архива команды
Видео из экспедиции смотреть здесь!

Спасибо за помощь в публикации материала Екатерине Никулиной и Алине Тарзименковой